Диагностика регулятивных ууд в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Диагностика уровня развития регулятивных УУД младших школьников.

В таблицах 1-3 приведены индикаторы сформированности умения учиться и способности к организации своей деятельности, и сследовать которые возможно методом наблюдения.

Анализ развития целеполагания в начальной школе позволяет выделить шесть его уровней (табл.1)

Уровни сформированности целеполагания

1. Отсутствие цели

Предъявляемое требование осознается лишь частично.

Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели требования)

Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал

2. Принятие практической задачи

Принимает и выполняет только

практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется

Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий

познавательной задачи в практическую

Принимает и выполняет только

практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется

Осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения

практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий

4. Принятие познавательной цели

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения;

четко выполняется требование познавательной задачи

Охотно осуществляет решение познавательной задачи, неизменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), может дать отчет о своих действиях после принятого решения

5. Переопределение практической

задачи в теоретическую

Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует

познавательную цель и строит

действие в соответствии с ней

Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствием адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения

постановка учебных целей

формулирует познавательные цели, выходя за пределы

Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность

приобретает форму активного исследования способов действия

Оценка уровня сформированности контроля у учащегося начальной школы соответствует основным положениям концепции П.Я. Гальперина, согласно которой идеальная сокращенная автоматизированная форма контроля представляет собой процесс внимания (табл.2) .

Уровни развития контроля

1. Отсутствие контроля

Ученик не контролирует учебные

действия, не замечает допущенных

уровне непроизвольного внимания

Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно,

в малознакомых действиях ошибки

допускает чаще, чем в знакомых

контроль на уровне

Ученик осознает правило контроля,

но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки.

уровне произвольного внимания

При выполнении действия ученик

ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи

другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать

Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы

Задачи, соответствующие усвоенному способу, выполняет безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

Оценка как компонент учебной деятельности может быть охарактеризована такими свойствами, как адекватность, надёжность, полнота (А.В. Захарова, Л.В. Берцфаи). Выделяют шесть уровней сформированности действия оценки как компонента учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика,1993).

В таблице 3 представлены основные показатели и поведенческие индикаторы сформированности оценки к концу начальной школы.

Уровни развития оценки

Ученик не умеет, не

пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия — ни самостоятельно, ни по просьбе учителя

Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно

решения поставленной задачи

Умеет самостоятельно оценить свои

действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается это сделать; может оценить действия других учеников

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт — знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

Свободно и аргументированно оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи

Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения, учитывая изменения известных ему способов действий

Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом

5. Актуально адекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия

Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения

Типовые задачи для оценки сформированности

регулятивных универсальных учебных действий

Цель: выявление умения руководствоваться системой условий задачи.

Оцениваемые универсальные учебные действия: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Возраст: 6,5 -8 лет

Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.

Методика включает 6 задач. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 6 - четырехлучевая звезда.

hello_html_m53f54ba7.jpg
hello_html_m433f3a24.jpg

Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Экспериментатор говорит: "Обратите внимание на листок, который лежит перед вами. Посмотрите: у вас нарисовано тоже же, что и у меня".

Указывая на вершины треугольника-образца, экспериментатор продолжает: "Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, "треугольник" экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять.

Теперь посмотрите на своё изображение: эти точки одинаковые или нет?" Получив ответ "нет", экспериментатор говорит: "Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его".

Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется.

Оценка выполнения задания

Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом. В каждой задаче прежде всего устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 - любой четырехугольник, в задаче № 6 - любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до выше перечисленных, также считаются воспроизводящими образец.

Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 - луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. не содержащий соединения одинаковых точек).

Кроме того, начисляется по одному баллу за:

1. соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;
2. полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);
3. одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).

Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 - от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 - от 0 до 7.

Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).

Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются.

В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка - число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).

Интерпретация результатов

33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.

Проба на внимание ( 3, 4 класс)

(П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.

Возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Т е к с т 1

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто то окликнул

меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Т е к с т 2

На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился.

Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т. п.

Уровни сформированности внимания:

1. Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания.

2. 3—4 — средний уровень внимания.

3. 0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания.

Методика на выявление умения принимать

и сохранять задачу воспроизведения образца

( 1, 2, 3, 4 классы)

Оцениваемые универсальные учебные действия: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.

Текст задания. Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).

hello_html_m253867cc.jpg

Оценка выполнения задания:

3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены;

2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;

1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.

В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок "–" в дополнение.


В статье рассмотрены результаты диагностики регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: младшие школьники, регулятивные универсальные учебные действия, начальная школа, диагностика, федеральный государственный образовательный стандарт

In the article the results of diagnostics of regulatory universal educational actions in children of primary school age are considered.

Keywords: junior schoolchildren,regulatory universal educational actions, primary school, diagnostics, Federal state educational standard

Более детально рассмотрим группу регулятивных УУД. Они помогают учащимся организовывать их учебную деятельность. Н. Г. Салмина выделяет в начальной школе такие регулятивные учебные действия: умение планировать, контролировать, оценивать; способность принимать, сохранять и следовать целям и задачам учебной деятельности; умение планировать свою деятельность и действовать в соответствии с выработанным планом, преодолевать импульсивность и непроизвольность, контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение адекватно реагировать и воспринимать оценки и отметки, различать объективную трудность задачи и субъективную сложность, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в любых видах деятельности [2]. Также происходит формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, основ оптимистического восприятия мира, готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов их разрешения.

А. Г. Асмолов относит к ним: целеполагание (умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца), планирование (планировать своё действие в соответствии с заданным образцом), прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик), коррекцию (вносить необходимые коррективы в исполнение), контроль (осуществлять контроль по результатам и процессу), оценку (оценивать правильность выполнения действия) и саморегуляцию (мобилизовать свои силы и энергию, преодолевать препятствия) [2].

С целью совершенствования работы по формированию и развитию регулятивных учебных действий детей младшего школьного возраста нами был проведен педагогический эксперимент. На констатирующем этапе мы выявляли уровень их развития (а именно: действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки и саморегуляции) у 25 учащихся в возрасте от 9 до 10 лет (3 класс).

В ходе педагогического исследования получены следующие фактические данные [Рис. 1].


Высокий уровень действий контроля выявлен у 2 учащихся, что составляет 8 %, это значит, что младшие школьники очень внимательны и контролируют свою деятельность, проявляют наблюдательность, сообразительность и используют воображение при выполнении заданий. Средний уровень показали 16 учеников, что составляет 64 %, это говорит о том, что такие учащиеся недостаточно внимательны при выполнении заданий, контроль деятельности происходит не так активно, как у их одноклассников с более высокими показателями. Низкий уровень действий контроля имеют 7 учащихся, то есть 28 %, у таких учеников слабо развито внимание и умение контролировать выполнение заданий, они часто отвлекаются, что мешает им качественно заниматься.

При наблюдении за учащимися в ходе выполнения задания, было замечено, что не все проверяют текст несколько раз, возможно именно поэтому так мало высоких показателей, но при этом большинство читают его вслух. Большинство допущенных ошибок являются смысловыми (пропуск слов в предложении), также часто встречается подмена или пропуск букв в словах, реже — слитное написание слов с предлогами.

Полученные данные свидетельствуют о том, что такое регулятивное универсальное учебное действие, как контроль, у большинства учащихся класса развито на среднем уровне.

В ходе педагогического исследования получены следующие фактические данные [Рис. 2].


Высокий уровень саморегуляции показали 5 учеников, то есть у 20 %, это говорит о том, что учащиеся легко могут мобилизовать свои силы и приложить волевые усилия, не отвлекаться от выполняемой работы. Средний уровень имеют 15 младших школьников, что составляет 60 %, данной категории учащихся немного труднее регулировать свои действия, они могут отвлекаться от работы, но делают это редко и быстро возвращаются к её выполнению. Низкий уровень саморегуляции выявлен у 5 учеников, то есть у 20 %, это связано с тем, что учащиеся не стараются, слабо проявляют свои волевые качества и не прилагают усилий для выполнения заданий.

Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства учащихся действия саморегуляции, а именно: мобилизация воли, находятся на среднем уровне, но при этом есть и низкие показатели.

В ходе педагогического исследования получены следующие фактические данные [Рис. 3].


Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований зафиксирован у 6 учащихся, что составляет 24 %, данная группа младших школьников может сознательно контролировать свои действия. Средний уровень имеют 16 учеников, то есть 64 % учащихся ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности. Низкий уровень регуляции действий выявлен у 3 учащихся, что составляет 12 %, это говорит о том, что младшие школьники постоянно нарушают заданную систему требований, предложенную взрослым.

Совокупность данных методик позволяет условно отнести учащихся к одной из трех групп: с высоким, средним и низким уровнем сформированности регулятивных универсальных учебных действий.

Высокий уровень развития наблюдается у учащихся, которые демонстрируют целенаправленное и планомерное управление своей деятельностью и поведением, соподчиняют мотивы, осуществляют целеполагание и сохраняют цель, способны прилагать волевое усилие для её достижения, строят своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществляют планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Младшие школьники, находящиеся на среднем уровне сформированности регулятивных универсальных учебных действий, могут выполнять все описанные выше действия, но порой они сталкиваются с трудностями в их выполнении.

Низкий уровень указывает на то, что учащиеся не умеют ставить цели и следовать им, планирование, контроль и оценка своей деятельность вызывает у них трудности и им сложно мобилизовать силы для их преодоления, их необходимо возвращать к заданиям и корректировать выполнение работы.

Полученные данные свидетельствуют о том, что такие регулятивные УУД как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка у учащихся данного 3 класса развиты в основном на среднем уровне, но есть и низкие показатели, следовательно, необходимо повышение уровня развития данных регулятивных действий. Это может быть достигнуто при применении учителем различных методов, приёмов и способов, способствующих формированию регулятивных УУД: создание проектов, кейс-технология, дебаты, анализ текста, составление кроссвордов, работа со схемами, таблицами и картами, исследовательская деятельность (опыты и эксперименты), конкурсы, клубы по интересам, концерты и выставки.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2016. — 47 с. — (Стандарты второго поколения).

2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — (Стандарты второго поколения).

Основные термины (генерируются автоматически): действие, учащийся, выполнение заданий, данные, контроль, уровень, задача воспроизведения образца, младший школьный возраст, начальная школа, правильность выполнения действия.

Универсальные учебные действия - это система обобщенных действий обучающегося, навыков и умений, связанных с ними. УУД обеспечивают способность к самостоятельному усвоению новой информации, умений, знаний, сознательному и активному получению социального опыта, самосовершенствованию, всестороннему развитию личности ребен ка.

Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД – это действия планирования сотрудничества, постановки вопросов, разрешения конфликтов, управления поведением партнера, умения выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка.

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Детям раздаются шаблоны варежек. Их задача раскрасить их одинаково.



Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.

Пример: Раздаются детям карточки с животными, они должны разделить их в две или три группы. На какие группы надо разделить, учащиеся должны решить сами.

Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи.

Одному дается карточка с изображением пути к дому, другому — карточка с ориентирами-точками. Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому.


Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера).

На занятии в кружке рисования за квадратным столом сидят четверо школьников – Света, Люда, Кирилл и Петя. Они рисуют разноцветные яблоки, лежащие в вазе в центре стола (ваза с красным, желтым, зеленым и розовым яблоком). Раскрась и подпиши рисунок каждого из четырех художников (четыре рамки с одинаковыми изображениями вазы с не закрашенными яблоками).


Личностные УУД

Личностные УУД включают в себя действия самоопределения (мотивации учения, формирования основ гражданской идентичности личности), смыслообразования, нравственно-этического оценивания.

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.

Учащимся предлагается нарисовать на листе бумаги лестницу из 10 ступенек. На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

За первый ответ (А) – 2 балла, За второй ответ (Б) – 1 балл, За третий ответ (В) – 0 баллов.

Опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:

1.Тебе нравиться когда тебя хвалят твои одноклассники?

А Нравиться Б Не очень нравиться В Не нравиться

2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорилна улице?

А Сделаю замечание и помогу убрать Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет

В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

3. Ты взял у друга почитать книгу и порвал ее, как ты поступишь?

А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую

В Тихонько отдам, чтобы не заметили

4. Что ты сделаешь, если в столовой во время еды разлил суп и накрошил на столе.

А Извинюсь и уберу за собой

В Ничего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты приходишь в школу в мятой одежде?

А Нет Б Иногда В Да

6. Как ты поступишь если твой друг испортил вещь учителя и спрятал ее?

А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке

Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

В Сделаю вид, что не заметил

7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?

А Часто Б Иногда В Почти никогда

8.Часто ли ты предлагаешь друзьям помощь?

А Часто Б Иногда В Почти никогда

Высокий уровень (12-16 баллов)

Средний уровень (6-11 баллов)

Низкий уровень (0-5 баллов)

Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Предлагается быстро закончить предложения, содержащие рассуждения на тему морали.

Если я понял, что поступил неправильно, то…

Когда мне трудно принять правильное решение, то…

Если кого – то обижают в моем присутствии, то…

Если бы мой друг оказался в беде, то…

Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм. Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Поставь оценку мальчику (девочке) в каждой ситуации.

1. Мальчик не почистил зубы.

2. Девочка не предложила помощи друзьям в уборке класса.

3. Мальчик пришел в школу в чистой одежде.

4. Девочка не помогла маме помыть посуду.

5. Мальчик уронил книгу.

6. Мальчик во время еды разлил суп.

7. Девочка не угостила родителей конфетами.

8. Мальчик вымыл дома пол.

9. Девочка угостила ребят яблоками.

10. Мальчик уступил место пожилой женщине.

Познавательные УУД

Познавательные УУД включают в себя логические, общеучебные действия, формулирование и решение проблемы.

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение. Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.


Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков. Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.

Море (пляж, пальма, волна, кепка, мячик).

2. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Молоток (нож, гвоздь, окно, доска, мыло).

5. Треугольник (угол, сторона, линейка, дерево, ручка).

6. Умножение (равно, произведение, сумма, множитель, сравнение).

7. Машина (колесо, трасса, окружность, краска, дверь).

8. Кроссворд (глаза, решение, клетка, слово, вопрос).

9. Шампунь (краска, происшествие, волосы, бумага, вода).

10. Игра (шашки, игроки, фишки, наказания, правила).

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

16. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

Цель: выявление уровня развития логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Цель: выявление уровня развития словесно- логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Закончи предложение, использовав слово в скобках.

У ботинка всегда есть . (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы).

В ледяной пустыне живет. (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин)

В году . (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.)

Месяц осени . (сентябрь, декабрь, февраль, июнь, март)

Национальное животное нашей страны. (соловей, медведь, орел, заяц, олень)

Сестра старше своего брата. (редко, всегда, часто, никогда, иногда)

Время утренней зарядки. (вечер, день, утро, полдень, понедельник)

У дерева всегда есть. (листья, цветы, плоды, корень, тень)

Ягода . (персик, лимон, арбуз, лайм, манго)

Пассажирский транспорт. (комбайн, поезд, элеватор, экскаватор, тепловоз)

Регулятивные УУД

Регулятивные УУД определяют, как действия организации учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание , планирование , прогнозирование , контроль , коррекция, оценка , саморегуляция .

Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания выкладывания узора по образцу.

Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Ребенку предлагается выложить фигуру по образцу.



Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля.

Стоял тёплое сентябрьский день. Страный шум до носился за молодого ельнека. Мы осторошно раз двинули ёлочьки. Наземле сидел крупный ястреп. Своими коктистыми лапами она прижимала к земле кусок пчилиных сот. Пчолы атаковали пернатого разбойника. Ястреп спокойно лакомился мёдом. Вот он медлено сложился могучими крыльями и полетел в чащю. Вкогтях он держал соты.

Приход весны.

Читайте также: