Диагностика по мелкой моторики в доу

Обновлено: 05.07.2024

положительные эмоции, удивляет своей непредсказ уе мостью. В процессе рисования, дети у чатся н аблюдать, рассу ждать, делать выво ды.

Эффективно развивается воображение и восприятие, внимание и усидчивость, происходит обогащение словарн ого запаса детей,

формируются навыки контроля и самоконтроля. Необычные материалы и ори гинальные техники, используе мые в х удожес твенно -

эстетической деятельности, вызывают и нтерес д етей тем, что здесь нет абсолютно никаких запретов, можно рисовать, чем х очется и как

хочется и даже п ридумать свою н еобычную техни ку. Все это помогает воспитателю развить личность ребенка, формировать в нем

Считаю, что проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте невероятно акт у альна, так как она способству ет разви тию

согласованности в работе р уки и глаза, сове ршенствованию коорд инации движений, точности в выполнении де йствий. Нару шение

мелкой моторики у дошкольников значительно затрудняет овл адение письмом в начале шк ольного обучения и треб ует своевременной

коррекции. И поэтом у очень важно, начиная с раннего воз раста, знакомить детей с разнообразием тех ник и способов нетрадици онно го

рисования, их особенностями, проб ужда ть в каждом ребенке вер у в его инди видуальность, творческие способности. А также эт от вид

продуктивной деятельности делает руку ребенка уверенной, у мелой, легко и свободно у правляющей инстр у ментом и тогда б у дет

развиваться творчес кая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуа циях, что конечно очень важно для

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используя данный материал, можно провести диагностику развития мелкой моторики рук старших дошкольников.

Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников.

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук старших дошкольников.

Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:

блок 1: упражнения на координацию движений;

блок 2: повторение фигур из пальцев;

блок 3: работа с бумагой;

блок 4: графические упражнения.

Каждому ребенку предлагается выполнить ряд заданий из предложенных блоков, за которые педагог выставляет соответствующий бал:

1 балл – ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого или не справляется совсем;

2 балла – ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения, иногда не полностью или неточно;

3 балла – ребёнок с заданием справляется полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.

Блок 1. Упражнения на координацию движений.

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (распрямленная ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная). Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом. Когда ребенок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счет 1, 2, 3. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

Ребенок по указанию педагога как бы растирает комочек соли.

Ребенок по указанию педагога как бы катает шарик в ладонях.

Блок 2. Повторение фигур из пальцев.

Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти фигуры:

Блок 3. Работа с бумагой.

На листе плотной бумаги нарисованы четкими линиями различные фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контуру.

Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам.

Блок 4. Графические действия (отдельная система баллов).

На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом (рис. 1). Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки.

3 балла – без ошибок;

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии;

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.


3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю;

2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю);

1 балл – 3 и более ошибок.


На рисунке изображен лес. Ребенку нужно обвести рисунок точно по контуру, не отрывая карандаш от бумаги.

3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии;

2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии;

1 балл – 5 и более раз сошел с линии.


По окончании обследования высчитывается средний балл на каждого ребенка, т.е. суммируются баллы по всем заданиям и делятся на общее количество заданий (12). По среднему баллу определяется уровень развития мелкой моторики рук.

Высокий уровень (средний балл равен 2, 6 – 3) - у детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Средний уровень (средний балл равен 2 – 2,5) – у детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги, графических упражнениях.

Низкий уровень (средний балл равен 1 – 1,9) - у таких детей мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Развитие мелкой моторики у дошкольников

Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий. Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.

Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ

Одной из проблем, вызванной ухудшением экологической ситуации на нашей планете, стало увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития. На настоящий момент эта цифра превысила 50 процентов, хотя в конце ХХ в. речь шла только о 17 процентах. Поэтому и воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики. Этот вид заданий применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия по отдельным группам.

С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, детали — более мелкими. Это направлено на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений.

Девочка, сидя за столом, перебирает крупу

Перебирание крупы — увлекательнейшее занятие для малыша

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Автор:

В. А. Сухомлинский

Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.

Задачи занятий

  • Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие тактильной чувствительности рук.
  • Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Развитие речи, улучшение произношения звуков.
  • Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.
  • Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
  • Подготовка руки к письму.
  • Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).
  • Снятие психоэмоционального напряжения.

Мальчик рисует ладошками

Рисование пальчиковыми красками развивает тактильную чувствительность

Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ.

Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп

Виды развития мелкой моторики ребёнка

Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника:

  • Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
  • Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.
  • Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.

Девочка пишет в тетради

Для овладения навыком письма важно, чтобы ребёнок правильно держал ручку

Система занятий по развитию мелкой моторики в дошкольном учреждении учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в занятия включаются упражнения, направленные на решение этой задачи. Педагоги привлекают к работе и родителей, потому что отработку мелких движений с детьми нужно проводить постоянно: во время игр, выполняя несложные поручения по дому, одеваясь и раздеваясь самостоятельно.

Игры на развитие мелкой моторики в детском саду

Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.

Для дошкольников старшего возраста можно включать в занятия представления из театра теней.

Сделанные своими руками дидактические пособия для игр с прищепками

Такие игры с прищепками не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цветов

Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ

Фотогалерея: примеры игр для развития мелкой моторики

Фотогалерея: театр теней

С помощью театра теней можно показывать различных животных Данные фигуры не так просты в исполнении, как кажется Ребёнок должен запомнить определённое положение рук для получения соответствующего образа

Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ

Как правило, те или иные упражнения по развитию мелкой моторики воспитатель включает в ежедневные занятия с детьми. Но можно провести полноценный урок, ориентированный на достижение этой цели. Как и любое занятие с дошкольниками в детском саду, оно состоит из 3 частей:

  1. Вводная часть: в неё включаются упражнения для разминки пальцев, кистей рук; здесь же происходит завязывание сюжета занятия, используются приёмы для повышения интереса детей к участию в уроке.
  2. Основная часть: используя развитие сюжета, включаются упражнения, соответствующие поставленным задачам.
  3. Заключительная часть: подводятся итоги занятия, проводится релаксация.

Дети изучают свойства кинетического песка

Занятие может быть посвящено лепке из кинетического песка или солёного теста

Таблица: пример конспекта по развитию мелкой моторики во второй младшей группе

В.: Верно, эти помощники — наши пальчики. Наши пальчики дружные и послушные. Давайте покажем, как они умеют здороваться.

  • Здравствуй, солнце золотое!
    Здравствуй, небо голубое!
    Здравствуй, вольный ветерок!
    Здравствуй, маленький дубок!
    Мы живём в одном краю —
    Я вас всех приветствую! (Дети на каждую строчку стихотворения поочерёдно соединяют одноимённые пальчики).

В.: На каждой руке есть по пять пальчиков. Они хоть и похожи, но у каждого пальчика есть своё имя. Давайте вспомним, как зовут наши пальчики.

  • Разожми свой кулачок,
    Посмотри скорей-ка:
    В кулачке твоём живёт
    Славная семейка.
    Первый палец главный самый,
    Он, как папа, он большой.
    И совсем похож на маму
    Указательный, второй.
    Третий палец — средний,
    Твой братишка пятилетний,
    А четвёртый очень странный,
    Оттого, что безымянный.
    У него, как у щенка,
    Нету имени пока.
    А мизинец — пятый пальчик,
    Как его мне не узнать?
    Это ты и есть, мой мальчик,
    Научившийся считать. (Дети постепенно разжимают свои кулачки сначала на левой руке, дотрагиваясь пальцами правой до каждого пальчика, поглаживая их, затем — на правой).

В.: Наши пальчики — наши волшебные помощники. Они обязательно должны трудиться. Давайте разбудим их перед тем, как приняться за работу.

В.: Что ж, попробуем открыть сундучок. (Пытается приподнять крышку, не получается).

  • Что же это получается?
    Сундучок опять не открывается!
    Погодите, мы не станем унывать,
    Надо Лизины загадки отгадать!
  • Плаваю под мостиком
    И виляю хвостиком.
    По земле не хожу,
    Рот есть, да не говорю,
    Глаза есть — не мигаю,
    Крылья есть — не летаю. (Рыба).

Воспитатель достаёт бумажную заготовку рыбы без плавников и хвоста.
В.: Ребята, чего не хватает нашей рыбке? Давайте починим её с помощью прищепок, которые мы нашли. (Дети прикрепляют прищепки на место плавников и хвоста). Молодцы! Послушайте вторую загадку.

  • Зимой и леток одним цветом. (Ель).
    (Дети прикрепляют прищепки вместо иголок).
  • Всех лохматых расчесать,
    Кудри в косы заплетать,
    Делать модную причёску
    Помогает нам… (Расчёска).
    (Дети чинят поломанную расчёску. Вместо недостающих зубчиков прикрепляют прищепки).
  • Он в лесу живёт под ёлкой,
    Носит острые иголки.
    Ходит-бродит вдоль дорожек
    Весь колючий братец… (Ёжик).
    (Дети прикрепляют прищепки ёжику вместо иголок).
  • Ночью спрячется оно —
    Станет во дворе темно.
    Утром снова к нам в оконце
    Бьётся радостное… (Солнце).
    (Дети прикрепляют прищепки вместо лучиков).

В.: Мы отгадали все Лизины загадки. (Вновь пытается открыть сундучок, но не удаётся.)

  • Что такое? Как же так?
    Не открыть его никак!
    Сундучок мы отопрём,
    Если рисовать начнём.

Воспитатель выставляет на мольберт солнышко.
В.: Ребята, почему стало так светло и тепло? А на что похоже солнышко? Можно сказать, что оно похоже на цветок? Чем? А какое оно, солнышко? Если бы вы рисовали солнышко, с чего бы начали? После того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Посмотрите, у меня солнышко есть, а у вас пока нет. Сейчас наши пальчики превратятся в волшебные карандашики, и каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас будет ещё светлее и теплее. (Дети подходят к подносам с манной крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе).
В.: Ещё наши пальчики умеют рисовать в воздухе.

  • Мы кружок нарисовали,
    Наши пальчики устали.
    Мы руками потрясём
    И рисовать начнём. (Дети под музыку указательным пальчиком обводят в воздухе фигуры: круг, черту, волну, точку).
  • Вот и песенке конец!
    Сундучок наш, наконец,
    Свою крышку приподнял!
    Что же он от нас скрывал?
    Да здесь же сладости лежат
    Для ребят и для девчат!

Воспитатель открывает сундучок и обнаруживает в нём конфеты.

  • До свиданья, до свиданья,
    Приходите к нам опять,
    До свиданья, до свиданья,
    Будем с Лизой мы играть!
    До свиданья, до свиданья,
    Приходите к нам ещё,
    До свиданья, до свиданья,
    Мы вас любим горячо!

Таблица: пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе

  • Создание положительного эмоционального фона,
  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности рук,
  • освоение элементов самомассажа,
  • развитие навыков письма и артикуляторной моторики.
  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
  • Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  • Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
    • произвольное внимание;
    • логическое мышление;
    • зрительное и слуховое восприятие;
    • память;
    • речь;
    • умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
    • контроль за собственными действиями.
    • Каждый день — всегда, везде,
      На занятиях, в игре
      Смело, чётко говорим
      И тихонечко сидим.

    Дефектолог: Что же могут наши пальчики? (Держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать…). Наши пальчики могут всё, значит, они волшебные! Умелыми пальчики становятся не сразу. Мы с вами поможем быть пальчикам умелыми, мы будем выполнять упражнения, которые помогут вам научиться красиво писать, рисовать.
    Разминка (зарядка) для рук (самомассаж).

    • Чтобы нам писать красиво
      И красиво рисовать,
      Пальчики должны размять,
      Сделать нужно упражнения,
      Чтобы пальцы укреплять.
    • Вверх ладошку подниму
      И пилить её начну.
      Не пугайся, ведь пила —
      Это правая рука.
    • Раз, два, три, четыре, пять —
      Будем пальцы разминать.
      Каждый пальчик разминаем
      И опять всё начинаем.
    • Пальчики мы разминаем
      И с большого начинаем
      Каждый пальчик разотрём —
      На другой руке начнём.
    • Две синички прилетели (машут кистями рук, изображая крылья),
      На ладошки дружно сели (показывают ладошки),
      Стали семечки клевать
      И тихонько напевать (стучат указательными пальчиками по ладошкам).
      Мы погладим нежно птичек (гладят ручки с обеих сторон)
      И отпустим невеличек (встряхивают кистями рук и машут ими, как крылышками).

    Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду

    Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:

    • Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
    • Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
    • Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
    • Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
    • Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).
    • Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.

    Дети сидят за столом, перед ними лежат выполненные аппликации из геометрических фигур

    Для верного определения уровня развития ребёнка важно проводить диагностику в комфортной для малышей обстановке

    Все диагностические упражнения выполняются детьми после показа воспитателем. Желательно фиксировать информацию в непринуждённой обстановке, создавая игровые ситуации.

    мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста

    Одна из трудностей, которые возникают у первоклассников в период обучения грамоте, это выполнение различных графических упражнений. Почему так происходит?
    Можно выделить три основные причины:

    • во-первых, отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений,
    • во-вторых, недостаточная зрелость мелкой мускулатуры кистей рук,
    • в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений.

    Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности. Игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребёнка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

    Определить уровень развития мелкой моторики и координации движения рук можно с помощью специальных упражнений.

    Диагностики развития мелкой моторики руки старшего дошкольника

    Тест рассчитан на детей 5,5-10 лет. Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития сенсомоторной координации и тонкой моторики рук.

    Ребенку дается задание нарисовать такой же домик, как на образце. Во время работы ластиком пользоваться нельзя!
    По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать следующее:

      ;
    • как он работает с образцом, часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;
    • быстро или медленно проводит линии;
    • высказывания и вопросы во время рисования;
    • после окончания работы предложить проверить, все ли нарисовано.

    Обработка материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считаются:

    • отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла)
    • увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь)
    • неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла)
    • неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл)
    • отклонение прямых линий более чем на 30 от заданного направления (1 балл)
    • разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв)
    • залезание линий одна за другую (1 балл)

    Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Но следует учитывать возраст. Ребёнок в 5,5 лет редко получает 0 баллов. А вот если десятилетний заработал более 1 балла, то это серьёзный сигнал.

    Диагностика развития мелкой моторики рук

    Тест Куглера

    На листе бумаги нарисовано 7 фигур, постепенно усложняющихся (см. рисунок выше). Ребенку дается задание срисовать их как можно точнее. Бумага должна быть нелинованная.
    Фигура 5 (крест) должна быть выполнена 7-летним ребенком (норма). Невыполнение фигуры 5 восьмилетним ребёнком говорит о задержки развития. К моменту поступления в школу ребёнок должен уметь выполнять фигуры 5,6,7.

    Графомоторные дорожки

    Готовность руки к овладению письмом

    Рисование простых узоров (рис. 4 и 5) на листе нелинованной бумаги мягким простым карандашом. Если ребенок, хорошо справляется с заданием, значит достаточно готов к работе, которая его ожидает при обучении письму. Если же нарисованные им узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму и т.д., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев.

    • Высокий уровень — узоры продолжает правильно
    • Средний уровень — допускает ошибки в чередовании элементов либо в пропуске какого-то из них
    • Низкий уровень — продолжить узор не может, выполняет путем прямого копирования заданных элементов.

    Тест на выявление способности к дифференцированию усилий кисти руки

    Покажите ребенку рис. 6 и 6а. Попросите малыша заштриховать облака так, чтобы одно было темное, а другое светлое. А также закрасить фигуры в соответствии с образцом.

    Диагностика развития мелкой моторики рук

    Теппинг — тест

    График изменения работоспособности (выносливости)
    Если вначале ребенок работает быстрее, а затем идет снижение кривой, это свидетельствует о его быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или ровная линия свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это проводить для обеих рук.
    Обязательным условием теста является работа в максимальном темпе без остановки.

    Диагностика развития мелкой моторики рук

    Графический диктант

    Тест на выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.
    Ребенок получает лист бумаги в клетку, на котором обозначены 4 точки (опорные), они служат началом выполнения задания.
    Инструкция для ребёнка: проводить следует только те линии, которые я буду диктовать. Когда проведешь линию, жди, пока я не скажу, как проводить следующую. Следующую линию надо проводить там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги, (рис. 8).
    Оценивание результатов (тренировочный узор не оценивается).
    Уровни:
    высокий — диктант выполняет точно и правильно продолжает
    средний — в диктанте допускает ошибки, которые воспроизведены и в самостоятельном продолжении
    низкий — задание не выполняет.

    Обучать писать графические диктанты нужно постепенно, начиная с самых простых упражнений.

    Исследование координации движения руки и глаза

    Ребёнок получает изображение круга на плотной бумаге тремя линиями: 2 узких и в 1,5 мм между ними — широкая (1,5 мм) (рис.9), ножницы.
    Работа проводится индивидуально. Продолжительность — 1 минута.
    Необходимо вырезать круг по широкой линии.
    Разрешается вторая попытка (после первой неудачи). Допускается не более двух перерезаний узкой линии или одно перерезание широкой. За большее количество перерезаний и превышение времени результат оценивается как отрицательный.

    Оценивается умение соблюдать правила.
    Детям предлагаются лабиринты (рис. 10). Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта.
    Инструкция для ребёнка:

    • поставь карандаш в центр лабиринта и, пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги
    • сразу начинай движение карандашом, не пытаясь предварительно просматривать путь следования
    • не задевай линии лабиринта, не пересекай их (это будет считаться ошибкой)
    • нельзя поворачивать назад (это тоже ошибка)
      Время выхода из каждого лабиринта — не более одной минуты, количество ошибок в каждом случае — не более пяти.

    Диагностика развития мелкой моторики рук

    Раскрась фигуры

    Ребенку показывают рис.11 с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.
    Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.
    Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной работы.

    Обведение рисунков по точкам

    Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано. Затем ребенок обводит рисунок по точкам.
    Оценивание результатов:
    Высокий уровень — работа выполнена аккуратно.
    Средний уровень — допускает неточности, небрежность.
    Низкий уровень- работа не выполнена.

    Очень важное значение при развитии малыша и подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики руки. Но следует помнить, что потребность писать у дошкольников выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению. Выполнять графические упражнения и писать 6-7 летние дети, как правило, не любят. Им трудно и, следовательно, неинтересно. То, что чувствуют первоклассники при написании письменных букв, вы можете испытать на себе, если возьмёте ручку в свою нерабочую руку и попробуете писать.

    Не поленитесь и проведите диагностику развития мелкой моторики руки своего малыша. Вы сразу увидите над чем нужно еще поработать. Чем крепче пальчики ребёнка, тем легче будет ему научиться писать и тем красивее и ровнее будет его почерк. Поэтому не забываем об упражнениях для развития мелкой моторики руки ребёнка.

    Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счёт мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движения. Для развития мелкой моторики рук используют следующие приёмы и упражнения:

    Взрослому необходимо обращать внимание на успехи ребёнка в графической деятельности, тем самым, стимулируя интерес к письменным упражнениям и повышая его самооценку.
    Во время занятий рисованием, штриховкой нужно следить за тем, чтобы ребёнок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш, а также не забывайте о весёлых физкультминутках.

    Читайте также: