Диагностика по чтению в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет, Рабочая тетрадь, Колесникова Е.В., 2016.

Рабочая тетрадь является частью авторской педагогической технологии и завершает цикл подготовки дошкольников к обучению грамоте. Задания, предложенные в тетради, предназначены детям 6—7 лет для диагностики их готовности к чтению и письму перед поступлением в школу. Диагностические задания позволят оценить подготовку ребенка к школе, своевременно определить области, в которых он испытывает затруднения, и оказать ему необходимую помощь. Адресуется педагогам, родителям, психологам, гувернерам.

Предложите ребенку повторить скороговорку.
Коси, коса, пока роса.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В дошкольном детстве художественная литература является важнейшим средством развития ребенка. К старшему дошкольному возрасту наблюдается углубление и дифференциация читательских интересов детей, появляются предпочтения в выборе видов и жанров литературы, расширяются возможности дошкольников в передаче результатов восприятия художественного текста в разных видах творческой деятельности.

Литературное развитие дошкольника можно определить, как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности.

Диагностика на начало 2018 учебного года старшая группа

1.Интерес детей к книге;

2. Интерес к слушанию;

3. Умение выразительно пересказывать сказки;

4. Участие в инсценировки;

5. Умения различать литературные произведения по жанрам: сказка, рассказ, стихотворение.

Уровни литературного развития детей старшего дошкольного возраста:

Низкий. Ребенок предпочитает слушанию чтения другие занятия. Литературный опыт ограничен произведениями для детей более младшего возраста. Не различает жанров литературных произведений. При восприятии литературного произведения устанавливает связи между отдельными фактами без проникновения в подтекст. Эмоциональный отклик на прочитанное, выражен слабо. Ребенок пассивен при обсуждении книги, в драматизациях и других видах художественной деятельности. Положительно откликается на предложение воспитателя послушать чтение или рассказывание, но тяготения к общению с книгой не испытывает.

Средний. Ребенок способен устанавливать наиболее существенные связи в текстах с динамичным содержанием, испытывает затруднения при слушании более сложных видов произведений (познавательная книга, лирическое стихотворение, басня и др.). Литературный опыт не богат, включает лишь произведения программы. Различает основные жанры: стихотворение и сказка. Обращает внимание на действия и поступки героев, но игнорирует их внутренние переживания. Охотно принимает участие в играх, драматизациях, литературных развлечениях как исполнитель, но не проявляет творческой инициативы.

Высокий. Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений. Имеет богатый литературный опыт, включающий произведения разной тематики и жанров. Различает основные жанры литературных произведений: стихотворение, сказка, рассказ. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра. Способен устанавливать существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст. Верно осознает мотивы поступков героев, видит их переживания, мысли, чувства. Проявляет внимание к языку литературного произведения. Активно проявляет себя в разных видах художественной деятельности, творчески активен в изобразительной, театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, проявляет речевое творчество в сочинении загадок, сказок, рассказов.

Результаты диагностики говорят о необходимости проведения целенаправленной систематической работы по приобщению детей художественной литературе. Продолжать использование художественной литературы не только в процессе образовательной деятельности, но и в других видах деятельности.

Подобрать произведения художественной литературы, которые следует использовать не только в процессе образовательной деятельности , но и в других видах деятельности детей.

Деятельность детей как читателей в дошкольном возрасте предполагает их участие в различных формах активности с книгой, как с предметом рукотворного мира. Тексты художественного произведения эмоционально проживаются, воспринимаются и осмысляются детьми. Решение задач по формированию читательской активности детей дошкольного возраста в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования реализуется в следующих видах деятельности: ознакомление с художественной литературой и фольклором, слушание, декламация, пересказ. Являясь читателями, дети дошкольного возраста в различных видах деятельности осваивают представления о жанрах, писателях литературно-художественного произведения. В процессе познавательно-исследовательской деятельности воспитанники детского сада отражают свое мнение, отношение к художественным произведениям, осваивают когнитивный опыт восприятия книги и литературных произведений в изобразительной деятельности: лепке, рисовании, аппликации, в игровой деятельности: игры-драматизации, театрализованных играх, играх с правилами, сюжетно-ролевых играх. Все выше перечисленные виды деятельности детей не встречаются в чистом виде, а носят интегрированный характер. Анализируя психолого-педагогические исследования О.В. Дыбиной, А.Ю. Козловой, Н.Н. Светловской, Б.П. Умнова, мы выявили следующие читательского интереса и определили комплекс диагностических заданий.

Содержимое публикации

Диагностические задания, как средство изучения особенностей построения образовательного процесса и условий по формированию читательского интереса у детей 6-7 лет.

Деятельность детей как читателей в дошкольном возрасте предполагает их участие в различных формах активности с книгой, как с предметом рукотворного мира. Тексты художественного произведения эмоционально проживаются, воспринимаются и осмысляются детьми.

Решение задач по формированию читательской активности детей дошкольного возраста в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования реализуется в следующих видах деятельности: ознакомление с художественной литературой и фольклором, слушание, декламация, пересказ. Являясь читателями, дети дошкольного возраста в различных видах деятельности осваивают представления о жанрах, писателях литературно-художественного произведения. В процессе познавательно-исследовательской деятельности воспитанники детского сада отражают свое мнение, отношение к художественным произведениям, осваивают когнитивный опыт восприятия книги и литературных произведений в изобразительной деятельности: лепке, рисовании, аппликации, в игровой деятельности: игры-драматизации, театрализованных играх, играх с правилами, сюжетно-ролевых играх. Все выше перечисленные виды деятельности детей не встречаются в чистом виде, а носят интегрированный характер.

Анализируя психолого-педагогические исследования О.В. Дыбиной, А.Ю. Козловой, Н.Н. Светловской, Б.П. Умнова, мы выявили следующие показатели читательского интереса и определили комплекс диагностических заданий, которые представлены в таблице.

1. Проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя

2. Проявления желания читать (слушать) книгу (произведение)

3.Наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым

«Мое любимое литературное произведение (часть 1)

4.Наличие вопросов о книге, авторах, содержании.

«Мое любимое литературное произведение (часть 2)

5.Наличие личных предпочтений к книгам и произведениям

«Мое любимое литературное произведение (часть 3)

6.Умение выразить свое отношение, собственное мнение о книге

7.Умение выразить в разных формах свое отношение читателя к книге, ее содержанию

Дадим характеристику диагностическим заданиям.

Цель: выявить у детей проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя; наличие личных предпочтений к книгам и литературным произведениям.

Ход работы: педагог предлагает ребенку ответить на вопросы:

1. Любишь ли ты книги?

2. Какая книга у тебя самая любимая?

3. Почему эта книга любимая?

4. Как выглядит эта книга? Расскажи о ней (Она толстая, красивые картинки, интересные герои.)

5. Про кого эта книга? Кто ее автор?

6. Помнишь ли ты, когда тебе последний раз читали книгу? (Вчера вечером, утром, не читали – мультики включали, аудио сказку включали.)

7. Ты сам приносишь книгу, которую хочешь, чтобы тебе прочитали?

8. Хочешь ли ты научиться читать, чтобы самостоятельно читать книги?

3 балла – ярко проявляет положительное отношение к книге, к деятельности читателя; проявляет личные предпочтения к книгам, самостоятельно говорит название книги, подробно рассказывает, чем ему нравится книга, произведение (называет героя, события). 2 балла – проявляет положительное отношение к книге, личные предпочтения к книгам проявляются слабо, затрудняется рассказать о любимой книге, кратко называет некоторые ее особенности.

1 балл – проявляет индифферентное отношение к книге, не проявляет личных предпочтений к книгам.

Методика проведения: педагог говорит ребенку: представь себе, что мы находимся в книжном магазине. Перед тобой на прилавке разложены разные книги. Посмотри на обложки книг, а затем выбери 3 книги, которые хотел бы ты купить.

3 балла – ребенок самостоятельно осуществляет выбор книг из предложенного ассортимента, подробно обосновывает свой выбор, проявляет ярко выраженные личные предпочтения к книгам.

2 балла – ребенок с помощью воспитателя выбирает книги из предложенных групп, затрудняется с обоснованием своего выбора, слабо проявляет личные предпочтения к книгам.

1 балл – не проявляет желания выбрать книги из предложенных групп, если при стимулировании взрослого выбирает книгу, то не может обосновать свой выбор.

Данное диагностическое задание имеет три части.

Цель: Выявить наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым.

Методика проведения: педагог говорит ребенку: у меня на столе разложены книги, выбери ту книгу, которая тебе понравилась. Присаживайся удобнее, сейчас я тебе ее прочитаю. Педагог читает 2/3 литературного произведения, закрывает книгу и наблюдает за поведением ребенка дошкольного возраста.

3 балла – сам просит прочитать дальше; высокая концентрация внимания во время чтения. 2 балла – во время чтения периодически отвлекается; сам дочитать книгу не просит, но на предложение взрослого выражает готовность дослушать.

1 балл – выбор книги осуществляет с помощью воспитателя, во время чтения невнимателен, часто отвлекается, не проявляет желания слушать книгу и читать дальше.

Цель: выявить у детей наличие вопросов о книге, авторах, содержании.

Материалы и оборудование: книга, выбранная ребенком в 1 части диагностики.

3 балла – ребенок самостоятельно задает 3-4 вопроса о книге, ее содержании.

2 балла – ребенок с помощью взрослого задает 1-3 вопроса о книге, по содержанию.

1 балл – ребенок при стимулировании взрослым не задает вопросы об авторе и содержании книги.

Цель: выявить у детей наличие личных предпочтений к книгам и произведениям. Материалы и оборудование: книга, выбранная ребенком в 1 части диагностики.

3 балла – ребенок самостоятельно проявил личные предпочтения к книгам и произведениям. Демонстрировал эмоциональный отклик в выражении потребности высказывания собственного мнения о книге.

2 – балла при стимулировании взрослым вопросами проявлял положительный эмоциональный отклик в выражении потребности высказывания собственного мнения о книге.

1 – балл не проявляет эмоционального отклика в выражении потребности высказывания собственного мнения о книге при стимулировании вопросами взрослого.

Цель: выявить умение детей выражать в разных формах свое отношение как читателя к книге и ее содержанию.

Методика проведения: педагог говорит ребенку: тебе много книг уже прочитали в садике и дома. Расскажи любым удобным для тебя способом (рисование, лепка, песенное исполнение) о прочитанной книге.

3 балла – самостоятельно рассказывал, о том, что ему понравилось, отражал свое отношение к персонажам, в рисунке, лепке, песни.

2 балла – ребенок при стимулировании взрослого рассказывал о своем отношении к сказочным героям в рисунке, лепке, песне.

1 балл – при стимулировании взрослого ребенок не смог рассказать свое отношение к героям сказок.

Цель: выявить умение выразить свое отношение, собственное мнение о книге.

Методика проведения: педагог рассказывает ребенку ситуацию: в одной стране жил маленький мальчик, у него не было книг, и он не любил читать. Как бы ты помог ему? (Заинтересовал, рассказал, нарисовал.) Какую бы книжку ты ему предложил? Интерпретация результатов:

3 балла – самостоятельно называет книгу, демонстрирует свое положительное отношение к ней, высказывает собственное мнение о книге, кратко характеризует ее содержание.

2 балла – ребенок при стимулировании взрослым называет книгу, демонстрирует свое отношение к ней, высказывает собственное мнение о книге, рассказывает ее краткое содержание.

1 балл – даже при стимулировании взрослого не называет книгу.

Рассмотрим методику диагностики по второму направлению – изучение особенностей построения образовательного процесса и условий по формированию читательского интереса у детей 6-7 лет. Для достижения поставленной цели мы провели анкетирование воспитателей и родителей, а также проанализировали предметно-пространственную среду группы и календарно-тематическое планирование образовательной работы с детьми. Для этого направления работы мы разработали анкеты и вопросники.

Подробнее рассмотрим методику проведения.

В анкете для воспитателей были включены следующие вопросы:

1. Какие формы образовательной работы с детьми по формированию читательского интереса вы используете?

А) Выставки книг Б) Поисковую лабораторию В) викторины Г) Книгоиздательство

2. Часто ли вы планируете работу по формированию читательского интереса у детей 6-7 лет А) Систематически Б) Периодически В) Затрудняюсь ответить

3. Проводите ли вы образовательную работу по ознакомлению детей с книгой как предметом рукотворного мира?

А) Да 53 Б) Иногда В) Затрудняюсь ответить

4. Какие задания вы используете для формирования читательского интереса у детей 6-7 лет?

5. В каких центрах (микроцентрах) представлен материал обеспечивающий формирование и проявление читательского интереса детей 6-7 лет?

А) Читательский уголок Б) Центр художественного творчества В) Центр книгоиздательства Г) Театральный центр Д) Библиотека, тематические выставки, коллекции книжек-малышек

6. Какие виды деятельности и задания предлагаются вами для формирования читательского интереса у детей 6 -7 лет?

7. Представлены ли предметы и необходимые материалы для формирования читательского интереса у детей в группе?

А) Представлены Б) Частично представлены В) Не представлены

8. Какие мероприятия проводятся в вашей группе по формированию читательских интересов у детей 6-7 лет?

9. Представлено ли в вашем планировании образовательная деятельность по формированию читательского интереса у детей?

А) Да Б) Частично В) Не представлено

10. Прописываете ли вы в планировании режимных моментов деятельность по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста?

А) Да 54 Б) Иногда В) Никогда

11. Соответствует ли в вашей группе содержание читательского уголка возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста?

А) Соответствует Б) Не соответствует В) Соответствует частично

Диагностическое задание – вопросник для анализа предметно-пространственной среды группы включал следующие вопросы.

Есть ли в вашей группе микроцентры, обеспечивающие процесс формирование читательского интереса у детей?

Какие материалы и оборудование представлены в этих микроцентрах?

Какую деятельность могут осуществлять дети, чтобы знакомиться с книгой и произведениями, а также реализовывать свой читательский опыт и предпочтения?

Диагностическое задание – анкета для родителей по формированию читательского интереса.

1.Считаете ли вы важным чтение книг для ребенка?

А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить

2. Есть ли у вас домашняя библиотека?

3. Соответствует ли книги вашей домашней библиотеки возрастным особенностям ребенка? А) Да Б) Частично В) Затрудняюсь ответить

4. Часто ли вы обновляете домашнюю библиотеку?

А) Часто Б) Иногда В) Никогда

5. Привлекает ли вас воспитатель к участию в мероприятиях по формированию читательского интереса у ребенка?

А) Да Б) Иногда В) Затрудняюсь ответить

6. Дает ли вам рекомендации педагог по формированию читательского интереса у вашего ребенка?

А) Систематически Б) Периодически В) Не дает

7. Как часто читаете вы своему ребенку детские книги?

А) Читаю по вечам Б) Читаю по выходным В) Не читаю, мультики включаю

8. Есть ли у вашего ребенка любимые литературные произведения?

А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить

9. Дает ли вам воспитатель для семейного чтения книги из библиотеки детского сада?

А) Да Б) Иногда В) Не дает

Таким образом, разработанные диагностические материалы (диагностические методики) могут использоваться педагогами в практической деятельности по развитию читательского интереса с целью выявления уровня сформированности читательского интереса у детей 6-7 лет.

Список используемой литературы:

3. Дунаева, Н.О. Значение художественной литературы в формировании личности ребенка. Дошкольное воспитание. – 2017. – № 6. – С.35-39.

4. Денисова, С.А. Родителям о детском чтении. Начальная школа плюс до и после – 2018. – № 5. – С. 30 – 35.

5. Дыбина, О.В. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты. – Тольятти, 2014. – № 1. – С. 220-223.

7. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия. – 2019. – № 2. – С. 101-104.

9. Умнов, Б.П. Проблема читательского интереса в социально-психологической теории Пресса – читатель. – 2015. – № 6. – С. 82-87.

Как сделать легкие браслеты дружбы из ни 10.10.2017 --> Смотрели: 58 (0) Вязаный шарф руками 12.05.2017 --> Смотрели: 59 (0) Что было бы, если бы мы родились в друго 09.05.2017 --> Смотрели: 39 (0) Пермяки записали музыкальное поздравлени 09.05.2017 --> Смотрели: 17 (0) ПОМНИ И НЕ ЗАБЫВАЙ КОМУ МЫ ОБЯЗАНЫ И ДЛЯ 09.05.2017 --> Смотрели: 33 (0)

-Музыка

-Поиск по дневнику

1 (539x700, 348Kb)

1.

2 (550x700, 328Kb)

2.

3 (468x700, 139Kb)

3.

4 (541x700, 202Kb)

4.

5 (537x700, 192Kb)

5.

6 (535x700, 192Kb)

6.

7 (535x700, 207Kb)

7.

8 (535x700, 168Kb)

8.

9 (543x700, 166Kb)

9.

10 (543x700, 178Kb)

10.

11 (543x700, 175Kb)

11.

12 (535x700, 142Kb)

12.

13 (543x700, 191Kb)

13.

14 (535x700, 154Kb)

14.

15 (543x700, 172Kb)

15.

16 (543x700, 179Kb)

16.

17 (543x700, 138Kb)

17.

18 (543x700, 197Kb)

18.

19 (543x700, 166Kb)

19.

20 (535x700, 264Kb)

20.

21 (537x700, 134Kb)

21.

22 (535x700, 146Kb)

22.

23 (543x700, 107Kb)

23.

24 (535x700, 149Kb)

24.

25 (535x700, 190Kb)

25.

26 (535x700, 175Kb)

26.

27 (543x700, 149Kb)

27.

28 (535x700, 121Kb)

28.

29 (535x700, 124Kb)

29.

30 (535x700, 188Kb)

30.

31 (543x700, 247Kb)

31.

32 (543x700, 214Kb)

32.

Читайте также: