Классные часы по самоуправлению в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Я являюсь классным руководителем 4"Б" класса. В классе обучаются 25 человек: 16 мальчиков и 9 девочек. Как классный руководитель, я направила свои усилия на создание воспитательной системы класса, системообразующим фактором которой является создание ученического самоуправления. Система рассчитана на 4 года обучения в начальной школе. В первом классе дети знакомились с поручениями. Во втором учились работать в группах (комитетах), распределяя обязанности. В третьем пытались самостоятельно организовать работу комитета, следуя самостоятельно разработанным функциональным обязанностям. А в четвертом классе работают семь реально действующих комитетов по самоуправлению в классе.

Целью моей системы является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе, которые способствуют становлению самостоятельной, деятельной и с активной жизненной позицией творческой личности. С первого по третий классы существовала система чередования поручений. Каждый ребенок попробовал свои силы в работе разных комитетов. В четвертом классе учащиеся не только сами выбрали комитет, но и самостоятельно разрабатывали функциональные обязанности члена комитета.

Структура самоуправления

Особенность системы работы в классе была определена работой всей школы с 2003 года в рамках городской экспериментальной площадки (ГЭП) второго уровня по теме "Влияние ученического самоуправления на формирование воспитательного пространства округа". Работа в рамках ГЭП позволила педагогическому коллективу создать систему ученического самоуправления, республику "Вселенная "Содружество" с многомерной организационной структурой.


Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Предлагаю ознакомиться с моей системой ученического самоуправления, которая, по моему мнению, успешно функционирует.

Какой вариант структуры самоуправления самый целесообразный? Как лучше распределить поручения? Как организовать работу в комитетах? Отвечая на эти вопросы, я осуществляла выбор оптимальной модели самоуправления. А выбор комитетов, распределение ребят по комитетам и их функционал обсуждались вместе с детьми.

Далее я вам предлагаю ознакомиться с организационной структурой ученического самоуправления в моем классе.

Это наша планета Почемучки".



Моя система является основой всех совместных дел класса. В качестве примера хочу привести один из сценариев классного часа, который ребята готовили самостоятельно. В конце очередного классного часа я объявляю тему следующего и предлагаю детям, распределившись по комитетам, предварительно спланировать работу их комитета при подготовке к классному часу, отталкиваясь от функциональных обязанностей комитета. Планируя дело, комитет выбирает для себя один из вопросов, по которому будут искать информацию. Спустя три минуты дети высказывают свои предложения. Я корректирую и направляю детские инициативы по теме классного часа. Неделю ребята приносят материалы, отбирают лучшее, интересное. Я, как классный руководитель, корректирую их работу, тактично направляю в нужное русло.

Тема “ СУДЬБА ПРИРОДЫ В НАШИХ РУКАХ ”

Цели: показать учащимся необходимость охраны природы; познакомить с Красной книгой, с экологическими правилами; учить бережно относиться ко всем компонентам природы; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать гуманное отношение к природе.

Эпиграф на доске: Земля должна быть достойна человека, и для того,

чтоб она была вполне достойна его, человек должен устраивать землю так же заботливо, как он привык устраивать свое жилье, свой дом.

Учитель. Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? В чем? Почему? Как вы понимаете тему “Судьба природы - наша судьба”? Сегодня мы подробно ответим на эти вопросы и еще раз убедимся в красоте природы.

П. Экологические проблемы.

Учитель. Певец природы, писатель М. М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек - это одно целое.

Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.

III. Давайте построим "Экологический город". Выберите кирпичики, которые подойдут для этого города.

Учитель. Михаил Пришвин сказал: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять родину”.

Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека.

В каком экологическом городе жили ЭТИ люди? Построим город.

IV. Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и растений, который называется “Красной книгой”.

- Почему выбран красный цвет? (Красный цвет - это сигнал тревоги)

(Комитет "Порядок" представляет материалы из “Красной книги ”.)

V. Учитель. Сколько прекрасных стихотворений написано поэтами о природе и ее охране! Ребята, а вы можете такие стихи прочесть сейчас?

(Комитет "Знание" читает стихи.)

VI. Учитель. Я уверена, что вы будете беречь все живое на Земле, охранять природу. Но чтобы оказать помощь природе, надо многое знать. Давайте проверим ваши знания.

("Библиотечный комитет" проводит подготовленную викторину на экологическую тему.)

(Проводит "Физкультурный"комитет. Загадки о животных. Имитация движений животного.)

VIII. (Комитет "Досуг"предоставляет кроссворд.)

Ребята должны решить кроссворд и прочитать фразу в выделенных клетках.

Фраза "БЕРЕГИТЕ ЖИВОТНЫХ".

IX. Экологические правила.

Учитель. Ребята! В июне 1980 года в нашей стране приняты законы об охране природы.

- Как мы можем помочь природе? Давайте составим правила “Помощь природе”.

Учащиеся получают заранее приготовленные заготовки на бумаге в виде кленового листа.

Заполните эти листочки правилом "Помощь природе".

Учитель (демонстрирует экологические плакаты комитета "Юные натуралисты").

Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас - леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, звери, птицы. Это природа! Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите ПРИРОДУ!

Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна;
Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.
Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня,
Нам пировать позорно в счет будущего дня.

(Комитет "Юные журналисты" готовят стенгазету "Помощь природе".) Материалами газеты будут: экологический город, кленовые листочки "Помощь природе", экологические плакаты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Самоуправление развивается успешно, если обучающиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности обучающихся.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:

·создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие через конкретные дела;

·создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

·развивать креативность, стимулирование социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей;

·воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы);

·создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

Структуру классного самоуправления можно представить в виде следующей схемы:

Структура самоуправления класса.

Высший орган - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:

- определение программы деятельности своего ученического коллектива;

- избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;

- избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);

- установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;

- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет лидеров школы);

- координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;

- установление форм поощрения и порицания в общешкольном коллективе;

- внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.

Ведет классное собрание его председатель - классный руководитель Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.

Между собраниями работу организует и контролирует совет класса, который собирается один раз в неделю. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.

Президент класса выбирается путем тайного голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Президент класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений обучающихся); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании обучающихся тайным голосованием. Предварительно составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый обучающийся мог попробовать себя в различных ролях.

Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения.

Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд обучающихся класса входят в Совет лидеров школы, и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.

Bнедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

Самоуправление в классе представлено в форме различных поручений. Младшие школьники очень любят и хотят выполнять их. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Детский коллектив- это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.




Рекомендации:

Наталия Ивановна! Великолепный материал, красочный, живой, интересный! Очень понравился! Удачи в конкурсе!

Наталия Ивановна, примите и мои слова благодарности за отличный классный час. Выборы актива - важный момент в жизни классного коллектива. Надеюсь, что Ваш материал поможет учащимся в принятии решений. Успехов Вам в новом учебном году, всего доброго!

Уважаемая Наталия Ивановна, благодарю за разработку и оформление классного часа на тему классного самоуправления. Задачи классного руководителя научить ученика быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения. Хорошо, что в начальной школе есть педагоги, которые заинтересованы в развитии классного самоуправления! Важно заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию. Яркая познавательная презентация поможет учащимся познакомиться с разнообразием поручений. Желаю Вам удачи в конкурсе!

Наталия Ивановна, Вы представили интересную разработку классного часа. Подробный, добротный сценарий, яркая презентация - всё поможет детям понять, насколько важен правильный выбор классных поручений. Удачи Вашим детям в учебном году, а Вам - удачи в конкурсе!

Наталия Ивановна, спасибо за интересную работу, очень понравилась игра-презентация, яркая, красочная и познавательная! Спасибо за знакомство с методикой Иванова, где каждый ученик класса сможет проявить себя, быть полезным коллективу! Удачи Вам в конкурсе!

Плюсы:
1.Формирует активную жизненную позицию школьников
2.Каждый ученик может проявить себя, быть полезным коллективу
3.Интерактивность, использование новых технологий
4.Прекрасное яркое, красочное оформление
5.Познавательность, увлекательность

Сплоченность коллектива, а детского в особенности - очень важная вещь. Классный час по выборам актива очень ярок и образен. Великолепная озвучка. Благодарю Вас за интересную работу, Наталия Ивановна. Удачи Вам!

Уважаемая Наталия Ивановна, благодарю Вас за прекрасную разработку и интересно оформленную презентацию. Несмотря на то, что у меня среднее звено, но думаю, что если бы я предложила своим семиклассникам в подобной форме ознакомиться с поручениями, они были бы в восторге! Очень ярко, красочно, интересно. Желаю Вам удачи в конкурсе!

Школьное (ученическое) самоуправление – это возможность для обучающихся самим планировать, организовывать свою деятельность, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране.

Участие в школьном самоуправлении – это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодолеть трудности, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми.

Автор: Гладких Диана Владимировна

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: приобщение обучающихся к участию в школьном самоуправлении и общественной жизни класса через формирование социальных компетенций и навыков.

Задачи:

  • расширение представлений школьников о деятельности органов ученического самоуправления образовательной организации;
  • выявление лидеров, формирование навыков конструктивного взаимодействия в классе, повышение уровня сплоченности детского коллектива;
  • определение направлений работы будущего Совета класса.

Методический материал носит рекомендательный характер; педагог по своему усмотрению может вносить коррективы в ход занятия, менять задания, их сложность и количество.

Слайд1

Задание № 1. Понятие самоуправления.

Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами.

Самоуправление – это демократичный способ организации общественной жизни.

- Что такое школьное (ученическое) самоуправление?

Школьное (ученическое) самоуправление – это способ организации школьной жизни, в которой каждый ученик может реализовать свои способности.

- Как вы считаете, а в нашем классе может быть организовано самоуправление?

Давайте познакомимся с принципами школьного самоуправления, узнаем, кто его организует, и решим, какие дела интересны нашему коллективу.

Слайд2

Задание № 2. О ком идёт речь?

Прочитайте предложенные на слайде характеристики. Как вы думаете, о ком идет речь?

Лидер – это человек с большим авторитетом, способный принимать решения в интересах того сообщества, к которому он принадлежит.

Также лидером мы называем тех, кто активно принимает участие в общественной работе, в делах коллектива. Для того чтобы Совет класса работал эффективно, нужно, чтобы в его состав вошли лидеры.

- Как вы считаете, какими качествами должен обладать лидер? Назовите их. Аргументируйте свой ответ.

Задание № 3 (рабочий лист). Формула 10-У.

- Запишите слово напротив каждого высказывания.

Слайд3

Задание № 4. Проверка выполнения задания.

Все эти качества очень важны для лидера школьного самоуправления.

- Проверьте, все ли качества вы определили правильно.

- Какой афоризм вам понравился больше всего? Как вы его понимаете?

Задание №5. Как вы считаете, какие правила должны действовать в коллективе, чтобы лидеры школьного самоуправления работали эффективно и вместе могли решать все задачи и проблемы? Аргументируйте свой ответ.

Слайд4

Задание № 6. Прочитайте основные принципы самоуправления. Поясните, почему эти принципы важны при организации самоуправления в классе.

Задание № 7. Игра-представление.

- Кто, на ваш взгляд, лучше всех представил своего соседа? Кто это сделал ярко и необычно?

По итогам игры ученики определяют тех, кто сделал представление ярко, необычно и корректно. Эти обучающиеся могут стать лидерами команд для дальнейшей работы в группах.

Слайд5

Задание № 8. Групповая работа.

На экране представлены различные направления работы ученического самоуправления в классе.

- Разделитесь на несколько групп по количеству лидеров, выберите или придумайте не менее пяти направлений работы классного самоуправления, которые важны и интересны нашему коллективу.

- Обсудите в группах, какие дела и важные направления должны курироваться классным самоуправлением.

- Составьте список этих направлений и придумайте для них свои названия.

Задание № 9. Представление результатов работы группы.

Лидеру каждой группы необходимо представить те направления, которые были придуманы, и пояснить, какие дела класса могут быть реализованы в этих направлениях.

Задание № 10 (рабочий лист). Заполнение анкеты и подведение итогов.

- Заполните анкету, которая поможет нам определить тех, кто пользуется большим уважением в классе, а также понять, какие направления интересны каждому из вас.

Результаты анкеты по усмотрению учителя могут быть использованы в последующих классных часах с целью формирования актива класса и создания модели классного самоуправления.

В завершение классного часа хотелось бы услышать ваше мнение о том, для чего нужно развивать ученическое самоуправление.

Методические материалы могут быть использованы как для проведения отдельного классного часа, так и стать частью комплекса внеклассных мероприятий по развитию школьногоу самоуправления.

Читайте также: