Диагностика чувства ритма в доу

Обновлено: 02.07.2024

Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.

Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.

Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.

Диагностика проводится на программном материале.

Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:

  • ладового чувства,
  • музыкально – слуховых представлений,
  • чувства ритма,
  • организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.

Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе: 3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).

2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).

1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).

При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

1. Внимание

Ладовое чувство

3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено. 2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.

1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.

2. Просьба повторить

3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит повторить.

2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить с наводящих вопросов педагога.

1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.

3. Наличие любимых произведений

3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.

2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.

1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.

4. Эмоциональность

3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания

(страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении. 2 – не ярко проявляет свою эмоциональность

1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.

5. Высказывания о музыке с контрастными частями

3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму. 2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.

1 – Не различает форму музыкального произведения.

6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.

  • - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки. 1 – Затрудняется с выполнением задания.

7. Определение окончания мелодии

  • – Точно определяет окончание мелодии с первого раза.

2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога.

1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.

8. Определение правильности интонации в пении у себя и у других

3 – Очень чувствителен к точности интонации

  • – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других. 1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.

Музыкально – слуховые представления

1. Пение знакомой мелодии с сопровождением

  • – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.

1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.

2. Пение знакомой мелодии без сопровождения

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

3. Пение малознакомой мелодии с сопровождением

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.

1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт.

4. Пение малознакомой мелодии без сопровождения

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

5. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне

3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

  • - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога. 1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

6. Подбор по слуху малознакомой попевки

  • – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога. 1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

Чувство ритма

  1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);
  2. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;
  3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Параметры

Ф. И.

ребёнка

Внимание

Просьба повторить

Любимые произ ведения

Внешние проявления (эмоциональные)

Высказывания о характере музыки (двухчастная форма)

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

Определение окончания мелодии

Определение правильности интонации в пении у себя и у других.

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Диагностика музыкального развития

Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуальной для современной психолого-педагогической науки несмотря на то, что первая попытка ее решения датирована 1883 г. и принадлежит К. Штумпфону — основоположнику музыкальной психологии. Почему же и сегодня эта проблема является актуальной?

Во-первых , потому, что до сих пор проблемой остаются сами музыкальные способности, структура музыкальности человека.

Во-вторых , музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природного (врожденного), социального и индивидуального.

В-третьих , потому, что проявление способностей всегда индивидуально, что должно найти отражение в диагностике, интерпретации ее результатов.

В-четвертых , существующие диагностики требуют в одних случаях уточнения, а в других и поиска новых адекватных диагностических методов.

Прежде всего уточним роль диагностики музыкальных способностей, т. е. ответим на вопрос: для чего она нужна?

Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка и определить индивидуальный путь ее формирования в детском саду.

Назначение диагностики музыкальных способностей дошкольников связано с исследованием музыкальности ребенка, изучением ее индивидуальной структуры. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей.

В современной научно-педагогической литературе выделены основополагающие характерные признаки педагогической диагностики

1. Педагогическая диагностика учитывает те изменения качеств личности, которые происходят под влиянием целенаправленного образовательного процесса.

2. Педагогическая диагностика подходит к исследованию не только ради изучения, но и ради преобразования. Таким образом, педагог выступает одновременно в роли диагноста и в роли исполнителя его рекомендаций.

3. Педагогическая диагностика всегда персональна.

С учетом выделенных принципов основными задачами диагностики музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста становятся:

1. изучение субъектных особенностей и возможностей дошкольников в музыкальной деятельности;

2. изучение своеобразия музыкального опыта ребенка и музыкальной субкультуры, подразумевающей исследование особенностей детских музыкальных интересов и предпочтений в музыкальных видах деятельности ребенка в детском саду и дома; изучение общих и специальных музыкально-исполнительских, музыкально-творческих умений дошкольников;

3. изучение своеобразия музыкальности дошкольников определенного возраста;

4. изучение особенностей самовыражения и самопроявления ребенка с помощью музыки;

5. изучение особенностей отношения педагога дошкольного образования к музыкальному искусству, к детской музыкальной деятельности; изучение особенностей профессиональной компетентности;

6. изучение эффективности педагогических условий, содействующих музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, и индивидуально ребенка в реальном педагогическом процессе.

Наличие такой диагностики позволит педагогу грамотно осуществить процесс музыкального воспитания и развития, сделать его максимально результативным, базирующимся:

  1. на результатах самоанализа музыкальной культуры педагога и его профессиональной компетентности;
  2. на представлениях о своеобразии ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности;
  3. на представлениях об особенностях музыкального опыта детей определенного дошкольного возраста и конкретного ребенка;
  4. на представлениях о музыкальности и музыкальных возможностях и способностях каждого дошкольника;
  5. на информации об условиях педагогического процесса;
  6. на прогнозе развития музыкальной деятельности детей и развития индивидуальности каждого ребенка средствами этой деятельности в педагогическом процессе ДОУ.

Таким образом, диагностика позволит воспитателю, музыкальному руководителю, родителям спроектировать целостный, но при этом вариативный процесс музыкального воспитания и развития-дошкольника в образовательном учреждении, в котором будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку максимально самопроявиться, раскрыться, а значит, развиться.

Все диагностические задания в дошкольном возрасте проводятся в игровой форме.

В диагностике музыкального воспитания и развития дошкольников можно выделить два основных направления: диагностика музыкальных способностей детей и диагностика детской музыкальной деятельности.

Диагностика музыкальных способностей

Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных,чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.

В изучении музыкальных способностей необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные)методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.

Диагностика музыкальных способностей включает в себя диагностику:

  1. чувства темпа и метроритма
  2. ладового чувство
  3. звуковысотного чувства(мелодического и гармонического слуха)
  4. чувства тембра
  5. динамического чувства
  6. чувства музыкальной формы
  7. эмоциональной отзывчивости на музыку
  8. когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

Каким же образом осуществляется диагностика музыкальных способностей дошкольника в детском саду?

В диагностике, предложенной Н. А. Ветлугиной в пятидесятые годы прошлого столетия, есть много идей, которые требуют возрождения и возвращения в современную практику детского сада. Так, например, в изучении музыкальных способностей особое внимание уделялось поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые составлял воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий.

К способам обследования музыкальных явлений Н. А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.

Показатели проявления музыкальных способностей детей в процессе музыкальных игр по Н. А. Ветлугиной следующие.

1. Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее, выражающаяся:

2. Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку, проявляющаяся:

3. Способность оценивать красивое в музыке и движении, ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста, которая выражается:

  1. в свободном различении характера музыки и связи его с характером движения;
  2. в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности в сочетании с аналогичными особенностями движения;

В большей степени хотелось бы обратить внимание на диагностику музыкального опыта дошкольников, включающую в себя изучение:

  1. опыта эмоционально-ценностного отношения ребенка к музыке, т.е. интереса к музыке, детских музыкальных предпочтений и вкусов дошкольника, личностной включенности в музыкальную культуру;
  2. опыта знания музыки, т. е. музыкального кругозора ребенка (ориентации в музыкальных произведениях) и элементарной музыкальной эрудиции;
  3. опыта умений взаимодействовать с музыкой, а именно обобщенных способов музыкальной деятельности детей, необходимых в любом виде музыкальной деятельности (адекватно реагировать на характер музыки; осуществлять художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа; понимать — декодировать музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу; интерпретировать музыкальные образы в разных видах художественной и игровой деятельности); сюда же входят специальные (технические) умения детей — певческие, инструментальные, танцевальные, изучение которых осуществляется в процессе диагностики музыкальных способностей дошкольников и при целенаправленном наблюдении музыкальным руководителем детского сада в течение учебного года;
  4. опыта творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность, который накапливается в процессе активного участия ребенка в разных видах музыкальной деятельности; сюда же входят интерпретации музыкальных образов в доступных и интересных видах деятельности, попытки музыкального сочинительства.

Примерные задания для диагностики музыкальных способностей

Диагностика метрического чувства

Цель: выявление уровня развития чувство метра.

Стимулирующий материал: часы-будильник (метроном) и обозначенные на полу следы, показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15-20см) Всего 16 следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага (например по периметру квадрата). Музыка в размере 4/4 в умеренном темпе.

Звучит музыка в размере 4/4 в умеренном темпе. Ребенок шагает четыре такта как Саша, четыре такта как гном и четыре такта как великан.

2 балла – воспроизведение шагов с двумя, тремя нарушениями метрической координации. (допустимые границы нарушений – от 2 до 8 несвоевременных шагов из 16);

1 балл – сбивчивое метрическое исполнение шагов (от 9 до 12 несовпадений).

Диагностика чувство ритма

Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

Музыкальный руководитель: Прохлопай пожалуйста (или простучи), ритм исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).

1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.

2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.

3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.

Диагностика звуковысотного слуха

Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства соотношений высоты звуков.

Музыкальный руководитель: Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (исполняется до первой октавы), а тка – котенок (исполняется соль первой октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи когда мяукает кот, а когда котенок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Диагностические задания для детей старшего дошкольного возраста для выявления чувства ритма

Диагностика чувство ритма

Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

Задание 1. Игра "Эхо"

Прохлопать (или простучи), ритм исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).

Задание 2 . " Игра "Волшебный узор"

На карточках изображается ритмический рисунок : большие и маленькие элементы. Большой элемент -длинный звук, маленький элемент - короткий звук. Ритмический рисунок предлагается воспроизвести с помощью хлопков в ладоши или с помощью ударных или шумовых инструментов.

Задание 3. Игра "Любимая песенка".

На карточках с одной стороны изображен рисунок, указывающий название песни, с другой стороны карточки - текст песни. Ребенок должен подобрать нужную карточку.

Критерии оценки:

1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.

2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.

3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.

Нажмите, чтобы узнать подробности

От природы дети наделены яркими способностями, но зрослым нужно как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития. В рекомендацих представлен материал, раскрывающий особенности развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения музыкально - дидктических игр.

дошкольное образовательное учреждение

Новоленинский детский сад

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Музыкально-дидактические игры

Выполнила: Муруева АА

От природы дети наделены яркими способностями, но взрослым нужно как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития. В рекомендациях представлен материал, раскрывающий особенности развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения музыкально-дидактических игр.

Основы развития чувства ритма у детей 5-6 лет

Понятие чувства ритма

Особенности музыкального развития детей 5 - 6 лет

Диагностика развитости чувства ритма

2. Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма

Методика организации и проведения музыкально-дидактических игр

Проводим с детьми музыкально-дидактические игры, развивая чувство ритма

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель данных методических рекомендаций - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений грамотно организовать работу по развитию музыкальных способностей чувства ритма у детей 5-6 лет.

Структура методических рекомендаций включает пояснительную записку, содержание, список рекомендуемой литературы и приложение. В первом разделе содержания представлен теоретический материал, раскрывающий особенности развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста, методика диагностики развитости чувства ритма. Второй раздел содержит методику организации и проведения музыкально-дидактических игр, направленных на развитие чувства ритма у детей 5-6 лет, конспекты проведения игр с выделением целей, нарастания сложности разработанного цикла музыкально-дидактических игр.

1. Теоретические основы развития чувства ритма у детей 5-6 лет

1.1.Понятие чувства ритма

Ритм является организующим началом развитого чувства музыкального ритма, которое является одной из основных музыкальных способностей. Музыкальные способности - индивидуальные особенности, которые обеспечивают более или менее высокий результат усвоения детьми обобщенных способов музыкальной деятельности. В их структуре выделяют элементарные музыкальные способности и основные, в группу которых входит чувство ритма. Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

1.2.Особенности музыкального развития детей 5-6 лет

Музыкальное развитие дошкольников обусловлено их общим психическим и физическим развитием. Особую роль приобретает процесс общения ребенка со взрослыми и сверстниками (Безруков Л.В.). В центре психического развития стоит развитие произвольных психических процессов.Ведущим является зрительное восприятие. Происходит развитие высших чувств, в том числе эстетических, когда ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии звуков.

К особенностям музыкального развития детей 5 - 6 лет можно отнести следующее:

К этому периоду у детей обогащается опыт впечатлений о музыке, накапливается запас полученных знаний, поэтому дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения.

Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, может выделятьмузыкальный ритм и воспроизводить его в танцевальных движениях.

Удетей формируется система представлений о свойствах музыкаьного звука, углубляется процесс музыкально- слухового восприятия. Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер.

Чувство ритма наиболее ярко проявляется в музыкальных движениях. Согласованность ритма движений и музыки - одно из условий, необходимых для развития этой способности. Поэтому, развивать и совершенствовать чувство ритма можно с помощью координации движений и музыки, и именно на их основе разработаны музыкально-дидактические игры, направленные на развитие чувства ритма. Дети 5-6 летв своих высказываниях могут отметить связи музыки и движения. Слушая произведение, они легко могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках.

С 5-6 лет у детей наблюдается потребность импровизировать, проявляются явные признаки музыкальности.

Таким образом, общее развитие ребенка взаимосвязано с развитием его музыкальности, основным компонентом которой является чувство ритма. Чувство ритма в основе своей имеет моторную природу, и переживание ритма детьми 5-6 лет никогда не бывает только слуховым, а является процессом слухо-двигательным. Поэтому восприятие ритма включает двигательные реакции, которые дети не всегда осознают. Конечно, ошибочно сводить чувство ритма только к двигательным реакциям, но двигательные мотивы являются для дошкольников органическим компонентом восприятия музыкального ритма как духовный активно-действенный процесс.

1.3. Диагностика развитости чувства ритма

С целью определения эффективности целенаправленной работы, необходимо проводить диагностику наличия и уровня сформированности у детей чувства ритма. Одной из методик определения наличия и уровня сформированности чувства ритма у детей 5-6 лет является игровая методика В.П. Анисимова[1]. Ее цель - в игровой форме выявить уровень развитости чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

отразить ритмический рисунок любимой песенки (по выбору ребенка), исполняемой в диапазоне от двух ступеней.

Протокол оценки наличия и уровня развития чувства ритма детей можно представить в следующем виде:

Критерии оценки: В - высокий уровень; Н - низкий уровень; С - средний уровень.

2. Музыкально-дидактические игры

развивают чувство ритма

2.1. Методика проведения музыкально-дидактических игр

Музыкально-дидактические игры - это универсальный вид музыкальной деятельности и метод музыкального воспитания, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Цель музыкально-дидактических игр - развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические игры являются важным компонентом музыкальной предметно-развивающей среды в группах. Они развивают у детей координацию движений, творческие способности. Музыкально-дидактические игры предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Их можно использовать индивидуально и с подгруппой детей. Требования к музыкально-дидактическим играм следующие:

- игры должны быть разнообразны по содержанию;

- должны быть эстетично оформлены;

- игры должны быть интересны и понятны детям;

-соответствовать возрасту детей.

Наиболее востребованная классификация музыкально-дидактических игр по их направленности на развитие основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.

Дети могут использовать дидактические игры не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Основная цель музыкально-дидактических игр в самостоятельной музыкальной деятельности - закрепить знания, полученные на музыкальных занятиях, продолжать развивать музыкальное восприятие через развитие чувства ритма, музыкально-слуховых впечатлений. Развитие чувства ритма - способность активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность ритма и точно его передавать - предполагает использовать музыкально-дидактические игры, связанные с воспроизведением ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в образных танцевальных движениях. Систематическое применение музыкально-дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке, к музыкальной деятельности, к музыкально-творческим заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Музыкально-дидактические игры соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания: выразительное исполнение музыкальных произведений, беседу о музыке, творческие задания, наглядно-слуховой и наглядно-зрительный методы, художественное слово, художественно-практический метод, методы развивающего обучения как проектирование, моделирование.

Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Однако, организуя музыкально-дидактические игры со старшими дошкольниками, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Характер руководства со стороны воспитателя заключается в его заинтересованности в обогащении ребенка музыкальными впечатлениями, полученными на музыкальном занятии, в обеспечении мотивации к самостоятельной музыкальной деятельности (в данном случае в форме музыкально-дидактической игры), в создании условий для организации игры, поддержке инициативы. При проведении музыкально-дидактических игр ведущее место занимает выразительный показ педагога. Он формирует правильные представления о чувстве ритма. Сначала детям следует предложить подражать педагогу, а затем стимулировать самостоятельность исполнения. Целесообразно использовать следующие приемы: объяснения, музыкальные фрагменты, иллюстрирование, позитивное обсуждение и оценка результатов музыкальной деятельности. Музыкально-дидактические игры необходимо проводить с нарастания сложности, с использованием занимательных ситуаций, сюрпризов, соревнований, то есть в доступной и понятной для детей форме. Работу по развитию чувства ритма средствами музыкально-дидактических игр можно разделить на 3 этапа.

Первый этап направлен на накопление музыкального опыта, проявление и развитие чувства ритма.

Второй этап предполагает активное включение детей в музыкально - дидактическую игру, проявление и развитие чувства ритма.

Третий этап направлен на стимулирование самостоятельности и творческого подхода (импровизированное воспроизведение или сочинение простейших ритмических композиций).

Предлагаемый обобщенный систематизированный материал со старшими дошкольниками по развитию у них чувства ритма доступен в овладении любым педагогом и музыкальным руководителем, и может быть рекомендован для использования в дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, так и в индивидуальной работе.

Проводим с детьми музыкально-дидактические игры,

развивая чувство ритма

Таблица 3 - План проведения музыкально-дидактических игр с детьми 5-6 лет на развитие чувства ритма

Читайте также: