Диагностическая карта трудного ребенка в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения в поведении, которые наблюдаются еще в раннем детстве. И при стечении неблагоприятных обстоятельств роста и развития ребенка в конечном итоге приводят к стойкой недисциплинированности и отставании в учебе. Задержка развития правило сообразного поведения, неумение подчиняться требованиям соответствующей деятельности (игровой, учебной) со временем вырастают в нежелание считаться с общественными нормами.

Особенности личности ребенка характеризующегося противоречивостью развития – это:

во-первых, непродуктивность, затруднительность учебной деятельности и взаимоотношений,

во-вторых, особенности поведения:

  • подражание отрицательным примерам:
  • реакция компенсации или замещения своей несостоятельности в деятельности и отношениях с окружающими;
  • реакция увлеченности игрой или удовлетворением других интересов и потребностей в неразумных пределах;
  • реакция приспособления или подчинения мнению других;
  • реакция ухода из-под опеки, лишенная самостоятельности;
  • наличие неблагоприятной обстановки в семье.

в-третьих, доминирующее негативное эмоциональное состояние дезорганизующее ребенка, делающее его педагогически трудным.

Наиболее распространенными методами диагностики психического развития детей с трудностями в учении и поведении являются такие как: наблюдение за детьми в ходе учебных занятий,

изучение каждого ребенка как индивидуальности в контексте его жизненных условий,

тщательная фиксация различных форм поведения свидетельствующих о плохой приспособленности ребенка к школе.

В зависимости от основных причин вызывающих негативные проявления в поведении учащихся школы проводится психокоррекционная работа.

Первую группу представляют подростки, причиной трудновоспитуемости которых, являются отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы. Для выявления детей требующих медицинской помощи проводится работа, основанная на предварительных гипотезах вытекающих из анализа психолого-педагогических наблюдений и, анализа соответствующих психолого-диагностических методик.

В работе с детьми, имеющими отклонения в поведении по медицинским показаниям, проводятся консультации, разъяснительная работа с учителями с родителями и одноклассниками. Также проводится коррекция отдельных форм поведения, как части общего процесса лечения ребенка. Оказывается помощь классному руководителю в поисках соответствующих способов включения больного ребенка в жизнь классного коллектива.

Вторую группу составляют подростки, у которых сопротивляемость требованиям учителя вызвана неверными формами воздействия педагога на ученика. Трудновоспитуемость такого рода является ситуативной и подростки этой группы не нуждаются в специальных воспитательных мерах. Что касается педагога, то ему необходимо пересмотреть свою позицию и найти выход из создавшейся ситуации. То есть учителю необходимо при взаимодействии с подростком учитывать:

- возрастные особенности ученика;

- уровень семейного благополучия ученика;

- проявлять тактичность к ученику;

- проявлять внимание к эмоциональному состоянию ученика;

- не нарушать границ дозволенного в отношениях педагог – ученик;

- учитывать статус ученика в классном коллективе.

Третью группу составляют педагогически запущенные дети, поведение которых, обусловлено значительными пробелами в овладении морально-этическими нормами, несформированностью навыков нравственного поведения.

Такие подростки в силу бесконтрольности и попустительства взрослых нарушают нормы и правила поведения не потому, что отрицают их ценность, а потому, что:

- не научились владеть своим поведением;

- не могут отказаться от сиюминутных желаний ради необходимости выполнения должного действия.

В отношении Ⅲ группы педагогически запущенных детей работа проводится на основании запросов касающихся детей, которых подозревают

в токсикомании, склонности к алкоголизму, ведущих раннюю половую жизнь, участвующих в неформальных объединениях криминального характера – замеченных в воровстве, бродяжничестве, хулиганских действиях.

В каждом конкретном случае проводится анализ причин отклоняющегося поведения по следующим направлениям:

  • особенности семейного окружения, школы,
  • влияние неформальных групп,
  • психологические особенности явления,
  • а также патопсихологическая природа нарушений (Карта наблюдений Д.Стотта, методика экспресс – диагностики характерологических особенностей Айзенка).

Анализ причин отклоняющегося поведения подростков школы позволяет сформировать соответствующие механизмы педагогических воздействий на нарушителей, проводить консультации учителей и родителей, диагностировать степень отверженности личности, выявить психологические причины изолированности, проводить тренинги общения с включением их в группу сверстников.

Если выше изложенные способы коррекции поведения подростка не дают должных результатов (по независящим от нас причинам), мы объединяем свои усилия в борьбе с противоправным поведением с инспекцией по делам несовершеннолетних.

В Ⅳ группу входят собственно трудновоспитуемые подростки, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена изменениями личности связанными с искажением представления о своих взаимоотношениях с окружающими, нарушением межличностных отношений.

В работе с детьми этой группы требуется перестройка нравственных представлений и качеств личности, т.е. перевоспитание.

Суть перевоспитания состоит не в ломке механизма психологической защиты от отрицательных оценок, а в том, чтобы способствовать его нейтрализации. Нужно начинать со смены системы отношений учащегося к себе и другим.

В первую очередь вокруг такого школьника необходимо создавать атмосферу доброжелательности и эмоциональной поддержки. Это позволит снизить напряжение, настороженность ученика в отношениях с учителями и одноклассниками, а также избавит его от необходимости включать свои психологические механизмы защиты от отрицательных эмоций.

Во-вторых, необходимо включить трудновоспитуемого ученика в систему многостороннего оценивания (через 2-3 недели после начала работы по перевоспитанию). Суть системы многостороннего оценивания состоит в том, что ученик оценивает себя и других сам и его оценивают другие с разной степенью объективности, что даёт ему возможность выбрать самому адекватный эталон оценки. Всё это позволяет создать у ученика впечатление свободы от ограничений со стороны взрослого, иллюзию независимости от отрицательной оценки педагога. Для трудного подростка позиция оценивающего не привычна и престижна, что обеспечивает возможность побудить его к анализу полученных результатов.

В-третьих, необходимо организовать индивидуальную помощь ученикам, которые в ней нуждаются, которые отстают в учебе по каким-либо предметам.

Лучше всего осуществлять эту помощь шефами – старшеклассниками, что превращает дополнительные занятия в престижно-привлекательные.

Применение выше изложенной системы работы педагогов с трудными учащимися уже через полгода дает возможность сформировать у подростка адекватное отношение к своим успехам и неудачам, наладить межличностные взаимоотношения.

Черты характера подростка.____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интересы и увлечения, склонности _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение к учёбе. Посещаемость занятий_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятость в кружках и секциях __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Участие в мероприятиях___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С кем дружит __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кого считает для себя авторитетом __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стоит ли на учёте в КДН и причина постановки __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Формы и методы работы с трудным подростком_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Классный руководитель, воспитатель:_______________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для этого понадобится:

  • составление карточек с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;
  • проведение анкетирования, с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;
  • установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;
  • определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона;
  • изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.

Мишутина Наталья Николаевна, социальный педагог,

Работа социального педагога с проблемными детьми.

Прежде всего, классному руководителю, социальному педагогу, педагогу-психологу следует выявить всех детей в классе, школе, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, завести на них и их семьи диагностическую карту, составить программу индивидуальной работы.

Для более детального знакомства с проблемными детьми необходимо:

определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);

установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;

изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;

установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;

ознакомиться с положением ребенка в семье;

изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива;

выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.

Для этого понадобится:

составление карточек с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;

проведение анкетирования, с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;

установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;

определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона;

изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.

В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

В среднем возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. К недостаткам поведения относятся: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

На данном этапе необходимо:

подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность;

учить различать истинную и ложную красоту человека;

воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;

формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку;

правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников;

организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.

общение в микрогруппах ближайшего окружения;

деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

2. Год рождения____________________________________________________

4. Постановлен на учет:______________________________________________

8. Другие члены семьи:______________________________________________

9. Занятость в кружках:______________________________________________

10. Микроклимат в семье:____________________________________________

11. I четверть______________________________________________________

СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЬНИКА.

2. Дата рождения___________________________________________________

3. Общее физическое развитие________________________________________

4. Состояние здоровья_______________________________________________

Учебная деятельность.

2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность)_____________________________

3. Развитие речи (запас слов, умение выразить свою мысль)__________________________

4. Способность к учению (с интересом ли учатся, быстро ли схватывает учебный

материал, хорошо ли запоминает, проявляет ли интерес к отдельным

5. Старается ли в учебной работе_________________________________________________

1. Увлекается ли трудом или относится к нему пренебрежительно_____________________

2. Заинтересован ли в общественной значимости своего труда________________________

3. Любит ли трудится и что именно его привлекает в труде___________________________

4. Трудовые навыки и умения (хорошо ли владеет ими)______________________________

Специальные навыки и интересы.

2. Чтение (что читает, отношение к чтению)________________________________________

3. Определить, есть ли особые способности в какой – либо деятельности_______________

4. Что намерен делать в будущем_________________________________________________

Поведение.

1. Общая характеристика поведения_______________________________________________

2. Выполнение школьного режима________________________________________________

3. Выполнение требований взрослых. Отметить наиболее типичные

Общественная направленность и активность.

1. Отношение к общественной жизни коллектива___________________________________

2. Интерес к общественной жизни страны__________________________________________

3. Какие общественные поручения имеет__________________________________________

Взаимоотношения с коллективом.

Особенности характера.

1.Ярко выраженные положительные и отрицательные качества

2. Преобладающее настроение_________________________________________________

Отношение к школе.

1. Дорожит ли пребыванием в школе______________________________________________

2. Отношение к учителям: есть ли контакт с ними, уважает их или нет__________________

Год рождения__________класс_______классный руководитель________________________

1. Состояния здоровья и развития учащегося:

Общая оценка здоровья учащегося____________________________________________

Признаки повышенной нервозности: отсутствуют; повышенная утомленность; пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм, другие признаки__________________________________________________________________

- курит (не курит, эпизодически, систематически);

- употребляет спиртные напитки (не употребляет, эпизодически, систематически);

- употребляет токсико – нарковещества (не употребляет, эпизодически,

состоит ли диспансерном учете, по поводу чего_________________________________

Психологическая атмосфера семьи:

Данные о родителях:

- профессия, место работы___________________________________________________

2.2. Другие члены семьи________________________________________________________

- благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания,

эмоциональная атмосфера семьи положительная);

- неблагополучная, в том числе:

- педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания);

признаки отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое

обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность об

интересах, о поведении ребенка вне школы.

- нравственно неблагополучная (асоциальная; родители ведут аморальный образ жизни;

пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, воспитанием детей не занимаются);

- конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями

постоянные конфликты, родители повышению раздражительны, жестоки, нетерпимы).

2.4. Характер взаимоотношений родителей с ребенком:

- семейный диктант (систематическое подавление инициативы и чувства собственного

- чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от

трудностей, забот, усилий);

- попустительство (уклонение активного участие в воспитании ребенка, пассивность,

признание полной автономии ребенка);

- сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей,

2.5. Организация режима труда и отдыха:

- какие обязанности выполняет в семьи________________________________________

- соблюдается ли режим дня__________________________________________________

- кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания

- как организовано общение учащегося в семьи во время досуга, летнего отдыха,

3. Особенности учебной деятельности:

3.1. Успеваемость учащегося_____________________________________________________

1.2. Отношение к учению: положительное, нейтральное, отрицательное.

1.3. Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие.

1.4. Мотивы ученика: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости

учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение

взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверждению в группе

4. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:

4.1. Позиция в коллективе: лидер, предпочитаемый, принятый, отвергаемый,

4.2. С кем из класса наиболее близок. Характер взаимного влияния____________________

4.3. Взаимоотношение с другими одноклассниками__________________________________

4.4. Манера, стиль общения с окружающими:

- доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко

перебивает, но дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);

- не доминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым,

нуждается в поощрении при разговоре);

- экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен,

открыт, полон внимания к окружающим);

- интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в

4.5. Отношение к общественному мнению_________________________________________

5. Отношение к общественной деятельности и общественно – полезному труду:

5.1. Отношение к общественным поручениям_______________________________________

5.2. Выполнение общественных поручений: добросовестное, недобросовестное, по

настроению, под нажимом, с инициативой;

5.3. Отношение к трудовым делам класса__________________________________________

5.4. Отношение к трудовым делам класса__________________________________________

5.5. Отношение к общественному имуществу_______________________________________

6. Направленность интересов:

6.1. Проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, техническая,

общественно – политическая, организаторская, художественная, спортивная

6.2. В каких кружках (секциях) состоит, состоял____________________________________

6.3. Культурный кругозор: посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки,

каковы читательские интересы_______________________________________________

7. Особенности сферы свободного общения учащегося:

7.2. С кем имеет дружеские связи вне класса. Какое влияние они оказывают на

7.4. Содержание общения в уличных играх_________________________________________

8. Самооценка личности:

8.1. Уровень самооценки:

- адекватная (правильно оценивает свои положительные качества, личные

возможности и достижения);

- завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);

- заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и

8.2. Какими бы чертами хотел обладать, от каких бы избавиться?______________________

9. Особенности поведения:

9.1. Положительные поступки учащегося. Как часто они совершаются. Возможные

мотивы их совершения___________________________________________________

9.2. Отрицательные поступки их проявления (эпизодически, систематически), их характер

(грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе,

отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках и др.);

9.3. Правонарушения: воровство, вымогательство у младших и слабых, избиение младших

и слабых, жестокое обращение с животными, проявление садистских наклонностей,

грубые нарушения общественного порядка (хулиганство);

9.4.Отношение к своим поступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает;

9.5. Как относится к педагогическим воздействием: с ожесточением, равнодушно,

понимает и старается выполнить требования;

9.6. Состоит на учете ИДН/на внутришкольном контроле.

КАРТА

ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Дата заполнения карты__________________________

1. Семья: общие сведения (заполняет классный руководитель)

Братья, сестры: Ф.И.О., дата рождения__________________________________________

Материальные условия семьи___________________________________________________

Жилищно – бытовые условия___________________________________________________

Взаимоотношения в семье_____________________________________________________

Особенности семейного воспитания_____________________________________________

2. Школа: учеба, интересы, поведение (заполняется классным руководителем)

- перемена школы, дублирование класса, условные перевод в следующий класс________

- отношение к учебе, выполнению учебных заданий_________________________________

- по каким предметам существенный затруднения, характер затруднения_______________

- выполнение школьного режима и правил поведения________________________________

- реакция на критические замечания, оценивание знаний и поведения__________________

- межличностные отношения в коллективе, стиль отношений_________________________

- отношение к труду (умственному, физическому, художественному)__________________

- повышенный интерес, творческие способности, профессиональные наклонности_______

- участие в общественной жизни класса, школы_____________________________________

3. Социальная ситуация: (заполняется социальным педагогом)

- характерные конфликты, время их возникновения________________________________

- оценка семейной ситуации____________________________________________________

- оценка школьной ситуации____________________________________________________

4. психологические данные: (заполняется психологом)

- интересы, представления о будущем____________________________________________

- особенности психологической защиты__________________________________________

5. Заключения и рекомендации:

6. Контроль за прошедший период( ) произошло следующие изменения__________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс профессиональной переподготовки

Организация социально-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе


Курс повышения квалификации

Профориентация школьников: психология и выбор профессии

  • Сейчас обучается 144 человека из 42 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 337 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.01.2018 801
  • DOCX 71 кбайт
  • 17 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шевченко Тамара Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого - педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.

Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.

В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога.

Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополняемая наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение её одновременно с учащимся, учителем, классным руководителем, родителями, общественным активом класса.

Диагностические методики и рекомендации по выявлению нарушения поведения у детей и подростков.

Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе

Анкета по выявлению вымогательства в школе для учащихся

Нарушение поведения у ребенка (пакет методик для диагностики)

Памятка для родителей и учителей по предупреждению
и преодолению нарушений в поведении ребенка

АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ В КЛАССЕ

Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого - педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.

Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.

В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога.

Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополняемая наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение её одновременно с учащимся, учителем, классным руководителем, родителями, общественным активом класса.

Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 под анкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивания отрицательного в поведении ученика.

Анкета №1

1.Интересно ли тебе на уроках?
2.Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
3.Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
4.Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
5.Стремишься ли вести себя так, что - бы не получить замечания?
6.Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
7.Сам ли стираешь себе рубашки?
8.Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
9.Помогаешь ли дома по хозяйству?
10.Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
11.Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
14. Куришь ли ты?
15. Приходилось ли убегать из дома?

Анкета №2

1.Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
2.Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
3.Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
4.Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
5.Случалось ли быть участником драки в школе?
6.Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
7.Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
8.Пытался ли избегать общественных поручений?
9.Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т. д.
10.Приходилось ли делится самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
11.Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
12.Участвовал ли в делах, которые шли бы празрез с интересами ребят твоего класса?
13.Старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность?
14.Можешь ли ты устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
15.Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?

Анкета №3

1.С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
2.Выполняешь ли ты домашние задания?
3.Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
4.Вежлив ли со взрослыми вне школы?
5.Во-время ли возвращаешься нечером с улицы домой?
6.Считаешься ли с мнением родителей?
7.Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
8.Выбирали ли тебя в актив класса?
9.Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
10.Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
11.Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
12.Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
13.Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции.
14.Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет, иногда.

Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом +1, -1, 0 (иногда).

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.

Читайте также: