Кружок светофорик в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Важным направлением в деятельности кружка “Светофорик” является защита, сохранение и развитие здоровья ребенка. Целью этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям значимость соблюдения правил дорожного движения для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального становления. Занятия ориентированы на формирование у ребенка чувства ответственности, расширение знаний и навыков по ПДД.

Цель работы: обучить детей безопасному поведению на улице. Использовать различные методики приёмы, формы в работе для использования на практике знаний

Работа кружка “Светофорик” охватывает период с сентября по май в течение года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам 25 минут. (17 детей)

  1. Формирование умений и навыков по ПДД.
  2. Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям по ПДД.
  3. Привитие организационных навыков.
  4. Воспитание воли, смелости, дисциплины.
  1. Работа с детьми.
  2. Работа с педагогами.
  3. Работа с родителями.
  • Традиционные.
  • Игровые: в форме подвижных игр малой, средней подвижности, дидактические игры
  • Сюжетно-игровые, дающие более эмоциональные впечатления, например, “Путешествие в страну дорожных знаков” и др.
  • Тематические занятия: “История транспорта”.
  • Занятия-тренировки: закрепление знакомых детям знаний, упражнений.
  • Музыкальные развлечения: “В стране дорожных знаков”.
  • Занятия на тематической площадке.
  • КВН “Знатоки дорожных знаков”.
  • Занятия-зачеты для проведения диагностики.
  • Актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической деятельности у них главная социальная роль.
  • Консультации воспитателей “дидактические игры по ознакомлению детей старшего возраста с правилами дорожного движения”.
  • Выставка литературы и поделок.
  • Анкетирование “Дорожная азбука”.
  • Интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?”.
  • Информационный стенд “Состояние детского дорожного травматизма”
  • Игра – тренинг “Водители, пешеходы, автомобили” (с участием инспекторов ГАИ).
  • Просветительная работа по направлениям программы “Светофорик”.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
  • Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
  • Установка на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка.
  • Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через тренинги, консультации, семинары, родительские собрания, организация совместной деятельности, анкетирование.
  • Дети усвоили правила поведения автотранспорта и пешеходов на улице.
  • Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для детей.
  • Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении знаний дошкольников правил дорожного движения.
  • Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам соблюдения правил дорожного движения.

План работы кружка “Светофорик”

Тема: “Здравствуй улица”

Цель: Расширить у детей знания об улице, её особенностях. Закреплять знания о назначении тротуара, проезжей части. Воспитывать желание соблюдать Правила дорожного движения.

Тема: “Улица полна неожиданностей”

Цель: Закрепить знания о частях улицы. Формировать представления об одностороннем, двухстороннем движении.

Тема: “Как правильно переходить улицу”

Цель: Продолжить знакомить детей с улицей. Закрепить у детей знания о тротуаре, проезжей части.

Тема: “Наши верные друзья на улицах. Что такое островки безопасности?”

Цель: Уточнить и закрепить правила поведения и передвижения автотранспорта и пешеходов по улице. Закрепить у детей знания об “Островке безопасности”

Тема: “Транспорт (пассажирский, грузовой)”

Цель: Закрепить знания у детей о легковом, грузовом и пассажирском транспорте. Развивать умение находить сходства и различия.

Тема: “История транспорта”

Цель: Расширить у детей знания об истории транспорта. Развить умение сравнивать старинный транспорт с настоящим.

Тема: “Труд водителя”

Цель: Расширить знания детей о профессии водителя, о транспорте, показать его общественную значимость.

Тема: “Машины специального назначения”

Цель: Дать детям представление о машинах специального назначения.

Тема: “Наш друг Светофор”

Цель: Дать представление о работе светофора, его назначении. Закрепить у детей умения различать цвета(красный, желтый, зеленый)

Тема: “В гостях у Светофора”

Цель: Познакомить детей с желтым сигналом светофора. Развить умение решать проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы.

Тема: “Твой приятель – Светофор”

Цель: Познакомить детей с историей изобретения уличного светофора

Тема: “В гости к Бабушке Загадушке” (загадки – отгадки)

Цель: Закрепить знание ПДД у детей. Развивать мышление, внимание

Тема: “Дорожная азбука”

Цель: Познакомить детей с дорожными знаками “Осторожно, дети!”, “Пункт медицинской помощи”, “Телефон”, “Пункт питания”. Воспитать внимание, культуру поведения в общественных местах.

Тема: “Дорожные знаки. Учим дорожные знаки”

Цель: Закрепить у детей знания о дорожных знаках. Развивать умение находить дорожный знак к дорожной ситуации. Воспитать внимание

Тема: “О чем разговаривает улица”

Цель: Углубить у детей знания о дорожных знаках: предупреждающие, запрещающие, указательные и знаки сервиса. Развивать мышление. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, умение оказывать помощь друг другу.

Тема: “Путешествие в страну дорожных знаков”

Цель: Создать положительный эмоциональный настрой у детей. Вызвать желание знать и соблюдать ПДД.

Тема: “Мы пешеходы”

Цель: Расширить детей знания о правилах поведения пешеходов. Воспитать ответственность.

Тема: “Школа пешеходных наук”

Цель: Знакомить детей с пешеходным светофором. Развивать внимание. Воспитывать в ребенке грамотного пешехода.

Тема: “Где можно и где нельзя играть”

Цель: Дать представления об опасных и безопасныхтместах для игр во дворе.

Тема: “Мы пассажиры”

Цель: Расширять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать мышление, память.

Тема: “Умные машины”

Цель: Расширять у детей знания о водном, воздушном, наземном транспорте. Развивать речь

Тема: “Правила поведения в транспорте”

Цель: Закрепить знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного движения. Воспитывать культуру поведения в транспорте.

Тема: “Кто больше знает?” (загадки – отгадки)

Цель: Развивать у детей внимание, сообразительность, мышление.

Тема: “Работа сотрудника ГИБДД”

Цель: Закрепить знания детей с работой сотрудника ГИБДД, со значением его жестов.

Тема: “Сигналы регулирования дорожного движения”

Цель: Закреплять у детей знания о сигналах регулировщика с помощью перфокарты. Развивать память, внимание.

Тема: “Про правила дорожного движения”. Чтение книги С. Волкова

Цель: Закреплять знания ПДД,

Тема: КВН “Знатоки дорожных правил”

Цель: Уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города. Закрепить умение детей применять полученные знания в играх и повседневной жизни.

Цель: Знакомить детей с историей создания велосипеда. Расширять знания детей о средствах передвижения. Уточнять правила безопасности велосипедиста. Развивать слуховое внимание, восприятие.

Тема: “Дорожные знаки”

Цель: Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Тема: “Перейди дорогу”

Цель: Развивать у детей внимание, умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Тема: “Викторина “Что? Где? Когда?”

Цель: Развивать мышление, речь, внимание.

Тема: “Автомобиль”. Чтение

Цель: Знакомить детей с произведением Н. Носова “Автомобиль”. Обучать умению оценивать поступки героев. Воспитывать желание соблюдать ПДД.

Тема: “Мой дом – моя улица”

Цель: Закреплять у детей представление об улице, умение отображать увиденное во время прогулок, передавать свои впечатления.

Тема: “Это должен каждый знать обязательно на “пять”

Цель: Закреплять у детей знание Правил дорожного движения и умение соблюдать их в жизни.

Тема: “Развлечение для родителей и детей “В стране дорожных знаков”

Цель: Проверить уровень знаний детей за год обучения.

План работы по обмену опытом
(информация для педагогов)

Консультация “Правила и безопасность дорожного движения”

Выставка литературы по правилам дорожного движения.

Консультпункт для воспитателей “Дидактические игры по ознакомлению детей старшего возраста (5–7 лет) с правилами дорожного движения”

Выставка поделок (совместное творчество родителей и детей) “Наши друг светофор”

Информационный стенд “Состояние детского дорожного травматизма”

Консультация “История появления правил дорожного движения. История светофора”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Светофорик" , подготовка учащихся к безопасной жизнедеятельности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Между подготовкой учащихся к безопасной жизнедеятельности и всеми авариями, катастрофами, массовым бытовым и дорожно-транспортным травматизмом существует настоящая трагическая связь. Недооценка, просчеты в подготовке детей к безопасности жизнедеятельности наносят огромный ущерб их здоровью и жизнеспособности.

Особую тревогу вызывает детский дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время является главной угрозой для жизни и здоровья детей старше 5 лет и подростков.

Практика показывает, что дети не обладают важнейшими правилами безопасного поведения в транспортной среде, не могут предвидеть опасность, по возможности избегать ее, а при необходимости правильно действовать.

Программа рассчитана на 4 года обучения. По 34 часа во 2-4 классах и 32 часа в 1 классе, один час в неделю.

Основной формой обучения правилам дорожной безопасности являются практические занятия. Для повышения их эффективности используется разбор конкретных маршрутов движения, экскурсии, конструирование и разбор дорожных ситуаций, ситуативные игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, изготовление атрибутов для игр, рассмотрение иллюстраций.

В процессе обучения используются наглядные пособия, учебное оборудование и игрушки, демонстрируются слайды, диафильмы, кинофильмы и мультфильмы.

Несмотря на многообразие путей совершенствования содержания и структуры занятий, одной из главных проблем является формирование положительных мотивов.

Только при решении этой проблемы можно выработать у ребенка устойчивые навыки правильного применения полученных знаний о транспортной среде, понимание всех процессов, происходящих на дороге.

Цель: формирование прочных знаний по правилам дорожного движения, развитие умений применять полученные знания на практике.

Задачи:

1. Познакомить детей с основными дорожными знаками.

2. Обеспечить прочное и сознательное овладение системой знаний и умений по правилам дорожного движения, необходимых для применения в практической деятельности.

3. Формировать умения следовать чётким инструкциям поведения на улицах (дорогах),

читать и зарисовывать дорожные схемы.

4. Развивать умения анализировать дорожную ситуацию.

5. Развивать творческие способности.

6. Развивать коммуникативные умения детей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

1. На наших улицах (4ч)

Город, поселок, в котором мы живем. Улица — место, где движутся автомобили, мотоциклы, велосипеды, идут пешеходы. Автомобили, мотоциклы движутся по проезжей части, а пешеходы — по тротуару, пешеходной дорожке обочине.

Почему на улице опасно? Правила поведения учащихся на улице.

Разбор конкретных маршрутов учащихся из дома в школу, составленных предварительно с родителями. Опасные участки маршрутов. Непредвиденная опасность. Наиболее безопасный путь — самый лучший путь.

Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам или по обочине. Находиться на проезжей части пешеходам разрешается только во время перехода через дорогу.

Светофор и его сигналы. Пешеходный светофор.

Дорожная разметка (разделение встречных потоков машин сплошной или прерывистой линией, линии пешеходного перехода, посадочная площадка).

Предупредительные сигналы, подаваемые водителями автомобилей, мотоциклов: световые, звуковые, рукой.

3. Мы учимся переходить дорогу (4ч)

Переходить дорогу можно только в местах, установленных для перехода: по пешеходным переходам, при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Если поблизости нет пешеходного перехода или перекрестка, разрешается переходить дорогу, если она хорошо просматривается в обе стороны, и строго поперек улицы.

Пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход.

Перекресток — место пересечения улиц и дорог.

Правила перехода дороги: выбор места для безопасного перехода, остановки на тротуаре у края проезжей части, осмотр дороги, переход на разрешающий сигнал светофора, при отсутствии приближающихся автомобилей, переход быстрым шагом, строго поперек улицы, без задержки, постоянное продолжение осмотра дороги.

4. Пешеходный переход со светофором, без светофора (4ч)

Последовательность пересечения дороги на не регулируемом светофором пешеходном переходе: остановка у края тротуара, осмотр дороги влево — вправо — влево. Скрытая опасность. Помеха обзору.

Последовательность пересечения дороги при отсутствии пешеходного перехода

Медленно приближающаяся машина.

7. Детские игры и дорога (3ч)

Познание ребенком улицы начинается, когда рядом с ним родители (взрослые). Ответственность родителей (взрослых) за безопасное поведение ребенка на дороге.

Первоклассник как самостоятельный пешеход.

Дорога — не место для игр. Опасности, возникающие при игре в футбол или хоккей на проезжей части или около нее.

Опасность катания на лыжах или санках с горок, выходящих на дорогу.

Машины во дворе вашего дома.

Сигналы, по которым можно определить направление движения автомобиля (сигналы поворота, сигналы движения задним ходом). Выход из подъезда во двор. Игровые площадки и стоянки автомобилей.

6. Мы — пассажиры ( 6ч)

Остановка общественного транспорта — зона повышенной опасности.

7. Дорога и дети летом (7ч)

2 класс (34часа)

1. Улица, транспорт, пешеходы (3ч)

2. Пешеходы и их верные помощники (3ч)

3. Переход через проезжую часть (дорогу) (4ч)

4. Регулируемые пешеходные переходы. Скрытая опасность (4ч)

5. Нерегулируемые пешеходные переходы. Скрытая опасность (4ч)

6. Переход дороги вне зоны пешеходного перехода. Скрытая опасность (5ч)

Правила пересечения проезжей части вне зоны пешеходного перехода. Знакомство с видами перекрёстков. Наблюдение за подачей водителями предупредительных сигналов световыми указателями поворотов транспортных средств или рукой. Значение этих сигналов для пешеходов.

7. Взрослые и дети на дороге (4ч)

Правила поведения детей, находящихся на дороге в сопровождении взрослых.

8. Ребёнок в общественном транспорте (4ч)

9. Игры детей и дорожная безопасность (2ч)

10. Итоговое занятие (1ч)

Закрепление знаний и умений по всем темам программы. Особенности движения на улицах и дорогах летом. Движение организованных групп детей. Правила поведения на загородной дороге. Места для движения на велосипедах.

3 класс (34 часа)

Дорожно-транспортная среда (3ч)

Дорога и ее главные составные части: проезжая часть, тротуар, обочина, кювет, велосипедная и пешеходная дорожки. Участники дорожного движения: пешеходы, пассажиры, водители. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах в нашей стране. Последствия столкновения автомобиля и пешехода и факторы, от которых они зависят (масса автомобиля, скорость движения). Дорожно-транспортные происшествия в нашем городе, число погибших, травмированных, количество пострадавших детей.

2. Виды транспортных средств (3ч)

Автомобили: грузовые, легковые. Их назначение. Автобусы, троллейбусы, трамваи, такси - городской общественный транспорт. Специальные автомобили: скорой медицинской помощи, пожарные, милицейские, аварийные. Преимущественное право проезда автомобилей, оборудованных специальными звуковыми сигналами и проблесковыми маячками. Автомобиль мгновенно остановить нельзя. Факторы, влияющие на величину тормозного пути автомобиля. Опасность перехода улицы перед близко идущим автомобилем.

3. Что должен знать пешеход? (4ч)

Движение пешеходов по тротуарам или пешеходным дорожкам, по обочине. Возможные опасные последствия неправильного поведения пешехода. Назначение светофора. Транспортный и пешеходный светофоры. Значение их сигналов для пешеходов. Дополнительные секции в светофоре. Дорожная разметка.

4. Правила перехода улиц и дорог (3ч)

Улицы с односторонним и двусторонним движением. Приближение транспорта к пешеходу на улице с односторонним и двусторонним движением. Перекресток - место пересечения дорог. Границы перекрестков. Виды перекрестков: трехсторонние, четырехсторонние, площади. Регулирование движения на перекрестках.

Последовательность действий перед началом и во время движения при переходе проезжей части на различных пешеходных переходах. Выбор места для перехода, когда поблизости нет обозначенного пешеходного перехода. Особенности перехода дороги на перекрестке.

5. Опасность на дороге (6ч)

Основной принцип безопасности пешехода. Объекты, мешающие увидеть движущиеся автомобили, необходимо воспринимать как признак опасности и быть особенно осторожными.

Факторы, отвлекающие от наблюдения за дорогой. Сигналы опасности: автобус, стоящий на другой стороне улицы, на который хочется успеть; яркая витрина магазина; бабушка; одноклассник; выкатившийся мяч; вырвавшаяся из рук собака; интересный разговор с приятелем.

Дети на улице в сопровождении родителей, старших.

7. Остановка общественного транспорта (5ч)

8. Загородная дорога (6ч)

Загородная дорога. Обочина, пешеходная дорожка - места для движения пешеходов. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Где можно пересекать загородную дорогу? Правила перехода дороги, где нет обозначенного пешеходного перехода. Главное условие — хороший обзор дороги в обе стороны.

9. Итоговое занятие (1ч)

Транспортная культура - это вежливость и забота не только о себе, но и о других участниках движения. Знание и выполнение правил безопасности поведения на дорогах - важный элемент транспортной культуры. Элементы транспортной культуры и их практическое применение.

4 класс (34 часа)

1. Безопасность движения на улицах и дорогах (3 ч)

Соблюдение правил дорожной безопасности — неотъемлемая черта культурного человека.

Забота государства о безопасности дорожного движения Государственная автомобильная инспекция (ГАИ). Меры обеспечивающие безопасность движения транспортных средств и пешеходов.

2. Транспорт и дорожное движение (4 час)

Транспортные средства: автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, мопеды, велосипеды, тракторы. Виды транспортных средств на дорогах нашего города, района, поселка.

Водитель транспортного средства. Кто может им стать, что он должен уметь. Работа водителя — это напряженный и ответственный труд. Предупредительные сигналы, подаваемые водителем: сигналы световыми указателями поворота или рукой; звуковой сигнал; переключение света фар; включение ближнего света фар в дневное время; включение аварийной сигнализации.

Тормозной путь транспортного средства. Зависимость времени движения транспортного средства до полной остановки от его скорости и состояния дороги. Неоправданный риск при переходе дороги перед близко идущим транспортом.

3. Обязанности пешехода (7 час)

Пешеход и его обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения. Движение организованных групп детей-пешеходов. Движение пешеходов в темное время суток. Правила движения пешеходов по тротуарам. Непредвиденная опасность при движении пешехода по тротуарам (выезды со дворов, с территории предприятий).

Пешеходам запрещается: переходить проезжую часть вне пешеходного перехода при наличии разделительной полосы, а также в местах, где установлены пешеходные или дорожные ограждения; ходить по автомагистрали, за исключением пешеходных дорожек, мест стоянки и отдыха; выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающегося транспортного средства.

4. Условия для безопасного перехода через дорогу (1час)

Подготовка к переходу через дорогу — переключение внимания на дорожную обстановку, анализ ситуации на проезжей части, принятие решения о переходе. Переход через проезжую часть и постоянная оценка положения автомобилей. Определение вероятности поворота автомобиля (по его мигающему сигналу).

5. Типичные ошибки пешеходов при переходе проезжей части (4 час)

Типичные ошибки пешеходов при переходе проезжей части. Правила поведения при движении в организованной группе (не выходить из колонны, не, нарушать ее порядка, выполнять указания сопровождающих взрослых). При движении в темное время суток переходить дорогу надо в освещенном месте, установленном для перехода. Действия ребенка при переходе дороги с младшими детьми (крепко держать его за руку и соблюдать самому все правила перехода).

1) Дети вовремя не замечают опасность. Девять из десяти пострадавших на улице детей вовремя не заметили приближающуюся машину и ошибочно считали, что находятся в безопасности. Правила движения важно знать и соблюдать, но этого мало — надо еще уметь наблюдать

2) Дети выбегают на проезжую часть улицы, не поглядев, а что там? Из-за предметов, мешающих обзору. Шесть из десяти пострадавших детей выбежали или вышли на дорогу из-за стоящих или движущихся машин, кустов, заборов и других предметов, мешающих обзору. Поэтому главная опасность на улице — не столько сама приближающаяся машина, сколько тот предмет, который мешает, ее вовремя заметить

3) Дети легко отвлекаются от наблюдения за дорогой. Два из десяти пострадавших детей не заметили вовремя опасность потому, что их внимание было отвлечено чем-то или кем-то на другой стороне улицы

4) Дети иногда выходят на проезжую часть, не посмотрев по сторонам. Один из каждых десяти пострадавших детей вышел на проезжую часть улицы не глядя. Чаще это бывает на улицах, на которых машины проезжают сравнительно редко.

5) Дети имеют привычку вырываться из рук родителей. Шесть процентов пострадавших детей попали под машину после того, как вырвались из рук родителей.

7. Обязанности пассажиров (4час)

Обязанности пассажиров. Посадочные площадки транспорта общественного пользования. Обозначение посадочных площадок. Трамвайные остановки, не оборудованные посадочными площадками. Правила ожидания прибытия автобуса (троллейбуса, трамвая).

Правила пользования общественным транспортом. Поведение пассажиров во время движения. Действия при пожаре в автобусе. Перевозка пассажиров в кузове грузового автомобиля.

8. На сельских дорогах (2 час)

Дороги в сельской местности. Дорога и ее составные части: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная дорожка. Движение пешеходов по сельским дорогам. Транспортные средства на сельских дорогах. Тракторы и прицепы к ним. Самоходные сельскохозяйственные машины. Гужевой транспорт. Прогон животных. Дополнительные требования к движению гужевых повозок и прогону животных.

Какая опасность может повстречаться пешеходу на сельской дороге?

9. Повторение пройденного (3час)

Повторение материала по правилам дорожной безопасности, пройденного в 1—4 классах.

Детский дорожно-транспортный травматизм. Причины автоаварий с участием детей и меры по их предупреждению. Примеры ДТП с участием учащихся в городе, поселке (по материалам местной Госавтоинспекции).

Рост числа случаев детского дорожно-транспортного травматизма в дни школьных каникул.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах поселка, города, во дворе и любом транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Основные задачи:
1. Обучение детей младшего школьного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, поселка;
2. Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;
3. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
4. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Правил дорожных на свете немало.

Все бы их выучить нам не мешало,

Но основное из правил движения

Знать как таблицу должны умножения.

На мостовой - не играть, не кататься,

Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах поселка, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и около дома.

К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бываю дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности.

Сегодня практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому дети встречаются с машинами повсюду: дома, по дороге в школу, даже на его территории. Им приходится следить за движением автомобиля не только на большой дороге, но и на маленьких дорогах. Здания, деревья и кустарники могут помешать своевременно увидеть приближающийся транспорт.

Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде.

Все без исключения,

Знать должны зверюшки:

Барсуки и хрюшки,

Зайцы и тигрята,

Вам, ребята, тоже

Ежедневно в дорожно-транспортные происшествия в России попадают более 60 несовершеннолетних. Дети погибают, получают травмы и увечья чаще всего в силу возрастных и психофизиологических особенностей поведения, из-за неподготовленности к самостоятельному участию в дорожном движении.

Основные причины несчастных случаев и аварий с детьми: переход улицы в неположенном месте; езда на велосипедах, по проезжей части дороги; игра на улицах; несоблюдение требований дорожных знаков; хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.

Дети школьного возраста ещё не вполне осознают, что такое вообще опасность. Поэтому их надо обучать безопасному поведению, прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность – личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Следовательно, школьников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Цель программы – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах поселка, города, во дворе и любом транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Основные задачи:

Обучение детей младшего школьного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, поселка;

Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;

Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;

Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.

При построении системы работы по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой:

Ребенок – пассажир транспорта;

Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).

Материалы, используемые на занятиях:

Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;

Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);

Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок

Ростовская область Кашарский район п. Красный колос

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноколоссовская основная общеобразовательная школа

МБОУ Красноколоссовской ООШ

________ Сметанина В.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(указать направленность; название кружка, секции) \

Уровень образования (классы): дополнительное образование, __________

1 – 9 классы______________________________________________________

(начальное общее, основное общее, дополнительное образование)

Учитель: _____Воронина Марина Анатольевна_______________________

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Количество часов по учебному плану

Всего за учебный год

на I полугодие

на II полугодие

учебный год 2020 – 2021

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

· оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

· объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

· в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

· осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

· определять цель деятельности;

· учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

· оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

· высказывать и обосновывать свою точку зрения;

· слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Выполнение задач стоящих перед программой позволит:

1. Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.

2. Увеличение количества обучающихся, входя щи х в состав отряда ЮИД.

3. Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований).

4. Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения).

5. Разработать методические рекомендации для классных руководителей по вопросам профилактики детского дорожно - транспортного травматизма.

6. Внедрить новые инновационные технологии профилактики детского дорожно - транспортного травматизма;

7. Расширить знания учащихся об истории правил дорожного движения.

8. Повысить дорожную грамотность учащихся.

9. Сформировать мотивационно - поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой.

10. Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

1. Вводное занятие.

Цели, задачи. Организационные вопросы (требования к учащимся).

2. История правил дорожного движения.

Диагностический тест на знания материала. Включает вопросы по темам, изученным в период первого года: поведение пешеходов на дороге, переход проезжей части, сигналы светофора, маршрутный транспорт и др. Обеспечение порядка в дорожном движении - необходимость, порожденная не сегодняшним днем. Общие представления о решении проблем дорожного движения и безопасности на дорогах в разных странах.

Элементы дороги. Автомагистраль. Поведение участниковдорожного движения.

Элементы городской и загородной дороги, их назначение (повторение). Понятие автомагистраль. Правила движения по автомагистрали.

Решение электронных билетов.

Автомобиль – ТС повышенной опасности. Остановочныйпуть автомобиля.

Средства регулирования дорожного движения. Светофоры,сигналы регулировщика, дорожные знаки и дорожная разметка.

Практика: Решение задач: проезд и переход регулируемых перекрестков.

Перекресток, тоннель, эстакада, транспортная развязка.Движение пешеходов на данных участках дорог.

Определение и назначение перекрестка, тоннеля, эстакады, транспортной развязки. Движение пешеходов на данных участках дорог.

Переход проезжей части на различных участках дорог. Движение в темное время суток и в непогоду.

Теория: Сравнение различных участков дорог (прямолинейного, с поворотами, с перекрестком) с точки зрения безопасности движения ТС и пешеходов.

Правила безопасного перехода дороги на различных участках городской и загородной дорог, по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу, при отсутствии пешеходного перехода. Особенности движения пешеходов в темное время суток и в непогоду. Предметы, ухудшающие обзор дороги. Светоотражатели, их устройство и назначение.

Проезд ТС через перекресток. Сигналы, подаваемые водителем ТС (в том числи велосипедистом).

Определение перекрестка, виды перекрестков по количеству пересекающихся дорог, по конфигурации, по наличию или отсутствию средств регулирования движения на них.

Железная дорога. Ж/д переезд. Движение через ж/д пути.

Правила движения через ж/д пути (пешеходов и ТС). Действия при вынужденной остановке на ж/д переезде. Отработка подачи сигналов при вынужденной остановке на ж/д переезде.

Дополнительные требования ПДД к движению велосипедов и мопедов.

Возрастной ценз, дающий право на управление велосипедом и мопедом. Велосипедист как участник дорожного движения. Порядок движения одиночных велосипедов. Требования к велосипедистам при их движении по дорогам общего пользования. Движение велосипедистов в группе. Требования к велосипедистам при движении по велосипедным дорожкам.

Дорожные знаки и разметка.

4. Безопасность и правила безопасности на дороге.

Причины дорожно-транспортных происшествий.

Определение ДТП, виды ДТП. Основные причины ДТП. Риск, как одна из причин ДТП. Ответственность участников движения за нарушение ПДД. Последствия ДТП. Как избежать, предотвратить ДТП?

Безопасность в микрорайоне школы.

Итоговое занятие.

Занятие включает в себя повторение всех тем учебной программы.

5. Мой друг – велосипед

Устройство и снаряжение велосипеда.

Повторение основных частей и узлов велосипеда, их расположения, назначения и взаимодействия: рама, двигатель, колёса, шатуны и педали, цепь (трансмиссия), шины, тормоза (ножной и ручной), руль, седло. Виды современных велосипедов (дорожный, спортивный, горный, триальный, тандем, трайк). Снаряжение велосипеда. Элементы безопасности на велосипеде. Экипировка велосипедиста и мотоциклиста.

Инструктаж по технике безопасности. Правила безопасности при проведении занятий повождению велосипеда. Использование велосипеда без разрешения преподавателя или без его контроля КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО. Недопустимо при проведении занятий выбегать из-за углов здания и подобных скрытых мест. Неукоснительное соблюдение требований преподавателя - важнейшее условие.

Отработка техники езды: посадка и её совершенствование. Упражнения по совершенствованию техники при движении по прямой, торможении, выполнении поворотов, разворотов. Отработка умения подачи сигналов при выполнении маневров (остановка, поворот).

Элементы технического обслуживания и ремонта велосипеда.

Проверка технического состояния велосипеда перед поездкой: высота седла и руля, их регулировка; состояние шин; исправность тормозов и органов управления, наличие светоотражателей и иной светотехники. Объём ежедневного обслуживания, перечень операций и их последовательность. Осмотр и чистка, смазка. Правила хранения.

Регулировка седла и руля. Проверка состояния шин.

6. Оказание первой доврачебной помощи

Организм человека. Дорожно-транспортный травматизм. Наиболее частые повреждения при ДТП и способы их диагностики. Автомобильная аптечка.Аптечка велосипедиста.

Организм человека: строение тела человека, скелет, мускулатура, кровь и сосуды, органы дыхания, органы пищеварения, кожа.Статистика повреждений при ДТП, их локализация и степень тяжести. Влияние фактора времени при оказании медицинской помощи пострадавшим. Типичные повреждения при наезде на пешехода. Типичные травмы при ДТП с участием велосипедистов. Достоверные и вероятные признаки перелома, черепно-мозговой травмы, повреждения позвоночника. Состав автомобильной аптечки и аптечки, рекомендуемой иметь при себе велосипедисту (лекарственные препараты, дезинфицирующие вещества, перевязочный материал).

Отработка способов транспортировки пострадавшего. Комплектация аптечки.

Оказание доврачебной помощи при кровотечениях.

Виды ран. Осложнения ран. Капиллярное, артериальное и венозное кровотечения. Наружные и внутренние кровотечения. Признаки внутреннего кровотечения.

Обработка ран. Способы остановки кровотечений. Доврачебная помощь при подозрении на внутреннее кровотечение.

Угрожающие жизни состояния. Неотложные реанимационные мероприятия. Помощь, не требующая медицинской квалификации.

Обморок. Шок. Признаки, симптомы и последствия данных состояний. Причины возникновения. Первая доврачебная помощь. Признаки утраты сознания. Кома. Причины. Первая доврачебная помощь. Что такое реанимация? Показания к проведению сердечно-легочной реанимации. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца (общие сведения). Доврачебная помощь.

Наложение повязок при различных повреждениях.

Принцип применения, способы перевязки. Виды перевязок. Бинтовые повязки кисти, пальцев, верхней и нижней конечностей. Бинтовые повязки грудной клетки и живота. Бинтовые повязки на голову.

Ожоги. Обморожения. Отравления. Переломы. Транспортировка пострадавших.

Причины возникновения ожогов и обморожений. Степени тяжести ожогов и обморожений. Первая доврачебная помощь.

Отравления газами, химическими веществами. Пищевые отравления. Отравления лекарственными препаратами. Первая доврачебная помощь.

Виды переломов. Общие принципы и способы иммобилизации при различных видах переломов. Положение пострадавшего при транспортировке в зависимости от вида травмы и состояния человека.

Определение степени тяжести ожога, обморожения. Приемы переноски пострадавших.

Подготовка к соревнованиям.

Отработка упражнений, включенных в программу выпускного соревнования.

7. «Дорожная пресса

Правила оформления текста.

8. «Контрольные и итоговые занятия.

Опросы, тестирования, зачеты по темам.

II. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ.

Читайте также: