Детский сад предшкольной подготовки

Обновлено: 04.07.2024

Как отмечается в утвержденном президентом РФ Медведевым Д.А. документе “НАША НОВАЯ ШКОЛА” “… главные задачи современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…”

Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. “Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже “откатились”. Что нужно, чтобы современное образование соответствовало требованиям времени?

В первую очередь необходимо создание новой школы.

Надо заметить: успешный школьник –
Это сначала – успешный дошкольник.
Детский сад – это старт, а не только развлеченье.
Учим мыслить, рассуждать – это важные уменья
Пригодятся всем не раз, кто шагает в первый класс.

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства – в качественном дошкольном образовании. Это определено в Приоритетных направлениях образовательной системы РФ и как следствие сегодня стоит задача: выравнивание стартовых возможностей детей, идущих в 1 класс. Следовательно, необходимо предшкольное образование. А значит, ПРЕДШКОЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ НЕОБХОДИМО РАССМАТРИВАТЬ КАК ПЕРВЫЙ ЭТАП ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

2. Задачи предшкольного образования

Задачи наши велики:
Ведь цель у нас – ученики,
Способные общаться,
Успешно обучаться:

  • подготовть детей к обучению именно в школе (т.е работе в коллективе, общению со взрослыми, сверстниками;
  • мотивационная готовность
  • подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности
  • познавательно-речевая готовность

3. Содержание предшкольного образования

Под содержанием предшкольного образования понимаются сферы деятельности, которые в том или ином объеме усваиваются старшими дошкольниками. Предшкольная подготовка обеспечивает полноценное личностное развитие. А именно:

  • социальное развитие: личностная готовность к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп
  • познавательное развитие: собственно знания, умения и другие психологические компоненты, обеспечивающие познавательную деятельность
  • культурное развитие: совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется социальными группами.

Самый главный результат –
Дать ребенку в школу старт

Результат предшкольного образования – это готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному.

4. Программа предшкольного образования

Программа предшкольного образования ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Сегодня отмечается у первоклассников трудности в обучении: медлительность, недостаточное развитие памяти, связной речи. Графические навыки формируются достаточно длительное время. Куда идут корни? В дошкольное обучение, в предшкольную подготовку. Исследования доктора мед.наук Кольцовой Л.А. показали взаимосвязь развития моторики руки с уровнем развития речи у детей. На сегодняшний день есть такие упражнения, которые влияют на развитие мозга, улучшают память, координацию движений, графические навыки.

I. Создание адаптивной образовательной среды:

Природный материал: горох, орехи, шишки, фасоль, каштаны, камни, песок. Бытовой материал: шестигранные карандаши, пуговицы, шнурки.

II. Использование педагогических технологий в соответствии с возрастными особенностями

Почему подчас на занятиях в детском саду, а затем и в школе наблюдается утомление детей, задержка развития, а порой и потеря здоровья? Ответ таков: односторонний подход к организации занятий. Как это проявляется? Воспитатель, педагог на занятиях сосредотачивается на умственных нагрузках, а физический компонент отсутствует. По оценкам различных специалистов у современных детей отмечается замедленное развитие по сравнению с данными 10 – 20 летней давности. Поэтому мы в детском саду, предшкольной подготовке, начальной школе используем здоровьесберегающие педагогические технологии, основанные на научной теории “сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения” врача офтальмолога В.Ф. Базарного. В.Ф.Базарный – доктор медицинских наук, руководитель научно-внедренческой лаборатории, занимается 30 лет вопросами здоровья детей в школьной среде. Разработана методика на основе научной теории “Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения” :

1. Офтальмологические тренажеры:

Воспитатель, а затем и учитель в школе работают с детьми по офтальмологическому тренажеру В.Ф.Базарного по схеме расслабления и активизации глазных мышц (Приложение, рис. 1,2).



2. Режим динамических поз (парты-конторки):

Обучение в режиме динамических поз: чередование сидения и стояния. Часть занятия ребенок сидит за партой, другую часть – стоит за конторкой (Приложение, рис.3).


3. Использование простого карандаша, чернильниц и перьевых ручек

(Март – апрель) для развития вегетативных ритмов, т.к. чередование нажима с волосяной линией гармонично с пульсом человека, что препятствует появлению признаков стенокардии в школьном возрасте (Приложение, рис.4).


4. Программа “Кислородный коктейль”

Содействует общему улучшению обменных процессов в организме, концентрации внимания, улучшению памяти, усиливает иммунитет, улучшает зрение, успокаивает и стабилизирует нервную систему (Приложение, рис.5).


III. Совместная познавательная деятельность детей и педагогов

Цель: действия старших дошкольников должны становиться более активными, творческими и самостоятельными.

Чтоб активным дошкольнику быть
Надо ребенка в работу включить.
Пусть проблему сами найдут
К этому их педагоги ведут.
Но главное надо не забывать –
Это дошкольник – с ним нужно играть.

Функция педагогов в совместной деятельности меняется от возраста детей. На данном этапе важно полноценное включение ребенка в деятельность: воспитатель, педагог, организовывает работу так, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы, сами могли предположить, как действовать. То есть действия дошкольника становятся более активными, творческими, самостоятельными. Этому помогает создание проблемной ситуации. Но главное помнить: игра – ведущий вид деятельности. (Приложение, рис.6). Согласно определению М.Монтессори “Развитие – это рост степени самостоятельности”. Самостоятельность – главный критерий оценки уровня сформированности общеучебных навыков.


Уровни сформированности общеучебных навыков

I уровень – уровень сформированности навыка, на котором ребенок действует под руководством взрослого

II уровень – самостоятельная деятельность по образцу. Ребенок может самостоятельно определять последовательность действий в знакомой ситуации

III уровень – способность организовать деятельность партнера, группы

5. Эффективность образования

Для осуществления непрерывности и преемственности можно выделить 4 линии развития предшкольного образования (которые и будут определять внутреннюю готовность к школьному обучению):

– линия формирования произвольного поведения;
– линия овладения средствами познавательной деятельности;
– линия перехода от эгоцентризма к децентризму;
– линия мотивационной готовности.

Важный фактор эффективности – в преемственности и непрерывности.

Непрерывность образования в школе реализуется в шесть этапов:

1 этап – работа с детскими садами включает в себя:

– экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу;
– проведение учащимися школы концертов в детском саду;
– участие в совместных мероприятиях: конкурсах рисунков и стихов, праздниках, соревнованиях и т.д.

2 этап – работа с детьми включает в себя:

– занятия с воспитателями по определенным программам;
– занятия 1 раз в неделю с учителем, психологом и логопедом в классе “здоровье” c детьми, посещающими детский сад;
– занятия во второй половине дня по программе “завтра в школу” с детьми, не посещающими детский сад;
– занятия художественно-эстетического цикла по выбору.

3 этап – работа с родителями.

4 этап – дни открытых дверей.

5 этап – первые дни ребенка в школе (1–15 сентября).

6 этап – коррекционно-развивающий.

6. Педагогическая диагностика готовности старших дошкольников к обучению в школе

В 2009 федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования регламентировал три группы результатов

Чтобы малыш-первоклассник легко привык к школе, сохранил в период адаптации физическое и психическое здоровье, необходима качественная предшкольная подготовка детей дошкольного возраста.

Есть разные виды организаций, предлагающие уроки предшкольной подготовки:

  • детский сад – в подготовительных к школе группах;
  • школа – в предшкольных классах;
  • центры детского развития – на специальных занятиях.

Казалось бы, подобное разнообразие форм подготовки к школе должно приносить только удовлетворение и родителям, и педагогам. Но у такой вариативности есть и свои подводные камни.

предшкольная подготовка детей

Детсадовская подготовка к школе

  • Последняя группа детского сада направлена исключительно на подготовку ребенка к школе;
  • Обучение и воспитание в садике подчинено программам, зарекомендовавшим себя на протяжении многих лет;
  • Методы обучения и воспитания одобрены педагогами и психологами, которые являются ведущими специалистами страны в этом вопросе.
  • Детский сад ограничен периодизацией развития, согласно которой возраст детей, посещающих подготовительную группу, должен быть от 6 до 7 лет. В реальности, многие родители принимают решение начать обучение ребенка в школе с 6 лет. Следовательно, предшкольная подготовка у таких детей начинается на один учебный год раньше, а программа подготовительной группы на этот возраст не рассчитана.

технологические карты для класса предшкольной подготовки

Школьная подготовка

  • Направлена на требования, которые школа предъявляет к будущему ученику;
  • В год перед школой ребенок входит в ее жизнь постепенно, знакомится с учителем, программой, по которой ему предстоит учиться.
  • Система плохо вписывается в возрастные нормы развития ребенка, где главный вид деятельности старшего дошкольника – игровая деятельность;
  • Школы, которые предлагают формой подготовки предшкольные классы, не могут обеспечить детям развитие социальных и коммуникативных навыков общения с другими детьми, что является важной частью школьной готовности.

инновационные формы подготовки детей к школе

Новые федеральные государственные стандарты

Решить проблему конфликта интересов детского сада и школы призван принятый в 2013 году федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Теперь модель выпускника детского сада четко регламентирована.

ФГОС основан на возрастных особенностях ребенка

Важным итоговым достижением дошкольного возраста становится не набор умений, знаний и навыков, а личностные показатели детей.

Игра – ведущий вид деятельности

Подготовка дошкольников к школе предполагают, что основным методом их обучения будет игровая деятельность. Также ценными видами деятельности являются двигательная, познавательная, исследовательская, продуктивная и коммуникативная.

программа предшкольной подготовки

Инновационные формы подготовки детей к школе

Структура занятия по предшкольной подготовке по ФГОС изменена так, что учебная деятельность в обучении дошкольников теперь минимальна. В статусе повышена игра, исследовательская и проектная деятельность, объединение разных видов деятельности в одно занятие.

По новому стандарту, привычное занятие или урок отменяется. Вместо этого педагоги организовывают специальную деятельность, в которой дети активно себя реализуют – взаимодействуют, общаются, незаметно для себя накапливают знания, формируют умения и навыки.

Для организации деятельности педагоги используют технологические карты для класса предшкольной подготовки, заменившие привычные конспекты занятий и уроков.

Знания дети получают через поисковую деятельность, а не в готовом виде – так они усваиваются лучше. Малыши учатся устанавливать причинно-следственные связи с помощью опытов, наблюдений, экспериментирования.

структура занятия по предшкольной подготовке по ФГОС

Принцип психологической комфортности

Работа по подготовке старших дошкольников к школе по ФГОС ведется с соблюдением современных, но проверенных временем дидактических принципов. Педагогами организуется образовательная среда, которая обеспечивает отсутствие стресса в последующем учебном процессе. Дети имеют возможность развиваться в индивидуальном темпе.

Новые стандарты предшкольной подготовки гарантируют будущему первокласснику:

Гост

ГОСТ

Сущность и значимость предшкольной подготовки

Предшкольная подготовка – это специально организованный педагогический процесс, направленный на обучение и воспитание детей дошкольного возраста, и исполняющий функцию социального контроля за физическим, психическим, интеллектуальным состоянием ребенка перед его поступлением в первый класс.

На сегодняшний день в системе дошкольного образования на первый план вышла проблематика своевременной и качественной подготовки детей-дошкольников к обучению в школе. Современному дошкольному образованию характерно наличие традиций в развитии, воспитании и подготовке детей к дальнейшей учебе в школе. Но в связи с тем, что все больше родителей отказывается от детских садов, возникает необходимость создать систему образования детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, чтобы обеспечить им равные стартовые возможности для дальнейшей учебы в начальной школе.

Организовывать предшкольную подготовку необходимо в соответствии со следующими педагогическими условиями, облегчающими интеллектуальную и социально-личностную адаптацию ребенка:

  • личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка;
  • моделирование образовательной среды, которая способствует его личностному и познавательному развитию;
  • опора на достижения дошкольного детства;
  • направленность на развитие творческих способностей детей-дошкольников в разных видах деятельности – игре, свободном общении, изобразительной деятельности, конструировании, театрализации и пр.

Главной целью предшкольной подготовки выступает формирование выраженной внутренней учебной мотивации, повышение уровня развития речи и сенсомоторной координации у ребенка. В ее результате у старших дошкольников отмечается ряд изменений: идет совершенствование психофизиологических функций, формируются сложные личностные новообразования, интенсивно развиваются познавательные мотивы, связанные с учебной деятельностью, возникает потребность интеллектуальной деятельности и овладения новыми знаниями.

Готовые работы на аналогичную тему

Организация предшкольной подготовки

Основная форма обучения детей в предшкольных группах – занятия, которые требуют познавательной активности, в частности - двигательно-активные, театрализованные, сюжетно-ролевые игры.

Организация предметной среды и жизненного пространства предшкольных групп базируется на принципах предметно-культурного насыщения пространства, предоставления детям прав изменения, украшения, преобразования пространства в соответствии с собственным замыслом, свободе выбора деятельности, соответствующей интересам и потребностям ребенка.

В ДОУ реализуют следующие цели и задачи непрерывного образования:

  • приобщить детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развить его положительное самоощущение;
  • развить инициативность, любознательность, способность творчески самовыражаться;
  • формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную и другие виды деятельности детей;
  • развивать компетентность в области отношений к миру, людям и самому себе.

Работа с родителями – одно из значимых направлений воспитательно-образовательной деятельности ДОУ. Семья оказывает огромное влияние на развитие личностных черт ребенка, так как единство целей и задач социального и семейного воспитания детей заложено самой природой. Большое значение имеет взаимодействие ДОУ с семьей в современном мире. Только при поддержке со стороны семьи, возможно отследить динамику интеллектуального и физического развития ребенка. Учителя стремятся удовлетворять запросы родителей по развитию и воспитанию детей.

Педагоги проводят диагностику уровня развития ребенка, на основании чего планируется образовательный процесс, создается развивающая игровая среда.

Учителя рассказывают об успехах детей, задачах, которые перед ним ставятся, и также получают информацию от родителей. Двусторонний поток информации, опыта и знаний, партнерский характер взаимодействия делает сотрудничество успешнее.

В рамках предшкольной подготовки проводится педагогическое просвещение родителей, ежегодно идет обновление банка данных о дошкольниках, которые не посещают ДОУ, выявляются причины непосещения и образовательные потребности этих детей, организуются группы кратковременного пребывания, отвечающие потребностям и интересам родителей. Работа такого рода способствует развитию позитивного общественного мнения об учреждении, повышая спрос на образовательные услуги, обеспечивая доступность качественных образовательных услуг, улучшая подготовку детей для дальнейшего обучения в школе и более легкому прохождению адаптации к новым социальным условиям.

В современных ДОУ сформирована единая система взаимодействия специалистов. Преемственность в работе узких специалистов обеспечена применением единых комплексных и парциальных программ, и различных форм работы специалистов с воспитателями, родителями и детьми.

К основным направлениям работы узких специалистов относят:

  • диагностическое;
  • информационное;
  • консультативное;
  • коррекционно-развивающее;
  • аналитическое;
  • научно-методическое.

Узкие специалисты занимаются сбором необходимой информации о ребенке, анализируют информацию и намечают пути решения вопросов, готовят индивидуальные рекомендации и консультации для педагогов и родителей.

Еще одна популярная форма организации предшкольного образования – группы кратковременного пребывания, функционирующие с целью подготовки детей к обучению в школе. Дети в таких группах интегрируются в основную группу и посещают все занятия в режиме ДОУ.

Одним из компонентов, помогающих определить готов ли ребенок обучаться в школе, является его психическое и физическое развитие. В связи с этим, одной из основных задач по интеграции ДОУ и школы является укрепление здоровья детей и повышение их сопротивляемости заболеваниям через систематическое закаливание, рациональный режим, правильное питание, создание условий для повышения самостоятельной двигательной активности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предшкольное образование, как образование вообще, - это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию).

Предшкольное образование – это педагогическая инновация, то есть изменение, направленное на улучшение развития, воспитания и обучения дошкольников старшего возраста, оно не может и не должно заменить собой дошкольное.

Главная задача, которую должно решать предшкольное образование – формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Необходимо также, чтобы у будущего первоклассника были достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Именно полноценное проживание ребенком неповторимого и самобытного периода детства обеспечивает естественный переход на следующий этап развития.

В чём же заключается подготовка к школе?

Вот что об этом пишет Л.А. Вегнер: “Первым условием успешного учения ребёнка в школе является наличие у него соответствующих мотивов: отношения к учению как значимому делу, стремление к приобретению знаний, интереса к учебным действиям. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующее к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести положение школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающиеся в живом интересе к окружающему, стремлении узнать новое”. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, наблюдении. Есть целый список видов деятельности, в которых развивается маленький по возрасту человек.Учение в этот список не входит.

Важно не упустить этот период активности, любознательности ребёнка, а поднять его на новый уровень развития, адаптировать к новой для него в будущем деятельности – школьника.

Учителя, работающие в школе, знают, что дети начинают обучение в школе с разного старта. Одни уже имеют определённые умения (сосредотачиваться, работать определённое время в соответствии с целью, выполнить просьбу учителя и т.д.), другие – испытывают трудности адаптации к учебной деятельности.Отсутствие дошкольного учреждения на территории поселка, делает период адаптации ребенка к школе более сложным, болезненным, ребенок подготавливается к самообучению и самовоспитанию, а главное с большим желанием идет в первый класс.

Чтобы обеспечить более успешное привыкание к школьной жизни и деятельности, нужно активно использовать для развития учебных умений и навыков детей период дошкольного детства.

В настоящее время практикуются различные модели организации предшкольного образования. Однако более востребованной на практике становится модель организации групп предшкольной подготовки детей 5-7 лет на базе общеобразовательных учреждений.

В детских садах традиционно существуют подготовительные к школе группы, работающие по специальным программам. Эти программы созданы и экспериментально проверены коллективами психологов и педагогов ведущих научно-исследовательских лабораторий страны, обладающих бесспорным авторитетом в области дошкольного образования.

Но основные позиции по организации предшкольной подготовки детей должны принадлежать школе. Школа предъявляет определенные требования к поступившим в первый класс детям и таким образом навязывает общественному сознанию модель будущего успешного ученика. Поэтому целесообразнее, если она является главным организатором предшкольной подготовки и участвует в реализации своей модели.

24 года на базе нашей школы проводится предшкольная подготовка детей – будущих первоклассников в форме группы кратковременного пребывания.

Организация подобной группы отвечает потребностям и сегодняшнего уровня общественной жизни детей – будущих первоклассников, их родителей по смягчению периода адаптации к школе. Занятия обеспечены наглядным тренировочным материалом, интересным и доступным для детского восприятия, позаимствованным у начальной школы.

К тому же она как организационная форма – мобильнее и дешевле, чем дорогостоящий и сложный механизм детского сада.

По действующему СанПиН для детей возраста 5 – 7 лет проводится не более 15 занятий в неделю продолжительностью не более 30 минут (СанПиН 2.4.1.1249 – 03). Продолжительность обучения- 33 недели без учета каникул в ноябре, январе, феврале и марте.

Организованная образовательная деятельность проводится 5 дней в неделю с понедельника по пятницу, с 13.00 до 16.00 часов по 3 занятия в день. Перерыв между занятиями – 10 минут и посещение столовой – 30 минут.Ежедневная прогулка на свежем воздухе. В школе дети не спят, родительская плата за оказание услуг не взимается, родители платят только за питание детей в столовой.

Для осуществления образовательной деятельности в школе созданы необходимые условия:

- отдельный кабинет с мебелью (парты, стулья, доска);

- учебно-методические пособия (наборы для сюжетно –ролевых игр, наборы пальчикового театра, настольно – печатные игры, плакаты, раздаточный материал, спортинвентарь и другое);

- компьютер и копировальная техника.

Предшкольное образование при школе оказывается привлекательным для родителей, так как подразумевает знакомство детей с будущим классным учителем, со школой и ее жизнью, обеспечивает мягкое вписывание в учебные программы, по которым предстоит заниматься ребенку, налаживается партнерство между школой и родителями.

Система работы позволяет учителю и семьям лучше узнать друг друга, наладить между собой отношения конструктивного сотрудничества, увидеть в родителях помощников, соучастников в процессе воспитания и обучения их детей. Важно, чтобы такая работа была согласованной.

С этой целью трижды в год провожу анкетирование родителей: в начале года, чтобы лучше узнать о каждом ребёнке и использовать полученную информацию в своей работе и консультировать родителей по текущим вопросам, оказываю помощь в воспитании детей, создании условий для гармоничного развития ребенка в соответствии с возрастными особенностями, анкетирование в середине и в конце года позволяет судить об удовлетворенности родителей и детей проводимой работой.
В ходе подобного общения родители имеют возможность:

- познакомиться с жизнью школы;

- получить представления об успехах ребёнка;

- услышать нужные рекомендации.

В этом же видит преимущество предшкольной подготовки и сама школа.

Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Поэтому образовательная деятельность, как показывает практика, на базе школы, при наличии необходимых условий дает свои положительные результаты:

- дети адаптированы к школьной жизни;

- готовы к новой социальной роли – роли ученика;

- заложеноразвитие начальных ключевых и начальных специальных компетентностей через свойственные ребенку-дошкольнику виды деятельности;

- дети обеспечены единым стартом будущих первоклассников;

- родители вовлечены в деятельность, направленную на подготовку ребёнка к школе.

Общие результаты работы позволяют сделать вывод о целесообразности и эффективности предшкольного образования на базе общеобразовательного учреждения.

Трудность работы в организации предшкольной подготовки - отсутствие какого – либо финансирования на протяжении всего периода работы группы кратковременного пребывания детей в школе.

Читайте также: