День химии в школе викторины конкурсы

Обновлено: 04.07.2024

Сложно представить, как, не зная законов химии, мы справимся со многими повседневными делами. Сегодня мы выясним, умеете ли вы применять знания этой науки на практике.

Команды поочередно отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ – 1 балл.

Каких элементарных частиц нет в ядре атома?

Что тяжелее: пуд железа или пуд пуха?

Какой металл до конца XIX считался дороже золота?

Почему нельзя утонуть в Мертвом море?

Тривиальное название оксида кремния (IV)

Почему кратковременное прикосновение к горячему утюгу мокрым пальцем не вызывает ожога?

Драгоценный металл, из которого изготовлен гроб египетского правителя Тутанхамона.

Какая кислота содержится в желудке человека?

Химическое название мрамора, известняка и мела.

Научная сказка

Термины: белки, витамины, вода, минеральные соли, фосфат кальция, масса, аминокислоты, жиры, гидролиз, атмосферный кислород.

Литературная химия

Ведущий: О многих элементах и веществах мы можем прочитать в литературных произведениях. Их свойства сравнивают с явлениями природы. Командам по фразам из произведений нужно узнать элемент или вещество. 2 балла за правильный ответ.

Назовите простое вещество

«. Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана. Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

Назовите элемент, с которым сравнивают природное явление

Назовите элемент

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

На лапах чугунных поезд?

Назовите элемент

В лесах рождественские елки,

В кустах игрушечные волки

Глазами страшными глядят.

О, вещая моя печаль,

О, тихая моя свобода

И неживого небосвода

Всегда смеющийся хрусталь!

Назовите сложное вещество

Масло с редькою в сборе.

Не измерить кулем, даже вагон –

Это малая малость!

Вместе со всеми

Исправь ошибку

Ведущий: Как часто ответы учащихся на уроке пестрят всевозможными ошибками, и учителю приходится исправлять их. Сейчас исправлять ошибки придется командам, которым предлагается рассказ, содержащий физические и химические ошибки. За каждую исправленную ошибку – 1 балл.

… В пасмурный день на небе нависли свинцовые тучи. И вот первый разряд молнии, с неба начали капать тяжелые капли снега. Гроза быстро прошла, воздух стал чистым и свежим, так как содержал много углекислого газа. Утро следующего дня нас порадовало ярким солнцем, и мы решили пойти на прогулку в парк. Идти было легко, воздух все еще был свежим и насыщен парами ртути. Дорожки в парке были уже сухие, под яркими лучами солнца кислота давно испарилась. Лишь изредка встречались лужи. Вода в них была прозрачной, как лакмус в кислоте. К вечеру стало прохладно…

Предлагается по 20 вопросов, отвечать на которые надо сразу, не раздумывая. За каждый верный ответ – 1 балл.

Вопросы блицтурнира

Самый активный неметалл.

Переход вещества из газообразного состояния в жидкое.

Цвет лакмуса в кислоте.

Металл, входящий в состав гемоглобина

Чему равен молярный объем любого газа при н.у.

Газ, составляющий основу атмосферного воздуха

Соли кремниевой кислоты.

Соли угольной кислоты.

Линия, по которой движется тело.

Хобби Д.И. Менделеева

Простое вещество, которое является самым экологически чистым топливом

Какой элемент назван в честь России?

Химическое название гашеной извести

Вещество, которое задерживает ультрафиолетовое излучение.

Металл, содержащийся в крови насекомых.

Как называют реакции, которые протекают с выделением света и тепла.

Химический вернисаж

На рисунках представлены изображения явлений и законов химии. Назовите, дайте объяснение (на рисунках изображены аллотропия углерода; закон всемирного тяготения Нютона; закон сохранения массы веществ).


А сейчас поприветствуем наших участников.

(Участники игры занимают свои места)

Представление жюри и команд.

системе химических элементов? (Водород).

2. Какой элемент всегда рад? (Радон).

3. Какой газ утверждает, что он не он? (Неон).

4. Какой элемент является лесом? (Бор).

5. Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк).

6. Какой элемент вращается вокруг Солнца? (Уран).

7. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан).

8. Какие элементы утверждают. Что могут рождать другие вещества?

(Углерод, водород, кислород).

9. Каким твердым неметаллом вы постоянно пользуетесь? (Углерод).

10. Какой благородный металл состоит из водорослей? (Платина).

11. Какие химические элементы состоят из различных рек? (Индий,

Каждая команда отвечает на вопросы ведущего по очереди, если команда не знает правильного ответа либо отвечает неправильно, то право ответа передается команде сопернику. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1 .“Если бы он не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то его имя и тогда осталось бы записанным золотыми буквами в историю химии”. О ком это сказано?

2.Творец классической теории химического строения органических соединений.

3 Кто сформулировал закон сохранения массы.

4 Кто автор этого закона: “В равных объемах различных газов при одинаковой температуре и давлении находится одинаковое число молекул”.

5.Кто создал главный закон в неорганической химии?

6.Какой английский ученый открыл газ водород?

7.Какой ученый предложил современную модель строения атома в 1911 г.

8 . Какой французский ученый предложил название азота, заложил основы анализа органических соединений, первым сжег алмаз?

9 . Русский химик – автор оперы “Князь Игорь” и “Богатырской симфонии”.

10.Английский ученый, приготовивший на стол лишайника. Так был открыт кислотно-щелочной индикатор – лакмус. Имя ученого.

11.Создатель университета в г. Москве на Воробьевых горах.

Ответы на вопросы.

1.Николай Николаевич Зинин

2.Александр Михайлович Бутлеров

3.Михаил Васильевич Ломоносов

5.Дмитрий Иванович Менделеев

9.Александр Парфириевич Бородин

Команды по очереди достают из мешочка бочонки с номерами. Ведущий зачитывает соответствующий вопрос. После короткого (30 с) обсуждения команда дает ответ. Правильный ответ- 2 балла.

1.Какое твердое водородное соединение и в огне не горит и в воде не тонет? (Вода, лед)

2.Какую синюю бумагу и как можно моментально окрасить в красный цвет? (Лакмусовую, кислотой)

3.Какой русский химик был знаменитым музыкантом? (Бородин)

4.Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя никогда не существовал? (Философский)

6.Почему в Мертвом море нельзя утонуть? (Много соли)

7.Согласно народным преданиям, в I столетии н.э считали, сто металлов существует столько же, сколько и планет, поэтому каждому присваивали имя какой-нибудь планеты: Марс – Fe (железо), Сатурн – Pb (свинец), Юпитер – Sn (олово), Меркурий – Hg (ртуть). Какие металлы соответствовали Солнцу и Луне? (Золото и серебро)

8.Какой галоген добывают из морских водорослей? (Йод)

9.В трех сосудах даны газы: O2, Н2, СO2. Как обнаружить где какой газ? (Горящей лучиной)

10. Какое отношение имеет русский поэт Блок к Менделееву? (Зять)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты конкурса.

1. Известно, что Менделеев очень любил своих детей. Сколько их было? (шесть)

2. Какой металл в XIX веке был дороже золота? (алюминий)

3. Какой металл используют юные пиротехники? (магний)

4. Какой элемент назван в честь России? (рутений)

5. Какой галоген помог открыть ученому кот? (йод)

Команды заранее готовят вопросы противникам. Задают вопросы по очереди.

Ключевым словом является название веще­ства, изменяющего свою окраску в зависимости от реакции среды (кислотная или щелочная). (Индикатор.)

1. Вещества, в растворах которых синий лакмус меняет окраску на красную. (Кислоты.)

2. Соли угольной кислоты. (Карбонаты.)

3. Самый легкий газ. (Водород.)

4. Фамилия ученого, открывшего водород. (Кавендиш.)

5. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, од­ним из которых является кислород. (Оксиды.)

6. Английский ученый, по предложению которого атом­ные массы химических элементов выражали в водородных единицах. (Дальтон.)

8. Вещество, которое образуется при горении водорода в кислороде. (Вода.)

9. Название соединения химического элемента с водоро­дом, которым богаты источники курорта Мацеста. (Сероводо­род.)

Цель: развивать знания обучающихся в процессе игры, вырабатывать у них познавательную активность, прививать интерес к предмету, формировать мотивацию к учению.

Так говорили раньше мудрые люди. Тоже самое сейчас говорят о значении изучения этих наук. И вот сегодня сильнейшие собрались в команды, чтобы посоревноваться в этой области знаний.

А сейчас мы разыграем право первого хода. Та команда, которая первая даст правильный ответ, начнет нашу игру. И так, загадка:

Она родилась в волшебной стране - химической лаборатории. Ее папа -оксид азота (IV) - был мужчина злого нрава и носил прозвище Лисий хвост. Ее мама была простой, спокойной женщиной, звали ее вода. Она появилась маленькая, бесцветная, но когда к ней прибавили раствор синего лакмуса, все сразу поняли, что родилась девочка. Назовите ее. (Азотная кислота).

Итак, нашу игру начинает команда …. группы…

А теперь послушайте условия игры: команды поочередно отвечают на задаваемые вопросы (по 4 каждой команде). На размышление дается по 20 секунд, после чего команда предлагает свою версию ответа. Если он верный, то команда получает 1 очко, если неверный, то заслушивают версии другой команды. А теперь мы перейдем к I гейму.

1. Какой из металлов широко используют в электротехнике? (медь).

2. Почему свежий разрез яблока на воздухе буреет? (идет окисление соединений железа).

3.Болотный газ (метан)

4.Взрывчатое вещество, способное облегчить спазмы сердечных сосудов (нитроглицерин)

5.Непредельный углеводород, применяемый при резке и сварке металлов (ацетилен)

6.какой спирт хорошо смягчает кожу рук (глицерин)

8. Какой химический элемент входит в состав любого органического вещества? (углерод)

1. Элемент с металлическими свойствами, который входит состав поваренной соли (натрий);

2. Галоген, соединение которого оказывает успокаивающее действие на нервную систему (бром);

3. Вещество, поддерживающее горение и дыхание (кислород);

4. Самый легкий газ (водород);

5. Какое молоко не пьют? (известковое);

6. Почему крапива жжется? ( из надломленных волосков выбрасывается муравьиная кислота);

7. Металл, который первым стал известен человеку (золото);

8. Какое топливо заправляют в самолеты? (керосин);

Этот гейм начинает проигравшая команда. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. Кислота применяемая в консервировании овощей (уксусная);

2. Ионы, какого металла отравляют болезнетворные бактерии (серебра);

3. Разрушение металлов под воздействием окружающей среды (коррозия)

4. Общее название солей азотной кислоты (нитраты)

5. Сплав железа с углеродом, содержащий более 2% углерода, примеси кремния, марганца, фосфора и серы. (Сталь)

6. Химически неделимая частица вещества (атом)

7. Химический элемент и штат США (калифорний)

8. Вещества, изменяющие окраску в зависимости от реакций среды (индикаторы)

Гейм четвёртый - " Темная лошадка"

За каждый правильный ответ - один балл.

1.Ядохимикаты, использующиеся для борьбы с сорной растительностью (гербициды).

2.Оболочка Земли, населённая живыми организмами (биосфера).

3. Вещество, провоцирующее генотипические изменения (мутаген).

4. Где накапливается поступивший в организм радиоактивный йод (в щитовидной железе).

5. Процесс приспособления организма к определённым условиям внешней среды. (адаптация)

6. Местные популяции вида Человек разумный (раса).

7.Поедание одного организма другим (хищничество).

8.Эволюционный упадок группы организмов (регресс).

а) Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что в глубине Африки живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота.(2балла)

б) В "Одиссее" Гомера рассказывают, что победителям в спортивных соревнованиях вручали кусок этого металла и кусок золота. (1.5 балла)

в) Среди сокровищ египетских пирамид, где золота очень много, ученые нашли несколько украшений из этого металла. Они назвали его "вааепере" - "родившийся на небе". (1 балл)

г) По имени этого металла назван век.(0.5 балла)

а) Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. (2 балла)

б) Оно служило мерилом богатств. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах: начиная день - проглоти кристалл…(1.5 балла)

в) Оно в воде рождается и в воде умирает. "Из воды родится, а воды боится" (1 балл)

г) На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде на стол, где сидел князь и его приближенные. А гости попроще уходили "не солоно хлебавши". (0.5 балла)

а) Зерна кристалла этого вещества хрупкие, их не удается расплющить даже молотком на наковальне. Растворить их не удается ни в кислотах, ни в щелочах. "Ни огнем, ни искусством" – алхимики. (2 балла)

б) Его привезли в Европу из Колумбии и дель Пинто.

Он был под запретом в Испании 43 года. Покупали его для подделок. (1.5 балла)

в) Он следовал за золотом как тень. Его примесь в золоте проявлялась в том, что мерк червонный блеск присущий высокопробному золоту: монеты приобретали сероватый тусклый оттенок. Такое золото называли гнилым или "испанским". Дукаты самого могущественного государства – Испании - упали в цене. Злые языки утверждали, что монеты померкли, как сама испанская корона. (1 балл)

Что изучает антропология?

Утконос – это кто?

Какой бабочке подчиняются военно-морские силы?

Какая птица самая маленькая?

Морские лилии – это растения или животные?

Что выделяют растения при дыхании?

Кто изобрел первый микроскоп?

Самое большое животное на планете?

Какой хищник носит имя человека?

Как называется обувь лошади?

Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови?

Какое парнокопытное бегает по автотрассам, перевозя грузы и людей?

Назовите цветочную позу йога?

Назовите хвойный образец стройности человеческой фигуры?

Что общего и у мальчишки и у сосны?

Химическая формула мела?

Назовите металл желтого цвета

Назовите формулу соли, с которой вы постоянно встречаетесь в быту

Какой металл является жидкостью?

Атомы какого элемента входят в состав алмаза?

Как называется оксид водорода?

Вещество, из которого сделана настойка для смазывания ран и ссадин?

Вода в твердом состоянии?

Автор периодического закона?

Самый легкий газ?

Какой газ обладает запахом тухлых яиц?

Главный парниковый газ?

Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов?

Каким химическим элементом богата морская капуста?

Какой металл обладает бактерицидными свойствами?

Вопросы для болельщиков.

Человек, обладающий большим запасом знаний?

Какой зверь спит всю зиму вниз головой?

Сколько лет составляет цикл восточного календаря?

Как называется верхняя часть газообразной оболочки Земли?

Кто из ученых любил сидеть осенью под яблоней?

В каком месяце отмечается день Святого Валентина?

Какой цвет получается при смешивании синего и желтого цветов?

Сколько у Земли естественных спутников?

Как называется питающаяся личинка бабочки?

Что является составной частью таких приборов как лупа и микроскоп?

Учебный час, посвященный одному предмету?

Какое индивидуальное транспортное средство использовала Баба-Яга?

Как звали бога солнца в Древнем Египте?

Как называют растение, которое знают и слепые?

С какого цвета начинается радуга?

Как называется самый центр мишени?

Какая рок-группа названа в честь дихлордифенилтрихлорметилметана?

Назовите последний день недели.

Кто помог Ивану-царевичу спасти Елену Прекрасную?

Где жили викинги?

Где водится рыба пиранья?

Что получают из гевеи?

Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе?

Раствор аммиака в воде?

Вещество, которое пишет белым цветом по асфальту?

Как в реакции отмечают выпадение осадка?

Как в реакции отмечают выделение газа?

Что бывает на небе после дождя?

Верхний слой земли, на котором растут растения?

Как называется линия, до которой нельзя дойти?

Животное, которое строит дома на реке?

Горя не знает, а горько плачет?

Дерево, из которого делают спички?

Самая полноводная река в мире?

Кто ходит в каменной рубахе?

Когда цветет папоротник?

Можно ли в решете носить воду?

Что идет, не двигаясь с места?

Дышит, растет, а ходить не умеет?

Каких камней не найдешь в море?

Голубой шатер всю землю покрыл?

Надели коняшки морские тельняшки?

Самый большой остров нашей страны?

Как называются колебания земной коры?

Как называется линия на глобусе, которая соединяет точки полюса?

Как называют людей, купающихся зимой в проруби?

Как называется ломтик хлеба с сыром, маслом и колбасой?

Как называется муж утки?

Кто наступает на ухо человеку, лишенного музыкального слуха?

Что усыпило Белоснежку?

История жизни конкретного человека?

Как называется защитный слой атмосферы?

Какие вещества образуются в результате фотосинтеза?

Глюкоза и кислород

Задание – отгадайте животное по описанию его хвоста:

1. Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру.)

2. На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (Лев.)

3. Его хвостик летом серый, а зимой белый. (Заяц.)

4. Ее хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых. (Корова.)

5. Нос пятачком, хвостик крючком. (Свинья.)

6. Ее пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зеленых веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков. (Белка.)

7. Про трусишку говорят, что он дрожит, точно ее хвостик. (Овца.)

8. Он ловил хвостом рыбу в проруби. (Волк.)

9. У этого великана нос намного длиннее, чем хвост. (Слон.)

10. Ее длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу. (Лиса.)

11. Для этого речного строителя его хвост является и рулем, и веслом, в нем же он накапливает жир на зиму. (Бобр.)

12. Это ночное животное спит, обмотав голову хвостом. (Лемур.)

13. Черные треугольнички на белой пушистой королевской мантии – это кончики их хвостов. (Горностаи.)

14. Это животное все легко узнают по черным кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10. (Енот.)

15. Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит на удивление противно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. (Скунс.)

16. Длинный голый хвост этого животного, напоминающего крысу, заменяет ему пятую лапу. Живя на деревьях, он постоянно пускает его в ход, обвивая цепкими кольцами то одну, то другую ветвь. (Опоссум.)

17. Этот прыгучий зверек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние лапы – птицы, а хвост – льва. (Тушканчик.)

18. Одним взмахом хвоста она разбила золотое яичко. (Мышь.)

19. Хвост этих грызунов является отличным средством для добычи пищи из малодоступных мест: хвост просовывается, окунается в сладость, а потом обсасывается. (Мыши и крысы.)

20. Это колючее животное начинает трясти хвостом при встрече с неприятелем. Длинные иголки при этом отрываются и летят во все стороны. (Дикобраз.)

21. Хвост этой красавицы дал название женской прическе. А ее хвост расчесывают, подстригают, завивают и заплетают в косы. (Лошадь, прическа – конский хвост.)

22. Он в известной сказке потерял свой хвост. (Ослик по имени Иа.)

23. Хвост у этих рогатых парнокопытных служит маячком для сородичей: поднятый маленький комочек не дает потеряться зверюшкам и предупреждает об опасности. (Олени.)

24. Сапоги со шпорами, хвост с узорами. (Петух.)

25. Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый. (Павлин.)

27. Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове. (Орел.)

28. Эта птица может лазать по стволам деревьев вперед хвостом. (Поползень.)

29. Очень подвижная птичка, которая, даже отдыхая, постоянно помахивает своим длинным хвостиком. Эта ее привычка и дала название птице. (Трясогузка.)

30. Хвост у этой птички раздвоенный на конце, как фрак. (Ласточка, касатка – деревенская ласточка.)

33. Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпоркой. (Дятел.)

35. Ему хвост помогает охотиться: удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжелый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью. (Крокодил.)

36. Ее голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет. (Змея.)

37. На хвосте этой змеи чешуйки образуют погремушку, что отразилось в ее названии. (Гремучая змея.)

38. Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (Ящерица.)

39. Своим метровым хвостом эта ящерица нещадно хлещет противника, нанося чувствительные и даже опасные удары. (Игуана.)

40. Эта ящерица песчаного цвета имеет полосатый хвост, стоящий торчком. (Ящерица песчанка.)

41. Хвост этого потомка динозавров служит хватательным органом и умеет хорошо сворачиваться спиралью. (Хамелеон.)

43. Это членистоногое животное обычно пятится хвостом вперед. (Рак.)

44. Хвост у нее бывает только в младенчестве, а потом пропадает. (Лягушка.)

45. Эти водные позвоночные при отсутствии хвоста просто лежали бы на дне и отдыхали: хвост, словно руль, своими движениями влево-вправо толкает их тело вперед. (Рыбы.)

47. Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который, в отличие от рыбьего, совершает движения вверх-вниз. (Киты.)

48. Детишки этого морского животного родятся хвостом вперед, чтобы не утонуть в момент рождения. (Кит.)


Победитель конкурса

Цель: расширение кругозора учащихся, стимулирование мотивации к изучению химии через занимательные опыты, викторину, загадки, которые, в свою очередь, способствуют развитию творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу 8 класса.
  • Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, совершенствовать навыки и умение учащихся при выполнении лабораторных опытов, вырабатывать умение наблюдать; развивать умение работать в группах и индивидуально.
  • Воспитательная: воспитывать способность к сотрудничеству, взаимопомощи, групповой, творческой деятельности, прививать интерес и любовь к химии.

Оценивают работу команд и определяют победителя члены жюри – учащиеся старших классов. Игру проводит ведущий.

Оборудование для мероприятия: мультимедийный проектор, воздушные шарики, карточки с заданиями, химическая посуда для конкурса, реактивы и лабораторное оборудование для занимательных опытов.

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Приветствие команд, жюри, зрителей. Ознакомление с общими правилами игры. Сбор домашнего задания с каждой команды (кроссворды нумеруются для последнего конкурса).

II. Проведение конкурсов

Ведущий загадывает загадки, а команды по очереди отвечают. Если команда не знает ответа, ход передаётся следующей команде. За правильный ответ даётся по 1 баллу.

  1. Газ – ненужный нам отброс –
    В поле в пищу перерос. (Углекислый газ).
  2. Он безжизненным зовется,
    Но жизнь без него не создается. (Азот).
  3. По прозванью инвалид,
    Но крепок в деле и на вид. (Хром).
  4. Получишь газы из воды,
    Смешаешь вместе – жди беды. (Гремучая смесь из водорода и кислорода).
  5. В воду шел и чист и бел,
    Окунулся – посинел. (Сульфат меди (II)).
  6. Порознь каждый ядовит,
    Вместе – будит аппетит. (Хлорид натрия).
  7. Расставьте их так, чтоб стали словами:
    Первое слово – фигура одна,
    Всего в ней, заметьте, четыре угла.
    Слово второе сумейте собрать –
    Красно-бурую жидкость
    Вам надо назвать. (Бром).
  8. Хранят обычно в керосине,
    И бегает он по воде,
    В природе, помните отныне,
    Свободным нет его нигде.
    В солях открыть везде возможно,
    Желтеет пламя от него,
    И получить из соли можно,
    Как Деви получил его. (Натрий).

Командам раздаются карточки с заданиями, где необходимо на основе расчётов определить химический элемент. За каждый правильный ответ – 1 балл. На задания отводится 5-7 минут.

Определите химический элемент:

1. атомная масса = 32

число нейтронов = 16.

2. число протонов = 17.

3.высшая степень окисления = +4

атомная масса =119

4. элемент 3 периода II А группы.

5. элемент IV B группы, атомная масса = 91.

6. число электронов на последнем уровне = 5, число протонов=15.

7. атомная масса = 79

число нейтронов = 45

8. число электронов = 24.

Ответы: 1) S 2) Cl 3) Sn 4) Mg 5) Zr 6) P 7) Se 8) Cr.

На проекторе воспроизводятся по очереди вопросы для викторины, на обдумывание одного вопроса командам даётся 2-3 минуты, по истечении времени, принимаются ответы команд, за правильный ответ даётся 2 балла.

Вопросы для викторины:

Для этого конкурса заранее приготовлен стол с различной химической посудой. Командам выдаются карточки с названиями химической посуды, их задача с общего стола принести ту посуду, которая указана в их карточках. За правильно принесенную посуду – 1 балл.

Вам необходимо принести: воронку, мерный цилиндр, колбу круглодонную, фарфоровую чашку, пестик.

Вам необходимо принести: штатив для пробирок, мерный цилиндр, колбу плоскодонную, фарфоровый тигель, ступку.

Вам необходимо принести: химический стакан, мерный цилиндр, колбу коническую, фарфоровую чашку, пестик.

Вам необходимо принести: мерный цилиндр, ступку, колбу коническую, фарфоровый тигель, химический стакан.

На слайде показаны формулы веществ, командам выдаются таблицы, на которые они переносят эти вещества согласно их классификации. За правильное распределение веществ -1 балл. На конкурс отводится 5-7 минут.

Соли

Основания

Кислоты

Оксиды

На доске закреплены карточки с различными знаками. Командам, необходимо используя эти знаки, составить как можно больше химических формул и дать названия полученным веществам (формулы не должны повторяться). За правильную формулу вещества и название –2 балла. На выполнение задания 5–7 минут.

Варианты карточек:

Конкурс химиков

Вариант опыта: В пробирку налить 3-4 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл гидроксида калия. К полученной смеси прилить 10-15 капель раствора сульфита натрия. Перемешивать данную смесь.

Если ученик сделал все правильно, то визуально при взбалтывании раствор окрасится в тёмно-зелёный цвет, при дальнейшем перемешивании цвет раствора становится синим, затем – фиолетовым, а потом - малиновым.

Мини-квест состоит из 3 этапов. Ведущий объясняет каждый этап. Командам необходимо внимательно, правильно и быстро пройти эти этапы. За каждый правильный ответ в кроссворде – 1 балл.

1 этап: командам выдаются штативы с пробирками, индикаторы и реактивы. Команды смешивают реактивы и по цвету раствора переходят во второй этап.

Например:

  • 1 команда: лакмус + гидроксид натрия= синий цвет;
  • 2 команда: метиловый оранжевый+серная кислота = малиновый цвет;
  • 3 команда: фенолфталеин+гидроксид натрия = малиновый цвет;
  • 4 команда: лакмус+хлорид натрия = фиолетовый цвет;

2 этап: на доске приготовлены шарики с данными цветами, в шариках находится номер опыта. Команда, проделав опыт с 1 этапа, должна подбежать к своему шарику, лопнуть его и посмотреть номера опыта. Опыты заранее приготовлены для каждой команды и пронумерованы.

Примеры опытов:

  • 1 команда: к раствору карбоната натрия прилить соляную кислоту (происходит выделение газа);
  • 2 команда: к раствору хлорида бария прилить серную кислоту (выпадает белый осадок);
  • 3 команда: к раствору хлорида железа (III) прилить гидроксид натрия (выпадает бурый осадок);
  • 4 команда: к раствору сульфата меди прилить гидроксид натрия (выпадает голубой осадок);

3 этап: для данного этапа на стене закреплены листочки с данными цветами и изображением газа. Команда, проделав опыт второго этапа, подбегают к своему листочку, отрывают его от стены и смотрят тему своего кроссворда, которые приготовили ученики дома.

Читайте также: