Цифровая образовательная среда российской высшей школы в период пандемии

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация: Статья посвящена анализу последних изменений в форме и методах образования в связи с пандемией коронавируса. В подробности изучены преимущества и недостатки онлайн образования для образовательных учреждений, учащихся и преподавателей. Онлайн образование может быть полезным дополнением к учебному процессу даже после пандемии.

Ключевые слова: онлайн-образование, Интернет, пандемия, коронавирус, учебное заведение

Abstract: The article is devoted to the analysis of recent changes in the form and methods of education due to the coronavirus pandemic. The advantages and disadvantages of online education for educational institutions, students and teachers are studied in detail. Online education can be a useful addition to the learning process even after the pandemic.

Keywords: online education, pandemic, coronavirus, educational institution, Internet.

Пандемия коронавируса в корне изменил многие аспекты жизни. От её разрушительных эффектов пострадали все сферы государства. Больше всего потерь понесли система здравоохранения и экономика, и мир сейчас стоит на грани глобального экономического кризиса. Необходимость социального дистанцирования и минимальных контактов для предотвращения распространения инфекции изменили способы коммуникации и взаимодействия между людьми. Альтернативные средства коммуникации, в частности Интернет, заменил собой традиционные методы, как работа в офисе, дружеская встреча или поход в магазин. Интернет-услуги, например онлайн- конференции через платформы Zoom или Skype или онлайн-обучение через платформы Moodle стали неотъемлимой частью делового и учебного процесса.

После внезапной вспышки пандемии COVID-19 стало очевидно, что система образования не готова к дистанционному обучению. Неравные возможности учащихся, а именно неравный доступ к Интернету и компьютерам, отсутствие родительской поддержки и необходимой платформы для облегчения онлайн-обучения сделали этот процесс еще более трудным для успешного выполнения [10]. Система образования во всём мире

была вынуждена адаптироваться к новым условиям и претерпела большие изменеия во время всеобщего карантина.

Пандемия привела к почти полному закрытию школ, университетов и колледжей. По состоянию на 7 июня 2020 года около 1,725 миллиарда учащихся в настоящее время страдают от закрытия школ в ответ на пандемию. Согласно мониторингу ЮНИСЕФ, 134 страны в настоящее время осуществляют закрытие по всей стране, а 38 стран осуществляют закрытие на местах, что затрагивает около 98,5 процента мирового студенческого населения. В настоящее время открыты школы в 39 странах [9]. Закрытие школ влияет не только на учащихся, учителей и семьи, но и имеет экономические и социальные последствия [16]. В ответ на закрытие школ университеты рекомендовали использовать программы дистанционного обучения и открытые образовательные приложения и платформы, которые школы и учителя могут использовать для удаленного охвата учащихся и ограничения прерывания образования [8].

Пандемия превратила многовековую модель преподавания мелом в модель, основанную на технологиях. Эта трансформация в сфере образования подталкивает политиков к тому, чтобы выяснить, как стимулировать взаимодействие в масштабе, обеспечивая при этом всеобъемлющие решения для электронного обучения и устраняя цифровой разрыв [6]. COVID-19 стал катализатором для образовательных учреждений во всем мире в поиске инновационных решений за относительно короткий период времени [2].

Прежде чем посмотреть, как правительство внедрило онлайн-обучение, давайте проанализируем причину, по которой школы и университеты были в первую очередь закрыты. Школьная среда хорошо подходит для

распространения болезней. Студенты часто учатся в маленьких классных комнатах, где невозможно сидеть на расстоянии 2 метров друг от друга. Они смешиваются и образуют другие похожие группы, меняя комнаты, чтобы перейти в разные классы. Их помещают в одну большую комнату, чтобы поесть вместе, сидя рядом. Существуют свидетельства прошлых эпидемий, которые доказывают эффективность закрытия учебных заведений, чтобы помочь снизить уровень распространения инфекции. Исследование, проведенное в журнале Nature в 2006 году, в котором смоделирована вспышка гриппа, показало, что закрытие школы во время пандемии может снизить пиковый уровень заражения или скорость распространения на 40 процентов [17]. Другое исследование, проведенное в 2016 году в журнале BMC Infecious Diseases, показало, что, основываясь на пандемии H1N1 2009 года, закрытие школ может снизить уровень инфицирования до 25 процентов, а пиковая частота заболеваемости в неделю или число новых случаев более чем на 50 процентов [15].

Китай, страна, где впервые был обнаружен коронавирус, первым предпринял действия и продлил весенние каникулы, и 9 февраля почти 200 миллионов учащихся по всей стране начали свой второй семестр онлайн [12]. Чтобы замедлить распространение вируса, студенты в Гонконге начали учиться дома, в феврале, с помощью интерактивных приложений [14]. В Китае 120 миллионов китайцев получили доступ к учебным материалам в прямом эфире [4]. Поскольку вирус распространился по всему земному шару, правительства начали закрывать школы и вводить общенациональные карантины. Будь то языковые приложения, виртуальное обучение, инструменты для видеоконференций или программное обеспечение для онлайн-обучения, каждая страна представила свой новый подход к обучению [18]. Эффективность большинство из них напрямую зависят от Интернета, что делает цифровое обучение новым форматом образования.

Объективный взгляд на онлайн образование

Цифровое образование из дома имеет ряд преимуществ для всех участников учебного процесса.

1. В условиях пандемии, в первую очередь, это уменьшение риска заболеваемости и защита здоровья учеников и преподавателей. В учебных заведениях студенты сидят в аудиториях и часто контактируют друг с другом, один зараженный ученик может передать вирус всей группе. Это главная причина почему правительства принимают решения о закрытии школ и университетов.

2. Онлайн-образование обеспечивает непрерывность учебного процесса. Прошло 4 месяцев с тех пор как ВОЗ объявила о пандемии нового коронавиркса, однако до сих пор неизвестно, когда она закончится. В этих условиях задержка или приостановление учебы может привести к длительным негативным последствиям, например, перегруженность учебных планов и учеников, чтобы догнать пропущенные уроки.

3. Онлайн-образование часто асинхронно, это значит, что каждый может учиться в любое время и в любом месте. Кроме того, студенты и преподаватели не тратят время и средства, чтобы ежедневно добираться до учебы. Это позволяет иметь больше свободного времени и уделять время другим занятиям, например хобби или домашним делам.

4. Электронное обучение требует на 40-60% меньше времени, чем обучение в традиционных классных, потому что студенты могут учиться в своем собственном темпе, возвращаясь и перечитывая, пропуская или ускоряя концепцию по своему усмотрению [11]. Важно отметить, что экономия времени не ухудшает качество обучения; и даже усиливает это [11].

6. Статистика дистанционного обучения показывает, что онлайн- образование может помочь нам решить насущные проблемы глобального изменения климата. Учащиеся не находятся в аудиториях во время занятий, это приводит к уменьшению расходов на коммунальные услуги. Изучение в режиме онлайн приводит к уменьшению числа поездок студентов в кампус, что приводит к уменьшению выбросов углекислого газа в окружающую среду. В исследовании, проведенном Калифорнийским университетом, результаты показали, что проведение занятий на начальных курсах в онлайн-формате для 100 студентов привело к снижению выбросов CO2 на 5-10 тонн в семестр [7].

Несмотря на преимущества, онлайн-обучение создает ряд проблем:

1. Успех онлайн-образования в первую очередь зависит от доступа к Интернету. Некоторым студентам без технологий и / или надежного доступа в Интернет трудно участвовать в цифровом обучении; этот разрыв наблюдается между странами и между уровнями доходов внутри стран. Например, в то время как у 95% студентов в Швейцарии, Норвегии и Австрии есть компьютер для учебы, в Индонезии этот процент составляет всего 34%, согласно данным ОЭСР [18]. Неравенство возможностей является основным препятствием для проведения онлайн-обучения. Если оставить вопрос без внимания, разрыв между странами с недостаточной связью и гипер-цифровизацией увеличится, что усугубит существующее неравенство [5]. Студенты, которые не могут участвовать в онлайн-уроках, отстают от своих сверстников, что приводит к неравенству в получении знаний. Хотя некоторые школы и правительства предоставляют цифровое оборудование нуждающимся учащимся, например в Новом Южном Уэльсе и Австралии, многие по-прежнему обеспокоены тем, что пандемия расширит цифровой разрыв [5].

2. Еще одним серьезным недостатком является социальная изоляция. Учебные заведения являются центрами социальной активности и

взаимодействия людей. Когда они закрываются, многие дети и молодежь лишаются социальных контактов, которые необходимы для обучения и развития [3]. Невозможность встретиться и пообщаться с друзьями может привести к стрессу и депрессии, особенно у детей и подростков.

3. Обучение в интернете не соответствует потребностям практических предметов. Например, занятия по физической культуре невозможно проводить без необходимого оборудования. В университетах студенты медицинских факультетов не могут получить полноценные навыки, если они не практикуют свои знания. То же самое относится и к другим специальностям, таким как химия, физика, прикладное искусство.

4. Обучение на дому может привести к недостаточной концентрации и мотивации у студентов из-за отсутствия контроля и школьной среды, что негативно сказывается на успеваемости. Учащиеся начальных школ больше всего подвержены этому, и проведение онлайн-занятий наименее эффективно в этой категории.

5. Родители играют важную роль, чтобы предотвратить это и поддержать своих детей во время онлайн-обучения. Однако не все родители могут одинаково поддерживать детей. По данным ЮНЕСКО, когда школы закрываются, количество ранних браков растет, все больше детей вербуют в ополчение, растет сексуальная эксплуатация девочек и молодых женщин, учащается подростковая беременность и растет детский труд [3].

Хотя онлайн-образование широко применяется в мире, есть студенты, которые не могут продолжить свое образование по разным причинам. Пропуск половины семестра, чего ожидают многие школы, является значительным ударом по их образованию. Студентам потребуется много времени и усилий, чтобы наверстать упущенное [13].

Пандемия коронавируса стала неприятным сюрпризом для системы образования. Стало очевидным, что учебные планы не были подготовлены к удаленному функционированию, не было резервной системы. Поэтому внедренная сейчас система далека от совершенства, но это лучший способ не прерывать занятия, не теряя времени. Однако после окончания пандемии необходимо разработать новые постоянные системы, переработанные для удовлетворения потребностей, столь ярко проявившихся в этом кризисе [19].

Существует возможность открытия учебных заведений до окончания пандемии. Трудно сделать многие изменения, чтобы сделать школу более безопасной, например, сократить размеры классов. Без серьезной структурной перестройки невозможно предотвратить передачу вируса от ребенка к ребенку, а затем к взрослым. В случае новых очагов заражения, возможно, придется закрыть всю школу или университет, и условия вряд ли будут одинаковыми для учащихся, находящихся на карантине, и тех, кто учится как обычно [13].

Заглядывая в будущее, вряд ли онлайн-обучение полностью заменит собой традиционное. В онлайн-обучении отсутствует социальное взаимодействие, так необходимое для развития ребенка. Тем не менее,

положительные стороны онлайн-обучения могут повысить успеваемость. Многие учреждения объявили о планах частично сохранить и использовать интернет-платформы в качестве дополнения к занятиям в классе.

В заключение, хотя онлайн-обучение имеет как преимущества, так и недостатки, оно оказалось эффективным способом продолжения образования во время пандемии коронавируса для миллионов студентов во всем мире. При правильном включении в систему онлайн-обучение может стать полезным и постоянным дополнением к традиционному обучению в долгосрочной перспективе.

Текст: Наталья Кравченко (Председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и просветительской деятельности, директор по стратегическому развитию Кружкового движения Национальной технологической инициативы)

В период пандемии особенно кардинально и стремительно менялась сфера образования. Учителям пришлось буквально на ходу внедрять непривычные методики ведения занятий, работы с классом и проверки знаний учеников. Родителям - на протяжении нескольких недель балансировать между выполнением служебных обязанностей и помощью детям в процессе обучения. Для школьников же это был настоящий вызов, толчок к самоорганизации и тренировка способности "научиться учиться".

Конечно, этот вынужденный эксперимент прошел не совсем удачно. Но в текущей ситуации дальнейшее развитие проекта "Цифровая образовательная среда" становится приоритетом. Оно позволит создать современное и безопасное цифровое пространство для учебы, обеспечив высокое качество и доступность знаний.

Фото: Gettyimages

Базовое условие для развития "цифры" в образовании - создание необходимой качественной инфраструктуры, а это и обеспечение материально-технического оснащения всех школ, и проведение в них высокоскоростного интернета. Следующие важные моменты - внедрение сервисов с качественным контентом, создание эффективных механизмов управления сферой образования и, само собой, подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации педагогов.

Доступный высокоскоростной интернет в школах - та задача, о которой говорится не один год. Сегодня она приобрела особую актуальность. Реализация инфраструктурного этапа по стране неоднородна. Например, на Курильских островах высокоскоростной интернет благодаря проекту уже появился, а вот на соседней Камчатке это пока что тяжело реализовать, что сужает возможности детей участвовать в олимпиадах и соревнованиях, многие из которых сейчас проходят онлайн.

Следующий этап реализации федерального проекта - создание цифровой образовательной среды и сервисов, обеспечивающих равный доступ к качественному образовательному контенту. С 1 сентября 2020 года в ряде регионов страны начнется эксперимент по внедрению этой среды в учреждениях образования детей и взрослых. В качестве пилотных площадок выбраны 14 субъектов РФ, от Калининградской области до Сахалина. Центральный округ представлен Калужской и Московской областями.

Главное опасение противников "цифровой образовательной среды" - уход от традиционных занятий в школах. Но никто не спорит, что занятия в классах и живое общение с педагогом - необходимая и незыблемая часть образовательного процесса. Поэтому смысл проекта состоит в том, чтобы внедрять и распространять лучшие цифровые решения, сохраняя и развивая при этом традиции отечественной школы, а не в том, чтобы просто подменять практику живого общения видеоконференциями или просмотром обучающих роликов.

Сегодня есть системы, который позволяют анализировать "цифровой след" школьников - их участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах и проектах, их достижения разных лет. В частности, такую цифровую платформу - "Талант" - запустило Кружковое движение Национальной технологической инициативы. Система аккумулирует полученные данные и предлагает ребенку траектории дальнейшего развития.

Фото: iStock

Пандемия COVID-19 поставила всех нас перед вызовом. Для большинства он стал полной неожиданностью. Но этот же вызов ежедневно принимают тысячи детей, которые просто не могут посещать школу в силу ограниченных возможностей здоровья. Сейчас задача по организации обучения детей во время длительного лечения ложится на муниципалитеты и педагогов-волонтеров. "Цифровая образовательная среда" могла бы стать для них хорошим подспорьем и открыть массу новых возможностей для обучения и раскрытия своих талантов.

Эксперты сферы образования сходятся во мнении: развитие "цифры" в школьном образовании позволит создавать, внедрять и распространять новые методики преподавания и работы с детьми, совершенствовать образовательные подходы, сочетать возможности онлайн- и офлайн-обучения, оставляя больше времени для практики и проектной деятельности. Грамотное использование цифровых возможностей может существенно оптимизировать время педагога на подготовку к уроку, проверку домашних заданий и мониторинг успеваемости. Все вместе, как итог, должно снять с педагогов излишнюю нагрузку и сделать образовательный процесс более творческим. Наконец, это наш шанс сблизить школу с подрастающим "цифровым" поколением.

Несомненно, успех федерального проекта во многом зависит от готовности педагогов и школ использовать те возможности, которые предоставляет "цифра". Этому нужно обучать, нужно собирать и распространять лучшие практики.

Очень важно помочь учителям адаптироваться к новым условиям и быстро получить "цифровые" навыки. В рамках федерального проекта предусмотрены масштабные программы повышения квалификации педагогов - направленные именно на развитие их компетенций в области современных технологий. Взрослым и опытным учителям нужна помощь молодых коллег, в том числе студентов, привыкших работать с гаджетами и всевозможными программами. Весной хороший пример подали участники акции "Волонтеры просвещения": студенты педагогических вузов подключились к решению "цифровых" проблем возрастных педагогов и помогали им как в настройке оборудования, так и в проведении онлайн-занятий.

Как пандемия повлияла на образование

Пандемия COVID-19 оказала огромное влияние на все сферы человеческой жизни. Не обошла она стороной и образовательную область.

Давайте посмотрим, как пандемия повлияла на образование в мире и в России, с какими вызовами пришлось столкнуться странам и как теперь выглядит образование в условиях пандемии.

Хотите получать ещё больше полезной информации? Подписывайтесь на наш Telegram-канал. И не забывайте, что с акциями и скидками компании заказывать роботы выгоднее.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Проблемы образования в период пандемии

Образование — это неотъемлемое право каждого человека. Обеспечить высокое качество обучения во всём мире, независимо от социальных условий жизни и уровня развития людей — это одна из стратегических целей Организации объединённых наций. Однако сейчас эта цель оказалась под угрозой.

Ещё до начала эпидемии по статистике ЮНЕСКО на 2020 год около 800 миллионов взрослых людей в мире оставались безграмотными. Кризис образования, который возник во время коронавируса, может привести к значительному ухудшению данной ситуации.

Какие проблемы существовали в образовании до мировой эпидемии? Самые основные — это недостаточное финансирование образовательных организаций в отсталых и развивающихся странах, а также невозможность предоставить равный доступ к обучению всем категориям граждан.

Однако к уже существующим сложностям глобальная эпидемия добавила новые. Среди основных проблем образования в условиях пандемии можно назвать:

  • невозможность организовать полноценное дистанционное обучение;
  • недостаточная техническая подготовленность педагогического состава;
  • сложности с техническим обеспечением учащихся;
  • недоступность учебных материалов в условиях дистанционного обучения;
  • снижение общего экономического уровня людей;
  • недоступность начального образования для детей из малоимущих семей;
  • полная остановка учебного процесса в отсталых и развивающихся странах;
  • отток учеников и студентов из учреждений образования;
  • использование детского труда в отсталых странах вместо обучения;
  • усиливающееся социальное неравенство в обществе.

Последствия пандемии в образовании

Влияние пандемии на образование оказалось колоссальным. Оно затронуло все ступени обучения: дошкольное, школьное, профессионально-техническое и, конечно, систему высшего образования во всех странах. В значительной стпени нарушился учебный процесс. Эксперты обеспокоены, что последствия для образовательного процесса могут быть необратимыми. Давайте посмотрим, какие трудности возникли на каждой ступени обучения.


Обучение во время пандемии требует самостоятельности и ответственности

Последствия в дошкольном образовании

Дошкольное образование, несмотря на его необязательный характер во многих странах, всё же выполняет важные функции:

  • развивает у детей навыки социализации;
  • воспитывает детей, прививает им общественные нормы;
  • развивает творческие способности и навыки мышления;
  • обучает базовым знаниям;
  • подготавливает к обучению в школе;
  • обеспечивает полноценным уходом и горячим питанием, что особенно важно для слаборазвитых стран.

Дошкольное образование во время пандемии практически полностью прекратилось. В этой ситуации пострадали не только дети, но и родители, которым пришлось отказаться от работы и оставаться дома. Это значительно ухудшило экономическое положение многих семей.

Школьное образование в пандемию

Для ребёнка в начальных классах очень важно взаимодействие с учителем. Это позволяет поддерживать высокий уровень мотивации и вовлекать детей в образовательный процесс. Перевести школьное образование в период пандемии в онлайн-формат практически невозможно. Маленькие ученики ещё не способны самостоятельно изучать материал, концентрироваться и долго сидеть на одном месте. Всё это в будущем может привести к тому, что дети так и не смогут вернуться к учёбе.

Последствия для профессионально-технического образования в условиях пандемии

Влияние коронавируса на профессионально-техническое образование также довольно негативное. Ведь для того, чтобы молодые специалисты могли качественно выполнять свои обязанности, им необходимо проходить стажировки и получать практический опыт. Учащиеся данных специальностей не могут принимать участие в подобных программах, что закрывает им доступ к качественному образованию.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Влияние пандемии на высшее образование

В сравнении с другими ступенями, сфера высшего образования оказалась самой устойчивой к пандемии. Университеты сразу перевели обучение на дистанционный формат.

Однако не все вузы оказались готовы к такому переходу. Университеты в отсталых и развивающихся странах не смогли обеспечить нужное техническое оснащение и стабильный интернет, что значительно снизило качество учебного процесса.

Тем более, что далеко не все предметы действительно можно преподавать удалённо. Медицинские специализации, инженерное дело и другие прикладные области пока так и не нашли корректного решения, как снизить последствия для высшего образования в период коронавируса.

Изменения в сфере образования из-за пандемии могут иметь необратимый характер и привести к ситуации, когда целое поколение окажется вырванным из учебного процесса и больше не вернётся в образовательные учреждения. В будущем такой сценарий может привести к снижению общего уровня образования и падению экономических показателей.

Как коронавирус повлиял на организацию образования

Есть решения, которые позволяют снизить негативные последствия влияния пандемии на систему образования. Среди можно назвать следующие активности:

  • использовать онлайн-формат в образовании;
  • повсеместно переходить на дистанционное обучение;
  • применять альтернативные методы образования;
  • повышать уровень технической подготовки педагогов;
  • применять методы непрерывной оценки уровня образования.

Переход на дистанционное обучение

Образование и пандемию коронавируса невозможно представить без дистанционного обучения. Это первое, что сделали учебные заведения многих государств, когда правительства решили объявить локдауны в связи с эпидемией.

Однако в отсталые и слаборазвитые страны Африки, Южной Америки и Азии не обладают достаточными техническими средствами, чтобы организовать занятия в онлайн-формате. Поэтому они используют другие виды дистанционного обучения:

  • проводят обучающие уроки по радио;
  • запускают на телевизионных каналах образовательные программы;
  • распространяют печатные обучающие материалы.


В странах, где нет стабильного интернета, в ход идут старые добрые книги

Использование онлайн-формата обучения

Один из самых популярных видов дистанционного обучения — это онлайн-формат. Занятия в Zoom, Skype и на других образовательных платформах стали спасением для многих университетов и иных образовательных учреждений.

Вузы в развитых странах оказались наиболее готовы к такому переходу. Многие университеты уже давно разработали целые курсы, которые преподавались в таком формате. Школам и средним учебным заведениям также пришлось быстро реагировать на изменения и заниматься организацией дистанционного обучения.

Альтернативные методы образования

Новые методы обучения помогают предоставлять отличный уровень среднего и высшего образования даже в условиях пандемии. Среди них:

    ;
  • интерактивные и экспериментальные подходы; и усиление роли самостоятельной работы;
  • командное обучение;
  • смешанный формат обучения (онлайн-офлайн режим);
  • моделирование и игровые техники.

Техническая подготовка педагогов

Влияние пандемии на систему образования велико не только потому, что эпидемия заставила искать новые подходы к обучению. Она также показала значимость роли преподавателей в обучающем процессе и важность их технической подготовки.

К сожалению, многие педагоги оказались не готовы переходить на альтернативные форматы обучения. Им недоставало знаний, чтобы успешно пользоваться обучающими платформами и организовывать уроки в новом для себя режиме.

Всё это привело к необходимости дополнительного обучения педагогического состава и организации помощи опытным учителям, чтобы они быстрее смогли получить необходимые навыки работы с техническими средствами.

Из-за закрытия школ многие педагоги остались без работы. По всему миру прошли сокращения педагогического состава, что также усилило кризис как в образовании, так и в экономике.

Метод непрерывной оценки уровня образования

Ещё один важный вызов, с которым столкнулась система общего и высшего образования в период пандемии ковид-19, это необходимость пересмотреть методы оценки. Как проводить экзамены дистанционно? Как оценивать контрольные и защищать диссертации? На все эти вопросы вузы находили свои ответы.

Для качественного контроля текущих знаний большинство учебных учреждений в период пандемии выбрали метод непрерывной оценки. То есть умения и навыки, которые получают ученики и студенты во время занятий, теперь проверяются сразу же. А контрольные и экзамены лишь подтверждают полученный уровень знаний.

Пандемия и образование в России

Влияние пандемии на образование в России так же велико, как и в других странах. Наше государство достаточно быстро отреагировало на внешнюю угрозу и ввело повсеместный локдаун. Это привело как к положительным, так и отрицательным последствиям.


В России давно практикуют дистанционное обучение

Позитивные последствия для системы образования в РФ

У дистанционного обучения в России долгая история. Особенно это характерно для университетов, которые быстро перестроились к новым условиям и перевели студентов в онлайн-формат.

Образование во время пандемии в России получило толчок, позволивший полноценно внедрить дистанционное обучение на всех уровнях обучения. Даже школы и профессиональные училища пересмотрели учебные программы и стали активно использовать новые методы.

Негативные воздействия пандемии на образование в РФ

Несмотря на позитивные стороны дистанционного образования, есть и существенные минусы, которые пока невозможно перевести в плюсы:

  1. Обучение в российских школах строится на тесной связи учителя и ученика. Без взаимодействия с педагогом многие предметы остаются просто непонятыми, у школьников теряется мотивация.
  2. Профессиональные учебные заведения готовят специалистов, которым нужна практика и технический опыт, а получить его методами дистанционного обучения пока невозможно.
  3. По словам эксперта Всемирного банка Тиграна Шмиса, образование в период пандемии в России в целом замедлилось. Это связано не только с невозможностью организовать полноценный учебный процесс, но и с резким экономическим спадом. В будущем такая остановка может привести к ухудшению состояния здоровья учащихся школ, их оттоку из учреждений образования и использованию детского труда.
  • внедрять альтернативные методы обучения во всех учебных учреждениях;
  • находить нестандартные решения, которые смогут увеличить долю практических занятий;
  • следать всё возможное, чтобы вернуться к привычному офлайн-формату.

Теперь вы знаете, как пандемия влияет на образование в мире и в России и какие пути существуют для преодоления кризиса. Не забывайте, что право на обучение есть у каждого человека и реализуйте его по полной. А если будет нужна помощь в написании любого вида работ, смело обращайтесь в наш студенческий сервис.

Пандемия коронавируса внесла коррективы во все сферы жизни, в том числе в образование. Педагогам, школьникам и студентам пришлось осваивать технологии удаленной учебы и работы. О том, как изменился подход к преподаванию, "Интерфаксу" рассказал ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета СПбГЭТУ "ЛЭТИ" Виктор Шелудько.

- Виктор Николаевич, 2020 год стал непростым, в том числе и для образовательной сферы. Как ЛЭТИ удалось адаптировать образовательный процесс к изменившимся условиям?

- Уходящий год принес сюрпризы и испытания всему миру. Из-за пандемии коронавирусной инфекции всем нам пришлось изменить привычные подходы к работе, учебе и повседневной жизни, к взаимоотношениям с коллегами, друзьями и близкими. В изменившихся условиях нашей главной заботой стало сохранение здоровья студентов, преподавателей и сотрудников университета. Начиная с марта, в вузе реализуется безопасная модель организации учебных занятий и иных видов деятельности на основе "Стандарта безопасной деятельности" с соблюдением необходимых санитарно-эпидемиологических требований. Мы перестроили учебный процесс и научную деятельность, ограничили очное общение между студентами и преподавателями. В самые короткие сроки нам удалось нарастить применение цифровых технологий, отработать новые методики онлайн-обучения и при этом сохранить высокое качество образования.

Сегодня учебный процесс в дистанционном формате четко отлажен согласно расписанию. Надо признать: качественная работа на "удаленке" значительно увеличивает нагрузку преподавателей, но я убежден, что все решения по переходу на смешанный, а затем и полностью дистанционный режим реализации образовательного процесса, которые принимались согласованно с учредителем – Минобрнауки России и руководством города – были своевременными и обоснованными, позволили университетам предупредить негативное развитие ситуации с заболеваемостью коронавирусом среди обучающихся и сотрудников, несмотря на усложнение эпидемиологической ситуации в городе.

Сегодня можно утверждать, что в условиях пандемии онлайн-образование позволяет обеспечить устойчивость образовательной системы. Онлайн-технологии в образовании для нас не новинка, мы давно этим занимаемся. В ЛЭТИ развернута собственная платформа онлайн-обучения LETIteach, на которой размещено более 100 дисциплин, используются другие инструменты – национальная и международные онлайн-платформы, кооперация с СПбГУ и другими университетами. За последние три года университет добился значительного прогресса в области онлайн-образования – число слушателей наших курсов на международных и российских платформах открытого образования в этом году превысило 100 тысяч человек.

Весомым подтверждением успешности нашего университета на пути к цифровой трансформации стала очередная победа ЛЭТИ в престижном конкурсе EdCrunch Award 2020 – два онлайн-курса, разработанных преподавателями университета, признаны лучшими в номинациях "Лучший курс по версии потребителей" и "Лучший курс в области инженерного образования". Моим коллегам пришлось работать в условиях сжатых сроков и непростых ограничений, связанных с пандемией, но они с честью справились с поставленной задачей и поддержали высокий авторитет ЛЭТИ в области российского онлайн-образования.

Хочу отметить, что оба курса были разработаны для первой в России 100% онлайн-магистратуры в области робототехники, которую ЛЭТИ с сентября 2020 года реализует в сетевом формате совместно Пермским политехом и Казанским авиационным институтом. Как это ни парадоксально, в условиях социального дистанцирования и самоизоляции, которые вынужденно стали для всего мира главными требованиями к коммуникации в 2020 году, нам удалось, благодаря использованию дистанционных технологий, значительно укрепить наше взаимодействие с партнерами в сфере образования, повысить продуктивность научного общения, привлечь зарубежных экспертов к обсуждению программы стратегического развития, выстроить результативную кооперацию со стратегическими партнерами.

- Какие события года в сфере кооперации с партнерами вы считаете самыми значимыми и почему? Как меняются взаимоотношения вуза с партнерами в новых условиях?

- Я бы выделил два ключевых. Во-первых, ЛЭТИ в составе консорциума вузов и научных организаций выиграл конкурс на создание научного центра мирового уровня по направлению "Персонализированная медицина, высокотехнологичное здравоохранение и технологии здоровьесбережения". В создании НЦМУ Павловский центр "Интегративная физиология – медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям стрессоустойчивости", помимо ЛЭТИ, приняли участие Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН и Институт медико-биологических проблем РАН. Уверен, что интердисциплинарная кооперация в рамках НЦМУ ведущих отечественных и зарубежных ученых, консолидация кадрового потенциала, ресурсной базы, которыми обладают участники консорциума, даст мощный синергетический эффект и позволит получить действительно прорывные результаты. И наш университет, обладающий компетенциями и опытом в области разработки систем для анализа больших данных, приложений на основе искусственного интеллекта, биомедицинских систем, имеющий признанные достижения в области фундаментальной математики, создания систем неинвазивного мониторинга и анализа показателей жизнедеятельности человека, безусловно, внесет значимый вклад в достижение общих целей.

Во-вторых, в этом году ЛЭТИ совместно с комитетом по науке и высшей школе выступил организатором работы по подготовке Концепции научно-технологического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года. В работе над проектом концепции приняли участие несколько сотен человек, представляющих практически все ведущие университеты, научные организации города, комитеты правительства Санкт-Петербурга. Для подготовки концепции были сформированы рабочие группы по 10 ключевым направлениям. Наш вуз, в том числе, отвечал за направление "Цифровые технологии и искусственный интеллект". Редакционная группа была сформирована в ЛЭТИ. В разработке было задействовано большое количество сотрудников и преподавателей университета – команда ЛЭТИ успешно справилась с поставленной задачей.

В ходе подготовки концепции было проведено несколько конференций, к обсуждению привлеклись ведущие российские эксперты, в числе которых академики РАН Леонид Вайсберг, Владимир Окрепилов, Евгений Шляхто и другие. Подготовленный проект концепции был представлен Общественному совету при КНВШ, президиуму Санкт-Петербургского союза промышленников и предпринимателей и одобрен на заседании Научно-технического совета при губернаторе города.

Крайне важно, что положенный в основу концепции ключевой принцип целостности и единства, который в будущем должен обеспечить интеграцию всех субъектов научно-технологического развития для эффективного решения задач в сфере разработки и внедрения прорывных технологий, развития инновационного потенциала городской промышленности, был успешно реализован уже на этапе подготовки документа. Сегодня для всех нас актуальной является задача консолидации усилий и ресурсов для достижения амбициозных целей в рамках Концепции научно-технологического развития Санкт-Петербурга, федеральных программ и национальных проектов.

Взаимодействие вуза с предприятиями, организациями – особо важная тема для нашего университета. Эффективной формой такого взаимодействия мы считаем НОЦы – консорциумы из высокотехнологичных промышленных предприятий, академических институтов и вузов, которые позволяют концентрировать усилия всех участников, чтобы добиться серьезных технологических прорывов. В 2020 году ЛЭТИ стал соорганизатором НОЦ "Инженерия будущего" – вуз будет сотрудничать с его участниками в сфере развития медицинских технологий и искусственного интеллекта. Подготовлена программа развития НОЦ "Искусственный интеллект в промышленности", в котором основным индустриальным партнером выступает ПАО "Газпромнефть".

- Вернемся к нашим реалиям. Как прошла приемная кампания в этом году?

- Для приемной комиссии и Центра "Абитуриент" прошедший год оказался непростым. Сложившаяся ситуация заставила существенно перестроить методы работы с абитуриентами и организацию внутренних процессов. Были отменены многие профориентационные мероприятия как за рубежом, так и на территории России. Проведение традиционных мероприятий на территории вуза также пришлось перевести в дистанционную форму – были "переформатированы" конференция для школьников "Наука и настоящего и будущего" и летняя ознакомительная практика. Усилиями студентов ЛЭТИ были организованы дистанционные онлайн-курсы по математике, физике и информатике для школьников из Ленинградской области. Эти курсы вызвали большой интерес среди слушателей и были отмечены правительством Ленинградской области. Многие новые форматы, опробованные в условиях пандемии, оказались эффективными и будут применяться в дальнейшем.

Сама приемная кампания была усложнена не только невозможностью организации очной работы с абитуриентами, но и существенными изменениями в законодательстве. Была полностью реорганизована работа приемной комиссии в условиях дистанционного набора, существенно переработаны связанные с приемом информационные системы. Молодая команда программистов отработала в полную силу и обеспечила необходимые условия для проведения приемной кампании согласно всем требованиям. В частности, университет впервые проводил экзамены в онлайн-формате с использованием системы прокторинга Экзамус. В результате для сдачи вступительных испытаний абитуриентам не нужно было приезжать в Санкт-Петербург. Они сдавали экзамены в комфортной и безопасной обстановке, но с соблюдением всех мер, необходимых для обеспечения чистоты и прозрачности процесса, создания честной конкуренции. Этим инструментом воспользовались и иностранные граждане. Традиционно большое представительство государств ближнего зарубежья – Казахстана, Белоруссии, Киргизии и других – было обеспечено за счет кропотливой индивидуальной работы с абитуриентами. Нам приятно отметить, что уже не первый год ЛЭТИ возглавляет своеобразный топ российских вузов по количеству студентов-белорусов.

Конечно, организация работы по этому направлению сегодня связана с рядом проблем: закрытые границы не позволяют студентам свободно приехать для обучения, на них накладываются специфические ограничения с целью обеспечения эпидемиологической безопасности в общежитиях. В связи с закрытием границ в обратном направлении мы временно не можем проводить профориентационную работу за рубежом, в связи с чем ищем новые формы взаимодействия с абитуриентами, в том числе с привлечением наших друзей, партнеров и выпускников в разных странах.

- Какие направления сейчас наиболее популярны у абитуриентов? Отличаются ли предпочтения у коренных петербуржцев и поступающих из других регионов? Какие специальности из числа новейших или появившихся недавно можно получить у вас?

- Наиболее востребованными у абитуриентов традиционно остаются направления, "Информатика и вычислительная техника", "Информационные системы и технологии", "Прикладная математика", "Реклама и связи с общественностью". При этом высокий конкурс остается и для желающих поступить на платной основе: проходные баллы ЕГЭ на направления гуманитарного факультета составили 277 и 288, на направление "Прикладная математика" – 262. По итогам мониторинга качества приема в вузы, проведенного Высшей школой экономики, направление подготовки бакалавров "Управление качеством" в ЛЭТИ стало лидером среди вузов России по среднему баллу зачисленных на бюджетные места в 2020 году.

К нам поступило много абитуриентов из числа победителей олимпиад, увеличилось в полтора раза количество поступивших из Санкт-Петербурга – 567 человек, практически удвоился объем целевого набора в интересах предприятий-партнеров нашего университета. С другой стороны, существенный отток контингента в регионы привел к тому, что проходные баллы немного снизились по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, средний балл поступивших остался достаточно высоким – 82,75. В этом году университет вошел в число лидеров по качеству платного приема, заняв второе место среди вузов России по приросту среднего балла контрактных студентов.

- В этом году ЛЭТИ впервые вошел в публикуемую часть всемирного рейтинга вузов QS World University Rankings 2021, где была отмечена высокая доля иностранных студентов. Сколько в вузе иностранных студентов (на очной и заочной форме), из каких стран? Какие направления они выбирают, и повлиял ли на эти показатели коронавирус?

- Иностранных студентов более 20% от общего числа обучающихся, представлены более 80 стран. Популярные направления – IT, автоматика и управление, инженерные профессии, в том числе инженерия для медицины. Достаточно большой спрос на подготовку в аспирантуре. К сожалению, в этом году из-за закрытых границ с большинством стран у студентов есть трудности с включением в образовательный процесс.

Напомню, что ЛЭТИ одним из первых вузов в нашей стране начал подготовку кадров для иностранных государств. Первые иностранные студенты появились у нас в середине ХХ века, обучение велось на русском языке. С тех пор в вузе постоянно работает подготовительное отделение, на котором студенты изучают русский язык, в том числе через профильные предметы (физика, математика), а по окончании курса сдают экзамен. Один из залогов успеха в освоении русского языка – полное погружение в общение на русском, в том числе смешанное проживание в общежитиях среди русскоговорящих студентов. У нас вполне приемлемые условия в общежитиях, дружный интернациональный коллектив, поэтому в основном языковые барьеры за год снимаются.

Во время участия в Проекте 5-100 мы начали развивать обучение на английском языке. Сейчас в магистратуре девять англоязычных программ, включая такие уникальные, как "Наука в сохранении культурно-исторического наследия" и "Системы и технологии цифровой медицины (в области биомедицинской инженерии)".

Большой интерес у иностранных студентов вызывают наши сезонные школы – краткосрочные программы русского языка и культуры и профессиональной подготовки. В основе программ профессиональных школ лежат уникальные компетенции, которыми обладают ученые вуза, и научные достижения, признанные в мире, что обеспечивает высокий уровень и привлекательность программ. Эти школы междисциплинарные и международные – как по составу участников, так и по преподавательскому составу. Например, даже в условиях пандемии летом с успехом прошла онлайн-школа в области вычислительных технологий в мире животных, организованная на базе ЛЭТИ совместно с израильским Университетом Хайфы и Университетом Салфорда из Великобритании. Она привлекла участников из 19 стран Европы, Азии и СНГ, США и Австралии. В разработке программы принимали участие преподаватели из Университета штата Северная Каролина (США), Бристольского университета (Великобритания), Болонского университета (Италия), Еврейского университета в Иерусалиме (Израиль). Участниками школы стали не только студенты из ведущих мировых университетов, входящих в топ-100, но и профессиональные исследователи.

- В следующем году университету исполнится 135 лет. Как будете отмечать?

- Как принято в ЛЭТИ – новыми планами и достижениями. В университете утверждена Стратегия развития до 2030 года, которая опирается на программные документы, принятые в нашей стране, в первую очередь это Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, национальные проекты, федеральные программы. Стратегия также является продолжением и развитием программы повышения конкурентоспособности университета, которую вуз заявил и реализовывал в рамках Проекта 5-100.

Участие в Проекте 5-100 позволило нам осознать необходимость трансформации университета, и мы эту трансформацию уже начали. Это затрагивает все аспекты жизни вуза – от образовательных программ и набора абитуриентов до изменения финансовых моделей и модернизации системы управления университетом. Представленность в рейтингах является всего лишь одним из индикаторов деятельности вуза. Удержаться, а тем более продвигаться в мировых рейтингах невозможно без четкой программы достижения своих целей, без очень напряженной работы.

Конечно, развитие вуза требует инвестиций, и отрадно, что и Минобрнауки, и правительство РФ большое внимание уделяют поддержке ведущих университетов. Программа стратегического академического лидерства как раз и нацелена на поддержку программ развития университетов. На протяжении последних месяцев мы внимательно изучаем всю имеющуюся информацию, готовим свою заявку и будем бороться за право называться ведущим национальным университетом.

Читайте также: