Цифровая культура руководителя доу научные статьи

Обновлено: 05.07.2024

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, обучить его современным средствам, методам и технологиям работы. Следовательно, закономерно и появление нового типа культуры - информационной.

Информационная культура может рассматриваться как часть общей культуры, ориентированная на информационное обеспечение человеческой деятельности.

Информационная культура включает в себя :

- поиск информации

- выбор информации

- переработка информации

- потребление информации

- освоение и использования информации

- передачу информации

- пользование компьютером [1].

Понятие информационная культура педагога ДОУ приобретает чрезвычайную актуальность, это обусловлено современными тенденциями образования: введение ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога.

Информационная культура педагогов предполагает :

• Владение офисными программами (Word, Excel, PowerPoint, Publisher, Internet Explorer, Outlook Express)

• Использование электронных книг

• Подготовка авторских презентаций

• Создание банка методических рекомендаций, конструктов занятий, презентаций

• Работа в сети Интернет

• Ведение электронного документооборота

• Работа с электронными библиотеками и образовательными сайтами ВУЗов, дистанционных центров

Педагог Д У, обладающий информационной культурой, открыто демонстрирует собственный опыт, свое информационное поведение через :

- участие в педагогических сообществах через Интернет пространство

-использование мультимедийных презентаций, в том числе для проведения дидактических игр в образовательном процессе ДОУ

- представление видео фрагментов НОД с применением ИКТ

- публикации в сборниках интернет-конференций

- наличие собственной Web - страницы (сайта)

- участие в вебинарах и другое.

Информационная культура педагога способствует :

• применению мет дов и приемов воспитания с использованием сoвременных компьютерных пр грамм;

• точному поиску и извлечению информации из периодической печати и электронных коммуникаций

• пoвышению ур вня собственной прoфессиональной деятельности, качества вoспитания и развития воспитанников

• организации п знавательной деятельности вoспитанников с применением ИКТ

• устанoвлению за счет собственного информационного поведения более тесного контакта с коллегами

• представлению информации в понятном виде и правильному использованию с максимальным эффектом

• увеличению бъема инф рмации, ее нагляднoсти, оперативности ее получения из различных источников [2].

Педагог ДОУ, обладающий высоким уровнем информационной культуры, может целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения и передачи компьютерные технологии, современные ТСО. Однако, информационная культура педагога ДОУ выражается не только в наличии у педагога знаний компьютерной грамотности, но и в наличии специальных умений, позволяющих гибко использовать знание информационных технологий для организации познавательной активности воспитанников, ф рмирования их информационной культуры в дальнейшем.

Информационная культура педагога дает широкие возможности для совершенствования педагогического профессионального мастерства, развития способности адаптироваться к динамичным изменениям современного общества; делает его конкурентоспособным специалистом на рынке труда.

1. Данильчук И. В. Информационная культура педагога : методологические предпосылки и сущностные характеристики / [Текст] И. В. Данильчук. - Педагогика, 2003.

2. Комарова Т. С., Комарова И. И. Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании / [Текст] Т. С. Комарова, И. И. Комарова. – М., 2011.

Информационная справка о методической и педагогической деятельности воспитателя 1. Прохождение курсов повышения квалификации: Наименование учреждения: Рязанский областной институт развития образования Название образовательной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Раскрывается сущность управленческой культуры и необходимость ее формирования сегодня у современных руководителей дошкольных образовательных учреждений. Особое внимание уделено вопросу

организации процесса формирования управленческой культуры у заведующих ДОУ.

Ключевые слова: управленческая культура, культура управления, культура управленческой деятельности, менеджер образования, педагогическая культура руководителя, система управления коллективом.

Модернизация российского образования вызвала острую потребность в подготовке эффективных управленческих кадров, нацеленных на решение широкого круга задач и достижение современного ка- чества образования.

Происходящие интенсивные изменения в образовательных учреждениях требуют от руководи- телей готовности к управленческой деятельности, обладающих управленческим сознанием и мышле- нием. Кроме того, современный руководитель должен обладать значительной кругом научных знаний по управлению, планированию, организации с целью мотивации и контроля работы педагогического коллектива.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что культура управления лежит в основе успешного руководства педагогической системой, которая предполагает осознание и осмысление опыта всей управленческой деятельности. Анализ практики работы дошкольных об- разовательных организаций показывает, что разработка системы управления педагогическим кол- лективом ведется без применения научных методов и без учета особенностей образовательного учреждения.

В связи с этим сегодня чрезвычайно востребованы руководители с высоким уровнем управлен- ческой культуры, что обусловлено растущими требованиями к уровню профессионализма менеджеров в образовании.

Психологическая наука в лице А.В. Петровского склонна рассматривать личность руководителя образовательной организации сквозь призму личностных характеристик [5].

В зарубежных исследованиях М. Вудкока и И. Анскоффа также личность руководителя и его профессиональные качества как предпосылки эффективного управления вызывают огром- ный интерес [1].

Кроме того, нет однозначности в понимании структуры управленческой культуры. Сопоставле- ние и анализ точек зрения представителей разных подходов позволили обозначить между ними прин- ципиальные отличия.

Так, изучая структуру управленческой культуры, В.А. Сластенин выделил аксиологический, тех- нологический и личностно-творческий компоненты [8].

В.П. Позняков выделяет совершенно другие компоненты, такие как мотивационно-ценностный, профессионально-гностический, социально-психологический, организационно-технологический [6].

Анализ современных исследований позволяет утверждать, что структурный состав управленчес- кой культуры представляет собой совокупность профессиональных, культурологических и личнос- тных качеств.

С этих позиций управленческая культура, выступая одним из структурных компонентов культуры личности, оказывает непосредственное влияние на творческую самореализацию субъекта и позволяет распространить управленческие знания, умения и навыки во все сферы деятельности.

Можно предположить, что процесс становления управленческой культуры руководите- ля дошкольной образовательной организации (ДОО) начинается еще до назначения на должность, еще в момент зачисления в кадровый резерв будущего руководителя дошкольной образовательной ор- ганизации.

Результаты современных исследований доказывают целесообразность выхода руководителей на другой, более высокий уровень профессионализма с целью развития у них управленческой куль- туры. Это становится возможным благодаря тому, что субъект самореализуется в профессиональ- ной деятельности и овладевает мастерством управления, которое, по признанию ученых, заключается в правильном выборе эффективных методов управленческой деятельности, что и составляет образ иде- ального управленца. Нельзя забывать и о креативном подходе к управлению, что также обеспечивает руководителю творческую и эффективную самореализацию в профессиональной деятельности.

Экспериментальное исследование показало, что только 38% руководителей дошкольных образо- вательных организаций обладают высоким уровнем управленческой культуры. 32% управленцев испы- тывают трудности в управлении коллективом. Авторитарный стиль управления в качестве приоритет- ного не позволяет реализовывать стратегию сохранения позитивных взаимоотношений в коллективе. Для них характерен уход от компромиссов и фиксация на собственных целях. У 30% заведующих был выявлен начальный уровень сформированности управленческой культуры, характеризующийся узким исполнительством конкретных управленческих и профессиональных задач.

Полученные результаты послужили ориентиром в нашей опытно-экспериментальной работе.

С этой целью нами была разработана модель процесса формирования управленческой культуры у руководителей дошкольных образовательных организаций, которая состояла из трех этапов.

Первый этап – мотивационно-ценностный. Целью данного этапа являлось повышение профессио- нальной компетентности руководителей образовательных организаций.

Второй этап – деятельностно-практический. Целью данного этапа являлось совершенствование у руководителей способов эффективного управления коллективом.

Третий этап – рефлексивно-оценочный. Целью данного этапа являлось повышение общей культу- ры руководителей.

Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что значительно повысился уровень управленческой культуры у руководителей по всем показателям: они мобильны, имеют высокий уро- вень рефлексии, обладают творческим потенциалом, правильно используют стиль руководства, умеют перестраиваться, правильно принимать управленческие решения, имеют высокую профессиональную подготовку. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы.

Подводя итоги работы по оптимизации процесса формирования управленческой культуры у со- временных руководителей образовательных организаций пришли к выводу, что решение глобальных проблем управления невозможно без опоры на базовые ценностные ориентации руководителя, направ- ленные на достижение стратегически проектируемых целей.

Современный руководитель ДОО должен обладать высокой культурой управленческой деятель- ности, которая представлена не только личностными, но и профессионально-значимыми компетен- циями. Наличие данного вида культуры в арсенале современного управленца позволит успешно реа- лизовывать административные и социально-психологические функции управления, а также все меры управленческого воздействия, направленные на формирование развитой организационной культуры учреждения.

1. Вудкок М., Френсис Д., Раскрепощенный менеджер. Для руководителя – практика: пер.с анг. М.: Дело, 1991.

2. Джаджа С.Е. Средства формирования управленческой культуры руководителей образовательных учреждений: авто- реф. дис. канд. пед. наук. Самара, 2000.

3. Дорожкин Ю.Н., Орешников И.М. Управленческая культура кадров в условиях реального времени. М.: Академия, 2008.

4. Олейникова Я.В., Культура поведения как фактор профессиональной успешности // Парадигма. 2008. № 1. с. 23–26.

5. Петровский А.В., Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982.

6. Поздняков А.Л. Новые тенденции в управлении качеством образования: моногр. Юрьев В.М., Поздняков А.Л., Слет- ков Н.Н. и др. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2006.

7. Речкин Н.С. Управленческая культура: Состояние и тенденции трансформации в муницип. системе образования. Со- циол. аспект: дис. . канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1998.

8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.

9. Ширан А.А., Петровская М.В. Управленческая культура преподавателя военного вуза как акмеологический феномен // Акмеология. 2014. № S1-2. С. 246–248.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации)для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления(информационного продукта)

Информационную поддержку образовательного процесса необходимыми базами

данных и знаний

Информатизацию управления системой образования

Развитие систем и средств дистанционного образования

Назначение и виды управленческой информации Управленческая информация – это те данные, которые обладают для руководителя определённой новизной и требуют принятия им управленческого решения.

Назначение и виды управленческой информации

Управленческая информация – это те данные, которые обладают для руководителя определённой новизной и требуют принятия им управленческого решения.

Назначение информации в управлении ОУ: 1.Информация способствует научному познанию окружающей действительности, расширяет знания о ней. 2.Информация даёт возможность принять оптимальное, научно-обоснованное управленческое решение, требующее меньших материальных и трудовых затрат. 3.Полная, достоверная, объективная информация повышает качество и эффективность управленческого труда и производства в целом. 4.Информация служит обеспечению работников образования результатами научных исследований, передовым педагогическим опытом, новейшими технологиями обучения и воспитания.

Назначение информации в управлении ОУ:

1.Информация способствует научному познанию окружающей действительности, расширяет знания о ней.

2.Информация даёт возможность принять оптимальное, научно-обоснованное управленческое решение, требующее меньших материальных и трудовых затрат.

3.Полная, достоверная, объективная информация повышает качество и эффективность управленческого труда и производства в целом.

4.Информация служит обеспечению работников образования результатами научных исследований, передовым педагогическим опытом, новейшими технологиями обучения и воспитания.

Информационная культура руководителя ОУ Информационная культура имеет различные толкования:  как важнейший компонент духовной культуры человека (Н.М.Розенберг);  как понимание современной картины мира (В.А.Извозчиков);  как компетентность и способность работать с информацией и людьми (В.Н.Соловьев);  как новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие (В.Н. Михайловский)

Информационная культура руководителя ОУ

Информационная культура имеет различные толкования:

 как важнейший компонент духовной культуры человека (Н.М.Розенберг);

 как понимание современной картины мира (В.А.Извозчиков);

 как компетентность и способность работать с информацией и людьми (В.Н.Соловьев);

 как новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие (В.Н. Михайловский)

Внутренняя педагогическая информация представляет собой совокупность сведений: о состоянии здоровья школьников, результатах обучения и воспитания учащихся, сведений об учителях, их деятельности, родителях, данные о материально-технической оснащённости образовательного процесса, сведения о внешних связях образовательного учреждения Существуют три основных канала поступления информации к руководителю образовательного учреждения – формализованный; – стихийный; – свободный.

Внутренняя педагогическая информация представляет собой совокупность сведений:

  • о состоянии здоровья школьников,
  • результатах обучения и воспитания учащихся,
  • сведений об учителях, их деятельности,
  • родителях,
  • данные о материально-технической оснащённости образовательного процесса,
  • сведения о внешних связях образовательного учреждения

Существуют три основных канала поступления информации к руководителю образовательного учреждения

Требования к внутришкольной информации: Точность Своевременность Доступность Уместность

Требования к внутришкольной информации:

Информационное обеспечение управления представляет собой совокупность средств и методов построения информационной базы.

Под информационной потребностью педагогов понимается состояние педагогов, осознающих необходимость получения профессионально значимой информации.

Информационное обеспечение системы образования - снабжение образовательных учреждений и органов управления информационной, методической продукцией, средствами и технологией, базирующихся на микропроцессорной технике.

Требования к информационной культуре: умение получать оперативную информацию о системе внутришкольного управления; извлекать информацию из различных источников, представляя ее в лаконичном виде; ставить реальные цели, способствующие достижению высоких результатов; обеспечить эффективный сбор педагогической информации в заданные сроки и в полном объеме; организовать поддержку и обновление массивов информации; владеть основами аналитической обработки информации;

Требования к информационной культуре:

  • умение получать оперативную информацию о системе внутришкольного управления;
  • извлекать информацию из различных источников, представляя ее в лаконичном виде;
  • ставить реальные цели, способствующие достижению высоких результатов;
  • обеспечить эффективный сбор педагогической информации в заданные сроки и в полном объеме;
  • организовать поддержку и обновление массивов информации;
  • владеть основами аналитической обработки информации;

Две позиции информационной культуры руководителя

Показатели эффективности управления

Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации.

Эффективность управления определяется степенью реализации целей организации и ее интегрального показателя - прибыли.

ВИДЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТОРОНЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЯЯ ВНЕШНЯЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ВИДЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Суть эффективности управления состоит в обеспечении достижения поставленных целей в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных, духовных и т.п. Эффективное управление иногда рассматривается как результат решения возникающих все новых и новых проблем. Однако следует помнить, что в большинстве случаев, за исключением разве что природных аномалий, не зависящих от людей, как раз некомпетентность и бездарность управления выступают причинами самих проблем, степени их обострения и глубины поражающего воздействия на общество.

Суть эффективности управления состоит в обеспечении достижения поставленных целей в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных, духовных и т.п.

Эффективное управление иногда рассматривается как результат решения возникающих все новых и новых проблем. Однако следует помнить, что в большинстве случаев, за исключением разве что природных аномалий, не зависящих от людей, как раз некомпетентность и бездарность управления выступают причинами самих проблем, степени их обострения и глубины поражающего воздействия на общество.

Информационная культура руководителя ОУ влияет на эффективность его управленческой деятельности при условии: осмысления руководителем уровня развития собственной информационной культуры; целенаправленной деятельности руководителя по развитию своей информационной культуры;

Информационная культура руководителя ОУ влияет на эффективность его управленческой деятельности при условии:

Владение навыками пользователя офисных технологий в контексте управленческой деятельности и подготовки документов:

Владение базовыми сервисами и технологиями сети Интернет, включающими:

  • приемы навигации и поиска информации в WWW, ее получения и сохранения в целях последующего использования в профессиональной деятельности;
  • приемы работы с электронной почтой и телеконференциями;
  • приемы организации общения в сети.
  • Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах, тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего (начального профессионального) образования.
  • Владение навыками работы с федеральными и региональными образовательными порталами как с источниками образовательных ресурсов и нормативных документов.
  • Наличие представлений о правовых аспектах использования информационных ресурсов сети Интернет в образовании.
  • Умение работать со справочниками по законодательству в сфере образования, представленными в цифровом формате .

Анализ применения ИТ в управлении образовательными системами позволил выделить 4 уровня ( A- D ):

ИТ при использовании в сфере управления могут выступать в следующих качествах:

аппаратные и программные

К аппаратным средствам относят : К омпьютер - у ниверсальное устройство обработки информации; Принтер - позволяет фиксировать на бумаге найденную и созданную информацию; П роектор – повышает уровень наглядности и помогает руководителям представлять проделанные результатыв их работе; Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) – существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных; С еть – позволяет более эффективно использовать имеющиеся информационные и технические ресурсы, обеспечивает общий доступ к глобальной информационной сети; Аудио и видео средства – обеспечивают эффективную коммуникативную среду для работы руководителей и проведений массовых мероприятий.

К аппаратным средствам относят :

К программным средствам относят:

  • В иртуальные конструкторы – позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями;
  • Т ренажеры – позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране;
  • Т естовые среды – позволяют учителям конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером;
  • Э кспертные системы – программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области;
  • Презентации – применение информационно-коммуникационных технологий руководителями с целью пропаганды своих методик и взглядов в образовании.
  • Мониторинг в образовании - это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных еѐ элементах, ориентированных на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз эго развития.
  • Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее.
  • Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

Мониторинг Статистический Нестатистический

 На мировом рынке не так давно появились образовательные платформы, изначально их создание не было направлено на образование. Но в дальнейшем стали использоваться в этой сфере. Эти программы постепенно приобретаются во все образовательные организации. Тем самым информатизируя весь образовательный процесс ,помогая образованию идти в одну ногу со временим.

На мировом рынке не так давно появились образовательные платформы, изначально их создание не было направлено на образование. Но в дальнейшем стали использоваться в этой сфере.

Эти программы постепенно приобретаются во все образовательные организации. Тем самым информатизируя весь образовательный процесс ,помогая образованию идти в одну ногу со временим.

  • БАЗА ЗНАНИЙ
  • ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС
  • ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ

Рабочее место директора

Рабочее место директора

Рабочее место завуча

Рабочее место завуча

Рабочее место учителя

"Электронная школа", охватывающая все аспекты управления образовательным учреждением, включая планирование и организацию учебного процесса, кадровый учет и внутренний документооборот.

Кадровое делопроизводство, учет и аналитика кадрового состава

Учет и движение обучающихся, организация работы с контингентом ОУ

Полный цикл подготовки тарификации от составления учебного плана до распределения нагрузки, расчет штатного расписания и расстановка кадров, формирование фонда оплаты труда.

Пополняемая база нормативно-методических документов, регулирующих организацию образовательного процесса

Сервисные функции по работе с программой

кадров по использованию

часов учебного плана

Объем бюджетного финансирования оплаты труда


-75%

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений. Нас не удивляет то, что планшеты и телефоны являются игрушками детей, сидящих в колясках и на коленях у родителей. С раннего возраста дети осваивают электронные устройства, знают, на какую кнопку нажать. И для взрослых это удобно: не нужно утруждать себя общением с ребенком. Дети привыкают, что электронные устройства служат игрушками. Но спектр их возможностей значительно шире.

Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.

Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.

Воспитанники ДОО — это будущие школьники, и их подготовка должна соотносится в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты.

Стоит отметить принципы формирования цифровой образовательной среды в ДОО. Обратим внимание на принципе вариативности, который дает возможность реализации разных ООП иразных режимов работы ДОО.

Существуют два вида режима :

Offline - местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;

Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места.

При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением дистанционных технологий, в зависимости от технических условий, в образовательных организациях применяются разные моделиобучения :

обучение в режиме онлайн (электронноеобучение);

дистанционное обучение через интерактивные учебныематериалы;

самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальныесети.


Далее рассмотрим области применения цифровых технологий педагогами ДОУ.

Какие цифровые инструменты уже помогают в нашей работе?

1. Ведение документации.

В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет документацию: календарные и перспективные планы, отчеты, мониторинг выполнения программы, диагностику развития детей, готовит материал для оформления родительского уголка. Администрация образовательной организации ведет документацию и оформляет отчеты в электронной форме, отправляет их через электронную почту.

Система ЕИСДОУ обеспечивает процесс зачисления воспитанника в ДОУ и управления дальнейшими изменениями. Все движения воспитанников по электронной системе контролируются Отделом образования.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

В современном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Методические материалы в виде электронных ресурсов могут быть использованы во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

Педагоги имеют возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение квалификации с помощью Интернет-технологий (к ним можно отнести видеоконференцсвязь, вебинары, онлайн конференции, мастер классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок, тестирование) . Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем.

3. Воспитательно-образовательный процесс.

Существуют множество цифровых устройств, применимыхв ДОУ. Это всем нам хорошо известные компьютеры, ноутбуки, планшеты, проекторы, экраны, интерактивные доски.

Но так как мы с вами всегда должны стремиться к лучшему, развиваться сами и развивать нашу образовательную среду мне хочется рассказать вам о некоторых, специально созданных для обучения дошкольников цифровых устройствах. К ним относятся:

Интерактивные скалодромы – обучающая игровая система, которая объединяет в себе инновационные технологии, физическую активность и образовательные задачи. Это стена, оборудованная выступами для лазания и меняющая свой дизайн в зависимости от выбора игры.

Интерактивные песочницы — комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами.

Интерактивные полы — это горизонтальная интерактивная система в виде пола, которая реагирует на движения тела человека.

Интерактивные столы для дошкольных учреждений с развивающими играми, мультиками и приложениями – это современное оборудование для детей. С его помощью педагог может проводить интересные, познавательные занятия, показывать наглядный материал. Больше не нужно думать, как привлечь и удержать внимание дошкольника.

Мобильное электронное образование - предлагает широкий набор инструментов
для работы с детьми дошкольного возраста,
как в группах, так и индивидуально.

Тематический план программы построен в логике календарного года и позволяет организовать занятия в соответствии с традиционным порядком развивающих занятий в дошкольных учреждениях.

С помощью мультимедийных учебных материалов МЭО по 36 темам дети развивают логику, интеллект и мелкую моторику, познавая
окружающий мир и вырабатывая стимул к дальнейшему обучению.

Интерактивные занятия МЭО позволяют педагогам дошкольного образования организовать качественную проектную и исследовательскую деятельность в группе, учитывая особенности каждого ребенка и используя индивидуальный подход к детям.

Сегодня цифровые технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.

Внедрение цифровых технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения:

Даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.

Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.) .

Использование цифровых технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

Цифровые технологии – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

При всех неизменных плюсах использования цифровых технологий в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:

1. Материальная база ДОУ.

Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов, а так же приобретение интерактивного оборудования.

2. Защита здоровья ребенка.

Использование цифровых технологий в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.

Нам предстоит еще многое сделать, чтобы реализовать преимущества цифровизации и предоставить всем участникам педагогического процесса и партнерам по сетевому взаимодействию больше возможностей. Но не стоит забывать, что педагог — это в первую очередь личность, а цифровые технологии это лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве, дать возможность новому поколению овладеть новыми технологиями.

Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н. В. Никуличева. – М. : Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.

Федина Н. В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев, И. В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. - М. : ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян- Шанского", 2017. - №3(4). - С. 94-111.

Н. Федина, Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л. Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин //Дошкольное воспитание/ - М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2017. - №10. - С. 3-14.

Читайте также: