Мишпатим недельная глава краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Необходимо не только читать комментарии, но в первую очередь прочитывать указанные в подразделах отрывки из недельной главы Мишпатим по ссылкам, для понимания того, о чем говорится в комментариях.
Не следует стараться прочитать все за один раз. Лучше это, растянуть на день, а лучше, прочитывать в течение всей недели, анализируя, конспектируя и тд.

Вы можете оставить ваши вопросы в комментариях под статьей, так же свою точку зрения, дополнить и тд.

Основные фрагменты главы Мишпатим:

Раб Иври

Шемот (Исход) 21:2-6

Раб Иври имеет право после шести лет рабства покинуть дом своего хозяина и вернуться в свое отечество.

Для чего нужно было проходить такой ритуал с проколом уха шилом? Возможно, такой обычай уже был знаком народу. Обычаи тех дней для нас сегодня темный лес.

Почему уходящий из рабства иври не мог взять с собою жену, которую дам ему его адон? Потому что его жена – собственность адона. Берешь в жену от адона, подумай, что будет потом, если ты хочешь уйти на свободу. Своей свободой ты принесешь ей и себе страдания. Поэтому, лучше не женись, а если решил жениться, то тогда не думай о свободе.

Рабыня Иври

Шемот (Исход) 21:6-11

Рабыня Иври не имеет права после шести лет уйти от своего хозяина. Это показывает, что мужчина иври, хозяин сам себе, а женщина иври не хозяйка сама себе, но зависима она от мужчин. Она может стать женой хозяина, женой его сына, или же быть продана другому хозяину иври. Один шанс у нее на свободу, если ей будет отказано в супружеских обязанностях.

Убийство человека

Шемот (Исход) 21:12-14

Любое убийство наказуемо. Даже непредвиденное – мститель может убить убийцу. Но чтобы человека, совершившего нечаянное убийство, не убил мститель, ему будет назначено судьями в какой город убежище бежать от мстителя.

Кто ударит родителей

Шемот (Исход) 21:15

Ударить родителей – равносильно тому, что ударить Всевышнего.

Человекохищник

Шемот (Исход) 21:16

Человекохищник – тот, кто крадет людей с целью их продать. Если будет доказана вина его, что он продал кого-то кому-то, его следует казнить.

Кто злословит родителей

Шемот (Исход) 21:17

Злословить родителей, равносильно тому, что злословить Всевышнего.

Тяжкие побои

Шемот (Исход) 21:18,19

Прежде чем кому-то нанести серьезные травмы, следует подумать, а хватит ли денег, чтобы потом лечить или содержать.

Убийство раба рабыни

Шемот (Исход) 21:20,21

Если это иври, или купленный за серебро, то за убийство таковых – смерть. Если же раб или рабыня переболеют несколько дней после удара, за это наказывать не следует. Пока они находятся, как говорится на больничном, он несет потери из-за своей невоздержанности – это его убытки.

Побои беременной

Шемот (Исход) 21:22-25

Неродившийся ребенок – неродившийся ребенок, который может не родиться и без того. Пока ребенок не родился, он не считается ребенком. Потому, за выкидыш человек отделывается штрафом.

Если же погибла сама женщина, то ударивший ее, будет умерщвлен, а если он ее покалечил, то палачи покалечат и его, как и написано: глаз за глаз, зуб за зуб и тд.

В данном случае, эти наказания применяются за беременную женщину, которой сделали повреждение. Однако, такой закон действует на всех, кто нанес физический ущерб ближнему своему.

10 И кто нанесет увечье ближнему своему, как сделал он, так да сделано будет с ним.

11 Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: какое увечье нанесет он человеку, такое должно быть нанесено ему.

(Ваикр. 24:10,11)

Дополнительно об этом можно прочитать в статье Око за око зуб за зуб значение

Покалечение раба или рабыни

Шемот (Исход) 21:26,27

Покалеченного следует отпустить на свободу. Хочешь потерять раба – выбей ему зуб. Хочешь сохранить – береги его здоровье.

Если забодал бык

Каждый должен наблюдать за скотиной своей и понимать, что беспечность, может стоить ему жизни.

Незакрытая яма

Шемот (Исход) 21:33,34

Хочешь купить труп животного за серебро – не закапывай или не закрывай ямы. Хочешь сберечь свое серебро, поступай благоразумно – закрой или закопай яму.

Бык забодает быка

Шемот (Исход) 21:35,36

Не хочешь обменять живого быка на дохлого? – тогда не наблюдай за своим быком. Хочешь сохранить своего быка, получше смотри за его поведением.

Возмещение за краденое

Шемот (Исход) 21:37

Почему за краденного и проданного быка вору надо заплатить пять быков, а за овцу – четыре овцы? Возможно потому, что быка сложней вырастить, чем овцу.

Убийство вора

Шемот (Исход) 22:1-3

Ночью, когда не видно, что у вора в руках, хозяин бьет наверняка, чтобы самому не пострадать от руки вора. В этом случае за убийство вора нет вины.

Но если было видно, что вор безоружен, и его били чтобы сорвать зло, а тот умер, хозяин становится виновен в его смерти. Нет закона, убивать вора саморасправно – для вора существует закон – возместить украденное, если же не может, его продают в рабство. Но убивать его нельзя на месте преступления. Убивший его, будет казнен.

Наказание за ущерб

Шемот (Исход) 22:4,5

Человек должен понимать, что если он по беспечности нанесет урон ближнему, то за свою беспечность он расплатится с ближним из лучшего своего имения.

Если пропало отданное на сохранение

Шемот (Исход) 22:6-12

Прежде чем брать у кого-то, что-то, подумай: сможешь сохранить, потому что если что пропадет, а вор не найдется, возмещать придется тебе.

Если пропало занятое в долг

Шемот (Исход) 22:13,14

Занимаешь скот, наблюдай за ним, иначе будешь возмещать ущерб.

Обольщение девицы

Шемот (Исход) 22:15,16

Необрученная девица, которую еще не засватали. Она еще ничья. Обольщая девицу, подумай, готов ли ты потому заплатить выкуп за нее и стать ее мужем, чтобы не пришлось, потом жить с нелюбимой женой.

Даже если отец ее не отдаст ее за тебя, приготовься заплатить за свою похоть частью своего имения. Нечем платить? Продадут в рабство тебя.

Гадалка

Шемот (Исход) 22:17

Гадалка, гадает по разным предметам, предсказывая будущее человеку. Так же за свое ремесло она берет плату.

Скотоложец

Шемот (Исход) 22:18

Зоофил – мужчина или женщина, кто совокупляется с животными.

Жертвоприношение идолам

Шемот (Исход) 22:19

Приношение жертв идолам – смертный грех. Обычно люди приносили жертвы за удачу.

Пришелец, сирота, вдова

Шемот (Исход) 22:20-23

Пришелец, сирота, вдова – особые люди в глазах Йеhовы. Он жестоко отомстит за их обиду.

Ссуда

Шемот (Исход) 22:24

Ссуда – финансовая помощь. Сколько взял, столько и верни, когда придет время. Кто дает бедному ссуду и хочет потом на его положении вернуть с процентами, тот делает тяжкий грех – коварство, дать даром, а взять как под проценты. Сколько дал, столько и возьми обратно, не требуй большего или подарков.

Залог

Шемот (Исход) 22:25

Будь милосерд к неимущему, и не забирай у него последней одежды его себе, но верни ему ее до захода солнца. Ты от нее не разбогатеешь, а если не вернешь, наведешь беду на дом свой.

Злословие властьимущих

Шемот (Исход) 22:26

Не подрывай авторитет судьи и начальника, если тебе что-то в них не нравится. Они установлены Йеhовой. Проклинающий и злословящий их, проявляет негодование и на Того, кто их поставил. Он их поставил, Он с них и взыщет, если они виновны.

Все первое – Йеhове

Шемот (Исход) 22:27,28

Первые плоды отдаются священнослужителям. За первенца вносилась плата, как установлено было при выходе из Египта. Животных же следует отдавать своевременно священнослужителям.

Растерзанное зверем

Шемот (Исход) 22:29

Святой человек не должен употреблять в пищу мясо, животное которого погибло от хищника. Если волки задрали овцу – она не пригодна в пищу.

Не слушай нечестивых

Шемот (Исход) 23:1

Нечестивые распространяют худые слухи, чтобы этим понизить авторитет своего недруга, подняв свой. Они ищут себе единомышленников, кто бы поддержал их. Если информация не проверена и не доказана – это пустые слухи, сплетни. Не следует протягивать руку союза тому, кто распространяет эту информацию. Даже если тот человек, на кого льют грязь, твой враг, не спеши радоваться, что о нем говорят плохое. Проверь эти слухи, действительно ли они верны.

Не извращай правосудия

Шемот (Исход) 23:2-3

Общественное мнение всегда весомо, даже если оно не верное. Люди становятся зависимы от этого мнения, боясь сказать правду. Но, тот, кто свободен от общественного мнения, тот будет действовать благоразумно.

Говорить на суде вопреки общественному мнению, чтобы донести правду обществу – это исполнение Торы, святая обязанность праведника. Не надо бояться обвинить богатого в его нечестии.

Не стоит на суде нищему делать скидку на то, что он нищий – чего он заслуживает, то и должен получить.

Проявление сострадания к животным врага

Шемот (Исход) 23:4,5

Животные не имеют ненависти к недругам своих хозяев – им это не присуще. Потому, следует проявить к ним милость. Но, вопрос не только в этом – проявляя милосердие к животным хозяина, который ненавидит тебя, ты демонстрируешь свою любовь и к врагу. Шеломо учит:

21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою;

22 Ибо горящие угли собираешь ты на голову его, и Йеhова воздаст тебе.

(Мишлей 25)

Сторонись неправды

Шемот (Исход) 23:6-9

Не следует отклонять жалобу бедного, потому что он бедный. У него такие же права как у богатого и как у тебя самого.

Когда к Биламу сыну Беора пришли люди от Балака с подарками, то ими они ослепили разум пророка, и он поступал безумно. Следует остерегаться подарков, которые даются для того, чтобы совершить противозаконное. Возьмешь подарок и окажешься в зависимости от преступников. И придется вершить зло, чтобы заплатить плату за этот подарок.

Кто будет притеснять пришельца, беженца, тому жестоко отмстится Небом.

Субботний год

Шемот (Исход) 23:10,11

В шаббат отдыхай и дай отдых другим

Шемот (Исход) 23:12

Тора Всевышнего совершенна – даже животным предоставлено право один раз в неделю отдохнуть и восстановить свои силы.

Не произноси имена идолов

Шемот (Исход) 23:13

В каком случае не следует произносить имена чужих богов? В любом случае их не следует упоминать, чтобы ни у кого не было в сознании их существования. Исключения могут составлять поучения, в которых призывают не упоминать имена идолов, когда призывают не поклоняться им и тд. Идол жив, когда о нем говорят, и он действует сознании людей – люди о нем думают, в мыслях произносят его имя. Когда о нем не говорят, он мертв.

Три больших праздника

Шемот (Исход) 23:14-17

Три праздника, в которые все мужчины собираются у святилища раз в году – песах, шавуот, суккот.

Не режь ягненка при заквашенном тесте

Шемот (Исход) 23:18

Нельзя закалать на песах ягненка, до тех пор, пока в доме еще осталось заквашенное тесто.

Приношение первых плодов

Шемот (Исход) 23:19

У хананеян был обычай в дни первых плодов варить ягненка в молоке матери его. Это была жертва хананейскому божеству – Ашера.

Послушание посланнику Йеhовы

Шемот (Исход) 23:20-22

Хотя принято считать, что Всевышний действует на земле, на самом деле, все делается руками Его посланников.

Имя Мое в нем – он наделен властью поступать с вами так, как поступил бы Я. Надо понимать, что все ангелы, наделены такой властью – они ничего не делают от себя, но выполняют им порученное. Пример тому Седом и Амора, где ангелы пришли, посмотрели, убедились, ослепили и на города с неба полился огонь. Или пример с Биламом сыном Беора, когда ангел стоял с мечом чтобы убить его.

Не служи богам чужим

Шемот (Исход) 23:23-26

Йеhова изгонит врагов

Шемот (Исход) 23:27-31

Когда люди покидают селения, там непременно заселяются звери. Почему они так делают, причин тому много. Однако они там заселяются и быстро размножаются. С увеличением их численности народ мог бы нести большие потери в скоте, и даже были бы нападения на людей. И это будет хуже, нежели стычки с остатком гоим. Потому, Всевышний предотвращает эту проблему через медленное истребление гоим в тех местах.

Не заключай союза с гоим

Шемот (Исход) 23:32,33

Эти народы Всевышний проклял и обрек на истребление за их гнусные грехи. Они этого заслужили. Потому, не следует поддерживать с ними какую-либо связь, а уж тем более родниться. Если народ станет с ними вести какие-либо отношения, это будет в дальнейшем помехой для их полного уничтожения и тогда, они смогут искривить Тору, привив свою культуру к ней.

Моше пересказал все народу

Шемот (Исход) 24:1-3

Законы, которые открыл Йеhова Моше, были поводом для того, чтобы заключить договор. Потому Моше было велено пересказать все слова народу и совершить обряды, которые совершаются при договорах.

Народ осознавал происходящее и действовал не на чувствах, а на разуме. После того что они увидели и услышали и ощутили на себе, он вполне понимали происходящее.

Заключение завета с Йеhовой

Шемот (Исход) 24:4-8

С этого времени, Моше стал записывать законы и повеления, которые говорит Йеhова.

В наши дни такие обряды, конечно, кажутся дикостью, чтобы кровь животных кропилась на людей, на жертвенник. Но на то время, это было естественно.

Прежде, нежели окропить народ кровью завета, Моше прочитал Тору, которую он записал. Когда же народ поклялся что готов исполнять Тору Всевышнего, Моше окропил их кровью завета. Таким образом был заключен завет с Йеhовой.

Трапеза завета на горе

Шемот (исход) 24:9-11

Всякий договор сопровождается застольем, где присутствует мясо жертв. Это неотъемлемая часть ритуала. Потому самые ответственные люди – 70 старейшин и другие избранные, поднялись на гору, чтобы совершить ритуал трапезы поеданием мяса жертв.

И на избранников из сынов Исраэйлевых не простер Он руки своей. И видели они Элоhим, и ели, и пили. – Избранники, это все кроме Моше. Они не были ровней Моше, но они могли присутствовать на горе, потому что были освещены кровью завета.

Нужно понимать, что они видели славу в каком-то необычном образе, но никак не Самого Всевышнего.

12 Никто никогда не видел Йеhову; если же мы любим друг друга, Йеhова находится в союзе с нами, и наша любовь к Нему достигла в нас своей цели.

(1-е Йохана 4:12)

Если бы Всевышнего видели люди, то они вполне могли бы Его нарисовать. В ТаНаХ есть примеры, где говорится, что видели Его, но на самом деле видели славу в каком-то образе. Всевышний явился им в таком образе, который невозможно запечатлеть, и потому они сравнивали увиденное, по чистоте с небом.

Я дам тебе скрижали каменные и Тору, и заповедь – как понимать эти слова. Скрижали Каменные – это плитки, на которых записана Тора. Тора в данном случае десять изречений. Заповедь – заповеди, повеления, которые будут даны относительно каких-то действий, о чем будет сказано, например, в следующей главе.

Моше поднялся на гору, чтобы получить Тору

Шемот (Исход) 24:12-18

Моше отправился в сорокадневное пребывание на гору, чтобы получить Тору на каменных плитках.

Прежде чем начали происходить какие-то действия, Моше провел на горе неделю в полном одиночестве. После этого, Всевышний стал с ним говорить давая новые повеления.

search

После Откровения на Синае Б-г заповедует народу Израиля серию законов. Это включает в себя законы о рабе-еврее; наказания за убийство, похищение, насилие и воровство; законы гражданского права о возмещении ущербов, предоставлении займов, ответственности за вверенное имущество; правила, обеспечивающие справедливое судопроизводство.

Также упомянуты законы, остерегающие против притеснения пришельцев, законы соблюдения сезонных праздников и приношения плодов урожая в Иерусалимский Храм, запрет смешения мясного с молочным и заповедь о молитве. В общей сложности глава “Мишпатим” содержит 53 заповеди – 23 предписания и 30 запретов.

Б-г дает обещание привести народ Израиля в Святую Землю и запрещает им перенимать языческие обычаи ее нынешних обитателей.

Народ Израаиля провозглашает: “Сделаем и услышим (поймем) все, что Б-г нам заповедует”. Оставив Аарона и Хура начальствовать в лагере, Моше поднимается на гору Синай чтобы получить Тору от Всевышнего и остается там сорок дней и сорок ночей.

Одна из 54 недельных глав — отрывков, на которые разбит текст Пятикнижия (Хумаша).

Содержание

Краткое содержание главы

Дополнительные факты

Глава разделена на семь отрывков (на иврите — алиёт), которые прочитываются в каждый из дней недели, с тем, чтобы в течение недели прочесть всю главу

  • В воскресенье читают псуким с 21:1 по 21:19
  • В понедельник читают псуким с 21:20 по 22:3
  • Во вторник читают псуким с 22:4 по 22:26
  • В среду читают псуким с 22:27 по 23:5
  • В четверг читают псуким с 23:6 по 23:19
  • В пятницу читают псуким с 23:20 по 23:25
  • В субботу читают псуким с 23:26 по 24:18

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Мишпатим (недельная глава)" в других словарях:

Недельная глава — Свиток Торы Недельная глава Торы или Парашат hа шавуа (ивр. פָּרָשַׁת הַשָּׁבוּעַ‎, букв. недельная глава , недельная порция ; у ашкеназов также סִדְרָה, сидра) отрывок из Пятикнижия, читаемый во время … Википедия

Недельная глава Торы — Свиток Торы Парашат hа шавуа (ивр. פָּרָשַׁת הַשָּׁבוּעַ‎, букв. недельная глава , недельная порция ; у ашкеназов также סִדְרָה, сидра) отрывок из Пятикнижия, читаемый во время синагогальной литургии каждую субботу (Шаббат) (иногда в одну… … Википедия


Но, безусловно, один из важнейших моментов данного раздела – это дарование Торы народу Израильскому.

Есть еще много других книг, оказавших большое влияние на еврейскую жизнь и широко изучаемых в повседневной жизни. В рамках нашего разбора мы не будем их касаться.

Для нас необходимо разбираться в этих моментах при общении с представителями еврейского народа.

Мессианский иудаизм использует для построения теологических понятий строго записанное Слово. Устная Тора рассматривается мессианскими верующими как часть наследия еврейского народа, но ни в коем случае не может рассматриваться как постановления от Бога, которые необходимо исполнять для наследования спасения.

Для того, чтобы разобраться в том, что же Библия говорит нам о слове Бога мы попробуем исследовать некоторые места Писания о месте записанного закона, и есть ли в Писании место Устной Торе.

4 И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по [числу] двенадцати колен Израилевых;

5 и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу.

6 Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а [другою] половиною окропил жертвенник;

7 и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны.

8 И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих.

(Исх.24:4-8)

Итак, мы видим как была дарована Тора народу Израильскому. Порядок очевиден — Моисей написал, прочитал в слух народа и согласно прочитанному, народ принес клятву. Это не был вольный пересказ Моисея слов, услышанных от Бога. Было конкретное, записанное слово и конкретная книга. Услышав прочитанное и согласившись с этим, народ Израильский заключил завет с Богом.

Договоры, заключаемые между сторонами записывались, для того, чтобы придать им фиксированную, законченную форму, и сделать их условия обязательными.

Мы можем читать в Библии правила, которые были определены для царей Израильских. Положение власти делало их более уязвимыми по отношению ко греху. Поэтому каждый из них должен был списать для себя книгу закона и научаться из нее постоянно.

Не устное постановления, а именно письменный закон должен был наставлять царя в его царствовании.

На основании записанного, письменного закона на народ приходили либо благословения либо проклятия. Завет был записан для наставления и руководства. Проклятия были записаны как предостережения для будущих поколений.

9 И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам [сынов] Израилевых.

10 И завещал им Моисей и сказал: по прошествии семи лет, в год отпущения, в праздник кущей,

11 когда весь Израиль придет явиться пред лице Господа Бога твоего на место, которое изберет [Господь], читай сей закон пред всем Израилем вслух его;

12 собери народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего;

13 и сыны их, которые не знают [сего], услышат и научатся бояться Господа Бога вашего во все дни, доколе вы будете жить на земле, в которую вы переходите за Иордан, чтоб овладеть ею.

(Втор.31:9-13)

Руководством для будущих поколений должен был являться записанный закон. Именно его должны были читать священники для народа, научая мужчин, женщин и детей заповедям Бога.

Книга, написанная Моисеем, имела законченный вид. Не говорится о том, что это черновик или проект закона, но что эта книга была закончена. Именно записанная книга была свидетельством против народа Израильского в их неверности.

В соответствии с Писанием, именно на основании Письменного закона был заключен завет Бога с Израилем. Именно Письменный закон обусловливал надлежащее правление и являлся основанием, по которому следовало судить правителя. Неповиновение Письменному закону влекло за собой суд и изгнание, а повиновение обеспечивало помилование и оправдание. Именно Письменному закону нужно было учить будущие поколения. Устный закон не упоминается.

Поэтому мессианский иудаизм не рассматривает книги Устной Торы как руководство для своей жизни, и тем более не рассматривает их как Слово Божье.

Читайте также: