Дидактическая игра по хореографии в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Хореография для детей – это:

-формирование творческих способностей и эстетического вкуса;

-музыкально-ролевые игры, в ходе которых дети учатся двигаться под музыку, развивают музыкальный слух, определяют ритмический рисунок, знакомят с основами танца;

-развитие воли, концентрации, внимания, восприятия, мышления, памяти;

-правильная осанка, красивая походка, лёгкость в движениях, гибкость и грациозность, эластичность связок и т.д.

У детей очень хорошо развито воображение. Игры позволяют им импровизировать, подражать - это способствует самовыражению в танце, ориентирует дальнейшее физическое духовное и эмоциональное развитие.

Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин изучали значение игры в становлении личности ребенка, в их работах игра рассматривается как творческая деятельность, следовательно она является, лучшим инструментом для педагога в обучении хореографии.

Главным условием успешной организации творческих игр является умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это возможно только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с неподдельным интересом, осознает замыслы детей, их настроение.

Данная методическая разработка рассчитана для занятий хореографией с детьми в возрасте 5-6 лет.

Актуальность данной методической разработки заключается в исследовании и мониторинге детской игровой деятельности на занятиях хореографией и ее использование на практике.

На занятиях дети танцуют под музыку, которая содержит различные образы, что благотворно влияет на развитие фантазии и воображения. Музыкально-ролевые игры позволяют детям представить себя персонажами сказочных миров как самих детей, так и педагога. Данный подход в обучении позволяет детям самовыражаться в движении, развиваясь эмоционально и духовно. Б

Освоив базовый уровень хореографии дети во время игры чувствуют себя уверенней в коллективе. Они плодотворно взаимодействуют друг с другом и получают удовольствие от совместного творчества, в ходе этого взаимодействия укрепляются межличностные связи, формируется их способность к коммуникации.

Цель методической разработки: всестороннее развитие творческой личности ребенка на занятиях хореографией с применением игровых технологий.

Задачи методической разработки:

-формирование знаний в области хореографического искусства;

-развитие творческих способностей детей на занятиях хореографией;

- использование игровых технологий на занятиях хореографией;

-развитие нравственно- эстетических, духовных и физических качеств у детей младшего школьного возраста.

Игровые приемы используются в обучении детей различным предметам, в этом смысле занятия с детьми хореографией не являются исключением. Интегрируя богатый мир игр с обучением, мы приобретаем возможность сделать интересным запоминание любых бесполезных с точки зрения ребенка движений, комбинаций, учебных заданий. Организуя в игровой форме, их работу, мы формируем у детей желание овладеть предлагаемым учебным материалом без усилия с их стороны, принося радость и удовлетворения от их взаимодействия с игрой.

Основная часть

Занятие хореографией для детей – это не просто красиво и полезно, но ещё и сложно. Танцевальное искусство требуют трудолюбия, усердия и упорства, что иногда влечет за собой ряд трудностей. Музыкально-ролевые игры формируют у детей музыкальность и пластичность выразительности. Они предлагают определенный образ и передают в движении богатый мир чувств.

Детям дошкольного возраста свойственно фантазировать, они смело могут менять правила игры, тем самым усложняя ее содержание. Необходимо поддерживать такой творческий подход. Но при этом не забывать, что задача педагога умело создавать такие условия игры , при которых сохранялось бы ее основная цель- трансформировать обучение с применением игровых технологий в увлекательное для ребенка занятие. В организации таких занятий необходимо чувство меры, ведь детям свойственны азарт и увлеченность, которые могут нанести ущерб занятиям. В этот момент открывается роль педагога, который хоть и не принимает участие в игре, но очень внимательно наблюдает за ее участниками, корректирует их исполнение, поведение, дает оценки. Не следует, однако в одно занятие вводить сразу много игр. Окончание занятие должно быть ярким, запоминающимся и, конечно, содержать анализ.

Выбор игровых форм для занятий по хореографии зависит от возраста и физического развития детей. Для детей дошкольного возраста подходят детские подвижные игры. Их необходимо сопровождать считалками, песнями. Подвижные русские - народные игры лаконичны, выразительны, поэтому если педагог включает их в занятие, то оно становится ярче.

Необходимо определить игровые формы и приемы, которые необходимо использовать на занятии хореографией.

Начать хотелось бы с игрушки. Игра и игрушка в жизни детей неотделимы друг от друга. Она для ребенка понятна, он воспринимает ее как друга, она делает его радостным и счастливым. Поэтому необходимо использовать ее на занятиях хореографией. Игрушка должна быть не только красивая и интересная детям, но безопасная. Это главное условие для ее применения. Она не должна быть большой, так как это будем мешать ребенку с ней двигаться. Куклы, мишки, мячи, зонтики, лошадки- это самые доступные и приемлемые игрушки в танце. Они сделают более наполненным заданное педагогом движение, помогут ребенку точнее передать образ. .

Игры - превращения, где дети перевоплощаются в животных, птиц и т.д. Они развивают способности овладеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять .

Необходимо отментить игровой стретчинг, комплекс, который только начинают использовать в занятиях по хореографии. Стретчинг можно отнести к длительным творческим проектам, т.е. играм в которые дети могут играть долгое время.

Сюжеты с центральным персонажем и его окружением разнообразны. Например:

Длительная игра, как наиболее высокая ступень развития детской игры характерна скорее для детей старшего возраста. Но при этом любая игра в наших руках. Изменим правила, и она станет сложнее или легче.

Необходимо отметить, что игровые технологии представляют бескрайние возможности для их использования их на занятиях хореографией. Игра на занятиях по хореографии становит неотъемлемой частью в формировании и развитии творческой личности ребенка.

Интегрирование игры и танца дает детям дополнительный стимул, интерес к танцу и вообще к творческому самовыражению. Скучные упражнения после игры, как на занятии, так и вне него, приобретает совсем другой, более богатый смысл. Занимаясь хореографией играя, дети раскрываются, увлеченно взаимодействуют друг с другом, что благотворно влияет на будущую результативность.

Примерные конспекты занятия по хореографии с использованием игровых технологий.

1. Занятие на формирование правильной осанки (1 вариант).

Цель занятия: сформировать правильную осанку и умение воплощать музыкально–двигательный образ.

-формировать навыки самовыражения, используя двигательный образ;

-развивать пластичность, выразительность, легкость.

-воспитывать умение эмоционального самовыражения, непринужденности и творчества в движениях, художественно – эстетический вкус.

Декорации: деревья, цветы, трава, на заднем плане нарисован лес.

Наглядное пособие для игры: цветы на картинке (ромашка, колокольчик) или искусственные цветы.

Дети входят в зал. Построение. Поклон.

Педагог: Ребята сегодня необычный день – на нашей сказочной, лесной полянке расцвел цветик – семицветик. Он приготовил вам сюрприз, но для этого нужно выполнить семь его желаний. Вы хотите получить сюрприз? (дети отвечают)

Педагог: Тогда я отрываю первый его лепесток и читаю первое желание.

Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: шеи, туловища, ног, рук.

Упражнения для шеи, плеч и туловища.

Исходное положение: стоя, ноги врозь, руки на поясе.

16 тактовов – наклоны головы к правому и левому плечу;

8 тактовов – повороты головы направо, налево;

8 тактовов – наклоны головы вперед, прямо;

8 тактовов – поднимаем плечи вверх, опускаем вниз;

8 тактовов – поочередное поднимание плеч;

8 тактовов – наклоны туловища вправо, влево;

8 тактовов – наклоны туловища вправо, влево с рукой;

4 тактовов – наклон вперед, потянуться;

4такта– вернуться в и.п.

Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.

8 тактовов- вступление (дети готовятся)

20 тактовов – подъем на полупальцы (растем к солнышку);

4 такта– поочередное поднимание пятки (педали);

10 тактовов – выставление ноги на пятку;

8 тактовов – пяточка - носочек;

4 такта –маленькое приседание

Исходное положение: ноги врозь, руки опущены вниз, расслаблены.

Педагог: Представьте, что ваши руки – это волшебные ленты. Дует легкий ветерок и колышет наши волшебные ленты.Плавные движения руками вверх, вниз, вместе, поочередно и т.д. Итак, первое задание мы успешно выполнили. Отрываем второй лепесток.

Упражнения на укрепление осанки

У меня спина прямая: раз, два, три, четыре,

Я наклонов не боюсь: раз, два, три, четыре,

раз, два, три, четыре,

три, четыре, раз, два.

Я хожу с осанкой гордой,

Прямо голову держу,

Никуда я не спешу.

раз, два, три, четыре,

три, четыре, раз, два.

Я могу и поклониться,

И присесть и покружиться,

Ох, прямешенька спина!

раз, два, три, четыре,

три, четыре, раз, два.

Педагог: Отрываем третий лепесток (выполнить упражнения по кругу). Дети давайте сделаем круг (Построение в круг)

Танцевальный шаг с носка, шаг на высоких полупальцах (растем к солнышку), шаг с высоким подниманием колена (цапля), подскоки.

Педагог: Отрываем четвертый лепесток (упражнения, сидя и лежа на полу)

Пластика животных. Имитационно – образные упражнения на укрепление осанки: в положении сидя и лежа.

И.п: сед по-турецки.

Раз-два – плавно поднять руки вверх (вдох).

Три-четыре – опустить руки вниз (выдох) ноги машут, как крылья.

Педагог: Встали на ноги и попрыгали как мячики.

Педагог: дети представьте себе, что наступило лето, расцвело множество цветов на лугу: ромашки, васильки, колокольчики, незабудки. Хотите быть красивым цветком на лугу? Тогда давайте ляжем на коврик, расслабимся и представим себя каким-нибудь красивым цветком.

Педагог: Отрываем пятый лепесток (фантазия) А теперь давайте перенесемся в далекую сказочную страну цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Давайте выберем какой-нибудь один цветок, например Розу. Попробуем изобразить, что с ней происходит.

Вначале еще нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждет, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку.

Он тянется все выше и выше – и вот уже перед нами огромный розовый бутон. И, наконец – о, чудо! – бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир. Не забывайте это не просто цветок, а прекрасная роза. Давайте попробуем уложить руки, словно лепестки. Оживите свой цветок.

Как ласково пригревает солнышко, как прохладно веет ветерок! Я – самая прекрасная Роза на земле, мне так радостно стоять и любоваться собой и всем вокруг!

-Ах, как хочется пить! Я изнываю от жажды, мои лепестки могут засохнуть.…Наконец-то пошел дождь! Ах, как хорошо!

Но наступила ночь, Роза прикрылась своими лепестками, словно одеяльцем, и уснула.

Педагог: Отрываем шестой лепесток (игра)

Дети делятся на две команды. Это будет две клумбы. Каждой команде дать задание. Первой -показать картинку, на которой нарисована ромашка, а второй- колокольчик. Дети должны образно изобразить эти цветы, а противоположная команда, отгадать какой цветок растёт на клумбе. Отрываем седьмой лепесток (пожелания)

Педагог: Ребята, что бы вы хотели пожелать друг другу? (дети желают друг другу добра, дружбы и т.п.).Ну, вот все желания цветика-семицветика мы выполнили, а теперь он дарит вам цветок со своей сказочной полянки (дети выбирают себе понравившийся цветок, изготовленный из карамели, путем связывания). Дети выходят из зала.

Примерные сценарии игр, применяемых на занятиях хореографией

Ветер по лесу летал

(дети плавно машут кистями рук)

Ветер листики считал:

(поочередно загибают пальцы)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой,

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.

(машут кистями рук, как бы сбрасывают листву)

Осень листья золотит,

Ветер ими шелестит.

(имитировать движения кисти, будто что-то красишь)

(потереть ладошку о ладошку).

Он повсюду их разносит,

Поиграет, снова бросит

(руки вытянуть перед собой, развести в стороны, соединить, встряхнуть).

(опять потереть ладошки).

Вверх поднимет, закружит

И на месте завертит

(поднять руки и покружиться).

Соберет в большую кучу

(руками нарисовать кучу),

Убежит и сядет в тучу

Кот играет на баяне,

Зайка наш на барабане.

Ну а мишка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть!

(Имитация игры на разных музыкальных инструментах).

Мы на лыжах идем,

Мы взбираемся на холм.

(Дети идут друг за другом, имитируя ходьбу на лыжах).

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

(Машут руками, словно работают лыжными палками)

Вдруг поднялся сильный ветер,

(Подняли руки вверх)

Он деревья кружит, вертит,

(Вращение туловищем вправо, влево)

И среди ветвей шумит,

Снег летит, летит, летит.

(Руки вытянуты вперед, плавно опускаются)

По опушке зайчик скачет,

Словно белый мягкий мячик.

(Прыжки по кругу)

Раз – прыжок и два – прыжок-

(Прыжок в круг, прыжок из круга)

Вот и скрылся наш дружок.

Хоть приятно здесь кататься,

Надо в садик возвращаться.

1-16 такты - на начало 9 такта не разъединяя рук, то есть поворотом друг к другу. Дети меняют направление движения и на 16 такт разъединяют руки поворачиваясь лицом друг к другу и исполняют тройной притоп.

Вторая часть танца.

1 такт - два сквозных хлопка.

2 такт - исполняя тройной притоп дети отворачиваются друг от друга. Направление в сторону становится лицом, голова делает отрицание движения не хочу, руки на талии.

4-8 такты - подскоками танцуют в кружочке в право, на 8 такт тройной притоп, остановка, руки не разъединяются.

9-16 - такты повторить 5-8 такт, но движение подскоками в лево и на 16 такт тройным притопом занять исходное место.

В начале и в конце звучат три аккорда.

Одновременно поднимая правую ногу поднимает правую руку. Затем с левой . поднимает правую ногу и одновременно две руки, затем с левой.

Потом, ставя ногу на каблук, отряхивается.

Игровое упражнение на внимание.

Построить детей в колоны.

1-2 такты - четыре подскока на месте исполняет первая колона.

3-4 такты - два прыжка и тройной притоп исполняет вторая колона.

5-6 такты - тройной притоп два прыжка третья колона исполняет.

7-8 такты - четыре хлопка все вместе.

Можно менять нумерацию колон и менять задания.

Это упражнение развивает реакцию ребёнка.

Построить детей в три колоны. Ноги в первой свободной позиции, руки на поясе.

1-4 - исполняют прыжки на месте дети первой колоны (8 прыжков).

5-8 - такты исполняет вторая колона.

9-12 - такты исполняет третья колона.

13-15 такты - все дети стоящие последними в колонах обходят свою колону с право, двигаясь подскоками вперёд.

16 такт - с правой ноги делают шаг вперёд на место предыдущего и закончив в маленькое плие.

Игра продолжается дальше.

Игра помогает проучить подскоки, прыжки, ходьбу с носка, слушать музыку, ребёнок приучается принимать самостоятельно решение.

Поставить детей в две колоны. Научить детей образовывать цепочки, бегать, маршировать.

Первая часть игры. Музыка маршеобразная.

Дети, стоящие в колоне последними проходят в нутрии и становятся первыми. Проследить, чтобы дети занимали всю музыкальную фразу.

Вторая часть игры.

Музыка подвижная, удобная для лёгкого бега.

Все образуют две цепочки. Если цепочка будет двигаться влево, то удобнее взяться правыми руками впереди. И ведущие заполняя всю музыкальную фразу, увлекают за собой всех детей. Бегут на своё первоначальное место, а затем по музыкальной фразе.

В дошкольном возрасте дети интенсивно растут и развиваются. Возникает острая потребность в движении. И если эти движения преподносятся им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка.

Движение и игра – важнейшие звенья в жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий вид деятельности.

Подражание является самым доступным способом восприятия любой двигательной деятельности, дети получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, грация. Имитационные сюжетно-образные движения оказывают большое влияние на развитие и обучение детей. С подражания формируется познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений.

Формирование творческой личности одна из интереснейших и проблем, привлекающих внимание. Развитие танцевального творчества – это одна из главных задач детского объединения. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству.

Огромный интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является главной формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию.

Дети, играя, развиваются гораздо легче, осваивая и выполняя задания с удовольствием.

Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Таким образом, с первых занятий ребенка в хореографическом коллективе, необходимо формировать его эмоциональную выразительность, а также музыкальность, что в свою очередь способствует успешному развитию личности, а сам процесс занятий приносит детям истинное наслаждение и способность к творческому самовыражению.

Список использованной литературы

1. Авторская система пластики “Школа гармоничной Пластики и Танца”. Составитель Т.С. Преображенская-Николаенко. Журнал “Танец” (№ 1/1997), журнал “Натали” (№№2, 4, 6, 9, 12/1997).

2. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984.

3. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сб. науч.. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986.

5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М.: Музыка, 1961.

6. Музыкальное движение. С. Руднева, Э. Фиш. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. СПб, 2000.

8. Работа актера над собой. К.С. Станиславский. Собр. соч., т.2, М., 1989.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Варианты игр на занятиях хореографией


Участники двигаются танцевальной ходьбой по площадке хаотично, приветствуя всех мимо проходящих членов группы кивком головы. Музыка обрывается — каждый должен найти себе пару и поздороваться рукопожатием (повторяется 5-7 раз).
Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхож-дение в контакт; развить чувство быстрой реакции. Музыка: любая ритмичная. темп средний. Расположение участников на площадке: схемы 8, 1 3.

В игре воссоздается атмосфера бала.
1-й вариант,
Участники медленным, степенным шагом двигаются по пло¬щадке в хаотичном порядке, приветствуя при этом кивком голо¬вы каждого, идущего навстречу. Музыкальная пауза — сигнал к тому, что нужно сделать реверанс (повторяется 5-7 раз).
2-й вариант,
Группа выстраивается в ряд. Король (королева, эту роль может исполнять ведущий) проходит едольучастников. каждый из которых в знак приветствия поочередно замирает в реверан¬се, и становится в конце ряда. Игра повторяется, пока все не побывают в роли короля.
Цель: помочь ориентации в пространстве, дать возможность экспериментировать сдвижением, осознать свою особенность самовыражения, развить умение импровизировать.
Музыка: менуэт, вальс или другая, темп умеренный.
Расположение участников на площадке: схемы 8, 41.

Участники разбиваются на пары и импровизируют. Ведущий в шляпе ходит по залу, останавливается возле любой пары, наде¬вает шляпу на голову одному из участников и меняется с ним мес¬тами. Игра повторяется, пока каждый не побывает в шляпе.
Цель: стимулировать общение в парах, развить способность взаимопонимания и вхождение в межличностный контакт, рас¬ширить танцевально-экспрессивный репертуар.
Музыка: разные стили и жанры (например, твист), темп уме-ренный.
Реквизит: шляпа.
Расположение участников на площадке: схема 14.

Участники делятся на две группы, каждая из которых по¬очередно двигается в своем стиле, при этом импровизируя и вступая во взаимодействие друг с другом. Пока одна группа танцует, другая наблюдает, и наоборот (повторяется 3-4 раза). Затем группы пробуют свои силы в противоположном стиле (ме¬няются стилями), и игра повторяется.
Цель: развить групповую поддержку и взаимодействие, рас-ширить танцевально-экспрессивный репертуар.
Музыка: любое сочетание контрастных стилей: рок-н-ролл и рэп, классический и народный, джаз и техно.
Расположение участников на площадке: схема 22.

Все становятся в круг.
1-й этап. Ведущий показывает базовые движения афри¬канских танцев, участники пытаются повторить.
2-й этап. Каждый по очереди солирует в кругу с копьем или бубном. Группа продолжает двигаться на месте. Каждый солист получает в подарок аплодисменты.
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высво¬бождение чувств, повысить самооценку, развить танцевально-экспрессивные способности.
Музыка: афро-джаз. Темп быстрый.
Расположение участников на площадке: схемы 3.2.

а) стреляют глазами слева-направо и наоборот;

б) подмигивают поочередно то левым, то правым глазом:

а) вытягивают губы трубочкой, изображая тройной поце-луйчик, затем расплываются в улыбке:

б) посылают с помощью ладони рук воздушные поцелуи то направо, то налево;

а) надувают щеки воздухом, затем хлопают по ним ладоня¬
ми, выпуская воздух;

б) надувают поочередно то одну, то другую щеки, гоняя воз¬
дух туда-обратно.

Группа образует круг. Один из участников выходит в центр и импровизирует под музыку, затем посылает воздушный поце¬луй любому члену группы. Тот, кому был адресован поцелуй, ло¬вит его. занимает место солиста в центре круга и продолжает импровизацию.
Игра может продолжаться, пока все не получат хотя бы по одному воздушному поцелую.
Цель: развить танцевально-экспрессивный репертуар, ис¬следовать взаимное принятие друг друга.
Музыка: лирическая инструментальная (например, вальсы И. Штрауса или композиции И. Крутого). Темп умеренный.
Расположение участников на площадке: схема 2.

Участники хаотично располагаются на площадке и самосто-ятельно двигаются в свободной танцевальной импровизации под предложенную темпераментную музыку. В момент смены музыкального сопровождения на медленный темп участники должны постараться быстро найти себе партнера и продолжить танцевать в паре. Чередование быстрых и медленных танцев происходит 5-6 раз. На каждом этапе, образуя пары, необходи¬мо найти себе нового партнера.
Цель: исследовать возможность вхождения в контакт, сти¬мулировать активность и инициативу в установлении отноше¬ний с другим человеком, развить танцевально-экспрессивный репертуар.
Музыка: дискотечная, клубная контрастных стилей и тем¬пов (например, диско и блюз или техно и транс).
Расположение участников на площадке: схемы 8.13.

Группа делится пополам и образует две шеренги: одна на-против другой. При этом участники каждой группы переплета¬ют руки крест-накрест (каждый протягивает руки в стороны и берется за руку с соседом через одного).
С началом музыки шеренги в сцеплении двигаются навстре¬чу друг другу. Встретившись, стоящие напротив участники об¬разуют пары и свободно импровизируют. В момент музыкаль¬ной паузы все должны вернуться на свои места и занять первоначальное положение.
Игру можно провести как конкурс — кто быстрее построит¬ся в шеренгу и переплетет руки.
Цель: развить групповое взаимодействие, актуализировать отношения, исследовать возможность вхождения в контакт, сти-мулировать общение в парах.
Музыка: русские народные мелодии в инструментальной обработке, темп средний или умеренно-быстрый.
Расположение участников на площадке: схемы 23,24.

Актуальность. Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувств ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивает у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально – дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Цель: создание благоприятных условий для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

- формировать умение детей передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать по изображению ритмического рисунка ту или иную мелодию;

- развивать чувства ритма, слухового восприятия, внимания, память;

- воспитывать самостоятельность, усидчивость, интерес к музыке.

Возрастная направленность : дети старшего дошкольного возраста.

Форма работы: индивидуально – подгрупповая.

Оборудование: 5 плоскостных матрёшек на подставочках, магнитная доска, фишки разного размера и цвета (красные -большие - соответствуют долгим звукам, зелёные -поменьше – коротким звукам, металлофон.

Пособие многофункциональное, его использование зависит от поставленных педагогом задач.

II вариант игры:

Ребёнок выстукивает уже знакомый ритмический рисунок, а остальные дети узнают и повторяют за ним, подпевая песенку (игра повторяется несколько раз).

III вариант игры:

Ребёнок придумывает ритм, а остальные дети стараются запомнить его и повторить.

IV вариант игры:

( добавляется оборудование: металлофон, магнитная доска, фишки разного размера и цвета) Музыкальный руководитель играет на металлофоне мелодию и предлагает ребёнку выложить ритмический рисунок на доске с помощью фишек. А другому ребёнку отстучать ритм матрёшкой по данному ритмическому рисунку.

Пособие рекомендовано: музыкальным руководителям, воспитателям и родителям.

Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста (часть 1)

Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста (часть 1) Музыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (часть 1) В музыкальном развитии детей дошкольного возраста очень.

Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ-как средство развития творческих способностей детей старшего возраста Редькина Е. А. - Музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида.

Цель: Развивать чувство ритма, ощущения сильных и слабых долей такта, умение ритмично исполнять движения танца.

Придумать небольшой рассказ: Девочка Оля пошла гулять на улицу. Она спустилась по лестнице. Увидела на улице подружек, поиграла с ними в мяч. Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошёл дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень. Загремел гром, девочка Оля испугалась и убежала домой. Но скоро дождь кончился, выглянуло солнце, дети обрадовались и выбежали на улицу.

Ведущий (вождь) отстукивает ритм (посылает указ) детям (своим индейцам), дети повторяют (индейцы отвечают своему вождю). Можно выбрать вождем ребёнка. Указ можно давать по кругу или выборочно каждому ребёнку.

Дети слушают музыку. На 1 часть музыки каждый по очереди подаёт руку стоящему справа, поворачивая голову. Каждый выполняет это движение на начало такта. Также поочерёдно каждый подаёт свою левую руку ребёнку. Стоящему слева.

На 2 часть музыки дети движутся по кругу вправо—галопом, в конце музыкальной фразы — подскок. Влево движение повторяется.

1.Ведущий задаёт ритм, дети должны повторить его.

2.Сидящий с краю ребёнок повторяет заданный ритм, при этом добавляет один свой хлопок. Второй повторяет ритм, добавляя свой хлопок и т.д.

Дети под музыку движутся по кругу, выполняя заданные ведущим ритмичные движения руками или ногами, произнося текст:

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостит он где-то.

Дети становятся друг против друга. Один ребёнок задаёт ритмический рисунок-вопрос, другой отвечает движениями (шаги, притопы, хлопки, переступания и пр.), повторяя заданный ритмический рисунок.

Игра проходит без музыкального сопровождения.

Ведущий легкими хлопками задаёт ритмический рисунок в музыкальном размере 2/4,3/4, 4/4.

Цель: Развивать тембровый слух.

Звучит запись любого музыкального инструмента (скрипки, баяна, фортепиано и т.д.).Дети находят нужную карточку.

В оркестровой форме звучат музыкальные инструменты каждый в отдельности. Определить.

Звучат мужской, женский, детский голоса в аудиозаписи. Определить.

Цель: развивать целостное восприятие музыки.

Дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Звучит громкая музыка—дети должны идти пдскоками, звучит тихая музыка—дети должны идти приставными шагами. Или можно: на звучание громкой музыки—громко хлопать, а на тихую—тихо.

Дети делятся на 4 команды. Команды строятся в углах зала кружочками лицом к центру круга, взявшись за руки. На начало игры команды выстраиваются в середине зала в общий круг. Под весёлую музыку дети выполняют простые танцевальные движения. Когда музыка зазвучит громче. Все разбегаются по своим местам и, взявшись за руки, строятся в кружочки. Выигрывает команда, построившаяся раньше других.

Цель: развивать мелодический слух и звуковысотные слуховые представления.

Определить по музыке, где находятся качели—внизу или вверху, можно показать рукой.

  1. Игры на развитие музыкальной памяти и слуха

Цель: В процессе этих игр развивается музыкально-слуховое восприятие: дети учатся постоянно вслушиваться в музыку, чтобы правильно выразить свои музыкальные впечатления, пользуясь образными, изящными движениями.

Прослушивается аудиозапись различной музыки (солист, дуэт, трио, хор, оркестр,…)Дети слушают и определяют количество прозвучавших голосов, инструментов и названия инструментов. Вызванный ребёнок подходит и выбирает нужную карточку.

Дети слушают различную по характеру музыку (инструментальную, вокальную, с сопровождением, без сопровождения, о природе, о животных). Вызванный ребёнок отвечает.

Выставляются портреты известных композиторов. Прослушивается различная по характеру музыка. За правильный ответ ребёнок получает нотку. У кого больше?

Выставляются карточки с изображением танцующих. Звучит различная по характеру музыка. Дети отвечают и находят нужный рисунок.

Дети встают в шеренгу. Водящий берёт за руку рядом стоящего ребёнка и они танцевальным шагом под маршевую музыку проходят в конец шеренги. На быструю музыку следующий водящий перебегает в начало шеренги и под маршевую музыку переводит следующего ребёнка.

Цель: Развивать творчество.

Звучит различная по характеру музыка. Дети выполняют различные имитационные движения, согласуя их с музыкой. При этом используют знакомые танцевальные движения. Перед выполнением движений говорятся слова: Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три

Под музыку дети двигаются. С окончанием музыки замирают.

Цель: Развить чувство ритма.

В предложенных упражнениях хлопки можно заменить шагами или исполнить одновременно с шагами на месте или с продвижением.

7.Задать ритм хлопками. Дети внимательно слушают, а потом хлопают по одному по кругу.

  1. 8. Задать ритм хлопками. Дети последовательно хлопают так, чтобы ритм и сила хлопка (тихо, громко) соответствовала заданному.

9.Задать ритм хлопками. Чем громче хлопает ведущий, тем тише должны хлопать все остальные, и наоборот.

10.Задать ритм хлопками. Все повторяют его несколько раз. Теперь стоящий с краю повторяет этот ритм и добавляет один свой хлопок. Второй повторяет и добавляет свой хлопок и т.д.

  1. 11. Задаётся ритмический рисунок в музыкальном размере 2/4,3/4,4/4. Дети отвечают хлопками или движениями: переступания, притопы, шаги.
  2. Музыкальный размер 4/4. Марш.

а) Дети стоят в кругу лицом к центру.

9-16 такт — повторить с отходом назад.

б) Дети стоят в кругу лицом к центру.

9-16 такт—подскоками поворот на право

в) Дети стоят в кругу лицом к центру.

9-16 такт — повторить с отходом назад.

г) Дети стоят в кругу лицом к центру.

9-16 такт—прыжки на месте.

д) К маршу добавляется музыка быстрого характера. В соответствии с внезапным изменением темпа музыки чередуются ходьба и бег.

Читайте также: