Черная женщина греч краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Содержание

Знаете ли вы, что есть сирота? Это цветок, сорванный порывом бурного ветра с родного стебля и рукою сострадания погруженный в воду, для продолжения его жизни несколькими часами. Он питается чистою водою, красуется в драгоценном сосуде, защищён от пчел и бабочек, слышит похвалы и излияния восторга, возбуждаемые его цветом и запахом. Но голова его томится, унывает, гнется на сторону, склоняется к сырой земле, где скрыты родные его ветви. И он стремится мыслию из позлащенных палат, из драгоценного сосуда, из кристальной воды на ту укромную грядку, где возник и развернулся на черной земле в дыхании весеннего ветра, где кропили его и утренняя роса и дождь небесный, где спокойно и радостно цвели подле него младшие братья, где родные ему, другие дети природы, трудолюбивые пчелы и беззаботные мотыльки, с весёлым жужжанием порхали вокруг него на солнце полуденном! — XLVIII

Весь роман представляет борьбу женского коварства и эгоизма с мужским простосердечием и прямотою, борьбу упорную, хитрую, обдуманную, которая кончается гибелью неправой стороны.
Греч сочинил такую толстую грамматику: где же его слогу быть тощим? [1] [2]

… есть множество страниц истинно красноречивых, хотя, по пристрастию автора к некоторым мёртвым словам, может показаться теперь в глазах девяти десятых России несколько устарелым и даже диким. Это — несчастие, которому быть может мы сами отчасти причиною. [6]

… наполненный причудливыми видениями роман, над страницами которого проливали слёзы наши прабабки.

… г. Греч хлопочет воскресить нравственные романы почтенной старушки мадам Жанлис с братиею;..

… произведение воображения, уже остывшего и сдружившегося с холодным рассудком.

Главный недостаток состоит в романической запутанности на манер романов XVIII века. Это влияние старины, очень понятное в пожилом человеке. Будь роман проще и короче, он был бы гораздо лучше . Герой романа добрый, но слабый до пошлости человек, который вечно страдает от своей бесхарактерности, которого не бьёт только ленивый и который поэтому не возбуждает к себе никакого участия. Но вокруг него толпятся интересные портреты, верно списанные с общества того времени. В лице Алимари автор заплатил дань идеальности, которая совсем не в характере его таланта. Оттого из этого лица и вышел какой-то фантом, составленный из риторства, резонёрства и мистицизма. Основная мысль целого романа есть оправдание возможности духовидений. Но этой-то мысли роман г. Греча и обязан преимущественно своим успехом. Вера в чудесное есть добрый элемент в человеке . Во всяком случае, успех романа, по нашему мнению, говорит много в пользу нашего общества, как доказательство, что в нём есть живая потребность внутренней жизни.

Вы можете стать одним из первых, кто напишет рецензию на эту книгу, и получить бонус — до 15 рублей на баланс в Лабиринте! Или оставьте заявку, чтобы кто-то другой написал ее скорее.

Роман "Черная женщина" (1834) - главное произведение писателя, публициста, журналиста и филолога Николая Ивановича Греча (1787-1867), одно из незаурядных явлений Пушкинской эпохи. Грандиозный по замыслу, роман охватывает три десятилетия русской жизни рубежа двух великих веков и вслед за "Евгением Онегиным" достоин быть назван "энциклопедией русской жизни".
Оглядываясь на немецкую готическую традицию (Шнис, Вульпиус, Цшокке), Греч перенимает ее идеи и образы - и умело приживляет на русской почве. Налицо все главные составляющие готического романа: чудесные встречи, пророчества, наваждения, масонские тайны, месмерические опыты и животный магнетизм - главная мода эпохи, а в центре сюжета - история человека, которому было предсказано, что счастье он обретет не где-нибудь, а "в гробу". Многочисленные персонажи втянуты в круговорот событий, за которыми нависает образ Черной женщины - нечто трудноуловимое: не то олицетворение детского ужаса, не то добрый гений-хранитель, а может статься, и воплощение всеведущего Провидения. Мастерски скроенный сюжет влечет читателя по лабиринту загадочных событий, истории о которых вставными новеллами искусно вплетены в ткань повествования: вещие сны, прозрения, предсказания, молва об огненном змее, пролетевшем в полночь над Петербургом, предчувствие скорой смерти.
Размах "Черной женщины" впечатляет: бунт Пугачёва, землетрясение в Лиссабоне, уход из жизни Екатерины П, Французская революция, войны в Италии, схватки на кавказской границе
В раздел "Дополнения" вошло эссе О.И. Сенковского с анализом животного магнетизма в романе и первый русский перевод новеллы П. Мериме о видении Карла XI, на который опирался Греч.
Погрузиться в историю жизни и творчества Греча позволит подробная хронология, насыщенная цитатами и воспоминаниями о нем современников.
Публикация "Черной женщины" продолжает линию готических романов, начатую в серии "Литературные памятники" в 1967 году томом "Фантастические повести" ("Замок Отранто" Г. Уолпола, "Влюбленный дьявол" Ж. Казота, "Ватек" У. Бекфорда) и продолженную "Рукописью, найденной в Сарагоссе" Я. Потоцкого (1968), "Мельмотом Скитальцем" Ч.-Р. Метьюрина (1970), "Итальянцем" А. Радклиф (2009), "Духовидцем" Фр. Шиллера, "Гением" К. Гроссе, "Абеллино" Г. Цшокке (2009), "Франкенштейном" и "Последним человеком" М. Шелли (2011), и, наконец, совсем недавней публикацией (2019) - романом Н.И. Гнедича "Дон-Коррадо де Геррера" и трагедией В.Т. Нарежного "Мертвый замок", стоящих у истоков русской готической традиции.
Удивительный и, несомненно, самый популярный роман Н.И. Греча, впервые столь тщательно изданный, сопровожденный подробнейшим комментарием, с полным правом возвращается к русскоязычному читателю.

Вы в географии мешали

Восток и Запад меж собой;

Фаддея с Гоголем равняли,

Уча словесности родной.

В те дни, как русские спасали

Родную Русь от чуждых сил,

В патриотическом журнале

Ты лишь ругался или льстил.

И даже твой державный барин

Отвергнет твой молящий

Лишь твой достойный

Напишет громкий фельетон!

Кроме текстов, связанных с историческим прототипом героя романа, в книге приведены интересные материалы, имеющие отношение к его автору. Это интервью со Стокером, рецензии на его роман, вышедшие сразу после первой публикации.

Так что, не волнуйтесь, господа сочинители. Пишите. И ваши герои переживут вас.

Читайте также: