Синяя трава краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024


Мнение и анализ ровесницы "Алисы"+ интересные факты о спорах вокруг книги.

Начнём с того, что я очень люблю читать книги в виде рассуждений, где рассказ от первого лица, а книги-дневники просто идеальны для меня. Может, это связанно с тем, что я люблю совать нос в чужие жизни,а может просто мне интересна не сама история, а то, что чувствует человек в этот момент.

Так или иначе, я решила прочесть "Синюю траву", так как мне действительно стало интересно, что же чувствуют наркоманы, о чём думают, когда принимают очередную дозу, почему они это делают. И вот, в поисках подходящей литературы наткнулась на форумах на данное "произведение".

Редактирование. Споры о правдивости "дневника".

Это книга была издана в 1971 году, и изначальна была представлена, как просто отредактированный и напечатанный личный дневник 15-летней наркоманки. Но после было множество споров о том, правдиво ли всё это, многие были уверены, что "Алиса" существовала на самом деле, а некоторые считают, что это всё придумано. Врач, редактировавшая данное произведение и являющаяся единственным обладателем авторских прав на "синюю траву" уверяет, что книга базируется на дневнике 15-летней наркоманки - её пациентки, но некоторые истории приписаны и являются историями других её пациентов. Так же Аллин Пейс (та самая врач) сказала в одном из интервью, что на самом деле реальная девочка, автор дневника "Алисы", совершила самоубийства, а не умерла тем путём, который описан в книге.

И да, имя владелицы дневника нам не известно, а "Алиса" - это имя девушки, знакомую автора дневника. Но, в скором времени, скорее для удобства, чем от не знания, люди начали называть главную героиню Алисой.

Споры о цензуре.

Конечно, сейчас никого уже не удивишь такой книгой. Наркомания, насилие, изнасилование, грязь - всё это является главными атрибутами 60% сериалов и книг для подростков.

Но в те времена, когда книга была издана, родители и активисты, которым всегда есть до всего дела, требовали убрать книгу навсегда с полок библиотек и книжных магазинов. В некоторых штатах действительно так и поступили, а в некоторых начали требовать разрешение родителей перед предоставлением книги.

Но, как мы знаем, кто хочет, тот всегда найдет где прочесть, поэтому, не думаю, что такие запреты хоть кого-то остановили.

И, наконец-то, о самом дневнике.

Я часто читала и смотрела фильмы, где главные герои являются наркоманы. В 80% случаев у них была действительно сложная жизнь, и они пытались сбежать от всего этого посредством галлюцинаций, которые предоставляли наркотики. Да, не существует оправдания, чтобы так слить свою жизнь ( хотя, ведь каждый делает, что он хочет, верно?), но в данных случаях есть хоть какая-то логика.

Логики в действии данной девушки я вообще не увидела. Перечитывала дневник дважды, первый раз для ознакомления ( на русском) и второй раз для тщательного анализа и выписывания цитат (на английском) , я так и не смогла объяснить себе поведение "Алисы".

В русском варианте становится впечатление, если судить по стилю написания текста, что девочка не самая умная. Возможно, если бы я встретила человека, который так говорит в реальной жизни, то сочла бы его даже туповатым и малообразованным. Чтобы понять, всё таки какой была настоящая "Алиса", я прочла книгу без перевода. Да, вроде бы теперь её "слог" мне не кажется таким странным, но ведь сюжет и смысл слов не изменился. Если основываться на "оригинале", то её нельзя назвать тупой или малообразованной, но всё же несколько туповатой. Лично я бы не стала общаться с таким человеком, даже если бы и не знала, что она наркоманка.

В скобках я буду давать дословный перевод, когда оригинал иногда по смыслу несколько расходится с книжным переводом, который звучит более литературно относительно дословного, но искажает мысли и отношение "Алисы" к себе.

“Maybe something went wrong and he’ll explain.”

(Дословно: "Может, что-то пошло не так и он объяснит.)

"Может, я сделала что-то не так и он мне все объяснит"

"Алиса" и её влюбленность.

Меня с этого немного коробило на протяжении всей книги. У неё действительно одержимость этим парнем. Мне этого, пожалуй, не понять, но её поведение типично для не совсем умной 15-летней девочки. У меня тоже есть такие знакомые.

I care so much I feel that my whole insides have shattered.

Мне до того не все равно, что я вся дрожу!

Не думаю, что проблемы с парнем сыграли главную роль в её наркомании и ненависти к себе, но вполне вероятно, что это был маленький, но всё же шаг, к такому ужасному существованию.

Ненависть к себе.

Как по мне, это одна из основных причин наркомании "Алисы". Она, как и многие подростки, недовольна своим внешним видом. Но есть два типа недовольных собой: те, кто пытаются что-то изменить и те, кто просто ноют. Наша героиня относится ко второму типу.

I’ve put on seven ugly, fat, sloppy, slobby pounds and I don’t have anything I can wear.

Я набрала семь мерзких, гадких, уродливых, жирных фунтов, и мне теперь нечего надеть.

Laughing out loud

Так сбрось их,едрит мадрит ( ), кто тебе мешает?

I’m beginning to look as slobby as I feel.

Начинаю выглядеть так же противно, как себя чувствую.

Вообще, Алиса сама по себе является типом девочек, которых сейчас часто называют "королевы драмы".

Отношение с родственниками. Поведение.

Хотелось бы отметить, что эта книга действительно помогла мне осознать, почему мои родственники ведут в каких-то определенных ситуациях именно таким образом, а не как хотелось бы мне. Надеюсь, я об этом не забуду и постараюсь не реагировать так остро, как делала это раньше.

Если у вас есть проблемы с родителями ( и вам, как и мне, 15 или чуть меньше/больше), то рекомендую к прочтению ОБЯЗАТЕЛЬНО, как анти-пример поведения.

Just between us, I don't really know why it's any of her business. It's true I have had a cold for the last couple of weeks, but I know it's not the diet that is causing it. How can she be so stupid and irrational?

Только между нами: не понимаю, каким боком это ее касается. Правда, последние пару недель я проболела, но я точно знаю, что причиной болезни была не диета. Как она может быть такой глупой и иррациональной?

И да, перевели более "мягко", ведь выглядит это так, как будто бы она просто назвала маму "глупой", что не так обидно. А ведь "stupid" - это сказанное со злостью, и быстрее в данном контексте можно перевести как "тупая". А это намного сильней, согласитесь?

Мама желает ей самого лучшего, так как диета действительно была не очень ( цитрусовые на голодный желудок? Серьёзно?), а она называет её тупой. Не благодарно, знаете ли.

Конечно, чаще "Алиса" нормально относилась к маме, но всё же иногда срывалась на близких необоснованно, ведя себя как полная дура.

Эм, мам, если я когда-нибудь так себя веду - прости. И вы идите попросите прощение у матерей, если делали что-нибудь подобное. А я уверена, что делали.

Наркотики.

Итак, вот проанализировав весь текст, лично я для себя пришла к выводу, что обладательница дневника не совсем умная, неуверенная в себе, ленивая девушка, пытающаяся оправдать свою лень или скинуть вину за свое состояние на кого-нибудь другого. Жалкое зрелище. Именно это всё вместе и дало такой результат - девочка стала наркоманкой.

Вывод.

Я бы рекомендовала эту книгу, как обязательную к прочтению для подростков. Главное, не для очень впечатлительных. Может, тогда в мире будет меньше совершающих ошибки людей. Возможно, книгу бы стоило даже изучать в школе (разумеется, в старших классах. Можно даже на уроках английского в оригинале, в классе эдак в 9-10) , заставить всех проанализировать её, высказать свое мнение. Ведь книга действительно вызывает не интерес к такому образу жизни, а настоящее отвращение.

2428612

Книга представляет собой дневник неизвестной девочки-подростка, которая стала наркоманкой. В начале произведения так и не названная героиня описывает свои пусть и нелегкие жизненные события, но в позитивном ключе, в основном из-за принятия наркотиков, а ближе к концу книги впадает в депрессию, пусть и с периодической надеждой на светлое будущее. В самом же конце – погибает от передозировки. Во время произведения читатель знакомиться с множеством событий из жизни героини, начиная от приема различных наркотиков (от экстази до ЛСД и героина) и заканчивая сценами и описанием половых актов, в том числе и гомосексуальных. Некоторые дни и даты, указанные в книге, расположены в интервале между 1968 и 1970 годами.

2428616

Из-за того, что до сих пор (книга издается с 1971 года) не удалось установить авторство произведения, издатели причислили его к художественной литературе.

2428614

Галина Александрова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности КФУ:

Я бы порекомендовала учителям знакомить родителей с учебной программой, хотя бы вкратце давать обзор по тем произведениям, которые будут предоставляться для ознакомления или прочтения детям. Важно вовлечь родителей в формирование и образование детей, так как родители и дети – представители разных поколений. Любой родитель принимает, в первую очередь, все на себя и сравнивает с тем, что проходил он в школе.

Эльвира Ариф, научный сотрудник Центра молодежных исследований Высшей школы экономики, Санкт-Петербург:

– Мы живем в открытом информационном обществе, и у всех людей есть доступ к Интернету. Если родители думают, что они контролируют доступ детей в сеть, то они ошибаются. С этой точки зрения поток информации, который сейчас идет обо всех негативных вещах, таких, как алкоголь, употребление запрещенных психоактивных веществ, нецензурная брань, он может заинтересовать человека. А если он захочет углубить свои знания, то тут его ничто не остановит.

Эта книжка – бессмысленна и безобразна. Я занимаюсь исследованием потребления наркотиков в среде молодежи. Дело в том, что в их кругах употребление запрещенных психоактивных веществ маскируется совсем по-другому. Например, та пора, когда от героина умирали, скорее присуща поколению 90-х (для тех, кому сейчас 30-40 лет). Сейчас основной фокус молодежи направлен не столько на героин, сколько на психостимуляторы. Поэтому с этой точки зрения все, что там описывается, и все формы инъекционного потребления наркотиков – это очень жестко маркировано. Поэтому биография этой девушки будет для современной молодежи перпендикулярна тем практикам, которые развиты сейчас среди молодежи.

Она бессмысленна и ужасна еще и потому, что это страшилка. В ней весь ужас родителей. Не все люди, которые потребляют психоактивные вещества, становятся пациентами лечебницы. И с этой точки зрения эта проблема российская, когда человек, потребляющий наркотики, приравнивается к наркоману. Если давать им в школе книги (о наркотиках – ред.), то они должны быть информационными, а не художественными. Они должны знать, что существуют наркоманы и потребители, но и для тех, и для других есть определенные риски. Рассказать ребенку о тех рисках, к которым он должен быть готов, решив употреблять наркотики. Такая книжка могла бы быть полезнее. Я могу поддержать родителей, но немного в другом контексте.

Ирина Волынец, председатель Национального родительского комитета, эксперт Общественной палаты России:

Сейчас идет целая кампания по пропаганде детских суицидов, в сети есть огромное количество социальных групп, где детей учат уходить из жизни. В совокупности вот с такой литературой, которую детям навязывают, происходит надлом психики. Особенно тогда, когда у ребенка возникают проблемы, а они неизбежны, тем более в подростковом возрасте. Когда у ребенка начинаются юношеские искания, то вместо правильного решения он может принять неправильное. Где гарантия, что такая литература не послужит спусковым крючком, который сломает детскую судьбу?

Роза Хайруллина, психолог:

– Я книгу не читала, но раз она написана от первого лица, то это хорошо. Дети должны знать и быть информированы в вопросах употребления наркотиков, чем это чревато и какие сферы жизни затрагивает и чем может и, как правило, заканчиваться. Отгораживать детей от этой проблемы глупо и нереально, тем более в наше время, когда возраст наркопотребителя стал моложе и наркотики намного опаснее (синтетические) и доступнее (через Интернет).

Искандер Ясавеев, социолог, старший научный сотрудник Высшей школы экономики, Санкт-Петербург:

– Такого рода вещи требуют очень тонкой работы и согласия родителей. Навязывать такую продукцию бессмысленно и неэффективно, я думаю. Всевозможные страшилки по поводу наркотиков иногда просто усугубляют ситуацию, так как создается образ наркотиков, не соответствующий действительности. Во-первых, запретный плод со всеми вытекающими обстоятельствами. Во-вторых, есть мнение, навязываемое родителям и детям о том, что с первой дозы человек становится наркозависимым, но это не так. И если вдруг в силу каких-то обстоятельств подросток в первый раз пробует наркотик, он понимает, что никакой реакции и зависимости нет. Это вызывает большое недоверие ко всему, что говорят о наркотиках. Я хочу сказать, что профилактика – очень тонкая работа.

Касательно этой книги, я бы хотел узнать, кто был экспертами, которые включили ее в учебник. Не было ли это попыткой просто отчитаться о профилактике наркомании. Такая нравоучительная литература должна быть предметом серьезной дискуссии. Причем с участием всех, и родителей тоже.

Такие книги, а тем более из Америки, где другой менталитет, другие ценности… Нам бы хорошо проводить религиозное направление, пропаганду семейных ценностей, духовности, нравственности, здорового образа жизни. Такое может говорить только эксперт и то в определенных моментах и ситуациях. Это такой щепетильный момент, чтобы просто давать читать книги. Тем более на уроках литературы, тем более в 14 лет.

В школу может прийти специалист медицинского плана, который мог бы рассказать о проблеме наркомании и рисках в связи с принятием таких веществ. Но с этой точки зрения нужно спросить разрешения не только у родителей, но и у самих детей.

Если эта книга полна секса, разврата, наркотиков и насилия, извините, тогда зачем вообще все это показывать? Даже для того, чтобы показать деструктивный путь развития личности… Тем более, есть классика, в которой всегда можно найти ответ. Если брать для России, для нашего менталитета, то нужно использовать только наши произведения, которые основываются на нашей духовности, на нашем мировоззрении и на наших народах. Зачем использовать американских авторов?.


Надежда Казакова

Надежда Казакова

Книгоиздание — коммерческая история. Этот проект не исключение. Анализируя стилистику речи, языковую форму, смысловой контент, склоняешься к мысли, что всё-таки текст в том виде, в каком он был издан в 1971 году, написан не 15-летним подростком-наркоманом, а профессиональным писателем. По одной из версий авторство книги принадлежит Беатрис Спаркс, психологу и консультанту по проблемам молодежи, которая через некоторое время объявила себя редактором книги и впоследствии опубликовала серию дневников по разным тематикам. Вот что я называю коммерческим издательским проектом. Но это нисколько не умаляет социальной важности книг, подобной этой.

. Исследую абсолютно новый мир, ты даже не представляешь, какие широкие перспективы открываются передо мной. Чувствую себя Алисой в Стране Чудес. Может, Льюис Дж. Кэрролл тоже сидел на наркотиках?

Форма дневника для изложения авторской мысли выбрана неслучайно, ведь именно дневнику доверяют самое сокровенное. Читая дневник, чьи-то откровения с самим собой, будто заглядываешь в окно чужой жизни, становясь не просто наблюдателем, но соучастником. Читаешь о том, что хотят скрыть от посторонних глаз, о чем не принято говорить или нет сил рассказать.

Похоже, я не слишком хороший друг, даже для тебя. Но как бы там ни было, ты мне гораздо ближе, чем Дебби, Мари или Шерон, хотя они мои лучшие подруги. Даже с ними я не совсем я. Я частично другой человек, который старается соответствовать, и говорить, и делать правильные вещи, ходить в правильные места и одеваться так же, как другие. Иногда мне кажется, будто мы пытаемся быть тенями друг друга, покупая одинаковые записи и прочее, даже если нам что-то не нравится. Дети как роботы, часть конвейера, а я не хочу быть роботом!

Это выращенная жемчужина, а значит — настоящая, и похожа на маму. Она очень приятная и светится, но с жестким стержнем крепления, так что она никуда не закатится. Я так надеюсь, что она понравится маме! Мне так хочется, чтобы она ей понравилась и чтобы ей понравилась я!

Чувство одиночества, заниженная самооценка, неуверенность и неприятие себя, недостаток внимания и недопонимание со стороны родителей — ключ к двери в синий мир наркотиков, насилия и безысходности, особенно в этот непростой для ребенка переходный период.

Больше всего на свете мне хотелось почувствовать, что они меня понимают, но они все говорили и говорили, они просто не в состоянии ничего понять. Если бы только родители умели слушать! Если б они только позволили нам говорить, вместо того чтобы вечно, постоянно, беспрестанно бубнить и причитать, докапываться и придираться и нукать, нукать, нукать!

Еще не взрослый, но уже не ребенок. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, именно в общении со сверстниками подросток получает необходимые знания, требуемые пытливому уму. Группа, или коллектив, которому он принадлежит формируют его поведенческие мотивы и сильно влияют на его самооценку. Отсутствие близких друзей может вызвать фрустрацию у ребенка. Идентифицируя себя как личность, подросток примеряет на себя множество социальных ролей, и не все они безобидны и безопасны. Так, ребенок, выросший в любящей благополучной семье, может попасть на дно сточной канавы, накачанный наркотиками, алкоголем, потерявший всякие ориентиры в жизни.

Все тупорылые идиоты, которые думают, что просто балуются, на самом деле просто живут от трипа до трипа. После того как хоть раз попробовал это, жизни без наркотиков больше не существует. Она превращается в никчемное, бесцветное существование, в котором нет места гармонии. Она воняет. И я рада, что вернулась. Рада! Рада! Рада!

Они никогда не говорят ни о том, чего хотят добиться в жизни, ни о своих семьях, ничего такого — только о том, кто торгует, сколько бабок они заработают в следующем году и у кого сколько осталось сейчас и хватит ли этого до конца года.

Остальные ребята, с которыми я разговаривала, хотят вернуться домой, но для них это кажется невозможным, потому что тогда им придется пожертвовать своей индивидуальностью. Это заставило меня задуматься о сотнях тысяч ребят, убежавших из дома и бродящих по округе. Откуда они? Где они будут ночевать? У большинства из них совсем нет денег, и им некуда пойти.

Книга — предостережение для подростков, но в первую очередь для их родителей. Можно представить, какие бурные споры вызвала книга после её издания в 1971. К сожалению, она не стала менее актуальной и в современные дни, скорее наоборот.

2428612

Книга представляет собой дневник неизвестной девочки-подростка, которая стала наркоманкой. В начале произведения так и не названная героиня описывает свои пусть и нелегкие жизненные события, но в позитивном ключе, в основном из-за принятия наркотиков, а ближе к концу книги впадает в депрессию, пусть и с периодической надеждой на светлое будущее. В самом же конце – погибает от передозировки. Во время произведения читатель знакомиться с множеством событий из жизни героини, начиная от приема различных наркотиков (от экстази до ЛСД и героина) и заканчивая сценами и описанием половых актов, в том числе и гомосексуальных. Некоторые дни и даты, указанные в книге, расположены в интервале между 1968 и 1970 годами.

2428616

Из-за того, что до сих пор (книга издается с 1971 года) не удалось установить авторство произведения, издатели причислили его к художественной литературе.

2428614

Галина Александрова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности КФУ:

Я бы порекомендовала учителям знакомить родителей с учебной программой, хотя бы вкратце давать обзор по тем произведениям, которые будут предоставляться для ознакомления или прочтения детям. Важно вовлечь родителей в формирование и образование детей, так как родители и дети – представители разных поколений. Любой родитель принимает, в первую очередь, все на себя и сравнивает с тем, что проходил он в школе.

Эльвира Ариф, научный сотрудник Центра молодежных исследований Высшей школы экономики, Санкт-Петербург:

– Мы живем в открытом информационном обществе, и у всех людей есть доступ к Интернету. Если родители думают, что они контролируют доступ детей в сеть, то они ошибаются. С этой точки зрения поток информации, который сейчас идет обо всех негативных вещах, таких, как алкоголь, употребление запрещенных психоактивных веществ, нецензурная брань, он может заинтересовать человека. А если он захочет углубить свои знания, то тут его ничто не остановит.

Эта книжка – бессмысленна и безобразна. Я занимаюсь исследованием потребления наркотиков в среде молодежи. Дело в том, что в их кругах употребление запрещенных психоактивных веществ маскируется совсем по-другому. Например, та пора, когда от героина умирали, скорее присуща поколению 90-х (для тех, кому сейчас 30-40 лет). Сейчас основной фокус молодежи направлен не столько на героин, сколько на психостимуляторы. Поэтому с этой точки зрения все, что там описывается, и все формы инъекционного потребления наркотиков – это очень жестко маркировано. Поэтому биография этой девушки будет для современной молодежи перпендикулярна тем практикам, которые развиты сейчас среди молодежи.

Она бессмысленна и ужасна еще и потому, что это страшилка. В ней весь ужас родителей. Не все люди, которые потребляют психоактивные вещества, становятся пациентами лечебницы. И с этой точки зрения эта проблема российская, когда человек, потребляющий наркотики, приравнивается к наркоману. Если давать им в школе книги (о наркотиках – ред.), то они должны быть информационными, а не художественными. Они должны знать, что существуют наркоманы и потребители, но и для тех, и для других есть определенные риски. Рассказать ребенку о тех рисках, к которым он должен быть готов, решив употреблять наркотики. Такая книжка могла бы быть полезнее. Я могу поддержать родителей, но немного в другом контексте.

Ирина Волынец, председатель Национального родительского комитета, эксперт Общественной палаты России:

Сейчас идет целая кампания по пропаганде детских суицидов, в сети есть огромное количество социальных групп, где детей учат уходить из жизни. В совокупности вот с такой литературой, которую детям навязывают, происходит надлом психики. Особенно тогда, когда у ребенка возникают проблемы, а они неизбежны, тем более в подростковом возрасте. Когда у ребенка начинаются юношеские искания, то вместо правильного решения он может принять неправильное. Где гарантия, что такая литература не послужит спусковым крючком, который сломает детскую судьбу?

Роза Хайруллина, психолог:

– Я книгу не читала, но раз она написана от первого лица, то это хорошо. Дети должны знать и быть информированы в вопросах употребления наркотиков, чем это чревато и какие сферы жизни затрагивает и чем может и, как правило, заканчиваться. Отгораживать детей от этой проблемы глупо и нереально, тем более в наше время, когда возраст наркопотребителя стал моложе и наркотики намного опаснее (синтетические) и доступнее (через Интернет).

Искандер Ясавеев, социолог, старший научный сотрудник Высшей школы экономики, Санкт-Петербург:

– Такого рода вещи требуют очень тонкой работы и согласия родителей. Навязывать такую продукцию бессмысленно и неэффективно, я думаю. Всевозможные страшилки по поводу наркотиков иногда просто усугубляют ситуацию, так как создается образ наркотиков, не соответствующий действительности. Во-первых, запретный плод со всеми вытекающими обстоятельствами. Во-вторых, есть мнение, навязываемое родителям и детям о том, что с первой дозы человек становится наркозависимым, но это не так. И если вдруг в силу каких-то обстоятельств подросток в первый раз пробует наркотик, он понимает, что никакой реакции и зависимости нет. Это вызывает большое недоверие ко всему, что говорят о наркотиках. Я хочу сказать, что профилактика – очень тонкая работа.

Касательно этой книги, я бы хотел узнать, кто был экспертами, которые включили ее в учебник. Не было ли это попыткой просто отчитаться о профилактике наркомании. Такая нравоучительная литература должна быть предметом серьезной дискуссии. Причем с участием всех, и родителей тоже.

Такие книги, а тем более из Америки, где другой менталитет, другие ценности… Нам бы хорошо проводить религиозное направление, пропаганду семейных ценностей, духовности, нравственности, здорового образа жизни. Такое может говорить только эксперт и то в определенных моментах и ситуациях. Это такой щепетильный момент, чтобы просто давать читать книги. Тем более на уроках литературы, тем более в 14 лет.

В школу может прийти специалист медицинского плана, который мог бы рассказать о проблеме наркомании и рисках в связи с принятием таких веществ. Но с этой точки зрения нужно спросить разрешения не только у родителей, но и у самих детей.

Если эта книга полна секса, разврата, наркотиков и насилия, извините, тогда зачем вообще все это показывать? Даже для того, чтобы показать деструктивный путь развития личности… Тем более, есть классика, в которой всегда можно найти ответ. Если брать для России, для нашего менталитета, то нужно использовать только наши произведения, которые основываются на нашей духовности, на нашем мировоззрении и на наших народах. Зачем использовать американских авторов?.

Читайте также: