Тростевой театр в детском саду своими руками

Обновлено: 09.07.2024

Цель: заинтересовать педагогов к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием в театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста.

- Вызвать интерес к театрально – игровой деятельности.

- Познакомить с технологией изготовления театральной куклы.

-Повышение профессионального уровня, расширения кругозора.

- Обмена опытом с педагогами

Тростевая кукла - одна из наиболее распространенных разновидностей кукол профессионального кукольного театра.

Необходимые материалы и инструменты для изготовления тростевой куклы:

-ткань разноцветная для платья и бежевая однотонная для лица;

-готовые глаза и рот;

-синтепон или другой наполнитель;

-о-хаси (палочки для еды)

-деревянная палка или ПВХ труба 35-40 см.

Технология изготовления данных кукол очень проста, ей может овладеть любой желающий. Процесс создания очень увлекателен. Успехов вам в ваших начинаниях. У вас обязательно всё получится!
Пусть в ваших руках рождаются новые герои, которые обязательно полюбят ваши дети.


Подробнее в интернет-ресурсах:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Театрализованная деятельность, знакомство детей с видами детского театра, безусловно, помогает формировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребенка, знакомить с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, костюмом, в театральной деятельности наиболее эффективно происходит речевое и эмоциональное развитие.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Виды театра “ Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей …” (Б. М. Теплов)

Маски Шапочки Конусный театр Плоскостной театр

Театр на бытовой форме

Театр на палочке Театр из поролоновых губок Вязанный настольный Театр из рулончиков от туалетной бумаги.

Театр стаканчиков - оригами Би-ба-бо Текстильный театр на бытовой форме

Живой театр теней Театр теней

Театр - Тантамареска Театр - свиток Театр ног

Театр из прищепок Куклы-марионетки

Театр из носков Куклы - марионетки из подручного материала. Театр из фантиков

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 общеразвивающего вида

Фестиваль педагогического мастерства и творчества работников дошкольных образовательных учреждений

Дата и место проведения 26.04.2013 год,

Автор. Воспитатель Юмашева А.М.

Формирование представлений о разнообразии кукольного театра, изготовление куклы из подручного материала.

Дать практические знания и умения по изготовлению простейшей театральной куклы.

Инициировать поиск приемов работы с бросовым и природным материалом.

Способствовать организации самостоятельной деятельности участников.

План проведения мастер-класса:

Материал и инструменты.

Я, Юмашева Антонина Михайловна, воспитатель, провожу непосредственную образовательную деятельность по изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду с 3 до 7 лет, педагогический стаж 29 лет, первая квалификационная категория.

Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является работа по художественно-эстетичному развитию детей.

Особое значение мы уделяем театрализованной деятельности, всем видам детского театра, что, безусловно, помогает формировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребенка, познакомит его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, костюмом, наиболее эффективно происходит речевое и эмоциональное развитие.

Определение проблемы и характеристика творческой лаборатории, постановка проблемы.

Каждый педагог регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели?” Я тоже нахожусь в постоянном поиске. Меня увлекает тема театра, её многогранность, разнообразие методов, средств, форм и видов работы, их новизна. Театр создаёт условия для интеграции, комфортного сосуществования и раскрытия личностных качеств каждого ребёнка. Мне интересна форма взаимодействия с педагогами - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Почему я выбрала для представления мастер – класс?

Ответ очень прост “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”. Он является уникальной формой трансляции и передачи личного профессионального опыта, авторских разработок творческой и педагогической деятельности, технологических приёмов.

Цель моего мастер – класса познакомить с видами театра, научить изготавливать элементарную тростевую куклу своими руками из подручных материалов,

путем прямого и комментированного показа последовательности действий, используя показ слайдов.

История кукольного театра.

Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая кукла в мире. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.

Тростев а я к у кла.

В театре кукол одна из разновидностей верховой куклы (актёры во время выступления поднимают их над собой, при этом зритель видит куклу не в полный рост - нижняя часть скрыта ширмой, поэтому верховых кукол часто делают без ног).

Своё название получила от тростей (деревянных, металлических, костяных), при помощи которых поддерживаются и приводятся в движение туловище, голова и конечности куклы.

С древности известна в Индонезии (остров Ява), Китае, Японии. Впоследствии получила распространение и в др. странах.

В советском театре впервые была применена и усовершенствована художниками Ниной Яковлевной и Иваном Семеновичем Ефимовыми (1918).

Сложность конструкции куклы и тростей зависит от жестов и движений, которые она должна выполнять, от её костюма. Кукловод одной рукой держит куклу за центральную трость, другой — управляет тростями рук. При выполнении сложных движений ему помогает второй актёр, а иногда (например, в Японии) Т. к. ведут трое и более актёров. Высота Т. к. от 40 до 120 см . Пластические и технические возможности Т. к. позволяют использовать её в сложных ролях героико-романтического и сатирического плана.

Практическая работа – изготовление куклы.

Мастер класс

В нстоящее время очень популярны русские традиционные куклы. Но кроме русских традиционных кукол большой интерес представляют теотральные куклы. Одной из наиболее интересных театральных кукол является кукла на гапите (трости). Изготовив театральную куклу учащиеся имеют возможность использовать ее на различных уроках, благодаря чему урок становится более интересным.Мастер-класс "Тростевая кукла" для учителей технологии.

Тростевая кукла

Мастер - класс

Разработала: Воронова Н.В.

учитель технологи ГАОУ

средней школы № 577

2 План изготовления тростевой куклы

3. Изготовление основы тростевой куклы

4 Изготовление головы тростевой куклы

5. Изготовление рук куклы

7. Изготовление костюма куклы

8. Крепление тростей

В результате археологических раскопок можно точно сказать, что кукла всегда была рядом с человеком. Первобытные люди носили ритуальные маски, древние египтяне и римляне изготавливали специальные каменные статуи и т. д. Театры кукол сегодня популярны в школах, детских садах и в профессиональных кукольных театрах, а театральные куклы могут быть самыми разнообразными.

За многовековую историю кукольного театра люди придумали и создали очень много разнообразных кукол. Театральные куклы могут быть как маленькими (пальчиковыми), так и большими.

Театральные куклы отличаются друг от друга внешностью и устройством. Каждая кукла обладает своей индивидуальностью, но в зависимости от их устройства принято различать несколько классических видов театральных кукол. Театральные куклы могут быть пальчиковыми, перчаточными, конусными, тростевыми и т. д.

Весьма популярны тростевые театральные куклы, которые получили свое название из-за тросточек, с помощью которых актер управляет движениями кукол. Тростевые куклы имеют достаточно сложную конструкцию, у них подвижны голова, руки, рот и глаза.

Для управления тростевой куклой нужны два актера, один актер управляет корпусом и головой куклы, а второй — ее руками . Кроме того, у этих кукол трости могут находиться как внутри, так и вне корпуса куклы.


Теперь в моей рукодельной жизни есть и такой опыт)) Я смастерила несколько героев для кукольного театра - тростевых кукол. Это куклы на трости - палке, которая вставляется в туловище, и с руками на тонких палочках.
В нашем кукольном театре герои - животные: кот, лиса, волк и пара мышей.

Тела кукол сшиты по принципу мягких игрушек. Выкройки взяты из сети, увеличены до нужного размера (высота кукол без учета трости 50 - 60 см).



В качестве материала для тел взят микромех - синтетический материал на тянущейся основе с коротеньким, но мягким и приятным на ощупь ворсом.


Для оформления мордочек использован тот же микромех (для носа), фетр (для глаз), пуговицы, окрашенные лаком для ногтей (тоже для глаз), нитки мулине.




Чубчик волка сделан из шерсти для валяния.


Головы героев сшиты по выкройкам, набиты синтепухом и посажены на большую трость.
В качестве трости в туловище я использовала стойки для растений, купленные в магазине фиксированных цен.


Туловища для кукол сшиты по простому принципу: тело - скругленный прямоугольник, лапы - длинные цилиндры, скругленные на концах.
Тросточки для лап - это металлические, очищенные от прорезиненной оплетки, опоры для растений из того же магазина.




На концах у них очень кстати есть петельки. Если приклеить на эти петельки кусочки картона и немного синтепона, то тросточки не будут проворачиваться внутри лап.


Голова и туловище сшиваются нитками, трость предварительно пропускается под одежду (или сзади пришивается специальный "рукав").



Еще я пришила к спине резинку и продела через нее трость для дополнительного закрепления.




Для того, чтобы ушки были "на макушке" и не обвисали, внутрь вставлена толстая проволока (можно использовать деревянные шпажки, которые при необходимости укорачиваются).

В итоге получились куклы для театра. Такой куклой можно управлять одному или вдвоем.



Вот такие герои были моими вдохновителями.



А это выкройки, которые я использовала для шитья героев кукольного театра.

Тростевая кукла более совершенна по своим движениям, но и более сложная в устройстве. Руки куклы движутся при помощи тростей, голова – при помощи центральной трости, называемой гапитом. Тело тростевой куклы имеет свою анатомию. Материалом для неё может служить дерево или толстая проволока (рис.13). Основу скелета составляют плечи, в середине которых должно быть отверстие для шеи, а по бокам шарнирно прикрепляются руки. Они также делаются из дерева или проволоки, из двух частей со сгибом в локте (2).

Материал тростевой куклы

Чтобы в этом сгибе рука куклы не проворачивалась больше, чем следует, в проволочном варианте делается простой и остроумный шарнир (рис. 14).

шарнир

В деревянной же руке это решается ещё проще: и в локте и в плече шарниром служит кусочек кожи. Возможно изготовление мягких рук. Верёвка обтягивается двумя валиками поролона для того, чтобы рука перегибалась в локтевом суставе (рис.15).

локтевой сустав куклы

Одной из главных частей конструкции куклы являются трости. Правильно выполненные, они могут придать движениям и жестам куклы большую выразительность, что и составляет главное достоинство тростевой куклы.

Делают трости также из дерева или металла (например, из спиц зонта). Они не должны вибрировать, так как эта вибрация передаётся рукам куклы. Трости шарнирно крепятся к кистям рук, иногда к предплечью, в зависимости от характера предполагаемых жестов. Когда трость крепится к предплечью, её гораздо легче замаскировать, но жест делается более ограниченным. К тому же, чтобы рука не вывернулась локтем верх, приходится помещать около него какой-то груз (рис. 13).

Прикрепляется трость к руке, как показано на рисунке. Голова куклы, имеющей рост от 60 до 90 см, насаживается на пропущенный сквозь отверстие в плечах гапит, который актёр держит в руке (6). Благодаря этому кукла легко поворачивает голову во все стороны. Очень хорошо соединить гапит с плечами с помощью шарикоподшипника (7). Иногда требуется, чтобы кукла наклоняла голову или сгибалась в талии, тогда делают перерезанный гапит, состоящий из двух частей, соединённых двумя плотными резинками, куском резиновый трубки или упругой спиральной пружиной (8). Сгибается такой гапит рукой или с помощью нитки, прикреплённой к подбородку куклы.

Вообще существующие гапиты можно условно разделить на два типа: немеханизированные и механизированные. Наиболее просты по своему устройству первые. Они применяются в перчаточных и тростевых куклах, а также в верховых марионетках. Самые простые гапиты представляют собой трость, один конец которой берётся рукой актёра, а второй закрепляется в голове куклы. Стержень гапита пропускается в отверстие плечей тростевой куклы (рис.16) или свободно проходит через воротник перчаточной куклы (рис. 17) и может вращаться вокруг своей оси.

стержень плечей куклы
стержень через воротник куклы

У верховой марионетки гапит укрепляется в голове или в любой другой части тела, причём он может проходить или не проходить через корпус куклы (рис. 18).

корпус страуса

Гапит-трость открывает новые свойства куклы для передачи поведения и эмоций персонажа. Втягивая в корпус куклы, или вытягивая из него гапит, т.е. удлиняя или укорачивая шею, актёр может передать гамму чувств персонажа от высокомерия или удивления до испуга и трусливости. Этим же приёмом осуществляется вдох и выдох куклы.

Гапит-трость незаменим при передаче походки героя. Например, актёр может нести прямо и неподвижно голову куклы, а корпус слегка поворачивать с каждым шагом вокруг гапита.

короткий гапит

Небольшое усовершенствование гапита, а именно: изготовление его из двух частей, соединённых эластичным элементом (отрезком резиновый трубки – рис. 20), обеспечивает наклон головы с незначительным движение корпуса и покачиванием головы из стороны в сторону.

резиновая трубка в кукле

При изготовлении кукол животных бывает полезно применить несколько гапитов (рис. 21)

Несколько гапитов в кукле

Механизированный гапит тростевой куклы

Голова куклы насаживается не прямо, а на промежуточную часть – бобышку. Последняя скрепляется с гапитом горизонтальной осью, а в движение голова приводится приводным приспособлением – поводком (рис. 22). Кукла обретает способность наклонить голову независимо от корпуса, но при поворотах головы недостатки остались теми же.

Голова куклы с поводком

Иногда при очень длинных гапитах проволочный поводок пытаются заменить двумя тяжами из рыболовной лески (для облегчения веса куклы). Они закрепляются на бобышке по обе стороны от оси и идут вниз к коромыслу, которое может вращаться вокруг своей оси и изменять тем самым натяжение то одной, то другой лески (рис. 23).

Голова куклы с лесками

Голова при этом становится менее подвижной, а лески со временем вытягиваются, что приводит к рывкам при изменении направления движения головы. Компенсировать удлинение тяжей удаётся, если ось коромысла пропустить не в отверстие в гапите, а в продольную щель так, чтобы коромысло могло скользить вдоль щели вверх и вниз (рис. 24). При параллельном смещении коромысла вниз тяжи натянуться, а люфт растянувшихся тяжей ликвидируется.

Более усовершенствованный гапит (рис. 25). Движение головы не зависит от плеч и корпуса куклы. Для этого бобышку накладывают на закруглённой конец гапита, чтобы она могла скользить по шаровый поверхности в любом направлении. Чтобы бобышка не отваливалась от стержня гапита, её стягивают сыромятным ремнём, пропущенным через осевые отверстия в бобышке и в стержне.

Бобышка приводится в движение поводком, нижний конец которого закреплён на поводковом кольце. Кольцо вращается вокруг и скользит вдоль стержня гапита. Это движение передаётся бобышке, которая скользить по сферическому концу гапита и обеспечивает повороты и наклоны головы вперёд.

На поводковом кольце располагаются один над другим две дужки рычажки, к которым подвязываются тяжи от механики рта и глаз куклы. Таким образом, голова и мимика куклы управляются одной рукой актёра.

Описанный гапит настолько удачен, что нижний узел приобрёл значимость стандарта и унифицировал способ управления гапитами: При переходе одного гапита на другой актёру уже не нужно заново овладевать гапитом. Иногда при большом количестве тяжей управления мимики рукоятку гапита делают в форме сапожка, в который монтируют кнопки управления (рис. 26).

кнопки управления

Более долговечным и надёжным является усовершенствованный гапит. Он отличается от предыдущего гапита лишь верхней частью, а именно: на стержень гапита насажена шея куклы, легко вращающейся вокруг него. Голова куклы крепится к шее осью, которая гарантирует наклоны взад и вперёд, а управляющий поводок монтируется непосредственно к самой голове. Чтобы голова в свободном состоянии не падала вперёд, её удерживает от этого эластичный амортизатор (пружинка или резина).

У этого гапита характер наклона головы изменился – голова склоняется не у нижнего основания шеи, а у верхнего. Кукла на таком гапите опускает взгляд вниз с некоторой, высокомерностью, замкнутостью и не способна выражать активное внешнее внимание взглядом. Но зато с помощью этого гапита легко управлять даже самыми крупными (более 25 см в диаметре) куклами. Если наклон головы должен выражать лакейское подобострастие или бандитскую сутулость, то верхний угол делают, как показано на рисунке (рис. 27).

сутулость куклы

Кукла с таким гапитом хорошо озирается по сторонам. Интересный наклон даёт конструкция, изображённая на рис. 28, в которой голова склоняется одновременно у нижнего и верхнего оснований. Такой наклон может выражать в зависимости от скорости, или степень упрямства или умеренное прочтение.

конструкция наклона головы куклы

Склонять голову набок может гапит, изображённый на рис. 6, благодаря замене одного поводка двумя и изменению поводкового кольца, которое может поворачиваться вокруг горизонтальной оси подобно коромыслу. Для этого поводковое кольцо одевается на промежуточную втулку со впалыми полуосями.

Обычные повороты и наклоны выполняются так же, как и в предыдущих случаях, — вращение и перемещением поводкового кольца вниз, а склонение головы в стороны наклоном кольца-коромысла в одну из сторон. Соединение бобышки ос стержнем гапита должно обеспечивать наклоны головы во все четыре стороны, поэтому оно выполняется так, как показано на рис. 29 (разрез А-А), где соединение изготовлено из отрезка вакуумного шланга.

соеденение гапита и бобышки

Крайне редко, но все же встречаются гапиты, в которых привод головы приходится делать гибким из тонкого стального тросика (рис. 30).

привод головы куклы

Это бывает тогда, когда гапит должен иметь искривлённую форму. В таких гапитах голова куклы управляется тремя тяжами: два из них поворачивают шею вокруг стержня гапита, а третий наклоняет её вперёд. Тяжи управления оканчиваются на поводковом кольце несколько изменённой конструкции, которая позволяет сохранить прежний способ управления. При нажиме большим пальцем на лунку поводкового кольца, актёр наклоняет голову куклы вперёд, при поднятии лунки вверх натяжение лески ослабевает, и под действием амортизатора голова возвращается в прежнее положение. Во вращение голову приводит поворот подковообразного кольца вокруг гапита под действием поворотных тяжей.

Тростевую куклу на гапите с тяжами можно сделать сгибающейся в талии. Для этого она собирается из двух частей, соединённых шарниром на месте перегиба. Нижнюю часть лучше сделать трубчатой, чтобы в ней можно было спрятать возвратную пружину. Которая фиксирует куклу в выпрямленном состоянии и восстанавливает его после сгиба талии. Наклон в талии совершается лёгким натягиванием вперёд за трости рук куклы. Чтобы в согнутом положении гапита не происходило провисание тяжей, их пропускают в кольца на концах оси шарнира талии.

Применение кукол большого размера остро ставит вопрос о весе куклы. Иногда удаётся помочь актёру удлинителем гапита, нижний конец которого упирается в карман перекинутого через плечо ремня. Актёр в этом случае принимает вес Кулы на свой корпус, ослабляет нагрузку рук и высвобождает их для управления механизмами куклы (31). Правда, подвижность куклы при этом значительно уменьшается.

механизм управления куклой

Мы рассмотрели основные конструкции театральных гапитов, способных воплотить довольно разнообразные характеры персонажей спектакля. Они прошли многолетние испытания в практических условиях театра и зарекомендовали себя как надёжные и долговечные в эксплуатации. Техника и технология их изготовления проста и не требует сложного оборудования и дефицитных материалов.

Эти рекомендации не могут остановить процесса конструирование новых гапитов для получения новых эффектов, не заложенных в прежних конструкциях. Но и в этом случае знание уже известных гапитов облегчит задачу конструктора, т.к. поможет использовать подходящие узлы, хорошо зарекомендовавшие себя на практике.

Рассмотрим простейшие гапиты, применяемые в театрах

Гапит изготавливается из дерева или металлических трубок.

  1. Гапит, дающий только поворот головы влево и вправо (рис. 32). Бобышка (1), на которую насаживается голова, свободно вращается вокруг стрежня гапита. Металлическим стержнем (2) она жёстко крепится с ведущим кольцом (3), которое проводится в движение пальцами руки.
  2. Гапит, дающий движение головы вверх, вниз, налево, направо (рис. 33). Принцип выполнения тот же, но усложнённый узлом движения. Бобышка головы теперь крепится отдельно от основного стержня с помощью узла, изображённого на рисунке 34. Размеры гапита зависят от величины куклы и её назначения в спектакле.

простейшие гапиты

Конструкцию можно подобрать по размерам так, чтобы кукла могла свободно наклонять голову вперёд, т.е. оставить запас между рукояткой и движущим кольцом. Если кукла выполняет мимирующие движения, то тяжи от механизма (глаз, рта и пр.) можно пропустить внутри основного стержня гапита.

В этих случаях удобно использовать трубки. Если вы хотите, чтобы ваша кукла могла закрывать и открывать глаза или водить ими налево и направо, можно использовать следующую конструкцию (рис.35а).

Шарики – заготовки для глаз – насаживаются на определённом размерами головы расстоянии на горизонтальную ось, которая жёстко крепится к стенкам головы. Затем к креплению, соединяющему глаза (1) привязывается тяж, который пропускается через верхнюю петлю (2) и выводится вниз. Крепление (1) соединяют пружиной (3) к подбородку. Аналогично делается механизм для рта.

Для того чтобы глаза двигались направо-налево, необходимо закрепить их на вертикальных осях, соединённых между собой жёстким креплением, чтобы поворот происходил единовременно. К этому креплению провязываются тяжи с двух сторон и пропускаются через петли в боковых стенках головы. Для возврата в нормальное положение укрепляются за те же петли-пружины. Таким образом, если тянуть за правый тяж, глаза повернуться влево и наоборот.

В этой системе можно использовать и горизонтальную ось (рис. 36). В этом случае крепление (1) должно быть подвижным, а крепление (2) неподвижным. Ось (3) крепится жёстко. В остальном остаётся тот же принцип.

конструкция глаз куклы

Ранее мы рассказывали о том, какие бывают кукольные сцены-ширмы и дали общие сведения по изготовлению перчаточных кукол и театральных кукол вообще.

Читайте также: