Нисхождение инанны в нижний мир краткое содержание

Обновлено: 26.06.2024

  1. Инанна собирается в страну мертвых
  2. берет с собой семь драгоценных вещей, символизирующих её тайные силы
  3. дает наставление своему послу, что если не вернется через три дня, тогда пусть он идет сначала к Энлилю, если он откажет в помощи, тогда к Нанне, и затем к Энки
  4. Инанна подходит к вратам мира мертвых
  5. её впускают, забирают все семь вещей
  6. оставшись без сил, Инанну убивает Эрешкигаль
  7. посол Инанны идет за помощью к Энлилю – он отказывает, Нанна тоже отказывает
  8. помогает Энки
  9. Энки создает двух магических существ, дает им воду и траву жизни, которые оживят Инанну
  10. приказывает магическим существам избегать соблазнов, когда им вместо трупа Инанны будут предлагать богатства
  11. существа оживляют Инанну, она выбирается из мира мертвых
  12. демоны подземного мира гонятся за ней
  13. чтобы от них отвязаться, она отдает им своего мужа Думузи
  14. бог солнца Уту помогает Думузи убежать от демонов, превратив его ноги в змей
  15. все живы, демоны никого не поймали

Позднее миф был дополнен историей предательства, в результате которого Думузи попадается демонам, но очевидно это уже художественное наслоение, так как предполагается, что Уту дал Думузи гарантированный способ убежать от демонов без всяких оговорок.

Чтобы была понятна эзотерическая сторона мифа, необходимо прояснить роль рассматриваемых в мифе богов.

Другая пара богов Нанна и его сын Уту. Нанна – лунный бог, седой и мудрый, весьма популярный в шумере. Уту – солнечный, инициативный бог. В мифах Уту выступает в роли инициатора и Великого Учителя: он обучает Думузи как убежать от демонов, помогает Гильгамешу, помогает Энки. Его помощь – это магическая помощь, отсюда можно заключить, что Уту – солнечный бог, покровитель инициированных людей, адептов. Нанна – напротив, выражает житейскую мудрость, которая, разумеется, также важна, отсюда Нанна – покровитель простолюдинов.

После того как стали ясны функции богов, эзотерическая сторона мифа представляется достаточно простой для понимания.

Миф открывается намеком на то, что всё однажды рожденное умирает, никому этого не избежать. И сама Инанна готовится умереть, но все же хранит надежду, что кто-нибудь ей поможет избежать этой участи: Энлиль, Нанна, или Энки.

Инанна собирает все свои силы, идет к вратам мира мертвых, и у нее забирают все тайные силы. Это символическое выражение того, что какой бы не был человек талантливый, умелый или сильный, старость и смерть забирает всё. Инанна умирает. Её убивает Эрешкигаль и вешает голый труп на крюк.

Энлиль отказывает помочь, хотя он один из великой троицы, могущественный бог, создатель творческого мира мог бы это сделать (Инанна, кстати говоря, является частью этого мира). Действительно, Энлиль сам создал такой порядок, что всё рожденное умирает, и не собирается его менять.

Нанна отказывается помочь. Житейской мудрости явно не хватит для того, чтобы превзойти смерть.

  1. всё умирает
  2. есть способ избежать смерти
  3. инициацией на путь является пересмотр интересов и переоценка ценностей
  4. эзотерические практики в итоге приводят к бессмертию

Posted on Sep. 4th, 2010 at 03:50 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

Привратнику подземного царства Нети она говорит, что пришла к великой владычице Эрешкигаль, чтобы воскурить умершим погребальные травы, возлить в их поминовение погребальное пиво. Нети впускает Инанну и молвит ей:

И у нее, когда вошла,

«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!

И когда вошла во вторые врата,

Знаки владычества и суда у нее отобрал.

«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!

И когда вошла она в третьи врата,

Ожерелье лазурное с шеи снял.

«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!

И когда в четвертые вошла врата,

Двойную повязку с груди ее снял.

«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!

И когда в пятые вошла врата,

Золотые запястья с рук ее снял.

«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!

И когда в шестые вошла врата,

Сетку с груди ее снял.

«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!

И когда в седьмые вошла врата,

Повязку, одеянье владычиц, с бедер снял.

«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!

И она вошла и, склонясь, приблизилась.

Сестра ее вскочила с трона.

Затем снова на трон уселась.

Семь судей Ануннаков пред нею суд вершат.

На Инанну взглянула – взгляд ее смерть!

Слова изрекла – в словах ее гнев!

Крик издала – проклятья крик!

Ту, что вошла, обратила в труп.

Труп повесила на крюк [22] .

[Они] не ведают голода, не ведают жажды,

Муки просеянной не едят,

Воды проточной они не пьют.

Из объятий человека вырывают жену,

От груди кормилицы отрывают дитя.

Она на него взглянула – взгляд ее смерть!

Закричала она – в словах ее гнев,

Крик издала – проклятья крик:

Светлая Инанна пастуха Думузи отдала в их руки.

С помощью бога Уту Думузи пытается спастись и бежит к своей сестре богине растительности Гештинанне. Однако и здесь демоны нашли юношу в священном загоне:

На юношу с криком накинулись, топором огромным

На землю повергли.

Чрево ножами вспороли ему,

Со всех сторон окружили его!

Тогда Инанна решает:

«Твой срок – половина года,

Отныне Гештинанна и Думузи должны поочередно по половине года проводить в подземном мире; с отсутствием Думузи на земле начинается летняя засуха.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ПОДЗЕМНЫЙ СОБОР

ПОДЗЕМНЫЙ СОБОР В пещерных недрах мчится Собвей, у-бан, метро — Летит, но не как птица, А гулко, как ведро Гремит в пустом колодце, Стремглав летит на дно. Рискует расколоться Незрячее окно. В гробу железном странно Колышется народ, Покорно, бездыханно Безмолвствует и

Маахисы — подземный народ

Колофон, Шир–гид–да [106] Нинурты. Священный брак Идин–Дагана и Инанны (Idin–Dagan A)

Колофон, Шир–гид–да[106] Нинурты. Священный брак Идин–Дагана и Инанны (Idin–Dagan A) Царский гимн для хорового пения, его исполнение сопровождается поклонами Инанне–Венере. Основной источник знаний ассириологов о процедуре священного брака в Шумере (см, ч. 2), Переводится на

ЗАВОЕВАНИЯ ИНАННЫ

ЗАВОЕВАНИЯ ИНАННЫ Приблизительно в 2350 году до РХ Саргон, при поддержке Инанны, приступил к строительству мощной империи в Месопотамии. При этом он старался вначале не затронуть интересы других богов на Ближнем Востоке. На первых порах он не стал завоевывать город Энлиля

Подземный мир

Подземный мир Подземным царством правят один из двенадцати великих олимпийцев – Аид, или Плутон, и его супруга, царица Персефона. По имени его правителя этот мир часто также называют Аидом. В него, как указывает Илиада, с земли можно проникнуть через несколько секретных

Гильгамеш, Энкиду и подземный мир

Нисхождение Инанны в подземный мир

Гильгамеш, Энкиду и подземный мир

Приложение № 1 Нисхождение в Шеол, или почему исчезла голова у Гоголя?

Нисхождение во ад

Нисхождение во ад За последний месяц я похоронил шесть детей из больницы, где каждую субботу служу литургию. Пять мальчиков: Женю, Антона, Сашу, Алешу и Игоря. И одну девочку – Женю Жмырко, семнадцатилетнюю красавицу, от которой осталась в иконостасе больничного храма

Инанна, Царица Небес, честолюбивая богиня любви и войны, которая вышла замуж за царя-пастуха Думузи, решает стать владычицей нижнего мира. Правила там ее сестра Эрешкигаль, богиня смерти и мрака. Видимо отношения между сестрами оставляли желать лучшего, так как перед тем как войти в “страну, откуда нет возврата”, Инанна дает наставления своему слуге Ниншубуру. Они договариваются, что если богиня не вернется в течение трех дней, то Ниншубура должен отправится в Ниппур и молить там Энлиля о ее спасении. Если Энлиль откажет, то надо было идти с той же просьбой в Ур к богу Луны Нанне. В случае если и он не поможет, надо было отправляться в Эриду к Энки.

Облачившись в царские одежды и спустившись в нижний мир, Инанна подошла к храму из ляпис-лазури, где обитала Эрешкигаль. Привратник Нети провел ее через семь врат, за каждыми из которых Инанна вопреки своим протестам, лишалась одной из одежд и амулетов, дающих волшебную силу. В конце концов, она абсолютно нагая предстала перед Эрешкигаль и семью судьями нижнего мира. Заподозрив сестру в нечистых намерениях, Эрешкигаль устремила на нее свой мертвенный взор и Инанна превратилась в труп, который затем подвесили на столбе.

На четвертый день Ниншубур, видя, что его госпожа не вернулась, начинает обходить богов. Энлиль и Нанна отказали ему, но Энки, зная какими бедами угрожает земле исчезновение богини плодородия, согласился помочь. Он вонзил свои руки в почву, достал из-под ногтей крашенных красной краской кусочки глины и вылепил из нее двух загадочных существ — Кургарру и Калатурру. Они не были ни мужчинами, ни женщинами и покорно исполняли волю бога. Получив от Энки “траву жизни”, “воду жизни” и соответствующие наставления, эти существа отправляются в нижний мир.

Осторожно пробираясь по тропам подземного царства, вестники бога мудрости достигли дворца Эрешкигаль. Та насмешливо заявила им, что они могут забирать труп прекрасной богини. Сняв тело Инанны с крюка Кургарру и Калатурру побрызгали его “водой жизни”, посыпали “травой жизни” и воскресили богиню. Но семь подземных богов-аннунаков преграждают ей путь наверх. Нерушимым правилом нижнего мира была невозможность вернуться на землю, не предоставив себе замену.

Инанна возвращается в верхний мир в сопровождении толпы демонов, которые должны были забрать того, на кого она укажет. Инанна по очереди обходит наиболее близких ей друзей — Ниншубура, бога Латарака (Лулаля), возлюбленного Шару из Уммы, но все они в ужасе умоляют ее освободить их от столь страшной участи. Наконец богиня с демонами прибывает в Урук, где ее супруг Думузи вместо того, чтобы оплакивать гибель жены, спокойно восседал на троне в пышных царских одеждах. Вне себя от гнева Инанна отдает демонам своего неверного мужа.

Несчастный Думузи обращает молитвы к брату своей беспощадной супруги богу Солнца Уту, который соглашается помочь. Он превращает руки и ноги Думузи в змей, и тот спасается бегством.

На этом месте текст на табличках заканчивается и продолжение мифа можно восстановить лишь по более поздним текстам. Думузи теперь превращен Уту в газель и бежит от демонов, сообщив место своего убежища только сестре Гештинанне и неизвестному другу. Но этот друг, подкупленный демонами — гала (галлу) — открывает им место убежища Думузи и тот вынужден бежать дальше. В конце концов, демоны хватают его и разрывают на части. Гештинанна готова сойти в подземный мир за брата, но Инанна, которой дано быть судьей, изрекает свой приговор — “полгода — ты, полгода — она”, то есть Гештинанна и Думузи должны поочерёдно делить свою судьбу в подземном мире.

Юлия Гареева

Одна из первых встреч. Это был период Йоль.
Мой отклик и краткое содержание мифа.

Для того, чтобы сделать переход нужно освободиться, оставить то, что принадлежало тому миру из которого уходишь. Иначе не пролезешь, не пройдешь. А вот идея о том, что то, что оставляется, превращается в ресурс силы, эт



Илл. 78. Разные аспекты богини Иштар (Инанны). Богиня изображена соответственно в повседневном виде, в аспекте разрушительницы и в астральном аспекте принимающей поклонение. Оттиски цилиндрической печати. Ассирийский период

Инанна и ее женихи

Дворец Инанны – самой прекрасной из всех богинь – находился на самом краю небесного свода, откуда каждое утро выезжал на своей колеснице ее брат – лучезарный бог Солнца – У ту. Сама Инанна сияла на небе яркой планетой (Венерой), но нередко опускалась с небес на землю, и от ее прикосновения почва покрывалась зеленеющей травой и цветами. Она – покровительница кладовых, где хранились зерно, финики, мясо и шерсть, то есть она – богиня плодородия. Она – богиня грозы и дождя:



…Мой любимый встретил меня,
Взял от меня наслаждение, радовался вместе со мной,
Мой брат ввел меня в его дом
И сделал так, что я легла на медовое ложе,
Возлюбленный мой прилег около моего сердца…


Твой приход – это жизнь,
Твое приближение к дому – изобилие,
Лечь рядом с тобой – самая большая радость,
Любимый…

После того как справлена свадьба Инанны и Думузи, начинается главная, драматическая часть мифа: за любовь к прекрасной богине бога-пастуха ждет печальная судьба.

Инанна в царстве мертвых


Подземное царство (Нергал)


Если ты сейчас спустишься в подземное царство,
Я скажу тебе слово – внимай ему!
Я дам тебе совет – следуй ему!
Не надевай чистых одежд,
Иначе служители [ада] набросятся на тебя, как на врага.
Не умащайся благовонием из сосуда бур,
Иначе на запах его они сбегутся к тебе.
Не бросай метательную дубинку в Подземном царстве,
Иначе те, кого она заденет, столпятся вокруг тебя.
Не бери в руки посох,
Иначе тени слетятся к тебе.
Не надевай на ноги сандалий,
Не кричи громко в подземном царстве,
Не целуй свою любимую жену,
Не бей свою нелюбимую жену,
Не целуй любимого сына,
Не бей нелюбимого сына…

Читайте также: