Человек который всех удивил краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Начало фильма довольно банально: главный герой-лесничий по имени Егор узнает, что болен последней стадией рака. Как типичный русский мужик он хочет умереть никого не потревожив, но волей случая – об этом узнают все – и близкие, и соседи по деревне. Сердобольные родственники собирают деньги, обращаются к именитому врачу и шаманке, врубающей ритуальные песни в радиоприемнике. Предсказуемо – это не помогает.

И Егор решается на полнейший по своей абсурдности поступок – изменить личность, чтобы его смерть не заметила.

На минуточку, идею он почерпнул у вусмерть пьяной шаманки. И интерпретировал его довольно своеобразно. Позволим себе небольшой спойлер – он до трусов преобразился в женщину.

То есть человек, который не хочет идти к более серьезным врачам, эгоистично отказывается от идеи лечь в хоспис и который даже шаманов презирает верит, что трансгендерные игры ему помогут? Серьезно?

Агрессию и непринятие в людях он вызвал исключительно своим крайне эгоистичным и глупым поступком.

И всего этого можно было бы спокойно избежать, если бы авторы фильма убрали эту крайне куцую и кривобокую попытку вставить сюда до боли неуместный в данном контексте рассказ о глумлении в России над ЛГБТ-сообществом. И не имеет значения, как кто к этому относится – даже если бы персонаж возомнил себя гусеницей ситуация не стала бы более логичной .

Чем закончилась вся эта история рассказывать не будем. Итак, очевидно, что сценарий в этой ленте – самая слабая часть композиции.

А в остальном лента так хороша, что даже обидно. Особенно она прелестна по актерским ролям – абсолютно не зря дали Венецианского льва Наталье Кудряшовой. Вроде как ей не приходилось исполнять ничего особенного, но всю гамму чувств жены главной героини она вытянула очень убедительно. Да и сам Егор, сыгранный Евгением Цыгановом – работа довольно сильная.

И от операторских кадров невольно радуется глаз. Так или иначе, но пейзажные зарисовки – одна из самых сильных сторон нашего кинематографа в принципе.

Также в этом году в нашем прокате выходила другая российская лента о нелюдимом человеке, рецензия на которую тоже есть на RusLove Cinema.

Сюжетный поворот происходит ближе к середине, но вряд ли целесообразно называть его спойлером, как это делают в первых русских фестивальных рецензиях, учитывая, что эта коллизия описывается в официальном синопсисе и вообще бежала впереди самого фильма. Итак, деревенский мужик в исполнении Цыганова переодевается в женщину, чтобы обмануть смерть. Другое дело, что ровно этим предложением весь фильм и описывается, ничего другого от него ожидать не стоит: никаких каминг-аутов, внезапно открывшихся проблем гендерной идентичности или каких-то откровений о гомофобии в русской деревне. Зрителю так и не будет до конца понятно, почему этот максимально закрытый и гордый человек вдруг решился надеть колготки и платье, ведь такой поступок перед его смертью опозорит всю его семью навсегда.



Цыганов, специально похудевший на 20 килограмм для роли захворавшего лесника, снова статичен и немногословен, а когда переодевается в женщину, так и вовсе принимает обет молчания и не произносит до конца фильма ни одного слова. Меркулова и Чупов, будучи неглупыми режиссерами, активно пользуются его фирменной каменной маской, но о каком-то невероятном прорыве и надломе в череде привычных работ Цыганова тут говорить не приходится, кроме разве что пары экстремальных сцен. Быть может, даже гораздо больший резонанс у зрителя фильм вызвал бы, если бы главную роль сыграл Евгений Миронов (о таком кастинге ходили слухи).



Этот фильм — большое, красивое и сложное кино.

Тот редкий случай, когда фильм не развлекает, не пугает, не травмирует, а вынуждает очнуться от… небытия. Он озвучивает, как минимум, два из трех набивших оскомину шопенгауэровских вопроса: кто я и куда иду? И вопросы эти заданы вовремя.

Если ваша планка по поводу того, о чем можно снимать кино, слишком высока, воздержитесь от просмотра. Впрочем, авторское кино редко бывает для всех. Одни сравнивают фильм с работами Тарковского, другие с фильмами Ларса фон Триера. Такие сравнения лестно было бы услышать режиссерам. Уверена, они сильно смутятся, скажи им кто-то об этом в лицо. А вот сказать, что их фильм — это как воды свежей глотнуть — точно надо.


Впрочем, Егор готов принять, что жизнь конечна. Он распахнут перед крыльями смерти. Не боится ее. И предложение перебраться в хоспис для него — лишь способ облегчить жизнь родным, уйти с пути, чтобы не спотыкались. И это тоже про любовь.


Егор живет и разбирается со всеми делами по-сибирски, по-мужски: и все сбережения на жену успевает переписать, и крышу латает, хотя руки не держат молоток, и последний отцовский долг — научить точить нож сына-пятиклашку — и тот отдает.

Может, Егор и готов умереть, а вот близкие отпустить — точно нет. Наталья Кудряшова, поразившая жюри Венецианского фестиваля своей женской и материнской харизмой, играет жену Егора. Биться за любимого намерена до конца и всеми способами. И если не помогает аллопатия, то рискует прибегнуть к… нет, не гомеопатии, а к танцам с бубнами в исполнении пьянчужки-шаманки. И Егор, и шаманка прекрасно понимают, что бой барабанов на магнитофонной пленке — метод хороший, но вряд ли панацея.

За пределами шаманских камланий последняя так, между делом, рассказывает Егору сказ про селезня Жамбу, который вывалялся в пыли, превратился в уточку и обманул смерть… Ровно в этом месте фильм превращается в притчу о юродивом и юродстве как ключе к спасению. Спасению не Христа ради и не во Христе, а ради минимального шанса выжить.


Наш фильм о человеке, который любит и способен принять другого

— Наталья, как вам пришла в голову идея картины?

Вообще, продюсеры любят сценарии, из которых в теории может получиться фильм-событие. Они пытаются вычислить такие вещи на ранней стадии. Екатерина Филиппова увидела такой потенциал. Ее не испугал ни сюжет, ни тема. И это оказалось главным потрясением для режиссеров, ведь с десяток продюсеров, которых обошли Меркулова с Чуповым, пугало то одно, то другое, то третье.

Авторы сценария и режиссеры-постановщики фильма Наташа Меркулова и Алексей Чупов на Венецианском кинофестивале

— Мы сразу сказали, что цензурировать собственный сценарий не будем и лучше он будет не снят, чем кастрирован и из него выпадут важные вещи и сцены. Особенно всех пугала сцена с изнасилованием. А мы на ней настаивали, говорили, что не видим фильм без нее, — вспоминает Меркулова.

— Откуда легенда про селезня взялась?

— Алексей, вы рискнули взяться за сложную тему рака? Не боитесь ранить людей?

— Надеюсь, наша история воодушевит. Она жизнеутверждающая. Нам хотелось, чтобы в финале был воздух, выдох, выход. Мы специально не стали заканчивать ее тем, как герой остался в лесу и это — его красивая дорога к смерти.

Наш фильм — не медицинская история, не рецепт, как лечиться от рака в терминальной стадии, вообще не про борьбу с онкологией. Недуг, которым страдает главный герой — лишь одна из основ сюжета.

Наш фильм — скорее притча.

— Правильно ли я понимаю, что смертельный диагноз главного героя — повод поговорить, как мы принимаем известие о том, что жизнь конечна?

— Именно. А еще о праве на молчание, на свою тайну, о том, каково это — стоять против течения, и что такое отпустить контроль. Человеческий мозг все форматирует, каталогизирует, систематизирует. Именно это дает нам уверенность и убивает страх. Нам так комфортнее.

Но каждый знает, как важно уметь контроль отпустить. Отпустить и дать случиться всему, что должно случиться. Довериться себе, своей интуиции. Впервые наш герой пытается выпустить контроль из рук и выйти из зоны комфорта. Словом, мы сняли фильм о вещах, которые нас самих беспокоят.

— Каким языком можно, а каким нельзя рассказывать о раке?

Это потрясающий момент, когда костлявая на время отступила. Он спускается по лестнице. Только на это герою и хватило сил. Вдруг заново все на него навалилось. Зритель понимает, что это финал. Потрясающее и тяжелейшее кино. Восхищаюсь и фильмом, и режиссурой. Но мне самой так снимать не хотелось бы. Мне просто таланта и духа не хватило бы так по пятам следовать за болезнью, за каждым ее сантиметром. И это не то, о чем мы хотели рассказать.


— Алексей, а о чем вы с Натальей хотели рассказать?

— Наталья, боялись реакции патриархального российского общества на мужчину в женском платье?

Мы убрали парик и яркий мейкап, практически всю косметику. Наш герой только красит губы и немножко глаза. У него есть платье, сумочка и женские ботинки. Дальше Жене Цыганову приходилось играть с помощью пластики, глаз, выражения лица, отрешенного лица. Он не играет женщину, он играет человека, который вдруг перестал узнавать других, потому что теперь он не Егор Петрович, он совсем другая личность.


— Такой поворот сюжета — это вызов зрителю, предложение подискутировать? Это провокация?

Конечно, без провокации не обошлось. Мы любим провокативное кино. Но если из идей у режиссера только провокация, то можно заниматься акционизмом. Для результата будет достаточно. Мы снимаем кино. А кино — это история и еще тысяча и один пункт. Но в современном кино провокация — пункт обязательный. Понимаете, провокация, вызов обычно окрашены негативно. Это мыслится как подстрекательство, предательские действия, которые ведут за собой тяжелые и губительные последствия.

Но в медицине провокацией называют действия, приводящие к болезненному и аллергическому состоянию. Это диагностическая процедура. Иногда провокация в искусстве — тоже диагностическая процедура для общества, вызывающая у него болезненную реакцию и, возможно, ведущая к конструктивному воздействию.

— Можно ли обмануть смерть? Выжить любой ценой, с вашей точки зрения, это правильно?

— Честно говоря, не знаю. Но из этого вопроса, который вы задаете, родились и медицина, и религия. Человечество до сих пор не может ответить на него. Это вечный поиск.



Пожалуй, единственное, что роднит мистическую трилогию о Николае Васильевиче с новым фильмом — роль леса. Природе и там, и там режиссёрами отводится отдельная роль. Лес — не антураж, но полноценный участник действия.

По сюжету житель сибирской деревни Егор Коршунов (Евгений Цыганов) работает егерем, у него прекрасная семья, жена ждет второго ребенка. В самом начале картины герой обнаруживает при обходе леса браконьеров, которые тащат добычу. В итоге он убивает обоих преступников — одного выстрелом, другого — в рукопашном бою. Физически Егор чрезвычайно силен — и эта деталь немаловажна для понимания всего происходящего дальше.



Зная о своем скором уходе, герой Цыганова ведет себя как настоящий мужчина. Спокойно продолжает делать свое дело и по работе, и по дому. Кладет деньги на сберегательный счет, чтобы жена могла снять их на его похороны и содержание детей, одного из которых ему не суждено будет воспитывать. Таблетки от боли прячет в сарае и никому в семье не говорит о недуге — чтобы не волновать беременную жену, сына-подростка, пожилого свёкра в исполнении мэтра российского кино Юрия Кузнецова.



В картине — блестящая работа эстонского оператора Марта Таниэля. Когда камера отдаляется от неподвижного, распластанного по земле тела в красном платье, становится трудно дышать.


Заканчивается история Егора в хосписе. Конечно, это тоже сказочная деталь. Откуда в глухой деревне в Сибири такое учреждение? Хоспис — тоже образ. Белая ворона должна быть изолирована, убрана с глаз, ликвидирована.

Читайте также: