Час ученичества краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Час ученичества, С. Соловейчик - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Наука и общество

О книге

Краткое содержание

"Час ученичества" - книга о трудном и благородном труде учителя, о захватывающей и драматичной борьбе за образование, о жизни великих педагогов. Книга поможет школьникам по-новому взглянуть на труд учителя, на школу, на учение.

Фильм рассказывает о педагогах-новаторах, о нестандартных методах преподавания, о разнице между старыми и новыми системами обучения детей всех возрастов и о том, как та или иная система влияет на развитие ребенка.

Часть (к/п) №1

Кадр видео
Кадр видео
Кадр видео
Кадр видео

Пустой школьный коридор.

Уборщица моет пол.

По дорожке к школе идут дети.

Ученики заходят в школу.

Учитель звонит в колокольчик.

Камера проходит по кабинетам (съемка сквозь окна в коридоре), в классах идут занятия.

Мужчина играет на металлофоне.

Урок литературы, преподаватель Э.Д.Шитова читает стихотворение А.С.Пушкина "Пророк".

Э.Д.Шитова рассказывает ученикам о творческом мышлении А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского.

Ученики за партами.

Преподаватель геометрии Садчиков в пустом классе.

Садчиков объясняет новую тему на уроке.

Учебные материалы на стенах класса.

Учитель готовится к уроку.

Места съемки: Москва [820]

Часть (к/п) №2

Кадр видео
Кадр видео
Кадр видео
Кадр видео

Фрагмент урока геометрии в классе Садчикова.

Чередование фрагментов занятий в разных классах, учителя объясняют материал, ученики отвечают на вопросы.

Урок русского языка во втором классе.

По окончании работы над практическим заданием учитель контролирует осанку учеников за партами.

Ученики 6-го класса отвлекаются на занятиях, пишут и передают друг другу записки.

Различные модели учебных пособий.

Урок в лингафонном кабинете.

Занятия в автоматизированном классе.

Места съемки: Москва [820]

Часть (к/п) №3

Кадр видео
Кадр видео
Кадр видео
Кадр видео

В.Ф.Шаталов на уроке геометрии.

Школьники самостоятельно выполняют письменную работу.

Учитель идет по проходу и вызывает учеников к доске.

Ученики пишут конспект на доске, класс продолжает самостоятельную работу.

Дети сдают учителю тетради для проверки.

В.Ф.Шаталов объясняет новую тему.

Чередование: фрагменты занятий В.Ф.Шаталова по физкультуре и геометрии.

В.Ф.Шаталов проверяет задания и объясняет ученикам ошибки.

Скоростное обучение.
Экспериментальная педагогика.

Шаталов В.Ф. -- педагог-новатор, Народный учитель СССР, Заслуженный учитель Украинской ССР, почетный доктор академии педагогических наук Украины, автор оригинальной системы интенсивного обучения (дидактическая система Шаталова).

Места съемки: Украина [229]

Часть (к/п) №4

Кадр видео
Кадр видео
Кадр видео
Кадр видео

Класс В.Ф.Шаталова, ученики самостоятельно работают за партами и у доски.

Дети сдают тетради.

Учитель пересчитывает тетради, встает на стул, снимает тетради с верхней полки и усаживается за стол.

В.Ф.Шаталов проверяет работы школьников после уроков.

НИИ суггестологии Министерства народного просвещения Болгарии, экспериментальные классы доктора Г.К.Лозанова.

Учитель проводит урок русского языка в игровой форме.

Дети играют, поют, разыгрывают сцены из русских сказок.

Чередование фрагментов занятий в разных классах, на уроках присутствует Г.К.Лозанов.

Московская область, город Реутов.

Школьники на лесной прогулке с преподавателем И.П.Волковым.

Фрагмент урока труда в младших классах, занятия ведет И.П.Волков.

Суггестология.
Суггестопедия.
Скоростное обучение.
Экспериментальная педагогика.

Шаталов В.Ф. -- педагог-новатор, Народный учитель СССР, Заслуженный учитель Украинской ССР, почетный доктор академии педагогических наук Украины, автор оригинальной системы интенсивного обучения (дидактическая система Шаталова). Лозанов Г.К. -- болгарский педагог и психолог, доктор медицинских наук, автор методики ускоренного обучения иностранным языкам.

Места съемки: Украина [229] Болгария [34] Московская область [788]

Часть (к/п) №5

Кадр видео
Кадр видео
Кадр видео
Кадр видео

И.П.Волков разговаривает с пионерами.

Ученики работают с творческими книжками.

Фрагмент урока черчения, занятия ведет И.П.Волков.

И.П.Волков готовит учениц 4-го класса к самостоятельному проведению урока.

Четвероклассница ведет урок у 2-го класса.

Студентка ведет урок физики.

Студентка ведет урок литературы.

Ученики средних классов помогают младшим школьникам на уроке рисования.

И.П.Волков с учениками на прогулке.

Пни спиленных деревьев на краю водоема.

Места съемки: Московская область [788]

Часть (к/п) №6

Кадр видео
Кадр видео
Кадр видео
Кадр видео

Документальная хроника разных лет:

Кировоградская область, Онуфриевский район, поселок Павлыш.

Люди идут к могиле В.А.Сухомлинского на церемонию открытия памятника.

Лица взрослых и детей.

С памятника снимают покрывало.

Люди несут к памятнику корзины с цветами.

Школа имени В.А.Сухомлинского.

Дети проходят мимо ограды.

Во дворе за столом сидят ученики.

Школьники заходят в калитку.

Группа людей идет по проселочной дороге.

Подростки едут на тракторе.

Девочка белит ствол дерева.

Мальчик поливает цветы в оранжерее.

Школьницы работают в огороде.

Вид на дорогу сверху, сквозь ветви деревьев.

В.А.Сухомлинский с детьми в саду.

Мультработа: схема опыта Р.Розенталя.

Ученики играют в школьном дворе.

Портреты выдающихся преподавателей.

Мужчина играет на металлофоне.

Старшеклассники танцуют в хороводе на поляне.

Лица молодых людей и девушек.

Эффект Пигмалиона.
Экспериментальная педагогика.

Сухомлинский В.А. -- педагог-новатор, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель Украинской ССР, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, Герой Социалистического Труда.

Учителя online

Учителя online

Учителя online запись закреплена

С. Соловейчик. Час ученичества

"Час ученичества" — книга о трудном и благородном труде учителя, о захватывающей и драматичной борьбе за образование, о жизни великих педагогов. Книга поможет школьникам по-новому взглянуть на труд учителя, на школу, на учение.

На детские годы выдающегося педагога и писателя советского времени Симона Соловейчика пришлась война и жизнь в эвакуации. В юности он работал пионервожатым, а потом преподавал русский язык и литературу в библиотечном техникуме в небольшом городе. Уже тогда молодой учитель задумался о принципах, на которых построена система образования и воспитания в Советском Союзе.


Соловейчик был неисправимым идеалистом. И идеалы, которые он отстаивал, — те, к которым сейчас заново приходит современное общество: доброта, гуманизм, внутренняя свобода и моральные ценности, подкреплённые убеждениями изнутри, а не насаженные извне.

Первенство свободы

Свобода — ключевое понятие в трудах Соловейчика. Внутренняя свобода — это основа развития: и нравственного, и интеллектуального. Научить ей нельзя, можно только воспитать своим примером и правильным отношением с ребёнком. Свобода не равна попустительству или, как выражается Соловейчик, освобождению от дисциплины. Свобода в школе — это не хаос, а право мыслить вне рамок, задавать вопросы, ощущать себя личностью, даже если находишься в положении младшего, ученика. И эту свободу учитель может и должен воспитывать и быть её примером.

Взрослые, дети и отношения между ними

Психоанализ в СССР был под запретом. Тем удивительнее, что Симон Соловейчик фактически воспроизводит в своих работах идеи теории объектных отношений, которые в начале XX века сформулировали западные психоаналитики Мелани Кляйн, Дональд Винникот, Майкл Балинт и другие. Воспитание, писал он, зависит от трёх переменных: взрослые, дети и отношения между ними.

К примеру, когда Соловейчик пишет про общение матери и младенца, он описывает процесс контейнирования эмоций и постепенного приучения ребёнка справляться со своими чувствами, с чем ему помогают родители.

Совсем маленький ребёнок, объясняет Соловейчик, нуждается в безоговорочном признании его чувств и желаний, а ещё в стойкой вере в то, что мир в основном справедлив и добр. Такой идеализм служит для детей защитой, без которой им просто будет страшно и невыносимо жить. Но постепенно ребёнок растёт, и ему становится важно узнавать и другие стороны жизни, учиться справляться с неприятностями.

Но нельзя обманывать ребёнка и готовить его к сказочной жизни. Иногда родителю нужно признать несовершенство мира: к примеру, учительница повела себя несправедливо. Да, к сожалению, так бывает, не все в школе будут относиться к тебе доброжелательно. Но при этом надо учить ребёнка надеяться на лучшее. Как это совместить? Так же, как взрослые уживаются с противоречиями жизни. Пожалеть ребёнка, признать трудности, выразить надежду, что он справится с этой ситуацией, а при необходимости — помочь.

Самостоятельность как цель воспитания

Ещё один момент воспитания, о котором часто говорят современные психотерапевты и о котором в своих трудах писал Соловейчик. Поэтапное отделение ребёнка от родителя и подготовка ко взрослой жизни — главная цель его обучения и воспитания.

Конкретные знания и навыки — это не ценность. Ценность — это возможность развиваться

И наоборот — кружки и секции, которые вроде бы предназначены для развития, не всегда на самом деле отвечают этому. Педагог приводит в пример маму, которая отдаёт дочь в секцию фигурного катания. На пользу это ребёнку или во вред? Важно посмотреть, как реагирует на эти занятия сама девочка. Может, она расцветёт и будет активно развиваться. А может быть, окажется подавленной и ко всему потеряет интерес. Любознательность, интерес к миру — показатели внутренней живости ребёнка, и сохранить её важнее, чем сохранить дисциплину или хорошие оценки

Читайте также: