Час ученичества краткое содержание
Обновлено: 02.07.2024
Час ученичества, С. Соловейчик - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание
Автор:
Категория:
Наука и общество
О книге
Краткое содержание
"Час ученичества" - книга о трудном и благородном труде учителя, о захватывающей и драматичной борьбе за образование, о жизни великих педагогов. Книга поможет школьникам по-новому взглянуть на труд учителя, на школу, на учение.
Фильм рассказывает о педагогах-новаторах, о нестандартных методах преподавания, о разнице между старыми и новыми системами обучения детей всех возрастов и о том, как та или иная система влияет на развитие ребенка.
Часть (к/п) №1
Пустой школьный коридор.
Уборщица моет пол.
По дорожке к школе идут дети.
Ученики заходят в школу.
Учитель звонит в колокольчик.
Камера проходит по кабинетам (съемка сквозь окна в коридоре), в классах идут занятия.
Мужчина играет на металлофоне.
Урок литературы, преподаватель Э.Д.Шитова читает стихотворение А.С.Пушкина "Пророк".
Э.Д.Шитова рассказывает ученикам о творческом мышлении А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского.
Ученики за партами.
Преподаватель геометрии Садчиков в пустом классе.
Садчиков объясняет новую тему на уроке.
Учебные материалы на стенах класса.
Учитель готовится к уроку.
Места съемки: Москва [820]
Часть (к/п) №2
Фрагмент урока геометрии в классе Садчикова.
Чередование фрагментов занятий в разных классах, учителя объясняют материал, ученики отвечают на вопросы.
Урок русского языка во втором классе.
По окончании работы над практическим заданием учитель контролирует осанку учеников за партами.
Ученики 6-го класса отвлекаются на занятиях, пишут и передают друг другу записки.
Различные модели учебных пособий.
Урок в лингафонном кабинете.
Занятия в автоматизированном классе.
Места съемки: Москва [820]
Часть (к/п) №3
В.Ф.Шаталов на уроке геометрии.
Школьники самостоятельно выполняют письменную работу.
Учитель идет по проходу и вызывает учеников к доске.
Ученики пишут конспект на доске, класс продолжает самостоятельную работу.
Дети сдают учителю тетради для проверки.
В.Ф.Шаталов объясняет новую тему.
Чередование: фрагменты занятий В.Ф.Шаталова по физкультуре и геометрии.
В.Ф.Шаталов проверяет задания и объясняет ученикам ошибки.
Скоростное обучение.
Экспериментальная педагогика.
Шаталов В.Ф. -- педагог-новатор, Народный учитель СССР, Заслуженный учитель Украинской ССР, почетный доктор академии педагогических наук Украины, автор оригинальной системы интенсивного обучения (дидактическая система Шаталова).
Места съемки: Украина [229]
Часть (к/п) №4
Класс В.Ф.Шаталова, ученики самостоятельно работают за партами и у доски.
Дети сдают тетради.
Учитель пересчитывает тетради, встает на стул, снимает тетради с верхней полки и усаживается за стол.
В.Ф.Шаталов проверяет работы школьников после уроков.
НИИ суггестологии Министерства народного просвещения Болгарии, экспериментальные классы доктора Г.К.Лозанова.
Учитель проводит урок русского языка в игровой форме.
Дети играют, поют, разыгрывают сцены из русских сказок.
Чередование фрагментов занятий в разных классах, на уроках присутствует Г.К.Лозанов.
Московская область, город Реутов.
Школьники на лесной прогулке с преподавателем И.П.Волковым.
Фрагмент урока труда в младших классах, занятия ведет И.П.Волков.
Суггестология.
Суггестопедия.
Скоростное обучение.
Экспериментальная педагогика.
Шаталов В.Ф. -- педагог-новатор, Народный учитель СССР, Заслуженный учитель Украинской ССР, почетный доктор академии педагогических наук Украины, автор оригинальной системы интенсивного обучения (дидактическая система Шаталова). Лозанов Г.К. -- болгарский педагог и психолог, доктор медицинских наук, автор методики ускоренного обучения иностранным языкам.
Места съемки: Украина [229] Болгария [34] Московская область [788]
Часть (к/п) №5
И.П.Волков разговаривает с пионерами.
Ученики работают с творческими книжками.
Фрагмент урока черчения, занятия ведет И.П.Волков.
И.П.Волков готовит учениц 4-го класса к самостоятельному проведению урока.
Четвероклассница ведет урок у 2-го класса.
Студентка ведет урок физики.
Студентка ведет урок литературы.
Ученики средних классов помогают младшим школьникам на уроке рисования.
И.П.Волков с учениками на прогулке.
Пни спиленных деревьев на краю водоема.
Места съемки: Московская область [788]
Часть (к/п) №6
Документальная хроника разных лет:
Кировоградская область, Онуфриевский район, поселок Павлыш.
Люди идут к могиле В.А.Сухомлинского на церемонию открытия памятника.
Лица взрослых и детей.
С памятника снимают покрывало.
Люди несут к памятнику корзины с цветами.
Школа имени В.А.Сухомлинского.
Дети проходят мимо ограды.
Во дворе за столом сидят ученики.
Школьники заходят в калитку.
Группа людей идет по проселочной дороге.
Подростки едут на тракторе.
Девочка белит ствол дерева.
Мальчик поливает цветы в оранжерее.
Школьницы работают в огороде.
Вид на дорогу сверху, сквозь ветви деревьев.
В.А.Сухомлинский с детьми в саду.
Мультработа: схема опыта Р.Розенталя.
Ученики играют в школьном дворе.
Портреты выдающихся преподавателей.
Мужчина играет на металлофоне.
Старшеклассники танцуют в хороводе на поляне.
Лица молодых людей и девушек.
Эффект Пигмалиона.
Экспериментальная педагогика.
Сухомлинский В.А. -- педагог-новатор, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель Украинской ССР, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, Герой Социалистического Труда.
Учителя online запись закреплена
С. Соловейчик. Час ученичества
"Час ученичества" — книга о трудном и благородном труде учителя, о захватывающей и драматичной борьбе за образование, о жизни великих педагогов. Книга поможет школьникам по-новому взглянуть на труд учителя, на школу, на учение.
На детские годы выдающегося педагога и писателя советского времени Симона Соловейчика пришлась война и жизнь в эвакуации. В юности он работал пионервожатым, а потом преподавал русский язык и литературу в библиотечном техникуме в небольшом городе. Уже тогда молодой учитель задумался о принципах, на которых построена система образования и воспитания в Советском Союзе.
Соловейчик был неисправимым идеалистом. И идеалы, которые он отстаивал, — те, к которым сейчас заново приходит современное общество: доброта, гуманизм, внутренняя свобода и моральные ценности, подкреплённые убеждениями изнутри, а не насаженные извне.
Первенство свободы
Свобода — ключевое понятие в трудах Соловейчика. Внутренняя свобода — это основа развития: и нравственного, и интеллектуального. Научить ей нельзя, можно только воспитать своим примером и правильным отношением с ребёнком. Свобода не равна попустительству или, как выражается Соловейчик, освобождению от дисциплины. Свобода в школе — это не хаос, а право мыслить вне рамок, задавать вопросы, ощущать себя личностью, даже если находишься в положении младшего, ученика. И эту свободу учитель может и должен воспитывать и быть её примером.
Взрослые, дети и отношения между ними
Психоанализ в СССР был под запретом. Тем удивительнее, что Симон Соловейчик фактически воспроизводит в своих работах идеи теории объектных отношений, которые в начале XX века сформулировали западные психоаналитики Мелани Кляйн, Дональд Винникот, Майкл Балинт и другие. Воспитание, писал он, зависит от трёх переменных: взрослые, дети и отношения между ними.
К примеру, когда Соловейчик пишет про общение матери и младенца, он описывает процесс контейнирования эмоций и постепенного приучения ребёнка справляться со своими чувствами, с чем ему помогают родители.
Совсем маленький ребёнок, объясняет Соловейчик, нуждается в безоговорочном признании его чувств и желаний, а ещё в стойкой вере в то, что мир в основном справедлив и добр. Такой идеализм служит для детей защитой, без которой им просто будет страшно и невыносимо жить. Но постепенно ребёнок растёт, и ему становится важно узнавать и другие стороны жизни, учиться справляться с неприятностями.
Но нельзя обманывать ребёнка и готовить его к сказочной жизни. Иногда родителю нужно признать несовершенство мира: к примеру, учительница повела себя несправедливо. Да, к сожалению, так бывает, не все в школе будут относиться к тебе доброжелательно. Но при этом надо учить ребёнка надеяться на лучшее. Как это совместить? Так же, как взрослые уживаются с противоречиями жизни. Пожалеть ребёнка, признать трудности, выразить надежду, что он справится с этой ситуацией, а при необходимости — помочь.
Самостоятельность как цель воспитания
Ещё один момент воспитания, о котором часто говорят современные психотерапевты и о котором в своих трудах писал Соловейчик. Поэтапное отделение ребёнка от родителя и подготовка ко взрослой жизни — главная цель его обучения и воспитания.
Конкретные знания и навыки — это не ценность. Ценность — это возможность развиваться
И наоборот — кружки и секции, которые вроде бы предназначены для развития, не всегда на самом деле отвечают этому. Педагог приводит в пример маму, которая отдаёт дочь в секцию фигурного катания. На пользу это ребёнку или во вред? Важно посмотреть, как реагирует на эти занятия сама девочка. Может, она расцветёт и будет активно развиваться. А может быть, окажется подавленной и ко всему потеряет интерес. Любознательность, интерес к миру — показатели внутренней живости ребёнка, и сохранить её важнее, чем сохранить дисциплину или хорошие оценки
Читайте также: