Составление предложений по рисунку с включением диалога и слов обращений 3 класс школа россии

Обновлено: 04.07.2024

• Тема урока: Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

• Тип урока: изучение нового материала

• Задачи урока: создать условия для ознакомления учащихся с особенностями предложений, разных по цели высказывания; обучения умению определять в тексте предложения, разные по цели высказывания

• Ожидаемые результаты: ( Предметные : получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное. Метапредметные : владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Познавательные : дети познакомятся с видами предложений по цели высказывания, правилами постановки знаков препинания при записи предложенных текстов.

Коммуникативные : слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение. Регулятивные; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять средства ее осуществления, планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные : проявлять уважительное отношение к чужому мнению, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками)

Дети знают, что такое предложение. Умеют находить его в устной и письменной речи. Правильно оформлять при письме.

Доска; наглядно-демонстрационный материал: запись букв, соединений, предложения; образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, Канакина В.П. Работа с трудными словами 1-4 классы М.: Просвещение 2012.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача деятельности учителя: создать условия для составления и записи предложений по рисунку с включением диалога и слов-обращений.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся составлять предложения по рисунку с включением диалога и слов-обращений (рассматривать и описывать содержание рисунка, определять его тему, придумывать название), записывать диалоговую речь.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь.

Наглядно-демонстрационный материал: слова для орфографической подготовки, записанные на доске.

Сценарий урока

– Сегодня урок по развитию речи. Откройте учебник на с. 26. Найдите упр. 36. Что будем делать на уроке? (Составлять и записывать текст.)

– Точнее, будем составлять предложения по рисунку с включением диалога и слов-обращений, записывать диалоговую речь. Уточните, что значит составить предложения по рисунку. (Рассмотреть и описать содержание рисунка, определить его тему, придумать название.)

II. Актуализация опорных знаний.

– Какой речью (устной, письменной или внутренней) вы воспользуетесь, когда будете обдумывать содержание предложений? (Внутренней.)

– Когда будете их рассказывать? (Устной.)

– А какой речью вы воспользуетесь для того, чтобы записать предложения? (Письменной.)

– Что такое диалог? (Это разговор между двумя людьми.)

– Что такое обращение? (Это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращена речь.)

III. Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 26, упр. 36).

1. Рассматривание и описание содержания рисунка.

– Рассмотрите рисунок. Определите тему рисунка, придумайте для него название. (Выполняют задания.)

– Кого вы видите на рисунке? (Детей.)

– Куда пришли дети? (На озеро.)

– Кого они увидели? (Цаплю.)

– Что делает цапля? (Она стоит на одной ноге и прислушивается к каждому звуку.)

– Опишите внешний вид птицы. (У цапли длинный клюв, длинные ноги, серая окраска перьев.)

– Для чего цапле длинный клюв? (Для того чтобы удобно было хватать добычу.)

– Для чего ей длинные ноги? (Для того чтобы удобно было передвигаться и чтобы хорошо видеть добычу.)

– А серая окраска перьев? (Помогает цапле быть незамеченной.)

– Как нужно вести себя, чтобы не спугнуть птицу? (Тихо.)

2. Составление предложений по рисунку с включением диалога и слов-обращений.

– С чего начнем составление диалога? (Первое предложение – о детях, которые пришли на озеро и увидели цаплю.)

– Составьте первое предложение. (Женя и Павлик пришли на озеро и увидели птицу, стоящую неподвижно на одной ноге.)

– О чем напишем далее? (Далее будет следовать первая реплика диалога. Второе предложение – о том, что спросил мальчик.)

– Составьте второе предложение. (Женя, что это за птица?)

– Что напишете затем? (Следующее предложение диалоговой речи – это ответ на вопрос мальчика.)

– Составьте предложение. (Это цапля.)

– Можно написать предложение о том, зачем цапле длинный клюв, длинные ноги и серая окраска перьев.

– Чем закончите рассказ? (Напишем о том, как надо правильно вести себя в природе.)

– Составьте предложение. (Тише, Павлик, спугнешь птицу.)

– Обратите внимание, что в этом предложении есть слово-обращение. Назовите его. (Павлик.)

3. Пересказ составленных предложений.

– Перескажите предложения. (1–2 ученика пересказывают составленные предложения.)

Физкультминутка (см. урок 2)

4. Орфографическая подготовка.

Слова для орфографической подготовки на доске: пришли, увидели, неподвижно стоящую, посмотри, длинный, клюв, окраска, перьев, помогают, добычу, ловко, хватать, незаметной.

– Прочитайте орфографически первое слово. (Пришли.)

Аналогично проводится работа с другими словами.

Затем учитель удаляет слова, записанные на доске.

5. Запись диалога в тетради.

– Запишите только составленную диалоговую речь. Подчеркните в ней обращения.

Учитель обращает внимание учащихся на правильное оформление диалога и слов-обращений на письме.

6. Взаимопроверка.

7. Чтение записанных предложений.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)

– Что составляли и записывали? (Предложения по рисунку с включением диалога и слов-обращений.)

– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РИСУНКУ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ДИАЛОГА И СЛОВ-ОБРАЩЕНИЙ

Задача деятельности учителя: создать условия для составления и записи предложений по рисунку с включением диалога и слов-обращений. Тип урока: решение частных задач. Планируемые результаты обучения: Предметные: научатся составлять предложения по рисунку с включением диалога и слов-обращений (рассматривать и описывать содержание рисунка, определять его тему, придумывать название), записывать диалоговую речь. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Урок 11
Составление предложений по рисунку
с включением диалога и слов-обращений

Задача деятельности учителя: создать условия для составления и записи предложений по рисунку с включением диалога и слов-обращений.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся составлять предложения по рисунку с включением диалога и слов-обращений (рассматривать и описывать содержание рисунка, определять его тему, придумывать название), записывать диалоговую речь.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь.

Наглядно-демонстрационный материал : слова для орфографической подготовки, записанные на доске.

Сценарий урока

– Сегодня урок по развитию речи. Откройте учебник на с. 26. Найдите упр. 36. Что будем делать на уроке? (Составлять и записывать текст.)

– Точнее, будем составлять предложения по рисунку с включением диалога и слов-обращений, записывать диалоговую речь. Уточните, что значит составить предложения по рисунку. (Рассмотреть и описать содержание рисунка, определить его тему, придумать название.)

II. Актуализация опорных знаний.

– Какой речью (устной, письменной или внутренней) вы воспользуетесь, когда будете обдумывать содержание предложений? (Внутренней.)

– Когда будете их рассказывать? (Устной.)

– А какой речью вы воспользуетесь для того, чтобы записать предложения? (Письменной.)

– Что такое диалог? (Это разговор между двумя людьми.)

– Что такое обращение? (Это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращена речь.)

III. Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 26, упр. 36).

1. Рассматривание и описание содержания рисунка.

– Рассмотрите рисунок. Определите тему рисунка, придумайте для него название. (Выполняют задания.)

– Кого вы видите на рисунке? (Детей.)

– Куда пришли дети? (На озеро.)

– Кого они увидели? (Цаплю.)

– Что делает цапля? (Она стоит на одной ноге и прислушивается к каждому звуку.)

– Опишите внешний вид птицы. (У цапли длинный клюв, длинные ноги, серая окраска перьев.)

– Для чего цапле длинный клюв? (Для того чтобы удобно было хватать добычу.)

– Для чего ей длинные ноги? (Для того чтобы удобно было передвигаться и чтобы хорошо видеть добычу.)

– А серая окраска перьев? (Помогает цапле быть незамеченной.)

– Как нужно вести себя, чтобы не спугнуть птицу? (Тихо.)

2. Составление предложений по рисунку с включением диалога и слов-обращений.

– С чего начнем составление диалога? (Первое предложение – о детях, которые пришли на озеро и увидели цаплю.)

– Составьте первое предложение. (Женя и Павлик пришли на озеро и увидели птицу, стоящую неподвижно на одной ноге.)

– О чем напишем далее? (Далее будет следовать первая реплика диалога. Второе предложение – о том, что спросил мальчик.)

– Составьте второе предложение. (Женя, что это за птица?)

– Что напишете затем? (Следующее предложение диалоговой речи – это ответ на вопрос мальчика.)

– Составьте предложение. (Это цапля.)

– Можно написать предложение о том, зачем цапле длинный клюв, длинные ноги и серая окраска перьев.

– Чем закончите рассказ? (Напишем о том, как надо правильно вести себя в природе.)

– Составьте предложение. (Тише, Павлик, спугнешь птицу.)

– Обратите внимание, что в этом предложении есть слово-обращение. Назовите его. (Павлик.)

3. Пересказ составленных предложений.

– Перескажите предложения. (1–2 ученика пересказывают составленные предложения.)

Физкультминутка (см. урок 2)

4. Орфографическая подготовка.

Слова для орфографической подготовки на доске: пришли, увидели, неподвижно стоящую, посмотри, длинный, клюв, окраска, перьев, помогают, добычу, ловко, хватать, незаметной.

– Прочитайте орфографически первое слово. (Пришли.)

Аналогично проводится работа с другими словами.

Затем учитель удаляет слова, записанные на доске.

5. Запись диалога в тетради.

– Запишите только составленную диалоговую речь. Подчеркните в ней обращения.

Учитель обращает внимание учащихся на правильное оформление диалога и слов-обращений на письме.

6. Взаимопроверка.

7. Чтение записанных предложений.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)

– Что составляли и записывали? (Предложения по рисунку с включением диалога и слов-обращений.)

– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Канакина. 3 класс. Учебник №1, упр. 36, с. 26

36. Рассмотрите рисунок. Определите его тему, придумайте для него название.

цапля

  • Составьте по рисунку небольшой текст, включите в него диалог. Подготовьтесь рассказать получившийся текст.

Цапля

Вова и Маша приехали к бабушке в деревню. На следующий день они пошли за грибами в лес. Дорога вела через маленькое озеро, заросшее камышом. Вдруг Вова остановился и стал показывать пальцем на воду.
- Маша, ты видишь? - зашептал он.
- Что? Лягушки? - не поняла Маша.
- Нет! Вон! - вытянул руку Вова, показывая пальцем на большую птицу.
- Вова, какая красивая цапля! - воскликнула Маша.
- Тише, Маша! Спугнёшь! - зашипел на неё Вова.
- Никогда не видела так близко таких больших птиц!
- Да, в городе таких не бывает.
Цапля подняла голову и посмотрела на ребят. Они стояли молча и не шевелились. Птица успокоилась и задумчиво опустила голову к воде.

  • Запишите только диалог. Подчеркните в нём обращения.

- Маша , ты видишь?
- Что? Лягушки?
- Нет! Вон!
- Вова , какая красивая цапля!
- Тише, Маша ! Спугнёшь!
- Никогда не видела так близко таких больших птиц!
- Да, в городе таких не бывает.

Читайте также: