Профессиональные дефициты руководителя доу
Обновлено: 07.07.2024
Руководитель ДОУ, кто он сегодня? Начальник ремонтно-строительного управления, конторы материально-технического обеспечения? Конечно, среди руководителей ДОУ есть сильные хозяйственники. Именно их влияние в значительной степени определяет сегодняшнее положение, дальнейшую судьбу детских садов. Они выстояли, выдержали первые удары реального сурового рынка. И все же не допущена ли здесь ошибка? Не переносятся ли на руководителя ДОУ обязанности директора небольшого завода? Ведь в детском саду своя специфика, и не учитывать ее нельзя. Нужно освободить заведующую от сугубо хозяйственных проблем. Ее главная задача – организация воспитательной работы с детьми.
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_kultura_rukovoditelya_dou.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Современный руководитель ДОУ. Кто он?
- Нравственные качества руководителя.
- Руководитель ДОУ глазами педагогов.
- Нормативно-правовое обеспечение управленческой деятельности руководителя ДОУ.
- Формы повышения квалификации руководителя и педагогов ДОУ.
- Руководитель ДОУ – личность, способная влиять на пед коллектив.
Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.
Современный руководитель. Кто он?
Компетентность, широкий кругозор, инициативность, общая культура – эти качества помогают заведующему оперативно решать педагогические и административные задачи, рационально расставлять кадры и определять их обязанности, стимулировать деятельность каждого сотрудника.
Современный руководитель дошкольного образовательного учреждения - это руководитель, обладающий высокой культурой управленческой деятельности. Большинство специалистов определяют управление как вид деятельности и способ перевода педагогической системы в новое качество и состояние путем воздействия на объекты и субъекты.
Структура управленческого цикла состоит из объектов (цели, содержание, средства, методы, приемы, среда, результат) и субъектов (ребенок, педагог, специалисты, родители) управления; прямых и обратных связей (педагогический совет, тренинги, указания, убеждения, общение, взаимодействие, конференции, родительские собрания и т.п.); а также механизмов воздействия субъекта управления на объект - проектирование, сбор информации, сравнение, диагностика, контроль, самооценка, аттестация, самоанализ и т. п.
Если управленческая деятельность приводит педагогический процесс к целостности, целесообразности, системности, вариативности и альтернативности, то это является показателем управленческой культуры руководителя, содержание которой может быть раскрыто и понято лишь через диалектику взаимоотношений педагогической системы и модели управления.
Целостность педагогической системы, по мнению доктора педагогических наук Р.М. Чумичевой, обеспечивается:
Нормы деловых отношений руководителя и педагогов ДОУ
Чтобы достичь высоких результатов в своей управленческой деятельности, руководителю ДОУ необходимо знать и учитывать основные факторы, влияющие на эффективность работы. Одним из них является сложившаяся в коллективе система взаимоотношений руководителя с подчиненными.
Характер этих отношений, микроклимат в коллективе и его преобладающий настрой имеют решающее значение для достижения успеха в работе всего учреждения.
Этика и этикет играют большую роль в жизни современного общества и являются частью поведенческой культуры. В настоящее время руководители все большее внимание обращают на соблюдение правил этики и этикета, помогающие им продемонстрировать сотрудникам высокий уровень своих деловых, профессиональных и коммуникативных качеств.
Создание делового сотрудничества в коллективе – процесс длительный и сложный. Он зависит в первую очередь от руководителя этого учреждения, его умение организовать совместную деятельность всех сотрудников, тактично оказывать помощь воспитателям в работе с детьми и родителями, в их общественной деятельности, находить индивидуальный подход к каждому сотруднику.
Нравственное качество руководителя, его поведение задают тон взаимоотношениям во всем коллективе. Деятельность руководителя ДОУ сложная и многоплановая. В сплочении педагогического коллектива на основе общих целей, задач, содержания работы учреждения – его основная задача. От современного руководителя требуется умение:
- Находить лучшие стороны в работе коллег на основе учета их личностных стремлений.
- Влиять на установление доброжелательных взаимоотношений в коллективе.
- Общаться с сотрудниками (педагогическая этика, деликатность, тактичность, доверительный тон общения и др.).
Все указанные качества являются необходимыми для создания атмосферы доверительного сотрудничества в ДОУ.
Педагоги – это, как правило, люди с обостренной потребностью в уважении и самоуважении. Для них очень значимы различные формы морального поощрения, атмосфера добрых взаимоотношений в коллективе. Следовательно, руководителю необходимо учитывать эти особенности, проявлять больше такта, отзывчивости, доброжелательности в общении с педагогами.
Поведение руководителя дошкольного учреждения – своего рода нравственный ориентир, на который должны равняться педагоги. Это обязывает его быть ответственным, безупречно исполнять свой профессиональный долг.
Часто говорят, что коллектив таков, каков его руководитель. В определенной степени это так, ведь тот, кто стоит во главе рабочей группы не редко создает трудовую атмосферу. Его служебные права умножаются на его ответственность. Руководителю необходимо видеть, какие качества и особенности его поведения члены коллектива ценят в нем больше всего, а какие – меньше. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает возможность для успешного общения с окружающими, позволяет не только избежать собственных ошибок в отношениях с людьми, но и исключить проблему непонимания со стороны других участников делового и личностного общения. Успех деятельности руководителя определяется не только непосредственно профессиональными знаниями, но и его личностными качествами, способностью наладить контакт и взаимопонимание с подчиненными.
Нравственные качества руководителя.
Рассмотрим личностные (нравственные) качества руководителя, способствующие этичным взаимоотношениям в ходе организации педагогического процесса.
По мнению Э.А. Уткина, ведущей характеристикой личного лика руководителя дошкольного учреждения является нравственная характеристика, которую можно представить в трех измерениях:
Общие нравственные качества:
- патриотизм - преданность Отечеству, приоритет общественных интересов, соблюдение и развитие лучших традиций своего народа;
- гуманизм - уважительное отношение к каждому человеку, ориентация на его личное достоинство, вера в его способность к совершенствованию;
- справедливость - объективная оценка личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость для критики, самокритичность.
Конкретные нравственные качества:
- гражданская совесть - обостренное чувство личной ответственности перед обществом и людьми;
- нравственная воля - умение добиваться цели, завоевывать уважение у людей, самоконтроль;
- профессиональная честность - деловая требовательность, самоотдача в работе, умение говорить правду в глаза;
- коллективизм - организованность, дисциплинированность, общительность;
- мужество - смелость, умение переносить личные неприятности и служебные неудачи;
- принципиальность - уважение мнения других, поддержка тех, кто оказался в беде.
Специфические нравственные качества:
- трудолюбие - личный пример отношения к служебным правам и обязанностям;
- скромность - разумное использование власти, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам;
- ответственность - единство слова и дела;
- щедрость - бескорыстность, оказание помощи людям.
- оптимизм - вера в свой моральный выбор;
- великодушие - терпимость к недостаткам людей, умение прощать обиды.
В исследованиях Р.Х. Шакурова показано, что педагоги на первое место среди качеств руководителя выдвигают отзывчивость, доброжелательность, принципиальность и тактичность. Столь высокая оценка этих качеств объясняется вероятно тем, что они играют особую роль в удовлетворении морально-психологических потребностей педагогического коллектива.
Отсутствие у руководителя дошкольного учреждения тех либо иных нравственных качеств может приводить к нарушениям во взаимоотношениях с коллегами. Отрицательно действуют на моральный климат в коллективе такие черты руководителя, как высокомерие, обидчивость, тщеславие, грубость, резкость, вспыльчивость, неуравновешенность, черствость и т. д.
Важно отметить, что специфика дошкольного образовательного учреждения состоит в том, что взаимоотношения, которые в нем культивируются, переносятся на детей. Атмосфера в педагогическом коллективе ДОУ, отношения между воспитателями, педагогами и руководителем имеют большое воспитательное значение. Ведь дети, глядя на окружающих их взрослых, осваивают определенные этические нормы и ценности, образцы социальных взаимоотношений. Именно в дошкольном возрасте закладываются все черты личности ребенка, в том числе и его нравственные характеристики. Поэтому, осуществляя функцию руководства педагогическим коллективом, руководитель дошкольного учреждения и педагоги должны иметь в виду, что они создают ту среду, в которой дети познают социальную действительность.
Руководитель ДОУ глазами педагогов.
Вопросам взаимоотношений в коллективе в нашем ДОУ уделяется особое внимание. Так, с целью выявления уровней этичных взаимоотношений руководителя с подчиненными в нашем детском саду проводилось анкетирование "Руководитель ДОУ глазами педагогов: оценка личностных качеств". Педагогам для оценки предлагались только те качества, которые, по нашему мнению, оказывают влияние на характер взаимоотношений руководителя с подчиненными. В этой анкете содержатся различные вопросы служебного этикета, которые позволят проанализировать собственное поведение с позиций влияния этикетных норм на служебные отношения.
Анкета для педагогов ДОУ
«Руководитель ДОУ глазами педагогов: оценка
С целью определения уровня развития качеств, необходимых руководителю ДОУ для формирования благоприятных отношений с подчиненными, просим вас оценить по 3-бальной шкале, насколько то или иное качество свойственно вашему руководителю:
- 3 балла – проявляет данные качества;
- 2 балла – проявляет иногда;
- 1 балл – не проявляет данные качества.
Благодарим за помощь!
Личностные качества руководителя
1. Тепло относится к педагогам, внимательно к их нуждам.
2. Прислушивается к замечанием педагогов, не мстит за критику.
3. Умеет поддерживать на работе доброе, хорошее настроение.
4. Выдержан, сгоряча не кричит.
5. Объективен ко всем, не делит людей на своих и чужих.
6. Умело содействует разрешению конфликтов.
7. Прежде чем потребовать, ясно объяснит, что сделать и к какому сроку.
8. В работе педагогов скорее отметит хорошее, чем плохое.
9. Умеет находить общий язык с людьми, убеждать.
Тест для руководителей ДОУ
"Как Вы ведете себя в коллективе"
Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов.
По 5-балльной шкале определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения:
Мониторинг профессиональных дефицитов и затруднений педагогов ДОУ
Мониторинг профессиональных дефицитов
и затруднений педагогов ДОУ
В современных социокультурных условиях одной из главных является задача повышения качества образования. От уровня профессиональной компетентности педагога зависит качество образования.
Профессиональная компетентность педагога – это качество его профессиональных действий, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач.
Если в конкретной педагогической ситуации педагог затрудняется совершить целесообразное профессиональное действие, обеспечивающее адекватное и эффективное решение профессионально значимой задачи, то соответствующей педагогической компетенцией он не обладает. Подобные профессиональные проблемы при разрешении конкретной педагогической ситуации принято называть профессиональными затруднениями педагога.
Задача педагога-психолога, обеспечить возможность установления необходимых конкретному педагогу объема и содержания профессиональных знаний, которые стали бы для него фундаментом формирования недостающих педагогических компетенций и на этой основе обеспечивали бы преодоление профессиональных затруднений при решении конкретных педагогических ситуаций.
Решить задачу получения нужной информации о профессиональных затруднениях педагога возможно на основе мониторинга.
При разработке программы мониторинга мы руководствовались трудами отечественных ученых А.С. Белкина, В.П. Беспалько, В.Г. Горб, Г.А.Карповой, А.А. Орлова, С.А. Равичева, С.Н. Силиной, а также подходом Дугласа Уилмса, профессора университета Британская Колумбия (Канада).
Значимость программы мониторинга заключается в том, что по окончанию мониторинга предлагаются индивидуальные рекомендации.
Технология проведения мониторинга профессиональные затруднения педагогов включает следующие стадии:
- определение цели мониторинга и задач;
- определение объектов мониторинга;
- отбор критериев и показателей эффективности состояния объекта;
- сбор информации;
- активация механизма реагирования на полученную информацию;
- использование информации для прогноза возможного развития педагога, коррекции модели поведения и генерации адекватного ее варианта;
- реализация разработанной модели методического сопровождения на основе диагностики;
- цикл движения информационного потока.
Общая цель - повышение качества образования в образовательной организации.
Конкретная цель – создание мониторинга профессиональных затруднений педагогов, обеспечивающего реализацию индивидуализированной модели непрерывного повышения квалификации.
Мониторинг профессиональных затруднений педагогов осуществляется по следующей схеме: диагностика, результат, корректировка, прогнозирование.
Методы сбора и обработки информации: опрос, диагностика, наблюдение, анализ документации, посещение занятий, анкетирование, тестирование, самооценка.
Этапы реализации программы
I этап (организационно - подготовительный):
- разработка Положения о мониторинге профессиональных затруднений педагогов;
- составление циклограммы мониторинга;
- подбор и разработка диагностического инструментария.
II этап (практический):
- проведение мониторинговых процедур;
- анализ промежуточных результатов;
- анализ работы по программе мониторинга.
III этап (обобщающий) :
- разработка психолого-педагогических, методических материалов в помощь педагогам по направлениям профессиональной деятельности, вызывающих затруднения.
- корректировка и совершенствование программы мониторинга.
Мониторинговый контент
Критерии: компетентности и компетенции
Показатели
Диагностические средства, методы и формы
Периодичность
П р о ф е с с и о н а л ь н а я к о м п е т е н т н о с т ь
Профессионально значимые личностные качества педагога
Общая культура педагога
Позитивная направленность на педагогическую деятельность (осознание целей и ценности педагогической деятельности). Уровень профессиональной самооценки.
По мере необходимости
Эмпатичность (способность к сопереживанию, уважение и внимание к ученику, его проблемам)
Наблюдение, анкетирование, тестирование
По мере необходимости
Гибкость личности (готовность к пересмотру собственной точки зрения и саморазвитию; признание за обучающимся права на собственную точку зрения)
Наблюдение, анкетирование, тестирование
По мере необходимости
Умение продемонстрировать свои достижения
Мастер-класс, самопрезентация, выступления, участие в конкурсах профессионального мастерства
Умение реализовать личностно-ориентированный подход к обучению
Мотивация учебной деятельности
Умение обеспечить успех в педагогической деятельности (постановка учебных задач в соответствии с возможностями обучающегося; демонстрация успехов обучающихся родителям, сверстникам)
Умение формировать мотивацию к обучению, развитие познавательных интересов обучающихся
Постановка целей и задач педагогической деятельности
Умение ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся
Экспертная оценка учебного занятия
Анкетирование, анализ результатов анкетирования
Умение планировать воспитательную работу
Владение и способность реализовывать современные образовательные технологии
Умение организовать и поддерживать разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на их личность
Умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу обучающихся
Применение в образовательной деятельности проблемного, развивающего, дифференцированного обучения
Экспертная оценка учебного занятия
Умение организовать проектную деятельность обучающихся
Умение разрабатывать рабочую и общеобразовательную программу
Умение реализовать метапредметные знания
Организация учебной деятельности
Умение сформировать интеллектуальные операции у обучающихся
Осуществление оценочно-ценностной рефлексии
Умение оценивать результаты обучающихся: знание функций, видов педагогической оценки; знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности; владение методиками педагогического оценивания; умение перейти от педагогического оценивания к самооценке
Экспертная оценка учебного занятия
Умение оценить результаты своей деятельности
В ходе самоанализа урока
Умение анализировать уровень воспитанности обучающихся, проводить диагностику нравственных качеств
Анкетирование, анализ результатов анкетирования
И н ф о р м а ц и о н н а я к о м п е т е н т н о с т ь
Квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач
Умение работать с информационными источниками
Экспертная оценка деятельности педагога
Умение работать с научной, методической и учебной литературой
Умение адаптировать получаемую новую информацию для обучающихся различного уровня подготовки и возраста
Владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий.
Умение создавать продуктивные условия для реализации креативного потенциала обучающихся посредством применения ИКТ
Анкетирование, экспертная оценка деятельности педагога
Использование компьютерных и мультимедийных технологий
Умение проводить компьютерные демонстрации, создавать презентации по материалам занятия
Готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности
Умение применять современные сетевые образовательные технологии (электронная библиотека и медиатека, форум, чат, персональный web-сайт педагога, электронная почта и другие телекоммуникационные технологии)
Анализ документации, экспертная оценка
К о м м у н и к а т и в н а я к о м п е т е н т н о с т ь
Выработка стратегии, тактики и техники взаимодействий с людьми, организация их совместной деятельности для достижения определенных социально значимых целей
Умение определять особенности когнитивных процессов (восприятия, памяти, мышления, понимания и др.) конкретного воспитанника
Данные психолого-педагогической службы, семинары, круглые столы, анализ документации
Умение диагностировать сформированность социально значимых качеств обучающихся (жизненные ценности, мотивы поведения, коммуникативные и когнитивные ресурсы и т.д.)
Умение разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях
Умение организовывать и проектировать межличностные контакты, общение и совместную деятельность родителей и воспитанниковобучающихся
Анкетирование родителей и учащихся, анализ документации, экспертиза деятельности педагога
П р а в о в а я к о м п е т е н т н о с т ь
Эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач
Знание основных нормативно-правовых документов, отражающих требования к структуре и содержанию дополнительных образовательных программ, соответствующие Концепции развития дополнительного образования детей
Тестирование по методике С. Климина в рамках процедуры аттестации педагогов
Умение применять нормативно-правовые знания в процессе решения задач обучения и воспитания, взаимодействия с участниками образовательного процесса
Анализ документации, экспертиза деятельности педагога, анализ данных (рабочая программа)
Знание нормативно-правовых документов, регламентирующих содержание и структуру, цели и задачи.
Результаты мониторинга профессиональных затруднений педагогов в 2020-2021 уч. году
Показатели
Результат
Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
Умение обеспечить успех в деятельности
высокий уровень - 80% педагогов
средний уровень - 20% педагогов
низкий уровень - 0% педагогов
Умение использовать в профессиональной деятельности информационные ресурсы
высокий уровень - 81% педагогов
средний уровень - 19% педагогов
низкий уровень - 1% педагогов
Умение вести самостоятельный поиск информации
высокий уровень - 91% педагогов
средний уровень - 9% педагогов
низкий уровень - 0% педагогов
Умение разработать образовательную программу
Умения использовать психологические методы, приемы, процедуры в профессиональной деятельности; знания детской психологии; умение принимать решение в различных педагогических ситуациях
высокий уровень - 60% педагогов
средний уровень - 40% педагогов
низкий уровень - 12% педагогов
Умение устанавливать субъект-субъектные отношеяни
высокий уровень - 82% педагогов
средний уровень - 18% педагогов
низкий уровень - 0% педагогов
Владение современными формами, методами, методиками преподавания и технологиями обучения (уровень профессиональных умений)
высокий уровень - 74% педагогов
средний уровень - 26% педагогов
низкий уровень - 0% педагогов
По итогу мониторинговых исследований были приняты соответствующие управленческие решения и запланирована работа с педагогическим коллективом на 2021-2022 учебный год.
По итогам проведенного мониторинга в 2021 году были получены следующие результаты:
- увеличение доли педагогов использующих современные образовательные технологии;
- увеличение доли педагогов участвующих в разработке проектов и программ;
- положительная динамика участия педагогов образования в конкурсах профессионального мастерства разного уровня, в том числе увеличение количества педагогов победителей и призеров всероссийских и международных конкурсов;
- рост профессионального мастерства педагогических работников;
- увеличение доли педагогов участвующих в дистанционных курсах повышение квалификации;
- положительная динамика числа педагогов, осуществляющих распространение своего педагогического опыта (открытые уроки).
Анкетирование, проведенное нами, наблюдения и собеседования с педагогами позволили выявить следующие профессиональные затруднения:
- выбор современных форм, методов, технологий обучения;
- перегрузка разными видами деятельности;
- недостаток времени на самообразование;
- профессиональное выгорание и педагогическая деформация;
- индивидуально-личностные причины затруднений.
Улучшить результаты мониторинга возможно с помощью проведения комплекса психолого-педагогических и методических мероприятий, таких как мастер-классы, стажировка, открытый микрофон, тренинг, ярмарка идей, методический фестиваль, педагогическая мастерская и другие.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Методический кейс инструментов по выявлению дефицитов профессиональных компетенции педагогов
в муниципальном дошкольном образовательном учреждении
Москалева О.В. старший воспитатель
Проблема закрепления и сохранения молодых педагогов в образовательных организация на сегодняшний день остается актуальной. Для адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов всегда важным является то, как педагог оценивает свои умения, что у него получается или нет в различных сферах профессиональной деятельности, как он определяет направления своего профессионального развития.
Молодым педагогом, считается специалист, получивший высшее или средне- специальное педагогическое образование, либо специальную подготовку, работающий/ трудоустроенный в образовательных организациях возраста до 35 лет, со стажем работы в образовательных организациях до 3 лет.
Педагогам предлагается ответить на вопросы 3 листов самооценки:
Лист самооценки профессиональной деятельности педагога.
Вопросы анкеты призваны определить уровень самооценки сформированности профессиональных компетентностей молодых педагогов.
Лист самооценки профессионально-методических компетенций педагога.
Вопросы анкеты призваны определить уровень самооценки сформированности профессионально-методических компетенций молодых педагогов соответствующего уровня образования.
Читайте также: