Цели и миссии школы

Обновлено: 04.07.2024

- В какой школе учится ваш ребенок?
- В 19-ой.
- А. ну что хорошая школа, у нее всегда были сильные выпускники, они в институт без экзаменов поступали.

Миссия должна быть поддержана командой управленцев, учителями, и всем коллективом школы. Общие цели связаны с убеждениями, убеждения же, в свою очередь, зависят от системы ценностей людей, их подходов к делу, взглядов на то, как надо взаимодействовать друг с другом.

Подведем итоги. Итак, миссия выражает общие ценности и взгляды; связана с культурой школы; поддерживается всем коллективом; имеет определенные последствия для организации и стиля обучения: направляет процесс принятия решений и работу в школе: формулируется таким образом, чтобы было можно оценить, насколько и в какой степени она реализуется.

У миссии есть внешняя и внутренняя функции.

Внутренняя - это создание рамок. в которых можно принимать важные решения, касающиеся образования, обеспечения определенного единства целей, предотвращения серьезных разногласий в школе по таким вопросам, как методы оценки, обучение учеников, дидактический подход и специализация, для направления работы всех сотрудников школы.

Миссия играет роль и в установлении приоритетов в ходе ежегодного планирования, но особенно важно ее значение в деле повышения качества обучения. Контроль за ним все в большей степени становится заботой самой школы, потому и требуется ясность целей. Более того, если школа испытывает внешнее давление, связанное с противоречивыми требованиями рынка к ее выпускникам, такая ясность помогает ей своевременно и эффективно реагировать на все.

Внешняя функция, лающая ученикам, родителям, детским садам, высшему образованию, рынку труда, компаниям и организациям представление об облике школы, особенно важна в условиях возрастания конкуренции между учебными заведениями.

Миссия - не лозунг. Лозунг. или девиз, может быть самым кратким изложением ее сути, лающим ученикам, родителям и работодателям первоначальное представление о том, чего можно ждать от этой школы. Девиз может выполнять определенные функции и в самой школе, помогая учителям и учащимся сверять с ним свою деятельность и судить, насколько она совпадает с декларацией. Но без четко сформулированной миссии девиз вскоре может превратиться в пустую, бесполезную фразу.

Миссия не формулируется в один момент. Это не тот случай, когда руководитель школы что-то самолично обдумывает и затем распространяет среди учителей. Она должна вырабатываться коллегиально, при участии всего коллектива. Таково важнейшее условие ее функционирования, а потому это достаточно долгий процесс, в котором можно выделить три лапа: подготовка, формулирование и развитие (пересмотр). Время от времени ли этапы могут повторяться, поскольку выработка миссии происходит не один год, и возникает необходимость в уточнении, основанном на опыте или каких-либо изменениях.

Подготовкой в большинстве случаев руководит либо кто-то из администрации, либо вся управленческая команда школы. Для вовлечения учителей полезно создать рабочую группу.

В ходе разработки необходимо прежде всего определить, какие факторы будут оказывать на нее влияние.

Эти факторы включают:
внешние влияния, такие как экзаменационные требования, правила составления расписания, учебные программы; требования и ожидания рынка (промышленности, учебных заведений) по отношению к выпускникам: характер, цели и результаты работы школ, из которых приходят в нее ученики: изменения на рынке труда; изменения количества мест в школе и состава учеников; социум.

К внутренним влияниям относятся: взгляды учителей и других работников школы: существующая система образования и учебные программы: состав учеников; культура школы: особая образовательная философия школы; взгляды совета школы, родителей и учеников: прошлый опыт: способность школы к переменам. Влияния, в свою очередь, можно подразделить на те, которые можно изменить, и на неизменяемые. К последним относится довольно большая часть внешних факторов. Правда, на некоторые (например, ожидания учреждений, в которые выпускники поступают после школы) можно повлиять через укрепление связей с общественностью. Совсем другое дело - внутренние влияния. Неадекватную культуру принятия решений или взгляды учителей можно изменить, если активно заниматься развитием школы. Таким образом, при планировании миссии не нужно ограничивать себя существующими обычаями и мнениями, хотя на них, конечно, нужно обратить серьезное внимание. В конце концов, речь идет о желаемой ситуации.

Управленческая команда школы должна быть способна выработать предварительную формулировку миссии, основанную на ее взглядах и учитывающую значимые внутренние и внешние факторы.

Однако следующая проблема состоит в том, как вовлечь остальных работников школы. Одно из возможных решений - опрос. Можно провести анкетирование заинтересованных лиц (учителей, других работников школы, совета школы, учеников). Постараемся выяснить: каковы, по их мнению, сильные и слабые стороны школы, какие факторы больше всего способствуют ее успеху и какие меньше, что они считают самым важным в школе и о чем они больше всего заботятся. Предложим нарисовать идеальную картину школы, какой она должна стать через пять лет, или попытаться встать на точку зрения других групп и подумать, например, чего бы они ждали от школы, будучи родителями.

Можно также раздать список возможных общих целей школы, и предложить проранжировать их в соответствии с возможностью или желательностью реализации. Подобный опрос может выявить несоответствия между существующей и желаемой ситуацией, показать, есть ли согласие относительно целей школы и каковы различия во взглядах, а также выявить различия между подразделениями школы.

Формулирование миссии основывается на анализе внутренних и внешних факторов и. если возможно, результатах опроса. При выработке первой, предварительной формулировки обычно обнаруживается некоторое напряжение между различными требованиями и ожиданиями, между необходимостью вовлечь максимальное число людей и осуществлением четкого руководства. Важно, чтобы миссия была сформулирована на понятном языке, помогала направлять процессы и задачи школы.

Фаза, следующая за разработкой - этап внедрения. Миссию нужно претворить в конкретные задачи и проекты, которые выполняются для ее реализации. Это требует планирования и вовлечения новых участников. Таким образом, формулирование миссии может быть инструментом, воодушевляющим развитие школы.

Начиная сегодня разговор о миссии школы, хотелось бы обратить Ваше внимание на несколько важных вещей.

Миссия должна приниматься только после согласования ценностей и мнений всего коллектива, вырабатываться коллегиально. Иначе она не будет выполнять свою главную функцию - быть тем, по чему проверяю!, насколько соответствует то что, мы делаем, тому что провозглашаем. А то значит, что миссия должна играть роль главного ориентира в выборе приоритетов при планировании.

Контроль тоже должен проверять в идеале то, насколько соответствуют декларируемые ценности тому, что происходит на самом деле. Если миссия говорит о том, что мы растим свободную личность, а учащиеся имеют право лишь на то, чтобы учить учебник наизусть или до состояния свободного пересказа - значит, миссия не реализуется на уровне класса, и контроль должен это отследить, хотя по успеваемости результаты и будут, возможно, высокими. Из этого вытекает еще одна важная вещь: миссию нельзя определить раз и навсегда.

Необходимо отслеживать состояние организации, динамику профессиональных ценностей коллектива и его приоритеты в рабою. Вместе с ними должна изменяться и миссия. Ведь вполне возможно, сегодня состояние дел в нашей школе таково, что главное. что мы можем желать и декларировать - это повысить средний балл успеваемости учащихся. Завтра же мы захотим растить творческую личность, потому что коллектив, реализуя миссию предыдущую, сам вырос и в желаниях и в осознании себя единой командой.


Поговорим о том, что такое миссия школы. Мы подробно рассмотрим все аспекты современного образования, начиная с азов. Также попытаемся разобраться в том, выполняет ли школа на сегодняшний день все поставленные задачи, и может ли она на достойном уровне реализовывать возложенную на нее функцию.

Понятие

Когда говорим о миссии школы, то подразумеваем цели и задачи, которых она должна достигнуть. На сегодняшний день миссия заключается в том, чтобы дать подрастающему поколению максимально качественное образование, которое будет соответствовать государственным стандартам, а также будет находиться на таком уровне, чтобы его ценили за рубежом.

миссия школы по фгос примеры

Официальные определения

Углубимся в официальные понятия. Что такое миссия школы по ФГОС? Примером может служить вытяжка из Федерального закона об образовании, в котором прописано, что качеством образования является комплексная характеристика, выражающаяся в том, насколько процесс обучения и его результаты соответствуют стандартам и требованиям, а также потребностям лица, которое проходит обучение. Но в современном мире под качеством образования понимают не только его соответствия каким-то нормам и стандартам. В первую очередь в это понятие закладывается возможность учебного заведения самостоятельно функционировать. При этом рассматривается как школа в целом, так и работа каждого отдельного педагога. Большое внимание уделяется не только тому, как ученики усваивают знания, но и тому, как педагоги их преподносят, какова эффективность их работы и общие показатели.

Структура

Миссия современной школы имеет довольно четкую структуру. Она состоит из педагогических целей, о которых мы будем говорить ниже, целях первого, второго и третьего уровней. Структура представляет собой иерархическую систему ценностей, которая дает общее понятие о направлении деятельности педагогов.

Структурное деление в школе происходит благодаря нескольким веткам власти. Так, во главе находится директор, который занимается основными вопросами, касающимися того, чтобы школа и дальше развивалась, наращивала обороты. Также в обязанности директора входит контроль за тем, каким образом и на каком уровне осуществляется образовательный процесс.

миссия начальной школы

Воспитательная работа

У директора обязательно есть несколько заместителей. Чаще всего это заместители по воспитательной, учебной и культурной работе. У каждого из них идет четкое разделение обязанностей. Так, заместитель по воспитательной работе работает с учениками из многодетных семей, с теми, кто имеет проблемы в общении со сверстниками и педагогами. Он контролирует общую дисциплину и атмосферу, царящую в стенах учебного заведения. Все вопросы, связанные с тем, как ученики проводят свое свободное время за пределами школы, тоже лежат на его плечах. Он должен позаботиться о том, чтобы все дети, независимо от условий в их семье, развивались и обучались в равных условиях, получали качественные знания. Заместитель по учебной работе занимается решением вопросов, связанных непосредственно с обучением. Так, он следит за тем, чтобы все учебники и дополнительные материалы были в наличии, чтобы все ученики получали достаточно внимания на уроке, каждый мог реализовать свой потенциал и задать учителю те вопросы, которые волнуют. Также в круг обязанностей входит организация и контроль дополнительных встреч и консультаций, на которых дети могли бы уточнить спорные моменты и догнать своих сверстников, если они отстали по разным причинам.

Учебная работа

Заместитель по учебной работе старается максимально реализовать миссию школы по ФГОС. Примеры своих достижений он тщательно фиксирует для создания положительной статистики. Этот человек всегда в курсе новых изменений и поправок к закону об образовании. Фактически ключевая задача школы лежит именно на нем.

миссия современной школы

Культурная работа

Заместитель по культурной работе занимается вопросами организации детского досуга. Он организовывает различные праздники и мероприятия, посвященные национальным событиям. Также он пытается организовать досуг детей, устраивая утренники, посиделки с педагогами. На его плечи возложены вопросы того, как лучше обустроить актовый зал в школе, как привлечь детей к выступлениям, как мотивировать их совершенствоваться и развивать свои ораторские и актерские способности. Этот человек понимает, что наряду с важностью образования особое внимание следует уделять культурному развитию ученика. Ведь может быть такое, что человек не найдет тебя в точных науках, но прекрасно реализуется как талантливая творческая личность. При этом на деятельности заместителя по культурной работе отражается политика и миссия школы. Так, если школа имеет узконаправленный профиль, а ее деятельность направлена исключительно на получение знаний, то работа массовика-затейника в таком коллективе будет довольно трудной. Но при этом надо сказать, что перегиб в любую сторону ни к чему хорошему не приводит. Конечно, первоочередной миссией школы является именно получение знаний, но не стоит забывать о комплексном развитии личности.

Педагогические цели

С обсуждаемой темы плавно перейдем к педагогическим целям. Эта тема очень близка к тому, о чем мы только что говорили, ведь цели педагогики заключается не в только в том, чтобы дать ребенку качественно образование. Все цели условно делятся на три уровня. Первый уровень показывает первоочередные цели, а именно получение детьми профессиональных знаний и личностное развитие каждого ученика.

социальная природа и социальная миссия школы

Цели второго уровня более обширные. Сюда относятся специализированная профессиональная подготовка, обучение ребенка навыкам управления, подготовка в сфере экономики и права, развитие ребенка в психолого-педагогическом направлении, общекультурное развитие личности, а также привитие духовно-нравственных ценностей, патриотическое воспитание, развитие эмоционального интеллекта и воли.

Цели третьего уровня представляют собой пути реализации основополагающих целей, о которых мы говорили выше. Они заключаются в том, что повышается общий культурный уровень и уровень профессиональных знаний, совершенствуются педагогические навыки учителей, совершенствуется методологическое обеспечение учебного процесса, повышается уровень организации воспитательной работы, ученикам прививаются навыки эффективного общения и коммуникации, они все чаще привлекаются к научно-исследовательской работе.

Классификация

Рассмотрим классификации миссий и задачи школы. При этом отметим, что все это должно работать в комплексе, а разделение на отдельные группы существует лишь для того, чтобы лучше понимать каждое направление деятельности.

миссия и ценности школы

  • развитие личности;
  • развитие профессиональных качеств;
  • обучение;
  • воспитание;
  • научно-педагогическая деятельность;
  • совершенствование системы образования;
  • управленческая деятельность;
  • создание новых методик воспитания и обучения;
  • активная практика;
  • психологическая подготовка.

Проанализировав этот список, мы можем сделать вывод, что цели школы напрямую зависят от основополагающих принципов, на базе которых она работает.

Младшая школа

Отметим, что миссия начальной школы намного более сложная и многогранная, чем цель средней и старшей школы. Именно младшая школа закладывает основы, на базе которых в более старшем возрасте ребенок может двигаться вперед и познавать новые дисциплины.

Учителя младших классов – это люди, от которых в первую очередь зависит то, насколько успешным ученик будет в дальнейшей деятельности. Именно они призваны превратить ребенка в ученика. Конечно, нельзя забывать о роли родителей, на которых тоже возложена функция того, что они должны подготовить своих детей к школе. И все же преподаватель младших классов работает с огромной ответственностью, которая возложена на него базовыми принципами образования.

Именно поэтому требования, которые предъявляются к ним, несколько выше. Они должны хорошо знать основы того, чему учат детей. Но это не главный признак, поскольку знания на этом этапе элементарны. Основное конкурентное преимущество учителя младших классов заключается в том, что он должен уметь донести информацию до ребенка в таком виде, чтобы он максимально качественно понял ее, и захотел изучать предмет дальше. Последнее уточнение очень важно, поскольку многие учителя могут донести что-то до своих учеников. Но сделать так, чтобы ребенок захотел задавать вам вопросы дальше и разбираться в этой теме, довольно сложно, для этого действительно нужно быть хорошим педагогом и психологом.

миссия и задачи школы

Какие требования предъявляются современной школе?

Миссия школы сегодня очень многогранна. Родители хотят, чтобы их дети получили не только качественные знания, но и обучились некоторым умениям. Например, при опросах родителей было выяснено, что они желают видеть подобные навыки у своих детей:

  • умение искать информацию;
  • критически изучать данные;
  • вырабатывать собственное мнение и делать оценки;
  • умение отстаивать свою точку зрения.

Проанализировав все, можно отметить, что ценности школы соответствуют всем требованиям, которые предъявляют родители. Но проблема появляется тогда, когда школа не может на достойном уровне реализовывать свои задачи. Тем не менее в идеальном варианте современная школа — это открытая и безопасная среда, которая формирует ребенка не только с образовательной точки зрения, но и с психологической. Естественно, не будем упоминать о том, что главным требованием к современной школе является получение хороших знаний, которые идут в ногу со временем, и пригодятся ученикам в реальной жизни.

миссия школы сегодня

Социально-культурные аспекты

Социальная природа и социальная миссия школы заключается в том, чтобы ребенок окончил учебное заведение не только с определенным багажом знаний, но и был психологически зрелым. Мы частично затрагивали этот вопрос ранее, но не уделяли ему достаточно внимания. Культурная миссия школы существует не только для того, чтобы развлекать детей в период их досуга. В первую очередь она направлена на то, чтобы способствовать межличностному общению детей, формированию их эмоциональной и психологической устойчивости. В этом смысле школа выполняет важнейшую функцию, заключающуюся в становлении будущей личности. Ведь именно в стенах учебного заведения ребенок проводит большую часть своего дня, значит, и всего периода взросления.

Формирование личности

Именно поэтому очень важно, чтобы учебное заведение создавало благоприятные условия для формирования личности. Педагоги должны следить за тем, чтобы в коллективе была здоровая конкуренция. К сожалению, на сегодняшний день ситуация в российских школах не всегда безоблачна. Очень часто дети конфликтуют довольно жестко и даже жестоко. Все это активно освещается в СМИ, что порождает другие проблемы. Так, дети, видя, что происходит в других школах, бессознательно делают для себя вывод, что такое поведение является нормой. Когда возникает подобная ситуация в их жизни, то они, если напрямую не участвуют в конфликте и не проявляют жестокости, то считают эту ситуацию нормальной и бездействуют.

культурная миссия школы

Миссия и ценности школы должны формироваться вокруг ученика, потому что только тогда она сможет на должном уровне заботиться о нем. В первую очередь акцент должен делаться не на том, чтобы как можно больше знаний ребенок освоил, а на том, чтобы он сформировался как здоровая и сильная личность. Если он захочет, то быстро догонит сверстников и освоит новый материал.

В противоположной же ситуации, когда психологический комфорт ребенка нарушен, у него пропадает интерес к учебе, даже если до этого показывал хорошие результаты. Конечно, он может продолжать учиться на достойном уровне, но поскольку его будет что-то тревожить, его результаты станут стабильными, то есть он не сможет использовать по максимуму свой потенциал.

В 2013-2014 учебном году школа продолжала работать по реализации Программы развития образовательного учреждения, разработанной на период 2011-2015г., в которой определены цели, задачи школы.

Стратегической целью школы является создание в образовательном учреждении условий для получения качественного образования, успешной социализации личности учащегося, его адаптации к новым экономическим условиям.

Цель работы школы в 2013-2014 учебном году:

Задачи школы:

  1. Формирование личности, готовой к самореализации.
  2. Развитие у учащихся положительной мотивации к учению.
  3. Создание условий, обеспечивающих развитие индивидуальных способностей учащихся.
  1. Переход на новые образовательные стандарты. Изучение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и проекта федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
  2. Развитие системы поддержки талантливых детей. Развитие системы участия детей в олимпиадах и конкурсах разного уровня. Создание системы портфолио.
  3. Повышение квалификации педагогов. Развитие системы повышения квалификации на базе современных требований к педагогическим и руководящим работникам.
  4. Сохранение и укрепление здоровья школьников. Осуществление работы по использованию здоровьесберегающего обучения.
  5. Информатизация учебного процесса. Увеличение персональных компьютеров для педагогических работников.
  6. Создание системы социального партнёрства семьи и школы.
  7. Усовершенствование материально- технической базы.

Миссия школы

Миссия школы по отношению к ребенку: обеспечить передачу социально- значимого опыта, обучение способам продуктивной самостоятельной деятельности, помочь ребенку развить его природные задатки. Исходя из Концепции модернизации образования, школа предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие качество содержания образования.

Миссия школы по отношению к государству: обеспечить образование обучающихся в соответствии с установленными государственными стандартами, обеспечить государственные гарантии- доступности и равных возможностей получения полноценного образования.

Миссия школы по отношению к обществу: обеспечить обучающимся такое качество образования, которое бы способствовало его успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, и подготовить обучающихся к осознанному выбору дальнейшей траектории профессионального обучения.

Миссия школы по отношению к социуму: выполнить социальный заказ.

Миссия школы по отношению к собственному персоналу: обеспечить конституционное право на труд, право на реализацию профессиональных и человеческих качеств, повышение профессионального мастерства.


Во все времена система образования, и школа, прежде всего, представляла собой весьма консервативную структуру. Выполняя свою основную задачу — подготовку молодого поколения к жизни и успешной самореализации в обществе, социализации личности, трансляции культурного наследия — школа, как на концептуальном уровне, так и в повседневной практике, опиралась и опирается на весьма традиционные гуманистические ценности и на имеющий глубокие историкокультурные основания образ всесторонне развитой личности, человека, обладающего широким кругозором, разнообразными навыками и интересами.

Для концептуального осмысления, стратегического планирования и повседневной педагогической практики школы эта необходимость сочетания культурного консерватизма и социальной актуальности имеет целый ряд следствий: это и необходимость изучения обобщенных и на первый взгляд далеких от школьных дел, интерпретаций современной социокультурной ситуации; и понимание многообразия задач, стоящих перед преподавателем; и апробация новых методов преподавания и подходов к обучению; и постоянный диалог между педагогом, учеником, родителями; и целый ряд других [1, с.23].

Нет сомнения, что сложность и даже некоторая противоречивость положения современной школы — залог продуктивности поиска новых образовательных принципов и идей.

Размышляя о школе, мы невольно задумываемся о том, какова её роль, какую миссию и какие ценности несёт современная школа?

С латинского языка слово missio переводится как посылка, поручение. Но в современном мире слово миссия имеет другое смысловое значение. Миссия — предназначение к чему либо важному, ответственная роль кого-либо, чего-либо.

Современная школа — это технически оснащенные классы, просторные, светлые, украшенные цветами коридоры, спортивный комплекс, тренажерный зал, бассейн, мастерские и лаборатории, комнаты отдыха для учителей и учеников. Здесь проходят современные уроки с использованием новых педагогических технологий и новых ТСО, работает мультимедиа центр, где информацию ученик может получить как в электронном, так и в бумажном виде. Здесь кипит жизнь на уроках и во внеурочное время.

Конечно же, современная школа — это не только красивое здание и учебные предметы, это лица, характеры, личности учеников, поэтому, что бы мы ни делали, какие бы планы ни строили, в центре всегда будет ребенок — наш ученик.

От члена современного демократического общества ожидается, что он или она обладает знаниями, имеет собственные мнения и активно участвует в трудовой и социальной жизни общества. Школа должна дать детям хорошие общие знания. Это значит, что дети получат знания по многим разным темам. Они будут изучать язык, математику и окружающие нас общество и природу [2, с.25].

Чего ещё хотят родители, помимо того, что школа должна дать детям хорошие знания? Перед ней стоит много задач. Например, дети должны научиться:

- искать информацию и подходить к этой информации критически;

- вырабатывать собственное мнение на основе найденной информации и собственных оценок;

- отстаивать свою точку зрения.

Достаточно ли перечисленных факторов для становления успешной личности?

В основе модели современной школы — открытая безопасная образовательная среда, обладающая особыми качествами. Школа должна стать дружественной по отношению к детям и взрослым, оптимизировать возможности их личностного становления и развития, наращивать их жизненные и духовные силы.

Школа должна помочь детям взрастить потребность с каждым днем становится лучше, научить быть толерантными и общительными.

Поэтому именно ученик является основной ценностью всей жизни школы, он источник вдохновения учителя, педагога, директора.

Социально-педагогическая миссия школы состоит в удовлетворении образовательных потребностей учащихся; обучении и воспитании на основе базовых ценностей школы и всех субъектов образовательного процесса творческих, свободно осуществляющих свой жизненный выбор личностей, адаптивных к любым изменениям в окружающей среде (социальной, природной), адекватно оценивающих свои способности и возможности в социальной и профессиональной жизни, стремящихся к вершинам жизненного успеха, в том числе профессионального, с целью их социальной и личностной реализации.

Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность школы:

- осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых как процесс изменения типа образования;

- доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей, гостей и помощников школы;

- стремление к высокой психологической комфортности для всех субъектов педагогического процесса;

- стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей;

- атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учащихся и учителей;

- безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;

- стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника школы.

Современный учитель, стремящийся выполнить миссию школы, должен быть настоящим профессионалом своего дела, толерантным по отношению к своим ученикам и, несомненно, любить детей. Только успешный учитель сможет воспитать успешного ученика!

Воспитывая ученика, обучая его, педагоги формируют личность и интеллект, компетентность и лидерские качества.

Равенство, равнозначимость и свобода человека принимать собственные решения — это основные ценности общества. Эти ценности отражаются и в школе. Обучение и внеклассные мероприятия в школе должны научить учащихся тому, что все люди имеют одинаковую ценность. Учащиеся должны иметь возможность влиять на свои школьные будни, и они быстро учатся брать ответственность за процесс своего обучения. Школа обязана предложить ученикам обучение на таком уровне, который лучше всего подходит каждому конкретному ученику [3, с.12].

Цель современной школы — воспитание самостоятельного человека, обладающего хорошими знаниями и социальными навыками.

Чему ещё должна научить современная школа?

- проектировать решение проблем и задач;

- убеждать и аргументировать свою позицию;

- саморазвиваться и самосовершенствоваться;

- оценивать результаты своего труда;

- развивать социальную мобильность.

Результатом деятельности учителя, несомненно, является человек, обладающий некими качествами:

- человек, готовый и умеющий непрерывно учиться;

- человек способный к ответственным решениям;

- человек, умеющий общаться и сотрудничать;

- человек, умеющий продуктивно и качественно работать;

- физически и психически сдержанный человек;

- свободный, обеспеченный, критически мыслящий человек, уверенный в себе.

Таким образом, школа, подготовившая выпускника с высокой познавательной мотивацией, готового к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования, умеющей совмещать рационалистический и эмоционально-ценностный подходы к жизни, умеющего здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения, способного к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей, несомненно, выпустит в жизнь успешного человека во всей его дальнейшей жизни.

1. Декларации принципов обучения (Директорат образования), с.23

2. Парсонс Т.О структуре социального действия. — М., 2000, с.25.

3. Василенко И. С. Динамика мотивации профессионального самосовершенствования в инновационном процессе: Автореф. дис. канд. соц. наук. — Ростов–на–Дону, 2003, с.12.

Основные термины (генерируются автоматически): современная школа, школа, миссия школы, ребенок, ученик, образовательный процесс, основная задача, современный мир, успешная личность, успешный человек.

Похожие статьи

Роль и миссия учителя в современном образовательном.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, школа, образовательный процесс, общество, современное общество, предметная область, педагогическая деятельность, образовательная деятельность, норма поведения, задача учителя.

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся.

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся – одна из центральных задач современной школы.

· потребностью подростка в успешном личностном и профессиональном самоопределении и его неготовностью к этому

Проблема формирования социальной успешности у учащихся.

Влияние особенностей современных школьников на их.

В целом современный школьник – деятельный участник социокультурного образовательного пространства современной школы, активность которого обусловлена состоянием успешности в той или иной сфере деятельности.

Изменение роли учителя в современной школе | Статья.

В данной статье описаны изменения функций учителя в современной школе. Ключевые слова: роль и функции учителя, новые требования, диагностика учителей. Еще вчера учитель вместе со стабильным учеником и дополнительной литературой были главными источниками.

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, принцип, начальная школа, класс, воспитательная работа, единый коллектив, воспитательный процесс, классное

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях современной образовательной системы.

Личностно-ориентированное обучение в современной начальной.

Основные термины (генерируются автоматически): дифференцированный подход, начальная школа, ребенок, ученик, школа, педагог, задача, задание, учебный материал, учащийся.

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Жизнь школы, как и жизнь человека, пронизана духом творческой непредсказуемости. Школа, как и культура, питается талантами.

От профессионализма учителя, его компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни.

Построение образовательной среды современной школы

В современном мире школа является организацией с определенно заданными задачами и функциями.

Конечно, в значительной степени выбор определяется образовательными результатами, которые показывают ученики школы и ее выпускники.

Роль и миссия учителя в современном образовательном.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, школа, образовательный процесс, общество, современное общество, предметная область, педагогическая деятельность, образовательная деятельность, норма поведения, задача учителя.

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся.

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся – одна из центральных задач современной школы.

· потребностью подростка в успешном личностном и профессиональном самоопределении и его неготовностью к этому

Проблема формирования социальной успешности у учащихся.

Влияние особенностей современных школьников на их.

В целом современный школьник – деятельный участник социокультурного образовательного пространства современной школы, активность которого обусловлена состоянием успешности в той или иной сфере деятельности.

Изменение роли учителя в современной школе | Статья.

В данной статье описаны изменения функций учителя в современной школе. Ключевые слова: роль и функции учителя, новые требования, диагностика учителей. Еще вчера учитель вместе со стабильным учеником и дополнительной литературой были главными источниками.

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, принцип, начальная школа, класс, воспитательная работа, единый коллектив, воспитательный процесс, классное

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях современной образовательной системы.

Личностно-ориентированное обучение в современной начальной.

Основные термины (генерируются автоматически): дифференцированный подход, начальная школа, ребенок, ученик, школа, педагог, задача, задание, учебный материал, учащийся.

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Жизнь школы, как и жизнь человека, пронизана духом творческой непредсказуемости. Школа, как и культура, питается талантами.

От профессионализма учителя, его компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни.

Построение образовательной среды современной школы

В современном мире школа является организацией с определенно заданными задачами и функциями.

Конечно, в значительной степени выбор определяется образовательными результатами, которые показывают ученики школы и ее выпускники.

- В какой школе учится ваш ребенок?
- В 19-ой.
- А. ну что хорошая школа, у нее всегда были сильные выпускники, они в институт без экзаменов поступали.

Миссия должна быть поддержана командой управленцев, учителями, и всем коллективом школы. Общие цели связаны с убеждениями, убеждения же, в свою очередь, зависят от системы ценностей людей, их подходов к делу, взглядов на то, как надо взаимодействовать друг с другом.

Подведем итоги. Итак, миссия выражает общие ценности и взгляды; связана с культурой школы; поддерживается всем коллективом; имеет определенные последствия для организации и стиля обучения: направляет процесс принятия решений и работу в школе: формулируется таким образом, чтобы было можно оценить, насколько и в какой степени она реализуется.

У миссии есть внешняя и внутренняя функции.

Внутренняя - это создание рамок. в которых можно принимать важные решения, касающиеся образования, обеспечения определенного единства целей, предотвращения серьезных разногласий в школе по таким вопросам, как методы оценки, обучение учеников, дидактический подход и специализация, для направления работы всех сотрудников школы.

Миссия играет роль и в установлении приоритетов в ходе ежегодного планирования, но особенно важно ее значение в деле повышения качества обучения. Контроль за ним все в большей степени становится заботой самой школы, потому и требуется ясность целей. Более того, если школа испытывает внешнее давление, связанное с противоречивыми требованиями рынка к ее выпускникам, такая ясность помогает ей своевременно и эффективно реагировать на все.

Внешняя функция, лающая ученикам, родителям, детским садам, высшему образованию, рынку труда, компаниям и организациям представление об облике школы, особенно важна в условиях возрастания конкуренции между учебными заведениями.

Миссия - не лозунг. Лозунг. или девиз, может быть самым кратким изложением ее сути, лающим ученикам, родителям и работодателям первоначальное представление о том, чего можно ждать от этой школы. Девиз может выполнять определенные функции и в самой школе, помогая учителям и учащимся сверять с ним свою деятельность и судить, насколько она совпадает с декларацией. Но без четко сформулированной миссии девиз вскоре может превратиться в пустую, бесполезную фразу.

Миссия не формулируется в один момент. Это не тот случай, когда руководитель школы что-то самолично обдумывает и затем распространяет среди учителей. Она должна вырабатываться коллегиально, при участии всего коллектива. Таково важнейшее условие ее функционирования, а потому это достаточно долгий процесс, в котором можно выделить три лапа: подготовка, формулирование и развитие (пересмотр). Время от времени ли этапы могут повторяться, поскольку выработка миссии происходит не один год, и возникает необходимость в уточнении, основанном на опыте или каких-либо изменениях.

Подготовкой в большинстве случаев руководит либо кто-то из администрации, либо вся управленческая команда школы. Для вовлечения учителей полезно создать рабочую группу.

В ходе разработки необходимо прежде всего определить, какие факторы будут оказывать на нее влияние.

Эти факторы включают:
внешние влияния, такие как экзаменационные требования, правила составления расписания, учебные программы; требования и ожидания рынка (промышленности, учебных заведений) по отношению к выпускникам: характер, цели и результаты работы школ, из которых приходят в нее ученики: изменения на рынке труда; изменения количества мест в школе и состава учеников; социум.

К внутренним влияниям относятся: взгляды учителей и других работников школы: существующая система образования и учебные программы: состав учеников; культура школы: особая образовательная философия школы; взгляды совета школы, родителей и учеников: прошлый опыт: способность школы к переменам. Влияния, в свою очередь, можно подразделить на те, которые можно изменить, и на неизменяемые. К последним относится довольно большая часть внешних факторов. Правда, на некоторые (например, ожидания учреждений, в которые выпускники поступают после школы) можно повлиять через укрепление связей с общественностью. Совсем другое дело - внутренние влияния. Неадекватную культуру принятия решений или взгляды учителей можно изменить, если активно заниматься развитием школы. Таким образом, при планировании миссии не нужно ограничивать себя существующими обычаями и мнениями, хотя на них, конечно, нужно обратить серьезное внимание. В конце концов, речь идет о желаемой ситуации.

Управленческая команда школы должна быть способна выработать предварительную формулировку миссии, основанную на ее взглядах и учитывающую значимые внутренние и внешние факторы.

Однако следующая проблема состоит в том, как вовлечь остальных работников школы. Одно из возможных решений - опрос. Можно провести анкетирование заинтересованных лиц (учителей, других работников школы, совета школы, учеников). Постараемся выяснить: каковы, по их мнению, сильные и слабые стороны школы, какие факторы больше всего способствуют ее успеху и какие меньше, что они считают самым важным в школе и о чем они больше всего заботятся. Предложим нарисовать идеальную картину школы, какой она должна стать через пять лет, или попытаться встать на точку зрения других групп и подумать, например, чего бы они ждали от школы, будучи родителями.

Можно также раздать список возможных общих целей школы, и предложить проранжировать их в соответствии с возможностью или желательностью реализации. Подобный опрос может выявить несоответствия между существующей и желаемой ситуацией, показать, есть ли согласие относительно целей школы и каковы различия во взглядах, а также выявить различия между подразделениями школы.

Формулирование миссии основывается на анализе внутренних и внешних факторов и. если возможно, результатах опроса. При выработке первой, предварительной формулировки обычно обнаруживается некоторое напряжение между различными требованиями и ожиданиями, между необходимостью вовлечь максимальное число людей и осуществлением четкого руководства. Важно, чтобы миссия была сформулирована на понятном языке, помогала направлять процессы и задачи школы.

Фаза, следующая за разработкой - этап внедрения. Миссию нужно претворить в конкретные задачи и проекты, которые выполняются для ее реализации. Это требует планирования и вовлечения новых участников. Таким образом, формулирование миссии может быть инструментом, воодушевляющим развитие школы.

Начиная сегодня разговор о миссии школы, хотелось бы обратить Ваше внимание на несколько важных вещей.

Миссия должна приниматься только после согласования ценностей и мнений всего коллектива, вырабатываться коллегиально. Иначе она не будет выполнять свою главную функцию - быть тем, по чему проверяю!, насколько соответствует то что, мы делаем, тому что провозглашаем. А то значит, что миссия должна играть роль главного ориентира в выборе приоритетов при планировании.

Контроль тоже должен проверять в идеале то, насколько соответствуют декларируемые ценности тому, что происходит на самом деле. Если миссия говорит о том, что мы растим свободную личность, а учащиеся имеют право лишь на то, чтобы учить учебник наизусть или до состояния свободного пересказа - значит, миссия не реализуется на уровне класса, и контроль должен это отследить, хотя по успеваемости результаты и будут, возможно, высокими. Из этого вытекает еще одна важная вещь: миссию нельзя определить раз и навсегда.

Необходимо отслеживать состояние организации, динамику профессиональных ценностей коллектива и его приоритеты в рабою. Вместе с ними должна изменяться и миссия. Ведь вполне возможно, сегодня состояние дел в нашей школе таково, что главное. что мы можем желать и декларировать - это повысить средний балл успеваемости учащихся. Завтра же мы захотим растить творческую личность, потому что коллектив, реализуя миссию предыдущую, сам вырос и в желаниях и в осознании себя единой командой.

Читайте также: