Цель занятий по интересам в школе интернате

Обновлено: 02.07.2024

Есть мнение, что всё дело в том, что отсутствует социальный заказ на воспитание. Но время идет, дети растут и их надо воспитывать. А как?

Комплексный подход к сознанию благотворной социальной коррекционно-развивающей среды предполагает работу не только во время учебных занятий, но и во внеурочное время. Организовать свободное время с пользой для развития и воспитания детей - задача педагогов дополнительного образования.

Исследования современных авторов доказывают, необходимость включения детей с особыми образовательными потребностями в различные виды внеурочной физкультурно-спортивной, социально-бытовой, эколого-биологической, туристско-краеведческой, технической, трудовой активности (В.М.Мозговой, Е.Д.Худенко и др.) В своё время еще А.С.Макаренко указывал, что развитию творческих возможностей школьника способствует возможность проявить свои умения на кружковых занятиях, где дети могут показать неповторимость изделий, созданных своими руками.

В коррекционной школе-интернате №8 г. Саяногорска дети занимаются в различных кружках, клубах, секциях и других творческих объединениях

На занятиях в ИЗО-студиях разработаны различные способы действия с художественными материалами. Так, смешивание и разбрызгивание красок, размазывание по поверхности бумаги пластилина используется при работе с детьми, пережившими какие-либо травматические ситуации, с целью восстановления их психической чувствительности, пластические материалы подходят при работе с детьми, имеющие выраженную агрессию и т.д. То есть к развитию каждого ребёнка педагог подходит строго индивидуально.

В процессе занятия хореографией дети овладевают танцевально-плясовыми движениями, знакомятся с различными видами танца: от русского народного до современного. Их движения становятся правильнее, выразительнее, улучшается речедвигательная координация.

На занятиях по хоровому пению педагог старается повысить уровень певческих навыков, способствовать развитию артикуляции, музыкальных способностей и музыкальной культуры.

Использование фольклорного материала на занятиях, в кружке русских народных инструментов нацелено на формирование у детей знаний о традициях русского народа, обычаях, песнях и т.д. Воспитанник шаг за шагом получающий знания о русской народной культуре, постепенно осознаёт свою принадлежность к родному народу и начинает ощущать себя гражданином страны.

Занятия в кукольном театре способствует развитию мелкой моторики, речи. Дети не только слушают сказки, но и изготавливают куклы, заучивают роли, а затем приглашают на свои выступления сверстников.

Очень интересно проходят занятия по вязанию. Вязать своими руками, чтобы участвовать на выставке прикладного искусства разных уровней - это огромная победа над собой для нашей категории детей.

Так же в школе работают многочисленные спортивные секции, где детей приобщают к здоровому образу жизни.

На дополнительных занятиях усваивается тот материал, который не изучается на уроках. Успешность зависит от атмосферы сотрудничества, взаимопомощи, заинтересованного отношения к действиям каждого ребёнка, как со стороны педагога, так и со стороны коллектива. В связи с этим воспитанники чувствуют себя составной частью объединения единомышленников, что оказывает влияние на формирование таких положительных личностных качеств, как: самостоятельность, аккуратность, ответственность, стремление завершить начатое до конца. Таким образом, целью дополнительного образования является разностороннее развитие детей и, как следствие этого, успешная адаптация в самостоятельной жизни. Данный результат служит своеобразным ориентиром деятельности педагога, осуществляющего дополнительное образование. Способствовать этому будет решение таких задач, как:

  • овладение воспитанниками теоретическими знаниями художественно- прикладного характера, способствующими изучению процессов, происходящих в природе, в обществе, в коллективе;
  • ознакомление каждого воспитанника со способами взаимодействия с другими людьми;
  • воспитание у детей таких положительных качеств, как готовность к сопереживанию, отзывчивость, честность, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, интерес к творческому самовыражению, потребность в здоровом образе жизни;
  • преодоление отклонений познавательной, эмоционально-волевой, поведенческих сфер, характерных для этой категории детей.

Основными принципами организации работы по дополнительному образованию являются: толерантность, учёт коррекционного воздействия, индивидуализация, педагогический оптимизм, последовательность, комплексный подход.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что все занятия в нашей школе бесплатные, что немаловажно для детей из малообеспеченных семей.

Занятие: Вязание цветных квадратиков.


Цели: отработка навыков вязания крючком квадратов с использованием различных приемов; коррекция мелкой моторики; развитие внимания.

Наглядный материал: образцы готовых изделий, конверты с технологическими таблицами.

1. Организационный момент.

1.1 Упражнение на развитие логического мышления.

- Детям предлагается сложить пословицу из слов, разбросанных на столе (терпение и труд все перетрут).

- О чем говорит эта пословица? (Чтобы научиться вязать красивые вещи своими руками, надо иметь терпение и настойчивость, а главное-желание).

1.2 Упражнение на развитие зрительного внимания и пространственной ориентировки.

- Посмотрите внимательно и запомните расположение клубков по цвету.

(Дети закрывают глаза, воспитатель меняет местами клубки - и так три раза).

- Какого цвета клубок слева (справа) от клубка красного цвета? И т.д.

2. Основная часть.

2.1. Вводная беседа.

- Определите тему нашего занятия. Что мы будем делать? (Сегодня мы будем продолжать вязать детали для тапочек, которые вяжутся из цветных квадратов).

- За счет чего получается квадрат?

- Какие элементы мы используем, когда вяжем тапочки?

2.2. Задание (работа с раздаточным материалом).

- Выберите карточки с нужными нам элементами и назовите их.

- Разложите карточки в нужной последовательности.

3. Практическая часть.

- Выберите необходимый материал и приступайте к работе. (Контроль за работой детей, за соблюдением техники безопасности, помощь затрудняющимся).

4. Физкультминутка.

4.3. Упражнение для глаз (вверх-вниз, вправо-влево, вкруговую).

5. Итог.

- Какое применение можно найти своим изделиям? (подарить маме, бабушке).

Раздел: Творческое воображение.


Цели: развитие творческого воображения коррекция мелкой моторики пальцев; развитие межличностных отношений.

1. Организационный момент.

1.1.Воспитатель рисует в воздухе буквы: п, о, д, р, к.

Дети пытаются угадать слово и на доске его записывают.

2. Основная часть.

2.1.Дети рассматривают образец. Воспитатель определяет этапы работы. Повторение правил безопасности при работе с клеем. Воспитатель предлагает детям самостоятельно придумать и добавить в композицию дополнительные элементы.

2.3.Самостоятельная работа детей под музыку. Выставка работ.

3. Анализ ситуаций.

-Кто из детей подарил подарок правильно?

-Как вы оцениваете поведение других подруг?

Дети стоят в кругу и по кругу передают подарок, произнося правильные слова, а затем по своему желанию дарят друзьям свою аппликацию, сделанную на занятии.

4. Итог.

Раздел: Творческое воображение.

Тема: Вязание красной шапочки для куклы.


Цели: развитие воображения; коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении; коррекция мелкой моторики.

1. Организационный момент.

1.1.Упражнение на развитие анализа и синтеза. Иллюстрации к сказкам разрезаны на несколько частей. Ребятам дается задание:

-Соберите рисунок из этих частей.

2. Введение в тему.

-Внимательно рассмотрите нашу выставку книг, иллюстраций и скажите о чем пойдет речь на занятии (о сказках).

-Назовите названия сказок, авторов.

3. Основной этап.

3.1.На столе лежат предметы сказок: Колобку, Курочке Рябе, Красной Шапочке и так далее.

Задание: прослушать текст на магнитофоне, угадать сказку и выбрать предмет, принадлежащий герою этой сказки.

Дети становятся друг за другом по росту Каждый просовывает руку назад между ногами и берет левую руку стоящего за ним. Первый ребенок использует свободную левую руку в качестве хобота, и все стадо слонов движется друг за другом в волшебную страну сказок.

3.3.Затем дети берут крючки, пряжу и вяжут головной убор для Красной шапочки (для куклы).

4. Итог.

Таким образом, занятия в секциях, кружках, клубах и т.д. позволяют более успешно решать вопросы коррекции личности с нарушением интеллекта, оказывают благоприятное воздействие на организм, способствуют закреплению положительных эмоций, увеличивают длительность хорошего, уравновешенного настроения, повышают самооценку ребёнку. Эти занятия способны реально помочь ребёнку, социально адаптироваться, найти применение полученным знаниям в жизни, что является главной целью педагогов и воспитателей коррекционных школ.

Досуг является благоприятной почвой для удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе. Полноценно проводимый досуг в существенной степени способствует формированию таких качеств характера ребенка, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

К основным задачам культурно-досуговой деятельности относятся :

-создание эмоционально-положительного климата в группе;

-обеспечение у детей чувства комфорта, уюта и защищенности;

-привлечение детей к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках;

-вовлечение детей в процесс подготовки разных видов развлечений, праздников;

-формирование потребности к творчеству;

-воспитание чувства коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослым;

-осуществление патриотического воспитания;

-воспитание нравственного начала;

-приобщение к художественной культуре, музыке, танцу, другим видам искусства;

-привлечение детей к активному познанию окружающего мира, используя пространственно-предметную среду.

Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Нашим воспитанникам нелегко адаптироваться в современной обстановке. Преодолеть хотя бы часть проблем детям в силах помочь досуговая деятельность. Мы все хотим, чтобы наши воспитанники выросли добрыми, честными, духовно и душевно богатыми, уверенно ориентирующимися в нашем непростом мире. Поэтому необходимо как можно больше внимания уделять их развитию.

Основными формами организации досуга являются :

-художественная самодеятельность;

-экскурсии в природу;

-встречи с интересными людьми;

-посещения кино, концертов, выставок;

Досуг ребёнка - это мост в большой мир. Он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание.

Досуговая деятельность способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, является важным орудием в работе с детьми с ОВЗ.

Досуговая деятельность включает занятия творческого характера, связана со свободным общением, с игрой, то есть с реализацией различных потребностей личности ребёнка.

Особенностью деятельности свободного времени является его самоценность и самоцельность, то есть, воспитанники сами выбирают содержание и форму организации этой деятельности. Регулировать свободное время учащихся можно только опосредованно, через создание условий, позволяющих использовать его в соответствии со своими способностями и потребностями.

Моя задача, помочь воспитанникам обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для них.

Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья посредством творческой деятельности стимулирует их креативное развитие. Исходя из видов культурно-досуговой деятельности, которые я выбрала для реализации поставленных задач в своей работе, можно классифицировать, следующим образом:

-отдых (активный и пассивный);

-праздники (каждый ребенок может проявить свои таланты, вокальные, актерские, танцевальные, музыкальные, и др.)

Остановимся более подробно на каждом из них.

Самый простой вид досуга - отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят - не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. К пассивному отдыху относится просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка.

Активный отдых, напротив воспроизводит силы ребенка с превышением исходного уровня. Активный отдых в отличие от пассивного требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, игры, просмотр кинофильмов, прослушивание музыки, чтение.

Основными формами активного отдыха являются прогулки, экскурсии, наблюдения, подвижные игры на свежем воздухе.

Двигательная активность детей развивается за счет прогулок, спортивных соревнований, подвижных игр.

Экскурсия способствует проявлению интереса, любознательности, эмоциональности.

Прогулка служит для восстановления работоспособности ребят. По характеристике двигательных процессов прогулка органически дополняет содержание занятий, связанных с пребыванием детей на воздухе.

Методика организации отдыха детей зависит от их возрастных особенностей, запросов и интересов. Особая склонность у детей к игровой деятельности. Именно она занимает ведущее место в их досуге. Используют самые разнообразные по характеру виды игр: учебно-прикладные, интеллектуальные, развивающие, обучающие.

Таким образом, игры связаны со всеми сторонами формирования личности и способствуют всестороннему развитию.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для ребенка. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элементы творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

К творчеству относятся, декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества.

Учащиеся моей группы очень любят смотреть театрализованные постановки. Но так как в нашем городе нет своего театра, а коллективы театров из других городов не часто приезжают в наш город, мы с ребятами сами устраиваем театрализованные сценки для себя.

Для этих целей у нас имеются маски.

После каждой инсценировки ребята заряжаются положительной энергией и получают массу приятных впечатлений.

Кружковая работа объединяет ребят для занятий в предметных, творческих, технических, спортивных кружках и секциях. Цель работы кружков - вводить воспитанников в мир науки и техники, развивать творческие способности и дарования, формировать у них практические умения и навыки, учить использовать знания, полученные в кружковой работе, на уроках.

В нашей школе работают 6 кружков :

Таким образом, досуговая деятельность воспитанников ценна тем, что создает условия для эмоционально - психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику и физическое развитие и здоровье ребенка.

Благодаря нашей совместной работе, дети чувствуют себя равноправными членами современного общества. Ребята всегда с удовольствием посещают кружки, участвуют в мероприятиях. Если в учебе воспитанники и испытывают трудности, то в досуговой деятельности они могут проявить себя и раскрыть свои способности.

Таким образом, досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но и важной сферой социализации воспитанника.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Досуговая деятельность дошкольников в каникулярные дни Досуговая деятельность дошкольников в каникулярные дни.. Без достаточного отдыха человек быстро истощает силы и оказывается неспособным.

Досуговая трудовая деятельность старших дошкольников Бабенко Оксана Владимировна, Воспитатель высшей категории МДОУ детский сад № 46, г. Комсомольск-на-Амуре Досуговая трудовая деятельность.

Культурно-досуговая деятельность в детском саду Культурные потребности личности – собственно человеческое начало в человеке, средоточие национальных ценностей (красота, добро, истина и.

Патриотическое воспитание в 3–4 классе в школе-интернате для глухих

Патриотическое воспитание в 3–4 классе в школе-интернате для глухих В группе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Задачи: -Формирование личности как активного гражданина -Воспитание у обучающихся.

Видео и сценарий праздника к 8 Марта в школе-интернате Сценарий 8 Марта Сценарий 8 Марта (Звучат фанфары, выходят ведущие) Ведущий 1: Добрый день, дорогие гости нашего зала: Дорогие мамы, леди,.

Сценарий празднования Масленицы в школе-интернате 4 вида

Сценарий празднования Масленицы в школе-интернате 4 вида Подготовила: воспитатель Огурцова И. В. Праздник проводится учащимися 2 класса "А", предназначен для учащихся с 1-го по 12 классы. Цели:.


В стенах школы созданы благоприятные условия для полноценного осуществления воспитательной работы с воспитанниками.

Цель воспитательной работы школы: создание оптимальных условий для развития, коррекции, самореализации социально-адаптированной личности, востребованной в современном обществе.

Основными задачами воспитательной деятельностишколы-интерната на текущий год являются:

-активизация и разнообразие форм и методов воспитательной работы в школе-интернате, направленных на формирование ключевых жизненных компетенций воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

-формирование у обучающихся, воспитанников стремления к здоровому образу жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих как основополагающей жизненной компетенции;

-создать оптимальные условия для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами;

-способствовать успешной социализации школьников через их включение в различные виды межличностных отношений в практической деятельности.

Занятия по интересам

Система занятий по интересам в нашей школе представляет возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника и до учащихся старших классов. Работа всех занятий по интересам способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей. Она обеспечивает интерес и развитие трудолюбия, коммуникабельность, способствует ведению здорового образа жизни.

Цель данных занятий - организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития механизмов компенсации.

Результативность воспитательной работы в данном направлении отмечается ростом мастерства, творческой активности учащихся.

Автор: Кошелева Светлана Юрьевна

Населенный пункт: Курганская область, г. Шадринск

Слайд 1

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Слайд 2,3

Слайд 4,5

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами.

Слайд 6

В ходе таких занятий дети учатся применять бумагу, различающуюся по толщине, фактуре, текстуре и цвету, используя разные способы обработки бумаги. Этот вид деятельности способствует воспитанию усидчивости, четкости и аккуратности в работе.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Здесь детям предоставляется возможность принять участие в КТД.

Слайд 11

Технология коллективных творческих дел обеспечивает демократичность поведения всех участников воспитательного процесса, помогает воспитанникам проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, повышает самооценку, развивает ответственность, уверенность в себе, чувство взаимопомощи, дает опыт работы в коллективе. А именно это и является своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе, и в итоге формирует детский школьный коллектив.

  • вид деятельности не только увлекателен, но и познавателен.

Слайд 12,13

  • таких мастер-классов – это смена обстановки, воспитание культуры поведения, способ накопления опыта социального общения. =\=

Результат кружковой деятельности должен быть конкретен, нагляден, иметь общественное значение (социальный аспект).

Слайд 14

Успехи вызывают чувство радости, сознание своей нужности, полезности, чувство гордости за свой выполненный труд , возможность самовыражения, чувство уверенности в своих силах и способностях, а сам ребенок обретает статус успешного человека в глазах сверстников, педагогов и родителей.

Поощрения делают желание заниматься кружковой работой более устойчивым и способствуют формированию у ребенка стремления и дальше совершенствовать приобретенные им в кружке умения и навыки.

Воспитательное значение кружковой работы в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья колоссально, потому как рациональная организация внутри школьной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.

Слайд 15

Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Но творческими личностями не рождаются, а становятся в процессе специально организованного обучения, упорного и кропотливого труда.

И сделать память о детских годах светлой, радостной, жизнеутверждающей – задача достойная каждого педагога.

Онлайн-книги

Приморский край

Пограничный район

п.Пограничный


Составители:

воспитатели первой квалификационной категории

Фокина Наталья Николаевна

Давыденко Ирина Сергеевна

Приморский край

Пограничный район

п.Пограничный

2012-2013 уч.год

Пояснительная записка.

Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями является строгое соблюдение распорядка дня в школе-интернате. Для этого необходимо воспитать у детей нравственные, эстетические и трудовые навыки, приучить их к порядку, выработать у детей жизненно необходимые привычки. Подлинное усвоение нравственных норм поведения, трудовых навыков, рациональных приемов организации своей работы детям с особыми образовательными потребностями доступно лишь через конкретную практическую деятельность. Принцип дифференцированного подхода к таким детям, широко используемый в их обучении на уроках и во внеклассной работе образовательно-познавательного характера, в равной степени обязателен и для воспитательной работы, связанной с выполнением распорядка дня в школе-интернате.

Как известно, утренняя зарядка , помимо решения оздоровительных и гигиенических задач, является, воспитывающим, дисциплинирующим моментом, правильная организация которого во много определяет настроение и общий тонус всего рабочего дня. Эффективность зарядки в значительной степени зависит от того, насколько ребенок психологически и организационно подготовлен к занятиям. С первых дней пребывания детей в школе-интернате их надо подготовить к тому, что зарядка необходима для их здоровья, для формирования осанки, ловкости в движениях и т.п. Время, отводимое для утренней зарядки младшим школьникам и старшим, должно быть различно. Все это следует учитывать при составлении общешкольного распорядка дня.

Огромное значение для воспитания навыков и привычек, необходимых для самостоятельной жизни, имеет продуманная систематическая работа по формированию гигиенических навыков. Прежде всего, начинают с обучения правильному выполнению утреннего и вечернего туалета. Часы, отведенные для этих целей режимом дня школы интерната, используются воспитателями для практического показа, контроля и помощи в овладении необходимыми навыками. В часы утреннего и вечернего туалета воспитатель организует свое время так, чтобы иметь возможность непосредственно осуществить на практике контроль над тем, как дети претворяют в жизнь те знания, которые они получили во время бесед на специальных занятиях. Многим надо будет вновь повторить отдельные требования, показать соответствующие рациональные приемы, дать характеристику выполненного. Такая тщательная подготовка, обучение и контроль над выполнением каждым воспитанником группы всех санитарно-гигиенических требований должна осуществляться лишь впервые дни пребывания новых учеников в школе-интернате. Уже с самого начала воспитателю видно, что уровень подготовленности детей различен, различны и их возможности. Поэтому при организации работы с группой воспитателю следует продумывать свою работу с каждым учеником дифференцированно, с учетом его возможностей. Наиболее неприспособленных детей надо держать под непосредственным контролем и оказывать им практическую помощь. Необходимо также постоянно помогать в выполнении соответствующих действий тем детям, у которых отмечается двигательная расторможенность или нарушение эмоционально-волевой сферы. При этом тех детей, которые сравнительно легко овладевают необходимыми умениями и навыками, целесообразно привлечь к оказанию помощи в организации контроля над действиями остальных детей и показа им отдельных элементов выполняемой деятельности.

Как правило, основная утренняя уборка спальных комнат осуществляется в школе-интернате самими воспитанниками. Однако многие младшие школьники в течение продолжительного времени не могут самостоятельно аккуратно застелить постель. Их надо терпеливо учить этому, не только используя утренние часы, но проводя специальные практические занятия во внеурочное время. В этот период подход к оценке внешнего вида спален малышей должен быть дифференцированным. Следует оценивать стремление детей выполнить работу по самообслуживанию хорошо и самостоятельно. Даже небольшие успехи детей в освоении навыков самообслуживания воспитателям необходимо отметить и положительно оценить.

Организация режима нуждается в очень тщательном продумывании с точки зрения выбора наиболее рациональных приемов и форм работы. Прежде всего, одним из главных условий успешного выполнения режимных моментов является создание такой спокойной рабочей обстановки, когда все дети знают, что и как им надо делать. Среди детей с особыми образовательными потребностями есть определенное количество детей расторможенных, возбудимых. От того, как у них начнется день, во многом зависит и все его продолжение: их самочувствие, результативность обучения, характер их участия во внеурочной деятельности и многое другое. Состояние и настроение отдельных детей существенно влияет и на всех остальных учащихся в связи с этим можно подчеркнуть особую важность создания спокойной, доброжелательной, деловой обстановки в течении дня дня.

Используемая литература

Г.М. Дульнев “Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе”.

Читайте также: