Цель создания школьной газеты

Обновлено: 03.07.2024

Рекомендации по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в организациях общественного питания и пищеблоках образовательных организаций.

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания.

Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

Газета остается самым простым и доступным школьным изданием, и потому многие образовательные учреждения начинают свою издательскую деятельность именно с газеты, осваивая затем и более сложные формы. Часто инициатива создания школьной газеты исходит от учеников, но руководить процессом предстоит взрослым. В школе обязательно есть организация, которая находится в самом центре событий, например: Совет старшеклассников, Актив и др. Именно ее члены будут участвовать в наполнении газеты интересной информацией.

Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.

Цель создания школьной газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании.

Итак, у вас появилась идея – создать школьную газету. Тут главное - тщательно продумать концепцию издания. А это значит, что в вашей газете должны быть свежие идеи – новые способы подачи старых тем и новые темы, поданные со вкусом. Задайте себе следующие вопросы: Что нужно освещать в газете? Как это следует делать? Каким образом газета сможет ответить на запросы своих читателей? И, наконец, одна маленькая хитрость – никогда не стесняйтесь украсть хорошую идею.

Но при этом помните: практика копирования других школьных газет для хорошего издания неприемлема. Найдите свои специфические формы информационной работы. Газета должна быть поставщиком интересной информации, со свежим, оригинальным, неожиданным взглядом на тему.

Приступая к созданию газеты, учтите характерную особенность школьного издания – его теснейшую связь с читателями. Газета является самым близким для учащегося изданием. Ребята должны воспринимать газету как свою, родную, в которую всегда можно обратиться со своими проблемами, написать. Успех школьной газеты зависит именно от связи с аудиторией.

Название организации-заявителя, образовательного учреждения : МБОУ Заиграевская СОШ.

Адрес : Р.Бурятия. Заиграевский район п Заиграево ул Октябрьская 4

Автор проекта : Вашагин Вадим

Руководитель проекта : Горбачёва Т.А.- учитель русского языка и литературы

Год составления 2019 г.

Проект способствует формированию условий для развития творческих способностей детей и подростков.

Школьная жизнь как поток: разнообразна, стремительна и напряженна. Дети не столько учатся, сколько живут в школе. То же можно сказать и о многих учителях, которые отдают все свое время и силы образованию и воспитанию. Хочется жить осмысленно, перерабатывая чужой опыт и делясь своим. Нужен обмен информацией, оценками, впечатлениями. В конце концов, следует развивать природные таланты не только в научной области, но и художественной.

С каждым годом СМИ играют все большую роль в жизни человека. Они не только несут определенную информацию, развлекают, но и формируют мироощущение человека, задают стереотипы его поведения. Особенно большое влияние СМИ оказывают на формирование личности детей и подростков.

С каждым годом появляется все больше периодических изданий для детей и подростков. Все они замечательные, но хотелось бы иметь именно школьную газету, в которой освещались бы важные и значительные события в жизни школы, села, района. Газету, рассказывающую о замечательных людях, живущих в посёлке Заиграево, об успехах и проблемах подростков, а также пропагандирующую здоровый образ жизни.

Важную роль школьной газеты отмечают и сами школьники.

а) положительно – 92%

б) отрицательно – 2%

в) не определили своего мнения по данному вопросу – 6%.

Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что большая часть опрошенных признает необходимость издания школьной газеты.

Актуальность этого проекта состоит в том, что он способствует привлечению подростков к участию в работе СМИ, в частности, издание периодики, а также играет роль в выборе профессии. Реализация данного проекта позволяет создать базу для развития творческого потенциала детей и подростков.

  1. Содействие формированию и развитию творческих способностей детей и подростков МБОУ Заиграевская СОШ путем издания школьной газеты.
  2. Профориентация школьников
  3. Развитие ученического самоуправления.
  1. Организовать практическую общественно значимую коллективную деятельность.
  2. Привлечь внимание общественности к проблемам детей и подростков.
  3. Повысить информационную культуру участников проекта.
  4. Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, верстальщик, корректор.

Механизм реализации проекта

Подготовка детей и подростков проводится в форме тренингов, учебных занятий, мастер-классов специалистов, участия в работе районной журналистской школы.

В процессе обучения участники проекта делятся на рабочие группы:

  • Корреспонденты – сбор информации.
  • Редакторы – подготовка материалов, контроль работы журналистов, отсев ненужной информации.
  • Верстальщики – приобретение навыков компьютерной полиграфии.

После выхода в свет первых номеров будет проведен социологический опрос среди детей, подростков, родителей.

Дальнейшая работа пресс-центра корректируется с учетом мнений читателей.

План реализации проекта

1.Подготовительный октябрь-ноябрь 2016

Поиск решения проблемы отсутствия внутришкольной газеты для детей и подростков

Принятие решения об издании школьной газеты

2. Теоретический декабрь-февраль 2016-2017

Подготовка детей и подростков к реализации проекта

- обучение основам издательского дела;

- знакомство с компьютерной программой Microsoft Office Publisher 2003

- занятия с руководителями и авторами проекта, психологом;

- распределение обязанностей в пресс-центре (редакторы, корреспонденты, верстальщики) в соответствии с желанием и способностями каждого ребенка

- информирование детей и подростков о работе пресс-центра;

- создание актива редколлегии, выбор детьми приоритетных направлений деятельности

- выбор тематики газеты;

- сбор информации для газеты;

- реклама пресс-центра, анонс.

- обсуждение и выбор тематики будущей газеты;

- подготовка, корректировка заметок в газету;

- участники проекта пробуют свои силы в реальной работе;

4. Организационно-обобщающий сентябрь-май 2017-2018

Итоги социологического опроса после выхода первых номеров следующие: из 135 опрошенных респондентов положительно относятся к изданию школьной газеты, регулярно читают и с интересом ждут очередного выпуска – 68%, не определили своего отношения к изданию школьной газеты – 32%.

План оценки эффективности деятельности, проводимой по проекту

По итогам реализации проекта будет проведена аналитическая работа среди детей и подростков с целью изучения результатов работы школьного пресс-центра.

  1. Востребованность проекта, охват детей и подростков, привлечение общественности, специалистов.
  2. Состояние эмоционально-деловых отношений участников проекта.
  3. Уровень информационной культуры участников проекта.
  4. Качество и профессионализм газет, созданных в рамках проекта.

Формы информирования руководителя

  • Итоговая аналитическая справка
  • Изучение результатов творческой деятельности участников проекта.
  • Отклики в районной газете.
  1. Создание школьного пресс-центра.
  2. Обучение детей и подростков азам журналистской профессии и компьютерной верстке.
  3. Повышение информационной культуры участников проекта.
  4. Привлечение внимания общественности к проблемам детей и подростков.
  5. Приобретение участниками проекта навыков социального поведения и применения их в повседневной жизни.
  6. Сплочение детского коллектива, развитие творческих способностей детей и подростков, саморазвитие, самовыражение личности на основе познавательной деятельности.
  • Привлечение большего числа детей и подростков к реализации проекта.
  • Участие в пропаганде работы пресс-центра.
  • Организация регулярного издания школьной газеты.
  • Передача накопленного опыта детям, желающим принять участие в работе пресс-центра.
  • Объединение в едином информационном пространстве детей и подростков поселка и района.
  • Сотрудничество с издательствами других школ.
  • Освещение работы пресс-центра в средствах массовой информации.

Партнерство в рамках инициативного проекта

Связь проекта с другими программами

Схема взаимосвязей по проекту














-Бурлакова Ольга Васильевна, директор МБОУ Заиграевская СОШ

Автор проекта – Вашагин Вадим

Главный редактор проекта - Вашагин Вадим

Куратор – Горбачева Татьяна Алексеевна

- Материально-техническая база МБОУ ЗСОШ (ПК, программное обеспечение, лазерный принтер, цифровая фотокамера, брошюровщик (для подшивки), презентационное оборудование , т.к. считаем полезным презентовать свое издание)

- Выход в Интернет

- Средства на повышение квалификации.

Расходы немалые, но МЫ ПРЕДЛАГАЕМ

  • Выпускать 1 номер в месяц. Всего 10 номеров в год.
  • Установить розничную цену на один номер 10 рублей.
  • Установить подписную цену 8 рублей за 1 номер, тогда стоимость годовой подписки для начальной школы составит 80 рублей
  • Авторам публикаций дарить номер с опубликованным материалом.

О ШКОЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Школьные печатные средства массовой информации издаются согласно Закону РФ от 27.12.91 № 2124-1 "О средствах массовой информации".

1.2. Школьные СМИ являются информационными, публицистическими, художественными печатными изданиями.

2. Основные цели и задачи школьных СМИ

Школьные печатные СМИ предназначены для воспитания творческих, всесторонне развитых, активных, социально зрелых личностей. Журналистская деятельность имеет огромное практическое и профориентационное значение для учащихся школы, способствует умению находить в жизни нравственные ориентиры.

3. Порядок издания печатных СМИ

Печатные средства издаются в течение года. Периодичность и тираж устанавливаются членами редакционной коллегии в соответствии с социальным заказом и возможностями корреспондентов.

4. Организация работы над печатным изданием

4.1. Работа над школьным СМИ осуществляется на заседаниях редколлегии, на которых, определяется периодичность выхода, содержание, объем издания.

4.3. Организация учебного процесса регламентируется расписанием занятий, утверждаемым директором школы.

4.4. Содержание занятий определяется программой кружков, утвержденных на заседании педсовета.

4.5. Периодичность выхода издания –один раз в месяц в течение учебного года (с сентября •: июнь). 10 номеров в год..

4.6. Объем издания - не более 6 полос.

4.7. Тираж издания – 30 и более экз. (по решению редакционной коллегии).

5. Кадровое обеспечение

Работу над изданием организует Главный редактор, руководитель кружка "Юный журналист". Ответственным за оформление издания является технический редактор, руководитель информационно-технического кружка.

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ


1. Структура объединения

2. Расходование средств, полученных от продажи издания и проведения лотерей и конкурсов

Газета работает по принципу самоокупаемости. Прибыль используется в качестве призового фонда для конкурсов, проводимых на страницах газеты. Контроль за расходованием средств ведет редакционная коллегия.
Примечание: Часть каждого тиража составляют подарочные экземпляры, количество их утверждается редакционной коллегией по представлению необходимых данных.


3. Публикация рекламы на страницах газеты.


4. Члены школьного творческого объединения обязаны:

Периодически отчитываться о проделанной работе.
Не разглашать содержание готовящегося к печати номера.
Помогать друг другу в подготовке материалов для газеты.
Ставить общее дело выше личных амбиций.


5. Члены школьного творческого объединения имеют право:

Итоговая аналитическая справка по результатам анкетирования

Учащиеся МБОУ Заиграевская СОШ считают, что издание школьной газеты:

  • Позволило создать в школе воспитательные центры по интересам;
  • Помогло приобрести навыки общения,
  • Выработать личную ответственность,
  • Сплотить и скоординировать действия ученических коллективов
  • Позволило выявить свои возможности и реализовать их;
  • Способствовало выявлению лидеров;
  • Повысило уровень воспитанности учащихся;
  • Дало свободу мысли;
  • Сделало уверенным в своих силах.

Учителя МБОУ Заиграевская СОШ считают, что издание школьной газеты:

  • Учащиеся должны принимать участие в издательстве школьной газеты;
  • Активные, талантливые дети стимулируют профессиональный рост учителя;
  • Делает учащихся более организованными, собранными, самостоятельными, приучает к ответственности;
  • Будет более успешным, если учащиеся осознают цели коллектива как свои личные;
  • Способствует созданию условий для самореализации личности;
  • Формирует культуру общения.

Родители МБОУ Заиграевская СОШ считают, что издание школьной газеты:

  • Главный показатель работы школьного издательства – развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений
  • Сплачивает коллектив
  • Вовлекает как детей, так и родителей в управление школой
  • Дает детям свободу выбора – самый простой шаг к развитию творческой мысли

1. Вовк Елена “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004

2. Компьютерные телекоммуникации – школе. Под ред. Е.С.Полат - М., 1995

3. Корконосенко. С.Г. Основы журналистики. Москва. 2002

4.Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения.// Школьный психолог. 2003 - №25-26 – с.20-21

5. Педагогическая лоция. Издательство в учебном заведении / Специальное приложение к журналу “Лицейское и гимназическое образование” 2004/2005 уч. год

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работ представлен проект по созданию школьной газеты. Описываются этапы и методы реализации проекта.

Тема проекта:

Образовательное учреждение:

Проблема
Отсутствие в школе своего печатного издания.

Актуальность проекта

а) положительный ответ – 89%

б) отрицательный ответ – 4%

в) не определились с ответом – 7%.

Предмет проекта

Создание школьной газеты.

Выдвижение гипотезы

В итоге работы мы хотим создать интересную для всего школьного сообщества школьную газету.

При этом мы ставим перед собой цель: привлечь учащихся школы к добровольческой деятельности, развить ученическое самоуправление посредством создания школьных СМИ.

Задачи:
- способствовать творческой самореализации;

- обучиться азам журналистики, верстки газеты, написанию статей, умению делать репортажи, фотографировать;

- осуществлять принцип сотрудничества и сотворчества;

- развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать патриотические чувства, дать возможность участникам проекта почувствовать свою личную значимость;

- развивать самостоятельность и инициативность учащихся.

Создавая проект мы, прежде всего, надеялись на активное участие школьников и учителей в её создании.

Участники проекта:

группа учащихся из 7 класса; помощники – учащиеся школы, учителя.

Продолжительность проекта:

Ожидаемый результат:

Повышение социальной активности учащихся.

Развитие ценностной ориентации учащихся.

Развитие познавательной активности.

Повышение интереса к знаниям.

Развитие эстетических вкусов учащихся.

Развитие партнёрских отношений: обучающиеся –педагоги – родители.

Осознанный выбор профессии.

Механизм реализации проекта:

Данный проект подразумевает организацию издательской деятельности на базе нашей школы силами учащихся при поддержке учителей, специалистов школы.

Во время реализации проекта участники делятся на рабочие группы: корреспонденты – сбор информации; редакторы – подготовка материалов, контроль работы журналистов, отсев ненужной информации; верстальщики – приобретение навыков компьютерной полиграфии.

С учетом мнений читателей будет корректироваться дальнейшая работа пресс-центра. Реализация данного проекта необходима, прежде всего, для формирования у учащихся знаний, умений и навыков работы с различными видами информации, принимать, редактировать материал, умение рассуждать, умение общаться с людьми, анализировать события, обрабатывать графическую информацию, искать необходимую информацию в различных изданиях, а так же в сети Интернет. В газете будет представляться материал, как из школьной жизни, так и информация, взятая из Интернета, из различных источников.

План реализации проекта:

Этап проекта

Мероприятие, форма

Промежуточный результат

Выявлены актуальные проблемы школьного сообщества

Создание творческой команды.

Работа в группах, собеседования с учащимися, деловая игра.

Из числа учащихся 7 класса сформирована проектная группа, разработана концепция газеты, положение о газете, определен функционал каждого участника.

Определение стиля газеты.

Работа в проектной группе, работа с литературой, Интернет – ресурсами.

Определить содержание, стиль газеты, ее форму, название, с какой частотой будет выходить газета, каков предполагаемый формат и объем газеты.

Разработка плана работы пресс-центра.

Практическая работа с программами: MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Word, MS PowerPoint, MS Excel, MS Paint, AABBYY Fine Reader; с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером;

План работы пресс-центра.

Схема организации выпуска газеты.

Определение темы. Объединение статей учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

Создание макета первого номера газеты

Работа над выпуском газеты

Обработка материалов, подготовка публикаций, верстка газеты (создание 1 полосы, журнал. жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки), печать газеты.

Выпуск первого номера газеты.

Выпуск последующих номеров газеты

Обработка материалов, подготовка публикаций, верстка газеты, печать газеты.

Выпуск текущих номеров газеты

Этапы реализации проекта.

1 этап – Подготовительный.

Выявление проблемы, формулирование темы, целей и задач, сбор и изучение необходимой литературы, в том числе нормативных документов. Анкетирование учащихся, деловая игра.

2 этап - Создание творческой команды. Распределение функциональных обязанностей по выпуску газеты.

Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. В редакционную коллегию входит группа учащихся 7 класса. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса. Учредителем газеты является 7 класс.

Распределение редакционных обязанностей.

1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты)

2. Главный редактор.

3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).

4. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи).

5. Фотокорреспонденты (учащиеся увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).

6. Корректоры (учащиеся, хорошо знающие русский язык, учителя русского языка).

7. Верстальщики (учащиеся (учитель), умеющие работать на компьютере, необходимо знание программ: MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Word, MS PowerPoint, MS Excel, MS Paint, AABBYY Fine Reader).

3 этап - Определение стиля газеты. До начала издания необходимо хорошо обдумать и прийти к общему мнению относительно того, какую газету мы собираемся выпускать? Определить содержание, стиль газеты, ее форму, название, с какой частотой будет выходить газета, каков предполагаемый формат и объем газеты.

4 этап - Разработка плана работы пресс-центра.

провести учредительное собрание для создания журналистского объединения;

разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;

разработать положение о школьной газете;

выбрать название газеты;

предоставить возможность начинающим журналистам ежедневно пользоваться компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты;

презентация первого номера;

способствовать расширению школьной газеты (кол-во страниц и экземпляров, членов) – постоянно;

регулярный выпуск школьной газеты 1 раз в четверть.

5 этап - Схема организации выпуска школьной газеты.

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

6 этап – Работа над выпуском газеты (создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки). "Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" Ответы будут различаться в зависимости от направленности издания. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо яркое событие; рассказать о решении администрации, властей. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Первая полоса газеты - это ее витрина.

Верстка остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.

Статьи имеют свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть.

Финансовое и материально-техническое обеспечение проекта.

Технические средства для работы:

Компьютеры, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат.

Используемые медиаресурсы

Работа с программами: MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Word, MS PowerPoint, MS Excel, MS Paint, AABBYY Fine Reader ресурсы, сети Интернет, школьного сайта.

Cегодня от выпускников школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания.
Особенно это касается подростков, которые в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни. А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления (курение и т.п.).
Исходя из этой необходимости — включения взрослых форм деятельности в учебный процесс, — мы решили выпускать газету.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ


Идея создания газеты в школе не нова. Во многих образовательных учреждениях существуют и собственные периодические издания, и радиоточки. Особенностью нашей работы является то, что она построена на концепции подростковой школы, автором которой является экспериментальная площадка Московской ассоциации развивающего обучения (МАРО) под руководством Б.Д. Эльконина.
Это обстоятельство не просто делает нашу работу теоретически обоснованной, а наполняет ее особым содержанием, позволяющим обыкновенное дело (давно известное, может быть даже традиционное) сделать адаптационным пространством для перехода в мир взрослых.
В основу своего проекта мы положили рамочный подход в постановке цели, предложенный Б.Д. Элькониным. Суть его заключается в том, что каждая цель имеет горизонт действия и является определенным этапом в достижении одной общей цели — предельной рамки.
Всего представлено шесть областей.
Первая (это и есть предельная рамка) — антропологическая. Предполагает развитие определенного типа человека.
Вторая — культурно-возрастная — связана с решением проблемы личного действия подростка, такого действия, которое позволило бы выпускнику найти свое место уже во взрослом мире.
Третья — рамка приобретения инструментальных знаний, с помощью которых можно проектировать нечто новое.
Четвертая — конкретное действие подростка, связанное с выражением собственной точки зрения.
Пятая — область деятельности учащихся, связанная с исследованием, решением задач, сочинительством.
Шестая — просто участие школьников в практической деятельности.
Рамочный подход в постановке цели дает возможность, с одной стороны, видеть перспективу своей деятельности, а с другой — действовать в тех пределах, которые на сегодняшний день доступны. Это удерживает от надрыва в работе, ненужного стремления к достижению тех высот, которые еще чужды самим подросткам, но желаемы для взрослых.
Структура работы позволяет сохранить спонтанность деятельности учащихся, благодаря которой любое дело становится живым.
Наличие большого количества функциональных сторон, динамичность и разноплановость проекта позволяют включить в него неограниченный круг участников.
Принимаются и индивидуальные, и коллективные труды.
За четыре выпуска газеты в проекте участвовало 25 школьников в качестве журналистов, верстальщиков, разносчиков газет.
Данная деятельность позволяет решить как межличностные проблемы учащихся, так и внутриличностные конкретного подростка. Мы уже являлись свидетелями подобных изменений и готовы признать, что гипотеза о развивающем характере подростковой школы действительно имеет практическое подтверждение.
И еще очень важный момент. Данная деятельность меняет характер взаимоотношений между взрослыми и подростками (учителями и учащимися, родителями и детьми). Уже сейчас мы видим зарождение основ сотрудничества. Мы надеемся, что нам хватит сил вырастить их до атмосферы сотрудничества во всей школе, основанной на взаимоуважении и взаимной ответственности.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрим цели подростковой школы и соотнесем их с концепцией школьной газеты.

1-я область — антропологическая (предельная) рамка.

  • умение делать выбор и принимать решения;
  • умение быть ответственным за эти решения, за себя и за свои поступки;
  • умение быть автономным.

Последнее умение особенно важно, так как для большинства российских людей характерно стремление к противоположному полюсу шкалы — к глубинному душевному контакту с другим человеком. Но из-за отсутствия культуры автономии любая потеря партнера оборачивается для человека трагедией.
Кроме того, предельной целью является формирование такой мотивации, когда человек, выходя из стен школы, осознает свое место в жизни.

2-я область — культурно-возрастная рамка

3-я область — логико-эпистемологическая рамка (приобретение инструментальных знаний)

Подростковое знание — это активное знание, то есть знание-средство. С помощью знакомого понятия подросток пытается опробовать нечто новое.
Моделирование должно стать основным действием в обучении подростка (Давыдов В.В., Репкин В.В.), а модель — основным предметом и несущей конструкцией обучения. Согласно идее подростковой школы, превращение объектного знания в инструментальное составляет нерв обучения.
Практически все элементы работы по созданию очередного номера газеты связаны с подобным превращением. Например, подготовка материала для печатания.
Сочинение стихов требует более глубоких знаний по литературе, и учащиеся 6–7-х классов (именно они больше всего сочиняют стихов) начинают консультироваться у учителей по поводу ритма, правильного подбора слов и т.д.
Им приходится обращаться к литературным источникам, произведениям классиков и уже там находить образцы стихосложения.
Учащиеся старших классов в своих статьях, исследуя определенный вопрос, используют знания по истории, экологии и другим предметам.
Компьютерная верстка позволяет не только реализовать знания по информатике, но и пополнить их.
Необходимость добиться окупаемости издания, да еще и заработать, заставляет задуматься о тематике статей, форме их изложения, чтобы на газету был спрос. В данном случае используются знания по экономике. Именно детям принадлежит идея привлечения спонсоров и размещения их рекламы.

4-я область — рамка способа действия

Деятельность по созданию газеты является той ситуацией, благодаря которой опробуются выстроенные ранее схемы. Это может быть схема по созданию своего дела, взаимодействия с внешним миром и т.д.
В целом данная практическая деятельность является моделированием ситуаций взрослой жизни, позволяющих преобразовывать свои знания, наблюдения, точку зрения в некое произведение, печатный материал, отражающий мнение определенной возрастной группы.

5-я область — типы работ в подростковой школе

В подростковой школе выделяется четыре основных типа работ.
1-й тип — изучение, исследование;
2-й тип — продуктивные формы (сочинительство, живопись);
3-й тип — решение задач;
4-й тип — доказательства и техники рассуждения.

В нашей практической деятельности используются типы 1, 2 и 4. На сегодняшний день наша работа находится в пределах данной рамки.
Отдельным учащимся удается отразить с помощью статьи свою точку зрения, позицию. Под позицией понимается не просто мнение учащегося, о котором он заявляет, а творчество, в котором отражается определенное видение жизни.

6-я область — рамка техник работы

Согласно идее подростковой школы — это включение своего действия в действия других. В данном случае — это само участие в практической деятельности, определение своей роли в ней.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ф. ШВЕЦ,
педагог-психолог,
п. Лучегорск,
Приморский край

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерный перечень тем выпусков газет

1. Знакомство
— с начальными классами;
— с классами среднего звена;
— со старшими классами;
— с различными службами в школе, направлениями работы: спортивной деятельностью, экологическим движением, правовой школой и т.д.;
— с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).
2. Подготовка к празднику.
Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются подростками (например, День святого Валентина).
3. Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.).
4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).

Целью создания школьной газеты является раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды. Создание школьной газеты продиктовано активным внедрением ФГООС, которые предполагают формирование творческого, интеллектуально и социально развитого субъекта.

Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей, это школьная летопись.

Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими традициями и течением жизни. Мы не освещаем проблемы, мы освещаем саму жизнь, которая, к сожалению, состоит, в том числе, и из проблем.

Для развития школьного издательского дела должны быть объединены усилия администрации школы и редакции. Школьное издание – дело общее. Исходя из многолетнего опыта выпуска школьной газеты, можно сформулировать несколько этапов:

1 этап – Создание команды единомышленников.

2 этап – Определение духа газеты.

3 этап – Схема организации выпуска школьной газеты.

4 этап – Верстка газеты.

Часто инициатива создания школьной газеты исходит от учеников, но руководить процессом предстоит взрослым. И взрослый больше детей понимают, что результатом труда должен быть продукт.

Наш продукт – газета, которую мы выпускаем один раз в месяц. Но этого мало, необходимо создавать ситуацию успеха, чтобы интересно было заниматься одним делом.

Это – конкурсы.

Участвуем во Всероссийском дистанционном конкурсе детского

Материалы представила Иванова Евгения Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №20, г. Новомосковск Тульской области.

Читайте также: