Худая трава бунин краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Глухарь – большой бубенчик в отличие от колокольчика, открытого снизу.
Поярковые валенки – сделанные из шерсти, “руна с ярки, с овцы по первой осени, первой стрижки” (Вл. Даль).
…Захар Воробьев из Осиновых Дворов. – Название деревни не вымышленное.
Здесь бывал Бунин, приезжая в Глотово, он сделал записи в дневнике о своих впечатлениях от встреч с крестьянами этой деревни.
Замашная – см. примеч. к с. 187.
Подрукавный хлеб – см. примеч. к с. 180.
…пыль по дороге как пые – Как пысняк,
Осты вешать. – Ость – щетинистый усик на зернах ячменя, ржи, пшеницы; в данном случае – в мякиш, в отходах после обмолота колосьев и отвеиванья зерна; речь идет о корме для скота.
Церковный титор.- Правильно: ктитор – церковный староста.
Шат – нечистый дух, черт, шайтан. Личарда.
Личарда – персонаж сказки о Бове Королевиче. Яруга – овраг, ручей в овраге. Копье господне.
В первой публикации рассказ назывался “Рана от копья”.
Хамсин – сухой и жаркий ветер в Африке, несущий пыль и песок. Бунин писал об этом по живым впечатлениям своих путешествий по Алжиру в
Бунин писал критику А. А. Измайлову: “Не раз… слышал я от критиков, что я что-то “записываю”, собираю, рассказываю свои семейные предания и т. д…. Когда будете писать обо мне, не говорите, пожалуйста, о моих “записях”, можно ошибиться. “Иоанн” весь выдуман. А вы целый фельетон построили на контрасте выдумки и были” (ИРЛИ (Пушкинский дом), ф. 115, оп.
Горький, по словам А. А. Золотарева, говорил Бунину:
“Иоанн Рыдалец”, как это просто, прекрасно, правдиво рассказано вами. Это вы, это я, это все мы, вся русская литература рыдает денно и нощно, оплакивая злодеяния своих пианов грозных, не помнящих себя в гневе, не знающих удержу своей силе. Вот мне бы хоть один такой рассказец написать, чтобы всю Русь задеть за сердце.
Какой счастливец стал бы я” (Альм. “Наш современник”, 1965, № 7, с. 103).
Юродивый, Иоанн Рыдалец. – Бунин писал в дневнике 8 июня 1911 г.: “…Умер ефремовский дурачок Васька. Похороны устроили ему ефремовские купцы прямо великолепные. Всю жизнь над ним потешались… а похоронили так, что весь город дивился: великолепный гроб, певчие… Тоже “сюжет”.
Этим “сюжетом”, по-видимому, и стал рассказ “Иоанн Рыдалец”.
На Афон сбирается.- Новый Афон на черноморском побережье Кавказа, где был монастырь.
Все цветы от слез пожглись… один табак остался.- Эту легенду Бунин слышал от странника, посетившего его в Глотове. Бунин записал с его слов 19 мая 1912 г.: “…Шла Богородица от креста и плакала, и все цветы от слез ее сохли, один табак остался; вот бог и сказал – жгите его” (“Подъем”. Воронеж, 1979, № 1, с. 117).
В автографе рассказ назывался “Псальма про сироту”. Эту “псальму” Бунин записал в 1896 г. на Днепре. Ее полный текст опубликован в ЛН, кн.
Сермяжная свитка. – Сермяга – от мордовского “сермяг”; одежда из грубого, некрашеного сукна.
Литературную деятельность начинает как поэт. В статьях, написанных в годы юности, подражает Пушкину, Лермонтову.
Интимная и пейзажная лирика составляют основу творчества русского поэта 90-х – 1900-х годов.
Пейзажная лирика отображает жизненную философию автора. Именно природа служит источником творческих идей художника. Поэтому для лирики данного периода характерен мотив бренности человеческого бытия, в противовес вечности и нетленности природы.
Для лирика поэта характерна сдержанность в выражении чувств, многообразие описываемых настроений и почти полное отсутствие художественных тропов.
В своих лирических произведениях автор пускается в раздумья и о любви, и о смерти.
Диапазон лирики довольно широк, однако известность И.А. Бунину принесла проза.
Основными темами ранних рассказов писателя стали – изображение крестьянства и разоряющегося дворянства.
Писатель избегает острых сюжетных событий. Для раннего творчества Бунина характерна плавность повествования, порой даже замедленность. Тексты наполнены сложными ассоциациями и образными связями. Особое значение имеет художественная деталь, которая может рассказать о психологическом состоянии персонажа, красоте и сложности бытия.
1914 – 1916 годы – это время окончательного оформления стиля и мировосприятия в творчестве писателя. В этот период человек – это часть чего-то вечного, которая включается писателем в Космос, но в то же время не теряются бытовые связи, поэтому человек вынужден бороться за счастье неуловимое и хрупкое.
25 января 1920 года Бунин Иван Алексеевич навсегда покидает Россию.
Зарубежная проза писателя насыщена чувством грусти и тоски по Родине. Это случается со многими людьми, которые оказались далеко от родных мест.
Читайте также: