Цель соборных школ в средние века

Обновлено: 04.07.2024

В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ система образования действовала под покровительством церкви, обучение проходило в монастырских и соборных школах. В монастырях организовывалось обучение во внутренней и внешней школе. В первых учились мальчики, которых родители отдавали в монашество; жили они в монастырях. Во внешних школах – обучались дети жителей церковного прихода (мирян).

При кафедре епископа создавались соборныеили кафедральныешколы. Они также делились на внутренние и внешние, в первых готовили священнослужителей, во вторых обучились дворяне и именитые граждане. Более массовое обучение проводилось в приходских школах.

Первая ступень – трехпутье (trivium) – грамматика, риторика и диалектика (начатки религиозной философии).

Вторая ступень –четырехпутье (quadrivium) – арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Венцом наук считалось богословие. Важнейшим принципом обучения была схоластика (scholastikos – ученый, школьный) – привитие четкого следования за изложенной в тексте мыслью. Главным образом изучались религиозные тексты, в которых анализировались догматы христианства.
В ХII веке стали возникать университеты (universitas – совокупность).
Наряду с монастырскими школами в средневековых городах стали создаваться цеховые школы, где дети ремесленников обучались чтению и письму на родном языке, счету и религии; обучение ремеслу велось в семейной или цеховой мастерской. Купцы открывали свои гильдийские школы.

В XV-XVI веках сеть средних учебных заведений развертывается в двух направлениях как классическое и реальное образование. Первое представлено колледжами, грамматическими школами, привилегированными школами public schools в Англии, рыцарскими академиями и гимназиями в Германии, коллежами во Франции. Второе - реальными и профессиональными школами, училищами.

15. Школы в России с 11 века по 18 век

Эти немногочисленные школы открывались при крупных Соборах. В них давался высокий для того времени уровень образования.

В содержание обучения входило: обучение грамоте (чтение и письмо), а также изучение семи свободных искусств:

- тривиума (риторика, грамматика и диалектика);

- квадривиум (арифметика, астрономия, геометрия, музыка).

Составные части тривиума и квадривиума имели совершенно определенное назначение.

Риторика предполагала владение ораторским искусством, необходимым для проведения проповедей. Освоение грамматики было ориентировано на чтение латинских книг. Диалектика (искусство спорить) рассматривалась как инструмент доказательства церковных истин и искусство спорить с еретиками.

Цель изучения арифметики состояла в умении высчитывать церковные праздники, она ограничивалась сложением и вычитанием. В рамках астрономии изучались астрологические знания на основе геоцентрической системы мира. Геометрия была необходима с точки зрения архитектуры. Музыка же сводилась к изучению духовной музыки.

В Средние века постоянно велась борьба с еретиками - за утверждение незыблемости религиозного знания, т.е. против научных данных, противоречащим религиозным догмам.

Особый интерес в культуре Средних веков представляет процесс развития схоластики, которая считалась наукой. Стержень схоластики – утверждение научных основ религиозных знаний, доказательство истинности церковных догм.

Схоластика проявляла себя как в средневековых школах, так и университетах. Остановимся подробнее на взглядах наиболее интересного ученого-схоласта – Фомы Аквинского.

Фома Аквинский – авторитетный средневековый философ. Он развивал научные основы религиозного знания, пытался синтезировать науку и религию. Фома Аквинский утверждал, что знание и вера могут существовать в единстве. Знать тождественно верить. И наоборот. Разрабатываемая им философская система была названа томизмом (философия религии). Согласно этой системе, религия есть наука, что, конечно, неверно.

Воспитание рыцарства (светских феодалов)

Рыцарство утверждало свое господство силой оружия. Это обстоятельство и определяло основную направленность рыцарского воспитания – умение владеть оружием. Однако воспитание рыцаря носило не только физический, но и нравственный характер. Это обуславливалось необходимостью рыцаря верно служить своему сюзерену, а главное – быть верным сыном Церкви.

Предполагалось три ступени воспитания:

- от рождения до 7 лет – домашнее воспитание;

- от 7 до 14 лет – поступление в услужение к жене своего сюзерена (мальчик становился пажом);

- 14-21 год – служба оруженосцем своего господина: будущей рыцарь сопровождал сюзерена в военных походах.

Воспитание заканчивалось обрядом посвящения в рыцари.

В течение всех этих периодов молодой человек осваивал семь рыцарских добродетелей, а именно: умение охотиться; ездить верхом; плавание; фехтование; умение владеть копьем, мечом и луком; шахматы; стихосложение.

Основу моральных норм и отношений в системе рыцарского воспитания определяла война, служение Богу, верность сюзерену. Но при всей привлекательности моральных норм реальные отношения в рыцарской среде оставались жестокими. Велась постоянная война кланов, предпринимались крестовые походы, происходил постоянный процесс подавления волнений низших сословий. В этот период истории оправдывался культ силы, хитрости, обмана. При этом нравы оставались весьма примитивными (вилку, например, в то время еще не изобрели).

При храмах и монастырях нередко открывались так называемые соборные школы. Обучение осуществляли на латыни, так как этот язык являлся языком науки.

В соборных школах преподавали следующие предметы: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Отличительная черта соборной школы: там не существовало деления по возрасту на классы.

Предметы делились на две ступени:

1 ступень: грамматика, риторика, диалектика;

2 ступень: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Проводилось обучение церковным таинствам, как правило, после успешного освоения 2 ступеней.

Образование в средние века

В период средневековья носителем и хранителем знаний было церковное сословие. При церковных приходах и монастырях существовали школы в которых давали начальные знания. Преподавателями были священники и монастырские клирики.При приходском храме школа называлась церковно - приходской, а при монастыре - монастырской. Уровень преподавания сильно зависел от знаний священника - преподавателя.

Преподавали грамматику, письмо, арифметику, учили наизусть псалмы из Псалтыри. Основным предметом было богословие.

В Европе в ХI веке, кроме сословия крестьян и знати, появились сословия рыцарства и бюргерства. Феодалы стремились к изящному быту и "вежественному обхождению". Чтобы поддерживать порядок и управлять обществом в канцелярии королей, графов, кардиналов потребовались образованные люди. Этот спрос и должны были удовлетворить соборные школы.

Высшая церковная власть принадлежала епископам. Они управляли целыми областями и размещались обычно в столичных и крупных городах в резиденциях при кафедральных соборах. Место епископа называлось кафедрой. Под руководством епископов и функционировали соборные школы (школы при кафедральных соборах).

Основная цель соборной школы - это обучение будущих клириков (церковных служащих) , но в них готовили и светских деятелей. Зарождение университетов в Европе начнется в ХII - ХIII веках.

Обучение в соборных школах

Учеба делилась на два этапа:

  • На первом преподавали " семь благородных искусств" (тривиум - грамматика, диалектика, риторика и квадривиум - геометрия, арифметика, астрономия, музыка).
  • На втором этапе изучали богословие, каноническое право, философию, латинский и греческий язык и др. Читали произведения античных авторов.
  • Уделялось внимание физическим нагрузкам. Соблюдалась строгая дисциплина.

Конкретной программы обучения не существовало и процесс зависел от конкретных преподавателей , их знаний и методов.

В ХI веке в разных городах получили развитие разные науки.

В Меце славились учителя музыки, в Туре - медицины, в Камбре - математики. Для усовершенствования своих знаний многие ученики переходили из города в город. Это явление было массовым.

С V по xv в. церковные школы были сначала единственными, а затем преобладающими учебными заведениями.

Основные типы церковных школ: приходские, монастырские и соборные или кафедральные школы

Приходские школы (при церковных приходах) - в школах обучались только мальчики. Обучение носило бессистемный характер, установленных сроков обучения не существовало, обучение велось на латинском языке, было сложным, все произносилось вслух и заучивалось наизусть, прежде чем овладеть чтением и письмом обучающимся предписывалось выучить на латыни не менее 150 псалмов и молитв, научиться церковному песнопению - только после этого приступали к изучению грамоты.

Монастырские школы (внешние, внутренние) - мальчиков для монашества готовили внутренние школы, мирян обучали внешние школы. В монастырских школах встречалось обучение трех основных типов: пастырское (для церковно-приходского служения в миру); подготовка мальчиков в монахи; обучение грамоте и писанию для мальчиков, не предполагавших оставаться при церкви или монастыре.

- грамматика - изучение латинского языка - языка религиозных текстов, трудов отцов церкви,

- риторика - умение проводить свободные проповеди,

- диалектика - учение о вечном мире,

- арифметика - арифметические действия, знание мистических значений чисел,

- геометрия - умение строить церковные храмы,

- астрономия - вычисление дат церковных праздников,

- музыка - разучивание и пение церковных псалмов.

Вместе с тем в монастырских школах была создана первая средневековая учебная литература по грамматике, стихосложению, астрономии, арифметике, истории и литературе. Основными книгами были азбука и Псалтирь. Учебные пособия приобщали к основам христианской веры. При изучении начальных книг происходило деление учащихся на тех, кто завершал обучение на элементарном уровне, и тех, кто продолжал обучение. Молитвы и некоторые основные псалмы сначала заучивали вслух, а затем читали и учились письму. Писали на вощеных деревянных дощечках металлической заостренной палочкой (стило). Лишь избранные использовали дорогой пергамент, перья, чернильницы из рогов животных. Считать учили на пальцах рук и ног с помощью определенных жестов.

По мере образования монашеских орденов некоторые из них выделились особенно высоким уровнем школ. Среди таких были ордена капуцинов, доминиканцев, августинианцев, урсулинок и др.

В монастырские школы отдавали детей и для духовного воспитания, и для получения светского образования. Некоторые родители отдавали детей монастырю с целью сделать из них монахов (считалось позитивным для судеб рода, если один из членов многочисленной семьи становился духовным лицом) или дать им общее образование и нравственное воспитание. Иногда воспитанники монастырских школ получали и навыки для будущей профессии, особенно если она была связана с книжной культурой, которая формировалась посредством обучения в монастырских школах.

Соборные или кафедральные школы - находились при кафедре епископа, учились те, кто готoвились к высокому епископскому сану, в основном это были дети священнослужителей после обучения во внутренней монастырской школе.

Начиная с XII в. школьное образование постепенно выходит за стены церковных школ. Появляются цеховые (для детей ремесленников) и гильдейские (для детей купцов) школы, впоследствии они станут называться городскими. Они создавались городскими властями, а иногда и самими гражданами.

Возникшие в XIII-XIV вв. цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку: чтение, письмо, счет, а также элементы геометрии, естествознание, нотариальное искусство, делопроизводство. Обучение велось на родном языке. Профессиональные навыки ученики получали непосредственно от мастера своего дела. Схожая программа была и у гильдейских школ для детей купцов.

Программа городских школ в позднее Средневековье по сравнению с программой церковных школ носила более прикладной характер. Кроме латыни изучали арифметику, делопроизводство, геометрию, технику, естественные науки. Происходила дифференциация городских школ. Часть из них - школы счета - давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы. Латинские школы, в свою очередь, давали образование повышенного типа.

Городские (латинские) школы возникали на фоне развития в городах ремесел и торговли, сначала лишь дальней, потом и местной. Программа высшей городской школы постепенно усложнялась. Было добавлено преподавание древнегреческого и древнееврейского языков. В центр учебного процесса поставлено изучение латинского языка и литературы. Определены три этапа 5-6-летнегоизучения грамматики, чтения греко-римских классиков. В обычной городской школе господствовали вербальность и заучивание. В старших классах популярны были диалоги, диспуты на латыни. Состав классов определялся по уровню их подготовки. Были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали эстетическому развитию учащихся.

в эпоху средневековья средние учебные заведения при Соборах (епископских кафедрах) в крупнейших городах Европы. С. ш. давали более широкое образование, чем Монастырские школы и Церковно-приходские школы, (чтение, письмо, грамматика, счёт, церковное пение). В период позднего средневековья в некоторых С. ш. преподавались учебные предметы тривиума — грамматика, риторика, диалектика, в отдельных — сведения из Квадривиума арифметики, геометрии, астрономии, музыки.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Соборные школы" в других словарях:

Соборные школы — кафедральные школы, в эпоху Средневековья средние учебные заведения при соборах (епископских кафедрах) в крупнейших городах Европы. Возникли в 11 начале 12 вв., когда монастыри утрачивали своё значение для образования мирян, сосредоточив… … Педагогический терминологический словарь

СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ — кафедральные школы, в эпоху средневековья ср. уч. заведения при соборах (епископских кафедрах). в крупнейших городах Европы. Возникли в 11 нач. 12 вв., когда монастыри утрачивали своё значение для образования мирян, сосредоточив обучение во внутр … Российская педагогическая энциклопедия

ЕПИСКОПСКИЕ ШКОЛЫ — см. Соборные школы … Российская педагогическая энциклопедия

КАФЕДРАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ — см. Соборные школы … Российская педагогическая энциклопедия

Церковные школы — школы при крупных монастырях, епископских кафедрах, церквах и т.д., существовавшие в средневековой Зап. Европе со времени ее христианизации. Долгое время ц.ш. были единственными центрами обучения. Создавались они для поддержания господства… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

СРЕДНИЕ ВЕКА (образование, воспитание) — период, следующий за историей древнего мира и предшествующий новой истории (обычно датируется кон. 5 сер. 17 вв.), время возникновения, развития и упадка ср. век. цивилизации и феодализма как особого этапа ист. развития человечества. В С. в.… … Российская педагогическая энциклопедия

ЧЕХИЯ — (Cechy), Республика Чехия, гос во в Центр Европе Пл 79 тыс. км2 Нас 10,4 млн чел (1992). Офиц яз чешский Столица – Прага. Предположительно, еще до 9 в на терр Ч действовали катехизаторские уч ща Становление шк. дела связано с деятельностью… … Российская педагогическая энциклопедия

Средние века — (педагогические аспекты) период, следующий за историей Древнего мира и предшествующий Новому времени (обычно датируется концом 5 серединой 17 вв.), время развития и упадка средневековой цивилизации и феодализма как особого этапа в развитии… … Педагогический терминологический словарь

Мусульманская культура — средневековая культура, сложившаяся в странах господства ислама и под его влиянием в 7 12 вв. Классический период М.к. характеризуется главенствующей ролью арабского языка как языка религии, науки, культуры. М.к. сложилась в Халифате и… … Педагогический терминологический словарь

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Читайте также: