Адаптация первоклассников к школе пути преодоления дезадаптации

Обновлено: 05.07.2024

На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации

Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации
Школьная дезадаптация: признаки, причины, последствия
Карта наблюдений Стотта
Опросники для учителей и для родителей
Примерная схема обследования готовности детей
Все страницы

Методическое пособие

Адаптация к школе в контексте психологического здоровья и задач возрастного развития младших школьников

Принципы государственной политики в области образования – гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, ориентация на становление, развитие, реализацию личностного потенциала субъектов образования – всё больше привлекают внимание учёных и практиков к проблеме адаптации ребёнка к школе и шире – к жизни.

Как известно, адаптация (от лат. adapto – приспособление) – одно из центральных понятий биологии, физиологии, психологии и многих других наук, изучающих живые организмы, особенно человека. Адаптация в биологическом смысле – приспособление строения и функций организма к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза (равновесия) со средой. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической организации деятельности.
Адаптация социальная – это: 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций человека, возможностей их достижения в социальной среде. Адаптация – механизм социализации личности, включение её в систему общественных связей и отношений. Высокие показатели социальной адаптации – это умение работать, жить в условиях совместной деятельности (игровой, учебной, трудовой), в условиях новой социальной среды, новых её требований, разрешать межличностные конфликты, преодолевать трудности, не впадая в состояние фрустрации.
Поскольку условия социальной среды никогда не остаются неизменными, то процесс адаптации непрерывен. Но несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, прежде всего, с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В детстве такими периодами являются начало школьного обучения, переход в среднее звено (5-е классы), переход к профильному обучению (9–10 классы), период завершения обучения и выбора будущей профессии. Среди этих моментов самый важный и ответственный – поступление в школу. Ведь от того, как начнётся школьная биография ребёнка, зависит адаптация на последующих этапах, да и весь процесс социализации и развития личности школьника.
Достижение адаптации в социальной среде, как показано психологической наукой, может происходить принципиально разными путями, что определяет типологию адаптационной направленности.
1. Гомеостатическая направленность. Это достижение равновесия, спокойствия посредством приспособления к среде, сведения к минимуму своих желаний и потребностей. Такая направленность адаптации ведёт к формированию конформного, зависимого типа личности.
2. Гедонистическая направленность как получение наслаждения, удовольствия посредством приспособления среды к собственным потребностям. Это путь формирования эгоистической и конфликтной личности.
3. Прагматическая направленность как ориентация на получение максимальной пользы и для себя, и для окружающих, достижение успеха в социально одобряемых формах. Очевидно, такая направленность адаптации соответствует интересам и личности, и общества.
Рассматривая адаптацию ребёнка к школе, исследователи выделяют уровни, механизмы и показатели адаптации. Так, А.Л.Венгер рассматривает адаптированность как систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности, и выделяет три уровня адаптированности первоклассников.
1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи. Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Всегда готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение.
2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые учебные задачи. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле и тогда, когда занят чем-то интересным для себя. Общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого. Сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителей и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям только часть одноклассников.
Из этих описаний видно, что основная доля характеристик адаптированного и дезадаптированного школьника относится к области усвоения школьного материала и выполнения школьных обязанностей.
В исследованиях Э.М.Александровской для анализа процесса адаптации младших школьников используются четыре критерия:

  • эффективность учебной деятельности (учебная активность и усвоение знаний);
  • усвоение школьных норм поведения на уроке и перемене;
  • успешность социальных контактов (отношения с детьми и учителями);
  • эмоциональное благополучие.
  • реалистичное спокойное восприятие действительности (такой, как она есть);
  • принятие себя, других и природы;
  • непосредственность (спонтанность);
  • чувствительность к проблемам, центрированность на проблеме, а не на себе;
  • наличие потребности в одиночестве;
  • автономность и независимость;
  • уважение всех, способность к близким отношениям с людьми;
  • сочувствие и сострадание;
  • отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;
  • доброжелательное чувство юмора;
  • высокая креативность;
  • духовность, нравственные качества.
  • социальная ситуация развития – та конкретная форма отношений, в которые вступает ребёнок со взрослыми в данный период;
  • ведущеий тип деятельности, реализующий социальные отношения;
  • психологические новообразования, возникающие в этот период.

Таблица 1

Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов

Характеристика ведущей деятельности

Непосредственно-эмоциональное общение

Предметно-манипулятивная
деятельность



Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. Что такое адаптация?

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.

  • В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
  • В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.
  • Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности.
  • Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
  • Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

  • индивидуальных особенностей ребенка; ;
  • степени развития социальных навыков.

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

Адаптации первоклассников по ФГОС

  • установлен контакт с учителем;
  • ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
  • налажены отношения с одноклассниками;
  • ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
  • владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

  • Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
  • Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

  • Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
  • Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
  • Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.

При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.

Условия адаптации

Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:

  • организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями шестилеток;
  • создание комфортных условий для общения;
  • проведение оздоровительно-профилактической работы;
  • организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • организация активного досуга во внеурочное время;
  • формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;
  • проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.

Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.

Проблемы адаптации первоклассников

Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.

Процесс адаптации первоклассников

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Для обеспечения планомерности его протекания администрацией образовательного учреждения должна быть инициирована разработка программы адаптации первоклассников. Это комплексный документ, включающий различные мероприятия, среди которых главными являются:

  • диагностика;
  • адаптационные и корректирующие занятия с детьми;
  • работа с родителями.

Для проведения диагностики можно использовать различные методики по исследованию адаптации первоклассников к школе:

Основное задание такой глубокой диагностики — выявить трудности адаптации первоклассников к школе и наметить способы их преодоления. Коррекция проводится путем организации коллективных занятий или индивидуальных консультаций. Мероприятия для детей, делятся на две группы:

  • общеклассные — проводятся для знакомства ребят друг с другом, с правилами поведения в школе, построения дружеских отношений и т.д.;
  • групповые, индивидуальные — проводятся для отдельных первоклассников, имеющих определенные проблемы в адаптации.

Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена на повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо проводить тематические родительские собрания, разработать советы родителям по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организовать индивидуальные консультации.

Эффективная реализация основных направлений программы адаптации первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.

Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период— сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под адаптацией к школе шестилетнего ребёнка следует понимать:

а) физиологическую адаптацию, как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям обучения в школе;

Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка, определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику.

Большое значение при адаптации ребенка к школе имеет уровень образования родителей, отсутствие конфликтных ситуаций в семье, правильные методы воспитания, полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе.

Они могут быть субъективного и объективного характера.

Субъективные причины дезадаптации:

Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе. Негативное отношение к школе, первичными причинами которого могут быть недостаточно профессиональная работа дошкольных учреждений, образец отрицательного отношения к школе братьев и сестёр и т. д.

Вторичное разрушение мотивации происходит непосредственно в процессе обучения.

Несформированность элементов и навыков учебной деятельности, причиной которой могут быть как индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педагогическая запущенность.

Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причиной могут быть неблагоприятная семейная обстановка, неправильные методы воспитания, неправильная организация режима дня ребёнка, а также последствия осложнений при беременности и родах у матери.

Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще это бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов.

      1. Объективные причины школьной дезадаптации:

      Неправильное отношение учителя к ученику.

      Неправильная организация учебного процесса.

      В зависимости от выраженности симптомов и их сочетания

      различают следующие формы адаптации- дезадаптации

      Норма – благоприятное протекание адаптации, сопровождающееся слабой

      выраженностью или отсутствием негативных симптомов дезадаптации.

      Нуждается в постоянном контроле и помощи учителя. Эпизодически наблюдается агрессивность к детям как защитная реакция организма.

      Негативное отношение к школе, учителю, быстро теряет интерес к заданиям, отказывается их выполнять, равнодушен к неудачам, негативно относится к замечаниям, мешает на уроке, нуждается в постоянном контроле. Отмечается спад в успешности обучения, в общении с учителем проявляется демонстративность. Кривляется, отказывается выполнять требования учителя, создает конфликтную ситуацию. В общении с детьми агрессивен, обзывает детей, жалуется учителю.

      Диагностика причин дезадаптации

      Выявление ресурсов развития, возможностей семьи и школы

      3.Выбор коррекционно-развивающей программы, учитывающей как причины
      дезадаптации, так и выявленные ресурсы с целью доразвития необходимых
      структур личности ребенка в искусственно созданных условиях и перенос
      сформированных навыков в социальную ситуацию развития ребенка,

      Изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о состоянии и
      возможностях ребенка и, создав у них ожидания по его выходу из кризиса к
      дальнейшему развитию.

      Психолог может осуществлять воздействие не только непосредственно (в режиме индивидуальной и групповой работы), но и через родителей и учителей, меняя через них систему требований и подчинения их актуальной ситуации развития ребенка.

      Создание искусственной коррекционно-развивающей среды со специально-
      организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню
      развития ребенка, т.е. среда, в которой деятельность ребенка будет
      успешной. При этом требования к ребенку (в школе и дома) должны быть
      на некоторое время ослаблены.

      Перенос отдельных наработанных навыков в актуальную ситуацию его
      жизнедеятельности и организация способов их закрепления.

      Расширение искусственно созданной среды до актуальной ситуации
      развития ребенка, формирование цели его дальнейшего развития и
      мотивации достижения.

          1. Схемы и процедуры коррекционно-развивающей работы

          Индивидуальная работа

          Ее проведение возможно в следующих режимах:

          Первичный приём, на котором осуществляется беседа с родителями и ребенком, диагностика проблем ребенка, выбор направления коррекционно-развивающей работы, планирование программы и мероприятий, включающих родителей и других значимых взрослых в процесс коррекции.

          Коррекционно-развивающая работа в индивидуальном режиме
          (возможны приёмы в присутствии родителей). Часть программы
          осуществляется в режиме домашних заданий, которые выполняются
          ребенком самостоятельно или с помощью заинтересованных взрослых.

          Консультативный режим. 2-3 визита к психологу за время работы.
          Коррекционная программа в основном осуществляется под руководством
          родителей. Родители могут обратиться к психологу за помощью в
          процессе работы, специалист периодически получает обратную связь о
          результатах работы.

          Групповая работа

          Групповая работа в форме коррекционно-развивающего тренинга при
          стабильной группе участников и заранее составленной программе.

          Групповая забота в группе с меняющимся составом при гибкой
          программе. В этом случае в работу можно включать родителей, сочетать
          групповую работу с индивидуальной.

          Для отработки и подкрепления навыков даются домашние задания.

              1. Этапы и способы коррекционно-развивающей работы:

              Определение актуального уровня и зоны ближайшего развития ребенка, а
              также ресурсов его развития и обсуждения с ребенком и родителями
              возможностей и способов их использования в имеющейся социальной
              ситуации.

              Помощь в формировании позитивной цели ребенка, т.е. создание его
              модели потребностного будущего, а также ориентация ребенка на
              достижение поставленной цели с учетом его потребностей и личностных
              особенностей.

              Выбор способов достижения поставленных целей, включающих
              программу и режим занятий в искусственно созданных условиях, а также
              способы переключения сформированных навыков на социальную
              ситуацию развития ребенка.

              Любая индивидуальная программа предусматривает следующие основные шаги:

              Блок работы с эмоциональным состоянием, мотивацией и самооценкой.

              Блок развития структур головного мозга, согласованной работы систем
              восприятия, контроля программирования целенаправленных двигательных
              актов.

              Блок развития когнитивных процессов и навыков учебной деятельности,

              Блок формирования навыков общения и социальных норм поведения.

              В случае, когда основная проблема лежит в сфере его эмоционального состояния (тревожность, страхи, депрессивное состояние), в первую очередь, необходима работа методом психотерапевтического воздействия.

              Если страхи имеют реальную основу в виде враждебного отношения к ребенку окружающих, то необходима также работа с социумом (например, родителем или учителем) по изменению этого отношения, а также одновременная работа по изменению типа реагирования ребенка. Если страхи ребенка связаны с психологическими искажениями раннего детства, то результатом является недоверие ребенка к миру как общая установка, определяющая способ его реагирования. Ее изменяют также с использованием методов психотерапии (например, символ-драмы).

              Депрессивное состояние, в целом, характеризуется отсутствием ресурса развития, то есть неготовностью ребенка к когнитивному и личностному росту. В этом случае необходима консультация детского психоневролога.

              Состояние тревожности сопровождает любую стрессовую ситуацию. Оно может быть уменьшено путем введения ребенка в ситуацию успеха в специально созданной среде. Однако, если тревожность обусловлена повышенной чувствительностью как типологической чертой личности, она не может быть уменьшена ниже определенного уровня. В последнем случае повышение стрессоустойчивости ребенка должно быть связано с обучением его способам поведения и эффективного взаимодействия, соответствующего его личностному стилю.

              Если основная проблема связана с несформированностью структур головного мозга и согласованной работы анализаторов, то решение этих проблем осуществляется при использовании телесно-ориентированного тренинга и методов обучающей кинезиологии.

              В случае несформированности когнитивных процессов и навыков учебной деятельности используются методы когнитивного тренинга, а также различные развивающие программы.

              Если проблемы связаны с несформированностыо социальных навыков и трудностями общения, используются элементы коммуникативного социально-психологического тренинга.

              Все перечисленные методы в разных сочетаниях используются при составлении индивидуальной коррекционной развивающей программы.

              Так, при преодолении школьной тревожности необходимо:

              1) снизить, смягчить силу потребностей, связанную с внутренней позицией школьника;

              2) развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения.

              Основные используемые методы в этом случае:

              методы последовательной десенсибилизации;

              В качестве примера групповой работы приведем описание методики развития основ произвольности психической регуляции и коррекции недостатков внимания.

                  1. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОСНОВ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ

                  Основные, используемые методы в данном случае, приемы психогимнастики, эмоционально коммуникативного, поведенческого тренингов, аутотренинга.

                  Структура каждого занятия состоит из двух частей:

                  I. Общая разминка. Обязательно используются игры на развитие

                  2. Психогимнастика - овладение навыками контроля двигательной и

                  Важно чередовать противоположные по характеру движения, сопровождаемых попеременным мышечным напряжением и расслаблением.

                  Можно использовать игры и упражнения , примеры вариантов планирования занятий, описанные в следующей литературе:

                  Чистякова М.И. Психогимнастика, М., 1995.

                  Овчарова Р.В. Ребенок приходит в школу. М., 1996.

                  Коротаева Е. Хочу, могу, умею! М., 1997.

                      1. ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕДОСТАТКАХ ВНИМАНИЯ

                      I часть - диагностико-мотивирующая;

                      II часть - формирующая (10-15 занятий);

                      III часть - поддерживающая.

                      Первые две части проводятся психологом, третья часть - родителями.

                      Каждое занятие состоит из двух блоков;

                      Развитие основных свойств внимания.

                      Развитие произвольности за счет развития и укрепления волевых качеств
                      личности.

                      Задачи диагностико-мотивирующей части:

                      - определить уровень развития внимания;

                      - сформировать исходный уровень мотивации у школьников на работу с психологом.

                      Диагностико-мотивирующая часть психокоррекционной программы проводится в индивидуальном порядке.

                      Формирующая часть (каждое занятие 60-90 минут групповой работы)

                      коррекция основных свойств внимания;

                      развитие произвольности внимания.

                          1. Примерный план групповых психокоррекционных занятий для детей 6-7 лет с недостаточным развитием произвольного внимания, сопровождающимся повышенной двигательной активностью, импульсивностью
                          2. Занятие 1

                          Цель: развитие способности к сосредоточению, устойчивости внимания. снятие эмоционального напряжения, формирование установки к сотрудничеству.

                          1. Беседа, в ходе которой психолог объясняет детям, как будут проходить занятия, для чего они нужны. Расспрашивает, какое любимое занятие у каждого из них с целью познакомиться поближе, установить эмоциональный контакт.

                          Цель: Формирование мотивации к посещению занятий, желания сотрудничать; развитие устойчивости внимания, самоконтроля.

                          Приветствие, беседа на свободную тему (установление эмоционального контакта)

                          Игры на внимание:

                          5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Ведущий на 30-40 с. поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

                          Чтение сказки «Чертёнок, или Мальчик-наоборот. (Психогимнастика. М.И. Чистякова.)

                          Мальчик-чертёнок жил на болоте. Иногда, по тропинке, мимо болота проходили люди. Чертёнку очень нравились люди, он хотел тоже им понравится, поэтому, как увидит кого-нибудь, тотчас вспрыгнет на кочку и давай плясать на ней - только грязная вода во все стороны летит. Проходящие почему-то ускоряли шаг, зажимали себе нос, отворачивали от чертёнка лицо. Чертёнок не знал, что запах тухлой воды неприятен, что кривляние и гримасы пугают, а его мокрая драная одежда, усеянная пиявками и улитками, вызывает у всех тошноту.

                          Но вот однажды по этой тропинке шёл добрый человек. Он не отвернулся от чертёнка, не зажал нос, а подозвал его к себе. Добрый человек вытащил из кармана волшебную булавку и пристегнул её к одежде чертёнка. И в тот же миг не стало болота, а перед ним стоял красивый и чистенький мальчик.

                          Мальчик, бывший чертёнок, попросился жить к доброму человеку.

                          Цель: Развивать навыки волевой регуляции, способность к концентрации внимания.

                          Повторять один предмет дважды нельзя.

                          Упражнение на внимание – работа с корректурными пробами;

                          Упражнение на релаксацию.

                          Цель: Та же.

                          Хлопки по кругу.

                          Упражнение на внимание: работа с корректурными пробами.

                          Ребятам раздают по паре одинаковых рисунков с мелкими отличиями. Нужно найти найти, чем отличаются. Например, 2 клоуна и 2 матрёшки.

                          Упражнение на релаксацию.

                          Цель: развитие произвольного внимания, воображения.

                          Сесть в один общий круг, осмотреться по сторонам. А затем ребята по очереди дотрагиваются до чего-нибудь и сообщают, что это такое. Потом можно походить по комнате, дотрагиваясь до разных предметов и описывая их. В конце игры можно что-либо нарисовать из того, до чего дотронулся.

                          Хлопки по кругу.

                          Упражнения на релаксацию.

                          Цель: развитие внимания, воображения, самоконтроля, умения слушать.

                          Разминка. Побросать мяч по кругу, называя имя того, кому бросаешь.

                          Упражнение на релаксацию.

                          Цель: Развитие произвольного внимания, самоконтроля, коррекция двигательной активности.

                          Упражнение на внимание. Ведущий называет и повторяет один-два раза несколько движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

                          Рисование на свободную тему.

                          Упражнение на релаксацию.

                          Цель: Подведение итогов групповых занятий.

                          Беседа с детьми, с родителями о том, что дал им курс проведенных занятий.

                          По результатам групповых занятий детям, у которых корректирующее воздействие малозаметно, целесообразно предложить индивидуальные занятия.

                          2Р. В. Овчарова. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера, 1996


                          Дарья Кузнецова

                          Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

                          Психологическое состояние первоклассника, его физическое самочувствие и желание посещать школу в первый год обучения во многом определяется способностью к адаптации. У некоторых детей она происходит с определёнными трудностями, на которые нужно вовремя обратить внимание. В сложных случаях может потребоваться помощь психолога, но этого не следует пугаться. Своевременная работа со специалистом поможет избежать проблем в будущем.

                          Трудности школьного адаптационного периода

                          Адаптация к школе - это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает 3-6 месяцев.

                          Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.

                          Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:

                          • нового распорядка дня;
                          • ограничения на подвижные игры в школе;
                          • необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
                          • новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.

                          Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы. В группу риска входят:

                          • Гиперактивные малыши. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал.
                          • Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.
                          • Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей. Именно таким первоклассникам часто рекомендуют перейти на индивидуальную программу обучения, в том числе дистанционно.

                          Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного - привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным.

                          Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

                          littleBoy

                          начать заниматься!

                          Факторы адаптации ребенка к школе

                          В первые месяцы учебы ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания и пр. Поэтому и приспособление к школе нужно оценивать по совокупности показателей. Можно условно выделить следующие виды адаптации:

                          • организационная – это способность приспособится к новому распорядку, обязанностям, школьным правилам;
                          • учебно-мотивационная – формирование желания учиться, осваивать новые знания и навыки;
                          • психологическая – нормализация эмоционального самочувствия малыша в разных школьных ситуациях, адекватное восприятие ребенка новой для него социальной роли школьника;
                          • социальная – формирование адекватного поведения в новой социальной среде, установление нормальных отношений со взрослыми и сверстниками.

                          Структура адаптации детей к школе

                          Поскольку каждый привыкает к новым для него обстоятельствам по-разному, у школьника могут быть отклонения в различных показателях. Например, он может с готовностью получать новые знания, но не завести друзей или с трудом переносить школьный режим. В таком случае родители должны понимать, что сами по себе хорошие оценки не означают нормальную адаптацию к школе. Отклонения в любом из приведенных показателей говорят о нарушениях приспособления к школьной жизни. Поэтому внимание нужно уделять каждому фактору.

                          Только при нормальных показателях по всем аспектам можно говорить о хорошей адаптации ребенка к школьной жизни.

                          Как быстро школьник приспособится? Это зависит от разных факторов:

                          • особенности характера;
                          • уровень сложности образовательной программы;
                          • обстановка в семье;
                          • наличие сторонних стрессовых факторов;
                          • степень подготовленности малыша к школе и пр.

                          В связи с тем, что темпы адаптации индивидуальны, ребенку требуется внимание и посильная помощь от взрослых. Неудача может привести к развитию комплексов и страхов в детском возрасте, низким отметкам и другим негативным последствиям. Необходимо понимать всю ответственность периода адаптации, который важен для психического развития ребенка.

                          Что указывает на нормальное протекание процесса адаптации?

                          Продолжительность привыкания малыша к новой для него школьной жизни по времени может занять от нескольких дней до 6-7 месяцев. Длительность периода адаптации зависит от характера ребёнка, степени его психологической готовности, типа школы, уровня сложности получения знаний, интеллекта и личностных качеств педагога. В первые месяцы для первоклассника очень важна и поддержка семьи – родителей, старших братьев и сестёр, бабушки с дедушкой.

                          На то, что ребёнку нравится в первом классе и дополнительной помощи в адаптации не требуется, указывают несколько признаков:

                          • Малыш с удовольствием посещает школу, рассказывает об одноклассниках, учителе, уроках, вспоминает смешные и неловкие моменты. Но при этом он чётко понимает, что ходит на уроки с целью получения знаний, а не для развлечений.
                          • Выраженной усталости после занятий нет. Малыш активен, у него сохраняется отменный аппетит, нет жалоб на головную боль, усталость, слабость.
                          • Появились новые друзья, о которых школьник с удовольствием рассказывает.
                          • Ребёнку нравятся педагоги и процесс получения знаний в школе.
                          • У малыша отсутствует желание вернуться в детский сад.

                          Социальная адаптация ребёнка в первом классе пройдёт гораздо легче, если дошкольника подготовить к учебному процессу заранее. Нужно научить его без проблем справляться со своей одеждой - застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, правильно надевать верхнюю одежду. Школьник должен уметь общаться с взрослыми, правильно ориентироваться внутри и снаружи зданий.

                          Продолжительность привыкания к учёбе в школе

                          Адаптация ребёнка к школе может быть длительным процессом, протекающим полгода и больше. Она подразделяется на физическую и психологическую:

                          • Физическая адаптация оценивается родителями и учителем по уровню работоспособности, самочувствию в течение дня (в школе и дома), качеству сна и аппетита, частоте ОРВИ и обострению имеющихся хронических патологий.
                          • Психологическая адаптация – это настроение, готовность школьника к получению знаний, его мотивация к учёбе, соответствие психических процессов возрасту, адекватность самооценки.

                          Сколько будет привыкать ребёнок к школе, заранее предугадать нельзя. По продолжительности привыкания выделяют три группы детей:

                          • Малыши из первой группы привыкают к учебному процессу не более чем за 2 месяца. Они быстро и успешно вливаются в школьный коллектив, понимают правила поведения в учебном заведении и следуют им, заводят друзей. Требования учителя и домашние задания выполняют без затруднений. Первые недели возможен естественный психологический дискомфорт, который постепенно проходит. К концу первой четверти у таких детей стабильно хорошее настроение, они доброжелательны, у них нет внутреннего напряжения, они охотно выполняют домашние задания.
                          • Адаптация первоклассников к школе во второй группе продолжается до 6 месяцев. У детей отмечаются проблемы с дисциплиной, возникают трудности с усвоением учебного материала. Нередко выявляются конфликты со сверстниками, негативная реакция на замечания. При правильно построенной работе с ребёнком все эти трудности почти полностью исчезают к третьей четверти учебного года.
                          • К третьей группе относят первоклассников, у которых уровень психологической и социальной адаптации низкий. Информацию в школе они не воспринимают, крайне отрицательно реагируют на необходимость спокойно сидеть на уроках и замечания учителя. Нередко присутствует агрессия по отношению к одноклассникам. Они мешают учебному процессу в классе и негативно влияют на поведение других учеников.

                          Если выявляются признаки, указывающие на то, что ребёнок может входить в третью группу адаптации, желательно своевременно воспользоваться помощью школьного психолога. Социальный педагог привлечёт к работе и родителей, так как большинство проблем адаптации связано с ролью семьи.

                          Проблемы адаптационного периода

                          Трудности адаптации в школе в большинстве случаев вполне преодолимы, если своевременно обратить на них внимание. Подготовка малыша к учёбе должна начинаться задолго до его поступления в первый класс. Но и проблемы, возникшие в процессе учёбы, можно устранить.

                          Признаки того, что у ребёнка не всё в порядке с учёбой и вливанием в социум:

                          • Неуспеваемость. Ребёнок может отставать или полностью не воспринимать школьную программу. Проблема усугубляется, если родители ожидают слишком высоких результатов. Завышенные требования и даже скрываемое недовольство ухудшают период привыкания, делают первоклассника неуверенным в себе, мешают полноценно воспринимать учебные материалы. К успеваемости малышей в первом классе нужно относиться мягко, лояльно, желательно хвалить их даже за малейшие успехи. Не следует заострять внимание на неудачах.
                          • Лень. Причин для неё достаточно много. Это отсутствие мотивации, то есть увлечение школьника другими делами или играми, природная медлительность, неуверенность в собственных силах, боязнь сказать или что-то сделать неправильно. Лень может быть и следствием избалованности. Избавиться от неё можно только систематической работой дома с ребёнком. Желательно чем-либо мотивировать первоклассника и всячески избегать скандалов и выдвижения жёстких требований.
                          • Низкий уровень продуктивной деятельности. Присутствие ребёнка на уроке и его спокойное поведение не означают, что он понимает и усваивает сказанное учителем. Проблема может быть связана с личностными качествами, излишней отвлекаемостью, семейными проблемами. Пребывание в школе некоторые первоклассники воспринимают как возможность отвлечься от конфликтов дома. Решить такую проблему можно, только уделяя больше внимания малышу, показывая ему свою любовь и создавая спокойную обстановку в семье.
                          • Непослушание. Такая проблема чаще всего затрагивает избалованных вниманием детей. Привычка всегда быть в центре вселенной, неприятие общепринятых правил приводит к конфликтам в классе. Естественно, что всё заканчивается вызовом в школу мамы, беседой с социальным педагогом и директором. То есть ребёнок опять получает порцию пусть и негативного, но внимания. Проблему в большинстве случаев это не решает, а только усугубляет. Поэтому единственно правильное решение – какое-то время не обращать внимания на проделки малыша. Разумеется, если они не критичны для окружающих и не мешают учебному процессу. Родителям желательно выработать свою тактику поведения вместе с опытным социальным педагогом.
                          • Вербализм. Данным термином обозначают высокий речевой уровень ребёнка, протекающий с задержкой мышления. Бойкая речь первоклассника и даже заучивание длинных стихов не указывают на то, что он по умственному развитию способен адекватно воспринимать школьную программу. Ребёнку в такой ситуации необходимо развитие образного и логического мышления, что достигается систематическими занятиями – наклеиванием аппликаций, лепкой, рисованием, несложными тестами.

                          Школьная адаптация –сложный процесс для многих дошкольников. Задача учителя и родителей состоит в скоординированной помощи первокласснику. При выявлении сложностей мамам и папам нужно не бояться подойти к педагогу и рассказать о своих сомнениях и страхах. Учитель, в свою очередь, должен говорить о том, что его беспокоит, и предлагать варианты решения проблемы.

                          Трудности адаптации к школе у первоклассников

                          Как помочь ребенку адаптироваться к школе

                          Подготовка малыша к школе должна начаться задолго до его поступления в первый класс. Больше к учебным занятиям готовы дети, посещающие дошкольные учреждения. Однако им сложнее перестроиться с игровой формы обучения на ту, что принята в школе.

                          Дома с ребёнком следует периодически заниматься. Он не должен проводить все время возле телевизора или планшета. Домашним детям необходимо научиться общаться со сверстниками, их следует приучить к дисциплине и самостоятельности.

                          Что делать, чтобы время адаптации протекло без особых трудностей:

                          • Чаще хвалить малыша, а за промахи не осуждать.
                          • Организовать правильный режим дня. У первоклассника должно быть достаточно времени для сна, подвижных игр, общения с друзьями.
                          • Не сравнивать его успехи с учёбой других детей.
                          • Не игнорировать жалобы ребёнка на плохое самочувствие. В первое время первокласснику можно раз в одну-две недели разрешить не посещать школу.
                          • Не предъявлять повышенных требований.
                          • Прислушиваться к замечаниям учителя и стараться дома спокойно обсудить возникшую проблему.

                          Если первоклассник не может полностью адаптироваться к школе, а его успехи оставляют желать лучшего, целесообразно рассмотреть альтернативный вариант обучения. Это может быть онлайн-школа, уроки в которой проходят дистанционно.

                          По данным опроса Homeschool Report 2017 респонденты назвали основные причины перехода на домашнее обучение.

                          Что заставило вас перейти на домашнее обучение - график

                          Таким образом, выбор альтернативной формы обучения поможет избежать многих проблем адаптационного периода ребенка при поступлении в первый класс.

                          Плюсы такой формы учёбы для ряда детей очевидны. Занятия проходят в домашней обстановке. Программа в каждом случае подбирается индивидуально. Нет психологического давления, которое непременно присутствует в школьном коллективе. Дистанционное обучение приравнивается к обычному. Программа позволяет в любой момент перейти на общепринятую форму учёбы или, при желании, продолжить так учиться до конца школы.

                          Комментарий психолога:

                          Очень часто невысказанные переживания отражаются на физическом здоровье ребёнка. Многим известна ситуация, когда у школьника перед контрольной вдруг поднимается температура и это отнюдь не симуляция. В адаптационный период важно наладить хорошие контакты с учителем, и это то, на что родители вполне в состоянии повлиять. Прийти. Познакомиться, пообщаться, объяснить особенности будущего ученика и попросить отнестись к ним с пониманием.

                          Важна поддержка со стороны матери – разъяснения, что всё хорошо и всё образуется. Их можно повторять день за днём, и в конце концов это даст свой позитивный результат. Вера родителей отражается на ребёнке.

                          Переходный период – как указано в статье – может длиться шесть месяцев. Если же и после этого очевидно, что хорошо далеко не всё и улучшений не предвидится, стоит подключать учителя или классного руководителя.

                          Читайте также: