Цацики идет в школу краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Шведская писательница Мони Нильсон-Брэнстрем родилась в 1955 году в Стокгольме. Известность ей принесла серия книг про мальчика Цацики и его самую лучшую на свете Мамашу, которая играет на бас-гитаре, умеет ходить на руках и изображать Умирающего лебедя. Эти книжки переведены на 20 языков, а еще в Швеции по ним сняли несколько фильмов, которые знают и любят все дети Европы.

– Не будь ты моей мамой, я бы решил, что ты ведьма, – сказал Цац и ки и подергал Мамашу за огненно-рыжую шевелюру.

– Откуда ты знаешь, может, я и есть ведьма… – Мамаша скорчила свою самую страшную гримасу и зловеще расхохоталась, а потом, склонившись над Цацики, стала щекотать его волосами, пока он не запросил пощады.

– Сдаюсь! – завопил Цацики. – Ты не ведьма!

Нет, конечно, Мамаша никакая не ведьма, но, вообще, от нее можно ждать чего угодно. Она не похожа ни на какую другую маму в мире. Она – лучшая на свете – так, во всяком случае, считал Цацики.

Она умеет стоять на руках и одновременно шевелить пальцами ног. А еще стоять на цыпочках и одновременно шевелить ушами – это круче всего, но тогда ей приходится надевать розовые пуанты.

Мамаша лебедем проплывала по квартире, вертясь и подпрыгивая. Цацики лежал, притаившись в засаде, и, когда Мамаша проплывала мимо, выскакивал из укрытия. Начиналась охота. Они проносились по столам и диванам, проползали под кроватями и перелетали через буфет, забегали в репетиционную комнату, по веревочной лестнице забирались в домик под потолком и съезжали вниз по лиане.

Погоня длилась бесконечно. Не так-то просто взять на мушку лебедя, который прыгает, кружится и уворачивается.

В конце концов Цацики удавалось подстрелить лебедя, танец заканчивался и только лебединые уши печально подрагивали. Усталые и взмокшие, Цацики и Мамаша хохотали до слез. Оставалось только одно. Поцелуй.

Дело в том, что настоящий поцелуй может воскресить умирающего лебедя. И в их игре лебедь всегда воскресал, потому что Цацики и Мамаша очень любили друг друга. Цацики целовал Мамашу, и – о чудо! – она оживала и мчалась на кухню, чтобы приготовить холодный морс с кусочками льда. А с тех пор как у них поселился Йоран, к соку прибавились горячие булочки – любимое блюдо каждого уважающего себя охотника. Мамаша предпочитала сырое тесто, и поэтому Йоран пек булочки, когда ее не было дома.

Мамаша и Цацики начали сдавать комнату, потому что их квартира была слишком большая. Она досталась им по наследству, когда умерла прабабушка.

– Кто ее застрелил? – спросил тогда Цацики.

Давным-давно Цацики думал, что люди умирают только от рук ковбоев или убийц. Теперь-то он стал умнее. Как же ему повезло, что у него такая молодая мама! И как хорошо, что у него когда-то была прабабушка, благодаря которой они живут в такой большой квартире, где есть даже репетиционная комната и домик под потолком. И где нашлось место для Йорана.

– В зале можно увидеть публику всех возрастов, лет от четырех-пяти до бабушек с дедушками.

Владимир Кантор (далее – В. К. ): Желательно, чтобы маленькие зрители имели опыт социальных отношений в школе. Если такого опыта нет, то будет чуть-чуть сложнее. Верхняя же граница, если говорить о детях, – лет четырнадцать. Это условные ограничения, но они есть.

– Наверное, к вам чаще приходят дети и родители, уже знакомые с книжным Цацики?

В. К.: Приходят и те, и другие. На самом деле, в России эта книга популярна в узких кругах. И многие люди, даже интересующиеся детской литературой, не знают про Мони Нильсон. Очень часто знакомство с современной литературой происходит именно через спектакль: зрители открывают для себя эту историю и с удивлением узнают, что, оказывается, там пять частей.

Ю. К.: И открывают для себя, что сегодня есть хорошая детская литература. Но в театрах сейчас не так много постановок по современным книгам.

– Юля, вы работали в школе-интернате для глухих детей. Вам как-то помогает опыт работы с детьми на театральной сцене?

Ю. К.: Контакт с детьми у меня не прекращается. Сейчас я не работаю как педагог, но как человек стараюсь побольше с ними общаться. Как режиссер я у них учусь очень многому. Принцип детской игры теперь редко используется в театре. Если вы обратили внимание, в спектакле нет театральной игры, за основу взят принцип, по которому играют дети: сейчас я один персонаж, через секунду я уже другой, потом хоп – и вообще все поменялось. Скорости переключения, абсолютной непредвзятости к тому, бывает ли так в жизни, или нет, мы можем научиться только у детей.

Ю. К.: Нет, мы не обходили никакие углы: мне свойственно, наоборот, все обострять. Наверное, первое время спектакль воспринимался неоднозначно. Есть учителя, которым он не очень нравится. Были те, кто сомневался, что к нам вообще поведут детей, потому что в спектакле поднимаются сложные темы. Но потом стало понятно, что, наоборот, все как раз ждали этого обращения к сложным темам.

– Расскажите про другую часть зрителей – какие комментарии они оставляют в вашей книге отзывов?

Ю. К.: Мне нравится, что о Цацики обычно отзываются кратко, емко и эмоционально. Это то, что нужно – не оценка зрителем спектакля, не описание своих чувств, а просто реакция, эмоция. Мне кажется, это самое ценное в театре, когда ты у человека вызываешь эмоцию: неважно, как он дальше ее осознает и сформулирует, но ты его немножко расшевелил изнутри.

– Юля, есть ли вероятность, что остальные истории о Цацики тоже будут поставлены на сцене?

Ю. К. : Я очень хочу это сделать. Это зависит от многих факторов, конечно. Но мы думаем в этом направлении.

– Представим, что у спектакля сложится продолжение. Многие важные проблемы вы уже обыграли. О чем бы вам еще хотелось рассказать зрителям?

– То есть вы – настоящая Цацики…

Ю. К.: Я абсолютно Цацики! И немножко Мамаша. Поэтому для меня это сильный импульс. И в принципе хочется, чтобы персонажи росли, у них хорошие перспективы. Потому что Цацики взрослеет не только в силу возраста. Взрослеет и Мамаша. В первом спектакле мы показали только начало их пути – что такое быть родителем или ребенком, как налаживается контакт. Во второй части их взаимоотношения раскрываются полноценнее и подвергаются более сложным испытаниям. Цацики дико обижается на Мамашу, потому что она нарушила обещание и призналась ловцу каракатиц, что Цацики его сын. Цацики становится самостоятельнее, ему нужно принимать решения. Мамаша перестает быть абсолютным авторитетом. Она научила его тому, что надо иметь свое мнение, ‒ и как ей теперь сложно с этим существовать! А дальше – следующие этапы.

Кстати, совершенно не случайно в этом спектакле появилась Соня (актриса Софья Андреева. – ред .), потому что это абсолютно ее место, она сама такая мамаша, и у нее ребенок в первый класс пошел в этом году.

Через Цацики я познакомилась с детской литературой, и мне открылся целый космос! В театре интерес к современной детской литературе становится все больше, и таким образом мы формируем (и воспитываем) своего зрителя – не того, под которого придется подстраиваться, чтобы ему угодить, а того, с кем мы проделываем этот путь.

В. К.: И с которым мы вместе создаем спектакль. Мы сегодня играли два спектакля, и первый спектакль артистам было очень трудно играть, потому что зал наполнили очень воспитанные дети с родителями.

– Которые не смеются?

В. К.: Они не то чтобы не смеялись, но вели себя очень сдержанно. Держали форму. Но на финальных аплодисментах они, конечно, отдали все эмоции, что накопили за время спектакля. А вечером пришел более свободный зритель. И поскольку мы с Юлей могли сравнивать, то было понятно, что это настоящее сотворчество. Зал очень помогает актерам.

– Юля, а можете рассказать, в чем отличие второй постановки, которая идет на сцене хабаровского театра?

Я обожаю цацики, и книжки про Цацики-Цацики Юхансона (да, именно так, Цацики-Цацики, потому что мамаша любит своего сына в два раза больше, чем этот замечательный греческий соус) тоже обожаю.

Сумбурно? Немножко! Да ведь и книжка весьма сумбурная, веселая, пузырящаяся, как лимонад! Здорово, наверное, когда у тебя такая вот мамаша, которая подводит глаза черной тушью, играет на бас-гитаре в группе "Мятежники", умеет стоять на руках и при этом шевелить пальцами ног. А ещё замечательно, что для неё всегда на первом месте сын, который требует внимания и понимания.

Цацики - первоклассник, которому очень повезло: кроме удивительной мамаши, у него есть ещё учительница (по совместительству Женщина-Обезьяна), друг Пер Хаммар, любовь всей жизни Мария Грюнваль. Да много чего есть. Нет только папы, Ловца Креветок, которого мальчик никогда не видел. Но надеюсь, что когда-нибудь увидит: вот будет знаменательная встреча.

Очень здорово, что Цацики благодаря мамаше усваивает главную мудрость - сила в любви: чем больше тебя любят, тем ты сильнее. Поэтому советую всем родителям прочитать эту замечательно веселую книжку вместе с детьми!

Вообще побольше надо бывать с детьми, чтобы они росли веселыми и духовно здоровыми!

А что же делать, когда грустно?

Это пока единственная книга издательства "Самокат", которая мне понравилась. Многие в восторге, а мне все прочитанные книги были "мимо". Понравилось, даже не смотря на то, что это опять скандинавская литература.

Хотя, свою роль здесь сыграло упоминание Греции, и национального греческого блюда, белого соуса дзадзики (или же цацики) в честь которого и назван был главный герой.

Цацики - маленький мальчик-первоклассник, который живет с Мамашей, с которой они периодически играют в умирающего лебедя. Мамаша одевает балетную пачку, а Цацики берет ружье и носится за Мамашей по всему дому, и в конце концов "лебедь" умирает. У него есть лучший друг, девочка которая ему нравится, и даже женщина-обезьяна, простите, учительница.

После 18.00 под кат не смотреть :)

Забавны проделки мальчишек, например, когда они следили за учительницей, чтобы найти место, где она прячет космический корабль. Или же фраза про волосатые колготки :) Тут на ум пришли мохнатые лосины с AliExpress, вы не смейтесь, они там реально мохнатые :)

Книга может показаться смешной, а мне она показалась грустной. Хотя бы потому, что у Цацики нет отца. Да и если честно, меня во многом книга меня сильно смущала.

-во первых, то, что герой называет маму Мамашей,
-во-вторых, то что отец мальчика живет где-то в Греции, и зовут его Ловец Креветок,
-в-третьих, имя мальчика - Цацики-Цацики, как я уже говорила, это греческий соус, а два раза = это для тех кто не понял :)

Ну, и, так как я уже раз десять упомянула греческий соус, то думаю, стоит приложить и рецепт. И немного рассказать, что же это такое. Итак:

Дзадзи́ки (также цацики, тцатцики; греч. τζατζίκι [dza'dziki]) — холодный соус-закуска из йогурта, свежего огурца и чеснока, типичное блюдо греческой кухни.

Для приготовления Вам понадобятся:

-сметана (или натуральный не сладкий йогурт)
-огурец - 1 шт
-чеснок - 3 -4 зубчика
-зелень укропа
-соль
-перец

Огурец вымыть, натереть на мелкой терке. Сложить мякоть огурца в сито, чтобы лишняя жидкость слилась. Чеснок очистить и пропустить через пресс. В сметану добавить измельченный огурец, измельченный чеснок и укроп, соль, перец, все перемешать. Соус очень хорошо сочетается с мясными блюдами.

Приятного Вам аппетита!

Я всегда с воодушевлением читаю самокатовские книжки, а уж скандинавские подавно. Люблю нестандартных, упоротых родителей, которые воспитывают детей так, как считают нужным. Мамаша Цацики – местами инфантильная, депрессивная рокерша, она красит глаза черной подводкой, записывает с группой альбом, выговаривает школьному директору по первое число и безумно любит сына, поддерживая почти все его начинания. Правда, зеленый ирокез, на который решился Цацики – это уж слишком, но чего еще ждать от сына такой мамаши?
Должно быть, укурочность родителя в этой книжке призвана показать детям, что если твои мама и папа отличаются от чужих, то это не значит, что они хуже.

Меня улыбнуло пару раз, отношения мамы и сына очаровательны, но есть ощущение неправильности, свойственное таким книгам. Все герои тут поголовно хорошие, нет ни одного отрицательного, и даже драчливый старшеклассник в итоге оказывается няшей. Цацики устраивает истерику, что хочет папу, тогда их квартирант Йоран, образец добропорядочности и мирового чувачества целует мамашу, намекая тем самым, что может стать для Цацики папой. Но тот истерит еще больше и запрещает им целоваться, требуя от мамаши поехать в Грецию, где живет его биологический отец (которого мамаша видела, наверное, только один раз). Конец хэппиэндовый, когда Цацики вместе с мамашей отправляется в Грецию, что прозрачно намекает на нескончаемые продолжения. Практически анриал развитие событий, ага? Особенно с Йораном, которого поматросили и бросили без последствий. Какой уважающий себя Йоран поцелует женщину, а потом с легкостью от нее откажется, стоит ее сыну закатить истерику?
Делает что-либо тут по сути только один Цацики, а все взрослые лишь реагируют на его слова и поступки. Возможно, это свойственно всем детским книгам, но здесь все настолько прозрачно, что даже я (любитель блюд для среднего школьного) заметила, что книжка шита белыми нитками.
Вряд ли буду читать в ближайшее время продолжение.

Рецензия на книгу Цацики идет в школу

Увлекательная и поучительная история про мальчика Цацики, который пошел в школу, где встретил и первого друга, и первую любовь, и первого врага.
Приключения в школе получают неожиданное продолжение у Цацики дома, ведь у него самая невероятная в мире мама, которая умеет ходить на руках, шевеля при этом пальцами ног, и может ворваться в кабинет директора школы, если ее очень разозлить.
Это детская и в то же время недетская книга о сочувствии, терпимости и взрослении детей и их родителей. Показать

"Нужно верить во все, что доставляет тебе радость. А иначе жить будет скучно"

"Мамаша всегда говорила, что дети не обязаны любить своих родителей, но что родители обязаны любить своих детей".

Я обожаю цацики, и книжки про Цацики-Цацики Юхансона (да, именно так, Цацики-Цацики, потому что мамаша любит своего сына в два раза больше, чем этот замечательный греческий соус) тоже обожаю.

Сумбурно? Немножко! Да ведь и книжка весьма сумбурная, веселая, пузырящаяся, как лимонад! Здорово, наверное, когда у тебя такая вот мамаша, которая подводит глаза черной тушью, играет на бас-гитаре в группе "Мятежники", умеет стоять на руках и при этом шевелить пальцами ног. А ещё замечательно, что для неё всегда на первом месте сын, который требует внимания и понимания. Правда тефтельки она готовить не умеет, ест бутерброды с арахисовым маслом и вареньем, иногда хандрит и пытается отговорить сына носить фрак. Но это не главное - главное, что они друзья!

Цацики - первоклассник, которому очень повезло: кроме удивительной мамаши, у него есть ещё учительница (по совместительству Женщина-Обезьяна), друг Пер Хаммар (от которого, к слову, и неприятности бывают ужасные, хорошо, что хоть разрешимые!), любовь всей жизни Мария Грюнваль (которая поначалу и смотреть на Цацики не хотела и даже его имя писала с ошибкой "Сатцики"). Да много чего есть: борьба с хулиганами, попытка избавить мамашу от настойчивого ухажера, игра в индейцев. Нет только папы, Ловца Креветок, которого мальчик никогда не видел. Но надеюсь, что когда-нибудь увидит: вот будет знаменательная встреча. Держись, Греция.

Очень здорово, что Цацики благодаря мамаше усваивает главную мудрость - сила в любви: чем больше тебя любят, тем ты сильнее. Поэтому советую всем родителям прочитать эту замечательно веселую книжку вместе с детьми!

Вообще побольше надо бывать с детьми, чтобы они росли веселыми и духовно здоровыми!

А что же делать, когда грустно?

Читайте также: