Борхес эмма цунц краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Эмма выронила письмо. Она чувствовала дурноту, ноги подкашивались, затем пришло ощущение безотчетной вины и нереальности происходящего, ее охватил холод и страх, затем ей захотелось, чтобы уже настало завтра. Но она тут же поняла, что это желание тщетно, потому что смерть отца была и останется впредь единственным событием в мире. Эмма подобрала листок и пошла к себе в комнату. Она спрятала письмо, словно предчувствуя, как повернутся события. Может быть, она начинала смутно догадываться о них, о том, что с ней станет.

Она не спала всю ночь, и к тому времени, как забрезжила заря, высветлив прямоугольник окна, у нее сложился план. Она сделала все, чтобы казавшийся бесконечным день ничем не отличался от обычного. На фабрике шли разговоры о забастовке; Эмма, как всегда, высказалась против любых насильственных действий. В шесть часов, закончив работу, она отправилась с Эльзой в женский клуб, чтобы записаться на занятия в гимнастическом зале и бассейне. Ей пришлось повторять и произносить по буквам свое имя и фамилию, пришлось выслушивать пошлые шутки, которыми сопровождалась эта процедура Вместе с Эльзой и младшей из сестер Кронфусс они договорились, в какой кинотеатр пойдут в воскресенье вечером. Потом зашел разговор о кавалерах, Эмма не принимала в нем участия, но никто этого от нее и не ждал. В апреле ей исполнилось девятнадцать, но мужчины до сих пор вызывали у нее почти патологический страх… Вернувшись домой, она приготовила суп из тапиоки и немного овощей, рано поужинала, легла и заставила себя заснуть. Так, в работе, обыденно прошла пятница, пятнадцатое, день накануне.

Больше ничего знаменательного в то утро не произошло. Эмма проработала до двенадцати, затем поговорила с Эльзой и Перлой Кронфусс о подробностях предстоящей воскресной прогулки. После обеда она прилегла и с закрытыми глазами повторила про себя составленный план. Подумала, что конец будет менее ужасен, чем начало, и даст ей почувствовать вкус победы и справедливости. Вдруг она в тревоге вскочила и подбежала к комоду. Открыла ящик; под фотографией Милтона Силлса, там, куда она сунула его позавчера. лежало письмо Файна. Никто не должен его увидеть; она принялась перечитывать его и разорвала.

Подумала ли Эмма Цунц в какое-то мгновение этого безвременья, в сумятице отрывочных, невыносимых ощущений хоть один — единственный раз об умершем, ради которого была принесена эта жертва? Мне кажется, подумала, и в этот момент ее отчаянный замысел оказался под угрозой. Подумала (не могла не подумать), что отец совершал с ее матерью то страшное, что совершают с ней сейчас. Она подумала об этом с неким удивлением и тут же провалилась в спасительный полуобморок. Мужчина, швед или финн, не говорил по-испански; для Эммы он был орудием, как и она для него, но она служила ему для наслаждения, а он ей — для справедливости.

Оказавшись одна, Эмма не сразу открыла глаза. На столике с лампой лежали оставленные мужчиной деньги. Эмма привстала и разорвала их, как прежде разорвала письмо. Рвать деньги грешно, все равно что бросать хлеб на землю; сделав это, Эмма тут же почувствовала раскаяние. Проявить гордыню в такой день… Страх растворился в физической боли, в отвращении. Отвращение и боль нарастали, но Эмма медленно встала и принялась одеваться. Все в комнате казалось померкшим; за окном темнело. Эмме удалось выйти незамеченной; на углу она села в трамвай, который шел в западный район. В соответствии со своим планом она выбрала переднее сиденье, чтобы никто не видел ее лица. Во время этой обычной поездки по городу она убедилась, что из-за случившегося мир не рухнул; возможно, это придало ей сил. Она ехала мимо запущенных печальных кварталов, замечая и тут же забывая их, и вышла из трамвая у одного из переулков, прилегавших к улице Уорнеса. Удивительным образом изнеможение Эммы обернулось ее силой, вынуждая сосредоточиться на деталях предстоящего и не думать о его сути и цели.

Он увидел, как она толкает ворота (которые он специально оставил незапертыми) и идет по темному двору. Увидел, как она обходит рвущегося на цепи пса. Губы Эммы шевелились, словно она потихоньку молилась; они упрямо повторяли фразу. которую сеньор Левенталь услышит перед смертью.

Все получилось не так, как предполагала Эмма. Со вчерашнего утра она не раз представляла себе, как направит на него мощный револьвер, вынудив мерзавца признаться в своей мерзкой вине, и откроет ему свой смелый маневр, который позволит высшей справедливости восторжествовать над справедливостью людской. (Не от страха, а лишь оттого. что Эмма сознавала себя орудием справедливости, она не хотела понести наказание.) Затем — единственная пуля в грудь скрепит печатью судьбу Левенталя. Но все получилось не так.

Увидев Аарона Левенталя, Эмма ощутила желание более сильное, чем стремление отомстить за отца, более безотлагательное — покарать этого человека за поругание, которому она подверглась из-за него. Она не могла не убить его после пережитого позора Да и времени разыгрывать спектакль у нее не было. Она робко села, попросила извинения у Левенталя, сослалась (как и подобает доносчице) на свой долг и преданность, назвала какие-то имена, намекнула на несколько других и замолчала, словно испугавшись. Попросила Левенталя принести стакан воды. Когда Левенталь, не очень веря в эти капризы, но снисходя к ним, вернулся из столовой, Эмма уже извлекла из ящика увесистый револьвер. Она дважды нажала на спусковой крючок.

История, действительно, невероятная, но в нее поверили все, поскольку, по сути, она была правдивой. В тоне рассказа Эммы Цунц звучала правда, правдой было ее целомудрие, правдой — ненависть. Правдой было и поругание, которому она подверглась; не соответствовали истине лишь обстоятельства, время и одно-два имени.

Эмма уронила листок. Сначала почувствовала тошноту и слабость в ногах, потом — словно свою вину, нереальность мира, холод и страх; потом захотела, чтобы уже наступило завтра. Но тут же уверилась, что это напрасное желание, ибо смерть отца была тем единственным, что случилось на свете и что никогда не пройдет. Она подняла письмо и пошла в свою комнату. Положила конверт на самое дно шкафа, будто бы знала, какие события последуют дальше. Может быть, ей они уже смутно виделись или она уже стала той, которой будет потом.

Она не спала всю ночь, и, когда раннее утро высветлило прямоугольник окна, план был готов. Она постаралась, чтобы этот день, казавшийся ей бесконечным, был похож на все остальные. На фабрике поговаривали о забастовке. Эмма высказалась как всегда, против всяческого насилия. В шесть, после работы пошла с Эльзой записываться в женский клуб, где были бассейн и гимнастический зал. При оформлении она должна была по буквам повторять свое имя и фамилию, должна была улыбаться пошлым шуткам, сопровождавшим уточнение фамилии. Вместе с Эльзой и младшей из сестер Крон- фус обсуждала, в какой кинотеатр они пойдут в воскресенье вечером. Потом зашел разговор о поклонниках, и молчание Эльзы никому не казалось странным. В апреле ей исполнялось уже девятнадцать лет, но мужчины вселяли в нее почти патологический страх… По возвращении Эмма сварила суп из тапиоки и овощей, рано поужинала, легла и заставила себя спать. Так в обычных трудах и заботах прошла пятница четырнадцатого — день накануне.

Перевод на русский: — М. Былинкина (Эмма Цунц) ; 1984 г. — 19 изд. — В. Кулагина-Ярцева (Эмма Цунц) ; 1999 г. — 9 изд. — М. Десятова (Эмма Цунц) ; 2005 г. — 1 изд. Перевод на украинский: — В. Шовкун (Емма Цунц) ; 2008 г. — 3 изд.

  • Жанры/поджанры: Реализм
  • Общие характеристики: Психологическое
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Америка( Латинская ) )
  • Время действия: 20 век
  • Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
  • Возраст читателя: Только для взрослых

14 января 1922 года Эмма Цунц получила известие, поглотившее ее — известие о кончине отца. Некогда отец Эммы был несправедливо обвинен в присвоении служебных денег; настоящим же преступником был Аарон Левенталь, в то время управляющий фабрики. Теперь Эмма чувствовала, что должна отомстить за отца…


"Алеф" Борхеса - сборник рассказов популярного аргентинского писателя, написанный им в 1949 году. Он состоит из 17 новелл и послесловия. В этой статье мы расскажем об основных темах этих произведений, приведем краткое содержание некоторых из них, отзывы читателей.

О сборнике

Рассказы Борхеса

В сборнике "Алеф" Борхеса больше мистики, чем основного сюжета, при этом не так много созерцательной эссеистики и отстраненности. Все новеллы, которые в нем содержатся, взаимосвязаны между собой, но в то же время остаются оригинальными.

Вот полный перечень новелл, входящих в сборник "Алеф":

  • "Бессмертный";
  • "Богословы";
  • "Мертвый";
  • "Биография Тадео Исидора Круса";
  • "История воина и пленницы";
  • "Эмма Цунц";
  • "Дом Астерия";
  • Deutsches Requiem;
  • "Вторая смерть";
  • "Заир";
  • "Поиски Аверроэса";
  • "Абенхакан эль Бохари, погибший в своем лабиринте";
  • "Письмена Бога";
  • "Ожидание";
  • "Два царя и два их лабиринта";
  • "Алеф";
  • "Человек на пороге".

Впервые сборник был опубликован в 1949 году. В окончательной редакции в него было добавлено еще четыре новеллы. При этом рассказ Борхеса "Алеф", давший название всему сборнику, по-прежнему остался на последней позиции.

Стоит отметить, что все это время писатель оставался безработным, из библиотеки его уволили после установления диктатуры Перона. Всемирная слава к нему пришла примерно через год после публикации книги "Алеф". Сам автор признавался, что на создание произведений, вошедших в сборник, значительное влияние оказали Уэллс, Честертон, отдельные идеи его подруги Сесилии Инхеньерос.

Основные идеи

Книга Алеф Борхеса

Анализ "Алефа" Борхеса позволяет выделить два основных лейтмотива, который проходят красной нитью практически через все новеллы.

Во-первых, это тема двойников. Сразу в нескольких новеллах два персонажа оказываются одним и тем же человеком или меняются местами друг с другом. В некоторых вариантах зеркально повторяются судьбы персонажей или протагонисты проходят одинаковый жизненный путь. События могут повторяться одно за другим, создавая классический эффект дежа вю. В одном из рассказов можно даже встретить фразу о том, что для Бога орел и решка совершенно неотличимы.

Двойники встречаются практически в каждой новелле. В некоторых случаях предметы и люди начинают сливаться в единое целое.

Все это служит определенным переходом к следующему основному лейтмотиву всего его творчества. Это непосредственно Алеф. Некий предмет, слово или точка в пространстве (в зависимости от конкретной истории). Он способен вместить в себя всю Вселенную, а также все, что только в ней можно встретить. В финальной новелле Борхес определяет Алеф как некую точку, в которой сходятся все остальные точки.

Помимо этого, в сборнике новелл развиваются другие классические мотивы творчества Борхеса, встречающиеся в других его книгах. Это три версии предательства Иуды, представление о мире как о тексте, зеркала.

Краткое содержание

Сборник Алеф Борхеса

В качестве примера расскажем сюжет одного из самых ярких рассказов этого сборника, который называется "Бессмертный". Некоторые критики считают, что это произведение стало кульминацией всего творчества писателя. Новелла состоит из цитаты, введения и пяти глав.

Рассказ начинается с цитаты Бэкона о том, что на земле уже не встретить ничего нового.

Сама история представляет собой повествование римского солдата, жившего во времена господства императора Диоклетиана. Глубокой ночью в Фивах незнакомец совершает преступление, а после ищет убежище в лагере. Он встречает солдата Руфуса, признается ему перед самой смертью, что существует река, воды которой даруют бессмертие. Река расположена рядом с местом, прозванным городом Бессмертных. С тех пор Руфус наполнен решимостью отыскать это место.

Он отправляется в Африку с помощниками. В пути они изнывают от жары и тяжелых условий, которые сопровождают эту экспедицию. Часть солдат сбегает, остальные планируют убить Руфуса. Ему приходится скрыться и в одиночку пробираться по пустыни.

Ему удается отыскать город Бессмертных, который он видит на некотором расстоянии. Когда добирается до него, то выясняет, что сам город представляет собой запутанный лабиринт с тупиковыми проходами. Повсюду множество хаотических архитектурных строений и лестниц. Руфуса пугает этот город, из которого оказывается не так просто выбраться.

Он пьет из реки, на века оставаясь жить с бессмертными. Все это время он погружен в мысли о том, как понять существование этой реки.

Краткое содержание

Краткое содержание "Алефа" Борхеса позволяет узнать, о чем ключевое произведение этого сборника. Главный герой в нем оказывается беллетризованной версией автора. В начале рассказа он оплакивает смерть женщины, в которую был влюблен. Он отправляется в ее дом, чтобы выказать уважение.

Позже в этой истории он пытается приобрести дом Данери ради расширения своего бизнеса. Но продавец в ярости заявляет рассказчику, что обязан поддерживать его в порядке, чтобы окончить стихотворение. Главный герой, хоть и считает Данери безумцем, соглашается пойти на уступки. Он спускается в подвал, где, как ему обещает хозяин, сможет встретить Алефа.

Биография

Биография Хорхе Луиса Борхеса

Борхес родился в аргентинской столице в 1899 году. Первоначальное образование получил в Швейцарии, после чего некоторое время жил в Испании. В этой стране он стал представителем ультраизма. Это поэтическое движение, которое развилось после Первой Мировой войны на фоне упадка модернизма.

Основными особенностями этого направления было использование наглых метафор и смелых образов в стремлении создать чистую поэзию, которая была бы отделена от настоящего и прошлого.

Это же течение Борхес привнес и в Аргентину. При этом в собственном творчестве он достаточно быстро отдалился от принципов ультраизма. На протяжении своей жизни был основателем трех авангардистских журналов, преподавал английский язык в университете Буэнос-Айреса, руководил Национальной библиотекой в Аргентине.

Популярность

Писатель Хорхе Луис Борхес

Поначалу он писал преимущественно стихи, на которые его вдохновляли эпизоды аргентинской истории и окружающая повседневная жизнь.

Больше всего его прославили рассказы, в которых встречаются метафизические фантазии и аллегории вместе с классическими детективными сюжетами. Все они оказываются очень оригинальными, хотя и ощущается влияние Кафки, Вульф, Честертона.

В 70-е годы Борхес уже в ранге всемирно известного писателя приезжает в США, где читает лекции в университетах, получает всевозможные награды. Его произведения неоднократно экранизировались.

В 1986 году он переезжает в Швейцарию, где умирает в 86 лет от эмфиземы легких и рака печени.

Особенности творчества

Хорхе Луис Борхес

Хорхе Луис Борхес - один из самых известных аргентинских писателей. Он считается основоположником новой латиноамериканской литературы. Его творчество насквозь метафизично, оно сочетает в себе поэтические и фантазийные подходы.

Поиски истины он при этом считает бесперспективными, о чем в очередной раз заявляет в сборнике "Алеф". Борхес делает основными темами своей литературы противоречивость времени, мира, а также одиночество и смерть. Для его художественного языка свойственны смешение приемов массовой и высокой культуры, сочетание современной ему аргентинской культуры с метафизическими универсалиями.

Мистификации

Прозаические фантазии Хорхе Луиса Борхеса часто принимают форму детективных или приключенческих историй. Под ними он маскирует глубокие рассуждения о серьезных научных и философских проблемах. Уже в своих первых произведениях выгодно отличается знанием иностранных языков и эрудицией. Творчеству писателя присуща игра на грани вымысла и реальности, часто он прибегает к приему мистификации.

Например, использует цитаты и ссылки из несуществующих произведений, рассказывает о вымышленных культурах, биографиях якобы исторических личностей, которых никогда не существовало.

Наряду с Марселем Прустом считается одним из первых писателей XX века, который обратился к теме человеческой памяти.

Отзывы

Особенно отмечают новеллы "Бессмертный" и "Мертвый", которые врезаются в память благодаря жуткой обстановке, напоминающей ад, троглодитам, которые отсылают читателя к классическим произведениям Данте и Гомера. В целом из-за чарующей атмосферы древнего эпоса.

Город Бессмертных, который описывает Борхес, населен троглодитами, преследующими главного героя. Это вечно живущие люди, которые позабыли свой человеческий облик, письменность и речь. В этом же образе предстает и древнегреческий поэт Гомер.

К тому же в этих рассказах из сборника "Алеф" Борхеса встречаются увлекательные рассуждения о бессмертии, единстве судеб всех людей, обесценивании человеческих поступков в масштабах бесконечности и окружающей нас вселенной.

Читайте также: