Легенда об абакане краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Оставить комментарий Cancel Reply

Похожая информация

Свежие комментарии

  • alternation к записи Пляска шамана
  • DarrellchokY к записи Пляска шамана
  • Stanmorehsv к записи Боги небесного и земного мира в бурятском шаманизме (тенгрии и эжины)
  • Саргылана к записи Шаманские сны
  • Testerhvp к записи Боги небесного и земного мира в бурятском шаманизме (тенгрии и эжины)

Шаманы и шаманизм

Мы благодарны вам за внимание к нашему ресурсу. Надеемся, вы найдете для себя интересную и полезную информацию независимо от того, шаман вы или просто любопытствующий. Будем рады вашим комментариям и надеемся, вы станете частым гостем на страницах нашего сайта.

Приглашаем…

. вступить в сообщество шаманов Вконтакте . подписаться на наш Твиттер . вступить в сообщество шаманов в Facebok

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

воскресенье, 21 июня 2020 г.

Антошин М. "Легенда об Абакане"

Жанр: литературная волшебная сказка по мотивам хакасских легенд

Читайте краткое содержание похожих сказок:
Чукотская сказка "Девушка и месяц"
Башкирская сказка "Алтын-сака - золотая баба"

Главные герои сказки "Легенда об Абакане" и их характеристика

  1. Агбай. Красавец-богатырь. Верный и смелый. Превращен в медведя.
  2. Пачанах. Его друг, убивший медведя.
  3. Сирбек. Юная красавица. Верная и любящая.
  4. Хапчагас. Злой колдун.
  1. Два друга
  2. Сирбек
  3. Сватовство колдуна
  4. Отказ родителей
  5. Превращение в медведя
  6. Охота Пачанаха
  7. Смерть Агбая
  8. Смерть Сирбек
  9. Река и город
  1. Жили в аале два друга, богатыри Агбай и Пачанах.
  2. Полюбил Агбай девушку Сирбек, а Пачанах не стал им мешать.
  3. Сватался за Сирбек колдун, но ему отказали.
  4. Превратил колдун Агбая в медведя, а Пачанах убил медведя.
  5. Узнал Пачанах друга, а тот стал горой, а его кровь водой.
  6. Сирбек бросилась в реку, а колдуна убило молнией.

Чему учит сказка "Легенда об Абакане"
Сказка учит верности и любви. Учит самоотверженности и самопожертвованию. Учит не вставать на пути влюбленных. Учит помнить добро. Учит тому, что зло само себя наказывает. Учит дружбе.

Отзыв на сказку "Легенда об Абакане"
Мне понравилась эта сказка-легенда, о великой любви двух молодых людей, которых не смогла разлучить смерть. Им не повезло в этой жизни, но они соединились в другой, и их имена помнят с благодарностью люди. Мне понравилось, что колдун убил сам себя неудачными магическими опытами, потому что зло никогда не должно торжествовать.

Пословицы к сказке "Легенда об Абакане"
Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Ради милого и себя не жаль.
Насильно мил не будешь.
Делая зло на добро не надейся.
Добро помни, а зло забывай.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Легенда об Абакане"
Было это в те времена, когда еще не было в Хакасии полноводных рек. Жили в аале два богатыря-друга Агбай и Пачанах. Часто боролись они и соревновались в меткости, но никогда не ссорились.
И встретили раз друзья девушку-красавицу по имени Сирбек.
Полюбили Агбай и Сирбек друг друга, а Пачанах отошел в сторонку, хотя и ему нравилась эта девушка.
Жил неподалеку злой колдун Хапчагас, который решил взять Сирбек в жены. Он стал просить родителей выдать за него Сирбек, обещая золото, а в случае отказа грозил навести на девушку порчу. Родители согласились отдать дочь за колдуна, но когда Сирбек узнала про это, все рассказала родителям про свою любовь к Агбаю. И отказали родители колдуну.
Сильно рассвирепел Хапчагас и узнав, что дорогу ему перешел Агбай, превратил богатыря в медведя. Угнал Хапчагас в аале стадо овец и спрятал их в горе. А людям сказал, что овец угнал медведь, и наказал убить зверя.
Погнался за медведем Пачанах и метким выстрелом попал медведю в сердце. Побежала алая кровь, а Пачанах взглянул в глаза медведя и узнал своего друга Агбая. И превратился медведь в огромную гору из недр которой бежал поток воды. И назвали ту реку Абакан, что значит медвежья кровь.
Узнав о смети любимого, Сирбек бросилась в воду и утонула. Так она соединилась с Агбаем после смерти.
А люди, узнав о коварстве колдуна, изгнали его из своих мест. Стал колдун призывать громы и молнии, чтобы отомстить людям, но молния попала в него и превратился колдун в пепел.
А на берегах реки Абакан тысячи лет живут люди, забывшие имя колдуна, но помнящие о любви богатыря и красавицы. А у слияния Абакана и Енисея родился город, который так и назвали - Абакан.


Когда земля создавалась и звезды рождались, говорят, что была белая скала с шестью уступами, которая светилась и переливалась. В тихую облачную погоду облака окутывали ее. Говорят, что хозяином этой горы и народа, что там проживал, был могучий, прекрасный богатырь Абакан, который скакал на шестисаженном белом коне. У него была прекрасная дочь – богатырка Алтын-Арыг. На другой стороне жил богатырь Котей Пулух, злой и коварный хан, и задумал он погубить доброго богатыря Абакана и захватить все его владения. Но в открытую драться он не решался, чувствовал, что Абакан сильнее. Вот однажды, когда Абакан отдыхал на горе Изых, Котей Пулух пустил стрелу в спящего богатыря, но Абакан услышал свист стрелы и вскочил, спрыгнул вниз, но вторая стрела поразила его в самое сердце, упал он, обливаясь кровью, и тут же умер. Говорят, что где кровь растеклась, расцвели цветы необычные, яркие.

В древности Абакан звали Алаирт. На берегу его жил могучий, как гора Тырдан, хан Аба-Каил, что значит медведь-хан, медведь-кровь. Аба-Каил на коне своем богатырском перескакивал вершину, а однажды конь оступился, задние копыта соскользнули с камня. И конь, и всадник упали в реку. Река с тех пор зовется Аба-каил, сокращенно Абакан.

Енисей течет в самом начале с востока на запад, после Уюкского хребта почти сразу поворачивает на север, поджимается к Хемчикскому хребту. Дальше, набирая лавинную силу, река распарывает хребты: Араданский, Джебосенский, Борус. В предании говорится так.

Перед выходом Енисея в степь на правом берегу две деревни – Сизая и Голубая, на левом берегу – поселок Майна.

В голодный год один бай за кусок золота величиной с конскую голову не смог получить даже чашку зерна и с горя бросил золото в озеро.

Женщина в свадебной лисьей шапке верхом на лошади гонялась здесь за холостым парнем и женила его на себе.

Долгие годы жил на этой горе монах. Он вел уединенный образ жизни, в окружении икон проводил время в молитвах. Иногда он спускался и приходил в село, где его тепло встречали селяне, помогали кто чем мог. Но нашелся душегуб, который убил его (а по другой версии – он умер сам). Давно нет монаха, а память людская оставила о нем след в названии горы.




Фото: Олег Шавыркин

Работа известного хакасского художника Георгия Сагалакова, рассказывающая об удивительной Хакасии



Фото: Олег Шавыркин

Работа известного хакасского художника Виталия Кызласова, созданная по мотивам хакасских (тюркских) мифов о сотворении мира. Работа находится в частной коллекции абаканца Олега Шавыркина



Фото: Олег Шавыркин

Работа известного хакасского художника Виталия Кызласова, созданная по мотивам хакасских (тюркских) мифов о сотворении мира. Работа находится в частной коллекции абаканца Олега Шавыркина



Фото: Олег Шавыркин

Работа известного хакасского художника Виталия Кызласова, созданная по мотивам хакасских (тюркских) мифов о сотворении мира. Работа находится в частной коллекции абаканца Олега Шавыркина



Фото: Олег Шавыркин

Работа известного хакасского художника Георгия Сагалакова, рассказывающая об удивительной Хакасии



Фото: Олег Шавыркин

Работа известного хакасского художника Георгия Сагалакова, рассказывающая об удивительной Хакасии



Фото: Олег Шавыркин



Фото: Олег Шавыркин



Фото: Олег Шавыркин



Фото: Олег Шавыркин

Работа известного хакасского художника-графика Владимира Тодыкова о Хакасии из коллекции абаканца Олега Шавыркина


Известно, что люди издавна проявляли живой интерес к раскрытию значений слов, тем более географических названий. Большинство географических названий Хакасии довольно-таки легко объясняются. Например, правый приток Енисея Тазоба (в русской огласовке Ташеба) может объяснено как "курганный камень", "груда жертвенных камней", а также "холм", "бугор". Камышта (приток Уйбата) восходит к хакасскому хамыстыг, где хамыс "камыш", - тыг, аффикс прилагательных, значит: Камышта - это камышовый. Или, например, гора Оглахты, видимо, происходит от хакасского оглахтыг. В слове выделяется оглах "дикий козленок" и аффикс - тыг. Отсюда оглахты может означать "козлиная гора".

Но имеются и такие слова, которые трудно объяснимы с точки зрения современного хакасского языка. В таком случае этимологию (происхождение) географического названия помогают раскрыть лексические материалы других языков (самодийских, угорских, кетского и других, носители которых в древности частично обитали в Саяно-Алтайском нагорье). И на этой почве возникали многочисленные мифы, предания и легенды, народные "объяснения" происхождения географических названий. Многие из них ценны как произведения фольклора, то выдавать их за истину нельзя.

Ученый-филолог Хакасского научно-исследовательского института истории, языка и литературы М.И.Боргояков предпринял попытку в своих ученых записках рассмотреть существующие толкования о происхождении некоторых названий, которые до сих пор остаются спорными или малоизученными. Вот некоторые объяснения, касающиеся происхождения топонима "Абакан".

Когда взошло солнце, смелый охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала мощная струя, в которую вливались новые ручьи, постепенно образуя поток. Ниже он становился рекой. Абахан ( медвежья кровь) - так стали называть эту реку местные жители.

Кстати в верховьях реки Абакан, там, где она разделяется на два рукава - Малый и Большой Абакан - есть скалы, которые напоминают лежащего медведя. Из-под них вытекают бурные ручьи, образующие эту прекрасную горную реку.

Эти народные "объяснения" - фантазии людей, которые хотели каким-то образом объяснить непонятное название реки Абакана.

Для того, чтобы выяснить, что означает слово, можно обратиться к различным языкам. Очевидно, что Абакан образовано из двух слов: аба и к(хан). Известно, например, что в верховьях Абакана один из его левых притоков называется Аба. В Кузбассе один из притоков Томи называется также Аба. Среди шорцев имеется этничекое название аба (абинцы). В древности аба, или абинцы, проживали в верховьях Абакана. У древних хакасов был титул Абохан, т.е. старейший хан. Значение "старший", "старейший" и легло в основу слова аба. В тибетском языке аба есть "отец", в некоторых тюркских языка капчакской группы аба значит "медведь". В хакасском языке аба значит "отец" и "медведь". Что же означает второй элемент кан (хан). Если это "кровь", как толкуется в народной легенде, то могут ли "кровью" называться многочисленные реки на -кан и в других местах (кан присущ многим языкам). Так, правый приток Енисея называется Кан (отсюда г.Канск). В XVIII в. он назывался Канг. В некоторых языках тунгусо-манчьжурской группы канг значит "река", с другой стороны, -кан является уменьшительным суффиксов в эвенкийском языке. По свидетельству исследователей этого языка, названия рек, образованных при помощи суффикса -кан, относятся к рекам, меньшим по размеру, и, как правило, притокам основной реки. Например, Ангара-кан, Витим-кан и другие.


Естественно, разные родо-племенные группы оставили свои следы в географических названиях и местах былого их обитания.

Таким образом, не так просто сейчас определить первоначальный смысл названия реки Абакан. Тем более что хакасы, проживающие в Усть-Абаканском районе, называют реку Агбан. Хакасы, проживающие вверх по Абакану (Аскизский и Таштыпский районы), говорят Абаган или Абыган, отсюда и Абакан в русском произношении является исторически более правильным произношением и написанием, близким к первоначальному звучанию Абукану. В письменных материалах XVIII в. эта река зафиксирована в виде Абакана, а не Агбан.

Мифы и легенды Хакасии

Существует предание, что на заре времён в Хакасско-Минусинской котловине, кроме людей и животных, жили добрые и злые духи. Так это или нет - теперь не узнаешь. Бесспорно одно: легендам и мифам хакасов могут позавидовать даже скандинавы со своими эльфами и хоббитами.

Совет депутатов
Старосты микрорайонов
Видеокамеры Абакана
Установка охранного оборудования
Охранные услуги
Участковые Абакана
Гос.медучреждения
Частные клиники и кабинеты
Стоматологии
Муниципальные аптеки и оптики
ЖЭУ, УЖК, ТСЖ
Муниципальные предприятия ЖКХ
Производство продуктов
Производство стройматериалов
Строительные магазины и комплексы
Детские сады
Школы, лицеи, гимназии
Техникумы, колледжи
ВУЗы
Учебные центры, курсы
Библиотеки
Школы искусств и центры творчества
Театры, концертные залы
Музеи, выставочные залы
Дома и центры культуры
Религиозные организации
Спортивные школы, секции, клубы
Бассейны, спортзалы, воркауты
Гостиницы, отели, хостелы
Рестораны, кафе, бары
Клубы по интересам
Центры развлечений и отдыха
Магазины сувениров
Рынки, базы
Торговые комплексы
Автосалоны

Читайте также: