Бичара кыз габдрахман ильяси краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В "Шәрык клубы" ("Восточном клубе"), интерактивном мультимедийном комплексе истории татарского театра, который открылся в театре Камала в сентябре, показали первую татарскую пьесу — "Бичара кыз" ("Несчастная девушка"). Автор пьесы — татарский драматург Габдрахман Ильяси, в своем произведении он рассказал историю счастливого спасения прекрасной Махитап от замужества с невежественным Жантимером. Подробнее — в репортаже "Реального времени".

Кто ты — свободная женщина Казанской губернии?

В мультимедийном комплексе, как мы и писали, много экранов, VR-технологий, правда, в одном из залов можно примерить театральные костюмы и сфотографироваться. На третьем этаже — видеолекторий. На втором показывают на прозрачном экране отрывки из спектаклей "Пришлый" и "Буранный полустанок". Организаторы еще осенью обещали, что в этом пространстве будут проходить и различные мероприятия. "Бичара кыз" станет постоянной частью работы музея.

Изначально в "Восточном клубе" зал предполагал рассадку на 150 мест, здесь гораздо меньше. Известно, что здесь (а также по другим адресам клуба, в номерах "Булгар", в усадьбе Сабитова на Марджани) проходили и лекции, и музыкальные вечера, и детские праздники. А некоторые посетители просто пили чай и играли в лото. При этом значимость "Шәрык клубы" как среды для татарской интеллигенции оспорить невозможно. Хотелось бы, чтобы его нынешняя функция также не ограничивалась мультимедиачудесами.

Первая же татарская пьеса посвящена борьбе за права женщин — за право выбирать себе жениха.

Фариха (Радиф Галимов) влюблена в Жанбая (Лейсан Гатауллина). Но отец Биктимер (Айгуль Шакурова) и мать Фариха (Артур Шайдуллин) выдают ее замуж за пьяницу Жантимера (Айгуль Абашева). В деле также участвует знахарка Сахиба (Алмаз Бурганов), сваха (Зуфар Нуртдинов) и служанка Фатима (Фаннур Мухамметзянов).

Все верно, как и было в самом начале, все женские роли играют мужчины. Правда, и мужские — играют женщины. Таким образом Фарид Бикчантаев довел до абсурда факт, который обычно читаешь мельком.

Значительная часть актеров, участвующих в постановке, пришли в театр из КГУКИ, где Бикчантаев вел их курс. Одной из дипломных работ студентов стал "Беренче театр", где тоже обыгрывались, в более фантасмагоричной манере, некоторые приметы времени, и цитаты были доведены до абсурда, что вызвало у нашего издания вопросы, вплоть до обращения к теме Black Lives Matter.

В "Несчастной девушке" все без двойного дна. Кстати, ее не первый раз играли в Камаловском — к примеру, такой опыт проделывали в 2007 году, семистраничный текст уложился в 15 минут действия, а Ильдус Габдрахманов играл и сваху, и Жантимера.

Забыл слова — так было задумано

В нынешней версии действо длится уже 25 минут. Каждую сцену объявляет смущенный Алмаз Сабирзянов (судя по программе и согласно логике, его роль должна была играть Айгуль Абашева), на скрипке и кубызе сцены озвучивает Дина Закирова, а суфлер, постукивая палочкой, подсказывает реплики и озвучивает ремарки. Актеры заламывают руки, громко вскрикивают, некстати падают, забывают слова. Некоторые театры (фактор языка можно убрать) до сих пор называют это психологическим театром и школой Станиславского. Многие театры и сейчас играют в крохотных залах на глазах у зрителей (что-то подобное многие годы практиковали челнинские "Мастеровые", для которых теперь строится внушительное здание — по заслугам).

Когда Жанбай приходит в гости к другу Жанъяру (Райхан Габдуллина), обыгрывают похожесть двух актрис — обе встают в картинные марионеточные позы, обе — длинноволосы, кудрявы, усаты. Здороваются по-турецки.

Финал счастливый — Жантимер со злости публично разведется, Фариха бросится в объятия Жанбая, но поцелуя не будет — только чмоки в воздух. Зрители практически довольны — все хорошо, но мало.

Чего не хватает этому спектаклю — так еще большего погружения в реальность. Чтобы зрители сидели в костюмах начала века, перед началом пили кофе в чайной внизу, а после спектакля устраивались песнопения и танцы. И чтобы потом, придя домой, получить нагоняй от отца, который не понимает, зачем ходить в "это шайтанское место". И попытаться осознать, как за 115 лет татарский театр перешел через улицу Татарстан, превратился, в частности, в гигантское здание у Нижнего Кабана, а теперь неспешно старается обзавестись еще одним. Насколько этот спектакль юбилейный, шуточный, музейный? Или его можно показать вне временного контекста и взять самое ценное — что он рассказывал тогда публике о том, что их действительно волновало?

1/26 Максим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим Платонов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Татар драматургиясенең беренче үрнәкләре

Описание презентации по отдельным слайдам:

Татар драматургиясенең беренче үрнәкләре

Татар драматургиясенең беренче үрнәкләре

Тестлар 1.Персонажларның сөйләшү-диалогларын бирү үзенчәлеген без кайсы автор.

Тестлар 1.Персонажларның сөйләшү-диалогларын бирү үзенчәлеген без кайсы автор әсәрендә күзәттек? а) Сәйф Сараи ә) Әхмәт Уразаев-Кормаши б) Мөхәммәдьяр в) Мәүла Колый 2. Беренче драма әсәре ничек атала һәм ул кайчан языла? а) “Бәхетсез егет” - 1898 ә) “Комедия Чистайда” - 1895 б) “Бичара кыз” - 1887 в) “Бичара кыз” - 1876

3. “Бичара кыз” әсәренең авторы кем? а) Г.Ильяси ә)Ф.Халиди в) Г.Камал г)Г.Ис.

3. “Бичара кыз” әсәренең авторы кем? а) Г.Ильяси ә)Ф.Халиди в) Г.Камал г)Г.Исхакый 4. Әдипләрнең кайсы беренче драма әсәре иҗат итүчеләр рәтеннән түгел? а) Галиәсгар Камал ә) Галимҗан Ибраһимов б) Фатих Халиди в) Габдрахман Ильяси

5. “Бичара кыз” драмасының төп каршылык: а) байлык белән ярлылык ә) ямьсезлек.

5. “Бичара кыз” драмасының төп каршылык: а) байлык белән ярлылык ә) ямьсезлек белән матурлык в) комсызлык белән юмартлык г) искелек белән яңалык 6. Беренче драма әсәрендә нинди идея өстенлек итә? а) тигез хокуклылык ә) гаделлек в) гуманистик г) гамәл – җәза 7. Драмадагы төп геройларның өстенлеге а) укымышлылык һәм активлык ә) хәйләкәрлек һәм комсызлык в) тырышлык һәм акыллылык г) комсызлык һәм явызлык

ХIX йөзнең соңгы чирегендә драматургиянең беренче адымнар ясавына тәэсир иткә.

ХIX йөзнең соңгы чирегендә драматургиянең беренче адымнар ясавына тәэсир иткән шартлар: а) ерак тамырлары белән халык авыз иҗатына барып тоташуы; ә) Казанда актив эшләп килүче рус театрының тәэсире, укымышлы яшьләрнең рус, төрек һәм алар аша Европа язучыларының пьесалары белән танышуы, үрнәк алуы; б) иҗтимагый-мәдәни тормыштагы яңарыш һәм әдәбияттагы эчке сыйфат үзгәрешләре нәтиҗәсендә яңа әдәби төрнең мәйданга килүен тизләтү;

беренче драма әсәрләре гаилә-көнкүреш вакыйгаларына нигезләнеп (Г.Ильяси “Би.

беренче драма әсәрләре гаилә-көнкүреш вакыйгаларына нигезләнеп (Г.Ильяси “Бичара кыз”, Ф.Халиди “Рәдде бичара кыз”, Г.Камал “Бәхетсез егет”, Г.Исхакый “Өч хатын берлән тормыш” һ.б.), аларда шәхес иреге, хатын-кыз азатлыгы, гаилә кору мәсьәләләре күтәрелү; бәхет мәсьәләсен, байлыктан бигрәк, шәфкатьле, акыллы, укымышлы булу белән бәйләп карау. “Яхшылыкка – бәхет, начарлыкка – җәза” концепциясенең тормышка ашырылуы; мәгърифәтчелек идеологиясенә бәйле конфликтның искелек белән яңалык каршылыгына нигезләнүе; пьесаларда яңарышка комачаулаучы һәртөр искелек-артталыкка, наданлык-әхлаксызлыкка каршы тәнкыйтьчел эчтәлекнең өстенлек итүе;

әсәрләрнең сәнгати яктан йомшаклыгы: сөйләп аңлату өстенлек итү, монологлар.

Катнашучылар Фәрханә – Әхмәт бай кызы. Бик һавалы, үзе курнос, шадра. Яше 21.

Катнашучылар Фәрханә – Әхмәт бай кызы. Бик һавалы, үзе курнос, шадра. Яше 21 дә. Закир – Әхтәм бай приказчигы. Бик купшы, кызыл сакаллы, зәңгәр күзле. Яше 33 тә. Әхтәм бай – фабрикант, аксакаллы, кызыл йөзле, бик бай. Яше 64 тә. Әлифәбикә – Әхтәм бай хатыны. Бик симез, гадәти буйлы, ачык чырайлы. Яше 59 да. Әптем – Әхтәм бай углы. Бик матур, тәүфыйклы, бик гакыллы. Яше 24 тә. Әхтәм байларның асрау кызы – яше 13 тә. Хәйри – Әхтәм бай кучеры. Зур сакаллы, озын мыеклы. Яше 55 тә.

Пьеса төзелеше Пәрдә ачылыр. Күренеше бер иске йорт. Түшәме бик тәбәнәк. Йорт.

Пьеса төзелеше Пәрдә ачылыр. Күренеше бер иске йорт. Түшәме бик тәбәнәк. Йортның эчендә бер иске кисмәк янә бер калайлап бетергән табак. Янә стенада бер шүрлек, ул шүрлектә ничә төрле иске кораллар. Янә йортның уң тарафында бер иске карават. Ул караватта утыра бер хатын, исеме-Сәлимә. Ул хатынның бер генә кызы бар, исеме-Хәлимә. Йорт хуҗасының исеме-Мирза. Сәлимә хатын идән себерә, Хәлимә иске күлмәк кигән. Шул күлмәгенең ертыгын ямап караватта утырган Хәлимәнең инәсе сынар да. (Хәлимә әйтә моңаеп):

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 10

Ответ

+

1 Когда ты ходил(а) в гости какое блюдо ты там ела? 2 Какое блюдо вам подали? 3 Какие были национальные блюда? 4 Понравилось ли тебе ходить в гости? 1 Қонаққа барғанда мен әр түрлі тағамдарды жедім. 2 Бізге қазақша етті берді. 3 Дастарханда ұлттық тағамдарынан қазақша ет, көже, жент, бауырсақ және балқаймақ болды. 4 Қонаққа бару маган өте қатты ұнады.

Ответ

+

1) Мен қонаққа келгенде жайма жедім.2) Бізге бауырсақ, жайма, сорпа берді.3)Құрт, бауырсақ, жайма, көже, айран жəне тағыда басқа.4)Маған қонаққа бару ұнады.

Ответ

+

Девочки как мальчики, мальчики как девочки: Камаловский показал татарский театр начала XX века

Фото: Максим Платонов

Кто ты — свободная женщина Казанской губернии?


Первая же татарская пьеса посвящена борьбе за права женщин — за право выбирать себе жениха.

Фариха (Радиф Галимов) влюблена в Жанбая (Лейсан Гатауллина). Но отец Биктимер (Айгуль Шакурова) и мать Фариха (Артур Шайдуллин) выдают ее замуж за пьяницу Жантимера (Айгуль Абашева). В деле также участвует знахарка Сахиба (Алмаз Бурганов), сваха (Зуфар Нуртдинов) и служанка Фатима (Фаннур Мухамметзянов).

Все верно, как и было в самом начале, все женские роли играют мужчины. Правда, и мужские — играют женщины. Таким образом Фарид Бикчантаев довел до абсурда факт, который обычно читаешь мельком.


Забыл слова — так было задумано


Когда Жанбай приходит в гости к другу Жанъяру (Райхан Габдуллина), обыгрывают похожесть двух актрис — обе встают в картинные марионеточные позы, обе — длинноволосы, кудрявы, усаты. Здороваются по-турецки.

Финал счастливый — Жантимер со злости публично разведется, Фариха бросится в объятия Жанбая, но поцелуя не будет — только чмоки в воздух. Зрители практически довольны — все хорошо, но мало.

Читайте также: