Цель изучения права в школе

Обновлено: 05.07.2024

Проблема правового образования представляет в настоящее время особую актуальность, так как без качественного правового образования невозможно построить в Российской Федерации правовое государство, повысить уровень правосознания населения. Вопрос преподавания отдельных отраслей права в школе не достаточно проработан и изучен. В частности необходимо отметить важность изучения преподавания основ уголовного права.

Актуальность темы исследования обусловлена происходящими демократическими преобразованиями в социально-экономической и политико-правовой сфере жизнедеятельности общества.

В России в настоящее время правовое образование находится в центре внимания педагогической общественности. Отличительной чертой российского правового образования является разнообразие подходов к его содержанию. Суть его заключается в том, что содержание всех школьных предметов формирует человека – гражданина. Правовое образование в этом смысле это – образование, направленное на формирование человека – гражданина, личности, которой присущи правовые качества.

Уголовное право представляет собой ведущую отрасль права, которая регулирует важнейшую сферу человеческих отношений, указывая на то, какие

деяния являются противоправными и общественно опасными для личности,

общества и государства, и назначая за их совершение определенное наказание.

Политические и социально-политические процессы, которые происходят

в России в течение последних десятилетий, привели к росту преступности и

усилению криминализации общества, что делает изучение уголовного права все

более актуальным и необходимым.

Степень научной разработанности. Учитывались выводы, содержащиеся в трудах Вакуленко В.А. ,Морозовой С.В., Сидоровой Н.В. , Шкарлупиной Г.Д. и других специалистов.

Объектом исследованияявляется система преподавания основ уголовного права в школе.

Предметом исследования являются концептуальные основы школьного правового образования в Российской Федерации.

Цель работысостоит вопределении педагогических условий правового образования. Достижение данной цели определило постановку и решение следующих задач:

– изучить и охарактеризовать цели и задачи школьного правового образования;

– рассмотреть содержание и структуру уголовно-правового образования в школе;

– методически разработать учебное занятие.

Методологическая основа работы. В процессе работы применялся описательный метод, включающий приемы наблюдения, сопоставления и обобщения.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав разделённых на параграфы, заключения и списка использованных источников.

Правовое образование в школе

Цели и задачи школьного правового образования

Общественные устои современной России получили законодательное выражение в Конституции РФ 1993 года, которая закрепила, что Россия – демократическое, правовое государство (ст.1 Конституции РФ). Именно правовое государство, включающее целый комплекс правовых особенностей, строит жизнь в обществе на качественно новых принципах, главным из которых является верховенство права. Чтобы жить по законам, необходимо не только знать закон, но и уметь его применять, и осознавать последствия его нарушения как для личности в частности, так и для общества в целом [1].

Еще в середине 90-х годов прошлого века, когда жизнь в рамках правового государства только выстраивалась, приоритетной задачей общества ставилось всестороннее воспитание личности, которая обладает правосознанием, гражданской культурой, проявляет свою свободную волю, сознательно участвуя в реализации принципов демократического правового государства.

Именно правовая личность способна использовать право, формальную правовую свободу, реализует свою активность, права контроля и самозащиты от правового и политического неравенства, нарушений прав и свобод человека [8, с. 13-16].

Школа, как социальный институт образования, играющий важную роль на этапе личностного становления учащихся, формирует правовую компетентность учащихся, которая становится решающим шагом на пути к правовой личности.

Следует подчеркнуть, что в XXI веке в развитии российского образования происходят серьёзные преобразования, направленные в первую очередь на перспективу общественного развития.

В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу [11, с. 23].

Акцент сделан на интеллектуальную, гражданскую, духовную и культурную жизнь обучающегося. Отношение к школе как к единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и нравственного состояния общества и государства, а также успешной социализации детей.

Два десятка лет дискутируется вопрос о том, каким образом ввести правовое знание в основу базовой культуры личности. Разработанные в конце XX – начале XXI вв. Концепции правового образования, получили широкое развитие в современном образовательном процессе. Правовое образование рассматривается в них как социализация ребенка в ходе учебно-воспитательного процесса, освоение современной системы социальных ценностей, развитие качеств и навыков, позволяющих личности эти ценности реализовать, отстаивать и защищать. Подчеркивается, что социализация должна реализовываться в самой правовой атмосфере школьной жизни, а модель правового образования должна представлять как собственно правовое образование школьников, так правовое пространство школы, под которым понимается освоение современной системы социальных ценностей самими педагогами, учащимися и родителями, т. е. всеми участниками образовательного процесса [12; 108].

При оценке места и роли правового образования и воспитания в школе на современном этапе общественного развития предлагается исходить из потребностей школьников в получении знаний в области права; из интересов государства, связанных с воспитанием правовой культуры граждан; из необходимости обобщить и систематизировать педагогический и методический опыт, накопленный в области правового образования школьников. При этом правовое образование должно строиться на признании принципа единства обучения и воспитания. Правовые знания должны выступать не в качестве самоцели, а необходимого средства воспитания и развития личности.

Ориентируя систему правового образования школьников на формирование правовой культуры гражданина России, в нижеперечисленных документах подчёркивается важность приобщения личности школьников к ценностям права и к опыту позитивного, социально полезного поведения в правовой сфере. Правовая культура личности выражается в единстве правовых знаний, адекватно отражающих правовую действительность, эмоционального социально полезного отношения к правовым явлениям и правомерного поведения [12, с. 76].

Говоря о структуре правовой культуры общества, теоретики права выделяют присущие ей составные элементы: юридическую науку, правовую идеологию, утверждающую и обосновывающую правовые ценности, правовую психологию (обыденные правовые представления и социальные эмоции по отношению к правовым явлениям), объективное право и законотворчество, правоотношения, правопорядок и способы его охраны, развитое общественное

правосознание как ядро правовой культуры общества [12, с. 78].

Вышеизложенное позволяет определить приоритетную цель правового образования учащихся школы – формирование правового сознания обучающихся, под которым теория права понимает отношение людей к праву, осознание ими ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует естественному праву, правовым ценностям и идеалам. Надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляется в законопослушании, в правовой активности, в полном и эффективно использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации. [21, с. 84-93].

Надо признать, что с одной стороны, строгость наказания являлась

Старшие подростки с одной стороны уже имеют определенный жизненный опыт, в том числе опыт правовых отношений как положительный, так и негативный, с другой – это период, время выбора дальнейших путей образования, вхождения в большую жизнь. Осмысление такого опыта приобретает для него актуальность, имеет личностный смысл. Работа по правовому образованию делает акцент на признание ценности прав человека, подразумевая, прежде всего, воспитание в человеке чувства собственного достоинства, осознание своих прав, умение их реализовать и защитить, признание прав других людей. Достаточно долог процесс осознания учащимися жизненной роли права, умения строить правовые отношения, разрешать конфликты и споры правовыми средствами [16, с. 84].

Таким образом, реализация цели правового образования в современной школе имеет ряд особенностей, ставящих перед педагогами конкретные задачи, направленные на формирование у учащихся потребности жить по закону.

Содержание и структура правового образования в школе

В настоящее время происходит отстаивание всестороннего подхода к реализации идеи правового образования в школе. Оно не может быть реализовано исключительно в рамках отдельного учебного курса. Более эффективным является включение компонентов правового образования в тематику различных школьных предметов и внешкольных мероприятий, а также соответствующая организация уклада школьной жизни. Процесс обучения и воспитания призван сформировать у учащихся представление о обществе, его нормах и ценностях.

Специфика содержания правового образования позволяет реализовывать его в следующих формах:

• межпредметная, где основное содержание гражданско-правового образования включается в ряд предметов общего образования. Такие как: история, литература, иностранные языки, предметы естестественно-математического цикла, предметы художественно-эстетического цикла, основы безопасности и жизнедеятельности, физическая культура;

•воспитательная;

•институциональная (т.е. организация школьного сообщества, в котором реализуется гражданско-правовое образование).

Педагогические коллективы самостоятельно выбирают формы реализации правового образования исходя из собственных возможностей и особенностей детского коллектива, образовательной и социальной среды. Наиболее целесообразен комплексный подход, при котором сочетаются все вышеперечисленные формы. Именно он представляется наиболее перспективным в гражданском образовании учащихся, так как позволяет решать многие актуальные задачи модернизации современной школы: повысить роль воспитательной составляющей процесса обучения и развития школьников, сделать воспитание правового сознания единой линией педагогического воздействия, наконец определиться с важнейшими компетентностями, формируемыми у учащихся в школе, избежать перегрузки учащихся в учебном процессе.

Основными содержательными компонентами правового образования являются: политические, правовые, социальные, экономические, экологические знания и основы социально-психологических знаний, знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации.

Культурно-образовательное пространство школы – это часть открытой системы, связанной с будущим общества, государственной политикой в интересах детства, системой образования в Российской Федерации в целом, подсистемой правового образования и встроенных в нее предметных курсов и средств дополнительного образования во внеурочной и внешкольной деятельности [22, с. 29].

Компонентами культурно-образовательного пространства школы в контексте правового образования становятся:

содержание и формы правового образования, адекватные возрастному развитию и уровням образования, включающие в себя, наряду с традиционным перечнем основных тем, различного рода активные формы работы детей;

– содержание внеклассной и внешкольной работы, построенной на принципах самоуправления и соуправления, творческого и нормированного правом взаимодействия детей и взрослых;

– открытость образовательной системы школы внешнему социуму и прямое взаимодействие педагогов и учеников школы с ним;

– социально-педагогическое и деятельностное взаимодействие школы с родителями, ориентированное на включение родителей в реализацию правового образования.

Реализация целей и задач правового образования возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-III (IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством политических, правовых и нравственных идей, преемственностью содержания правового образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание правового образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся [4, с. 34].

Право является одним из самых значимых гуманитарных предметов. Знание законов и своих прав сделает гармоничнее и свободнее в будущем жизнь каждого современного ученика. О том, как метод проблемного обучения помогает преподавать право интересно и держать внимание школьников на протяжении всего урока, рассказала Елена Калуцкая, кандидат педагогических наук, автор учебных и методических пособий.

Преподавание права в школе и его связь с другими предметами

Так что цели изучения права гораздо шире, чем успешная сдача ЕГЭ по обществознанию. Если учитель заинтересован предметом и может заинтересовать им учеников, то в процессе ребята начинают готовиться к успешной жизни в обществе: критически относиться к информации, осознавать социальные процессы, понимать значимость общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции.

К сожалению, в нашем обществе знание права достаточно поверхностное, а законы воспринимаются скорее как карательный инструмент. Задача учителя: сформировать самому и передать детям положительное правопонимание, представление о том, что закон обеспечивает стабильность и уважение друг к другу. Разумеется, это должно быть подкреплено аргументами, примерами из жизни.

Право 10-11 классы. Учебник

Проблемное обучение: этапы урока

Проблематизация. Ученики обсуждают тему, делятся своими знаниями. Однако оказывается, что имеющихся у них знаний недостаточно для доказательства формулы или собственных идей. Это становится стимулом для изучения новой информации.

Целеполагание. Учитель обсуждает с учениками схему дальнейшего урока (вспомнить — узнать — уметь). Под его руководством дети сами формулируют цель, которую предстоит достичь.

Коммуникация. Изучение новой информации, нового параграфа происходит с использованием современных методик преподавания, благодаря которым каждый ученик оказывается вовлечен в процесс. Базовая форма работы: в малых группах. В ходе освоения темы появляются новые вопросы, новые маленькие цели, которые ученики тоже достигают. Такой подход помогает каждому ученику найти ответ на главный вопрос и осознанно выполнять все действия на уроке.

Взаимопроверка и взаимоконтроль. Ученики делятся на группы или пары, распределяют между собой обязанности для достойного ответа, проверяют друг друга. Не стоит проводить фронтальные опросы и фронтальные работы — они больше подходят для школьников помладше и, кроме того, оставляют возможность ученикам не участвовать в процессе контроля.

Рефлексия. Ученики подводят итоги: озвучивают, чему научились за урок, для чего, какими способами.

Анализ явлений и событий. Речь идет, в первую очередь, о работе с данными, представленными в виде схем, таблиц, графиков, иллюстрирующих современную социальную жизнь. Ученики анализируют данные с опорой на изучаемый материал, с применением метода познания социальных явлений.

рыыыыыбааааа.jpg

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования ИСРО РАО

Цели, форма, содержание и планируемые результаты современного правового образования определяются широким кругом факторов, к которым относятся, с одной стороны, общее изменение целей образования в условиях информационного общества, возрастание роли гуманитарной составляющей образования; с другой стороны - содержание социального и государственного заказа на правовое образование, отражающее особенности исторического этапа развития России, а также социально-педагогические и психолого-педагогические характеристики возможностей права как учебного предмета..

Праву в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести правовые, и связанные с ними знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия. Уникальность права как специфической формы общественного сознания и общественной практики, обусловливает также значительный воспитательный потенциал правовых курсов.

Сегодня под правовым образованием в школе следует понимать находящуюся в рамках образовательного процесса и организованную на идее права систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву, собственных представлений и установок, опирающихся на современные правовые ценности общества, правовой культуры, основанной на функциональной правовой грамотности, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции, а также позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере.

Таким образом, правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования. Эти три элемента правового образования реализуются и приобретают различное значение на каждой ступени образования. Соответственно и общие образовательные цели конкретизируются, учитывая логику и особенности возрастного развития, изменения правового статуса обучающихся, практическую востребованность той или иной области правовых знаний, возможности получения соответствующего социального опыта, применительно к каждой возрастной ступени на материале общего содержания курсов права Формулирование, исходя из общих целей, самостоятельных образовательных задач и результатов обучения для различных уровней образования будет обеспечивать непрерывность и преемственность правового образования

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по праву – обобщенное содержание правового образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням общего образования, обеспечивает их преемственность и представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.

Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы. В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

С точки зрения новой образовательной парадигмы выбор формы и содержания правовых курсов должен быть также опосредован задачей создания условий для формирования на выходе ключевых социальных компетенций, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков.. Это предъявляет особые требования к формату требований к уровню подготовки выпускников на выходе. Вместе с тем, в виду неразработанности компетентностного подхода эта задача не может быть в ближайшем будущем решена в полном объеме.

В целом, более или менее очевидно, что структура требований к результатам правового образования должна интегрировать правовые знания, умения, навыки, способы деятельности, опыт правомерного поведения, личностные установки и способности.

Достижение указанных требований учащимися позволит обеспечить эффективную преемственность между ступенями правового образования.

Образовательным учреждениям, организующим преподавание права в основной и старшей школе (базовый уровень) в качестве самостоятельного предмета, рекомендуется проведение экзамена по предмету по выбору учащихся в 9 и 11 классах. Формы проведения экзаменов регламентируются Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 1Х и Х1(ХП) классов общеобразовательных учреждений.

Изучение права в старшей школе на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя, полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.
Освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно- правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально – правовой сфере, продолжения обучения в системе профильного образования.
Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельности принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Задачи:

содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и
нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского

общества утверждение правового государства;

воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем,
адекватных современному уровню научных знаний;

выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической
культуры;

интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными
расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом
многообразия мировоззренческих подходов;

Читайте также: