Библейские притчи краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Наверное, каждый исследователь Библии не раз задавался вопросами по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорит о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить народ, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от рядовых слушателей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы все верующие поняли Его учение?!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как сожаление, огорчение Иисуса о несчастных заблудших чадах.

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Давайте вспомним, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а являлся по сути Раввином. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами ходили за учителем, перенимая все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял смысл притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. То есть Иисус желает каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными характерными чертами или поведением, мартышка — на другого идивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинестические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнение.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы сделать правильный вывод из притчи нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чём в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте перечислим три типа притч Христа:

Сейчас мы разберем притчи Иисуса, определим их адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять каждую притчу.

Приточные изречения, составляющий содержание книги Притчей, отличаются от евангельских притчей Иисуса Христа тем, что они имеют вид суждение, тогда как притчи Христовы являются рассказами, представляющими истину под образом предметов, заимствованных из обыденной действительности.

Изложение содержания книги Притчей

Книга Притчей по составу своего содержания разделяется на три главные части.

Первая часть книги состоит из первых девяти глав. Здесь после надписания книги, в котором говорится о писателе притчей, о цели и сущности их, предлагаются три речи о мудрости. Эти речи начинаются увещанием наставника своему ученику следовать мудрости, трудиться над приобретением ее и избегать безумия. Мудрость, следовать которой зовет наставник, есть религиозно-нравственная деятельность, согласная с требованиями истины и добра, положенными в совести и в законе Божием, или иначе сказать мудрость, по учению книги Притчей, есть такая добродетельная жизнь, которая состоит в знании и делании добра для благоугождения Богу (III, 4), а также в избежании зла, чтобы не прогневлять Его (III, 7, VIII, 13). Отсюда приобретение мудрости есть стремление человека к благочестивой жизни, направленной ко спасению. Началом премудрости является страх Божий, т.е. чувство благоговения пред Богом. В противоположность мудрости, под безумием, от которого наставник предостерегает юношу, разумеется нечестие, греховность, проявляющаяся в различных видах порочной жизни. Представляя зло под образом прелюбодейной жены, своими обольстительными приманками приводящей следующих за ней в пагубу, наставник советует юноше ограждать себя от коварной чародейки мудростью, которая исходит от Бога. Эту мудрость он изображает, как божественную личность, обладающую свойствами разума, любви, совета. По учению наставника, Она является источником всяких благ, всех призывает ко спасению, от Нее исходит всякая власть на земле. Этою Мудростью Бог сотворил мир. Она имеет вечное бытие и от века служит предметом общения с Богом (VIII гл.). Желая приобщить к этому общению людей. Премудрость Божия из чувства величайшей любви к ним для этой цели устроила незыблемый дом (Церковь) и в нем приготовила жертвенную трапезу, чтобы пригласить через Своих посланных рабов всех неразумных вкусить от трапезы Ее и чрез это просветиться и получить жизнь вечную (IX гл. 1 –12).

Третью часть книги, обнимающую гл. ХХV-XXIX, составляют притчи Соломоновы, которые собрали и вписали в книгу мужи Езекии, царя иудейского. Содержание этих притчей имеет общенравоучительный характер. Здесь главным образом излагаются правила гражданского благоразумия и общественного благоповедения.

Сведения о писателе книги Притчей

Составителем книги Притчей всеми толковниками признается премудрый царь Соломон. Основанием к такому признанию прежде всего является свидетельство самой книги, где троекратно она надписывается именем Соломона (I, 1; X, 1; ХХV, 1). Об авторстве Соломона свидетельствуется и в других местах Св. Писания. В третьей книге Царств говорится, что Соломон изрек три тысячи песней и что мудрости его удивлялись все окрестные народы, приходившие послушать его мудрых речей (3 Царст. IV, 32–35; X гл.). Подобное же свидетельство о Соломоне, как мудреце, находится и в книге Иисуса Сына Сирахова (XLIII гл. 9 ст.).

Но авторство Соломона, как писателя книги Притчей, следует понимать не в том только смысле, что он создал притчи своим умом, а так, что он явился в то же время и простым собирателем известных уже притчей. Из книги Притчей видно, что в состав ее вошли многие изречения и других еврейских мудрецов, кроме Соломона, которые ведут свое начало от времен Моисея. Соломон же только собрал и записал их, присоединив их к своему учению о мудрости. (I гл. 6; XX, 17; XXX, 1; XXXI, 1, еврейск. Библ. и др.). Это ограничение творчества Соломона в произведении содержания книги Притчей нисколько не умаляет значение его, как, боговдохновенного писателя книги. Самым своим выбором именно этих, а не иных притчей и подведением их под свое основоположительное учение о мудрости, которое изложено в первых девяти главах, он возвысил их, сообщив им высшее религиозное и нравственное значение.

Книга Притчей в своем полном настоящем составе появилась не вдруг и не во время жизни Соломона. Можно предполагать, что различные сборники, из которых она постепенно составлялась, присоединялись друг к другу в различное время. Так напр., в самой книге находим указание, что при царе Езекии она пополнялась новым сборником. Можно думать, что после Езекии, напр., при священнике Ездре, происходило собрание притчей в один состав.

Богослужебное употребление Притчей в Православной Церкви

Кроме того несколько чтений паремий из книги Притчей положено Церковью читать на службах в честь святителей, преподобных и вообще в дни памяти святых. В этом случае Св. Церковь как бы сопоставляет советы мудрости с примерами благочестия, какие представляет жизнь празднуемого святого, усматривая в этих последних наглядное живое выражение религиозных и нравоучительных истин книги Притчей. Самым же замечательным и известным паремийным чтением из книги Притчей в богослужении Православной Церкви считается паремия из девятой главы 12-ти стихов ее, читаемая во все Богородичные праздники 48 .

Глава I, 20–33 ст.

В указанных стихах этой главы богомудрый наставник Соломон обращается к людям с увещательною речью, которую он ведет от лица Премудрости Божией. Премудрость Божия, по учению его, всех людей призывает к спасению, в особенности же Она ревностно действует на благо тем, которые по неопытности своей совращаются нечестивцами на путь зла и погибели. Обличительно предостерегающий голос Премудрости слышится всюду: на улицах в пении священных песней, в речах Ее проповедников, у городских ворот в заседании старейшин, которые, по внушению Ее, объявляют судебные приговоры (20– 22 ст.). Проповедный голос Божественной Премудрости, призывая людей к исполнение правды, указывает на то, какой вред себе и другим приносят все нечестивцы, живущие пороками (23 ст). Она хочет побудить этих безумцев к покаянию и исправлению своей жизни. Когда же они не хотят обращать внимания на это и упорно продолжают коснеть в грехах, мера долготерпения Премудрости Божией исполнится. Тогда Она предает их грозному Своему суду и подвергнет их страшным бедствиям. Во время этих бедствий хотя бы нечестивцы, вынужденные страхом и обратились к Премудрости с мольбою о помиловании, Она не послушает их, потому что они намеренно и хульно отвергли все попечения о них Премудрости и вот поэтому они будут вкушать достойные плоды своего нечестия (24–31 ст.). Наконец, наказание их будет вполне заслуженным и непредотвратимым возмездием для них еще и потому, что они обижали младенцев, т.е. людей невинных и беззащитных, как младенцы. В противоположность участи нечестивцев, состояние людей благочестивых, внимающих и верующих словам Премудрости, будет спокойно и ограждено от всякого зла (32–33 ст.).

Под Премудростью Божиею, призывающей всех ко спасению, разумеется Второе Лице Св. Троицы, Сын Божий, Который представляется в рассматриваемом учительном увещании Соломона под образом Силы Божией, различными путями уготовляющей людей ко спасению. Божественный, не человеческий характер этой Силы открывается из свойства Ее наставлений и вразумлений и вообще из всего Ее образа выступления, по которому Она говорит и действует с правом Божеского Существа, имеющего власть спасти человека или же, в случае непослушания, погубить его. Название Премудрости усвояется Сыну Божию в том смысле, что Он содержит в себе полноту ведения Божественного, ведения Бога Отца и осуществляет тайны премудрости Божией в мире чрез творение и промышление о нем, являясь вместе с тем источником ведения для всех людей, как учитель (Mф. XI, 27; Иоан. VI, 45–46 ).

Здесь изображается двоякого рода жизнь людей: жизнь незлобивых, живущих по правде и поэтому стоящих на верном и прочном пути, идущим от Бога и к Богу, источнику всякого благополучия и блаженства. Противоположною сему является жизнь нечестивых людей. Заглушив в себе чувство совести, они всецело предаются порокам и благополучие себе в жизни приобретают самолюбивыми пожеланиями, нарушая интересы своих ближних, всячески притесняя их и прибегая к всевозможным неправдам. Премудрость Божия, как желающая всем человеком спастися и в разум истинный приити, праведных людей поддерживает на избранном ими пути добра, а нечестивцев предостерегает от дальнейшего пребывания в пороках.

Премудрость Божия выступает с обличительною, одушевленною речью против упорных преступников.

Здесь изображается страшная картина наказания нечестивцев. Бедствие приидет на них совершенно неожиданно, подобно бури, и этою внезапностью они будут приведены в сильное смятение. Они будут находиться в таком же состоянии, в каком находятся люди в городе, окруженные со всех сторон неприятелями, угрожающими предать город страшному опустошению.

Раскаяние нечестивцев под влиянием бедствий будет вынужденное, самое обращение их к Богу тогда явится не выражением раскаяния в грехах, а только воплем о мучительности своего состояния. Вот почему Господь не будет внимать их мольбам о помиловании и поступать с ними так, как Он по Своему великому человеколюбию поступает с грешниками в том случае, если они приносят Ему добровольное, искреннее раскаяние в своих грехах с твердою решимостью, по мере своих сил, избегать прежней греховной жизни.

Глава VIII-я, 20–23 ст.

В этих словах раскрывается учение о вечном домирном существовании Премудрости Божией и о личном отношении Ее к Богу Отцу. Премудрость Божия была предуставлена Богом быть владычицею творений прежде сотворения самой вселенной в ее первобытном виде бездны, прежде появления гор, водных источников и вообще начала всякой мировой жизни. Бытие Ее, как Бога, предвечно, довременно и самобытно, а потому и является источником для существования всех тварей. (Ев. от Иоан. I, 1 ; Евр. I, 2 ; Апок. III, 14 ).

В следующих стихах этой главы идет речь о том, как Премудрость Божия участвовала в различных видах творений мира, отпечатлевая на них Свой небесный облик. В каждом деле творения Божия Она проявляла Свой величайший ум и Свою неизреченную любовь ко всему сотворенному (стихи 26–30).

Стихи 20–30 VIII-й гл. составляют собою паремию, которая читается на богослужении в праздники Обрезания Господня (1 января) и Благовещения Пресвятой Богородицы. Чтение сих стихов, по научению Св. Церкви, должно внушить верующим ту великую истину, что воплотившийся, рожденный от Девы Марии и приявший обрезание Младенец Иисус Христос есть в то же время Сын Божий, Который от вечности существовал в общении с Богом Отцом.

Глава IХ-я

В этой главе содержится учение о Премудрости Божией, промышляющей о спасении человека. Для того, чтобы совершить спасение человека и находиться с ним в постоянном общении, Премудрость создала себе среди людей дом, который украсила и укрепила семью колоннами (I ст.). Затем в этом доме Она приготовила обильную трапезу, употребивши для этого Свои обетные закланные жертвы и вино в чаше, растворенное с водой (2 ст.). Когда все для праздничного богослужебного торжества было готово, Она послала Своих рабов во всеуслышание и открыто приглашать на пир всех людей, не имеющих разума, но ищущих его, чтобы они шли в дом Премудрости, вкусили бы от трапезы Ее хлеба и вина и таким образом просветились бы светом истинного разумения, благочестия и приобщились бы вечной, блаженной и славной жизни (3–6). При этом Премудрость дает Своим слугам наставление не вступать в близкое общение с людьми, явно упорствующими против истицы и нераскаянными, чтобы не навлечь на себя злобы, издевательства, кощунства и других проявлений злой воли упорных грешников, которые между тем могут повредить им в спасительном деле благовестия Божия (7–8 ст.). Вместо того, чтобы без пользы тратить время и труд на вразумление врагов истины, по наставлению Премудрости Божьей, слуги Ее поступят более благоразумно, если будут с своею проповедью обращаться к людям благорасположенным и способным принять наставления. Эти благочестивые люди не только не обидятся, когда проповедники будут указывать им па недостатки их жизни, но еще полюбят своих обличителей и постараются воспользоваться учением провозвестников воли Божией, чтобы усугубить свое знание и благочестие. Причина такого благодушного и благодарного отношения со стороны наставляемых к наставляющим заключается в том, что в основе благочестивой жизни наставляемых лежит чувство страха Божия, которое служит одним из главных условий к уразумению воли Божией (8–10 ст.). Слова Премудрости заканчиваются указанием на то, что если человек примет от Нее предлагаемый таким образом условия ко спасению, то удостоится всех великих благ истинной жизни в Боге (11 ст.).

Утверждение дома Премудрости на семи столпах в приложении к Церкви Христовой обозначает то, что она снабжена всем, что только нужно для ее благоустройства, процветания и славы. По мнению св. отцов Церкви, семь столпов изображают также семь даров Св. Духа ( Ис. XI, 2–3 ; Апок. 1,4, 12; III, 1; IV, 5 ), или семь таинств, поддерживающих и украшающих Церковь подобно тому, как столбы в здании поддерживают и украшают его устройство.

2–3 ст. Под образом жертвенных мяс и вина, соединенного с водою, по толкованию отцов Церкви, в таинственном смысле разумеется святейшее таинство Евхаристии, в котором предлагаются верующим под видом хлеба и вина истинная плоть и кровь Христа (Mф. XXVI, 26–27; Иоан. VI, 53–55 ; 1Кор. X, 21 ).

Под рабами, которые Премудростью Божиею посылаются для приглашения людей к трапезе, разумеются все провозвестники божественного откровения, напр., пророки, в особенности же св. апостолы (Mф. XXVIII, 19). Последних Господь Иисус Христос послал с евангельскою проповедью открыто воззвать греховное человечество ко спасению и вечной жизни, залогом которой служит приобщение плоти и крови Христовых в таинстве Евхаристии ( Иоан. VI, 53–55 ). Эту спасительную истину Сам Господь Иисус Христос во время земной Своей жизни раскрыл в Своих притчах: о званных на вечерю ( Лук. XIV, 16–24 ) и о царском браке (Mф. XXII, 1 – 14). По смыслу сих притчей, верующие только лишь в Церкви, в дому Божием могут обрести себе истинное блаженство, так как здесь предоставляется им возможность входит в общение с Богом и освящаться благодатными дарами Св. Духа.

Благовестие между премудрыми, т.е. между людьми, живущими святою жизнью, увенчается полным успехом для проповедника. Такие слушатели не только по достоинству оценят слова проповедника, но возлюбят его, увидев в нем своего духовного наставника, призывающего их ко спасению. Причиною этого отрадного явления служит то, что основанием благочестивой жизни праведников является чувство благоговейного страха пред Богом. Руководящиеся этим чувством внимательно следят за своими поступками, чтобы не оскорбить ими Господа, великого Своими совершенствами. Поэтому богобоязненные люди всегда строго относятся к самим себе и благодарны бывают, если кто-либо со стороны, в особенности же проповедник Божий, укажет недостатки и сообщит им соответствующие истинной жизни в Боге советы.

За исполнение уроков мудрости обещается долголетняя жизнь на земле, которая служить предначатием блаженной жизни в вечности.

Указанные стихи IX гл. (I-II ст.) читаются в качестве паремии в Богородичные праздники. Это объясняется тем, что содержание сих стихов главным образом сводится к учению о воплощении Ипостасной Премудрости – Сына Божия. Орудием же воплощения Господа, Второго Лица Св. Троицы, послужила Пресвятая Дева Мария, в утробе которой наитием Св. Духа и образовалось то самое пречистое тело Иисуса Христа, которое в Церкви Его под видом хлеба и вина предлагается в снедь верным.

Далее в содержании рассмотренных стихов заключается учение об устроении дома Божия на земле, т.е. Церкви. Церковь же Христова образуется из совокупности верующих, которые являются членами ее и которых поэтому св. апостол Павел называет храмами Божиими ( 1Кор. III, 16 ). В каждом из верующих Господь обитает, как в жилище Своем, вселяясь в него пречистым Телом и Кровью Своею. Но между сими обителями Христа в Церкви первое место занимает Пречистая Матерь Его, Которая посему и называется в церковных песнях «палатою и престолом Царя, пречистым храмом Спасовым, как вместившая Богочеловека в чреве Своем.

Подробно об этом будет говорится ниже.

Этим именем она называется и в других местах св. Писания, напр. в первом послании ап. Павла к Тимофею. ( 1Тим. III, 15 ).

По учению св. апостола Павла, вся забота пастыря церкви должна быть направлена к тому, чтобы проповедовать Слово Божие неослабно и непрерывно (2 Тим, IV, 2). Проповедник должен полагаться на помощь Божию утешать себя тем, что проповедь его постепенно в будущем принесет свои плоды, так как Слово Божие живо и действенно (Евр, IV, 12) и тщетным не бывает ( Ис. IV, 9–10 ).

Источник: Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. / Л.И. Бриллиантов. – Могилев. Губ. Изд.: Тип. И.Б. Клаза и М.Л. Кагана. 1914. – 398 с.


Притчи Иисуса Христа

Притчи Иисуса Христа – назидательные истории, изложенные в Евангелие, рассказанные Мессией, чтобы проиллюстрировать ту или иную мысль.

Притча, помимо основного смысла, который находится у нас перед глазами, пытается рассказать нам о чем-то другом. Это некое нравоучение и наставление, подданное в виде рассказа. Однако можно сказать, что человек понял ту или иную притчу, если он только применил ее в жизни. Любая притча Христа приглашает к размышлению и какому-то конкретному поступку.

Зачем Иисус Христос говорил притчи?

По этому поводу есть два противоположных мнения:

  1. Христос говорил притчами, чтобы не все поняли то, что Он хотел сказать. Притча – это некая форма, завуалированного знания, чтобы не все поняли, что Иисус имеет ввиду.
  2. Христос говорил притчами, чтобы еще понятнее изложить то, что Он хотел сказать.

Вот что говорит Сам Господь:

Вот эту фразу христиане воспринимают двояко.

Иоанн Златоуст считает, что Иисус Христос использовал притчи, чтобы:

Притчи в его понимании – это картина, то есть живой образ.

Известный православный священник Александр Мень высказал свое мнение на этот счет:

Спаситель так характеризовал Своих слушателей:

Но когда они слышали притчу, они хоть что-то запоминали, и истина приходила к ним не сразу, а постепенно.

Итак, зачем же Христос говорил притчи:

Отличие притчи от аллегории

Чем отличается притча от аллегории? Притча – это некий рассказ или пример, который был дан Иисусом Христом или кем-то другим, чтобы проиллюстрировать какую-то мысль.

Итак, есть два вида иллюстрированных рассказов: первый, который позволяет увидеть только одну мысль, а второй – аллегории, когда много деталей и все они несут определенный смысл.

Приведем основные отличия в виде таблицы:

Как же распознать: где аллегория, а где притча? В большинстве случаев те рассказы, которые приводил Христос – притчи. Но распознать будет не сложно, придерживаясь следующего правила:

Как правильно понять притчу?

Чтобы понимать притчи, рассказанные Господом, нужно ответить на следующие 4 вопроса:

  1. При каких обстоятельствах Христос сказал эту притчу?
  2. Кому именно была обращена притча?
  3. По какому поводу была сказана притча?
  4. Делает ли сам Христос вывод из этой притчи? (перед или после сказанного).

Все притчи Иисуса Христа из Библии

За все время своей проповеднической деятельности, Иисус Христос привел немало притч. Все они записаны в Евангелие. Мы рассмотрим каждую из них.

Притчи о Царствии Божием

Притчи по теме (толкование по ссылке):


О сеятеле.

О плевелах.

О невидимо растущем семени.

О зерне горчичном.

О закваске.

О сокровище, скрытом в поле.

О работниках, получивших равную плату.

О званных на брачный пир.

Притчи о Милосердии Божием и о Покаянии

Чтобы стать милосердным и сострадательным достаточно творить благие дела и молиться Господу. Но при этом не нужно забывать о том, в чье имя человек это делает. Всякие милосердные дела, они если они не во Христе, то это все вредоносно.


О заблудившейся овце.
О блудном сыне.

О мытаре и фарисее.

Притчи о Добрых Делах и Добродетелях

Грех – это нарушение вот этих духовных законов. Нарушая их, вы терзаете целостность своей души. Неминуемо вам последует наказание.

Добро – жизнь в соответствии с духовными законами. Другими словами, это праведная жизнь. Она приносит ему здоровье, как в физическом, так и в духовном планах (мир души, радость, счастье).

О прощении обид

Простить – это не значит, признать, что действия против вас, приемлемы. Это не значит отменить ту боль, и те страдания и ущерб, которые мне причинили. Также это не значит, что нужно помириться со своим обидчиком и восстановить с ним отношения. Не нужно соглашаться с его действиям и позволить ему в дальнейшем разрушать вашу жизнь. Простить – не значит добиться справедливости и получить удовлетворение. Простить – это отпустить вину, освободить от наказания и перестать участвовать в том, что произошло. Прощение означает взять на себя заботу о собственных ранах и согласиться жить с собственными шрамами. Оставьте прошлое в прошлом, как бы больно вам ни было и оставьте ответственность за то, что произошло тому, кто это сделал.


О должнике немилосердном.

О добрых делах

Истинное добро – это сам Господь. Исполнение воли Божьей является для христианина добром. Мы все понимаем, что хорошо делать добро, но когда пытаемся его сделать, то сталкиваемся с неожиданными трудностями. Оказывается, что чем больше мы стараемся делать добро, тем больше у нас получается зла. В этом заключается парадокс. Это происходит не только в жизни каждого человека, но и в жизни целых государств, когда под хорошими лозунгами с идеями всеобщего благосостояния совершаются революции, кровопролитие и так далее.

Добро, которое мы пытаемся делать, часто превращается в зло. Парадокс заключается в том, что как бы человек сам не хотел сделать добро, ничего не получится без Бога. Потому, что только Господь может дать возможность совершить настоящее добро.

Необходимо подготовить себя к деянию добра, чтобы оно действительно было добром, а не стало злом. Вся христианская аскетика, весь опыт святых отцов подвижников, как раз и является примером того, как подготовить себя к деланию добра.

Что нам мешает делать добро? Внешние признаки, такие как не хватает денег или времени? Нет. Внутреннее состояние человека. Это страсти, которые находятся внутри нашего сердца. Человек должен очиститься, чтобы стать творцом настоящего добра.


О милосердном самарянине.

О неверном домоправителе.

О богатом и Лазаре.

О добродетелях

Причина всех добродетелей – сам Бог. Добродетелей святые отцы делят на два вида: человеческий и божественный.

Божественный – это вера, надежда и любовь. Верим в Бога. Своей благодатью Бог создал и спас нас. Ждем милости Божьей, которую нам обещал нам, так как Он милосерд. И любим его, поскольку Он только благ, и во имя Его любим ближнего и образ Его.

Человеческий добродетель – благоразумие, мужество, целомудрие и справедливость. Потому что они исцеляют силы души человеческой. Благоразумием мы исцеляем разумную часть души. Мужеством раздражительную. Целомудрием вожделенную. А вот правдивость исцеляет всю душу.

Но насколько прекрасными ни были все добродетели, святые отцы считают, что терпение больше их всех. Где нет терпения, там и нет добродетелей. Это престол и опора всех добродетелей.

О безрассудном богаче.

О талантах.

О рассудительности и молитве

Тот человек, который попытается жить настоящей христианской жизнью, бороться со своими страстями, у него происходит приобщение к благодати Божией. Тогда Господь может дать некоторым дар рассуждения. Дух Святой один, а дары – различные.


О строителе башни.

О царе, начинающем войну.

О друге, просившем хлеба в полночь.

О судье неправедном.

Притчи об Ответственности и Благодати

Важно быть самим собой и нести ответственность за себя и свою жизнь, быть художником ее картины мира. Но для этого нужно осознать, что ответственность – это важный навык, благодаря которому, мы можем улучшить качество своей жизни. Этому навыку может научиться каждый из нас. Нужно просто поверить в это, загореться этим, захотеть воспитывать и развивать это чувство.

Об ответственности человека

Научиться ответственности может каждый. Просто нужно брать дело и доводить его до конца. При этом важно иметь страх, не внутренний, перед какими-то ответственными делами, а страх перед людьми, что поступим не правильно, не честно. Потому что очень часто ответственность, рожденная в душе, представляет собой сложный процесс. Часто мы перекладываем вину на других, чтобы они за нас все сделали. Это не верно. Суть того, что происходит на земле, заключается в том, чтобы понять, что вы несете за все ответственность. Человек свободный и сам может все решать. Это его право.

Развивать в себе ответственность – это наше священное право, потому что мы перед Богом будет стоять и отвечать за то, что делали здесь. Что мы ему скажем? Разные ситуации бывают. В них мы проявляем себя по-разному. И только вы отвечаете за свои поступки.


О злых виноградарях.

О бесплодной смоковнице.

О благодати Божией


О десяти девах.

О рабах, ожидающих господина.

В Евангелии есть еще следующие притчи (пропущенные у нас):


О драгоценной жемчужине.

О неводе.

О хозяине, хранящем новое и старое.

О потерянной драхме.

О двух сыновьях.
О благоразумном домоправителе.

О добром пастыре.

О виноградной лозе.

Заключение

Притча хороша для простых людей тем, потому что легко запоминается, словно сказка или миф. Эти истории запоминаются, передаются из уст в уста, пусть даже ее не все сразу понимают, но хранят в сердце. Рано или поздно притча начинается разворачиваться, как доказательство теоремы. Она становится понятна уму человека не только в метафорическом, но и духовном смысле.

Христос говорил по-разному: и напрямую в расчете на особые присутствующие личности в его среде, и метафорическим языком, то есть притчами.

Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

Какая душа не возрадуется, чувствуя в этом рассказе прощение и ничем, никаким грехом не преодолеваемую благость Божию к себе!

Упоминание о старшем брате блудного сына относится к тем иудеям, которые негодовали на милосердное отношение Иисуса Христа к грешникам и язычникам.

Притча о работниках в винограднике

Также и в притчах о работниках в винограднике, получивших равную плату за неравный по количеству труд, выражается неизмеримая Божия любовь. Домохозяин выходит из дома ранним утром для того, чтобы нанять работников в свой виноградник, и в продолжение всего дня в разные часы нанимает их, а в конце дня дает одинаковую плату пришедшим работать и ранее, и позже, — как и Господь поступит с раскаявшимися грешниками, допустив их в Свое Царство Небесное, и как примет Он в Свое Царство язычников наравне с первопризванными Им иудеями.

Притча о богаче и Лазаре

Притча о богаче и Лазаре: Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его
Притча о богаче и Лазаре: Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его
Еще убедительнее должна была подействовать на ослепленные умы законников следующая притча Иисуса Христа.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же здесь он утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Притча о богаче и Лазаре: Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем
Притча о богаче и Лазаре: Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

Так и упорные в своей надменности фарисеи не поверят даже и в воскресшего Христа.

В этой притче Господь поучает также и о бессмертии души, о будущей жизни, о восстановлении справедливости, нарушенной в земной жизни человека, о наказании злых, о воздаянии праведников, о страдании в вечности, как и о вечном блаженстве.

Притча о мытаре и фарисее

Другие поучения Господа

В то же время Господь поучает о неразрывности супружеского союза, установленного Богом первоначально. (Лк. 18, 10–14; см. Лк. 16, 18. Мф. 19, 3–12)

«Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего, как самого себя.

Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

Такие славные обетования воспламенили надежду в сердце матери сыновей Зеведеевых — Иакова и Иоанна, и приступила она к Иисусу и, припав к ногам Его, умоляла пообещать, что оба сына ее сядут у Него один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Его.

Читайте также: