Бетти фридан загадка женственности краткое содержание

Обновлено: 20.07.2024

Помнится, в нескольких обсуждениях "места женщины в глазах современного общества" некоторые комментаторы отмечали странности в требованиях и ожиданиях этого самого общества - почему-то в своих мечтах о стране Какраньшии оно описывает не всем нам знакомую советскую систему и даже не дореволюционную дворянскую модель, а что-то странно напоминающее Америку середины ХХ века. Все вот эти светящиеся от счастья красавицы-домохозяйки, которые занимаются только домом и детьми (и собой, обязательно собой, нянька-уборщица должна быть еще и желанной) и создают уют для кормильца-мужа - у нас, в истории России, ведь такого никогда не было. Но откуда-то в обществе поселилась ложная память о том, что оно было.

А вот проблем, которые сопутствовали такой схеме, общество не помнит. Что и логично, если оно на самом деле не проживало того, о чем ностальгирует.
Ну и, в общем, о той самой схеме, истории и проблемах - перепост из френдленты .

К 100-летию со дня рождения и 15-летию со дня смерти этой замечательной женщины .

Действия феминисток той далёкой эпохи принесли плоды десятилетия спустя: в XX в. женщины получили право голоса, в отдельных странах ещё в XIX в. они стали распоряжаться своей собственностью. Перед ними стали открываться двери высших учебных заведений. А уж две мировые войны наглядно продемонстрировали полную несостоятельность мифа о слабых и недалёких созданиях, которые ничего не могут сделать без помощи мужчин.

Под это дело даже подвели научную базу. В американских колледжах в 1950-х гг. появилась куча специальных программ для женщин, где они усиленно готовились к будущей жизни: изучали кулинарию, благоустройство дома, семейную психологию. Такая вот пародия на образование. Женщинам же больше ничего не нужно, не так ли? Из стен учебных заведений выходили дипломированные домохозяйки, профессиональные жёны и матери. Если не выскакивали замуж до окончания учёбы, разумеется.

Миф о мужеподобности умных, талантливых и достигших карьерных высот женщин тогда эксплуатировался очень активно. Это работало. Студентки уделяли учёбе в колледже крайне мало внимания, но посещали вечеринки, модные магазины, словом, общались вовсю, стараясь найти вторую половину.

Врачи с тревогой отмечали рост числа — вы не поверите! — заболеваний женской репродуктивной сферы. Казалось бы, почему так? Ведь женская сущность реализуется по полной программе: в те годы семьи, где было больше 2 детей, отнюдь не были редкостью. А вот поди ж ты. (Интересно, валяевцы и прочие ведические личности в курсе?)

Степень испорченности избыточными знаниями в колледжах и университетах тут особо не сказалась. Паршиво было даже тем женщинам, которые не стремились получить образование, а рано прониклись идеей семейного гнёздышка и выскочили замуж. Возраст вступления в брак стремительно падал, но к этому сперва относились благожелательно, считая, что молодёжь просто ценит семью и раньше взрослеет. К слову, в 60-х специалисты быстренько переобулись пришли к противоположным выводам.

Любопытно отметить. В книге сопоставляются данные по США и Советскому Союзу. Вывод, между прочим, отнюдь не в пользу американцев: подчёркивается, что русские не страдали от проблемы без названия, ведь женщины в СССР работали и даже чего-то достигали, а их дети оказались более самостоятельными и активными по сравнению со своими заокеанскими сверстниками. Вот это бы кое-кому намотать на ус, а то даже обидно становится: в последнее время российским женщинам слишком часто и старательно объясняют, что их место на кухнях и в родильных домах. Мы так хотим пройтись по граблям, которые признаны негодными больше полувека назад?

Фридан не только исследует проблему без названия со всех сторон. Она предлагает примерный план действий для женщин, которые увязли в домашних делах, страдают от своей беспомощности и не знают, как вырваться из этого дня сурка. Нет, это не часть вымышленного заговора злющих феминисток, которые якобы уговаривают всех милых, добрых, женственных хозяюшек немедленно развестись и начать восхождение по карьерной лестнице из мужских трупов. Эти две стороны жизни — дом и работа — вполне совместимы, главное не бросаться в крайности: не застывать в образе домохозяйки навечно, уподобляясь мухе в янтаре, и не думать, что образование и карьера навсегда испортят женщине личную жизнь.

«Единственным способом для женщины найти себя, как, впрочем, и для мужчины, является самостоятельная творческая работа. Другого выхода нет. Но не любая работа — по существу, работа как таковая тоже может оказаться ловушкой. У женщин, которые не стремятся найти работу, достойную их способностей, которые не хотят развивать интересы и серьезно заниматься своим образованием, которые идут работать в двадцать или в сорок лет, только чтобы пополнить семейный бюджет или просто потому, что некуда девать свободное время, так же как и у тех, кто остается в домашней ловушке, нет будущего.

И да, нельзя забывать про детские сады, центры психологической помощи, профессиональные курсы. (Кстати, оказывается, что количество детских садов в США в то время сократилось, ведь есть же матери, которые сидят дома! Это их работа!)

Возможно, это не понравится немалому количеству мужей, родственников, соседей и анонимов в сети.

В этом отрывке можно без колебаний заменить американских женщин русскими.

Во время чтения в памяти постоянно всплывали фрагменты книг и фильмов разных эпох. Некоторые детали и повороты сюжета воспринимаются иначе. На какие-то поступки героев после книги Фридан начинаешь смотреть по-другому, лучше понимать мотивы, реакцию остальных персонажей, последствия. Кстати, автор упоминает интересные произведения, которые стоит почитать или посмотреть.

Я с трудом сдерживалась, чтобы не процитировать добрую половину этой книги. Многое слишком знакомо (полагаю, не мне одной), что-то вызывает очень сильный эмоциональный отклик.

Загадка женственности — это классика, знакомая каждой читающей женщине, это неотъемлемая часть истории женского освободительного движения, это часть мировой культуры. Книга стала первым в стране серьезным социологическим исследованием того социального явления, которое превалировало в послевоенной Америке и шло под лозунгами "обратно к дому" или "назад к семье". В ней был дан точный и скрупулезный анализ причин этого. Со свойственной ей страстностью Бетти обвиняла всех: социологов и психологов, профессоров и политических деятелей, которые не переставали утверждать, что роль женщины — только семья и дети. Она же утверждала, что это архаично, реакционно и полностью лишает вторую половину рода человеческого проявить свои таланты и реализовать скрытые возможности, которые полностью вытесняются домом и семьей. Книга была полемична и в некотором смысле противоречива, но сразу стала бестселлером.

Аврора

Аврора

Аврора запись закреплена

Ещё одним спорным моментом является концентрация Бетти Фридан на описании быта и проблем исключительно белых женщин среднего класса. Такую постановку вопроса частично можно оправдать тем, что трудности этих женщин были наименее очевидными по сравнению с проблемами представительниц других социальных групп, а значит, наиболее интересными для исследования. Однако, подходя к проблеме таким образом, авторка концентрируется на привилегированной группе, оставляя без внимания большинство женщин Америки.

Загадка женственности, Гольдштейн Бетти

Правообладателям

"Загадка женственности" — это классика, знакомая каждой читающей женщине, это неотъемлемая часть истории женского освободительного движения, это часть мировой культуры. Книга стала первым в стране серьезным социологическим исследованием того социального явления, которое превалировало в послевоенной Америке и шло под лозунгами "обратно к дому" или "назад к семье". В ней был дан точный и скрупулезный анализ причин этого. Со свойственной ей страстностью Бетти обвиняла всех: социологов и психологов, профессоров и политических деятелей, которые не переставали утверждать, что роль женщины — только семья и дети. Она же утверждала, что это архаично, реакционно и полностью лишает вторую половину рода человеческого проявить свои таланты и реализовать скрытые возможности, которые полностью вытесняются домом и семьей. Книга была полемична и в некотором смысле противоречива, но сразу стала бестселлером.

Оглавление

Обложка книги

Читайте еще:

Если ты сам себя не сделаешь, то тебя сделает кто-нибудь. Потому что ты — то самое место, которое пусто не бывает. А чтоб нас кто-то сделал — так нам это без надобности, мы и сами не лыком, ох, совсем даже не лыком!

Ведущие концепции даосизма — естественность (спонтанность) и недеяние. Недеяние — ненарушение закона естественности, спонтанная реализация собственной природы. Недеяние — особый вид деятельности, следующей естественному порядку жизни, сливающейся с ним и оттого одновременно незаметной и.

Человеческая близость требует мужества, поскольку неизбежно связана с риском. Невозможно предвидеть, как повлияет на нас этот союз, поскольку он подобен химическому соединению веществ: если один из нас изменится, то изменимся мы оба. Сможем ли мы в этом союзе более полно реализовать себя или.

За последние 100 лет среднегодовая глобальная температура выросла на 0.5°С. После 1980 г. расположились 7 самых жарких из 140 лет. На северо-востоке Онтарио средняя температура воздуха за 40 лет выросла на 2°С. В Канаде с 1976 г. площадь сгоревших лесов в 6 раз больше величины, рассчитанной с.

Когда порой я чувствовал себя несчастным, это случалось потому, что я принимал себя за кого-то другого, а не за того, кто я есть на самом деле, и оплакивал горе и несчастья того, другого человека. Так, к примеру, я одно время принимал себя за лектора, который никак не может стать профессором.

Ведь у вас есть такие ценные инструменты, как память и язык. Вспоминайте и спрашивайте. Не бойтесь показаться наивным склеротиком. Нет в мире человека, которому интерес к его персоне покажется оскорбительным. Разве что преступникам и жуликам.

Пришло время собрать всю информацию воедино и определить ваши точки уязвимости от унаследованного искаженного отношения к деньгам.

Наиболее странным пробелом в лингвистической истории является, быть может, отсутствие общего наименования для обозначения реки.

Конечно, ты переживаешь о том, что он делает ТАМ и БЕЗ ТЕБЯ. И чем меньше ты уверена в себе, тем больше волнуешься, больше надумываешь. Если даже у тебя хватает самообладания не названивать ему по двадцать раз на день, надоедая увлекательными рассказами о том, как ты любишь, скучаешь, страдаешь.

6. Эти шаги приближают человека к его подлинной сущности, которая не сводится к какому-либо содержанию.

Читайте также: