Ракъинин муг краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Однажды русский генерал, проезжая к Тифлису, оставляет в придорожном монастыре пленного мальчика – грузина лет 6. Ребенок болен, генерал опасается не довезти его, а потому решает отдать на поруки монахам – авось поставят малыша на ноги.

Мцыри на воле дышит полной грудью, он готов к приключениям. Слышит доносящиеся издалека песни юной грузинки, не может насмотреться на родные горы и реки. Он счастлив. Вступает в схватку с диким барсом, побеждает. Но сам при этом получает смертельные ранения. В своих блужданиях возвращается машинально к стенам своего монастыря – своей темницы.

Когда он лежит в беспамятстве, его находят монахи и приносят в келью. Ухаживает за Мцыри тот старик, под покровительством которого он вырос. Юноша исповедуется старцу и просит похоронить его в монастырском саду, среди акаций, в месте, откуда виден Кавказ. Чувствуя близкую смерть, он тоскует и жалеет о том, что вся жизнь его прошла вдали от родины, в монастыре, где все так и осталось для него чужим.

Главные герои и их характеристика:

Основной персонаж поэмы, от лица которого и идёт повествование — молодой горец Мцыри.

  • Мцыри – послушник, воспитанный в стенах русской обители. По происхождению грузин, шестилетним мальчиком оторванный от родных, обладает неистребимой жаждой свободы. У него доброе сердце (не желает зла своим похитителям), он храбр и решителен (бьется один на один с барсом). Монашеское воспитание не смогло искоренить дух свободы и воинственности, родившиеся вместе с ним.

Второстепенные герои и их характеристика:

В тексте встречаются и другие герои, играющие эпизодические роли: генерал, старый монах, грузинская девушка и дикий барс.

Лермонтов

Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов

В нескольких главах перед читателем разворачивается целая драма – короткая жизнь Мцыри.

Однажды русский генерал, проезжавший из гор к Тифлису, оставил в местном монастыре больного ребенка-грузина шести лет.Он взял мальчика в плен. Дорогой ребенок тяжело занемог, пришлось поручить заботы о нем монахам.

К плену он привык – так казалось всем окружающим. Но однажды Мцыри исчез. Через три дня его без чувств нашли неподалеку от монастырских стен. Он быстро угасал на руках у старика-монаха, любившего его с детства, но перед смертью поведал тому историю своего исчезновения.

Мцыри умирает, а перед смертью решает облегчить душу, исповедаться старику. Он вспоминает, что всегда хотел окунуться в иной, чудесный мир, где царит любовь, кипят земные страсти, где есть воля и свобода. В своей исповеди юноша говорит, что мечтал жить именно так, признает эти свои желания и умирает, не прося ни у кого прощения за свой побег и свои дерзкие мысли.

И тогда он принес клятву хоть раз в жизни суметь прижать к груди родного человека, чего бы это ему ни стоило, хоть самой жизни.

Но мечты погибли. Молодой человек умирает, не успев начать жить.

Умирающий Мцыри уверяет, что могила не страшит его. Но ему жаль покидать этот мир во цвете лет, он словно только начавший распускаться цветок.

Юноша говорит старому монаху, что тот был молод, видел мир, успел испытать любовь, а теперь его желания угасли. Он же, Мцыри, так и не познал жизнь, а теперь стоит на пороге смерти.

Мцыри рассказывает, что во время своего трехдневного странствия видел горные хребты и поля, перед ним раскинулся, раскрылся во всем своем великолепии Кавказ, разросшиеся мощные деревья с раскидистыми кронами.

Он видел, как облака в предрассветной дымке направляются к востоку, как просыпается чудесный мир вокруг. А тайный голос шептал ему, что где-то на Кавказе мальчиком жил и он, именно в тех местах. И стала постепенно просыпаться память о детских годах.

Старик хочет знать, что делал послушник, убежав на волю. Мцыри рассказывает о трех блаженных днях, которые он провел впервые в жизни так, как хотел. Он давно лелеял мечту вырваться из неволи. Убежал Мцыри в грозу – когда все монахи, испугавшись, лежали ниц на земле, и молились.

Природа вновь наполнилась звуками, запели птицы, где-то завыл шакал. Мцыри не испытывал страха, хотя и вынужден был прятаться, чтобы его не нашли. Он чувствовал себя своим здесь, на вольном воздухе, в своем мире.

Был глухой ночной час, ближе к рассвету юноша услышал шум мощного потока воды. Небо посветлело, запели птички. Небо озолотило солнце. Мцыри прислушался к звукам реки, которая шумела прямо под ним, и понял, что лежит он на самом краю бездны. В этот миг он по-настоящему испугался.

Щебетали птицы, все живое словно переговаривалось между собой, наполняя мир вокруг звенящими загадочными голосами. Слушая, провел юноша полдня, и наконец, начал томиться жаждой: наступал жаркий полдень.

Тогда он осторожно начал спускаться к бурному потоку. Это было опасно, однако молодой человек сумел не сорваться. Благополучно завершив спуск к реке,он жадно припал губами к холодной воде. И услышал легкий шум шагов.

Спрятавшись, Мцыри продолжает слушать – звучит песня. Раздается вольный голос молодой грузинки, она идет набрать воды в кувшин.

Держа кувшин над головой, юная девушка в чадре шла к источнику. Бедный наряд не только не умалял красоту, а казалось, даже подчеркивал ее.

Девушка, не прекращая петь, опустила кувшин в воду, наполнила его. В этот момент юноша потерял сознание от переполнявших его чувств.

Очнувшись, он увидел, что девушка удаляется с полным кувшином, направляясь к двум саклям вдали. В одну их них красавица вошла, затворив за собой дверь.

В бешенстве и отчаянии Мцыри рвал терновник, забирался на высокие деревья, чтобы увидеть дорогу, но все напрасно – лишь вечный лес простирался вокруг.

Мцыри рыдал, но не смел позвать никого на помощь. Он понимал, что к людям нельзя, для всех он чужой.

То был мощный, красивый барс, явно радовавшийся своей силе и энергии. Он грыз большую кость. Мцыри почуял радость от того, что встреча в бою с барсом неизбежна. Отломив сук от дерева, он затаился и ждал.

Барс завыл, собрал все силы и кинулся на грудь Мцыри. Тот воткнул в горло врага свое оружие и провернул дважды. Однако бой еще продолжался.

Враги сцепились на земле в смертельных объятиях. Мцыри ощутил в себе дикую, первобытную силу, испустил ужасный крик. Барс понемногу слабел и наконец закрыл глаза. Смерть пришла к нему. Мцыри остался победителем в этом равном бою.

На груди Мцыри остались следы когтей. Они уже не заживут – так говорит он старому монаху. Собрав последние силы, забыв про страшные раны, юноша устремляется на поиски родного аула.

Мцыри вышел из леса. Оглядывая местность, он начал понимать, что эти края ему знакомы. Присмотревшись внимательнее, увидел вдали аул.

И тут прозвучал звон колокола, который показался ему похоронным звоном: Мцыри понял, что в своих скитаниях вновь вернулся к монастырским стенам. То был не страшный сон: то была правда. Он бесполезно скитался несколько дней, чтобы вновь подойти к тюрьме, из которой бежал.

Мцыри печально размышляет: напрасно томился он желаньем и тоской столько лет. Напрасно все его помыслы обращались к родному дому и милому сердцу краю.

Он уподобляет себя тепличному цветку, который пересаживает добрая рука в богатый сад. Но цветок вянет с первыми жаркими лучами солнца.

Вступил в свои права полдень. Мир божий спал – Мцыри тоже одолела сонливость. Все вокруг словно лишилось звуков: не вскрикнул коростель, не прожужжала стрекоза, не зажурчал ручей.

Мир будто впал в оцепенение. Мцыри, пребывая в спутанном сознании, скорее чувствовал, чем видел, что недалеко проползла и скрылась змея.

Мцыри хотел встать, закричать – и не мог. Юноше почудилось, будто он лежит на дне глубокой реки, где царят холод и покой. Вокруг плавают рыбки, и золотая рыбка успокаивающе, точно родная мать, нашептывает ласковые слова.

Этот бред был приятным, приносил облегчение. Сознание Мцыри затуманилось, и он провалился в небытие, свет божий вокруг померк.

Исповедь юноши окончена. Остальное старику монаху известно. Это ему рассказали иноки, нашедшие и принесшие Мцыри в монастырь. Молодой послушник готов к смерти, но его печалит, что труп его будет лежать в чужой земле.

Но мысли Мцыри далеко от ненавистного монастыря, устремлены к тем местам, где в детстве играл, где мать и сестры пели ему колыбельные, а отец учил владеть оружием.

Вероятно, он сумел воплотить его в жизнь, только когда соединились в стройную картину в его воображении сразу несколько романтических легенд и правдивых историй, слышанных им на Кавказе. Так, он давно знал байку о битве юноши и барса (тигра).

А история с похищением мальчика была истинной – ему рассказал ее однажды монах, которого пленил и отвез в монастырь генерал Ермолов.

« Дуьньяда виридалайни еке девлетар акьул ва илим я:

Муаллим : Абдуразакова М.Э.

Гьа ихьтин бажарагълу зарийрин жергедик машгьур гьикаятчи , алим ва методист Гь .Къурбан акатзава. Эдебиятдал, халкьдин сивин яратмишунрал рик l алаз ч l ехи хьайи шаирдин эсерар халкьдин уьмуьрдиз еке куьмек авайбур я.

И эсерда шаирди алай девир патал ч l алан менфятлувал фикирдиз гъизва. Ина чал жуван тарих фикирдиз хкизвай архаизмаяр, кьет l ен фикир авай фразеологизмаяр гьалтзава.

Гатфарин варцарин т l варар: яр, аркьвар-даркьвар, элхен-гелхен,туругун, ц1иг,ригъ,ч l им.

Арабрин варцар: мегьарам, сефер, шагьбан, рамазан.

Лежберрин вахтар: кьуьгъвер къарагъардай ва тумар цадай, эч l елар эч l едай ва гвенар гуьдай, йигарар гатадай ва рачар регъведай.

Заланвилин уьлчмеяр: мискьал, гъаб, чанг, ман, батман, киле, такъа, рипе, чувал, муьшкуьр, кура, эмбиз.

Яргъивилин уьлчмеяр: т l уб, гъуд, ч l иб, черек, юк l , кам, табагъ, къулач, гъав, къаблама, аршин…

Мисал яз, чал гьалтнавай камаллу гафар, бубайрин мисалар-фразеологизмаяр:

ашукь хьунни к l елун садрани геж жедай кар туш;

ч l ал-кьвед лагьай мез я; ч l ал девлет я, хва;

к l ел авурди к l ел тавурбурун арада цуьк я;

к l ел тавурди цун тавур ник я;

къе жедай кар пакадал вегьин садрани дуьз туш;

пака лагьай миргихъ тум галаз амукьда;

инсанвал квадармир, дуствал еке девлет я;

вири таб я, балаяр, чирвал гьахъ я.

В историю вошли четыре законные жены хана монголов и все их потомки. Этой дочери степей законность не понадобилась, чтобы стать самой близкой к хану.

Подарок вождя

Ее жизнь началась среди гор. Народ Муге всегда обитал среди скал Тянь-Шаня. Точно назвать их монголами историки не могут. Не так уж легко доставалась бекринам их пища - в холодные зимы местность пустела от всякой живности.

Давними спутниками их были только олени. Закаленные в таких условиях, бекрины были очень здоровым народом. Девушки племени так же, как мужчины, трудились и охотились летом, чтоб запастись кормом наперед. Тэмуджин постепенно подчинял себе один за другим соседние племена и земли.

Кадр из фильма "Чингисхан"

Весть о сильном хане, который со дня на день появится и у селений бекринов, постоянно волновала умы народа. Как поступить - принять присягу новому правителю сразу или стоять за свою независимость. Мудрый вождь понимал, что теми силами, что есть, они ничего не смогут.

Так он решил послать весть в стан Чингисхана, что хочет мира. А для этого отправляет хану свою красавицу-дочь Муге. Тэмуджин не нуждался в женах. Совсем недавно он взял в супруги двух сестер из татар. Девушки тоже были дочерьми вождя, но Чингисхан сам выбрал их после того, как татары ему покорились.

Но бекринский вождь обхитрил самого хана - отказаться от жены значило не принять того, что племя покорилось Чингисхану по своей воле, а значит обидеть мирных граждан. Собственно, Чингисхан не был настолько воинственен, чтобы идти на конфликт там, где его нет.

Но брать в супруги девушку не по своему желанию хану тоже не хотелось. У него хватало наследников, да и другие жены могли быть недовольны. С любопытством он ожидал прибытия знатной бекринки.

Визит незнакомки

Как только правителю привели гостью, все сомнения отпали. Хан не просто согласился на брак, он на самом деле забыл о цели приезда и большой политике.

Муге была настолько хороша, что Тэмуджин не стал долго думать - он выслал отцу гостьи подарки и подтверждения, что принимает покровительство над бекринами. Теперь они уже родственники. Вопрос об отношениях Муге с другими женами очень скоро перестал стоять. По простой причине - Муге стала единственной, кого принимал хан, так что никаких отношений с ними у нее просто не было.

Никаких титулов и званий хан своей любимице не жаловал. Дети его оставались законными наследниками и никаких споров не было.

Но не видеть того, что Чингисхан очень привязался к бекринке, уже никто не мог. Предположительно Муге было около двадцати когда она прибыла во дворец, а ее супругу-хану было около пятидесяти. Больше тридцати лет она провела рядом с Тэмуджином, но пришлось все же остаться без него.

Старшему принцу монголов Чаатаю было больше пятидесяти, так что с Муге они были почти ровесники. Ханство ему не досталось, зато он стал правителем отдельного улуса, где сам себе был хозяином.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тарсунин тема

тухузвай югъ

К I /к I

Халкьдин мецин эсерар. Адетрихъ галаз алакъалу манияр.

Мах. Акьуллу данарбан.

Литературадин махар. Х.Тагьир. Балашан зиянкар кац.

Ч I ал гегьеншарун. Изложение

Кь.Саид. Душман ханариз.

Етим Эмин. Дуьньядиз. Тест.

Миграгъ Мардали. Етимдикай. Шалбуз дагъдиз.

Классдилай къеце к1елун. К.Абдуллагь. Чир хьанайт I а к I елиз, кхьиз…

У. Батирай. Къаварални кимерал за манияр лагьанай. Тест 1.

Й. Къазакь. Итим гьихьтинди хьана к I анда? Сибирдай кагъаз.

Ст l ал Сулейман. Жувакай ихтилат. Дидедиз. Тест.

Абдул Мут l алибов. Ватан.

Къияс Межидов. Урусатдин цуьк. Диалог. Монолог.

М. Шихвердиев. Рагъ къаршиламишзава.

Азиз Алем. Дагъда марф.

Байрам Салимов. Ядигар. Тест 2.

Л.Нямет. Кц I ар. Хуш хьана заз.

Буба Гьажикъулиев. Мариядин тар.

Абдулбари Магьмудов. Стхаяр.

И. Шерифов. Хайи ватан.

Жамидин. Шурва. Масадаз ат1ай фуруз.

Ч I ал гегьеншарун. Сочинение.

М. Алпан. Ирс. Веси.

М.Меликмамедов. Зи чил я ам.

Абдул Фетягь. Лезги къилих. Тест 3.

Классдилай къеце к1елун . Р. Хибиев. Зун дагъ я.

Ф.Нагъиев. Зи ч l ал.

С. Керимова. Лезги руьгь.

Эффенди Капиев. Интуристдихъ галаз рахунар. Дагъда юргъ.

Р. Гьамзатов. Лезгияр. Дурнаяр.

М. Атабаев. Зи асир.

Ю. Базутаев. Маса жуьре марф. Тарар. Тест 4.

Йисан къене к I елайбур тикрарун.

Тарсунин тема

тухузвай югъ

К I /к I

Халкьдин мецин эсерар. Мах. Пачагь хьайи яц.

Мах. Вафалу дустар. Олицетворение.

Литературадин махар. Межид Гьажиев. Гъалиб хьайи кфил. Тест 1.

Ч I ал гегьеншарун. Изложение

Кь.Саид. Чубарук. Лянет.

Мазали Али. Ватан.

Етим Эмин. Билбил. Сравнение.

Классдилай къеце к1елун. Етим Эмин. Къах т1уьр кац.

Ст1ал Сулейман. Судуяр.

Ст1ал Сулейман. Итимвал хъсан я. Эпитет.

Нуредин Шерифов. Авани?

Ахцегь Гьажи. Рабочидин чар.

Ц I . Гьамзат. Филни цвег. Басня. Тест 2.

Хуьруьг Тагьир. Малла Иса.

Алибег Фатахов. Риза. 1-2- паяр. Суьрет.

Алибег Фатахов. Риза. 3- пай. Гьикая.

Шагь –Эмир Мурадов. Базар - дуьзуь.

Забит Ризванов. Самур. Паласа.

Алирза Саидов. Дагъви я зун. Метафора. Тест 3.

Мегьамед Агъа. Шап I а.

Ч I ал гегьеншарун. Сочинение.

Къадир Рамазанов. Лезгияр.

Х. Хаметова. Ватан.

Классдилай къеце к1елун. Мердали Жалилов. Фу.

А. Фетягь. Дурнайрин аваз. Зи лезги ч1ал.

Арбен Къардашов. Гуьзел Бадедиз.

Фейзудин Нагъиев. Пуд мани.

С. Керимова. Каруяр.

Абумуслим Жафаров. Лувар квай зиянкар.

Мегьамед –Султан Ягьяев. Салават. Тест 4.

Тарсунин тема

тухузвай югъ

К I /к I

Ч I ал гегьеншарун. Изложение.

Ч I ал гегьеншарун. Сочинение.

Тарсунин тема

тухузвай югъ

К I /к I

Ч I ал гегьеншарун. Сочинение.

Ч I ал гегьеншарун. Изложение.

Тарсунин тема

тухузвай югъ

К I /к I

Художественный литература (1960 - 1985)

Ч I ал гегьеншарун. Сочинение.

Ч I ал гегьеншарун. Изложение.

Тарсунин тема

тухузвай югъ

К I /к I

Дегьзаманрин литература. Давдакь

Ч I ал гегьеншарун. Изложение.

Ч I ал гегьеншарун. Сочинение.

Алава к I елун патал

Тарсунин тема

тухузвай югъ

К I /к I

Дагъустандин литература (1946-2010)

Ч I ал гегьеншарун. Изложение.

Ч I ал гегьеншарун. Сочинение.

Тарсунин тема

тухузвай югъ

К I /к I

Ч1ал инсанрин арада апакъадин важиблу алат я.

Тикрарун. Существительнияр ва абур дегиш хьун.

Прилагательнияр ва абурун падежрин эхирар дуьз кхьин

Глагол ва адан формаяр.

Маналу ва куьмекчи глаголар.

Синтаксис ва пунктуация. Алакъалу ибараяр. Тест 1.

Мана-метлебдиз килигна предложенийрин жуьреяр.

Ч I ал гегьеншарун. Шикилдай сочинение.

Эвер гунин предложение. Тест 2.

Ахтармишунин диктант.

Гъалат I рин винел к I валах.

Предложенидин кьилин членар.

Предложенидин кьвед лагьай дережадин членар. Дополнение.

Гегьенш ва гегьенш тушир предложенияр.

Са жинсинин членар квай предложенияр.

Предложенида са жинсинин членрин арада союзар.

Союзар квай ва квачир са жинсинин членар авай предложенида запятой..

Са жинсинин членар умумиламишдай гафар ва абуруз талукь пунктуациядин лишанар. Тест 3.

Ч I ал гегьеншарун . Изложение.

Обращение ва ам чара авун.

Дуьз речь ва адаз талукь пунктуация.

Дуьз речь квай предложенида пунктуациядин лишанар.

Диалог. Тест 4.

Ахтармишунин диктант.

Гъалат I рин винел к I валах.

Фонетика ва графика.

Ачух сесер ва гьарфар.

Ачух тушир сесер ва гьарфар.

Ачух тушир сесерин жуьреяр.

Ачух тушир лабиал сесер.

Бязи гьарфарин кьет I ен везифаяр.

Алфавит. Тест 5.

Слог ва гафунин кьат1 маса ц1арц1из акъудун.

Ч I ал гегьеншарун. Сочинение.

Гафунин мана –метлеб.

Са манадин ва гзаф манайрин гафар.

Гафунин куьчуьрмишнавай мана.

Антонимар. Тест 6.

Ахтармишунин диктант.

Гъалат I рин винел к I валах.

Гафунин диб ва эхир.

Туьк I уьр хьанвай ва туьк I уьр тахьанвай простой гафар.

Гафунин мана квай гафар: дувул,суффикс, префикс, инфикс.

Инкарвилин префикс дуьз кхьин. Тест 7.

Ч I ал гегьеншарун . Изложение.

Маналу ва куьмекчи ч1алан паяр.

Предложенида существительнидин везифа.

Хас ва умуми существительнияр.

Существительнияр дибдин падежриз дегиш хьун.

Предложенида глаголдин везифаяр.

Маналу ва куьмекчи глаголар. Тест 8.

Куьмекчи глаголрин жуьреяр. Тест 9.

Ахтармишунин диктант.

Гъалат I рин винел к I валах.

Йисан къене к I елайбур тикрарун.

Тарсунин тема

тухузвай югъ

К I /к I

Лезги ч I алакай умуми малуматар.

Лексика ва фразеология. Умуми виридан лексика.

Пешекаррин ва нугъатрин гафар.

Маса ч I аларай кьабулнавай гафар.

Урус ч I алай къачунвай гафар.

Ч I ал гегьеншарун . Шикилдай сочинение .

Гафар арадиз атун ва орфография. Тест 1.

Гафар арадиз атунин къайдаяр.

Гафарин дибра ачух гьарфар дуьз кхьин.

Гафарин дибра ачух тушир гьарфар дуьз кхьин.

Ахтармишунин диктант.

Гъалат I рин винел к I валах.

Морфология ва орфография . Существительнияр . Тест 2.

Существительнияр падежриз дегиш хьун.

Падежрин кьет I енвилер.

Существительнияр падежриз дегиш хьунин жуьреяр чара авун.

Существительнияр падежриз дегиш хьунин жуьреяр.

Существительнияр падежриз дегиш хьунин I жуьре.

Существительнияр падежриз дегиш хьунин I I жуьре.

Ч I ал гегьеншарун . Изложение.

Существительнияр падежриз дегиш хьунин I I I жуьре.

Существительнияр падежриз дегиш хьунин IV жуьре.

Существительнияр падежриз дегиш хьунин V жуьре.

Гзафвилин кьадарда существительнияр падежриз дегиш хьун.

Ахтармишунин диктант.

Гъалат I рин винел к I валах.

Существительнияр арадиз атун.

Существительнияр разбор авун.

Прилагательнияр. Тест 3.

Прилагательнияр дегиш хьун.

Прилагательнияр арадиз атун.

Прилагательнияр дуьз кхьин.

Прилагательнияр разбор авун.

Къурулушдиз килигна числительнийрин жуьреяр.

Ч I ал гегьеншарун . Сочинение .

Числительнияр дегиш хьун. Числительнияр разбор авун.

Числительнияр дуьз кхьин.

Ахтармишунин диктант.

Гъалат I рин винел к I валах.

Т I варц I иэввезрикай умуми малумат. Тест 4.

Ксарин т I варц I иэвезар.

Элкъведай т I варц I иэвезар.

Къалурдай т I варц I иэвезар.

Суалдин ва гекъигунин т I варц I иэвезар.

Тайинардай т I варц I иэвезар.

Инкардай т I варц I иэвезар.

Тварц I иэвезар кхьидай къайдаяр. Тварц I иэвезар разбор авун.

Ч I ал гегьеншарун . Изложение.

Глагол. Кечмиш жери ва кечмиш тежер глаголар. Тест 5.

Глаголдин наклоненияр. Хабардин наклонение.

Глаголдин вахтар. Гилан вахт.

Вахтунин формаяр дуьз кхьин. Тестар 6,7.

Ахтармишунин диктант.

Гъалат I рин винел к I валах.

Йисан къене к I елайбур тикрарун.

Тарсунин тема

тухузвай югъ

К I /к I

5-6 классра к l елайбур тикрарун.

Синтаксис ва пунктуация.

Лексика ва фразеология.

Морфология ва орфография. Тест 1.

Глаголдин наклоненияр. Суалдин наклонение.

Буйругъдин наклонение арадиз атун.

Буйругъдин наклоненидин глаголар дуьз кхьин.

Ч I ал гегьеншарун . Сочинение .

Шарт I унин наклонение.

Ахтармишунин диктант.

Гъалат I рин винел к I валах.

Глаголдин кьет I ен формаяр. Масдар.

Масдар кьадарриз ва падежриз дегиш хьун. Тест 2.

Причастияр дегиш хьун.

Ч I ал гегьеншарун . Изложение.

Кардин тегьердин деепричастие.

Вахтунин деепричастияр арадиз атун.

Глагол разбор авун.

Ахтармишунин диктант.

Гъалат I рин винел к I валах.

Наречие. Наречидикай умуми малумат.

Наречияр арадиз атун. Тест 3.

Суффиксрин куьмекдалди наречияр арадиз атун.

Наречияр кхьидай къайдаяр.

Наречие разбор авун.

Ч I ал гегьеншарун . Сочинение .

Къуллугъчи ч1алан паяр. Послелогар.

Послелогар ишлемишдай падежар.

Послелогар кхьидай къайдаяр.

Послелогар разбор авун.

Союзар дуьз кхьин.

Союзар разбор авун.

Ахтармишунин диктант.

Гъалат I рин винел к I валах.

К I усарин жуьреяр

К I усар дуьз кхьин.

К I усар разбор авун. Тест 4.

Междометияр дуьз кхьин.

Ч I ал гегьеншарун . Изложение.

V-VII классра к I елайбур тикрарун. Тест 5.

Ахтармишунин диктант.

Гъалат I рин винел к I валах.

Тарсунин тема

тухузвай югъ

К I /к I

7-лагьай классда к1елайбур тикрарун.

Ибара. Ибарарйрин жуьреяр.

Табийвилин алакъадин жуьреяр. Тестар 1,2.

Манадин жигьетдай ибарадин жуьреяр.

Простой ва сложный ибараяр.

Азад ва азад тушир ибараяр.

Гафарин арада авай алакъа къалурдай такьатар.

Ибараяр разбор авунин чешнеяр.

Ч I ал гегьеншарун . Сочинение .

Простой предложенидин жуьреяр. Хабардин предложение. Тест 3.

§§12-14, 23 - 24-чинар

Эвер гунин предложение.

Ахтармишунин диктант.

Гъалат I рин винел к I валах.

Простой ва сложный предложенияр.

Гегьенш ва гегьенш тушир предложенияр.

ЭХЬ, ВАЪ, УН гафар предложенидин чкадал.

Предложенидин членрикай умуми малумат.

Предложенидин Кьилин членар. Сказуемое.

Сказуемидин жуьреяр. Простой сказуемияр.

Глаголдин составной сказуемое.

Т1варц1ин составной сказуемое. Тест 4.

Ч I ал гегьеншарун . Изложение.

Кьвед лагьай дережадин членар.

Ахтармишунин диктант.

Гъалат I рин винел к I валах.

Прилагательнидикай хьанвай определение.

Причастидикай хьанвай определение.

Существительнидикай хьанвай определние. Приложение.

Кардин тегьердин обстоятельство.

Ч I ал гегьеншарун . Сочинение .

Предложенида гафарин къайда.

Предложенида членрин адетдин къайда.

Ахтармишунин диктант.

Гъалат I рин винел к I валах.

Предложенидин членар тикрарун.

Т1варц1ин предложение. Тест 5.

Подлежащее тежер предложенияр.

Предложенидин къурулуш тикрарун.

Тамам ва тамам тушир предложенияр.

Ч I ал гегьеншарун . Изложение.

Са жинсинин членар квай предложенияр. Умуми малумат.

СЖЧ ва умумиламишдай гафар квай предложенияр.

СЖЧ квай предложенийра пунктуациядин лишанар.

Чара ийидай приложение.

Деепричастидин оборотдалди лагьанвай чара ийидай обстоятельствояр.

Аралух гафар. Тест 6.

Простой предложение синтаксический разбор авунин къайда. Тест 7.

Ахтармишунин диктант.

Гъалат I рин винел к I валах.

Йисан къене к I елайбур тикрарун.

Тарсунин тема

тухузвай югъ

К I /к I

VIII лагьай классда к1елай бур тикрарун.

Сложный предложени дикай умуми малумат ар .

Сложный предложени йрин жуьреяр. Тест 1.

Сложносочиненный предложенидикай умуми малумат.

Сложносочиненный предложени йра союзар.

Сложносочиненный предложени йрин паярин арада жедай алакъа.

Сложноподчиненный предложение . У муми малумат. Тест 2.

Сложноподчиненный предложендин паярин алакъа.

Ч I ал гегьеншарун . Сочинение .

Табий предложени йрин асас жуьреяр.

Ачухардай табий предложенияр квай с ложноподчиненный предложени яр.

Ахтармишунин диктант.

Гъалат I рин винел к I валах.

Определение тир табий предложени яр.

Обстоятельстводин табий паяр квай сложноподчиненный предложенияр.

Кардин тегьердин ва гекъигунин табий предложенияр.

Вахтунин табий предложенияр.

Ч I ал гегьеншарун . Изложение.

Себебдин табий предложенияр.

Нетижадин табий предложенияр.

Ахтармишунин диктант.

Гъалат I рин винел к I валах.

Мураддин табий предложенияр.

Шарт I унин табий предложенияр.

Къаршивилин табий предложенияр.

Чкадин табий предложенияр.

Кьадардин ва дережадин табий предложенияр.

Са шумуд табий предложение квай сложноподчиненный предложенияр.

Союзар квачир сложный предложенияр. Умуми малумат.

Союзар квачир сложный предложенийра запятой ва точкани запятой.

Союзар квачир сложный предложенида кьве точка.

Союзар квачир сложный предложенида тире.

Ч I ал гегьеншарун . Сочинение .

Какахьай жуьредин сложный предложенияр.

Сложный предложени яр тикрарун патал тапшуругъар.

Ахтармишунин диктант.

Гъалат I рин винел к I валах.

Дуьз ва кирс речрикай умуми малумат. Тест 3.

Дуьз речь ва автордин гафарин чка.

Дуьз речь квай предложенийра пунктуациядин лишанар.

Дуьз речь ва диалог.

Дуьз речь кирс речдиз элкъуьрун.

Цитатаяр ва абур кхьинра чара авун. Тест 4.

Ч I ал гегьеншарун . Изложение.

Стиль ва стилистика . Умуми малумат.

Стилистикадин истеми шунар.

Гьар йикъан р ахунрин стиль.

Сивин яратмишунрин стиль.

Литературадинни искусстводин стилдин кьет I енвилер.

Официальный стилдин кьет I енвилер. Тест 5.

Илимдин стилдин кьет I енвилер.

Газетдинни публицистикадин стиль.

Ахтармишунин диктант.

Гъалат I рин винел к I валах.

Ч I алан культура. Умуми малумат.

Йисан къене к I елай материалар тикрарун.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

на 2019 - 2020 учебный год

Составленное учителем лезгинского языка и литературы

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 354 человека из 64 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 156 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.11.2019 1350
  • DOCX 131.8 кбайт
  • 16 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Адаева Гюлназ Абусаидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

На реке Энисай (Енисей) жило много враждующих племен. Киргизское племя было подло уничтожено. Остались только мальчик и девочка. Олениха спасла детей от гибели и увела их на безопасные земли.

За минуту

Давно вдоль реки Энисай (Енисей) жило много киргизских племен, которые враждовали между собой.

Однажды случилась страшная трагедия. В день, когда племя Энисае хоронило своего вождя и все жители были погружены в траур, на их юрты напали враги. Это был подлый поступок, так как в дни похорон племена условились не нападать друг на друга.

Все Энисайцы были убиты. Когда кровавая расправа закончилась, из леса вышли мальчик и девочка. Они утром убежали в лес, чтобы там поиграть. Дети плакали над телами своих родителей, а потом ушли искать новые земли.

Олениха увела детей в безопасные края, где киргизы потом основали свое поселение.

Читайте также: