Беседа огонь друг огонь враг для начальной школы

Обновлено: 30.06.2024

Классный час по ОБЖ для учащихся начальной школы с конкурсами

Цели мероприятия

1 Прививать учащимся навыки осторожного обращения с огнем и использования первичных средств пожаротушения.

2. Учить использовать в реальной жизни полученные теоретические знания по правилам пожарной безопасности.

Подготовка

1. Классный руководитель изготавливает буквы для названия команд, лепестки из красной бумаги (с вопросами) для цветка Маугли, вырезает из картона 4 огнетушителя, 2 лопатки, 2 багра.

2. Классный руководитель вместе с активом класса для проведения эстафет готовят: 2 машинки с веревочками, привязанными к палочкам; 2 шарфа, 2 ложки, 2 стакана с водой.

Участвуют учащиеся 3-го класса, классный руководитель.

Класс украшен рисунками детей, плакатами

Ход мероприятия

Классный руководитель. Сегодня мы с вами поговорим об одном из чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего сушествования. Это чудо дарило людям тепло и свет. Что же это?

Шипит и злится, воды боится

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (Огонь.)

Огонь — друг человека. Он помог ему расселиться по земле, защищая от диких животных Огонь — это и символ вечной памяти. Его вы можете увидеть у памятников героям. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены. Огонь служит людям в быту и на производстве.

1-й ученик

Да, без доброго огня

Обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

2-й ученик

Всем огонь хороший нужен

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печет.

Классный руководитель. Но случается, что иногда огонь из верного врага превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

3-й ученик

Он всегда бывает разным,

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

4-й ученик

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

5-й ученик

Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки

Хищный делает бросок!

6-й ученик

Да, огонь бывает разный —

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

Классный руководитель. Часто пожары бывают по вине детей. Назовите причины таких пожаров.

Дети высказывают предположения.

Я знаю, что многие из вас помогают своим родителям в домашних делах, умеют разогревать обед, выгладить белье. И здесь также надо помнить о пожарной безопасности.

Ученики читают стихотворение Б. Миротворцева.

1 -й ученик

Ленту гладила Анюта

И увидела подруг,

Отвлеклась на три минуты

И забыла про утюг.

2-й ученик

Тут уж дело не до шутки!

Вот что значит — три минутки!

Ленты нет, кругом угар.

Чуть не сделался пожар.

Классный руководитель. Кто приходит на помощь, когда случается страшная беда — пожар?

Пожарная охрана была создана 17 апреля 1918 г. Этот день поныне считается днем ее рождения. Однако в то время пожарная охрана была другой. Пожары обнаруживали с высокой башни — каланчи.

Ученики читают стихотворение С. Михалкова.

1-й ученик

На площади базарной.

На каланче пожарной

Дозорный из будки поглядывал

На запад, на восток.

Не виден ли дымок?

2-й ученик

И если видел он пожар,

Плывущий дым угарный.

Он поднимал сигнальный шар

Над каланчой пожарной.

3-й ученик

И два и три шара

Взвивались вверх, бывало.

И вот с пожарного двора

Класс делится на две команды. Игра состоит из конкурсов. За каждый выигранный конкурс команда получает жетон.

Конкурс 1.

Конкурс 2.

Конкурс 3.

Конкурс 4.

1. Петя зажигает у новогодней елки бенгальские огни. Каковы должны быть его действия?

2. Что нужно делать, если вы увидели пожар?

3. Почему нельзя сушить белье над газовой плитой?

4. Чем опасна печь в доме?

5. Что необходимо сделать, выходя из квартиры?

6. Войдя в квартиру, почувствовали запах газа. Каковы ваши действия?

Конкурс 5.

Классный руководитель. В каждом общественном помещении обязательно есть противопожарный щит. Есть он и в нашей школе. Кто же самый внимательный? Что находится на этом щите? (Команды стараются назвать как можно больше предметов.)

Конкурс 6.

Из каких произведений взяты следующие строки? Команды отвечают по очереди. За правильный ответ — жетон.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите!

Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дым пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом.

Классный руководитель. В заключение вспомним правила пожарной безопасности.

Ученики держат плакаты, рисунки с надписями, которые читаются вслух.

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об огне. Прочитайте на плакате в центре доски тему нашего с вами разговора.

Как вы думаете, огонь - друг или враг человека?


На этот вопрос трудно ответить однозначно. Потому что огонь приносит как много пользы людям, так много и вреда.

Послушайте стихотворение в исполнении. которое называется "Каким бывает огонь"

(Ученики читают стихотворение "Каким бывает огонь".)

Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь,
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищник делает бросок.
Да, огонь бывает разный-
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой.

А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен.
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печёт.

Ну, а раз в четыре года
Делом занят он другим
В синем море небосвода
Плещет парусом тугим.
И летит над стадионом,
Как манящая рука,
Чтобы многим миллионам
Знак подать издалека.

Чтоб позвать на праздник смелых,
Сильных, доблестных людей-
Красных, жёлтых, чёрных, белых
Сыновей планеты всей,
Всей планеты дочерей.

  • О каком огне вы узнали в последних строчках стихотворения? (огонь - символ олимпийских игр)
  • В чём же заключается польза от огня?
  • А в чём заключается вред огня?

Сейчас я дополню ваши ответы, потому что огонь приносит ещё очень много пользы.

Огонь издавна был другом человека. Огонь считали живым существом, "приручали" огонь, поселяя его в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование. На огне человек научился готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивал их от пещер и стоянок древнего человека. Огонь дарил жизнь, но он же и отнимал её. Его уважали и боялись, любили и почитали.

Свойства огня считали волшебными, происхождение его - божественным. У всех народов Земли - были боги огня. Богов огня все старались задобрить, приносили им жертвы, устраивали в их честь праздники.

Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и лучше. Многие его загадки перестали быть загадками. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал.

Как и в древности, он согревает нас, помогает людям готовить пищу.

Иногда -на костре в туристическом походе или на рыбалке у реки. А чаще всего - на комфортабельной и компактной газовой или электрической плите, в небольшой и уютной деревенской печке.

А есть и огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе в печах обжигают кирпич, из которого строят дом. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты.

Между прочим, автомобили и самолёты движутся тоже с помощью огня. Ведь в моторах, в реактивных двигателях сгорает топливо. А горение - это жизнь огня.

Топливо сгорает и в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток- ближайшие родственники. Ток освещает ваши дома и улицы, по его линиям движутся троллейбусы и трамваи, им "питаются" и гигантские заводы, и работающие в наших квартирах телевизоры, радиоприёмники, пылесосы, холодильники, утюги, многие другие промышленные и бытовые приборы.

Взлетает ракета, поднимая на орбиту космический корабль. Что движет её? Сила огня !

Заглядывает утром в твоё окошко ласковый солнечный лучик. Что такое солнце? Это тоже огонь. Солнце - огромный раскалённый шар, в котором сгорают газы, в основном водород, неся нам тепло и свет. Без этого огня не было бы жизни на нашей планете.

Ребята, посмотрите на рисунки, которые вы выполняли. Покажите, на каких рисунках огонь добрый, является другом человека? В чём заключается помощь от огня на данном рисунке?

Сила у друга-огня - большая-пребольшая! Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом.

Послушайте стихотворение о злом огне, которое расскажет.

Злой огонь - огонь пожара,
Злой огонь - огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны!

Самый ужасный, самый опасный огонь - это конечно, огонь войны. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица земли и большие города, и маленькие деревни.

Но и в мирное время огонь, выйдя из повиновения, может уничтожить целый город или деревню. Когда это происходит? (когда начинается пожар).

Большие бедствия приносили пожары Москве, Владимиру, Суздалю, Киеву, Минску, Новгороду, Пскову, Костроме, Вятке, Воронежу и другим городам.

Сейчас на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд - новый пожар. Горят предприятия и больницы, гостиницы и магазины, поезда, корабли, самолёты. Огонь не щадит музеи и библиотеки, театры и дворцы, памятники культуры, школы, леса, хлебные поля. А в результате - колоссальные убытки. А самое главное - десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

Чтобы этого не было, дети всегда должны осторожно обращаться с огнём, газом, электричеством, внимательно присматривать за младшими братишками и сестрёнками, за всеми малышами. Ведь очень большое количество пожаров связано с детской шалостью.

А что уж говорить о спичке? Чиркнул ею без нужды, бросил беспечно на пол - и уже пожар.

. расскажет нам стихотворение о шалостях со спичками.

На даче в Трехгорке
Жил маленький Жора,
Лишь чиркнул он спичкой -
И вспыхнула штора.
Хотел он в пожар поиграть понарошку -
Осталась от дома
Одна головёшка.
У многих привычка -
Зажжённые спички,
Шагая, бросать тут и там,
Кто делает это,
Тому два - три шага
До самой страшнейшей из драм.

А сейчас, ребята, мы не много отдохнём и поиграем. Я буду зачитывать вам отрывки из произведений, где говорится об огне, а вы будете называть мне автора и название этого произведения.

Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит.
Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!
(Корней Иванович Чуковский "Путаница".)

Может ли море гореть? (нет.)

Сейчас горе - хозяева в море сливают и нефть, и бензин . Видели, наверное, по телевидению, как горело море. Вернее, не само море, а плёнка из этих веществ, расплывшаяся по поверхности воды.

А почему море загорелось в стихотворении " Путаница"?

(Игра со спичками лисичек привела к пожару.)

Тили-бом, тили-бом
Загорелся Кошкин дом
Кошка выскочила
Глаза выпучила
Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом.
(Самуил Яковлевич Маршак " Кошкин дом".)

Почему возник пожар? (была оставлена без присмотра печь.)

Что за дым над головой?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда
От огня спасает дом.
Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.
(Сергей Владимирович Михалков"Дядя Стёпа")

Кому помог дядя Стёпа во время пожара? (он выпустил голубей )

Много столпилось
Людей на панели.
Люди в тревоге
Под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки ребёнок
Протягивал к ним.
Даром минуты одной
Не теряя,
Бросился парень
С подножки трамвая -
Автомобилю наперерез-
И по трубе
Водосточной полез.
Кто был спасителем девочки?
("Неизвестный герой" С.Я.Маршак)

А теперь следующая игра: "Доскажи словечко"

Выпал на пол уголёк
Деревянный пол зажёг;
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его. (водой )

Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те . (отнять)

Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли,
Быстро всё . (убрали)

Что бывает, если птички
Зажигают дома спички? (пожар)

А теперь отгадайте загадки:

Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (огонь)

Летела мошка - осиновая ножка,
На стог села - всё сено съела. (спичка)

То назад, то вперёд
Ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе
Продырявит море. (утюг)

Это тёмно-тёмный дом,
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр. (спичка)

Сидит на крыше всех выше
И дымом дышит. (труба)

Попало наше тесто
В горячее место,
Попало - не пропало,
Румяной булкой стало.
Какое это место?
Куда попало тесто? (печь)

Нередко ребята играют на чердаках или в подвалах жилых домов. Не задумываясь о последствиях, зажигают спички, разводят костры. Увлекшись игрой, они забывают потушить костёр, и тогда раздуваемые ветром искры костра разлетаются на большие расстояния.

Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички - невелички
Может дом сгореть дотла.
Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.

Но разжигать костёр нельзя не только возле дома, но и в других

местах, особенно в лесу. Почему? (непогашенный костёр может нанести огромные ущербы лесным насаждениям)

Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, такими как бензин, ацетон, лак. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжёлыми ожогами и увечьями.

Бензин - может, кто-то со мной не согласен?

Не только опасен, он взрывоопасен.

Очень часто пожары возникают на новогодних праздниках. Нельзя украшать ёлку легкосгораемыми игрушками (бумажными, ватой), зажигать на ней свечи, устраивать в помещении различные фейерверки.

Многие из вас, ребята, наверное, помогают своим родителям дома. Поднимите руки, кто из вас помогает мамам гладить бельё? А кто из вас помогает готовить?

И здесь важно помнить о пожарной безопасности. Грозит пожаром оставленный без присмотра включённый утюг или плитка.

Об этом прочитают нам стихотворения . и .

Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минутки
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит - три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.

Уходя из дома, никогда не забывайте выключать электроприборы.

В квартире оставлять нельзя
Прибор, включенный в сеть.
В противном случае, друзья,
Вам синим пламенем гореть.
Бывает, семья уезжает на юг,
Забыв, что не выключен в доме утюг.
А вслед - телеграмма, подобная грому:
"Пожар - ничего не осталось от дома"

Конечно, пожар может возникнуть не только по вашей вине. Летом, в лесах и на хлебных полях, пожар вызывает иногда небольшая искорка от трактора, автомобиля, невзначай брошенный окурок или не залитый водой костёр. Летняя гроза бывает иногда очень нужна, она освежает воздух, но и бед может наделать тоже: от грозы бывают пожары.

Послушайте стихотворение в исполнении.

Начинается гроза,
Потемнело в полдень,
Полетел песок в глаза,
В небе - вспышки молний.
Ветер треплет цветники
На зелёном сквере,
В дом ворвались сквозняки,
Распахнулись двери.
Вспыхнул на небе пожар.
Мчится красная машина,
Всё быстрей, быстрей, вперёд!
Командир сидит в кабине
И секундам счёт ведёт.
- Поднажми ещё немножко, -
Он шофёру говорит.
- Видишь в пламени окошко?
Это дом жилой горит.
Может, там остались дети,
Люди ждут с надеждой нас.
- Ясно всё, - шофёр ответил,
Дав машине полный газ.

Ребята, по какой бы причине не возник пожар, вы должны немедленно позвонить в пожарную службу по те6лефону 01 или сообщить о пожаре взрослым, А по мере сил - и принять участие в тушении пожара.

При пожаре, при пожаре, -
Знает каждый гражданин,
При пожаре, при пожаре
Набирают "ноль - один!"
И вот машины красные
Спешат в места опасные,
Прохожие сторонятся -
Пожарные торопятся!

Как называют людей, которые, рискуя своей жизнью, борются с огнём? Какими качествами должен обладать пожарный? (способностью к самопожертвованию, мужеством, обладать физической силой, ловкостью, профессионализмом)

О всех сложностях, которые возникают в работе пожарных прочитает стихотворение.

В нашей трудной службе важно
Быть умелым и отважным.
Поверьте! Не хочу себя хвалить,
Но струсишь - и огонь не победить.
Знает весь честной народ,
Что пожар - такой же фронт.
Против огненной лавины
Вместе с нами в свой черёд
В бой - пожарные машины,
Катера и вертолёт.

Вы не верьте анекдотам:
Мол, легко пожарным жить,
Дескать, вся-то их работа
На пожаре воду лить.
Шутка есть и будет шуткой,
Спор решится сам собой -
Посмотреть бы вам минутку,
Как ведёт с огнём он бой.
Как горит, но не сгорает,
Задыхается в дыму.
И как пламя умирает,
Покоряется ему.
И тогда вам ясно станет,
Как опасен этот труд!

В нашей стране много героев - пожарных. Рискуя своей жизнью, они бросаются в огонь, спасая жизни других людей. Героев награждают медалями "За отвагу на пожаре"

А сейчас, ребята, разберём самый сложный вопрос "Как вести себя при возникновении пожара". Я перечислю правила, а вы постарайтесь их запомнить.

- Если пожар в зачатке, надо попытаться затушить его, закрыв тряпкой, прекратить доступ кислорода.

- Позвоните по телефону "01", сообщите точный адрес и характер возгорания.

- Если рядом есть взрослые (соседи), надо позвать на помощь.


  1. Пожар ослепляет, вы не сможете видеть в огне.
  2. Чаще убивают дым и газ, а не пламя.
  3. Жар от огня настолько силён, что сам по себе может вызвать гибель.
  4. Недостаток времени. Пожар не оставляет времени, нужно успеть выбраться из огня.

О чём следует помнить, принимая меры по спасению? Если густой дым заполнил все выходы (огонь движется всегда вверх), плотно закройте входную дверь в комнату, законопатив все щели мокрыми тряпками, чтобы предохранить от проникновения дыма. Если дым проник в комнату, держитесь около пола, там всегда есть воздух. Закройте рот и нос мокрым полотенцем. Встаньте у окна, чтобы пожарным было известно о вашем пребывании в квартире. Эти действия необходимы для вашего спасения, когда вы дома.

А теперь настало время поговорить о правилах оказания первой помощи пострадавшему, который побывал в условиях пожара.

Известно, что чем дольше не принимаются меры при ожоге, тем серьёзнее будет травма пострадавшего.

. выйди к доске и прочитай правила оказания первой помощи пострадавшему на пожаре.

- подставить обожженные места под струю холодной воды

- снять с поражённых мест кольца, часы, ремни, обувь. так как эти места начнут отекать;

- обработать место ожога лечебными аэрозолями

- защитить ожоги, прикрыв их чистым материалом;

- вызвать " скорую помощь" по телефону "03";

В чём будет заключаться первая помощь человеку, у которого загорелась одежда? Надо остановить его, повалить на землю или на пол, катать по земле, чтобы потушить пламя.

И в завершенье нашей беседы

Давайте ребята сделаем вывод, из всего услышанного и запомним следующие правила:

С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур
Если сделан из бумаги
Самодельный абажур.

Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.
Не суши бельё над газом -
Всё сгорит единым разом!

Когда без присмотра оставлена печь -
Один уголёк целый дом может сжечь.
Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей!

Может быть беда большая
Для построек и людей.
Костёр вы бросили в лесу-
И вот несчастье на носу.

Ты о пожаре услыхал -
Скорей об этом дай сигнал!
Пусть помнит каждый гражданин -
Пожарный номер: "01"

Спички не тронь, в спичках - огонь!
Чтобы в ваш дом не пришла беда,
Будьте с огнём осторожны всегда!

Цели: пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; познакомить с причинами возникновения пожаров; систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара; активизация познавательной и творческой деятельности учащихся; воспитывать чувство самосохранения, формировать умения правильно вести себя в экстремальной ситуации, быстро реагировать на опасность.

Учитель. Сегодня мы поговорим о правилах безопасности при обращении с …(огнём). А с чем, вы узнаете, отгадав загадку. Внимание, загадка.
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может – два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.

Игровая ситуация №1
У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: телевизор, ведро с водой, одеяло, песок.
Ответ:
1. обесточить телевизор;
2. накрыть влажной тканью;
3. позвонить по “01”.

Ситуация №2
Кашу Саша решил на сковороде подогреть,
При этом в соседней комнате песни попеть.
Заигрался Саша и бдительность потерял,
Правила безопасности не соблюдал.
И вот огоньки заскакали кругом,
И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!

На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: сковорода, кружка с водой, полотенце.
Ответ:
1. выключить газ;
2. накинуть влажное полотенце.

Ситуация №3
На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?
Ответ:
1. надо упасть на пол;
2. накрыться влажной тканью;
3. бежать нельзя!

Ситуация №4
Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?
Ответ:
1. догнать, накрыть тканью;
2. уронить на пол;
3. тушить огнетушителем нельзя.

Ситуация №5
Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?
Ответ:
а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ
б) пойду понюхаю, откуда пахнет
в) позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут
г) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. и все это буду делать, не включая света

Ситуация №6
В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?
а) Убежать б) Закричать в) Вызвать пожарных.

Предлагаю послушать советы.

Подожгли мальчишки пух,
А огонь-то не потух.
Тополиный пух горит,
Пламя по двору бежит…
Чья-то вспыхнула машина –
Очень страшная картина!
Надо помнить, надо знать:
Пух опасно поджигать!

Мишке любимому девочка Мила
Погладить штанишки однажды решила.
Утюг незаметно от мамы включила
И вскоре о нём совершенно забыла.
Нагрелся утюг, загорелись штанишки…
Пожар уничтожил игрушки и книжки.
Помните, дети: пожары бывают,
Когда про включенный утюг забывают!

Дома пожар, а ты один?
Звонок 01 необходим.
Пожарные-спасатели покой твой берегут,
Отважные пожарные приедут и спасут.

У нас в печурочке
Золотые чурочки. (Дрова в печи)

Белое ест,
Чёрное роняет. (Лучина горит)

Красненький петушок
По улице бежит. (Пожар)

Ударю булатом
По белым каменным палатам,
Выйдет княгиня
И сядет на пуховую перину.
(Огниво, кремень, искра и трут)

Пришёл вор во двор,
Хозяина в окно унёс. (Ветер и дым)

Накормишь – живет,
Напоишь – умрёт. (огонь)

По деревне прошёл,
Ничего не осталось. (пожар)

В маленьком амбаре
держат 100 пожаров. (спички)

Сколько бы ни ел,
Никогда сыт не будет. (огонь)

Ни стук, ни бряк,
А близко прошёл. (ток, свет)
Красная корова всю солому съела. (огонь)

Красный бык стоит, дрожит,
чёрный дым на небо бежит.(огонь и дым)
На привале нам помог:
Суп сварил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собой не унесешь? (костер)

То назад, то вперед ходит-бродит пароход,
Остановишь - горе: продырявит море. (утюг)

Ночь. Но если захочу,
Щелкну раз - и день включу. (выключатель)

Я не сам по себе,
А сильнее всего и страшнее всего,
И все любят меня, и все губят меня. (огонь)

Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зальется. ( лампочка )
В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь. Пожарный

Этот шар в руках недаром
Раньше, если был пожар
Ввысь взмывал сигнальный шар
Звал пожарных в бой с пожаром
Где с огнем беспечны люди
Там взовьется в небо шар
Там всегда грозить будет………
Раз два, три, четыре
У кого пожар …………….
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил ……………….
Красный отблеск побежал
Кто со спичками…………….
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над …………….
Столб огня чердак объял
Кто там спички …………….
Побежал пожар во двор
Это кто там жег…………….
Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жег ……………..
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые…………….
Помни каждый гражданин
Это номер …………….
Дым увидел не зевай
И пожарных ……………….
Это всем должно быть ясно
Что шутить с огнем ……………

изучение правил противопожарной безопасности, обучение элементам проектной деятельности, воспитание чувства ответственности и бережного отношения к природе и окружающей среде.

Обобщить знания по правилам пожарной безопасности;

углубить знания детей по правилам пожарной безопасности в разных
жизненных ситуациях (в быту, в общественных местах, лесу, познакомить
с причинами возгорания в природе и жилище человека;

познакомить с первичными и подручными средствами пожаротушения;

развивать творческие способности учащихся, умение пользоваться
словарем; обогащать словарный запас; расширять кругозор;

воспитывать чувство ответственности за свою безопасность и
безопасность окружающих, бережное отношение к природе.

Место организованной деятельности в системе воспитательно-образовательной работы класса: внеклассное занятие по ОБЖ

Тип организованной деятельности: обобщающее занятие с элементами проектной деятельности

Оборудование: выставка книг; презентация; аншлаги с пословицами и ребусами; заготовки знаков по правилам поведения в лесу и дома, книжки- малышки, газеты; куклы для спектакля, инструкция к составлению правил, толковые словари.

Предварительная работа:

Дети в группах выполняют работу в течение одной недели.

3. Книжка-малышка для ребят из детского сада и первоклассников.

4. Инструкция по правилам поведения в школе, если вдруг случится пожар.

Ход занятия.

I . Орг. момент.

Сегодня нам предстоит очень важный разговор. Попробуйте догадаться, о чем он?

t1588363923aa.jpg

П. Постановка цели и задач.

1 . Беседа о пользе огня.

Сначала я хотела бы обратить ваше внимание на то, что огонь необходим

человеку. Он может быть и добрым.

- Как вы думаете, когда?

t1588363923ab.jpg

t1588363923ac.jpg

Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу.

t1588363923ad.jpg

Иногда - на костре в туристическом походе или на рыбалке у реки. А чаще всего на комфортабельной и компактной газовой плите.

t1588363923ae.jpg

А есть и огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты. Взлетает ракета, поднимая на орбиту космический корабль. Что движет ею? Сила огня!

t1588363923af.jpg

Заглядывает утром в твоё окошко ласковый лучик солнца. Что такое солнце? Это - тоже огонь. Оно - огромная раскалённая звезда, которая несет нам тепло и свет. Без этого огня не было бы жизни на нашей планете.

t1588363923ag.jpg

Здесь тоже огонь, что вы можете сказать о нем?

Сила огня - большая! Огонь может стать страшным, коварным врагом.

Когда так может произойти?

Разговор очень важен, так как каждый человек обязан знать как нужно себя вести, чтобы не случилась беда. Ведь на пожарах гибнут люди, сгорает имущество, накопленное годами. За прошлый год в Кунгуре произошло 77 пожаров, 3 человека погибли. Совсем недавно 11 января в с.Бырма Кунгурского района в доме сгорели трое маленьких детей.

Чтобы такого с вами и вашими близкими никогда не случилось, мы сегодня выполним проект, результатами которого, я надеюсь, вы поделитесь с друзьями, расскажете о нем малышам.

Так о чем мы будем говорить? О том как надо себя вести во время пожара.

Тема нашего занятия:

t1588363923ah.jpg

К чему приводят шутки с огнем?

2. Пожары. Причины пожаров. 1) Работа с толковым словарем

Коварным врагом огонь становится во время пожаров. А что же такое пожар? Давайте посмотрим, как это слово толкуется в словаре.

ПОЖАР, неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

t1588363923ai.jpg

Пожар - это сильное пламя. Оно охватывает и уничтожает все, что может гореть. Пламя пожара опасно для жизни людей. Если огонь вырвется из-под власти человека, он становится неуправляемым, коварным и беспощадным. Чаще всего пожары случаются от неосторожных действий человека.

2) Выставка книг

3) Физкультминутка. Свечи

t1588363923aj.jpg

t1588363923ak.jpg

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом,

Машет красным рукавом.

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Бежит курица с ведром,

А за нею во весь дух

С помелом бежит петух.

Поросёнок - с решетом

И козёл - с фонарём.

Как увидели грачи

Это пламя с каланчи,

Загорелся кошкин дом! Грач 1

Эй, пожарная бригада, Поторапливаться надо!

Запрягайте десять пар.

Едем, едем на пожар.

Поскорей, без проволочки,

Наливайте воду в бочки.

Загорелся кошкин дом!

Не мешайте, ротозеи,

Что устроили базар?

Тут не ярмарка - пожар!

Все заборы мы обрушим,

На земле огонь потушим.

Не позволим мы огню

Расползаться по плетню!

Дом от пламени спасите,

Наши вещи выносите!

Кресла, стулья, зеркала -

Всё сгорит у нас дотла.

Попроси-ка их, Василий,

Чтобы мебель выносили!

Не спасете вы добра -

Вам себя спасать пора.

Мне ковров персидских жалко!

Торопись! Ударит балка -

И ковров ты не найдёшь,

И сама ты пропадёшь!

Берегитесь! Рухнет крыша!

Что такое? Я не слышу!

Разбегайтесь кто куда!

Куд-куда! Беда, беда!

Вот и рухнул Кошкин дом!

Погорел со всем добром!

Где теперь мы будем жить?

Что я буду сторожить? Ведущий:

Черный дым по ветру стелется, Плачет кошка-погорелица.

Нет ни дома, ни двора,

Ни подушки, ни ковра?

t1588363923al.jpg

5) Беседа и просмотр мультфильма о правилах пользования бытовыми

t1588363923am.jpg

Грозят пожаром оставленные без

присмотра бытовые приборы


Какие предметы быта еще могут стать пожароопасными? Не только спички или неосторожное обращение с огнем приводят к пожарам, но и бытовые приборы могут стать источниками опасности.

t1588363923an.jpg

БЕЗОПАСНОСТИ


Соблюдение правил безопасности во время праздников. А каких? Кто слышал, что совсем недавно произошло в Китае?

t1588363923ao.jpg

Очень часто пожары возникают во время новогодних праздников. В Кунгуре и Кунгурском районе во время Рождественских праздников произошло 12 пожаров, 2 человека погибли.

6) Мозговой штурм

t1588363923ap.jpg

Близкое расположение изделий из синтетики к электроплитам, каминам.

Невнимательность в обращении с пиротехническими игрушкам

Нарушение правил электробезопасности (повреждённые провода,
самодельные ёлочные гирлянды)

Непотушенная спичка, сигарета, свеча, газовая горелка

Нарушение правил хранения и использования легковоспламеняющихся
жидкостей

О какой из причин мы с вами еще не говорили? Что это значит?

4. Подручные средства пожаротушения.

- Как вы думаете, что можно использовать из подручных средств для пожаротушения, если вы заметили совсем небольшое возгорание?

t1588363923aq.jpg

5. Первичные средства пожаротушения. А кто пользуется средствами, которые мы называем первичными?

t1588363923ar.jpg

3. Рассказ о пожарных


Почти два века, как в нашей стране появились пожарные.

В то время ещё не изобрели телефон и автомобиль, поэтому в каждом городе была сторожевая вышка - каланча.

Как вы думаете, что такое каланча?

t1588363923as.jpg


Каланча - самое высокое здание в городе. С её высоты виден весь город. День и ночь дозорные несли службу на каланче. Нельзя было сомкнуть глаз, чтобы не прозевать зарождающийся пожар.

t1588363923at.jpg

Заметив дым и огонь, постовой звонил в большой колокол или трубил - оповещал о пожаре. И тотчас к месту пожара со всех сторон мчались конные пожарные повозки, грохоча колёсами по мостовой и расплёскивая воду из огромных бочек. Тревожный колокольный звон наполнял округу. Все, кто слышал этот сигнал тревоги, с вёдрами и лопатами бежали на подмогу.

Читайте также: