Толстой умная галка краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Краткое содержание для читательского дневника

1. Девочка положила кольцо на умывальник, но после того, как умылась, обнаружила пропажу колечка.

2. Она подумала, что это брат захотел её подразнить и потихоньку забрал колечко.

3. Бабушка тоже решила, что её очки спрятал внук, и накричала на мальчика.

4. Он обиделся, выбежал на улицу и увидел птицу, запихивающую бабушкины очки в щель на крыше.

5. Оказалось, что вещи своровала та самая ручная галка, которую брат с сестрой кормили и гладили.

6. Когда сестра убедилась, что мальчик не брал её колечка, она извинилась.

Главные герои

1. Галка – ручная птица, прилетала к детям покормиться, разрешала себя гладить.

2. Мальчик – видимо, был шалунишкой, любителем подразнить сестру.

3. Девочка – совестливая, так как ей стало стыдно за то, что обидела брата.

4. Бабушка – думала, что внук специально украл у неё очки.

Читайте по теме:

Главная мысль

Бывает, что на первый взгляд события кажутся не такими, как на самом деле. Прежде, чем делать выводы и ссориться, хорошо бы выслушать всех заинтересованных. Обидеть человека очень легко, а вот просить прощения – трудно.

Чему учит

Трогательный рассказ о том, что между людьми и животными может быть доверие. Однако каждый зверь или птица имеют особенности поведения. Обижаться на них за это нельзя. Также нельзя обижать друг друга напрасными подозрениями – людям надо доверять.

Пословицы

1. От одного слова да навек ссора.

2. Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.

3. Мудрец обвиняет себя, а невежда – других.

Отзыв

Очень маленький, но поучительный рассказ. Мне кажется, что бабушка мальчика и его сестра неправильно себя повели, когда без доказательств обвинили мальчика в воровстве. Они даже не захотели его выслушать, это очень обидно. Непонятно, почему потом бабушка не сказала внуку хороших слов, зато девочка сумела признать свою вину. Именно поведение девочки мне понравилось больше всего.

Полный список произведений для читательского дневника для 3 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.) можно посмотреть здесь.

Цель. Познакомить детей с новым произведением.

Задачи

- учить понимать содержание рассказа, пересказывать близко к тексту с опорой на таблицы;

- учить давать оценку поведению галки;

- учить делать выводы в ходе экспериментальной деятельности;

- учить называть признаки предметов;

- развивать мелкую моторику рук и зрительную моторную координацию;

- развивать речь, память, воображение, мышление;

- воспитывать у детей любовь к птицам, желание ухаживать за ними, подкармливать их в зимнее время года.

Ход занятия

I. Вводная часть. Актуализация знаний. Объявление темы занятия.

- Отгадайте загадку и вы узнаете, о ком сегодня на занятии мы будем говорить.

Путают ее с вороной,

Хоть и меньшая размером.

В одеянье скучном, скромном

С черным галстучком на сером.

Осенью на юг не мчится,

Зим студеных не боится -

Видно, крепкая закалка.

А зовется просто (галка)

- Что вы можете рассказать про галку? Какая она?

(Галка – чёрного цвета, но шея и верх головы серая, дружит с людьми. )

Игра на внимание.

- Предлагаю изобразить галку. Смотрите на мои движения внимательно и постарайтесь повторить. (с помощью хлопков в ладоши и движения крыльев выбивать разный ритмический рисунок)

Скороговорка о галке.

- Мы с вами учили скороговорку о галке, предлагаю рассказать.

Галка прилетела и на ёлку села,

Села посидела и опять улетела.

Дыхательная гимнастика.

- Галка улетела и оставила пёрышко. Давайте на него подуем.

-Сегодня вы послушаете рассказ о галке и попробуете его пересказать.

II. Основная часть.

- Ребята, кто изображён на портрете? (Лев Николаевич Толстой)

- Кто он? (писатель)

- Послушайте рассказ, который написал Лев Николаевич Толстой о галке.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.

2. Работа с текстом.

- Что хотела галка?

- Где стоял кувшин?

-Что было в кувшине?

- Сколько воды было в кувшине?

- Галка могла попить воды?

- Что стала делать галка?

- Для чего галка стала бросать камушки в кувшин?

3. Работа в лаборатории.

- Ребята, если в ёмкость с водой бросать камушки, поднимется вода?

Предлагаю проверить. Приглашаю вас в нашу лабораторию. (дети надевают фартуки. На столах для каждого ребёнка стоят пластиковые стаканчики с подкрашенной водой, метка для уровня воды, в тарелочке — камушки.)

- Что в стаканчиках?

- Чтобы вы видели, сколько в стакане воды, мы её подкрасили. Что обозначает метка на стакане? (сколько воды, уровень)

- Для чего мы отметили уровень воды? (чтобы видеть, поднялась вода или нет после того, как мы в стакан положили камушки)

- Положите камушки в стакан.

- Что произошло с водой? (она поднялась)

- Как вы думаете — почему?

- Камни вытеснили воду, заняли её место и вода поднялась.

- Как вы думаете, правильно ли поступила галка? (галка поступила правильно и так она смогла напиться воды)

- Что вы можете сказать о галке, какая она?

Физкультминутка.

На берёзу галка села (присесть, руки к коленям,

С дерева потом слетела (встать, помахать руками).

На кровати спит Федот (наклоны вправо, влево, руки под щёку)

И с кровати не встаёт (встать, потянуться, развести руками в стороны).

4. Повторное чтение рассказа.

- Послушайте, еще раз историю про умную галку. (Воспитатель читает и на каждое предложение рассказа выставляет схему. )

6. Полный пересказ рассказа. (2-3 ребёнка).

/Перед пересказом ребёнок называет автора и название рассказа. /

- Что нового вы узнали?

- Что вам больше всего понравилось во время занятия?

III. Итог.

- Галка — птица зимующая или перелётная? (зимующая)

- Как надо помогать птицам зимой?

- Сейчас пойдём на прогулку и подкормим птиц. Кто знает, может, и галки прилетят в нашу зимнюю столовую.

Умная галка, Лев Николаевич Толстой - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Художественная литература для детей

Детям и родителям

О книге

Краткое содержание

Серия книг "Читаем сами, читаем маме" разработана для родителей и педагогов, обучающих детей чтению. Адаптированные тексты помогут вашим детям с успехом приобщиться к волшебному миру литературы. Короткие предложения набраны крупным шрифтом, слова разделены на слоги, переносы слов отсутствуют. Все это снижает напряжение, которым неизбежно сопровождается период обучения чтению, и помогает ребенку лучше понимать содержание текстов.

Цель : Сформировать умение пересказывать текст, не нарушая последовательности.

Образовательные задачи: Формировать умение пользоваться косвенной речью, совершенствовать навык пересказа, работать над выразительностью речи.

Развивающие задачи : Развивать речевой слух, обретение речевых навыков, совершенствовать произносительную сторону речи, развивать эмоции, внимание, воображение, мышление.

Воспитательные задачи : Воспитывать нравственные представления, инициативность,

Оборудование : Мольберт, предметные картинки, музыкальный центр, аудиозапись голоса галки, кувшин с водой, камешки.

1.Разучивание подвижной игры “Птицы в гнезда летят”

2.Рисование кувшина (на занятии с воспитателем)

Логопед: Каких птиц вы знаете?

Дети называют: (вороны, галки, синицы, голуби)

Логопед: Отгадайте загадку.

Никого не боится,

На зиму улетает

Нашу местность оживляет.

Логопед: Вспомним скороговорку про галку.

На берегу галька.

2)Введение в тему

На мольберте выставляется картинка с изображением галки.

Логопед: Ребята, послушайте как звучит голос галки. (аудиозапись)

Логопед: Попробуйте сами воспроизвести ее голос.

Дети: Кау или киа(звукоподражание)

Логопед: Сегодня я прочитаю вам рассказ Л. Н. Толстого “Умная галка”.

3)Чтение рассказа логопедом.

Логопед читает рассказ и одновременно показывает детям иллюстрации из книги Л. Н. Толстого “Умная галка”.

4)Беседа по содержанию рассказа.

Логопед: Кто главный герой?

Логопед: Что хотела галка?

Дети: Галка хотела пить.

Логопед: Почему галка не смогла достать воды?

Дети: Воды в кувшине было мало.

Логопед: Что сделала галка?

Дети: Галка брала камешки в клюв и кидала их в кувшин.

Логопед: Смогла ли галка попить?

Логопед: Какая галка в рассказе? (подводим к ответу – умная)

Логопед: Ребята, как вы думаете, почему рассказ называется “Умная галка”?

Дети: Л. Н. Толстой считает галку умной, потому что она догадалась набросать в кувшин камешки.

Логопед выставляет на стол прозрачный кувшин с небольшим количеством воды, камешки.

Логопед: Ребята, а давайте проверим, будет ли больше в кувшине воды, если мы положим

Дети вспоминают текст, с помощью логопеда составляют предложения и бросают в воду камешки.

Логопед: Вы заметили что происходит?

Дети: Вода поднялась к краю кувшина.

Логопед: Так, ребята, галка и напилась.

(Прыжки, подскоки, ходьба, размахивание руками)

“Скоком-боком, скоком-боком, ходит галка мимо окон.

Прыг, прыг, скок, скок – полетела на сучок.

6) Повторное чтение Рассказа логопедом с нацеливанием на последующий пересказ.

Логопед: А теперь я еще раз прочитаю рассказ Л. Н Толстого “Умная галка”. Старайтесь хорошо запомнить рассказ, потому что вы будете его пересказывать.

Логопед выразительно читает рассказ.

7) Пауза для подготовки детей к пересказу.

Логопед: Ребятки, сейчас вы подумаете, подготовитесь, и будете пересказывать рассказ, глядя на картинки (иллюстрации).

Логопед: Ребята, говорить вы должны красиво и правильно.

1.По цепочке (один ребенок начинает, другой продолжает)

2.Каждый ребенок пересказывает рассказ (другие дети поправляют его и добавляют слова и словосочетания)

Логопед включает спокойную музыку, на фоне которой слышатся голоса птиц.

Логопед хвалит детей и дарит каждому ребенку наклейку с изображением галки.

Рис. А. Пахомова

Рис. А. Пахомова

Рис. А. Пахомова

Рис. А. Пахомова

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их.

И очень они ему нравились. Очень хоте­лось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Рис. А. Пахомова

Рис. А. Пахомова

Рис. А. Пахомова

Рис. А. Пахомова

У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

Рис. А. Пахомова

Рис. А. Пахомова

Рис. А. Пахомова

Рис. А. Пахомова

Рис. А. Пахомова

Рис. А. Пахомова

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

Рис. А. Пахомова

Рис. А. Пахомова

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Рис. А. Пахомова

Рис. А. Пахомова

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сон­ного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.

Рис. А. Пахомова

Рис. А. Пахомова

Рис. А. Пахомова

Рис. А. Пахомова

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом.

Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Рис. А. Пахомова

Рис. А. Пахомова

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

А котёнок, глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испуга­лась собак, закричала и побежала прочь от них.

А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно вре­мя с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Рис. А. Пахомова

Рис. А. Пахомова

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс до­мой котёнка и уже больше не брал его с собой в поле.

Рис. А. Пахомова

Рис. А. Пахомова

Читайте также: