Положение о кабинете логопеда в школе

Обновлено: 05.07.2024

Логопедический кабинет создается при дошкольном образовательном учреждении.

1.2. Кабинет взаимодействует с учреждениями и организациями, осуществляющими информационно-методическое обеспечение дошкольного образования.

1.3. Логопедический кабинет ГБОУ – это:

- центр сбора педагогической информации (нормативные документы, педагогическая и коррекционная литература, передовой педагогически опыт и т.д.);

- центр повышения квалификации педагогов (работы, самообразования и совершенствования педагогического мастерства),

- центр анализа и обобщения опыта логопедической работы, накопленного в образовательном учреждении;

- научно-логопедический центр (логопедическое сопровождение педагогов, осуществляющих инновационную и экспериментальную деятельность).

1.4. Логопедический кабинет обеспечивает специализированную консультативно-диагностическую, коррекционно–восстановительную и психологическую помощь детям с различными нарушениями речи.

1.5. В кабинете оказывается логопедическая помощь детям с различными нарушениями речи.

1.6. Логопедический кабинет:

• Логопедический кабинет создается для оказания практической помощи детям дошкольного (4-7 лет) возраста с нарушениями речи.

• Кабинет создается с целью обеспечения благоприятных условий для совершенствования педагогического процесса, стимулирования деятельности учителя-логопеда, повышения эффективности и качества коррекционного обучения, методического и профессионального уровня учителя-логопеда, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам коррекционно-развивающего обучения.

• Логопедический кабинет является важнейшей составляющей коррекционно-развивающей среды, задачами которого являются:

* осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

* предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи;

развитие высших психических функций воспитанников.

* оказывает логопедическую помощь педагогическим работникам ГБОУ в освоении учебных программ, методических материалов, методов обучения, развития и воспитания детей; в организации и управлении образовательным процессом, его психологическом сопровождении;

* обеспечивает сбор, анализ и систематизацию опыта работы, создает банк данных об эффективных формах работы и их результатах;

* создает временные творческие группы по разработке содержания логопедической работы образовательного учреждения по определенному направлению деятельности;

* предоставляет педагогическим кадрам право повышения профессиональной компетентности через различные формы организации методической работы: семинары, консультации, открытые уроки и т.п.;

* создает условия педагогическим кадрам образовательного учреждения для ознакомления, как с опытом работы всего педагогического персонала, так и с опытом отдельных педагогов ГБОУ.

1.7. Руководство логопедическим кабинетом осуществляет непосредственно руководство администрации детского сада.

2. Цели и задачи логопедического кабинета.

2.1. Целью деятельности логопедического кабинета является своевременное выявление и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста

2.2. Задачи логопедического кабинета.

Основными задачами логопедического кабинета являются:

• консультативно-диагностическая работа и отбор детей для осуществления коррекционной работы в кабинете;

• проведение индивидуальных и групповых логопедических и психологических занятий;

• консультативная работа с родителями, привлечение родителей к участию в выполнении в доступных формах логопедических заданий, созданию условий для речевого режима и благоприятного психологического климата в семье;

• Пропаганда логопедических знаний.

Обеспечение специализированной, консультативно-диагностической, коррекционно-воспитательной, психологической, социальной помощи детям дошкольного возраста с особенностями психофизического развития

Задача логопедического воздействия: предупреждение и исправление речевых дефектов через: создание соответствующих условий – системы мероприятий постепенного воздействия на ребенка, страдающего тем или иным нарушением речи.

2.3. Чем занимаются в логопедическом кабинете:

• Развитие фонематического восприятия;

• Обогащение словарного запаса;

• Формирование умения строить грамматически правильно

• Развитие связной речи;

• Активизация и развитие психических процессов ( внимания, памяти, мышления);

• Формирование правильного дыхания, регулирования силы голоса (для детей со стёртой формой дизартрии);

• Совершенствование мелкой моторики;

• Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

2.4. Организация деятельности логопедического кабинета.

Организация коррекционного процесса обеспечивается:

- своевременным обследованием детей;

- рациональным составлением расписаний занятий;

- планированием подгрупповой и индивидуальной работы;

- оснащением кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями;

- совместной работой учителя-логопеда с воспитателями, педагогом - психологом, мед. персоналом, музыкальным руководителем.

2.5. Основной формой организации коррекционно-образовательной работы являются занятия, которые проводятся в часы, предусмотренные графиком работы учителя – логопеда.

2.6. Продолжительность логопедических занятий в каждой возрастной группе определяется реализуемой программой специального образования.

2.7. Рабочее время составляет 20 (двадцать) часов в неделю.

2.8. Количество детей, посещающих индивидуальные и групповые занятия, составляет 10-12 человек на ставку.

3. Содержание и основные формы работы.

3.1. Логопедический кабинет организует постоянную логопедическую работу с детьми ГБОУ.

Логопедический кабинет в соответствии с поставленными задачами осуществляет деятельность по приоритетным направлениям:

• Совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;

• Структурирование и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне них;

• Систематизация учебно-методического материала.

* Выявление, изучение и обобщение на технологическом уровне педагогического опыта.

* Организация обучения, проведение лекций, семинаров, курсов для работников ГБОУ по вопросам использования в учебном процессе современных аудиовизуальных средств обучения и применения информационных технологий.

* Осуществление методической поддержки педагогических работников, ведущих речевую работу.

* Осуществление планово-прогностической деятельности для организации функционирования ГБОУ в режиме развития (разработка концепции, комплексно-целевой программы ГБОУ).

* Адаптирование программ (вариативных, альтернативных), новых педагогических технологий и методик обучения в связи с обновлением содержания дошкольного образования.

* Составление методических рекомендаций по использованию наиболее эффективных методов и форм обучения, направленных на развитие общения, развитие фонематического восприятия, обогащение словарного запаса, формирование умения строить грамматически, правильно оформленные предложения, развитие связной речи, активизации и развития психических процессов (внимания, памяти, мышления).

- Формирование банка педагогической, нормативно-правовой и методической информации.

- Обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных потребностей педагогических работников.

- Содействие повышению квалификации педагогических работников.

- Формирование фонда обучающих киновидеофильмов и других аудиовизуальных средств обучения в образовательных областях для проведения образовательной деятельности.

- Обеспечение фондов учебно-методической литературы.

* Участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, педагогических чтений и семинаров.

* Подготовка и проведение конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников.

* Сбор, обработка и анализ информации о результатах коррекционной работы.

* Мониторинг состояния и формирование банка данных коррекционной работы.

* Организация постоянно действующих семинаров по инновациям.

* Изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования.

* Прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования.

- Изучение, подбор и разработка материалов по речевой диагностике деятельности детей.

- Изучение индивидуальных особенностей ребенка в процессе его развития.

- Проведение диагностики на выявление степени готовности ребенка к обучению в школе.

- Комплексное оценивание педагогической деятельности и изучение потенциальных возможностей работников ГБОУ, выявление обобщение и распространение передового педагогического опыта.

- Осуществление контроля и анализа состояния воспитательно-образовательного процесса, его качества. Оценка результативности педагогического процесса в ГБОУ.

3.2. Логопедический кабинет ГБОУ должен иметь следующие материалы:

- основополагающие и регламентирующие документы государственной политики в области образования;

- список образовательных сайтов для работы в Интернет;

- логопедическую литературу, газетные публикации и журнальные статьи по актуальным вопросам деятельности ГБОУ;

- материалы справочного и рекомендательного характера по оформлению передового педагогического опыта, творческих проектов, грантов, конкурсных работ;

- материалы публикаций педагогов;

- материалы профессиональных конкурсов;

- материалы открытых занятий, мероприятий;

- разработки семинаров, конференций и иных форм работы с педагогическим персоналом;

- разработанные педагогами программы кружков, разработки занятий к ним;

- материалы методических бюллетеней;

- видеозаписи занятий и развлечений;

- аналитический банк данных по педагогическому персоналу;

- материалы научно-исследовательской деятельности педагогов (в электронном и печатном вариантах);

- стенды, отражающие организацию методической работы в образовательном учреждении.

3.3. Логопедический кабинет работает по плану, согласованному и утвержденному Советом педагогов.

4. Права и обязанности.

4.1. Логопедический кабинет имеет право на:

* разработку и тиражирование логопедических рекомендаций, контрольно-диагностических и дидактических материалов;

* подготовку логопедических материалов для публикации в журналах;

* помощь в сопровождении исследовательской работы педагогов.

4.2. Логопедический кабинет обязан:

* обеспечить качество оказываемых логопедических услуг;

* осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденным планом работы;

* согласовывать с Советом педагогов план работы и изменения в нем;

* обеспечивать систематическое повышение уровня профессиональной компетентности своих педагогических кадров;

* регулярно анализировать свою деятельность.

5. Материальная база.

5.1. Логопедический кабинет финансируется, в соответствии с утвержденной сметой расходов ГБОУ.

5.2. Логопедический кабинет имеет помещение, компьютерную технику, необходимые для нормальной деятельности работников, для размещения методической и справочной литературы, проведения ежедневных консультаций для воспитателей.

Похожие документы:

Положение о логопедической группе Общие положения

ПОЛОЖЕНИЕ о логопедической группе 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность групп . 9.1 .Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольной образовательной организации Для логопедического кабинета выделяется .

Положение о логопедическом пункте Общие положения

. 29.08.2012г. Положение о логопедическом пункте 1.Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует работу логопедического пункта МАДОУ «Мальвина . работе за год; 5.12. Паспорт логопедического кабинета.

Положение о логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении общие положения

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ПРИ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1. Общие положения 1. Логопедический пункт является структурным подразделени­ем . и циклограмма использования рабочего времени; паспорт логопедического кабинета

Положение о логопедической службе

. __________ В.А. Ахматова Положение о логопедической службе I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о логопедической службе разработано на . (находятся у учеников). Картотека логопедического кабинета с перечислением оборудования, учебных и .

Положение о логопедическом кабинете в соответствии с ФГОС . Долностная интрукция учителя - логопеда ДОу.

ВложениеРазмер
Предлагаются нормативные документы для логопеда ДОУ 41.07 КБ

Предварительный просмотр:

о логопедическом кабинете

образовательного автономного учреждения

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Разработано в соответствии:

  • с Федеральным законом № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской
  • порядком организации и осуществления образовательной

деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014;

  • уставом МДОАУ;
  • письмом Министерства общего и профессионального образования РФ
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача

(далее Учреждение) в целях своевременного развития и оказания практической помощи воспитанникам образовательного учреждения, имеющим нарушения устной речи;

1.3. Логопедический кабинет осуществляет свою деятельность в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

2.1 Основными задачами логопедического кабинета являются:

  • своевременное выявление речевых нарушений у детей дошкольного

возраста (воспитанников образовательного учреждения);

  • коррекция нарушения звукопроизношения и развитие устной речи у

воспитанников образовательного учреждения;

  • оказание консультативной помощи родителям (законным

представителям), педагогам образовательного учреждения по вопросам предупреждения и устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

3.1. Комплектование логопедической группы осуществляет образовательное учреждение, на базе которого функционирует логопедический кабинет, из числа воспитанников МБДОУ.

3.1. Выявление воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушениями речи для зачисления в логопедический кабинет проводится на первую половину учебного года в сентябре. Дети второй младшей, средней возрастных групп обследуются в течение года.

3.2. Учитель-логопед составляет списки детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, на основании:

  • анализа предоставленных документов;
  • результатов первичного логопедического обследования воспитанников образовательного учреждения;
  • заключения логопеда детской поликлиники по результатам ежегодного

логопедического обследования или невропатолога поликлиники.

3.3. Основанием для зачисления ребенка в логопедический кабинет является:

  • согласие родителя (законного представителя) на обследование,

консультирование, проведение коррекционных мероприятий;

заявление родителя (законного представителя);

  • выписка из заключения психолого-медико-педагогической комиссии

либо заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения;

3.4. Включение новых детей-логопатов для коррекционной работы в логопедический кабинет Учреждения осуществляется в течение года при наличии свободных мест и по предоставлению учителем-логопедом списка детей с речевой патологией данного учреждения.

3.5. Очередность для зачисления детей в логопедический пункт формируется с учетом возраста ребенка и степени тяжести речевых нарушений.

3.6. Правом внеочередного зачисления в логопедический кабинет пользуются дети в возрасте 5—7 лет, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению образовательных программ Учреждения или вызывающие появление вторичных нарушений социального характера, а также в целях обеспечения равных стартовых возможностей получения общего развития.

3.7. В логопедический кабинет зачисляются воспитанники старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной речи родного языка:

  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
  • фонетическое недоразвитие речи;
  • нарушение произношения — фонетический дефект.

Воспитанники образовательного учреждения с тяжелыми нарушениями речи (с заиканием, общим недоразвитием (I, II, III уровнями развития речи) и задержкой психического развития) с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом МДО АУ и логопедом детской поликлиники на комплексное обследование специалистами городской ПМПК с целью уточнения речевого заключения и решения вопроса о зачислении ребенка в детский сад со специальной речевой (коррекционной) группой.

3.8. Выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года после устранения речевых нарушений у воспитанников.

  • по приказу руководителя образовательного учреждения: 1)

выбывающие из образовательного учреждения; 2) у которых устранены речевые нарушения.

  • по заявлению родителей (законных представителей).

4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

4.1. Логопедический кабинет открывается решением руководителя образовательного учреждения при наличии необходимых условий в образовательном учреждении и квалифицированных кадров.

4.2. Непосредственное руководство логопедическим кабинетом осуществляет руководитель образовательного учреждения, права и обязанности, которого определяются уставом образовательного учреждения, трудовым договором (контрактом) с работником, квалификационными требованиями и настоящим Положением.

4.3. Для осуществления логопедической работы в штат МДОАУ вводится должность учителя-логопеда.

Должность учителя-логопеда занимает специалист; высшим специальным педагогическим (отделение логопедии) или дефектологическим (с логопедией) образованием, владеющий методами логопедического, педагогического обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и подгруппового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.

4.4. Ответственность за организацию и результативность коррекционно-речевого процесса в логопедическом кабинете несет учитель-логопед.

4.5. Ответственность за обязательное посещение логопедических занятий несут родители (законные представители) детей-логопатов, учитель-логопед.

4.6. Для занятий в логопедической группе зачисляются дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. В целях уточнения диагноза воспитанники образовательного учреждения с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом или педиатром соответствующего лечебно-профилактического учреждения для обследования специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.).

4.7. Срок коррекционной работы с ребенком в логопедическом кабинете зависит от степени сложности дефекта, индивидуально-личностных особенностей ребенка и составляет

- от 2 до 6 месяцев — для детей с фонетическим дефектом (более 6 месяцев — для детей с фонетическим дефектом, обусловленным дизартрическими нарушениями);

- 9 месяцев — для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (далее — ФФН) и фонематическим недоразвитием при различных формах речевой патологии.

4.8. Равномерное распределение коррекционно-речевой нагрузки на детей речевыми дефектами рассчитывается с учетом специальных логопедических

занятий и показателей максимально допустимого объема образовательной нагрузки применительно к возрасту.

4.9. Оплата труда, продолжительность рабочего дня и ежегодного отпуска учителя-логопеда логопедического кабинета устанавливается в соответствии с нормативами, предусмотренными законодательством Российской Федерации для учителя-логопеда образовательного учреждения.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ

5.1. Коррекционно-речевая работа направлена на профилактику и устранение нарушений речевого развития у воспитанников образовательного учреждения, их подготовку к обучению в школе.

5.2. Участниками коррекционно-речевого процесса в логопедическом кабинете являются ребенок-логопат, родители (законные представители) ребенка, учитель-логопед.

5.3. Коррекционно-речевая работа организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающих возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста.

5.4. Организация коррекционного процесса регламентируется планом работы учителя-логопеда логопедического кабинета, режимом работы и графиком занятий, согласованным администрацией образовательного учреждения.

5.5. Содержание коррекционной работы определяется индивидуальными планами работы, составленными для каждого ребенка.

5.6. Результаты обследования и коррекционной работы в логопедическом кабинете заносятся в речевые карты.

5.7. Основные формы работы с детьми — индивидуальные и подгрупповые занятия (подвижные подгруппы из 2—5 детей). Подгруппы формируются на определенные периоды логопедической работы для оптимизации коррекционного процесса с учетом возраста и имеющихся у детей речевых нарушений.

5.8. Продолжительность, место в режиме дня коррекционных индивидуальных и подгрупповых занятий регламентируются в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для дошкольных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).

5.9. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, психофизическими особенностями детей:

- с детьми, имеющими фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие речи, — не менее 2-х раз в неделю;

- с детьми, имеющими фонетические дефекты, — не менее 2-х раз в неделю.

5.10. Занятия с детьми в логопедическом кабинете могут быть организованы как в первую, так и во вторую половину дня, согласно графику, утвержденному руководителем учреждения.

5.11. Посещаемость детей регистрируется в соответствующем журнале.

5.12. Работа учителя-логопеда ведется в тесном контакте с педагогами и специалистами ПМПК МДОАУ и врачами детской поликлиники, а также с родителями (законными представителями) воспитанников образовательного учреждения.

5.13. Учитель-логопед осуществляет пропаганду знаний о задачах и специфике коррекционной работы по преодолению речевых нарушений среди педагогов и родителей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

5.14. Учитель-логопед ведет необходимую документацию:

- годовой план организационно-методической и коррекционно-

- перспективный план работы с педагогами и родителями;

- списки с результатами первичного обследования;

- списки детей, нуждающихся в логопедической коррекции;

- списки детей, занимающихся в кабинете психолого-педагогической помощи в данном учебном году;

- речевые карты; планы индивидуальной работы;

- календарно-тематические планы подгрупповых занятий;

- циклограмма рабочего времени учителя-логопеда, заверенная заведующим МДОАУ;

- график работы учителя-логопеда;

- отчет о результатах работы за учебный год;

- паспорт логопедического кабинета (картотека с перечнем оборудования и пособий).

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

6.1. Для оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям.

6.2. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием

и дезинфицирующими растворами для обработки (инструментов) и рук.

6.3. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное состояние и ремонт возлагается на администрацию образовательного учреждения.

6.4. Логопедический кабинет финансируется дошкольным образовательным учреждением, в ведении которого находится.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

о логопедическом кабинете

Общие положения.

1.2 Для оказания логопедической помощи учащимся в общеобразовательном учреждении выделяется кабинет, отвечающий Санитарно – эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН, утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

2. Цель и задачи работы логопедического кабинета.

2.1 .Логопедический кабинет создаётся в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), влияющие на освоение ими общеобразовательных программ.

2.2 Основные задачи работы логопедического кабинета:

Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся.

Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ.

Формирование самоконтроля и мотивации в речевой деятельности.

Пропаганда специальных знаний среди педагогов.

3. Организация деятельности логопедического кабинета.

3.1 Организация коррекционного процесса обеспечивается:

своевременным обследованием детей,

рациональным составлением расписания занятий,

планированием фронтальной и индивидуальной работы,

оснащением кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями,

совместной работой учителя – логопеда с учителями и родителями учащихся.

3.5. Выпуск учащихся с логопедических занятий ведётся на протяжении всего периода коррекционного обучения по мере устранения речевых нарушений.

3.6. Формой организации логопедической работы являются фронтальные и индивидуальные логопедические занятия, которые проводятся не менее 2-3 раз в неделю. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера речевого нарушения (Приложение 3). Продолжительность фронтальных занятий в первых классах – 35 минут, во 2-4 классах – 40 минут. Продолжительность индивидуальных занятий – 15 – 20 минут. Общее количество занятий с каждой группой определяется структурой и выраженностью речевого нарушения.

3.8. Темы фронтальных и индивидуальных занятий, а также посещаемость детей фиксируются в специальном журнале, который является финансовым документом.

3.9. Динамика речевого развития ребёнка отмечается в речевой карте, доводится до сведения педагогов и родителей (законных представителей) учащихся.

3.10. Учителем – логопедом составляется расписание групповых занятий с указанием времени и дня недели для каждой группы. Расписание согласуется с администрацией и утверждается директором учреждения.

4. Права и обязанности учителя – логопеда.

4.1. Учитель-логопед работает согласно должностной инструкции.

4.2. Учитель – логопед оказывает консультативную помощь учителям начальных классов, специалистам учреждения и родителям (законным представителям) учащихся в определении причин неуспеваемости и даёт рекомендации по их преодолению.

4.3. Учитель – логопед:

проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости, обусловленной первичным речевым нарушением.

Участвует в работе городских методических объединений учителей – логопедов; выступает на педагогических советах, методических объединениях учителей начальных классов.

Предоставляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчёт о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной письменной речи и результатах обучения (Приложение 4).

Участвует в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

4.4. Недельная нагрузка учителя – логопеда общеобразовательного учреждения составляет 20 часов в неделю, из которых на занятия с учащимися отводится 18 часов, на консультативную работу и оформление документации – 2 часа.

5. Руководство и контроль

5.1. Непосредственное руководство и контроль работы учителя – логопеда осуществляется заместителем директора по УВР.

1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и работы логопедического пункта в школе.

2. Цели и задачи.

Логопедический пункт создается в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера).

Основными задачами логопедического пункта являются:

- коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся;

- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей
(законных представителей), обучающихся.

3. Порядок комплектования и организация деятельности.

3.1. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении при наличии пяти - ­десяти классов 1 ступени начального общего образования.

3.2. В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим недоразвитием речи (1 кл.), фонетико-фонематическим недоразвитием речи (1-2 кл.), нарушением чтения и письма (2-3 кл.).

3.3. Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи учащихся, которое производится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

3.4. Обследованные учащиеся регистрируются по форме. Зачисление в логопедический пункт из числа обследованных производится в течение всего учебного года.

3.5. На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме. Приложения № 1 к инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000г.

3.6. Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

3.7. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Группы создаются в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи.

3.8. Продолжительность группового занятия 40 минут, индивидуального - 20 минут.

3.9. Темы групповых и индивидуальных занятий и учет посещаемости отражается в журнале логопедических занятий.

3.10. В случае необходимости учитель-логопед может рекомендовать (по согласию с родителями или их законными представителями) консультации со специалистами.

3.11. Ответственность за посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несет учитель-логопед, классный руководитель, родители.

3.12. Учитель-логопед предоставляет ежегодный отчет о работе логопедического пункта руководителю общеобразовательного учреждения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте (далее - Положение) разработано в соответствии с:

- Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.);

1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности логопедического пункта в школе.

1.3. Логопедический пункт является необходимым компонентом системы коррекции имеющихся нарушений развития.

1.4. Логопедический пункт в школе создан для учащихся начальной и основной школы.

2. Цели и задачи логопедического пункта

2.1. Основная цель логопедического пункта – оказание логопедической помощи учащимся школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.

2.2. Основные задачи логопедического пункта:

1) диагностика состояния устной и письменной речи учащихся;

2) коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся:

- формирование полноценного речевого общения у детей,

- устранение или ослабление недостатков произносительной стороны речи,

- уточнение и расширение словарного запаса,

- совершенствование грамматического строя речи и устранение аграмматизмов,

- развитие связной речи,

-своевременное предупреждение и преодоление нарушений письменной речи, обусловленных недостатками устной речи,

3) распространение логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) учащихся;

4) активизация познавательной деятельности учащихся;

5) своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении

учащимися адаптированных образовательных программ.

3. Направления деятельности логопедического пункта

3.1. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:

  1. Аналитико-диагностическая работа.
  2. Коррекционно-развивающая работа.
  3. Профилактическая и просветительская работа.
  4. Организационно-методическая работа.

3.2. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

3.3. Профилактическая и просветительская – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом.

3.4. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, фонематическом, лексическом и синтаксическом уровнях.

3.5. Организационно-методическая работа направлена на:

- повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;

- обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся;

- повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;

-совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.

Организационно-методическая работа осуществляется в форме самообразования, проведения мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно-развивающей работы по всем направлениям.

4. Организация логопедической работы

4.1. На логопедические занятия зачисляются учащиеся, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи (нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи, несформированность языковых средств на разных уровнях).

4.2. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют серьезные речевые нарушения. У детей с церебральным параличом выделяют различные формы речевых нарушений. Они редко встречаются в изолированном виде. Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП — дизартрия. В школе для детей с НОДА речевые нарушения носят сочетанный характер (нарушения речи и интеллекта, дизартрия и алалия, а также нарушения устной и письменной речи). Поэтому все логопедические занятия строятся с учетом не только речевых нарушений, но и интеллектуальных возможностей учеников. Логопедические занятия проводятся для всех учеников начальной школы и учеников основной школы, нуждающихся в логопедической помощи (в том числе учащихся по индивидуальной форме).

4.3. Учащиеся зачисляются на логопункт после проведения первичного обследования устной речи в первом и подготовительном классе. На каждого ученика заводится речевая карта, в которой каждый год отмечаются результаты работы.

4.4. В связи с тяжестью речевых дефектов, всех учащихся школы (дизартрия, сочетание нарушения речи и интеллектуального недоразвития) срок обучения на логопедическом пункте составляет 4 - 5 лет. Срок обучения может быть увеличен по индивидуальным показаниям.

4.5. Предельная наполняемость логопункта на одну ставку учителя-логопеда – 6-12 человек.

4.6. Занятия с учащимися проводятся в подгруппах (2 — 3 человека), формируемых по схожести речевого дефекта, и в индивидуальной форме. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи: нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). Продолжительность индивидуального занятия 15 — 25 минут.

4.7. Оплата труда учителя-логопеда, работающего на логопункте, производится из расчета 20 часов в неделю, из них 2 часа отводится на организационную и методическую работу.

4.8. Логопедические занятия, входящие в блок коррекционных технологий, проводятся во второй половине дня, при этом между проведением коррекционных технологий и последним уроком предусматривается перерыв продолжительностью не менее 30 минут. Однако допускается проведение индивидуальных занятий сразу после урока физкультуры, на котором дети активно двигались и не сидели за партами.

4.9. В базисном учебном плане школы предусмотрены часы логопедической коррекции, которые логопед проводит в классе, сформированном не по речевым показаниям, а по возрасту и интеллектуальным возможностям. В связи с этим, логопед составляет планирование групповых занятий с учетом всех речевых особенностей учеников данного класса и реализует дифференцированный подход к подбору материала занятия.

Часы логопедической коррекции предполагают: 40 минут — занятие, 20 минут — перерыв. В связи с особенностью работы школы во второй половине дня, когда перерывы между занятиями составляют 5 - 10 минут, логопед объединяет оставшиеся минуты перерывов между занятиями за неделю и вводит в расписание дополнительное время на проверку и анализ работ детей, оформление документации, работу с методической литературой (Методический час).

4.10. Темы занятий по логопедической коррекции отражаются в классном журнале, индивидуальные занятия фиксируются в Журнале учета посещаемости логопедических занятий, который находится на логопункте.

4.11. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, даёт рекомендации учащимся и их родителям по коррекции речевого дефекта; проводит консультации с учителями по режиму контроля устранения речевого дефекта; оформляет необходимую документацию.

4.12. После окончания логопедического занятия учитель-логопед обязан сопровождать детей до учебного кабинета, места прогулки и т.д.

4.13. В случае отсутствия учащегося в школе, учитель-логопед данное время может использовать для проведения занятия с другим учеником, соблюдая санитарно-гигиенические требования к еженедельной загруженности обучающихся разного возраста, или в следующих методических целях:

  • посещение логопедических занятий учителей-логопедов образовательного учреждения с целью выявления учащихся нуждающихся в продолжении обучения на логопункте; изучения методов и приемов работы;
  • посещение уроков с целью выработки единой направленности в работе с учащимися, имеющими недостатки речи;
  • разработку рекомендаций для учителей, родителей, учащихся;
  • оформление промежуточной или итоговой документации;
  • подготовку дидактических и электронных материалов, наглядных пособий;
  • посещение школьной библиотеки, методического кабинета для профессионального самообразования;
  • консультирование по профессиональным вопросам у заместителя директора по учебно-воспитательной работе, методиста, руководителя районного методического объединения.

4.14. Оценивание работ учеников

Оценка выполненных работ по логопедической коррекции не ставится, однако в тетради письменные работы учеников проверяются, фиксируется тип ошибки (дисграфическая, орфографическая, пунктуационная). Работа оценивается по следующей бальной школе:

Для каждой отметки логопед может придумать символичное обозначение, с которым знакомит детей.

5. Документация учителя-логопеда.

Учитель-логопед ведет следующую документацию:

  • Журнал обследования со списком учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.
  • Речевая карта на каждого ученика с речевыми нарушениями, зачисленного на логопедические занятия.
  • Планы индивидуальных логопедических занятий.
  • Расписание логопедических занятий, заверенное директором школы.
  • Журнал учёта посещаемости занятий учащимися.
  • Перспективный план работы на каждую группу учащихся.
  • План работы логопедического кабинета на учебный год.
  • Рабочие тетради учащихся.
  • Картотека (паспорт) логопедического кабинета с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в нём.
  • Отчетная документация установленного на заседании методического объединения или заместителем директора по УВР образца.

6. Права и обязанности учителя-логопеда

- несёт ответственность за своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, комплектование групп, качество коррекционной работы с детьми;

- составляет расписание групповых и индивидуальных занятий, которое утверждается директором образовательного учреждения, ведёт учёт посещаемости занятий детьми;

- проводит регулярные групповые и индивидуальные занятия по исправлению нарушений устной и письменной речи;

- оказывает консультационную помощь родителям (по запросу) в определении причин нарушений речи и даёт рекомендации по их преодолению;

- осуществляет взаимосвязь с учителями по вопросам освоения учащимися адаптированных общеобразовательных программ (особенно по родному языку);

- принимает участие в работе педагогических советов, методических объединений;

- предоставляет руководителю образовательного учреждения ежегодный отчёт, отражающий данные о количестве учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменно речи, результатах коррекционной работы.

Читайте также: