Положение о кабинете логопеда в школе
Обновлено: 05.07.2024
Логопедический кабинет создается при дошкольном образовательном учреждении.
1.2. Кабинет взаимодействует с учреждениями и организациями, осуществляющими информационно-методическое обеспечение дошкольного образования.
1.3. Логопедический кабинет ГБОУ – это:
- центр сбора педагогической информации (нормативные документы, педагогическая и коррекционная литература, передовой педагогически опыт и т.д.);
- центр повышения квалификации педагогов (работы, самообразования и совершенствования педагогического мастерства),
- центр анализа и обобщения опыта логопедической работы, накопленного в образовательном учреждении;
- научно-логопедический центр (логопедическое сопровождение педагогов, осуществляющих инновационную и экспериментальную деятельность).
1.4. Логопедический кабинет обеспечивает специализированную консультативно-диагностическую, коррекционно–восстановительную и психологическую помощь детям с различными нарушениями речи.
1.5. В кабинете оказывается логопедическая помощь детям с различными нарушениями речи.
1.6. Логопедический кабинет:
• Логопедический кабинет создается для оказания практической помощи детям дошкольного (4-7 лет) возраста с нарушениями речи.
• Кабинет создается с целью обеспечения благоприятных условий для совершенствования педагогического процесса, стимулирования деятельности учителя-логопеда, повышения эффективности и качества коррекционного обучения, методического и профессионального уровня учителя-логопеда, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам коррекционно-развивающего обучения.
• Логопедический кабинет является важнейшей составляющей коррекционно-развивающей среды, задачами которого являются:
* осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
* предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи;
развитие высших психических функций воспитанников.
* оказывает логопедическую помощь педагогическим работникам ГБОУ в освоении учебных программ, методических материалов, методов обучения, развития и воспитания детей; в организации и управлении образовательным процессом, его психологическом сопровождении;
* обеспечивает сбор, анализ и систематизацию опыта работы, создает банк данных об эффективных формах работы и их результатах;
* создает временные творческие группы по разработке содержания логопедической работы образовательного учреждения по определенному направлению деятельности;
* предоставляет педагогическим кадрам право повышения профессиональной компетентности через различные формы организации методической работы: семинары, консультации, открытые уроки и т.п.;
* создает условия педагогическим кадрам образовательного учреждения для ознакомления, как с опытом работы всего педагогического персонала, так и с опытом отдельных педагогов ГБОУ.
1.7. Руководство логопедическим кабинетом осуществляет непосредственно руководство администрации детского сада.
2. Цели и задачи логопедического кабинета.
2.1. Целью деятельности логопедического кабинета является своевременное выявление и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста
2.2. Задачи логопедического кабинета.
Основными задачами логопедического кабинета являются:
• консультативно-диагностическая работа и отбор детей для осуществления коррекционной работы в кабинете;
• проведение индивидуальных и групповых логопедических и психологических занятий;
• консультативная работа с родителями, привлечение родителей к участию в выполнении в доступных формах логопедических заданий, созданию условий для речевого режима и благоприятного психологического климата в семье;
• Пропаганда логопедических знаний.
Обеспечение специализированной, консультативно-диагностической, коррекционно-воспитательной, психологической, социальной помощи детям дошкольного возраста с особенностями психофизического развития
Задача логопедического воздействия: предупреждение и исправление речевых дефектов через: создание соответствующих условий – системы мероприятий постепенного воздействия на ребенка, страдающего тем или иным нарушением речи.
2.3. Чем занимаются в логопедическом кабинете:
• Развитие фонематического восприятия;
• Обогащение словарного запаса;
• Формирование умения строить грамматически правильно
• Развитие связной речи;
• Активизация и развитие психических процессов ( внимания, памяти, мышления);
• Формирование правильного дыхания, регулирования силы голоса (для детей со стёртой формой дизартрии);
• Совершенствование мелкой моторики;
• Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
2.4. Организация деятельности логопедического кабинета.
Организация коррекционного процесса обеспечивается:
- своевременным обследованием детей;
- рациональным составлением расписаний занятий;
- планированием подгрупповой и индивидуальной работы;
- оснащением кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
- совместной работой учителя-логопеда с воспитателями, педагогом - психологом, мед. персоналом, музыкальным руководителем.
2.5. Основной формой организации коррекционно-образовательной работы являются занятия, которые проводятся в часы, предусмотренные графиком работы учителя – логопеда.
2.6. Продолжительность логопедических занятий в каждой возрастной группе определяется реализуемой программой специального образования.
2.7. Рабочее время составляет 20 (двадцать) часов в неделю.
2.8. Количество детей, посещающих индивидуальные и групповые занятия, составляет 10-12 человек на ставку.
3. Содержание и основные формы работы.
3.1. Логопедический кабинет организует постоянную логопедическую работу с детьми ГБОУ.
Логопедический кабинет в соответствии с поставленными задачами осуществляет деятельность по приоритетным направлениям:
• Совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;
• Структурирование и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне них;
• Систематизация учебно-методического материала.
* Выявление, изучение и обобщение на технологическом уровне педагогического опыта.
* Организация обучения, проведение лекций, семинаров, курсов для работников ГБОУ по вопросам использования в учебном процессе современных аудиовизуальных средств обучения и применения информационных технологий.
* Осуществление методической поддержки педагогических работников, ведущих речевую работу.
* Осуществление планово-прогностической деятельности для организации функционирования ГБОУ в режиме развития (разработка концепции, комплексно-целевой программы ГБОУ).
* Адаптирование программ (вариативных, альтернативных), новых педагогических технологий и методик обучения в связи с обновлением содержания дошкольного образования.
* Составление методических рекомендаций по использованию наиболее эффективных методов и форм обучения, направленных на развитие общения, развитие фонематического восприятия, обогащение словарного запаса, формирование умения строить грамматически, правильно оформленные предложения, развитие связной речи, активизации и развития психических процессов (внимания, памяти, мышления).
- Формирование банка педагогической, нормативно-правовой и методической информации.
- Обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных потребностей педагогических работников.
- Содействие повышению квалификации педагогических работников.
- Формирование фонда обучающих киновидеофильмов и других аудиовизуальных средств обучения в образовательных областях для проведения образовательной деятельности.
- Обеспечение фондов учебно-методической литературы.
* Участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, педагогических чтений и семинаров.
* Подготовка и проведение конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников.
* Сбор, обработка и анализ информации о результатах коррекционной работы.
* Мониторинг состояния и формирование банка данных коррекционной работы.
* Организация постоянно действующих семинаров по инновациям.
* Изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования.
* Прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования.
- Изучение, подбор и разработка материалов по речевой диагностике деятельности детей.
- Изучение индивидуальных особенностей ребенка в процессе его развития.
- Проведение диагностики на выявление степени готовности ребенка к обучению в школе.
- Комплексное оценивание педагогической деятельности и изучение потенциальных возможностей работников ГБОУ, выявление обобщение и распространение передового педагогического опыта.
- Осуществление контроля и анализа состояния воспитательно-образовательного процесса, его качества. Оценка результативности педагогического процесса в ГБОУ.
3.2. Логопедический кабинет ГБОУ должен иметь следующие материалы:
- основополагающие и регламентирующие документы государственной политики в области образования;
- список образовательных сайтов для работы в Интернет;
- логопедическую литературу, газетные публикации и журнальные статьи по актуальным вопросам деятельности ГБОУ;
- материалы справочного и рекомендательного характера по оформлению передового педагогического опыта, творческих проектов, грантов, конкурсных работ;
- материалы публикаций педагогов;
- материалы профессиональных конкурсов;
- материалы открытых занятий, мероприятий;
- разработки семинаров, конференций и иных форм работы с педагогическим персоналом;
- разработанные педагогами программы кружков, разработки занятий к ним;
- материалы методических бюллетеней;
- видеозаписи занятий и развлечений;
- аналитический банк данных по педагогическому персоналу;
- материалы научно-исследовательской деятельности педагогов (в электронном и печатном вариантах);
- стенды, отражающие организацию методической работы в образовательном учреждении.
3.3. Логопедический кабинет работает по плану, согласованному и утвержденному Советом педагогов.
4. Права и обязанности.
4.1. Логопедический кабинет имеет право на:
* разработку и тиражирование логопедических рекомендаций, контрольно-диагностических и дидактических материалов;
* подготовку логопедических материалов для публикации в журналах;
* помощь в сопровождении исследовательской работы педагогов.
4.2. Логопедический кабинет обязан:
* обеспечить качество оказываемых логопедических услуг;
* осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденным планом работы;
* согласовывать с Советом педагогов план работы и изменения в нем;
* обеспечивать систематическое повышение уровня профессиональной компетентности своих педагогических кадров;
* регулярно анализировать свою деятельность.
5. Материальная база.
5.1. Логопедический кабинет финансируется, в соответствии с утвержденной сметой расходов ГБОУ.
5.2. Логопедический кабинет имеет помещение, компьютерную технику, необходимые для нормальной деятельности работников, для размещения методической и справочной литературы, проведения ежедневных консультаций для воспитателей.
Похожие документы:
Положение о логопедической группе Общие положения
ПОЛОЖЕНИЕ о логопедической группе 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность групп . 9.1 .Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольной образовательной организации Для логопедического кабинета выделяется .
Положение о логопедическом пункте Общие положения
. 29.08.2012г. Положение о логопедическом пункте 1.Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует работу логопедического пункта МАДОУ «Мальвина . работе за год; 5.12. Паспорт логопедического кабинета.
Положение о логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении общие положения
ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ПРИ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1. Общие положения 1. Логопедический пункт является структурным подразделением . и циклограмма использования рабочего времени; паспорт логопедического кабинета
Положение о логопедической службе
. __________ В.А. Ахматова Положение о логопедической службе I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о логопедической службе разработано на . (находятся у учеников). Картотека логопедического кабинета с перечислением оборудования, учебных и .
Положение о логопедическом кабинете в соответствии с ФГОС . Долностная интрукция учителя - логопеда ДОу.
Вложение | Размер |
---|---|
Предлагаются нормативные документы для логопеда ДОУ | 41.07 КБ |
Предварительный просмотр:
о логопедическом кабинете
образовательного автономного учреждения
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Разработано в соответствии:
- с Федеральным законом № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской
- порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014;
- уставом МДОАУ;
- письмом Министерства общего и профессионального образования РФ
- Постановлением Главного государственного санитарного врача
(далее Учреждение) в целях своевременного развития и оказания практической помощи воспитанникам образовательного учреждения, имеющим нарушения устной речи;
1.3. Логопедический кабинет осуществляет свою деятельность в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
2.1 Основными задачами логопедического кабинета являются:
- своевременное выявление речевых нарушений у детей дошкольного
возраста (воспитанников образовательного учреждения);
- коррекция нарушения звукопроизношения и развитие устной речи у
воспитанников образовательного учреждения;
- оказание консультативной помощи родителям (законным
представителям), педагогам образовательного учреждения по вопросам предупреждения и устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
3.1. Комплектование логопедической группы осуществляет образовательное учреждение, на базе которого функционирует логопедический кабинет, из числа воспитанников МБДОУ.
3.1. Выявление воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушениями речи для зачисления в логопедический кабинет проводится на первую половину учебного года в сентябре. Дети второй младшей, средней возрастных групп обследуются в течение года.
3.2. Учитель-логопед составляет списки детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, на основании:
- анализа предоставленных документов;
- результатов первичного логопедического обследования воспитанников образовательного учреждения;
- заключения логопеда детской поликлиники по результатам ежегодного
логопедического обследования или невропатолога поликлиники.
3.3. Основанием для зачисления ребенка в логопедический кабинет является:
- согласие родителя (законного представителя) на обследование,
консультирование, проведение коррекционных мероприятий;
заявление родителя (законного представителя);
- выписка из заключения психолого-медико-педагогической комиссии
либо заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения;
3.4. Включение новых детей-логопатов для коррекционной работы в логопедический кабинет Учреждения осуществляется в течение года при наличии свободных мест и по предоставлению учителем-логопедом списка детей с речевой патологией данного учреждения.
3.5. Очередность для зачисления детей в логопедический пункт формируется с учетом возраста ребенка и степени тяжести речевых нарушений.
3.6. Правом внеочередного зачисления в логопедический кабинет пользуются дети в возрасте 5—7 лет, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению образовательных программ Учреждения или вызывающие появление вторичных нарушений социального характера, а также в целях обеспечения равных стартовых возможностей получения общего развития.
3.7. В логопедический кабинет зачисляются воспитанники старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной речи родного языка:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- фонетическое недоразвитие речи;
- нарушение произношения — фонетический дефект.
Воспитанники образовательного учреждения с тяжелыми нарушениями речи (с заиканием, общим недоразвитием (I, II, III уровнями развития речи) и задержкой психического развития) с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом МДО АУ и логопедом детской поликлиники на комплексное обследование специалистами городской ПМПК с целью уточнения речевого заключения и решения вопроса о зачислении ребенка в детский сад со специальной речевой (коррекционной) группой.
3.8. Выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года после устранения речевых нарушений у воспитанников.
- по приказу руководителя образовательного учреждения: 1)
выбывающие из образовательного учреждения; 2) у которых устранены речевые нарушения.
- по заявлению родителей (законных представителей).
4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
4.1. Логопедический кабинет открывается решением руководителя образовательного учреждения при наличии необходимых условий в образовательном учреждении и квалифицированных кадров.
4.2. Непосредственное руководство логопедическим кабинетом осуществляет руководитель образовательного учреждения, права и обязанности, которого определяются уставом образовательного учреждения, трудовым договором (контрактом) с работником, квалификационными требованиями и настоящим Положением.
4.3. Для осуществления логопедической работы в штат МДОАУ вводится должность учителя-логопеда.
Должность учителя-логопеда занимает специалист; высшим специальным педагогическим (отделение логопедии) или дефектологическим (с логопедией) образованием, владеющий методами логопедического, педагогического обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и подгруппового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.
4.4. Ответственность за организацию и результативность коррекционно-речевого процесса в логопедическом кабинете несет учитель-логопед.
4.5. Ответственность за обязательное посещение логопедических занятий несут родители (законные представители) детей-логопатов, учитель-логопед.
4.6. Для занятий в логопедической группе зачисляются дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. В целях уточнения диагноза воспитанники образовательного учреждения с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом или педиатром соответствующего лечебно-профилактического учреждения для обследования специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.).
4.7. Срок коррекционной работы с ребенком в логопедическом кабинете зависит от степени сложности дефекта, индивидуально-личностных особенностей ребенка и составляет
- от 2 до 6 месяцев — для детей с фонетическим дефектом (более 6 месяцев — для детей с фонетическим дефектом, обусловленным дизартрическими нарушениями);
- 9 месяцев — для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (далее — ФФН) и фонематическим недоразвитием при различных формах речевой патологии.
4.8. Равномерное распределение коррекционно-речевой нагрузки на детей речевыми дефектами рассчитывается с учетом специальных логопедических
занятий и показателей максимально допустимого объема образовательной нагрузки применительно к возрасту.
4.9. Оплата труда, продолжительность рабочего дня и ежегодного отпуска учителя-логопеда логопедического кабинета устанавливается в соответствии с нормативами, предусмотренными законодательством Российской Федерации для учителя-логопеда образовательного учреждения.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ
5.1. Коррекционно-речевая работа направлена на профилактику и устранение нарушений речевого развития у воспитанников образовательного учреждения, их подготовку к обучению в школе.
5.2. Участниками коррекционно-речевого процесса в логопедическом кабинете являются ребенок-логопат, родители (законные представители) ребенка, учитель-логопед.
5.3. Коррекционно-речевая работа организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающих возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста.
5.4. Организация коррекционного процесса регламентируется планом работы учителя-логопеда логопедического кабинета, режимом работы и графиком занятий, согласованным администрацией образовательного учреждения.
5.5. Содержание коррекционной работы определяется индивидуальными планами работы, составленными для каждого ребенка.
5.6. Результаты обследования и коррекционной работы в логопедическом кабинете заносятся в речевые карты.
5.7. Основные формы работы с детьми — индивидуальные и подгрупповые занятия (подвижные подгруппы из 2—5 детей). Подгруппы формируются на определенные периоды логопедической работы для оптимизации коррекционного процесса с учетом возраста и имеющихся у детей речевых нарушений.
5.8. Продолжительность, место в режиме дня коррекционных индивидуальных и подгрупповых занятий регламентируются в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для дошкольных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).
5.9. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, психофизическими особенностями детей:
- с детьми, имеющими фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие речи, — не менее 2-х раз в неделю;
- с детьми, имеющими фонетические дефекты, — не менее 2-х раз в неделю.
5.10. Занятия с детьми в логопедическом кабинете могут быть организованы как в первую, так и во вторую половину дня, согласно графику, утвержденному руководителем учреждения.
5.11. Посещаемость детей регистрируется в соответствующем журнале.
5.12. Работа учителя-логопеда ведется в тесном контакте с педагогами и специалистами ПМПК МДОАУ и врачами детской поликлиники, а также с родителями (законными представителями) воспитанников образовательного учреждения.
5.13. Учитель-логопед осуществляет пропаганду знаний о задачах и специфике коррекционной работы по преодолению речевых нарушений среди педагогов и родителей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
5.14. Учитель-логопед ведет необходимую документацию:
- годовой план организационно-методической и коррекционно-
- перспективный план работы с педагогами и родителями;
- списки с результатами первичного обследования;
- списки детей, нуждающихся в логопедической коррекции;
- списки детей, занимающихся в кабинете психолого-педагогической помощи в данном учебном году;
- речевые карты; планы индивидуальной работы;
- календарно-тематические планы подгрупповых занятий;
- циклограмма рабочего времени учителя-логопеда, заверенная заведующим МДОАУ;
- график работы учителя-логопеда;
- отчет о результатах работы за учебный год;
- паспорт логопедического кабинета (картотека с перечнем оборудования и пособий).
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
6.1. Для оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям.
6.2. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием
и дезинфицирующими растворами для обработки (инструментов) и рук.
6.3. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное состояние и ремонт возлагается на администрацию образовательного учреждения.
6.4. Логопедический кабинет финансируется дошкольным образовательным учреждением, в ведении которого находится.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
о логопедическом кабинете
Общие положения.
1.2 Для оказания логопедической помощи учащимся в общеобразовательном учреждении выделяется кабинет, отвечающий Санитарно – эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН, утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
2. Цель и задачи работы логопедического кабинета.
2.1 .Логопедический кабинет создаётся в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), влияющие на освоение ими общеобразовательных программ.
2.2 Основные задачи работы логопедического кабинета:
Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся.
Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ.
Формирование самоконтроля и мотивации в речевой деятельности.
Пропаганда специальных знаний среди педагогов.
3. Организация деятельности логопедического кабинета.
3.1 Организация коррекционного процесса обеспечивается:
своевременным обследованием детей,
рациональным составлением расписания занятий,
планированием фронтальной и индивидуальной работы,
оснащением кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями,
совместной работой учителя – логопеда с учителями и родителями учащихся.
3.5. Выпуск учащихся с логопедических занятий ведётся на протяжении всего периода коррекционного обучения по мере устранения речевых нарушений.
3.6. Формой организации логопедической работы являются фронтальные и индивидуальные логопедические занятия, которые проводятся не менее 2-3 раз в неделю. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера речевого нарушения (Приложение 3). Продолжительность фронтальных занятий в первых классах – 35 минут, во 2-4 классах – 40 минут. Продолжительность индивидуальных занятий – 15 – 20 минут. Общее количество занятий с каждой группой определяется структурой и выраженностью речевого нарушения.
3.8. Темы фронтальных и индивидуальных занятий, а также посещаемость детей фиксируются в специальном журнале, который является финансовым документом.
3.9. Динамика речевого развития ребёнка отмечается в речевой карте, доводится до сведения педагогов и родителей (законных представителей) учащихся.
3.10. Учителем – логопедом составляется расписание групповых занятий с указанием времени и дня недели для каждой группы. Расписание согласуется с администрацией и утверждается директором учреждения.
4. Права и обязанности учителя – логопеда.
4.1. Учитель-логопед работает согласно должностной инструкции.
4.2. Учитель – логопед оказывает консультативную помощь учителям начальных классов, специалистам учреждения и родителям (законным представителям) учащихся в определении причин неуспеваемости и даёт рекомендации по их преодолению.
4.3. Учитель – логопед:
проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости, обусловленной первичным речевым нарушением.
Участвует в работе городских методических объединений учителей – логопедов; выступает на педагогических советах, методических объединениях учителей начальных классов.
Предоставляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчёт о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной письменной речи и результатах обучения (Приложение 4).
Участвует в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
4.4. Недельная нагрузка учителя – логопеда общеобразовательного учреждения составляет 20 часов в неделю, из которых на занятия с учащимися отводится 18 часов, на консультативную работу и оформление документации – 2 часа.
5. Руководство и контроль
5.1. Непосредственное руководство и контроль работы учителя – логопеда осуществляется заместителем директора по УВР.
1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и работы логопедического пункта в школе.
2. Цели и задачи.
Логопедический пункт создается в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера).
Основными задачами логопедического пункта являются:
- коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей
(законных представителей), обучающихся.
3. Порядок комплектования и организация деятельности.
3.1. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении при наличии пяти - десяти классов 1 ступени начального общего образования.
3.2. В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим недоразвитием речи (1 кл.), фонетико-фонематическим недоразвитием речи (1-2 кл.), нарушением чтения и письма (2-3 кл.).
3.3. Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи учащихся, которое производится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
3.4. Обследованные учащиеся регистрируются по форме. Зачисление в логопедический пункт из числа обследованных производится в течение всего учебного года.
3.5. На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме. Приложения № 1 к инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000г.
3.6. Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
3.7. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Группы создаются в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи.
3.8. Продолжительность группового занятия 40 минут, индивидуального - 20 минут.
3.9. Темы групповых и индивидуальных занятий и учет посещаемости отражается в журнале логопедических занятий.
3.10. В случае необходимости учитель-логопед может рекомендовать (по согласию с родителями или их законными представителями) консультации со специалистами.
3.11. Ответственность за посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несет учитель-логопед, классный руководитель, родители.
3.12. Учитель-логопед предоставляет ежегодный отчет о работе логопедического пункта руководителю общеобразовательного учреждения.
1.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте (далее - Положение) разработано в соответствии с:
- Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.);
1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности логопедического пункта в школе.
1.3. Логопедический пункт является необходимым компонентом системы коррекции имеющихся нарушений развития.
1.4. Логопедический пункт в школе создан для учащихся начальной и основной школы.
2. Цели и задачи логопедического пункта
2.1. Основная цель логопедического пункта – оказание логопедической помощи учащимся школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.
2.2. Основные задачи логопедического пункта:
1) диагностика состояния устной и письменной речи учащихся;
2) коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся:
- формирование полноценного речевого общения у детей,
- устранение или ослабление недостатков произносительной стороны речи,
- уточнение и расширение словарного запаса,
- совершенствование грамматического строя речи и устранение аграмматизмов,
- развитие связной речи,
-своевременное предупреждение и преодоление нарушений письменной речи, обусловленных недостатками устной речи,
3) распространение логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) учащихся;
4) активизация познавательной деятельности учащихся;
5) своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении
учащимися адаптированных образовательных программ.
3. Направления деятельности логопедического пункта
3.1. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
- Аналитико-диагностическая работа.
- Коррекционно-развивающая работа.
- Профилактическая и просветительская работа.
- Организационно-методическая работа.
3.2. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
3.3. Профилактическая и просветительская – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом.
3.4. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, фонематическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
3.5. Организационно-методическая работа направлена на:
- повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
- обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся;
- повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;
-совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.
Организационно-методическая работа осуществляется в форме самообразования, проведения мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно-развивающей работы по всем направлениям.
4. Организация логопедической работы
4.1. На логопедические занятия зачисляются учащиеся, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи (нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи, несформированность языковых средств на разных уровнях).
4.2. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют серьезные речевые нарушения. У детей с церебральным параличом выделяют различные формы речевых нарушений. Они редко встречаются в изолированном виде. Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП — дизартрия. В школе для детей с НОДА речевые нарушения носят сочетанный характер (нарушения речи и интеллекта, дизартрия и алалия, а также нарушения устной и письменной речи). Поэтому все логопедические занятия строятся с учетом не только речевых нарушений, но и интеллектуальных возможностей учеников. Логопедические занятия проводятся для всех учеников начальной школы и учеников основной школы, нуждающихся в логопедической помощи (в том числе учащихся по индивидуальной форме).
4.3. Учащиеся зачисляются на логопункт после проведения первичного обследования устной речи в первом и подготовительном классе. На каждого ученика заводится речевая карта, в которой каждый год отмечаются результаты работы.
4.4. В связи с тяжестью речевых дефектов, всех учащихся школы (дизартрия, сочетание нарушения речи и интеллектуального недоразвития) срок обучения на логопедическом пункте составляет 4 - 5 лет. Срок обучения может быть увеличен по индивидуальным показаниям.
4.5. Предельная наполняемость логопункта на одну ставку учителя-логопеда – 6-12 человек.
4.6. Занятия с учащимися проводятся в подгруппах (2 — 3 человека), формируемых по схожести речевого дефекта, и в индивидуальной форме. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи: нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). Продолжительность индивидуального занятия 15 — 25 минут.
4.7. Оплата труда учителя-логопеда, работающего на логопункте, производится из расчета 20 часов в неделю, из них 2 часа отводится на организационную и методическую работу.
4.8. Логопедические занятия, входящие в блок коррекционных технологий, проводятся во второй половине дня, при этом между проведением коррекционных технологий и последним уроком предусматривается перерыв продолжительностью не менее 30 минут. Однако допускается проведение индивидуальных занятий сразу после урока физкультуры, на котором дети активно двигались и не сидели за партами.
4.9. В базисном учебном плане школы предусмотрены часы логопедической коррекции, которые логопед проводит в классе, сформированном не по речевым показаниям, а по возрасту и интеллектуальным возможностям. В связи с этим, логопед составляет планирование групповых занятий с учетом всех речевых особенностей учеников данного класса и реализует дифференцированный подход к подбору материала занятия.
Часы логопедической коррекции предполагают: 40 минут — занятие, 20 минут — перерыв. В связи с особенностью работы школы во второй половине дня, когда перерывы между занятиями составляют 5 - 10 минут, логопед объединяет оставшиеся минуты перерывов между занятиями за неделю и вводит в расписание дополнительное время на проверку и анализ работ детей, оформление документации, работу с методической литературой (Методический час).
4.10. Темы занятий по логопедической коррекции отражаются в классном журнале, индивидуальные занятия фиксируются в Журнале учета посещаемости логопедических занятий, который находится на логопункте.
4.11. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, даёт рекомендации учащимся и их родителям по коррекции речевого дефекта; проводит консультации с учителями по режиму контроля устранения речевого дефекта; оформляет необходимую документацию.
4.12. После окончания логопедического занятия учитель-логопед обязан сопровождать детей до учебного кабинета, места прогулки и т.д.
4.13. В случае отсутствия учащегося в школе, учитель-логопед данное время может использовать для проведения занятия с другим учеником, соблюдая санитарно-гигиенические требования к еженедельной загруженности обучающихся разного возраста, или в следующих методических целях:
- посещение логопедических занятий учителей-логопедов образовательного учреждения с целью выявления учащихся нуждающихся в продолжении обучения на логопункте; изучения методов и приемов работы;
- посещение уроков с целью выработки единой направленности в работе с учащимися, имеющими недостатки речи;
- разработку рекомендаций для учителей, родителей, учащихся;
- оформление промежуточной или итоговой документации;
- подготовку дидактических и электронных материалов, наглядных пособий;
- посещение школьной библиотеки, методического кабинета для профессионального самообразования;
- консультирование по профессиональным вопросам у заместителя директора по учебно-воспитательной работе, методиста, руководителя районного методического объединения.
4.14. Оценивание работ учеников
Оценка выполненных работ по логопедической коррекции не ставится, однако в тетради письменные работы учеников проверяются, фиксируется тип ошибки (дисграфическая, орфографическая, пунктуационная). Работа оценивается по следующей бальной школе:
Для каждой отметки логопед может придумать символичное обозначение, с которым знакомит детей.
5. Документация учителя-логопеда.
Учитель-логопед ведет следующую документацию:
- Журнал обследования со списком учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.
- Речевая карта на каждого ученика с речевыми нарушениями, зачисленного на логопедические занятия.
- Планы индивидуальных логопедических занятий.
- Расписание логопедических занятий, заверенное директором школы.
- Журнал учёта посещаемости занятий учащимися.
- Перспективный план работы на каждую группу учащихся.
- План работы логопедического кабинета на учебный год.
- Рабочие тетради учащихся.
- Картотека (паспорт) логопедического кабинета с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в нём.
- Отчетная документация установленного на заседании методического объединения или заместителем директора по УВР образца.
6. Права и обязанности учителя-логопеда
- несёт ответственность за своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, комплектование групп, качество коррекционной работы с детьми;
- составляет расписание групповых и индивидуальных занятий, которое утверждается директором образовательного учреждения, ведёт учёт посещаемости занятий детьми;
- проводит регулярные групповые и индивидуальные занятия по исправлению нарушений устной и письменной речи;
- оказывает консультационную помощь родителям (по запросу) в определении причин нарушений речи и даёт рекомендации по их преодолению;
- осуществляет взаимосвязь с учителями по вопросам освоения учащимися адаптированных общеобразовательных программ (особенно по родному языку);
- принимает участие в работе педагогических советов, методических объединений;
- предоставляет руководителю образовательного учреждения ежегодный отчёт, отражающий данные о количестве учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменно речи, результатах коррекционной работы.
Читайте также: