Беседа о мультфильмах в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Продолжить учить детей составлять рассказы из личного опыта.

- Обогатить знания детей о мультфильмах, какие они могут быть (лего-мультфильмы, пластилиновые, 2д, 3д).

- Рассказать о том, как создаются любимые мультфильмы.

- Развивать у детей монологическую речь.

- Учить последовательно и связно составлять небольшой рассказ.

- Воспитывать интерес к мультфильмам, их созданию.

- Активизировать интерес к самостоятельному созданию мультфильма.

Оборудование и материалы: Массажный мячик, иллюстрации (тени персонажей, игра найди отличия) бумага А4, карандаши.

Разминка в кругу.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот сколько знаем мультфильмов, сегодня я предлагаю Вам окунуться в мир мультфильмов, ну что готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Хорошо тогда присаживайтесь на коврик, сейчас ребята я предлагаю поиграть Вам в игру, угадай персонажа по тени, и так кто спрятался за этой тенью?

Дети: Колобок

Воспитатель: Правильно! А за этой? и т.д.

Как хорошо, всех персонажей отгадали, ребята, а сейчас посмотрите на доску и скажите отличаются ли у нас персонажи внешне?

Дети: Да! Колобок из пластилина, а Чебурашка нарисован, а медведи вырезаны из бумаги, а вот человечек из Лего.

Воспитатель: Да ребята, совершенно верно, наши персонажи сделаны из разных материалов, например мультики которые снимают из пластилиновых фигурок называются, пластилиновая мультипликация, или вот например, лего-мультфильмы, догадались кто является главным персонажем в таких мультфильмах? Посмотрите ребята, есть ещё мультики нарисованные или те которые мы часто смотрим по телевизору, их называют 2д мультфильмы, а ещё когда мы ходим в кинотеатр и одеваем там очки, то наши персонажи как будто бы находятся рядом с нами, эти мультфильмы называются 3д.

Воспитатель: Ну что ребята устали? Предлагаю сделать не большую физминутку.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох- потянулись; наклон – раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)

Воспитатель: Молодцы ребята, присаживайтесь по своим домикам, а как вы думаете, что нужно сделать чтобы снять мультфильм?

Дети: Придумать сказку, нарисовать героев и т.д.

Воспитатель: Да ребята, совершенно верно, чтобы создать мультфильм, нам с вами нужно придумать сценарий, поэтому сейчас, я предлагаю Вам рассказать рассказ о том, какой мультфильм вы хотели бы снять. Будем выходить по одному и внимательно друг друга слушать.

Дети рассказывают придуманные ими сценарии мультфильмов.

Воспитатель: Посмотрите ребята какие разные рассказы у нас с вами получились, ну что ж, сценарий у нас с вами есть, а дальше как вы думаете, что нам понадобится?

Дети: Персонажи

Воспитатель: Правильно ребята, а как мы с вами можем создать наших персонажей?

Дети: Нарисовать, слепить, построить и т.д.

Воспитатель: Правильно! Для начала ребята я предлагаю вам попробовать нарисовать ваших персонажей карандашом, и разукрасить. Но перед тем как вы начнёте рисовать, я предлагаю Вам сделать пальчиковую гимнастику.

Воспитатель: Молодцы, ну что ж, а теперь нарисуем главных героев наших мультфильмов.

Рефлексия: Какие красочные персонажи у нас получились! Ребята, что вы сегодня узнали на занятии? Про кого придумывали рассказы? Что понравилось больше всего? Будем ещё придумывать мультфильмы? А совсем скоро я покажу Вам как можно оживить наших персонажей и перенести их в мультфильм.

Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Учитывая то, что современные дети живут в век информационных технологий и находятся в активной разнообразной медиасреде, представленной телевидением, радио, интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, с пелёнок проявляют к этому интерес. Ведь сегодня почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали чем-то вроде игрушки. Это не только способ время провождения, но и средство воспитания. Информационное воздействие медиасреды формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. В наше время для детей дошкольного возраста основным средством воспитания являются мультфильмы.

Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям. Современный ребенок проводит перед телевизором до нескольких часов в день.
Но если правильно подобрать мультипликационную картину, то она может стать хорошим оружием в развитии ребенка. С ее помощью возникает возможность вовлечь ребенка в процесс обучения без лишних проблем. Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями: расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям; показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей; развивают эстетический вкус, чувство юмора; мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Однако в практике дошкольного образования потенциал мультфильма реализуется слабо. Кто-то считает, что телевизор – зло, другие, наоборот, утверждают, что необходимо пользоваться достижениями научно-технического прогресса и учить этому своих детей. Важно научить ребенка различать добро и зло, кто отрицательный персонаж, кто положительный, и на их примере показать как нужно себя вести, и как не стоит, видеть прекрасную работу художников и кукольников, развивать и обогащать сюжетную линию своих совместных игр, да и много чего.

Учитывая требования ФГОС, социальный заказ общества на воспитание и образование, изучив мнение родительской общественности, считаю, что созрела необходимость в обновлении методов образовательно-воспитательного процесса. И, думаю, что это возможно в случае активного использования воспитательного потенциала мультфильмов.

Игры, задания, упражнения, этюды условно разделяются на несколько видов в соответствии с развиваемыми с их помощью сферами психики:

- сенсорно-перцептивная сфера (ощущения и восприятия);
- психомоторная сфера (мимики, моторики рук, общей координации движений);
- эмоционально-волевая сфера;
- произвольное внимание и память;
- коммуникативные навыки;
- мышление, воображение, речь;
- знания об окружающем мире.

Необходимые материалы. Телевизор; видеомагнитофон; видеокассета с мультфильмами, пульт управления видеомагнитофоном.
Материалы, необходимые для проведения отдельных занятий, указаны в конспекте.

Задачи:

  1. Развитие произвольного внимания – умения максимально концентрироваться на действии, происходящем на экране;
  2. Развитие связанной речи;
  3. Расширение представлений об эмоциях;
  4. Формирование умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния – напряженность, расслабленность;
  5. Тренировка выразительности жестов, движений, мимики;
  6. Развитие воображения и фантазии: формирование навыка управлять мышцами тела;
  7. Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики. Совершенствование памяти;
  8. Развитие позитивного отношения к жизни, закрепление положительных эмоций, стимулирование воображения.

Ход работы

Просмотр мультфильма с начала.

Вопросы детям:

- Вы любите праздники?

- Почему вы любите дни рождения?

- Скажите, что можно подарить на день рождения?

Дети рассматривают карточки с изображениями эмоциональных состояний и называют настроение, которое они символизируют.

Вопросы к детям:

- А как вам кажется, боится Крошка Енот того кто сидит в пруду?

- Как вы думаете, кто сидит в пруду?

- Вспомните, были ли в вашей жизни похожие ситуации, когда вы преувеличивали опасность? Вы боялись чего-то, что оказалось неопасным?
(Ответы детей).

В магазине стоит много больших зеркал. Туда входит человек, на плече у него обезьянка. Она видит себя в зеркалах, думает, что это другие обезьянки, и начинает корчить им рожицы. Отражения отвечают ей тем же. Она грозит им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и все обезьянки в зеркалах топают ногой. Что ни делает обезьянка, отражения в зеркалах точно повторяют ее движения (один ребенок – обезьянка, остальные – зеркала)

Вопросы к детям:

- Зачем Крошка Енот прибежал к маме?

- Как вы думаете что сказал Крошка Енот маме?

- Что мама посоветовала сыну?

Заключительная беседа

- Чему учит этот мультфильм?

Крошка Енот преодолел страх перед тем, кто смотрел на него из пруда и подружился с ним.

Дети встают в круг. Все они ученики в школе дружбы. Один из детей — ведущий. Раздайте детям карточки с рисунками разных животных, (птиц, рыбок, цветов, деревьев и других обитателей мира природы). Предупредите детей, что они не должны показывать друг другу свои карточки. Каждый по очереди рассказывает, что он сделает для того или иного обитателя мира природы, чтобы стать его другом. Например: я могу каждый день угощать своего друга орешками и повешу для него на дерево уютный домик, (белочка). По рассказам учеников школы дружбы ведущий угадывает, кто изображен на их карточках. Если ведущий не может угадать того или иного обитателя мира природы, ученик и ведущий меняются местами.

Задачи:

  1. Развитие произвольного внимания – умения максимально концентрироваться на действии, происходящем на экране;
  2. Формирование умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния – напряженность, расслабленность;
  3. Развитие умения двигаться легко и свободно, координировать движения;
  4. Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
  5. Развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти;
  6. Формирование способности регулировать процессы возбуждения и торможения, умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот;
  7. Развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, умение устанавливать причинно-следственные связи;
  8. Формирование логического мышления детей;
  9. Развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты;
  10. Развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи.

Необходимые материалы:

Ход работы

Просмотр мультфильма с начала.

Вопросы к детям:

- Как вы думаете, что могло произойти с мамонтенком?

Выкладывание слова МАМА из счетных палочек.

Ребенку выдается конверт с "льдинками" на каждой, из которой написана цифра. Задача выложить ряд перемешанных "льдинок" от 1 до 10.

Игра «Мамонтёнок

Изобразить обезьянок, которые гримасничают.

Кто же лучше обезьян
Скорчит рожицу всем нам?
Я ведь тоже так могу
И сейчас вам покажу

Предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами, лежащие в стаканах фрукты.

Заключительная беседа

- Чему учит этот мультфильм?

- Что нового вы узнали из этого мультфильма?

- Чтобы вы хотели добавить, изменить в мультфильме?

- Какое у вас настроение после просмотра?

Давайте мы все вместе поиграем:

У тигрицы – тигренок - тигрята
У львицы – львенок - львята
У жирафа – жирафенок - жирафята
У зебры – зебренок - зебрята
У слонихи - слоненок – слонята.

Дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой – детеныша. Затем меняются ролями. Воспитатель говорит, что мамы могут ласкать, отчитывать, наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детеныши — реагировать на эти действия. Животных называет педагог. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон, собак, кур и т.п.


Содержимое разработки

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих,

(старшая группа)

Цель и задачи:

Способствовать умению составлять рассказы на темы из личного опыта.

Формировать умения составлять описательные рассказы с помощью мнемотехники.

Отработать навык умения строить полные, распространенные предложения, используя языковые средства для соединения их частей.

Развивать познавательный интерес у детей, сформировать навыки слухового и зрительного восприятия через аудирование.

Развивать монологическую форму речи.

Развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказать небольшой рассказ.

Развивать умения оценивать рассказы друг друга.

Материал: иллюстрации к сказкам, мнемокарточки.

Организационный момент.

Воспитатель:- Ребята, давайте улыбнемся как маленький котенок, теперь, как хитрая лиса, а теперь так, как будто мы видим свою маму – улыбаемся ласково, приветливо и друг друга обнимаем.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель: - Давайте сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя доброту и красоту, а выдохнем через рот все тревоги и страхи.

- Теперь у нас в душе осталась только доброта и у всех хорошее настроение.

Воспитатель: - Ребята, вы любите смотреть мультфильмы?

Воспитатель:с- Какие бывают мультфильмы?

(Предполагаемые ответы детей: - Рисованные, пластилиновые, кукольные)

Воспитатель:- А какие мультфильмы вы знаете?

(Дети по рисунку определяют название мультфильма)

Воспитатель:- А теперь вспомним еще одного героя мультфильма и отдохнем.

Физкультминутка

Буратино потянулся,

раз нагнулся, два нагнулся;

Руки в стороны развел,

ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

надо на носочки встать.

Воспитатель: - Ребята, а вам какие мультфильмы нравятся?

Воспитатель:- Я тоже люблю смотреть мультфильмы. Я, например, очень люблю все мультфильмы о Простоквашино. Эта история про мальчика Федора и кота Мотроскина и собаки Шарика. Дядя Федор очень любил животных, поэтому часто приезжал в деревню к ним. Он добрый ,жизнерадостный, отзывчивый, ответственный герой. Если бы он пришел ко мне в гости, мы вместе читали бы интересные истории про животных. А теперь предлагаю вам рассказать о своем любимом мультфильме. У нас есть картинки-подсказки, которые помогают составить последовательный, связный рассказ.

Вначале мы называем наш любимый мультфильм.

Потом отмечаем, кто главный герой в этом мультфильме.

Рассказываем, какой он персонаж по характеру.

Обязательно говорим, чем любит заниматься наш герой.

И рассказываем, что бы мы делали, если этот герой пришел к нам в гости.

Дети составляют рассказ по опорным схемам

Воспитатель: - Мне ваши рассказы очень понравились. Рассказы получились связные, интересные, понятные и выразительные. А чей рассказ вам больше всего понравился?

Воспитатель: - А теперь давайте вспомним: что интересного мы сегодня увидели и узнали?

Воспитатель: - Ребята, мы сегодня научились составлять рассказ из личного опыта по картинкам-подсказкам, чтобы не забыть последовательность. Ваши рассказы получились связные, интересные, эмоциональные. Также мы вспомнили, что мультфильмы бывают рисованные, кукольные ,пластилиновые и компьютерные.


-75%

Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям.

ФГОС определил целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Поэтому перед нами встал вопрос о том, какие средства использовать для решения этих задач, которые будут увлекательны и доступны для современного ребёнка, чтобы обучение стало для него без принуждения?

Учитывая то, что современный ребенок живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиасреде, представленной телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, с пелёнок проявляет к этому интерес, мы определили решать данные задачи средствами медиасреды. Ведь сегодня почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали чем-то вроде игрушки. Это не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Информационное воздействие медиасреды формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы. Действительно, одни из первых и важных представителей медиапространства для дошкольников – мультипликационные (анимационные) фильмы. Мультфильм как один из факторов медиасреды в любом случае оказывает на ребенка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых. Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям. Современный ребенок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети дошкольного возраста изучают мир постоянно, такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.

Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

— расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;

— показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

— формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;

— развивают эстетический вкус, чувство юмора;

— мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Это подчеркивают Бурухина А.Ф., Гаваза Е.А., Лалетина А.Ф. Однако в практике дошкольного образования потенциал мультфильма реализуется слабо. Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейн, М.И. Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн, И.П. Иванов) позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.

В первую очередь необходимо отметить использование в мультфильме особого художественного приёма – смешения фантастического и реального. Ведущими мировыми исследователями (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т. Рибо, Дж. Селли) раскрыта особая роль воображения в психическом становлении дошкольника. Свойственный ему недостаток опыта, знаний и представлений компенсируется и замещается включением воображения в разные виды деятельности.

Более того, А.А. Немирич утверждает, что большинство педагогов склонны относиться к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, заполнению досуга детей. Как показывают исследования, данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма.

Ведь переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение – один из основных способ овосвоить разные социальные роли. Копировать поведение окружающих свойственно детям, поэтому использование потребности в стереотипии позволит с помощью героев мультфильмов выработать стереотипы образцов поведения в обществе.

С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.

Как известно, мышление дошкольника наглядно-образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. Мы считаем, что мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.

Для использования мультфильмов в педпроцессе, в ДОУ проводилось исследование, которое показало:

– наш детский сад уже имеет определённую материально-техническую базу для использования мультипликационных фильмов – ноутбук, видеопроектор, экран;

– беседы с детьми, анкетирование и опрос родителей выявил: свободный доступ к просмотру мультфильмов имеют 75% детей; специальный отбор мультфильмов для просмотра их с ребёнком осуществляют 10% родителей; обсуждают с ребёнком просмотренные мультфильмы 5% семей, 100% не задумываются о том, что мультфильмы несут в себе воспитательный потенциал.

Цель проекта: создать систему социально-личностного развития воспитанников путём использования мультфильмов в педагогическом процессе ДОУ.

Воспитатели сумели подобрать мультфильмы, где сюжеты и образы персонажей выступают трансляторами моральных норм и ценностей. Трудные для усвоения и осознания ребёнком дошкольного возраста абстрактные понятия доброты, щедрости, жадности, зависти, отзывчивости и т.д. в мультфильмах представлены в доступной, образной форме, понятной детям данного возраста. Содержание некоторых сюжетных линий акцентирует внимание на серьёзных проблемах, несущих в себе нравственный смысл и глубокие переживания.

Педагоги в работе над мультфильмом использовали такие методы, как:

– метод рассуждения о содержании мультфильма, поступках героев, позволяющий ребёнку отразить личностный смысл содержания мультфильма;

– метод сопереживания, предполагающий через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей понимание детьми поступков героев мультфильма;

– метод сравнения и обобщения, позволяющий сравнивать ребёнку собственные эмоции, пережитые им в процессе просмотра, с эмоциями героев.

Затем в игровой форме закрепили полученные впечатления и знания.

Мы убедились, в том, что мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. С одной стороны, – это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

Читайте также: