Барин и плотник краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Про нужду.(Из сборника Д. Н. Садовникова). Рисунок В. Милашевского

Сердитая барыня.(Из сборника Б. и Ю. Соколовых). Рисунок Е. Коротковой

Умный работник.(В пересказе А. Н. Нечаева)

Глупая барыня.(В обработке М. М. Сергеенко). Рисунок И. Кузнецова

Как мужик гусей делил.(В пересказе Л. Н. Толстого). Рисунок И. Кузнецова

Мужик и барин.(Из сборника Н. А. Иваницкого, в обработке В. П. Аникина)

Барин и плотник.(В пересказе А. Н. Нечаева). Рисунки Н. Кочергина

Барин-кузнец.(Из сборника Д. Н. Садовникова)

Как барин овцу купил.(Из сборника Д. Н. Садовникова)

Ночь на Ивана Купалу.(Из сборника И. А. Худякова, в обработке В. П. Аникина)

Лихо одноглазое.(В пересказе К. Д. Ушинского)

Черт и мужик.(Из сборника В. Н. Серебренникова)

Церковная служба.(Из сборника Н. Е. Ончукова)

Как поп работницу нанимал.(В пересказе С. Г. Писахова)

Беззаботный монастырь.(В пересказе А. Н. Нечаева)

Петр I и мужик.(В пересказе Л. Н. Толстого)

Как дьякона медом угощали.(В обработке М. М. Сергеенко)

Петухан Куриханыч.(Из сборника А. М. Смирнова). Рисунок В. Милашевского.

Солдатская шинель.(Из сборника А. М. Смирнова), Рисунок В. Милашевского.

Как старик домовничал.(Из сборника А. П. Анисимовой)

Что дальше слышно.(Из сборника Н. Е. Ончукова)

Три калача и одна баранка.(В пересказе Л. Н. Толстого)

Наговорная водица.(Из сборника М. М. Серовой, в обработке И. В. Воробьевой)

Хлыст и Подлыгало.(Из сборника В. Н. Серебренникова, в обработке В. П. Аникина)

Солдат и черт.(Из сборника Д. Н. Садовникова)

Солдатская школа.(Из сборника А. М. Смирнова)

Как Иван-дурак дверь стерег.(Из сборника В. Н. Серебренникова, в обработке В. П. Аникина)

Солдат и пельмени.(Из сборника В. Н. Серебренникова)

Разговор.(В пересказе И. В. Воробьевой)

Рифмы.(В пересказе Б. В. Шергина)

Привычки.(Из сборника Н. А. Иваницкого, в обработке В. П. Аникина)

Лень да Отеть.(В пересказе С. Г. Писахова)

Глупый жених.(Из сборника И. В. Карнауховой)

Как дела в Ростове?(Из сборника Н. А. Иваницкого)

Иванушка и домовой.(Из сборника Б. и Ю. Соколовых)

За дурной головой — ногам работа!(В пересказе И. В. Воробьевой)

Завещание.(Из сборника И. А. Худякова)

Беспамятный зять.(Из сборника Н. А. Иваницкого)

Беззаботная жена.(Из сборника Н. А. Иваницкого)

Горшок.(Из сборника М. М. Серовой). Рисунок Е. Коротковой

Шемякин суд.(В пересказе А. Н. Нечаева). Рисунки В. Милашевского

На суде.(Из сборника А. М. Смирнова)

Местные и устаревшие слова

ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ

…Сказки открывали передо мною просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила.

М. Горький

Дед мог ошибиться, лиса — схитрить, но не все правдоподобно в этом рассказе, а чем дальше, тем больше выдумки. Собрала лиса рыбу, села и ест. Бежит волк, увидал лисицу и говорит:

Увидев у лисы рыбу, волк стал просить:

Но лиса не для того рисковала собой, хитрила, чтобы делиться с кем-нибудь своей добычей.

— Налови сам. Волк жаловаться:

Лиса словно ждала этих слов:

— Эка, ведь я же наловила!

Волку сказать нечего.

Видно, лиса очень зла на волка, если вздумала так жестоко обмануть его. Волк поверил лисе — и едва не поплатился головой.

Мы и не заметили, как оказались во власти вымысла и каким интересным становится все, о чем ведет речь сказочник. Звери в сказках говорят, рассуждают, хитрят, обманывают, враждуют, дружат. Сам собой является вопрос: что это — досужая выдумка?

История о злом и высокомерном барине, который считал себя самым умным и важным. И вот однажды он сильно обидел мужика, и тот решил как следует проучить барина.

Из истории вы узнаете про: Телега (воз) Конь Семейство Лошадиные Российские города в 19-м веке Бричка Барин Крепостные Дом помещика Баня Сени (сенцы) Берёза повислая (ранее – белая) Семейство Берёзовые + 7

Режим обучения доступен только авторизованным пользователям

Возможности режима обучения:

  • просмотр истории в виде слайдов
  • возможность прослушивания озвучки по каждому слайду
  • возможность добавить свою, детскую озвучку
  • тесты для детей, чтобы закрепить материал
  • специально подобранные коллекции картинок и видео для улучшения восприятия
  • ссылки на дополнительные обучающие курсы

Озвучка доступна в режиме обучения


Жил в одном городке умелый плотник. Отправился он однажды в лес за бревном. Выбрал дерево потолще да поровнее. Лесник помог ему дерево спилить и на воз уложить. И поехал плотник домой.

Полезные ссылки


Повстречался плотнику барин на тройке удалой.
– Эй, мужик, уступи дорогу! – закричал барин.
– Да как же? Я с грузом, а ты порожняком – по всем обычаям ты уступить должон!

Полезные ссылки


Разозлился барин, отправил слугу и кучера плотника побить, воз его в канаву свалить. Побоялись крепостные барину перечить. Всыпали они плотнику, а воз его перевернули и в канаву скинули. После чего вернулись к барину, и тройка умчалась вдаль.

Полезные ссылки


Только к вечеру плотник кое-как воз на дорогу поставил. И поехал домой.
– Погоди же, барская твоя душа, я тебя отучу мужиков почём зря бить!


Полезные ссылки


Барин постоянно в поместье своём что-то строил. Услыхал он плотника и тут же во двор выбежал.
– Эй, мастеровой, а сумеешь сени для барского дома построить?
– Отчего ж нет? И не такое на своём веку строил. Главное брёвна добрые выбрать, тогда летом в сенях прохладно будет, а зимой так тепло, что и топить не нужно.


Пришли они вдвоём в лес, выбирать брёвна. Плотник по стволам обухом постукивает, а потом ухо к коре прикладывает и слушает.
– Ага, вот это нам сгодится. А вот это нет, не пойдёт, – приговаривает.


– Любезный, а как ты различаешь, что годно, а что нет? – спросил барин.
Тогда плотник его к толстому дереву подвёл, сказал ствол покрепче обнять и ухом поплотнее к коре прижаться.


Прижался барин к дереву, обнял его, а плотник начал постукивать.
– Ничего не слышу, любезный. Да и руки устали, не могу больше.
– Не беда, сейчас я тебя к дереву привяжу.

Так и сделали. Привязал плотник барина крепко-накрепко.


Выломал плотник берёзовый прут и давай им барина хлестать.
– Будешь знать, как нашего брата обижать, без вины мужика наказывать! Надолго запомнишь мою науку!

Полезные ссылки


Плотник ушёл, а барина оставил привязанным. Только через день его лесник нашёл и на телеге домой отвёз. Слёг барин, захворал, да и стыдно ему было, что его мужик обхитрил.



Услыхал его барин, позвал к себе слабым голосом.
– Подлечи меня, мил-человек. Третьего дня с коня упал, ни сесть, ни встать не могу.
– Дело известное, от такого я мигом вылечу. Вели нам баньку истопить, да чтоб никто не входил. А то сглазят – ещё хуже будет.


Истопили баньку. Помог плотнику барину дойти, тот сразу на скамью рухнул.
– Сейчас намажу твою спину притиранием горьким да едким. А потом парить стану. Больно будет, но ты уж потерпи, для дела нужно!



От души плотник попарил барина и домой пошёл. На следующий день торговал плотник на рынке стульями-табуретками.


И вдруг видит: идёт к нему тот самый барин.
– Больно рожа мне твоя злодейская знакома. Уж не вчерашний ли ты? – сказал злой барин.
Смекнул плотник, что опасно дело.
– Сорок шесть годков минуло, ваше благородие, уж совсем не вчерашний!


Ушёл барин, крепко задумавшись. А наука плотничья даром не прошла: с тех пор барин мужиков не обижал, даже место уступал на дороге. А если и порол иногда, то за дело.

Бытовые сказки, по композиции, в большинстве случаев близки к анекдоту, в них присутствует бытовой юмор, т. е. смешные и анекдотичные ситуации взятые из жизни, также они отличаются острой социальной направленностью (бедные шутят над богатыми и т. п.) .
Героями в бытовых сказках обычно выступают: бедные крестьяне, наемные работники (батраки) , солдаты в привычной для этих категорий людей стандартной жизненной обстановке (служба, пашня, стройка, конюшня, гарнизон и т. д.) .

Как отдельный подраздел народных русских бытовых сказок можно при особом желании выделить сатирические сказки, в которых высмеивается барин, барыня, поп, дьякон (Барин и плотник; Барин и собака; сказка Барин и мужик; Барин лает в церкви; Добрый поп; Как поп работницу нанимал; Мужик и поп) и т. п. Положительный персонаж бытовой сказки, равно как и волшебной (авантюрной) всегда остается победителем в описываемых в сказке обстоятельствах, и в очередной раз доказывает всем известное утверждение-поговорку, что голь на выдумку хитра.
---------------
В отличие от волшебной, действие бытовой сказки разворачивается в привычной реальности, близкой к повседневной жизни. Это уже не "тридевятое царство", а обычный город или деревня. Иногда в бытовой сказке появляются даже реальные географические названия. В качестве главных героев здесь выступают крестьяне-бедняки, им противопоставляются не фантастические злые силы, а богатые или знатные люди: купцы, помещики, священники. В основе развития сюжета - уже не путешествие или невыполнимое задание, а бытовой конфликт: например, спор из-за имущества. Он разрешается в пользу главного героя, однако совсем не чудесным способом. Чтобы добиться справедливости, ему приходится проявить ловкость, ум и находчивость, а зачастую и хитрость. Так, в сказке "Каша из топора" солдат всеми правдами и неправдами выманивает у жадной старухи продукты, убеждая её при этом, что она варит кашу из солдатского топора. Симпатии читателя неизменно оказываются на стороне находчивого героя, и в финале его смекалка вознаграждается, а противник всячески осмеивается. В бытовой сказке сильно сатирическое начало, и главным способом изображения отрицательного героя становится не гипербола, как в сказке волшебной, а ирония. По своим функциям бытовая сказка сближается с пословицей: она не только развлекает читателей, но и открыто учит их тому, как нужно вести себя в сложных жизненных ситуациях.

Самое любимое детское занятие - это слушать сказки. Их можно читать или рассказывать на память, но обязательно нужно объяснять ребенку смысл. Дело в том, что в сказках содержится мудрость поколений предков. Возможно, она хорошо скрыта в некоторых произведениях, но присутствует всегда. Есть несколько различных видов сказок. Речь пойдет о бытовых.

1. Бытовая сказка, их своеобразие, время появления. Бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей, то бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема - венчание, свадьба или жизнь после замужества.

Эта разновидность сказок появилась не так давно. Бытовые сказки дети лучше всего воспринимают в возрасте от 2 до 7 лет, так что стоит читать их почаще именно в этот период. Также следует обратить внимание на то, что к определенному возрасту подходят те или иные виды сказок.

Следует отметить, что бытовые сказки могут быть результатом как народного творчества, так и отдельных авторов. Так, например, Шарль Перро или Салтыков-Щедрин написали немало сказок в бытовом жанре.

внутри жанровых разновидностей: сказки авантюрные, новеллистические (авантюрно-новеллистические, социально-бытовые (сатирические, семейно-бытовые (комические).

Вот какие поэтические особенности характерны в целом для бытовых сказок :

1. Конфликт в бытовых сказках разрешается благодаря активности самого героя. Сказка делает героя хозяином своей судьбы. В этом суть идеализации героя бытовой сказки.

2. Сказочное пространство и время в бытовой сказке приближено к слушателю и рассказчику. В них важную роль играет момент сопереживания.

3. Вымысел в бытовых сказках строится на изображении алогизма. До определенного момента сказка воспринимается как бытовой, вполне правдоподобный рассказ, причем его реалистичность усугубляется конкретными описаниями. Алогизм достигается гиперболическим изображением какого-либо качества отрицательного героя: предельной глупости, жадности, упрямства и так далее.

4. Бытовая сказка может иметь различную композицию: новеллистические и авантюрные сказки, в основе которых лежат приключенческие мотивы, велики по объему, многоэпизодны. Комические и сатирические сказки всегда разрабатывают один эпизод - анекдотическую или остросатирическую бытовую ситуацию. Многоэпизодные и комические сказки объединяются в цикл по принципу нарастания комического или сатирического эффекта.

Однако стоит отметить, что сказки можно разделить лишь условно, ведь одно и то же произведение может содержать в себе разные элементы: и сатиру, и волшебство, и просто быт.

Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину. Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках ярко заметно социальное неравенство героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том, чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

Невозможно переоценить значение бытовых сказок. Так, каждый народ не только нашей большой России, но и всего мира знает, что такое бытовая сказка, и рассказывает ее детям. Каждый народ имеет свои сказки, однако сюжет их часто повторяется. Тем не менее, благодаря им мы можем узнать больше о культуре другого народа и лучше понять его. Это очень важно в такой многонациональной стране, как Россия. Когда дети слушают сказки своего народа в раннем возрасте, они гораздо лучше воспринимают именно их, чем зарубежные произведения.

Конфликт - порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Конфликт сказки связан с особым составом персон.

Сюжет о том, как мужик одурачил барина, в разных формах и вариациях весьма популярен в сказках. Барин в сказках представлен как глупый, не знающий жизни, не умеющий ни в чем разобраться человек, жадный, жестокий, спесивый; мужик умнее его, толковее, честнее.

Такого рода антитеза раскрывала общественные противоречия и выполняла важную роль в повышении классового сознания трудовых масс, вызывала ненависть к богачам, находила положительный отклик у слушателей. Идейная сторона социально-бытовых сказок проявляется и в оценке действительности, и в оценке поведения персонажей. Несправедливые социальные порядки обличаются с едкостью и беспощадностью, бытовые неурядицы осмеиваются в тоне незлобливой и остроумной шутки. Для данной сказки характерна поучительность.

Сказка имеет и своеобразную концовку, которая подводит итог развитию сказочного действия – например, «На другой день приехал барин в город, увидал на базаре плотника и спрашивает:

- Скажи, мужичок, ты ведь вчерашний?

А плотник смекнул, в чем дело, и отвечает:

В сказке широко употребляется повтор. В каждом новом повторе имеется деталь, которая приближает сказочное действие к развязке, усиливает впечатление от действия. Повтор чаще всего бывает троекратным – например, мужик трижды избивает барина за обиду.

Широко используется в сказке диалог – разговор между двумя или несколькими персонажами.

Активно используется в сказке выразительные средства речи: эпитеты, гиперболы, сравнения – пыль столбом завилась, строевой лес, едучей мазью мазать, ты ведь вчерашний.

4. Основные сборники русских сказок. В конце XIX – в начале XX веков появляется целый ряд сборников сказок. Они дали представление о распространении произведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания и издания. Первым таким сборником была книга Д. Н. Садовникова "Сказки и предания Самарского края" (1884 г.). В ней были помещены 124 произведения, причем 72 записаны только от одного сказочника А. Новопольцева. Вслед за этим появляются богатые собрания сказок : "Северные сказки", "Великорусские сказки Пермской губернии" (1914 г.). Тексты сопровождаются пояснениями и указателями.

Сборник А. Н. Афанасьева. Важное значение получил общерусский сборник А. Н. Афанасьева "Народные русские сказки" (1855 - 1965) : в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России. Большая их часть записана для Афанасьева его ближайшими корреспондентами, из которых необходимо отметить В. И. Даля. Издание Афанасьева преследовало чисто научные цели и стремилось передать сказки точно так, как они исполнялись. Сказки Афанасьева стали одной из любимых, популярных книг русского читателя. Они неоднократно издавались в течение XIX века. Последнее полное издание вышло в 1957 году.

В первом издании расположение текстов в значительной степени зависело от того порядка, в каком материалы поступали в распоряжение Афанасьева. Издание сопровождалось комментариями в духе мифологической школы и указаниями на аналогичные сказки у других народов.

Во втором издании (1873, как уже говорилось выше, сказки расположены систематически. Система, принятая Афанасьевым, является первой попыткой классификации сказок, и в этом отношении сборник также превосходит сборник братьев Гримм, в котором сказки помещены без определенного порядка. Вместе с тем сборник имеет и некоторые недостатки. Афанасьев зависел от своих корреспондентов, и потому качество записей неровное и разнохарактерное. На всем собрании лежит отпечаток взглядов Афанасьева на фольклор и на народ. Эти недостатки отмечены в рецензии Добролюбова, который, признавая заслуги Афанасьева, указал на необходимость совершенно иных методов собирания, издания и изучения народной поэзии.

Сборник Афанасьева, несмотря на свои недостатки, до сегодняшнего дня имеет первостепенное научное значение. Но наука не могла остановиться на том, что было достигнуто Афанасьевым. Афанасьев был первым издателем сказок, преследовавшим научные цели, но сам он не был еще собирателем в собственном смысле этого слова, так как издавал преимущественно рукописные материалы.

Сборник сказок, собранный и созданный братьями Гримм прочно вошел в литературное чтение народов мира и оказал большое влияние на сказковедение. Он проникнут любовным вниманием к сказке как явлению народной культуры.

Обычно главные герои сказок братьев Гримм – люди, хотя, конечно, случается, что сказка рассказывает нам про зверей или птиц – или даже насекомых. Но, как водится в народных сказках, в них всегда высмеиваются человеческие пороки: жадность, трусость, зависть, лень и т. д.

5. Русские сказочники.

Русские сказители и сказочники – хранители русской старины, носители исторической памяти народа. Они доносили до слушателей своеобразие народной поэзии, были душой, источником светлых, бодрых настроений слушающего их человека. Каждый их них имел свою исполнительскую манеру, обладал своими индивидуальными особенностями.

Абрам Кузьмич Новопольцев

Егор Иванович Сороковиков-Магай

Анна Куприянова Барышникова

Федор Иванович Аксаментов

Наталья Осиповна Винокурова

Дмитрий Савельевич Асламов

Матвей Михайлович Коргуев

Китайские народные сказки Китайские народные сказки. Китай способен предложить качественную сказку. Одна из древнейших цивилизаций собрала мудрость впечатляющего количества.

Читайте также: