Балет нарцисс краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Николай Черепнин (1875-1945)
Нарцисс и Эхо, балет по "Метаморфозам" Овидия (1911)

The Hague Chamber Chor
Residentie Orchestra The Hague, con. G.Rozhdestvensky

Residentie оркестр (Гаага)
Геннадий Рождественский, дирижёр

Кратки синопсис, добавлен участником Oleg (legoru) :

1. Пантеистический пейзаж
2. Пробуждение лесного духа. Он играет на флейте
3. Выход беотийцев и беотиек
4. Танец Вакханки
5. Далёкие голоса
6. Танец Нарцисса
7. Выход Эха
8. Нарцисс у ручья
9. Эхо исчезает
10. Нарцисс превращается в цветок


Этот балет на античную тему написан Николаем Черепниным для "Русских сезонов" Дягилева (балетм. М.Фокин, худ. Л.Бакст). Очень красивая музыка, вдохновлённая творчеством Дебюсси, Скрябина и традициями школы Римского-Корсакова. Русский импрессионизм.

Кто не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары ее, кто противится ее власти, того немилосердно карает богиня любви. Так покарала она сына речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы, прекрасного, но холодного, гордого Нарцисса. Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви.
Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидала его нимфа Эхо. Нимфа не могла сама заговорить с Нарциссом. На ней тяготело наказание богини Геры: молчать должна была нимфа Эхо, а отвечать на вопросы она могла лишь тем, что повторяла их последние слова. С восторгом смотрела Эхо на стройного красавца-юношу, скрытая от него лесной чащей. Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но гневно оттолкнул ее прекрасный юноша. Ушел он поспешно от нимфы и скрылся в темном лесу. Спряталась в лесной непроходимой чаще и отвергнутая нимфа. Она страдает от любви к Нарциссу, никому не показывается и только печально отзывается на всякий возглас несчастная Эхо. А Нарцисс остался по-прежнему гордым, самовлюбленным. Он отвергал любовь всех. Многих нимф сделала несчастными его гордость. И раз одна из отвергнутых им нимф воскликнула: - Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимностью человек, которого ты полюбишь! Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться. Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками на камень, выступавший из воды, и отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь овладевает им. Полными любви глазами он смотрит на свое изображение в воде, оно манит его, зовет, простирает к нему руки. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья; не отрываясь любуется самим собой. Он не ест, не пьет, не спит. Наконец, полный отчаяния, восклицает Нарцисс, простирая руки к своему отражению:
- О, горе! Я боюсь, не полюбил ли я самого себя! Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже приближение смерти, но все-таки не может оторваться от своего отражения. Плачет Нарцисс. Падают его слезы в прозрачные воды ручья. По зеркальной поверхности воды пошли круги и пропало прекрасное изображение. Видит и несчастная нимфа Эхо, как страдает Нарцисс. Она по-прежнему любит его; страдания Нарцисса болью сжимают ей сердце.
- О, горе! -восклицает Нарцисс.
- О, горе! -отвечает Эхо.
Наконец, измученный слабеющим голосом воскликнул Нарцисс, глядя на свое отражение:
- Прощай!
И еще тише чуть слышно прозвучал отклик нимфы Эхо:
- Прощай!
Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти покрыл его очи. Умер Нарцисс. Плакали в лесу младые нимфы, и плакала Эхо. Приготовили нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за его телом, то не нашли его. На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок - цветок смерти; Нарцисс зовут его.

Новая ссылка:
Ape (tracks) 185 mb | mp3 (320) 118 mb | scans

Николай Черепнин (1875-1945)

Нарцисс и Эхо, балет по "Метаморфозам" Овидия (1911)
1. Пантеистический пейзаж
2. Пробуждение лесного духа. Он играет на флейте
3. Выход беотийцев и беотиек
4. Танец Вакханки
5. Далёкие голоса
6. Танец Нарцисса
7. Выход Эха
8. Нарцисс у ручья
9. Эхо исчезает
10. Нарцисс превращается в цветок

Residentie оркестр (Гаага)
Геннадий Рождественский, дирижёр

Этот балет на античную тему написан Николаем Черепниным для "Русских сезонов" Дягилева (балетм. М.Фокин, худ. Л.Бакст). Очень красивая музыка, вдохновлённая творчеством Дебюсси, Скрябина и традициями школы Римского-Корсакова. Русский импрессионизм.

Кто не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары ее, кто противится ее власти, того немилосердно карает богиня любви. Так покарала она сына речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы, прекрасного, но холодного, гордого Нарцисса. Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви.
Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидала его нимфа Эхо. Нимфа не могла сама заговорить с Нарциссом. На ней тяготело наказание богини Геры: молчать должна была нимфа Эхо, а отвечать на вопросы она могла лишь тем, что повторяла их последние слова. С восторгом смотрела Эхо на стройного красавца-юношу, скрытая от него лесной чащей. Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но гневно оттолкнул ее прекрасный юноша. Ушел он поспешно от нимфы и скрылся в темном лесу. Спряталась в лесной непроходимой чаще и отвергнутая нимфа. Она страдает от любви к Нарциссу, никому не показывается и только печально отзывается на всякий возглас несчастная Эхо. А Нарцисс остался по-прежнему гордым, самовлюбленным. Он отвергал любовь всех. Многих нимф сделала несчастными его гордость. И раз одна из отвергнутых им нимф воскликнула: - Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимностью человек, которого ты полюбишь! Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться. Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками на камень, выступавший из воды, и отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь овладевает им. Полными любви глазами он смотрит на свое изображение в воде, оно манит его, зовет, простирает к нему руки. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья; не отрываясь любуется самим собой. Он не ест, не пьет, не спит. Наконец, полный отчаяния, восклицает Нарцисс, простирая руки к своему отражению:
- О, горе! Я боюсь, не полюбил ли я самого себя! Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже приближение смерти, но все-таки не может оторваться от своего отражения. Плачет Нарцисс. Падают его слезы в прозрачные воды ручья. По зеркальной поверхности воды пошли круги и пропало прекрасное изображение. Видит и несчастная нимфа Эхо, как страдает Нарцисс. Она по-прежнему любит его; страдания Нарцисса болью сжимают ей сердце.
- О, горе! -восклицает Нарцисс.
- О, горе! -отвечает Эхо.
Наконец, измученный слабеющим голосом воскликнул Нарцисс, глядя на свое отражение:
- Прощай!
И еще тише чуть слышно прозвучал отклик нимфы Эхо:
- Прощай!
Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти покрыл его очи. Умер Нарцисс. Плакали в лесу младые нимфы, и плакала Эхо. Приготовили нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за его телом, то не нашли его. На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок - цветок смерти; Нарцисс зовут его.

Не ест, не пьёт, ни с кем не спит
Нарцисс, дурак самовлюблённый.
А Черепнин-то наш, хорооош.
Издал я возглас удивлённый!

Сын бога Кефиса и нимфы Лаврионы, Нарцисс, не чтил богиню Афродиту, был холодным, гордым, самолюбивым. За это он снискал гнев Афродиты.

Однажды в лесу он заблудился, и его увидела богиня Эхо. Она была наказана самой Герой и могла говорить, только повторяя окончания фраз.

Между ними состоялся почти немой разговор, и Нарцисс отвергает Эхо. Она страдает от любви к нему и прячется в чаще леса. Он остался таким же самолюбивым и гордым. Многих нимф он сделал несчастными, и одна из них пожелала ему полюбить безответно. И Афродита решила отомстить ему за то, что он не любит никого.

Однажды в лесу он решил попить воды. Он подошел к ручью, который был чист и прозрачен. Никто никогда не касался его вод: ни люди, ни звери, ни растения. Подойдя к воде, Нарцисс отразился в ней весь. Тут-то и настигло его наказание Афродиты. Он страстно полюбил самого себя.

Его отражение манит его к себе, он даже хотел поцеловать его, но целует только воду. Нарцисс перестал есть, спать, он страдал, все смотрел в воду, не отрываясь, любовался своим отражением и звал его выйти на сушу, но оно не выходило.

Вдруг Нарцисс подозревает, что полюбил самого себя. Он чувствует, что скоро умрет, мучается, плачет, но не может оторваться от своего отражения.

Нарцисс теряет силы, он изможден, но все продолжает смотреть на свое отражение. Эхо видит это и страдает. Они прощаются с Эхо, и Нарцисс умирает. Нимфы хотят похоронить его, но на месте, где лежало тело, они находят прекрасный белый цветок. Это цветок смерти, который стал называться Нарцисс.

Светлана Елистратова

Красовская В.М. Русский балетный театр начала ХХ века. Ч. 1. Хореографы. Л., 1971 г.
С. 364-367

Светлана Елистратова


Дягилев смог договориться о длинной серии гастролей на 1911 год. В этом году основной упор делался на Лондон, где труппа должна была выступать в Ковент-Гарден с 21 июня по 31 июля и с 16 октября по 9 декабря. Гастроли в Париже были значительно короче: с 6 по 17 июня в Шатле и с 24 по 31 декабря в Гранд-опера. Еще до Парижа у труппы был намечен ряд представлений в Театро Констанци в Риме (в настоящее время – Римский оперный театр). Программа в Лондоне, где Дягилеву предстояло дебютировать и где еще не была налажена связь с публикой, должна была стать решающей для дальнейшего существования нового коллектива.

Визит в ее парижские апартаменты, во время которого Дягилев собирался обсудить условия нового договора, получил причудливый поворот, и главную роль при этом сыграла пантера Иды Рубинштейн. Разумеется, репутация этого зверя Дягилеву была хорошо известна. За пару месяцев до этого Бакст и Дебюсси были приглашены к Рубинштейн. Придя к ней, они застали ее полностью обнаженной с поводком в руках, за который ее тащила по полу пантера. Визит Дягилева Рубинштейн и Бакст описывали позднее в интервью:


М. Фокин. Рисунок В. Серова

Оглушительный успех в Монте-Карло в некоторой степени помешал Дягилеву осознать, что труппа совершенно не укладывалась в график подготовки парижских премьер. Это стало ясно в Риме, где артисты ненадолго остановились в начале мая. Бакст писал из Парижа, что ежедневно работает до десяти часов вечера, засыпает в изнеможении и теряет в весе. Несмотря на то что Астрюк предоставил ему пять ассистентов, художник сомневался, что успеет закончить работу в срок 4 :

В такой напряженной обстановке отношения с Фокиным стремительно ухудшались. В основном у хореографа регулярные конфликты происходили со Стравинским:

Сам Стравинский вечерами продолжал работать над своим сочинением – до премьеры оставался месяц, а оно все еще не было закончено. Руководство театра не смогло найти подходящего помещения, и поэтому репетиции проходили в ресторане. Бенуа писал:


А. Бенуа. Рисунок М. Добужинского

В своих мемуарах Бенуа описывает довольно подробно и не без стыда это происшествие (хотя и умалчивает о своих антисемитских замечаниях) и упоминает письмо Серова: «Добрый “Антоша”[214] 214
Валентина Серова в кругу друзей называли Антоном: когда он был подростком, его звали Валентошей, затем он стал Антошей, и наконец – Антоном. (Прим. пер.)

Антисемитизм был повседневным и общепринятым явлением в царской России, и дягилевскому кругу он тоже был присущ, однако яростный тон, используемый Бенуа, больше не встречается ни в корреспонденции, ни в воспоминаниях ни одного из членов творческой группы. Реакция Серова на это послание неизвестна. Он не ответил Бенуа, видимо ожидая получить письмо с извинениями.[216] 216
Месяц спустя Серов сообщил Нувелю, что все еще не получил письма от Бенуа и что оно, скорее всего, так и не придет. Приводится по: Серов – Нувелю. Письмо от 29 июля 1911 // Зильберштейн И. С., Самков В. А. Валентин Серов в переписке, документах и интервью. С. 305.

[Закрыть] Не похоже, чтобы Серов показал кому-то письмо, так как оно нигде более не упоминается.

Читайте также: