Чайковский или волшебное перо краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

А меня книга разочаровала. Я долго не решалась купить книгу и вот решилась. Открыла в предвкушении, иллюстрации завораживаю, да и размер книги необыкновенно большой. Я ожидала, что в книге расскажут о жизни композитора и его произведениях в сказке или увлекательном рассказе. А на самом деле читать мне взрослому человеку было сложно, текст запутанный, да непонятно, где, правда, а где художественный вымысел. Вот прочитает ребёнок и будет уверен, что Чайковский в Италии встречался с пиратом, и он его избил и хотел ограбить. Зачем этот вымысел? Я пыталась в интернете найти, что произошло, ничего не нашла. Вообще закрыв книгу, я поняла, что ничего нового или интересного о Чайковском я не узнала. Очень жалко, что такая красивая книга оказалась бесполезной.

Заказывали книгу ещё на прошлый Новый год. И вот снова достали её с полки,посмотреть,перечитать.Очень красивая обложка,загадочные иллюстрации,достойный слог.Для детей,увлечённых музыкой,отличный подарок.

И действительно, автору удалось так тонко и поэтично соединить реальные факты из жизни композитора и свои фантазии, что ты начинаешь верить - так это и было. Не могу согласиться, что иллюстрации Виктории Фоминой холодны. На мой взгляд они очень точно отражают тревогу и порой смятение, которые часто сопровождали Петра Ильича.

Книга будет замечательным новогодним подарком детям, увлеченным музыкой. Большой формат, отличная полиграфия, меловка.

Листаю сейчас книгу и в голове звучит вальс цветов. И хочется танцевать.
Как замечательно, что именно с Чайковского начали серию.
И как печально, что на нем она и закончилась(( Может, еще не все потеряно? Буду верить. И вдвойне дорожить тем, что уже имею.

Красивая книга!
И иллюстрации Виктории Фоминой – холодные, в основном зимние, ночные, но по-своему завораживающие. В них есть нерв и та самая театральность, свойственная балетным спектаклям. Отличная идея с номерами глав на нотном стане вверху страниц.
По сути – это спектакль на бумаге. О Чайковском. В тексте и иллюстрациях!
И эта постановка мне нравится.

______________
Уже не раз вскользь упоминала о книге, делала на нее ссылки. И вот сейчас написала отдельно. Фух, как гора с плеч))
Издание 2014 года, тираж 3000 экз. Сейчас эту книгу можно найти по цене ниже 200 руб., не пропустите!

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Борис Евсеев Петр Чайковский, или Волшебное перо

Петр Чайковский, или Волшебное перо: краткое содержание, описание и аннотация

Это история о самом известном в мире российском композиторе, музыка которого отличается красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством. Книга предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста.

Борис Евсеев: другие книги автора

Кто написал Петр Чайковский, или Волшебное перо? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Борис Евсеев: Евстигней

Евстигней

Борис Евсеев: Русские композиторы

Русские композиторы

Борис Евсеев: Офирский скворец (сборник)

Офирский скворец (сборник)

Борис Евсеев: Пламенеющий воздух

Пламенеющий воздух

Борис Евсеев: Петр Чайковский, или Волшебное перо

Петр Чайковский, или Волшебное перо

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

МАТРОНА МОСКОВСКАЯ (для младшего и среднего школьного возраста)

МАТРОНА МОСКОВСКАЯ (для младшего и среднего школьного возраста)

Александр Старостин: Матрона Московская (для младшего и среднего школьного возраста)

Матрона Московская (для младшего и среднего школьного возраста)

Борис Априлов: Приключения лисёнка

Приключения лисёнка

Ирина Туманова: Раз, два, три песенки

Раз, два, три песенки

Борис Евсеев: Русские композиторы

Русские композиторы

Петр Чайковский, или Волшебное перо — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

— Мы не можем нигде долго задерживаться. Пока тебе совершенно достаточно и того, что ты увидел.

И они поплыли дальше. Весна сменилась летом. Петя увидел бесконечную зеленую воду и крошечные лодки с парусами на ней, а под парусами ловко и быстро снующих матросов. И увидел он еще многое другое, о чем всё время хотел расспросить фею, но не мог, потому что все эти картины уж очень быстро сменяли одна другую.

Запала мальчику в память еще только кислая дождливая осень, туман, карета, подъезжающая к сверкающему огнями дворцу. Запомнился огромный зал в этом дворце. А в зале — несметные толпы людей. И перед ними высокий деревянный помост. И на помосте какой-то офицер поет что-то жалобное и вроде прощения просит…

А затем опять повалил снег. Настала зима. Снова блеснул пруд. Стало легче дышать. Воздушное путешествие подошло к концу.

Теперь фея уже не говорила звонко и громко, а шептала мальчику на ухо:

— Всё, что ты увидел, — забудь до поры. Помни лишь о Волшебном Пере. Найди его, пиши им. Это говорю тебе я, — фея Сладкой Печали. Сладкой Печали, запомни.

И здесь грянула такая грозная и слитная музыка, что у Пети захватило дух. И он стал трясти руками и головой, чтобы изгнать из себя эти невыносимые звуки. Но чем больше тряс он головой, тем сильней звучала музыка.

И тогда Петя заплакал и враз проснулся. Оказывается, он заснул в креслах. И теперь его тормошили, приговаривая: «Ах, Петечка, да очнись же! — добрая маменька и заботливая гувернантка Фанни Дюрбах. — Что с вами? Что с тобой? — спрашивали они наперебой.

— Это всё — музыка, музыка! Избавьте же меня от нее! Я не могу ее переносить, — только и смог прошептать Петя.

Фото

Про фею же и гадкого Софира он ничего не сказал. Да и кто бы ему поверил! От этого возможного недоверия — Пете становилось грустней и грустней. Слёзы текли по его щекам всё горячей, всё обильней.

Праздник меж тем кончался. Взрослые, спеша, гасили свечи на елке. Легкий дымок гасимых свеч мягко щекотал ноздри. Слышались всякие мелкие звуки: шаги, притоптыванья, бормотанья. Петя же всё всхлипывал и всхлипывал в глубоком старинном кресле.

И тогда милейшая Фанни Дюрбах, гувернантка, сказала:

— Ах, какой ви ньежный рэбьёнок! Ви есть просто стекльянный рэбьёнок!

Это сломался в железных пальцах отставного солдата Халита принесенный специально для Пети стеклянный всадник…

И тут же ударили огромные напольные часы внизу, в прихожей. И все разом поняли: давно пора спать! Спать, чтобы назавтра проснуться и со сладкими вздохами сожаления вспоминать этот Рождественский вечер…

Здесь, как по волшебству, Петя перестал плакать. И ему в первый раз за коротенькую его жизнь стало по-настоящему легко и спокойно. И ни капли не грустно. И в голове его зазвучала хорошо знакомая, веселая, как бы немного спотыкающаяся деревенская песня. Совсем противоположная той грозной и небывалой музыке, которую он только что слышал. И эту деревенскую песню хотелось сразу же сыграть на фортепьяно или записать нотами, чтобы назавтра она не забылась. Но… тут-то Петя как раз и уснул. По-настоящему.

Чтобы проснуться в новых уже временах. Проснуться и жить дальше. И учиться музыке. И самому эту музыку записывать, не боясь ее громовой силы. И, переезжая из города в город, из страны в страну, становиться добрей и бесстрашней.

И, конечно же, найти Волшебное Перо, о котором говорила фея Сладкой Печали!

Но прежде чем ты узнаешь о Москве сказочной, должен тебе сообщить: между первой и второй главой прошло много лет. И за эти годы произошло много событий. И самое важное из них: семья Чайковских покинула сонный Воткинск. И после нескольких лет переездов и странствий обосновалась в Петербурге.

А вот и другие события.

Добрейшая Фанни Дюрбах, гувернантка, возвратилась к себе на родину в швейцарский город Монбельяр. Отец Пети, Илья Петрович, то находил службу, то её терял. А маменька Пети вскоре умерла. Сам же Петя стал учиться в Петербургском Училище правоведения. Что же до феи — то она больше не появлялась. Но Петя всё равно помнил её слова о Волшебном пере. И даже одно время пытался отыскать его. При этом, потихоньку сочиняя музыку. А потом Петя оказался в Москве, и все стали звать его почтительно и звучно: Петром Ильичом. А что с ним в Москве происходило ты сейчас как раз и узнаешь.

Накануне юбилейного года - в следующем году исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского - издательство "Энтраст Трейдинг" выпустило книгу писателя Бориса Евсеева "Петр Чайковский, или Волшебное перо". Это не просто литературно обработанная биография великого композитора - книга адресуется прежде всего детям. А детям писать, известное дело, непросто. Как вместить в небольшую по объему книжку целую жизнь? Да еще так, чтобы ребенок понял и полюбил героя. В советские времена выпускались целые серии биографий для детей, причем именно в формате повести, а не энциклопедий, как чаще всего бывает сегодня. Ребенку проще запомнить персонажа, если есть красивые иллюстрации, а рассказ о нем - изложен ясным языком. И чтобы было интересно.

Фото:

"Интересно" - вообще ключевое слово для детской литературы. "Петр Чайковский, или Волшебное перо" напоминает по стилю изложения сказку, но только все в ней - правда. Автор, Борис Евсеев, не только писатель, но и музыкант, так что Чайковский у него получился совершенно живым, открытым, увлеченным музыкой и чудесными образами, которые рождались в его душе.

"Много ли времени прошло, мало ли, много ли симфоний и фортепианных пьес написал композитор, мало ли, долго ли, коротко ли колесил Петр Ильич по зимним и летним дорогам, но только оказался он как-то раз в Италии, в старинной и прекрасной Венеции", - автор имитирует русскую народную сказку, ее неторопливый повествовательный стиль, с неизбежными ритмичными повторами, но герой - не условный Иван-царевич, а реальный человек, который в своей жизни сталкивался с реальными проблемами.

Начиная от сердитого дяди, который обзывал будущего великого композитора "оболтусом", - до взрослых кошмаров и тревог.

Восприятию музыки в книге помогает и визуальный ряд - красивые декорации к балетам Чайковского. Здесь и размышления композитора о своих работах, и красота русской природы, и народные образы, которые Чайковский впитал еще в детстве, проведенном на Урале.

Фото: Depositphotos.com

Торжественно плывут по страницам книги Санкт-Петербург, Северная Венеция, в которую стремились все: кому-то важно быть поближе ко двору, кому-то - просто даже видеть ослепительную роскошь дворцов, удивительные гранитные набережные. Город и музыка сливаются в одно, через картины, которые ребенок видит глазами Чайковского, возникает и мелодия.

Книгу иллюстрировала Виктория Фомина - "картинки" для детской книги важны едва ли не меньше, чем текст. Иллюстрации тоже сказочные: не то калейдоскоп картинок из сна, где возможно невозможное, не то детские фантазии.

Злые карточные королевы, храбрые всадники на конях и, конечно же, задумчивый композитор с седой бородкой, записывающий на бумаге ноты, - сидя у окошка, в которое глядит луна. Те самые ноты, которые потом будут звучать по всему миру со сцен самых престижных театров и опер. Те, которые легко узнает всякий, даже не специалист и не большой знаток серьезной музыки. Даже те, кто не подозревает, что вот эта или та до боли знакомая мелодия, поставленная на мобильник, написана великим русским композитором.

Но теперь-то, может, и узнают?

Прочитав "Волшебное перо", каждый ребенок уж точно запомнит как минимум фамилию этого композитора - Петр Ильич Чайковский. А там, глядишь, и прислушается. И на концерт Чайковского пойдет.

Чайковский, или Волшебное перо

© Текст. Евсеев Б. Т., 2015

© Иллюстрации. Фомина В. В., 2015

Петр Чайковский, или Волшебное перо - i_002.jpg

Петр Чайковский, или Волшебное перо - i_003.jpg

Петр Чайковский, или Волшебное перо - i_004.jpg

Петр Чайковский, или Волшебное перо - i_005.jpg

Грустный человек с лёгкой, как пух, бородой и седыми, чуть встрёпанными волосами стоит у раскрытого рояля. Кажется, он хочет на минуту присесть и что-то сыграть, но никак не может на это решиться.

А вокруг него по огромной, в четыре окна, гостиной мягко движутся, хороводят полупрозрачные фигурки: юркие, быстрые, подобные игре отражений в вечерних зеркалах.

Эти фигурки словно сошли со старинных, чуть потрескавшихся картин. Здесь офицеры в ладно скроенных, шитых золотом мундирах. Здесь франты в узких фраках, тучные бояре, казаки, крестьяне. Даже ведьма, второпях оседлавшая чёрта, и злобный Мышиный король, отвратительно подёргивающий своими тремя головами, здесь. И хотя на офицерских шляпах пыль, а лица крестьян покрыты каким-то стылым туманом, – фигурки эти бойко пляшут, поют, теребят человека с седой бородкой.

Но он почти не обращает на них внимания. Думает о чём-то своём.

Видно, почувствовав это, фигурки в непривычных, давно устаревших костюмах постепенно исчезают. Правда, в откинутой крышке рояля человек всё ещё продолжает видеть их тускнеющие отражения, слышать их стихающий говорок.

Может, это отражается в зеркалах рояля красноватое пламя толстых, вставленных в шандалы свечей, может, что-то другое… Но только грустный человек – а это знаменитый на весь мир композитор Чайковский – всё смотрит и смотрит на игру огней в чёрной рояльной бездне.

Он глядит на огни и вспоминает свою жизнь.

И так ему хочется, чтобы всё, что с ним происходило, тоже оказалось всего лишь весёлой игрой, рассказанной кем-то сказкой, предваряющей ту великолепную и загадочную жизнь, которая ждёт его впереди!

Здесь сразу хочу сказать тебе, юный читатель: всё, что случается с человеком, никуда не исчезает! Жизнь становится сказкой, рассказом или, в крайнем случае, историей. И переходит в некий особый, надёжно спрятанный от нас мир. Правда, потом истории и сказки из этого особого мира неведомыми путями опять возвращаются к нам…

И вот сейчас ты эту музыкальную сказку, переплетённую с правдивыми историями из жизни Петра Ильича Чайковского, без промедления услышишь.

Надо только перевернуть страницу! Послышится шелест вьюги, звон дальнего колокольца, покажется дом двухэтажный, мелькнёт в окнах первого этажа свет. Зазвучат детские голоса…

Это и будет настоящим началом нашей повести-сказки!

Петр Чайковский, или Волшебное перо - i_006.jpg

В сонном Воткинске, в доме управляющего горных заводов, – праздник. Встречают Рождество.

Воском оплывают свечи. Мокрым холодом дышит ёлка. Резвятся дети. Взрослых никого нет. Лишь изредка приоткроет тяжёлую резную дверь старый слуга, башкирец Халит. Но, причмокнув толстыми коричневыми губами и качнув наголо обритой головой, тотчас спрячется снова.

Петя уже напраздновался, наплясался. До головокружения наигрался на фортепиано. Наслушался мелодий механического органчика – оркестрины. И теперь устал, забился подальше от шума и беготни в кресло.

– И маменьки нет… – протяжно вздыхает он. – Она бы, конечно, ни за что не позволила какому-то гадкому карле обижать меня. А какая противная была на нём маска!

Петр Чайковский, или Волшебное перо - i_007.jpg

– Противная? Это мою-то премиленькую маску ты называешь противной?

К Пете стремглав бросается толстый маленький человечек в костюме пирата. Один глаз его закрывает чёрная повязка. В правой руке пират держит короткую, но совсем не похожую на игрушечную, саблю.

– Вот я тебя сейчас, дерзкий мальчишка! – кричит карлик и взмахивает острой саблей.

– Как вы смели подслушивать мои мысли… Кто вас звал сюда? – едва слышно шепчет Петя.

– Го-го-го, ух-гу-у! – гудит печною трубой гадкий карлик. – Конечно же, никто! Но ты, дерзкий мальчишка, своими глупыми фортепианными наигрышами не даёшь заснуть моему маленькому царству. И это тебе даром с рук не сойдёт!

Тут Петя испугался по-настоящему, хотел было позвать старшего брата Николеньку или убежать. Но любопытство пересилило, и он спросил:

– Какое царство, где оно?

– А вот я сейчас тебя упеку в него-о! – снова завыл толстяк. – А царство у меня – серно-смоляное! И мне как раз недостаёт стеклянного часового у Главной Башни. Вот и поставлю тебя на часы, охранять мои владения! Потому что я царь! А зовут меня – Софир! Царь Софир, царь Софир, – заберу тебя в свой мир!

Толстяк грубо расхохотался.

За диваном оказалась небольшая дверка без ручки.

И как Петя раньше этой дверки не видел? Как не догадался, что рядом с новеньким цветастым диваном вход в какое-то мерзкое царство?

Карлик принялся небольшую дверку открывать.

Петя хотел было закричать, но отчего-то не смог. И вот, когда запыхавшийся царь Софир уже совсем было пропихнул и впрямь остекленевшего Петю в дверной проём, раздался шум, треск и шелест крыльев!

Возле дивана возникла самая настоящая фея в длинном сверкающем белом платье. На головке её сияла маленькая золотая корона.

– Наконец-то я тебя поймала, гнусный Софир! – крикнула фея и протянула руку карлику, отчего тот тут же шлёпнулся на пол. – Теперь уж тебе не уйти от расплаты! Отпусти мальчика! – как-то совсем по-гусиному прошипела она.

Гадкий Софир, который и лёжа на полу продолжал удерживать Петю, наконец разжал руки и, жалко повизгивая, полез в проём потайной дверцы, затих, пропал.

Окончательно осмелев, он стал оглядываться по сторонам.

Однако праздничная зала была пуста, никого из детей и в помине не было.

Фея же, дав Пете окончательно прийти в себя, сказала:

– Вместо царства этого нахального Софира ты отправишься совсем в другие места. Тебя ждёт увлекательный полёт. В награду за смелость, я возьму тебя с собой. Надевай же поскорей свой тулупчик и валенки! Потому что сперва будет очень холодно.

Никогда ещё Петя не путешествовал с феями!

(А надо сказать, тогдашние феи были прелестны, нежны и добропорядочны. Совсем не чета нынешним: неприветливым, иногда даже просто грубым. Но грубость их как раз можно объяснить! Современные феи стали такими оттого, что их долгое время отовсюду изгоняли. И даже превращали в каменные статуи, что уж совсем никуда не годится! Правда, всё же немного виноваты и они сами, хотя бы потому, что позволили всяким неприятным и злым временам так сильно на себя повлиять!)

Читайте также: