Балет лесная песня краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Микропересказ : Лесная нимфа влюбляется в парня и теряет свою волшебную силу, когда тот женится на другой. Парня наказывают, но нимфа его спасает. Зимой парень умирает, а нимфа засыпает, чтобы весной возродиться.

Названия действий — условные.

Пролог. Сказочные лесные существа

Начало весны. Старый, густой, дремучий лес на Волыни. Место дикое, таинственное, полное нежной, задумчивой полесской красоты. Из леса выбежал тот, кто плотины рвёт — молодой, белокурый, синеглазый, в меняющей цвет одежде. Он бросился в озеро, стал кружиться и волновать сонную воду, ища что-то.

Из воды между кувшинок появились двое маленьких бледных детишек в беленьких рубашках — души детей, умерших некрещёными, потерчата. Они спросили того, кто плотины рвёт, зачем он им спать мешает, а тот ответил, что ищет Русалку, и стал ещё сильнее мутить воду.

Действие 1 . Мавка пробуждается ото сна. Лукаш и Мавка влюбляются друг в друга

Весна в разгаре. На зелёную опушку леса вышли дядя Лев и Лукаш.

…Где открещусь, где вколочу осину,
Где просто трижды плюну, да и всё.
Посеем возле хатки дикий мак,
Терлыч посадим около порога —
И не страшна нам никакая сила.

Лукаш исчез в тростнике, а дядя Лев скрылся за вербами. Выплыла на берег Русалка и стала громко звать Лесовика.

Из тростников послышался голос дудочки — всё в лесу стало расти и развиваться. Все волшебные создания просыпались от зимней спячки. Пробудилась Мавка, удивлённая красивой мелодией.

Дядя Лев рассказал Лукашу, как наловил рыбы, а Водяной опрокинул лодку, и дядя Лев чуть выбрался на берег. Пока Лукаш искал сухих веток для костра, к дяде Льву приблизилась белая женская фигура. Привидение дядя Лев заговорил, обороняясь кореньями и зельями из сумки, и оно отступило в туман.

Пришёл Лукаш, разжёг огонь и попросил дядю рассказать сказку, которую никто не знает. Дядя начал рассказывать, но вскоре задремал.

Русалка захотела извести Лукаша, подозвала потерчат и сказала, что Лукаш — такой же, как и их отец, который маму погубил. Потерчата попросили его утопить. Сама Русалка не могла этого сделать: ей запретил Лесовик. Она придумала заманить Лукаша в болото.

Увидев потерчат издали, Лукаш подумал, что это большие светляки, погнался за ними и угодил в болото. Мавка помогла ему выбраться. Русалка, застонав от досады, исчезла в тумане.

От крика проснулся дядя Лев, и Лукаш рассказал, что Мавка его спасла. Дядя с племянником ушли спать, а Мавка ещё долго блуждала между деревьями.

Действие 2 . Лукаш женится на смертной женщине. Мавка впадает в забвение

Позднее лето. На поляне хата уже построена, огород засажен, неподалёку пасся скот. Из хаты вышла мать Лукаша и сказала, что хватит ему на дудке играть да с Мавкой водиться, пора огородить загон.

Мать Лукаша хотела женить сына и нашла ему проворную невесту, Килину.

Припомни ты, какой была ты в ночь,
Когда любовь твоя лишь расцветала:
Тогда казалась ты лесной царевной,
Венок из звёзд сиял на тёмных косах, —
Тогда и счастье руки простирало
К тебе так жадно и несло дары!

Лесовик надел Мавке осенний наряд, она была красива, но бледна и слаба от переживаний. Появился тёмный, страшный призрак — тот, кто в скале сидит — и хотел забрать её к себе в забвенье, но Мавка с ужасом ответила, что ещё жива, и прогнала призрак.

Когда Лукаш посватался к Килине, Мавка призвала того, кто в скале сидит. Тот прикоснулся к девушке, она упала ему на руки, он набросил на неё свой чёрный плащ, и оба они провалились в землю.

Действие 3 . Смерть Лукаша. Перерождение Мавки

Осень. Дядя Лев умер. Его похоронили, как он и хотел, под дубом. Только дуб тот мать Лукаша с Килиной продали, остался пень.

Мавка освободилась от того, кто в скале сидит, когда Лукаша наказал Лесовик: превратил парня в оборотня. Девушка проснулась, когда сквозь каменные стены услышала протяжный, дикий вой Лукаша. В тот момент она постигла, что ей не суждено забвенье. Мавка спасла Лукаша, тот снова стал человеком. Теперь Мавка блуждала, как тень, у хаты Лукаша. Она была в чёрной одежде, в серой непрозрачной кисее, и только на груди красовался маленький калиновый пучок.

За то, что мать Лукаша и Килина неправильно себя вели в лесу, их наказали: заездили насмерть коней, подмочили стожок сена, испортили зерно. Килина и мать Лукаша постоянно ссорились, проклиная друг друга, в их доме поселились маленькие, заморённые, вечно голодные существа, злыдни, приносящие беды.

По просьбе Мавки Лукаш заиграл на дудке. Вначале мелодия была грустна, но вскоре побеждающая песнь любви покрыла печаль. Как поменялась музыка, так и поменялась зима вокруг: зацвело всё в лесу, тусклый, зимний день сменился ясной, лунной весенней ночью. Мавка вспыхнула прежней красотой в звёздном венке. Лукаш бросился к ней.

Ветер сбил белый цвет с деревьев. Летящий цвет закрыл влюблённую пару и перешёл в метель. Когда она немного утихла, снова предстал зимний пейзаж. Лукаш, прислонившись к берёзе, сидел один с закрытыми глазами с дудкой в руках. На его губах застыла счастливая улыбка. Снег запорошил его неподвижную фигуру и падал, падал без конца.

Микропересказ : Лесная нимфа влюбилась в парня и потеряла свою волшебную силу, когда тот женился на другой. Парня наказали, но нимфа его спасла. Зимой парень умер, а нимфа уснула, чтобы весной возродиться вновь.


Очень краткое содержание

В начале весны в дремучем лесу просыпались сказочные существа. Проснулась и Мавка, услышав красивую мелодию.


Ма́вка — лесная нимфа, тоненькая, с белыми руками, с чёрными воло­сами, в одежде цвета поры года, весной — в светло-зелёной, матерью считает вербу.

На дудочке играл Лукаш, который вместе с дядей собирался поселиться в этих местах.


Лука́ш — молодой хлопец, красивый, черно­бровый, стройный, с детским взглядом, рубаха навы­пуск подпо­я­сана красным поясом, на голове соло­менная шляпа, любит играть на дудке.

Дядя Лукаша умел обходиться с нечистой силой. Лесные сказочные существа его уважали и не трогали ни его, ни его родных.

Мавка с Лукашом влюбились друг в друга, проводили много времени вместе.

Появившаяся мать Лукаша невзлюбила Мавку, она подыскала для сына проворную невесту, вдову с детьми. Когда Лукаш посватался к вдове, Мавка захотела забвенья и попала в скалу к призраку.

Лукаш был наказан за измену: превратился в оборотня. Дикий вой Лукаша разбудил Мавку, и та расколдовала любимого, сама же была заклята вдовой: превратилась в вербу, впоследствии сгоревшую вместе с домом Лукаша.

Дядя Лукаша умер, мать и жена переехали в село, сам Лукаш остался в зимнем лесу и замёрз. Лесные существа уснули, чтобы весной пробудиться вновь. Из золы сгоревшей вербы весной должно было появиться новое дерево…

Подробный пересказ по действиям

Названия действий — условные.

Пролог

Начало весны. Старый, густой, дремучий лес на Волыни. Место дикое, таинственное, полное нежной, задумчивой полесской красоты. Из леса выбежал тот, кто плотины рвёт — молодой, белокурый, синеглазый, в меняющей цвет одежде. Он бросился в озеро, стал кружиться и волновать сонную воду, ища что-то.

Из воды появились двое маленьких бледных детишек в беленьких рубашках, потерчата — души детей, умерших некрещёными. Они спросили того, кто плотины рвёт, зачем он им спать мешает, а тот ответил, что ищет Русалку, и стал ещё сильнее мутить воду.


Русалка — хитрая, игривая, людей на дух не пере­носит, топит рыбаков, живёт в озере.

Потерчата стали умолять того, кто плотины рвёт, пощадить их убогую хатку, сказали, что Русалка на дне озера склонилась над рыбаком, и нырнули вглубь.

Посреди озера всплыл Водяной и стал ругать того, кто плотины рвёт, за безобразное поведение у них в лесу, за изменчивый и лукавый характер.


Водяной — отец Русалки, древний старик, с длин­ными седыми воло­сами и бородой до пояса, голос глухой, но сильный, в одежде цвета ила, на голове — корона из ракушек.

Действие 1 . Мавка пробуждается ото сна. Лукаш и Мавка влюбляются друг в друга

Весна в разгаре. На опушку леса вышли дядя Лев и Лукаш.


Дядя Лев — родной дядя Лукаша, старый, почтенный человек, с очень добрым лицом и длин­ными белыми воло­сами до плеч, в серой войлочной шапке, полот­няной одежде, светло-сером кафтане, в лаптях.

…Где открещусь, где вколочу осину,
Где просто трижды плюну, да и всё.
Посеем возле хатки дикий мак,
Терлыч посадим около порога —
И не страшна нам никакая сила.

Лукаш исчез в тростнике, а дядя Лев скрылся за вербами. Выплыла на берег Русалка и стала громко звать Лесовика.


Лесови́к — маленький боро­датый старичок, проворный, важный на вид, в одежде цвета поры года, Мавка назы­вает его то отцом, то дедом.

Из тростников послышался голос дудочки — всё в лесу стало расти и развиваться. Все волшебные создания просыпались от зимней спячки. Пробудилась Мавка, удивлённая красивой мелодией. Лесовик предостерёг Мавку держаться подальше от людей.

Появился Лукаш, а Мавка с Лесовиком спрятались. Лукаш захотел надрезать берёзу, чтобы нацедить соку, но Мавка схватила его за руку и запретила пить кровь её сестрицы. Лукаш впервые увидел лесную нимфу, она понравилась ему и внешностью, и красивой речью. А Мавке нравилось слушать игру Лукаша на дудочке, она тихо подпевала, качаясь на ветвях берёзы.

Дядя Лев позвал домой Лукаша, который с неохотой покинул Мавку.

Из лесной чащи вылетел Перелесник, захотел обнять Мавку, но та уклонилась и попросила забыть её.


Переле́сник — красивый юноша в красной одежде, с крас­но­ва­тыми буйными воло­сами, черно­бровый, с блестя­щими глазами.

Дядя Лев рассказал Лукашу, как наловил рыбы, а Водяной опрокинул лодку, и дядя Лев чуть выбрался на берег. Пока Лукаш искал сухих веток для костра, к дяде Льву приблизилась белая женская фигура. Привидение дядя Лев заговорил, обороняясь кореньями и зельями из сумки, и оно отступило в туман.

Пришёл Лукаш, разжёг огонь и попросил дядю рассказать сказку, которую никто не знает. Дядя начал рассказывать, но вскоре задремал.

Русалка захотела извести Лукаша, подозвала потерчат и сказала, что Лукаш — такой же, как и их отец, который маму погубил. Потерчата попросили его утопить. Сама Русалка не могла этого сделать: ей запретил Лесовик. Она придумала заманить Лукаша в болото.

Увидев потерчат издали, Лукаш подумал, что это большие светляки, погнался за ними и угодил в болото. Мавка помогла ему выбраться. Русалка, застонав от досады, исчезла в тумане.

От крика проснулся дядя Лев, и Лукаш рассказал, что Мавка его спасла.

Действие 2 . Лукаш женится на смертной женщине. Мавка впадает в забвение

Позднее лето. На поляне хата уже построена, огород засажен, неподалёку пасся скот. Из хаты вышла мать Лукаша и сказала, что хватит ему на дудке играть да с Мавкой водиться, пора огородить загон.


Мать Лукаша — ворч­ливая старуха, сестра дяди Льва, коман­дует сыном, руга­ется с братом, невзлю­била Мавку.

Лукаш послушался и пошёл рубить дерево, но Мавка попросила его использовать только сухие деревья и помогла принести их из леса.

Мать Лукаша хотела женить сына и нашла ему проворную невесту, Килину.


Кили́на — вдова с детьми, хитрая, бойкая моло­дица, с пышной фигурой, доби­лась женитьбы с Лукашом.

Мавку мать Лукаша невзлюбила, хотя та и помогала по хозяйству. Нимфа даже сменила по требованию матери Лукаша свой наряд на простую одежду умершей сестры Лукаша: заплатанную старую рубаху, юбку и фартук.

Дядя Лев вступался за Мавку, но помочь не мог. Отдав сестре надел земли в лесу и оставив ей с сыном дом, он уже не был здесь хозяином, не мог ужиться с сестрой из-за её характера и решил зимовать в деревне.

Мать Лукаша заставила Мавку жать жито, а это значило погубить раньше времени жившую в нём полевую русалку. Мавка порезала руку серпом, чтобы хоть ненадолго продлить жизнь сестрице.

Появилась мать Лукаша с Килиной. Килина похвасталась, что уже управилась с уборкой урожая, хотя ей и тяжело без мужа. Мать Лукаша не могла нарадоваться на такую хозяйку. Увидев, что Мавка даже не начала жать, мать Лукаша стала ругаться, а Килина забрала серп у Мавки и набросилась на жито. Мать Лукаша позвала сына помочь Килине.

Припомни ты, какой была ты в ночь,
Когда любовь твоя лишь расцветала:
Тогда казалась ты лесной царевной,
Венок из звёзд сиял на тёмных косах, —
Тогда и счастье руки простирало
К тебе так жадно и несло дары!

Лесовик надел Мавке осенний наряд, она была красива, но бледна и слаба от переживаний. Появился тёмный, страшный призрак — тот, кто в скале сидит — и хотел забрать её к себе в забвенье, но Мавка с ужасом ответила, что ещё жива, и прогнала призрак.

Когда Лукаш посватался к Килине, Мавка призвала того, кто в скале сидит. Тот прикоснулся к девушке, набросил на неё свой чёрный плащ, и оба они провалились под землю.

Действие 3 . Смерть Лукаша. Перерождение Мавки

Осень. Дядя Лев умер. Его похоронили, как он и хотел, под дубом. Только дуб тот мать Лукаша с Килиной продали, остался пень.

Мавка освободилась от того, кто в скале сидит, когда Лукаша наказал Лесовик: превратил парня в оборотня. Девушка проснулась, когда сквозь каменные стены услышала протяжный, дикий вой Лукаша. В тот момент она постигла, что ей не суждено забвенье.

Вернувшись, Мавка спасла Лукаша, тот снова стал человеком. Теперь Мавка блуждала, как тень, у хаты Лукаша. Она была в чёрной одежде, в серой непрозрачной кисее, и только на груди красовался маленький калиновый пучок.

За то, что мать Лукаша и Килина неправильно себя вели в лесу, их наказали: заездили насмерть коней, подмочили стожок сена, испортили зерно. Килина и мать Лукаша постоянно ссорились, проклиная друг друга, в их доме поселились маленькие, заморённые, вечно голодные существа — злыдни, приносящие беды.

Лукаш начал играть ту мелодию, которую когда-то играл Мавке. Дудка заговорила её голосом. Лукаш бросил играть и стал выпытывать у Килины, что это за дудка, и откуда появилась под домом верба. Килина захотела её срубить.

Лукаш заиграл на дудке. Ему казалось, что снова весна, и Мавка по-прежнему красива.

Шёл снег. Лукаш, прислонившись к берёзе, сидел один с закрытыми глазами с дудкой в руках. На его губах застыла счастливая улыбка. Снег запорошил его неподвижную фигуру и падал, падал без конца.

Пересказала Зоя Бумблис. За основу пересказа взят перевод М. Комиссаровой (М.: Художественная литература, 1988). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое описание.

Два контрастных мира находятся внутри человека – реальный и желаемый. И временами между ними происходит борьба.

Юноша Лукаш знакомится с лесной красавицей Мавкой с утонченной натурой и хозяйственной Килиной с приземленными взглядами на жизнь. Лукаш уже сделал выбор, но в его жизнь вмешивается мать. С этого момента и начинаются печальные события…

Хореография

народная артистка Украины

Балетмейстер-постановщик художник по костюмам

народная артистка Украины

Дирижеры

лауреат международного конкурса

Художник-постановщик

заслуженный художник Украины

Художник по костюмам

народная артистка Украины

Балетмейстеры

заслуженная артистка Украины

Репетиторы по балету

народная артистка Украины

Концертмейстеры

Помощник режиссера

Мавка, лесная девушка

народная артистка Донецкой Народной Республики

лауреат международного конкурса

Лукаш, молодой юноша

заслуженный артист Донецкой Народной Республики

заслуженный артист Украины

Килина, молодая женщина, вдова

лауреат международного конкурса

Мать Лукаша

лауреат международного конкурса

Перелесник

заслуженный артист Донецкой Народной Республики

Русалка водяная

лауреат международного конкурса

Куц, лесной чертик

Лесовик

заслуженный артист Украины

Водяной

Потерчата, болотные огоньки, гости свадьбе, русалки, полевые цветы, снежинки

Содержание

Киевский театр оперы и балета им. Т. Шевченко


Первопрочтение балета осуществили балетмейстер Сергей Сергеев, дирижёр-постановщик Борис Чистяков, художник А. Хвостенко-Хвостов. Первые исполнители: Мавка — Антонина Васильева, Лукаш — Александр Бердовский, Перелесник — Анатолий Белов, Килина — Валентина Шехтман, Русалка водяная — Наталия Скорульская, Русалка полевая — Евгения Ершова, Тот, кто плотины рвет — Николай Апухтин.

26 мая 1958 года — премьера новой хореографической версии балета М. Скорульского в Киевском театре оперы и балета им. Т. Г. Шевченко.

Балетмейстер Вахтанг Вронский, при участии Наталии Скорульской, дирижёр — Борис Чистяков, художник-постановщик — Анатолий Волненко. Первые исполнители [2] : Мавка — Евгения Ершова, Лукаш — Николай Апухтин, Перелесник — А. А. Белов, Килина, Русалка полевая — Р. Еницкая, Тот, кто плотины рвёт — Фёдор Баклан. Балетовед Лидия Долохова среди первых исполнителей в постановке В. Вронского 1958 года называет: Мавка — Алла Гавриленко, Евгения Ершова, Елена Потапова, Лукаш — Николай Апухтин, Роберт Клявин, Перелесник — Анатолий Белов, Фёдор Баклан, Русалка водяная — Алла (Розалия) Минчин, Килина — Валерия Ферро [3] .

В Киевском театре оперы и балета четыре раза возобновляли постановку В. Вронского:

4 апреля 2000 года — балетмейстер возобновления В. В. Литвинов. Сценограф — Мария Левитская, художник по костюмам — Наталья Кучеря, балетмейстеры-репетиторы — Варвара Потапова и Николай Прядченко, дирижёры Владимир Кожухарь и Аллин Власенко [8] .

— Юрий Станишевский, "Украинский балетный театр: история и современность" [9]

Донецкий театр оперы и балета

Одесский театр оперы и балета

1962 — балетмейстер Н. Трегубов, опираясь на образное решение своего киевского коллеги, воплотил партитуру М. Скорульского на сцене Одесского театра оперы и балета [7] .

Рижский театр оперы и балета

Харьковский театр оперы и балета им. Н. В. Лысенко

Выдающиеся исполнители в балете М. Скорульского

Первой создательницей образа Мавки в хореографическом первопрочтении балета М. Скорульского в 1946 году балетмейстером С. Н. Сергеевым в Киевском театре оперы и балета стала Антонина Васильева.

В постановке Харьковского театра оперы и балета (1971, балетмейстер А. Пантыкин) в образах Мавки и Лукаша по-новому раскрылись дарования Светланы Колывановой и Теодора Попеску [12] .

Премьера состоялась 2 мая 1961 года в Большом театре, Москва.

Балетмейстеры-постановщики — Ольга Тарасова, Александр Лапаури, дирижёр — Б. И. Чистяков, художник — А. П. Васильев.

Действующие лица в балете М. Скорульского

  • Мавка
  • Лукаш
  • Перелесник
  • Тот, кто плотины рвёт
  • Русалка водяная
  • Куць
  • Килина
  • Русалка полевая
  • Водяной
  • Дядя Лев
  • Лесовик
  • Мама Лукаша
  • Лукашик, сын Килины
  • Потерчата

Краткое содержание балета М. Скорульского

Действие первое

Ранняя весна. Древний густой лес на Волыни, озеро, зеленеет первый ряст. На лесную поляну выбежал Тот, кто плотины рвет и закружил в стремительном танце с Русалкой водяной, дочерью старого Водяного, уговаривая её убежать с ним. Просыпается сердитый Водяной и прогоняет соблазнителя, а непослушную Русалку забирает на дно [13] .

В лес пришли дядя Лев с Лукашом. Норовистая водяная Русалка хочет их защекотать, но Лесовик не позволяет. Просыпается от зимнего сна лесная Мавка. Как солнечный лучик она танцует на поляне, зачарованная мелодией весны, которую вдалеке играет Лукаш на свирели. Мавка внезапно появляется перед юношей в то мгновение, когда он хочет надрезать ножом берёзу. Мавка просит Лукаша не губить её сестру. Лукаш очарован Мавкой, но его зовет дядя Лев.

Из леса вылетает на поляну полыхающий огнём Перелесник, он хочет обнять Мавку, но она от него убегает. Дядя Лев с племянником вновь появляются на лесной поляне, у костра дядя Лев засыпает. Когда озорная Русалка и лесной чёртик Куць заманивают Лукаша в болото, Мавка спасает юношу. Дядя Лев благодарит Мавку, и уводит с собой племянника. Мавку пытаются развлечь своими танцами русалки и лесные черти. Мавка переполнена неведомыми ей до тех пор чувствами и уходит вслед за Лукашом.

Действие второе

Позднее лето. На лесной поляне Лукаш построил себе хату. Но не по нраву матери Лукаша неприспособленная к работе по хозяйству невестка. Наказывает мать Лукаша Мавке жать жито, а сама приводит из села проворную и бойкую молодую вдову Килину. Только Мавка взмахивает серпом, из жита появляется её сестрица Русалка полевая и уговаривает пожалеть её. Мавка соглашается и ранит свою руку, чтоб оправдаться перед матерью Лукаша. Увидев, что работа не сделана, та поручает жатву Килине, Лукаш помогает молодице вязать снопы. Килина затевает игру с Лукашом и быстро увлекает его. Лукаш забывает Мавку. Мавка возвращается к своим лесным друзьям, но не может забыть Лукаша. Налетает Перелесник и кружит Мавку в танце. Внезапно появляется Тот, кто в скале сидит и зовет к себе Мавку. Все убегают прочь. Мавка встречает Лукаша, но он отталкивает её: Лукаш просватал Килину. В поисках забытья Мавка бросается в объятия Того, кто в скале сидит.

В селе празднуют свадьбу Килины и Лукаша. Когда сельчане провожают молодых в их хату, Лукашу вдруг видится на пороге печальный образ Мавки, и его охватывает отчаянье от своего предательства. Покинув Килину и гостей, он убегает в лес.

Действие третье

Поздняя осень. Лесные жители мстят Лукашу за предательство Мавки. Он теряет разум. Куць приводит к хате Лукаша злыдней. Чудодейственной силой своего чувства Мавка освобождается из скалы и приходит к Лукашу. Увидев Мавку, Лукаш от стыда бросается прочь. Мавка ждет Лукаша возле его хаты.

Килина и мать Лукаша ссорятся. Килина замечает Мавку и заклинает её. Мавка превращается в вербу. Появляется Лукаш с помутненным рассудком. Сын Килины вырезает из вербы дудку и просит Лукаша сыграть ему. Раздается мелодия, которую Лукаш когда-то играл для Мавки. Разгневанная Килина уговаривает Лукаша срубить вербу, но тот не может поднять на неё руку. Килина сама берется за топор, однако появляется Перелесник и охватывает вербу огнём. От вербы огонь переходит на хату, мать Лукаша и Килина еле успевают спасти пожитки, а вместе с ними выносят злыдней. Они уходят в село, а Лукаш остается в лесу, играя песню своей потерянной любви.

Зимней холодной ночью к тоскующему Лукашу приходит бесплотная тень Мавки. Неподвластная физической смерти сила их чувства возрождается в музыке, воплощаясь как извечная мелодия весны и любви. Мелодия, которой Мавка отдала своё тело, а Лукаш дал ей душу. Невесомая белоснежная тень Мавки приносит Лукашу прощение и исчезает. Светает, вокруг Лукаша кружат холодные снежинки.

Эпилог

И вновь природа возрождается к жизни. В цветущем весеннем лесу Лукашик играет мелодию, которую Лукаш когда-то играл для Мавки.

Напишите отзыв о статье "Лесная песня (балет)"

Примечания

Литература

Ссылки

Отрывок, характеризующий Лесная песня (балет)

Авторы сценария поставили своей целью как можно более точно и полно передать содержание произведения Леси Украинки, воссоздать в музыке и хореографии эмоциональный колорит, сберечь основные образы и сюжетные ситуации, внутреннюю логику и последовательность драматургического развития, в котором реальное переплетается со сказочным. Однако, как и любое литературное сочинение, "Лесную песню" нельзя было "перевести" на музыкально-хореографический язык без надлежащего учета законов балетного жанра. Отсюда возникли необходимые скоращения ряда эпизодов и наоборот - расширение других и даже введение новых (в частности, были сочинены сцены лесных гуляний и свадьба Килины и Лукаша). Так характеризует сценарную основу балета музыковед М.П.Загайкевич [1] .

Музыка М.Скорульского, по словам М.Загайкевич, наделена эмоциональной наполненностью, сочными оркестровыми красками. Проникновенная мелодичность, лиризм, романтическая окрыленность - доминирующие свойства партитуры балета. В музыкальной ткани "Лесной песни" значительное место занимают народно-песенные мотивы. Большое внимание композитор уделил музыкальному фольклору Волыни (драма-феерия Леси Украинки выросла из волынских поверий и легенди, народной фантазии, одушевляющей и мифологизирующей природу).

Балет "Лесная песня" был завершен М.Скорульским в 1936 году. Балет принял к постановке Киевский театр оперы и балета, однако к началу Великой Отечественной войны балет не был поставлен.

Премьера "Лесной песни" М.Скорульского состоялась в феврале 1946 года [1] или 2 марта 1946 года [2] .


Программка к классической постановке балета "Лесная песня" М.Скорульского в хореографии В.Вронского (1958), оформлении А.Волненко. Издание Национальной оперы Украины, 2009. Мавка - Анна Дорош, народная артистка Украины, Лукаш - Максим Чепик, заслуженный артист Украины

Первопрочтение балета осуществили балетмейстер Сергей Сергеев, дирижер-постановщик Борис Чистяков, художник А.Хвостенко-Хвостов. Первые исполнители: Мавка - Антонина Васильева, Лукаш - Александр Бердовский, Перелесник - Анатолий Белов, Килина - Валентина Шехтман, Русалка водяная - Наталья Скорульская, Русалка полевая - Евгения Ершова, Тот, кто плотины рвет - Николай Апухтин.


26 мая 1958 года - премьера новой хореографической версии балета М.Скорульского в Киевском театре оперы и балета. Ее осуществили балетмейстер Вахтанг Вронский, при участии Н.М.Скорульской, дирижер - Б.Чистяков, художник-постановщик - Анатолий Волненко. Первые исполнители [2] : Мавка - Е.Ершова, Лукаш - Н.Апухтин, Перелесник - А.А.Белов, Килина, Русалка полевая - Р.Еницкая, Тот, кто плотины рвёт - Фёдор Баклан.

По оценке украинского историка балета Ю.Станишевского второе сценическое рождение "Лесной песни" - "положило начало качественно нового этапа в развитии украинского балетного театра". [3] . Постановка была "дважды с огромным успехом показана в Москве - в ноябре 1960 года на сцене Большого театра СССР во время Третьей декады украинской литературы и искусства и в декабре 1962 года на сцене Кремлевского дворца съездов в дни триумфальных гастролей киевского оперно-балетного коллектива" [3] . Постановка "Лесной песни" вошла в золотой фонд достижений театра [4] . Единодушное одобрение получило оформление художника А.Волненко, поэтично воспроизводившее красоту природы Волыни и причудливый мир фантастических сцен балета [5] . Большой и длительный успех постановки В.Вронского привлек внимание к "Лесной песне" и других балетных коллективов [6] .


Постановки "Лесной песни" М.Скорульского в других городах:

1961 - балетмейстер Н.М.Скорульская перенесла киевскую версию балета "Лесная песня" на сцену Донецкого театра оперы и балета, произведя некоторые изменения в массовых композициях и сольных партиях. [6] .

1962 - балетмейстер Н.Трегубов, опираясь на образное решение своего киевского коллеги, воплотил партитуру М.Скорульского на сцене Одесского театра оперы и балета. [6]

1963 - балетмейстер В.Вронский поставил "Лесную песню" М.Скорульского в Риге.


В Киевском театре оперы и балета трижды возобновляли постановку В.Вронского:

1972 - балетмейстер Н.М.Скорульская


На основе последнего возобновления "Лесной песни" в хореографии В.Вронского на киевской сцене Японская радиовещательная корпорация в 1991 году сняла видеофильм "Лесная песня". [1]

Балет "Лесная песня" М.Скорульского в хореографии В.Вронского со времени возобновления 1991 года регулярно идет на сцене Национальной оперы Украины.

Премьера состоялась 2 мая 1961 года в Большом театре, Москва. Балетмейстеры-постановщики - О.Г.Тарасова, А.А.Лапаури, дирижёр - Б.И.Чистяков, художник - А.П.Васильев. Исполнители: Мавка - Раиса Стручкова, Екатерина Максимова, Лукаш - Геннадий Ледях, Владимир Васильев [2] .

  • Мавка
  • Лукаш
  • Перелесник
  • Тот, кто плотины рвет
  • Русалка водяная
  • Куць
  • Килина
  • Русалка полевая
  • Водяной
  • Дядя Лев
  • Лесовик
  • Мама Лукаша
  • Лукашик, сын Килины
  • Потерчата

Действие первое

Ранняя весна. Древний густой лес на Волыни, озеро, зеленеет первый ряст. На лесную поляну выбежал Тот, кто плотины рвет и закружил с Русалкой водяной, дочерью старого Водяного, уговаривая ее убежать с ним. Просыпается сердитый Водяной и проганяет соблазнителя, а непослушную Русалку забирает на дно.

В лес пришли дядя Лев с Лукашом. Русалка водяная хочет их защекотать, но Лесовик прогоняет ее. Просыпается от зимнего сна лесная Мавка. Как солнечный лучик она танцует на поляне, зачарованная мелодией весны, которую вдалеке играет Лукаш на свирели. Мавка внезапно появляется перед юношей в то мгновение, когда он хочет надрезать ножом березу. Мавка просит Лукаша не губить ее сестру. Лукаш очарован Мавкой, но его зовет дядя Лев.

Из леса вылетает на поляну полыхающий огнем Перелесник, он хочет обнять Мавку, но она от него убегает. Дядя Лев с племянником вновь появляются на лесной поляне, у костра дядя Лев засыпает. Когда озорная Русалка и лесной чертик Куць заманивают Лукаша в болото, Мавка спасает юношу. Дядя Лев благодарит Мавку, и уводит с собой Лукаша. Мавку пытаются развлечь своими танцами русалки и лесные чертики, но Мавка переполнена неведомыми ей до тех пор чувствами.

Действие второе

Позднее лето. На лесной поляне Лукаш построил себе хату. Но не по нраву матери Лукаша такая неприспособленная к работе по хозяйству невестка как Мавка. Наказывает она Мавке жать жито, а сама приводит из села проворную и бойкую молодую вдовушку Килину. Только Мавка взмахивает серпом, из жита появляется ее сестрица Русалка полевая и уговаривает пожалеть ее. Мавка соглашается и ранит свою руку, чтоб оправдаться перед матерью Лукаша. Увидев, что работа не сделана, та поручает жатву Килине, Лукаш помогает молодице язать снопы. Килина затевает игру с Лукашом и быстро увлекает его. Лукаш забывает Мавку. Мавка возвращается к своим лесным друзьям, но не может забыть Лукаша. Налетает Перелсник и кружит Мавку в танце. Внезапно появляется Тот, кто в скале сидит и зовет к себе Мавку. Все убегают прочь. Мавка встречает Лукаша, но он отталкивает ее: Лукаш просватал Килину. В поисках забытья Мавка бросается в объятия Того, кто в скале сидит.

В селе празднуют свадьбу Килины и Лукаша. Когда сельчане провожают молодых в их хату, Лукашу вдруг видится на пороге печальный образ Мавки, и его охватывает отчаянье от своего предательства. Покинув килину и гостей, он убегает в лес.

Действие третье

Поздняя осень. Лесные жители мстят Лукашу за предательство Мавки и он теряет разум. Чудодейственной силой своего чувства Мавка освобождается из забытья и приходит к Лукашу. Увидев Мавку, Лукаш от стыда бросается прочь. Мавка ждет Лукаша возле его хаты. Куць приводит к хате Лукаша злыдней.

Килина и мать Лукаша ссорятся. Килина замечает Мавку и заклинает ее. Мавка превращается в вербу. Появляется Лукаш с помутненным рассудком. Сын Килины вырезает из вербы дудку и просит Лукаша сыграть ему. Раздается мелодия, которую Лукаш когда-то играл для Мавки. Разгневанная Килина уговаривает Лукаша срубить вербу, но тот не может поднять на нее руку. Килина сама берется за топор, однако появляется Перелесник и охватывает вербу огнем. От вербы огонь переходит на хату, мать Лукаша и килина еле успевают спасти пожитки, а вместе с ними выносят злыдней. Они уходят в село, а Лукаш остается в лесу, играя песню своей потерянной любви.

Зимней холодной ночью тоскующему Лукашу приходит бесплотная тень Мавки, она проплывает по воздуху в белоснежных одеждах, в музыке будто бы вновь расцветает их любовь, тень Мавки приносит Лукашу прощение и исчезает. Светает, вокруг Лукаша кружат холодные снежинки.

Эпилог

Цветущий весенний лес, природа возродилась, на поляне появляется Лукашик и играет мелодию, которую Лукаш когда-то играл для Мавки.

Читайте также: