Балет ленинградская симфония краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Живым и павшим, тем, кто победил в Великой Отечественной войне.

И вдруг откуда-то с колосников, а впечатление, что с неба, на сцену с грохотом падает множество солдатских кирзовых сапог. Началась война! И артисты балета, чьи изящные ноги приучены к пуантам и легким туфлям, танцуют в этих сапогах. Они никуда не уходят со сцены, только звучит в разных ритмах стук их кирзачей, но публика безошибочно чувствует, что эти молодые ребята и девушки идут на фронт и падут там, и едва сдерживает слезы. Главные герои – Девушка (Наталья Боброва) и Юноша (Георгий Болсуновский) – притягивают внимание зала на протяжении всего спектакля. У каждого из них свой хореографический образ, как в мирной жизни, так и в военной, и оба солиста растворяются в своих образах, впрочем, как и все артисты, участвующие в спектакле, включая кордебалет. Удивительно, откуда у таких молодых артистов такое прочувствование войны!

Танцы в спектакле не следуют за музыкой, а рождаются из вслушивания в неё и несут зрителям мысль о том, что героизм жителей СССР в период Великой Отечественной войны стал явлением массовым, чуть ли не рядовым, а сплоченность людей была нерушимой. И именно этой сплоченности так не хватает нам в современной жизни. Но это уже мысль не хореографов, а моя.

Одноактный балет на музыку первой части Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Сценарист и балетмейстер И. Бельский, художник М. Гордон, дирижер Е. Дубовской.

Премьера состоялась 14 апреля 1961 года в Ленинградском академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр).

Луч прожектора высвечивает фигуру атлетически сложенного Юноши, стоящего спиной к залу. Сцена светлеет. Пробегает Девушка. Затем сцена заполняется молодежью. Движения юношей и девушек полны красоты и уверенности, в них есть намек на элементы труда, спорта, игры. И также неотчетливо, отдельными штрихами, вырисовываются ленинградские приметы: шпиль Адмиралтейства, пролеты моста через Неву, гранитная набережная.

Чуть меняется освещение, и чувствуется завораживающая атмосфера белой ночи, околдовавшей каждую пару. Молодые так упоены близостью друг друга, чудесной летней ночью, так погружены в свой внутренний мир, что не слышат то страшное, что уже несколько тактов звучит, еле слышно, но зловеще.

Это сухой треск барабанного ритма, начинающего тему фашистского нашествия. Кто-то, наконец, заметил. Кто-то закрыл лицо руками. Блеклую синеву неба прочеркнул прожектор, другой скрестил с ним свой луч. И сразу возник тревожный военный пейзаж. Четкий военный шаг сменяет лирическую мягкость движений мирной прогулки. Прощание. Проводы.

Все ожесточенней и бесчеловечней звучит тема нашествия, все напряженнее разворачивается картина великой битвы за родную землю. В какое-то мгновение кажется, что все погибло, не остановить вражеской лавины. Именно сейчас проявляет свое гнусное нутро Предатель. Он падает к ногам фашистов, лижет их сапоги. Но даже они, варвары, презирают его и с омерзением перебрасывают его ногами друг другу. В другом эпизоде раскрываются трагические картины угона в рабство женщин.

Но силы народа неисчерпаемы! Выбегает один герой, второй, третий. Враги наступают. Герои бьются до последнего вздоха. На поле недавней битвы приходит Девушка. Ее движения на фоне траурного запева воспринимаются как реквием памяти героям. Застывшие группы женщин ассоциируются с горестными фигурами плакальщиц на античных вазах. Тема бессмертия героев достигает кульминации в эпизоде, когда пурпурный стяг падает к основанию обелиска, воздвигнутого героям на вечные времена.

Тему нашествия композитор вводит исподволь, и она осознается не сразу. Хореограф предлагает выразительное адекватное решение: пары на сцене, как бы не веря случившемуся, некоторое время продолжают покачиваться. Осознав беду, женщины словно виснут в плаче на тех, с кем прощаются навсегда. Подруги прижимаются к любимым, их пластика становится тревожной. Юноши отступают в глубину сцены и смыкают ряды. Упругий прыжок с энергичным поворотом, чеканный шаг, вновь прыжок — солдаты идут на войну.


Афиша первого представления
© Мариинский театр


Сцена из балета. 1961 год
© Мариинский театр


Михаил Гордон. Эскизы костюмов: Юноша (слева), Варвары (справа)
© Мариинский театр


Сцена из балета. 1967 год
© Мариинский театр / Фото Павла Боярова


Юноша – Юрий Соловьев. Январь 1967 года
© Мариинский театр / Фото Виктора Габая

В партии Юноши также выступали Анатолий Нисневич, Олег Соколов, Александр Грибов; их Девушками были Алла Сизова, Калерия Федичева, Габриэла Комлева, Наталья Макарова.


Михаил Гордон. Эскиз костюмов Девушки и ее подруг. Девушка – Калерия Федичева (в центре). 1967 год
© Мариинский театр / Фото Виктора Габая


— Гамма будет монохромной, — подчеркнула художник по костюмам Татьяна Ногинова. — Цвета практически нет, поскольку это элегия, трагическая история. Нам важно показать красоту тела, которое споет эту песню. Не нужно быть многословным, когда работаешь с трагедией.

Вячеслав Хомяков

Очень хорошо показал себя оркестр.

Венчает все торжество духа — главная победная сила в спектакле. Духа людей, которые пожертвовали всем, в том числе и своей жизнью, для нашего с вами счастья. Вот что должны научиться показывать артисты на сцене.

Татьяна Ногинова

Сейчас, конечно, совсем другие ткани, если сравнивать со временем первой постановки. годом. Тогда использовали шерстяное джерси — оно провисало на коленках, выглядело некрасиво. Или, например, только пришедший в то время в театр эластан, который тоже вытягивался. У нас есть материалы, которые позволяют без дефектов демонстрировать красоту человеческого тела.

Еще одна задача — хитоны для девушек. Мы берем крепдешин разной плотности для различных групп исполнительниц: там, где нужны летящие линии — он легче, для большей статуарности — тяжелее. Хотим добиться плакучего силуэта.

Была большая проблема с костюмами для группы исполнителей — Варваров. На первоначальном эскизе Гордона они были в шерстяном трико и сапогах с широким раструбом. Это придавало им комичности. Мы поменяли комбинезоны на футболки и штаны-галифе, по форме напоминающие одежду времен Второй мировой войны и сапоги без раструба, чтобы не укорачивать ноги артистам. Цветовая гамма, пропорции в костюмах остались прежними. Мы бережно отнеслись к реконструкции.

Читайте также: