Балерина политотдела краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Неприкосновенный запас (Рассказы и повести)

Юрий Яковлевич ЯКОВЛЕВ

Рассказы и повести

В книгу входят известные повести и рассказы Ю. Яковлева о подростках и для подростков.

Игра в красавицу

Автопортрет. (c) "Знамя", No 1, 1979 г.

"Иван-Виллис". (c) "Знамя", No 2, 1982 г.

КОМАНДИР РОТЫ. (c) Издательство "Молодая гвардия", 1979 г.

(c) Издательство "Молодая гвардия", 1979 г.

Девочка, хочешь сниматься в кино?

(c) Издательство "Молодая гвардия", 1979 г.

Травести. (c) Издательство "Молодая гвардия", 1979 г.

Гонение на рыжих

Р А С С К А З Ы

ВРЕМЕННЫЙ ЖИЛЕЦ ИГРА В КРАСАВИЦУ СРЕТЕНСКИЕ ВОРОТА

СЕРДЦЕ ЗЕМЛИ СЫН ЛЕТЧИКА АВТОПОРТРЕТ

"ИВАН-ВИЛЛИС" КОМАНДИР РОТЫ

Лелька сидит на крыльце и штопает чулок. Она поленилась разыскать грибок и штопает прямо на коленке. Осторожно, чтобы не уколоться, она то опускает, то поднимает блестящее острие иглы. Розовая коленка постепенно скрывается под штопкой, похожей на листок тетради в клеточку.

В степи жарко. Ничего не хочется делать. А сидеть совсем без дела скучно. Вот Лелька и придумала себе занятие.

Когда она наклоняется вперед, одна из косичек соскальзывает с плеча и ложится на ключицу. Лелька недовольно водворяет косичку на место - за спину. Она делает это резко, будто хочет забросить ее подальше, раз и навсегда.

Коленка почти упирается в подбородок. Иголка тянет за собой рыжую нитку. Лелька так увлеклась работой, что не замечает, как отворяется калитка и кто-то входит в палисадник. Когда девочка поднимает глаза, перед ней стоят Федор Федорович, председатель поселкового Совета, и незнакомый военный. Лицо Федора Федоровича коричневое, испеченное на солнце. А военный - бледнолицый. Он еще не загорел на степном солнышке. В одной руке он держит чемодан, в другой, согнутой в локте, - шинель.

- Здравствуй, хозяйка, - говорит Федор Федорович.

- Здрасте, - отзывается Лелька и встает со ступеньки.

Она не выпускает из рук иглу, и короткая нитка не дает ей выпрямиться. Одна нога в чулке, а другая безо всего, голая. Косичка снова соскользнула с плеча. Вид у Лельки, вероятно, смешной, потому что военный отворачивается в сторону, чтобы скрыть улыбку.

- А где мать? - спрашивает Федор Федорович.

Он спрашивает, а военный молчит. Стоит за Федором Федоровичем и из-за плеча смотрит на Лельку. Девочке кажется, что он разглядывает ее заштопанную коленку. Ей хочется прикрыть коленку, но сарафан короткий.

- Мама пошла в сельпо, - отвечает Лелька и краснеет.

Иголка выскальзывает из рук и, поблескивая, раскачивается на нитке.

- Ну, вот что, - говорит Федор Федорович, - ты, конечно, слыхала про снаряды?

Лелька мотнула головой. Она слышала, что в степи, неподалеку от поселка, обнаружили завалившуюся землянку со снарядами - артпогребок. Артпогребок был брошен немцами много лет назад. А теперь нашелся. Говорят, что он заминирован.

- Так вот, - продолжает председатель поселкового Совета, - прибыли саперы обезвреживать. Солдат мы поместили в школе, а командира. - Федор Федорович кивает на военного и слегка подталкивает его вперед, - а командира мы хотим определить к вам.

Лелька снова кивает.

- Места у вас много. Думаю, мать возражать не будет?

- Ага, - соглашается Лелька, будто она заранее знает, что мама не будет возражать.

- Тогда знакомьтесь. Лейтенант. - Федор Федорович вопросительно смотрит на военного.

- Шура, - подсказывает он.

- Лейтенант Шура. А это Лелька.

- Очень приятно, - говорит лейтенант, а Лелька снова краснеет. Она ничего не может с собой поделать. Краска стыда по малейшему поводу заливает ее лицо, обдает его жаром и отравляет Лельке жизнь.

Девочка покраснела, будущий жилец отвернул лицо, чтобы скрыть улыбку, а Федор Федорович почесал седую щетину, которая проступает, как соль, на его запеченной, коричневой щеке.

- Сейчас мы пойдем в степь, - распоряжается председатель. - Вещи лейтенант оставит здесь. А придет мать, ты предупреди ее.

Лейтенант Шура подходит к крыльцу и вопросительно смотрит на Лельку:

- Можно здесь поставить?

- Ага! - кивает Лелька и закусывает губу, будто губа - виновница ее смятения.

Лейтенант поставил на крыльцо зеленый чемодан, положил на него шинель.

- Пошли! - почти скомандовал Федор Федорович.

И они зашагали к калитке.

Когда неожиданные гости ушли, Лелька облегченно вздохнула и опустилась на ступеньку, согретую солнцем. Первым делом она поджала ноги и прикрыла подолом сарафана заштопанную коленку.

Рядом, на ступеньке, стоял чемодан, а на нем лежала сложенная пополам шинель. Шинель была серой и шершавой. От нее пахло валенками. На погонах весело поблескивали звездочки - по две на каждом.

Лелька покосилась на чужие вещи и быстро стянула с ноги заштопанный чулок. Будто вместе с чемоданом и шинелью в доме остался жилец и его насмешливые глаза продолжали рассматривать Лельку, отыскивая, над чем бы посмеяться. Лелькин дом маленький, но двухэтажный. Вернее, на чердаке папа при жизни сделал небольшую комнатку "для гостей". Когда приезжал дядя Митя, его помещали на втором этаже. С тех пор гостей не было. Но за комнатой сохранилось название - "для гостей". Вот туда-то Лелька и решила определить жильца.

По крутой лестнице она полезла наверх с чужими вещами. Зеленый чемодан ударялся о верхние ступеньки, а шинель волочилась по нижним.

В комнате "для гостей" не было почти никакой мебели. Стол, топчан и табуретка составляли все ее убранство. Зато из маленького окошка была видна степь.

Лелька поставила вещи лейтенанта Шуры в уголок, чтобы он не подумал, что они кого-нибудь интересуют, и, хлопнув дверью, сбежала вниз.

Лейтенант Шура вернулся домой поздно.

Солнце докатилось до края степи и растеклось по небу вишневым заревом. Откуда-то появился прохладный ветерок, который днем, в присутствии солнца, не решался высунуть на улицу нос. Но земля продолжала дышать жаром, как печь, в которой недавно погасли последние угольки.


Книга рекомендована для детей среднего и старшего школьного возраста (маркировка на обложке 12+) и всем, кто любит хорошие, эмоциональные и глубокие книги о Великой Отечественной войне.


Дмитрий Мацюк специально для Букландии


Великая Отечественная война…тема сложная, трагичная, а особенно если она касается детей, детей на войне.

Много об этом было снято фильмов, поставлено спектаклей и, конечно же, написано книг. Дети и подростки наравне с взрослыми сражались с врагом, как могли, как умели в свои юные годы. Именно об этом рассказывает книга замечательного писателя, сценариста, автора многих книг для подростков и юношества Юрия Яковлевича Яковлева.

По предписанию политотдела, лейтенанту Корбуту, бывшему до войны балетмейстером, велено было собрать небольшую танцевальную группу, которая с концертами будет ездить по военным частям. Но в условиях военного времени это казалось просто невозможным.

И лейтенант вспоминает детей, с которыми до войны занимался в Пионерском дворце в Ленинграде, и решил попробовать собрать именно их…

Сколько сил пришлось потратить ребятам, которых он смог найти, чтобы снова начать танцевать. Ведь блокадный Ленинград сделал свое страшное дело – погрузил этих совсем еще юных ребят в голод, холод, бомбежки. Но они смогли, смогли танцевать через боль, истощение, страх. По первому зову ездили они в самые отдаленные уголки фронта, выступали порой и под свистящими пулями, и перед тяжело раненными в госпиталях, поднимали боевой дух солдат, тем самым внося свою лепту в общую копилку победы.

В основу повести легла подлинная история.

ТРИ ШАГА НАВСТРЕЧУ К КНИГЕ:

2 ШАГ — читайте книгу онлайн

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«Зрители замерли. Не дышат. На глазах у женщин – слёзы. Не лёгкое дело смотреть, как танцуют блокадные дети. А они, медработники, лучше других понимают, каких усилий и боли стоит этот танец. Танцуют, танцуют! Помнят все движения. Только нет лёгкости. Да в бою и не может быть лёгкости! Вадик так разошёлся, что сделал глубокий выпад: натянул поводья. Молодец! А неделю тому назад мы везли его на санях с блокадным диагнозом: утратил интерес к жизни. Хорошо, хорошо, Вадик! Я уже не думаю, а произношу вслух. Может быть, даже кричу: “Хорошо, Вадик! Теперь хватит, поднимайся!” А подняться он не может – нет сил, упал на колено… остановилась тачанка, припала на одно колесо. Кони уронили головы. Ранило возницу. А дядя Паша ещё играл по инерции. Потом баян умолк. Зал был тих. Словно не было в нём зрителей. Никто не хлопал, никто не переговаривался. Только беззвучные парки от дыхания…

И тогда встал полковой комиссар, одёрнул гимнастёрку, поднялся на сцену, где ребята помогали встать Вадику.

Честно говоря, редко встречаются такие книги. Такие, где честный, откровенный разговор, психологическая точность образов, глубокие и важные мысли выражены таким великолепным в своей ясности и точности языком. Это когда нет второго дна, но есть глубина. Когда совпадают идея и жизненная достоверность. Когда светло и горько одновременно.

В этом удивительная сила небольшой повести Юрия Яковлева. В жизни, преодолевающей всё. И в любви – к каждому солдату, к своему ближнему. Ведь именно из любви к ним Тамара танцевала под огнём. Танцевала так, что даже немцы не решились поднять в этот момент оружие.

Я думаю, призвание этих произведений: показать, какими удивительными, стойкими, великодушными и милосердными могут быть люди, что они могут преодолеть, вытерпеть. И всё это наш самый верный ориентир на пути к пониманию Великой Отечественной войны и Победы.

Герман, Ю. П. Вот как это было [Текст] : [повесть: 6+ ] /Ю.П. Герман; худож. Фадеева О.А. - Москва : Речь, 2016. - 79 с. : ил.

Дубровин, Виктор Борисович. Мальчишки в сорок первом [Текст] : [повесть : 6+] / В.Б. Дубровин; Рис. В. Вальцефера. - [2-е изд.]. - Ленинград : Дет. лит. [Ленингр. отд-ние], 1973. - 128 с. : ил.

Карасёва, Вера Евгеньевна. Кирюшка [Текст] : [рассказы : 6+] / Вера Карасёва ; рис. Абрама Резниченко. - Санкт-Петербург : Речь, 2016. - 61, [2] с. : ил.; 24 см. - (Серия "Как это было").

Э. Фонякова. Хлеб той зимы [Текст] : [повесть : 6+] / Элла Фонякова ; иллюстрации Людмилы Пипченко. - Санкт-Петербург : Речь ; Москва : Речь, 2017. - 221, [2] с. : ил.; 24 см. - (Серия: Вот как это было).

Яковлев, Юрий Яковлевич (1922-1995.). Девочки с Васильевского острова [Текст] : [рассказ : Для мл. шк. возраста] / Юрий Яковлев ; Рис. С. Острова. - Москва : Малыш, 1978. - [16] с. : цв. ил.; 28 см.

Яковлев, Юрий Яковлевич (детский писатель ; 1922-1996). Балерина политотдела [Текст] : [Текст] : [повесть : для стар. шк. возраста] / Юрий Яковлев ; рис. В. Вольского. - Москва : Детская литература, 1977.

Материал подготовила библиотекарь Вякшенерской сельской библиотеки – филиал № 12 С. Пермякова

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Прочитала эту повесть давным-давно, в отрочестве, еще в журнале "Пионер". Никакого впечатления она тогда не произвела, хотя о войне читала много и книга "пионеры-герои" стояла первой на полке и перечитывала ее не раз. Но там было всё реально, а здесь казалось искусственным, мелодраматичным.
А сейчас книга произвела впечатление скорее отрицательное.
Нет в этой книге блокады. Не создается образ. Чувствуется, что автор знает реалии блокадного города понаслышке. Масса всяческих отступлений: да где под снегом рельсы трамвая, да какие были до войны троллейбусы, а вернутся ли кони на постаменты. Снег - пепел, Ленинград - Помпея. Сколько красивостей. Как не вяжется все это с блокадой.
Да и войны, фронтовой реальности в книге тоже нет.
Зато есть мелодрама (многим нравится).
Сюжет и реален, и нереален. Фронтовая бригада маленьких танцоров - конечно. Но танец на глазах у немцев, на НЕВСКОМ ПЯТАЧКЕ, с переправой под минами - немыслимо, выдумка.
И ГЛАВНОЕ - образ рассказчика (аlter ego автора?). Главный нерв этой книги - то, что ощущаешь, что чувствуешь на каждой странице - это влюблённость главного героя, взрослого мужчины, преподавателя в девочку-подростка.
Сразу не понравилось, КАК он описывает девочек. Так не описывают младших сестренок, это глаза влюбленного мужчины. Все эти "шейки с голубой жилкой", ложбинки, бедра, сухонькие ягодицы, "робкие бугорки груди", эта сцена купания во всех подробностях. Всего этого слишком много в книге.
А вот рассказу, как он нашел остальных детей, места не нашлось. Остальные дети вообще лишены образа - статисты. Для него есть только ОНА.
Нам сказали, что ей шестнадцать, едва ли. По тому как она описана: и психология и внешность ("два лета купается не в трусиках а в купальнике" - не обошлось же без такой вот подробности!) - не больше четырнадцати.
Это конечно не "Лолита" Набокова - талант не тот, да и дальше жаркого поцелуя дело не зашло.
Но осадок остался.

Аркадий Ефимович Oбрант и его дети-танцоры, их каждодневные опасные и тяжелые фронтовые будни заслуживают хорошей талантливой книги, такой как "Жила, была" Ильи Миксона, но не сомнительной мелодрамы под названием "Балерина политотдела".
В макулатуру.

Читайте также: