Аяз гилязов любовь и ненависть краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Перед школой стоит задача – повернуть учащихся лицом к своим корням, обычаям, не забывать о своей религии, сохранять самобытность татарского народа. Все это воспитывает у учащихся такие качества, как добро и милосердие, отзывчивость и вежливость, чуткость и внимательность. Ведь в основе этих качеств лежит любовь. Все начинается с любви: с любви к родителям, к своему дому, к родной земле, к родному краю.

ВложениеРазмер
bibinur_.doc 54 КБ

Предварительный просмотр:

Вафина Люция Модарисовна

преподаватель татарского языка и литературы I кв. категории

Перед школой стоит задача – повернуть учащихся лицом к своим корням, обычаям, не забывать о своей религии, сохранять самобытность татарского народа. Все это воспитывает у учащихся такие качества, как добро и милосердие, отзывчивость и вежливость, чуткость и внимательность. Ведь в основе этих качеств лежит любовь. Все начинается с любви: с любви к родителям, к своему дому, к родной земле, к родному краю.

А. Гилязов - писатель, который в острой и резкой форме ставит вопросы долга и чести. Весь сюжетный ход, развитие событий и характеров, в сущности, нацелены на освоение основополагающих вопросов любви и преданности родной земле, деревне, где родился и вырос, долга перед людьми и обществом. Вот почему охватывающее несколько десятилетий творчество А. Гилязова имеет большую идейно-эстетическую и нравственную ценность. Его произведения служат интересам человека, будят в нем добрые чувства и мысли, побуждают к прекрасным деяниям и нравственным поступкам. Социально- философские взгляды автора, основанные на жизненном опыте народа, учат нас умению отличать нравственное от безнравственного, изящное от уродливого, искренность от лжи. Взгляды, идеи, мысли писателя весьма актуальны, ибо они перекликаются со злободневными проблемами нашего времени, с насущными задачами современности.

Автор ненавязчиво, без назиданий подводит читателя к пониманию роли национальных традиций в воспитании жизнеспособной личности.

Во втором эпиграфе раскрывается потаенность жизненных стихий, философские размышления о вечности.

Благодаря неутомимому труду, она выжила в годы войны, воспитывая детей, создавая атмосферу любви. Бибинур трудилась не покладая рук, работала от зари до зари, голодала, но жила в надежде на лучшее. Она самоотверженно трудилась на конюшне. Ей удалось сохранить племенной состав аксыргаковских коней, заслуживших добрую славу.

Аяз Гилязов создал картину быта татар второй половины XX века. Проблема духовного совершенствования личности, поставленная в повести "В пятницу, вечером" не потеряет своего значения и в будущем. Общественно-социальная и философско-нравственная идея, выраженная в этом произведении, призвана сыграть важную роль в нравственном воспитании подрастающего поколения

М.: Современник , 1979 г.

Тираж: 50000 экз.

Тип обложки: твёрдая

Формат: 84x108/32 (130x200 мм)

Художник не указан

  1. Аяз Гилязов. Любовь и ненависть (повесть, перевод Ю.Ф. Галкина), стр. 3-144
  2. Аяз Гилязов. Весенние караваны (повесть, перевод Т.Л. Ошаниной), стр. 145-216
  3. Аяз Гилязов. Посередине (повесть, перевод Т.Л. Ошаниной), стр. 217-318
  4. Аяз Гилязов. Два юбилея (повесть, перевод М. Чернолусского), стр. 319-447

Внутренних иллюстраций нет.

Сдано в набор 22.06.1979. Подписано к печати 11.11.1979. Цена 1 рубль 80 копеек. Отпечатано в Рязанской областной типографии.

Информация об издании предоставлена: ЛысенкоВИ

Раздел доступен только после регистрации и оценивания нескольких произведений.

    выходит регулярно, сюда пишут и сами издательства персональная рубрика персональная рубрика персональная рубрика персональная рубрика регулярные сводки по новинкам от одного из админов сайта тут всё о новшествах сайта, в т.ч. технических

Авторы по алфавиту:

22 февраля 2022 г.

20 февраля 2022 г.

18 февраля 2022 г.

17 февраля 2022 г.

16 февраля 2022 г.


2021

2020

2019

Рейтинг: 9.1 (9553)

Самая лирическая и поэтическая часть трилогии. "Братство Кольца" - там была жизнь простых людей (извините, хоббитов!), и "красивостей" поэтому очень мало (точней, они есть, но автор скупо "вкрапляет" их в текст: всего двумя-тремя штрихами обрисована "душа". >>


Аяз Мирсаидович Гилязов (тат. Аяз Гыйләҗев) — татарский ,советский и российский писатель. Народный писатель Республики Татарстан (1993).Аяз Гилязов родился 17 января 1928 года в селе Сарманово (ныне Татарстан) ,в семье учителя. Детство провёл в деревне Верхний Багряж (Заинский район).Получил неполное среднее образование в местной школе. Вернулся в родной район, где окончил Сармановскую среднюю школу. В 1948 году поступил в Казанский государственный университет.В 1950 году был арестован и сослан .


Аяз Гилязов
При свете зарниц
Повести

© Татарское книжное издательство, 2017

© Гилязов А. М., наслед., 2017

Что за зеркалом?

Писатель – свидетель судеб. Он точно разламывает тёплый ломоть жизни и богат тем, что вдыхает её запах. И в основании его творчества лежит судьба, личностное испытание, философия души, соединённая с множественным миром человеческих судеб своих сограждан. Потому он и есть истинный проповедник, а не поверхностный соглядатай. Его произведения – не констатация факта или момента, не приблизительный помысел действия, а доподлинная проповедь любви и ненависти, не витийство, а само действие.

Как менялась психология человека, какие она претерпевала бедствия, лишения, радости воспарения духа, победы, взрывы, смятения – всё это, без сомнения, и занимает творческую личность писателя в первую очередь, и потому его труд – нравственный поиск, а не словесные игры в сиюминутное отражение насущного дня. Литература, мне кажется, не столько предвосхищает, сколько освещает жизнь изнутри, а для этого необходимо неистощимое, стойкое горение. Бескорыстное служение правде.

Так я размышлял после прочтения повестей писателя Аяза Гилязова, сложившихся в весомую книгу. Книгу очень важную, очень искреннюю, предельно достоверную. Она, эта книга, сколок с его судьбы, сплетённой корнями с судьбой народа, выношенное суждение, как раз то, что сокрыто от беглого взгляда за гладью зеркала. В ней присутствует национальный характер, психологический портрет национального достоинства. Если развернуть это определение, получится обширная статья о самом значительном, чем может гордиться писатель, статья о непреходящей сути – жемчужине в раковине: нет большей удачи для писателя, как выявить и богато раскрыть в образах психологию своей нации. Подобное, увы, удаётся немногим.

Проза Аяза Гилязова оптимистична, её трагизм величествен. Дух преоборения возносит человека: не муть поднимает с души, а силы великие. Два героя Мирвали и Шамсегаян словно два полюса магнита. Они противоборствуют в любви молчанием. Только смерть окончательно породнит их. Час прозрения, час ответа наступает по своим законам: на трёх аршинах уместятся лишь бренные останки, а бьющемуся сердцу необходим воздух родины, безоглядность простора, постижение единства и братства на земле. Добро не умозрительно, а конкретно, его не размажешь кашей по тарелке. Им ценится жизнь, произрастая, бесконечно самовозрождаясь. И неиссякаемы источники добра.

Высокое художество философично, оно бежит суетности. Говоря образно, оно обязательно задаётся вопросом: а что за зеркалом? Оно изучает не только предмет, но и его тени при разном освещении.

Проза Аяза Гилязова высоконравственна, избегающая прописной морали.

Как узелки одной верёвки длинной,
навстречу женщины усталые бредут,
и тяжко сгорбленные спины —
за валом вал – качает, как в бреду.
Весенний караван в пустынном поле,
поклон тебе и тихое: прости…
Ломоть земли посыпан горькой солью
из женской нескудеющей горсти…

Пять повестей, сведённых вместе, говорят о многом. Каждая по отдельности – только об удаче писателя. Тема родного очага, корней, отечества требует именно разных ракурсов, временных моментов. Требует взятия глубинных проб, сердечного напряжения. Простое повествование лишь событийно, и герои его случайны, настоящая же литература имеет дело с пластами жизни, с родниками, а не ручейками, с мощным оглядом вширь и вглубь, а не за ограду соседа. Имеет дело даже не с героями, но всегда с типами. Она словно перерождает жизнь силой искусства, непременно возвышая её, но никогда не унижая. Вот исходя из этого, можно утверждать, что проза Аяза Гилязова патриотична без ложной патетики. Естественна и необходима, как хлеб, вода. Самоотверженна по сути характеров, по пламенности порывов, уважению к истоку. Она философична не по формальному изъявлению, а по самому образу мышления, природному виденью.

Читайте также: