Астафьев сопричастный всему живому читать краткое содержание

Обновлено: 28.06.2024

Произведения Астафьева- это его жизнь. В них щедро раскрывается сердце писателя. И всегда видно, за что ратует и против чего восстаёт Астафьев – добрый художник. А добрый художник в каждом сердце найдёт отклик, отзовётся трепетным звуком.

ВложениеРазмер
chitatelskaya_konferenciya_po_rasskazu_v.doc 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: - обобщить знания обучающихся о творчестве В. П. Астафьева;

- развивать речь, обогащать словарный запас, учить грамотно использовать различные варианты чтения текста (художественное чтение отрывков, чтение в лицах, выборочное чтение), виды пересказа (близко к тексту, сжатый, творческий, свободный);

- воспитывать чувство сострадания, сопереживания, умение чувствовать чужую боль, как свою собственную.

Перед вами выставка книг, мимо которых нельзя пройти. Однажды познакомившись с ними, они навсегда станут вашими друзьями.

Виктор Петрович рассказывает о добре и зле, о жизни и смерти, о кровной связи с природой. Предупреждает: жизнь человека и природы трудна и хрупка, нужно её беречь.

II. Актуализация знаний.

Викторина по произведениям автора:

Как называлась эта река? (Енисей)

2) - Эй! Эй! Остановитесь! Заблудился я! Эй, дяденьки! Кто там живой!? – кричал Васютка.

Кто подобрал Васютку на реке? (рыбаки рыбосборочного катера-бота)

3) Каким таежным лакомством снабжал рыбаков Васютка? (кедровыми орехами)

Куда пошел Витька, нарядившись в долгожданные новые штаны? (к дедушке на заимку).

3) Что случилось с Витькой на заимке? (он увяз в бочажине).

Из какого рассказа отрывок?

(для обтирки ног).

За какую работу хвалили Екатерину Петровну деревенские женщины?

( за засолку капусты)

С детских лет изведавший суровую печаль северной земли и не забывший, не разуверившийся в её красоте и правде, В. П. Астафьев сказал однажды, что писать ему хотелось бы так, чтобы писаное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку, и был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и он в этом мире есть, сопричастный ко всему великому и живому, и понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро.

Произведения Астафьева- это его жизнь. В них щедро раскрывается сердце писателя. И всегда видно, за что ратует и против чего восстаёт Астафьев – добрый художник. А добрый художник в каждом сердце найдёт отклик, отзовётся трепетным звуком.

Был полон зал,
Все замерли и ждали,
Что к ним на встречу выйдет
Исполин,
Что загремят на пиджаке медали,
И долго будет говорить один.
Но, вдруг, с трудом поднялся,
К нам на сцену
Седой, как лунь, сутулый человек.
Сомнений нет, он жизни знает цену,
Крутил его, мотал двадцатый век.
Он говорил, и чудилась царь-рыба,
Босое детство, белые снега,
Большая жизнь –
Неписаная книга,
Поклон последний –
Память на века.

Как звучит тема нашей конференции?

В.П. Астафьев не даёт готового рецепта, как стать добрым, но глубина его произведения помогает читателю решить задачи, которые задаёт ему жизнь.

Работа по тексту.

- Почему озеро памятно Васютке?

(это озеро названо именем Васютки, т.к. он его нашёл)

(Это озеро не отыщешь на карте….. находить что-нибудь новое, интересное.)

- Какие трудности испытывали рыбаки из бригады Г.А.Шадрина – Васюткиного отца?

Свободный пересказ по плану.

2. «Далеко ушли рыбаки в низовье Енисея.

Вывод: И так, из пересказов ребят мы узнали, что Васютка снабжал рыбаков орехами, что работа нравилась ему; он любил бродить по лесу, напевать, насвистывать, иногда из ружья пальнуть, полюбоваться природой.

Однажды он вновь отправился в лес. Но перед уходом произошёл разговор Васютки с матерью.

- О каком таёжном законе вы узнали из этого разговора?

- Чтение в лицах (инсценирование). ( Васютка проснулся поздно…

Весело насвистывая, шёл он по тайге).

- Как вы представляете себе тайгу? Вспомните, что мы знаем о тайге из уроков окружающего мира? Словесное рисование.

- Что такое затеси? (Выборочное чтение …всякая таёжная дорога начинается с затесей… и получится тропинка…)

- Вспомните, как вкдёт себя Васютка в тайге, наедине с природой. Как это его характеризует? (встреча с кедровкой, …)

- Пересказ близко к тексту. Охота на глухаря.

Как Васютка попал в беду? (Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало… сунул птицу в мешок)

- Как вёл себя мальчик, поняв, что он заблудился? (сначала испугался, оцепенел. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Потом вспомнил слова отца и дедушки)

- Как применил Васютка свои знания, о чём пожалел?

- Какие попытки предпринял Васютка, чтобы отыскать дорогу домой?
- Сколько ночей провёл у Енисея в тайге Васютка? (4)

- Какая ночь, проведённая в лесу была для Васютки самой страшной? (1)

- Чем поразило Васютку озеро, на которое он набрёл?

- Кто спас Васютку? Как это произошло?

- Как вы думаете, какие чувства испытывал мальчик, когда увидел, что шлюпка отделилась от бота?

- Как вы думаете, что чувствовали близкие люди Васютки, его родители, 5 день разыскивая ребёнка в тайге?

- С каким настроением вернулся домой отец? Как он встретил новость о том, что Васютка жив?

- Как менялось настроение отца по мере разговора с сыном?

- Как вы думаете, что мог рассказать Васютка отцу про озеро, которое отыскал? (Творческий пересказ).

Работа по карте.

- Где находится Васюткино озеро, где нужно его искать? Как об этом сказано в книге?

В заключение читательской конференции мы вновь обращаемся к личности В.П.Астафьева. Никогда не переставал писатель удивляться чуду природы: писал ли он о птицах, об озере, о деревьях, животных. Все его рассказы наполнены глубоким поэтическим раздумьем о жизни, доброте к человеку, любовью к родной природе.

Действие рассказа происходило на Енисее, в Красноярском крае. Здесь родился Виктор Петрович, здесь же его не стало. Уж как ни крутила, уж как не ломала его жизнь, но стоило только ему оказаться в своей среде, как тут же разглаживались морщинки на лице и его глаза вспыхивали таким пронзительным светом и теплотой, что невозможно было отвести взгляда.

Именно таким и изображён В. П. Астафьев на этом портрете, фоном которого является обычная поленница дров. Мне бы очень хотелось, чтобы и ваши лица озаряла всегда такая добрая, искренняя улыбка. Было чуткое сердце и мудрое, открытое навстречу людям, природе, сопричастное всему живому.

Писатель и время: Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить своё время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и о себе в этом мире.

"Как жил? Что провозглашал? Что осуждал?

Кто для нас Виктор Петрович Астафьев?

Это писатель. Личность. Человек. Гражданин, проживший жизнь с веком наравне.

За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его, этого счастья? Всё ли делал для счастья других? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?"

Так спрашивал самого себя Виктор Петрович Астафьев в статье "Сопричастный всему живому". И уже название этой статьи и вопросы, обращённые к себе, много говорят нам о нём, о писателе и человеке.

"Память моя, память, что ты делаешь со мной?!

Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости: И воскреси- слышишь?- воскреси во мне мальчика, дай успокоиться, очиститься возле него".

Автор. "О чём же рассказывала мне музыка. Почему так тревожно и горько мне? Почему мне хочется заплакать, как я ещё никогда не плакал? Почему мне жалко самого себя, жалко тех вон, что спят непробудным сном на кладбище и среди них под бугорком лежит моя мать, а рядом с нею две сестрёнки, которых я даже не видел: они жили до меня, жили мало- и мать ушла к ним, оставила меня одного на этом свете, где трепещет и бьётся о стёкла нарядной траурницей чьё- то мятежное сердце:

Я тихонько приоткрыл дверь и шагнул в сторону: сел на порог и стал глядеть на руку, в которой была зажата гладкая палочка.

Автор. Сыграйте, дяденька, ещё.

Вася- поляк. Что тебе, мальчик, сыграть?

Автор. Что хотите, дяденька.

Звучит Полонез Огинского.

Вася-поляк. Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина- он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда- никогда не проходит и не гаснет тоска по родине:

Давно нет композитора на свете. Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор".

Музыкой неистребимой любви к родине звучит каждая строка, написанная Виктором Астафьевым. В основе его прозы то, что он сам пережил, перестрадал, передумал. А пережил он столько, что хватило бы, пожалуй, не на одну жизнь.

Детство Виктора Астафьева- труднее не придумать. Мальчику было всего 7 лет, когда утонула в Енисее мать. Памяти матери он посвятил повесть "Перевал". А много позднее, став уже известным писателем, он скажет о маме ,Лидии Ильиничне, с горькой сыновней любовью:

"Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями. Победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати, помогают обострённей видеть мир и чувствовать доброту. И лишь одно я попросил бы у своей судьбы- оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь:

Берегите матерей, люди! Берегите, они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, он пережил свою мать".

Звучит "Лунная соната" Л.В.Бетховена.

Виктор Астафьев воспитывался бабушкой. Ей в первую очередь посвящена книга "Последний поклон"- воспоминания о детстве и отрочестве.

Сцена из рассказа "Фотография, на которой меня нет"

Да! У него есть бабушка, да ещё какая! Астафьевская бабушка Катерина Ивановна несёт столько тепла, света внуку, что даже сам, став взрослым, он вспоминает о ней с любовью и благодарностью.

Монолог из рассказа "Последний поклон".

Побывал Виктор Петрович Астафьев и в беспризорниках. Но бродяжничество его подневольное от сиротства.

"Пришла осень. Затем зима. Кончились мои рыбацкие дни. Я оказался в детдоме, и всё мне хотелось кому- нибудь рассказать о "моём озере".В этом году преподавать русский язык и литературу нам начал Игнатий Дмитриевич Рождественский:Он часто заставлял нас писать сочинения на "вольные темы. В одном из школьных сочинений я написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашёл неизвестное озеро: Игнатий Дмитриевич признал моё сочинение лучшим и поместил в рукописный школьный журнал. Много лет спустя, я вспомнил о своём школьном сочинении и написал рассказ для ребят". "Васюткино озеро".

Чтение отрывка из рассказа "Васюткино озеро".

Трудные судьбы детдомовцев, "вольных людей", как они себя называют, проходят перед глазами читателей в повести В.Астафьева "Кража".

Сцена из повести В.Астафьева "Кража".

Тут любят и калечат друг друга в не по- детски злобных драках, надеются и отчаиваются, видят счастливые сны и ворочаются в бессоннице, читают умные книжки и слушают анекдоты; тут красивая песня соседствует с блатным куплетом.

Не под силу воспитателю Валериану Ивановичу заменить детдомовцам отца, мать, семью. Наверное, поэтому кричит его душа, страдающая от ежедневного соприкосновения с чужой, нет, для него не чужой- ребячьей болью.

Когда вы станете взрослыми и у вас будут дети, любите их. Любите! Любимые дети не бывают сиротами. В искренности этих слов не приходится сомневаться, они выстраданы бывшим детдомовцем Виктором Астафьевым.

"Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой царапины, до белого шрама на верхней губе- учился когда- то ходить, упал, рассек губу о ребро половицы. Первый в жизни шрам: Сколько их ещё будет на теле и в душе. Сквозь всё это, сквозь! Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну- единственную плату- ответную любовь".

Звучит мелодия песни "Эх, дороги" муз.А. Новикова, сл .Л. Ошанина

Осенью 1942 года В.Астафьев ушёл на фронт, оказался в самом пекле войны. Воинское звание- рядовой. И так до самой победы: шофёр, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузят. Словом, на войне, как на войне.

"Сколько раз я погибал в мучительных снах! И всё- таки воскресал и воскресал. На смену гудящему огню, дремучему дыму взрывов неожиданно хлынут пёстрые поляны в цветах; шумливая берёзовая роща; тихий кедрач на Мшиной горе; вспененная потоком река:".

Чтение отрывка из повести "Царь- рыба"

" И всё не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу. Багровый свет пробивается сквозь немую уже толщу времени и, сплющенная, окаменелая, но не утратившая запаха гари и крови, клубится она во мне".

"О войне писать трудно: Счастлив, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать. И не ведать, не носить раскалённые угли в сердце, сжигающие здоровье, сон: боится моё сердце: трудно писать о войне, хотя "во мне" книга о войне, о "моей войне", идёт и идёт своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое".

Никогда война в моём сердце не заглохнет, и через десятилетия будут звучать звуки артиллерийской канонады и голоса бойцов и командиров, с которыми делили не только фронтовые харчи, но и смертельную опасность в каждом бою. Слов таких нет, а чувство, чувство огромной любви есть, и мы понимаем- именно оно заставляет писателя вновь и вновь возвращаться к тем годам, месяцам и дням. В скольких боях он участвовал, сколько смертей удалось повидать!

Память о войне диктовала писателю строки "Пастуха и пастушки", "Звездопада", "Где- то гремит война", рассказов "Ясным ли днём", "Жизнь прожить". В романе "Прокляты и убиты"(1994 год)В.Астафьев обращается к теме своих произведений прошлых лет: "Человек и война".

"Мне иногда пишут и говорят, что война, изображаемая мною, "неправильная", "не похожая" на войну тех, кто сражался на ней в 100 км от передовой. А она очень разнообразна. Там люди убивали людей- это страшно, это античеловечно: "Все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийства, будут прокляты Богом и убиты".

"Нам не привыкать к потерям,- писал Сергей Залыгин,- но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу- после этого терять уже будет нечего".

Как чуткий художник Астафьев не мог оставаться в стороне от проблемы сохранения природы.

Событием в жизни нашей литературы стало произведение "Царь- рыба", отмеченное Государственной премией СССР. А мы продолжаем её истреблять.

Звучит стихотворение Н.Новикова

Никогда ничего не вернуть,
Как на солнце не вытравить пятна,
И в обратный отправившись путь,
Всё равно не вернёшься обратно,
Эта истина очень проста,
И она, точно смерть, непреложна,
Можно в те же вернуться места,
Но вернуться назад невозможно.

"Переменилась моя родная Сибирь. Всё течёт, всё изменяется. Свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.

Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?"

Есть желание запомнить и рассказать в доверительно узком кругу увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы: Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле жизни.

Так родилась замечательная книга рассказов "Затеси". Затесь- это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом.

Затесь- мета, по которой люди в тайге искали тропы дороги.

Затесь- это мета, место, которое врезалось в память писателя, и при мысли о нём "сердце начинает работать с перебоями, биться судорожно.."

"Затеси", собранные в книгу с таким названием , писались почти четверть века.

Чтение миниатюр "Тоска", "Какое сырое утро", "Долбят гору".

Астафьевские "Затеси" оставят добрые мечты в памяти людей, и одна из самых глубоких зарубок будет как напоминание: в отношении к людям, к природе проявляется человек, его доброта, совестливость, любовь к родине.

И был бы он счастлив тем, ч то есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть сопричастный всему великому и живому, и понял бы он, человек, что назначение его на земле- творить добро:

Виктор Петрович Астафьев прожил почти 80 лет, творя добро, призывая нас к тому же. В ноябре 2001 года перестало биться трепетное сердце этого удивительного художника слова.

Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей.

Пройдут годы. Другие люди будут открывать их. И тогда по листам пробежит радостный трепет, рождённый счастьем бытия, и они заговорят голосом автора, и. может, именно так.

Чтение стихотворения Н.Заболоцкого

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потёмок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты,
Дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

Счастлив тот человек, который лично знал В.П.Астафьева, слышал его слово.

Сильное. Могучее. Правильное.

"Вам продолжать эту жизнь",-сказал он.

"Каждый человек неповторим на земле, и, убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы,- так же неповторимы, как и всё живое и живущее на земле".

Бабушка с малиной

Белогрудка

Не большая деревня, состоящая всего из трех домов, Зуяты, расположена между двух озер. За ней – утесистый откос, который зарос густым лесом, где, не боясь людей, обитают птицы и звери. Здесь же поселяется и куница с белой грудкой Читать далее

Автору приходится ездить на родину через силу, потому что уже многие родственники начали умирать. Автору приходится в семнадцать лет покинуть свой дом, чтобы не быть обузой для других членов семьи Читать далее

Васюткино озеро

Это рассказ о том, как мальчик Васютка неожиданно для самого себя заблудился в знакомом лесу. Погнался юный охотник за раненым глухарём и вдруг сбился с пути. Испугался, конечно, мальчик, ведь ему пришлось ночевать в холодном и страшном лесу Читать далее

Веселый солдат

Весенний остров

Тема обновления в природе и в самой жизни очень важна для человека. Самая известная сцена в русской литературе, посвященная этой теме, конечно, разговор князя Андрея с возродившимся дубом. Астафьев в своем рассказе, иллюстрирующем ту же тему Читать далее

Гуси в полынье

В этом произведении говорится о семье гусей, прибывших к нам из дальних стран и об их судьбе. Остановиться они решили на Енисее, в небольшой полынье. По роковому стечению обстоятельств, гусиха с детьми угодила в западню Читать далее

Далекая и близкая сказка

Деревья растут для всех

Малярия, настигшая мальчика Витю, во многом меняет его жизнь. Потерявший на время слух и вынужденный все свое время находиться наедине с собой, ребенок выстраивает собственный небольшой мир в дальнем углу бабушкиного огорода. Читать далее

Домский собор

Виктор Астафьев родился в сложное время и пережил множество сложностей, приготовленных для него судьбой. В раннем детстве у будущего писателя умерла мама, а новой жене отца мальчик не нравился. По этой причине он остался на улице. Читать далее

Жизнь Трезора

Запах сена

Дедушка вместе со своим сыном Николаем пошли за сеном. Для этого они подготовили сани, куда положили топоры, вилы и грабли. Незадолго до ужина со своим дядей Колей отправились за лошадями его племянники Алеша и Витя. Читать далее

Зачем я убил коростеля?

События этого поучительного рассказа сорокалетней давности. Герой повествования спешит домой после рыбной ловли. Вдруг мальчик замечает птичку, мирно сидящую у края дороги. Птица, увидев мальчика, пытается скрыться, но у нее не получается Читать далее

Звездопад

В данном произведении уделено немного внимания описаниям военных действий и событий, которые очень свойственны автору. Это роман о любовной истории простого солдата по имени Михаил и медсестры Лиды. Читать далее

Земляника

Ваня и Нюра помогли поймать дяде Соломину окуня. У него не клевало, он сидел рядом и задумался. Ребята часто приходили наблюдать за рыбаками. Увидев, что клюёт подбежали к военному и сказали об этом. Читать далее

Злодейка

Капалуха

Капля

События рассказа происходят на рыбалке в таежной местности, организованной для сына и старшего брата автором совместно с местным жителем Акимом, отличающимся необычным сюсюкающим говором. Читать далее

Конь с розовой гривой

Конь с розовой гривой – рассказ Астафьева о том, как мальчик обманул свою бабушку, и что ему за это было. События происходят в таежной деревне, на берегах Енисея в 1960-е годы. Читать далее

Кража

Хочется поговорить о повести, название которой Кража автор Виктор Астафьев работал над ней около 4 лет. Начал писать он с 1961 года, закончил в 1965 году. Для него данная повесть была, наверное с каким то смыслом Читать далее

Легенда о стеклянной кринке

Людочка

Как то раз автор, сидел в компании и услышал одну историю, это было лет 15. И эти пятнадцать лет эта история живет в его сердце, он и сам не понимает почему так произошло. Героиню звали Людочка, родители были обычные люди Читать далее

Макаронина

Мальчик в белой рубахе

В далеком 1933 году выдалось очень сухое лето. Большая часть людей с восточной деревни перемещается на заимки для уборки рожи и пшеницы, которая уцелела после засухи. В это время в селе остаются только старики и дети Читать далее

Милаха и кот громило

Дядя Кузя работал на птицеферме, где орудовала банда крыс и мышей, во главе с грозной атаманшей крысой, по прозвищу Милаха. Она была с желтоватой шерстью, как будто подпаленной и коротким хвостом Читать далее

Монах в новых штанах

Бабушка наказала своему внуку Вите перебрать на улице всю картошку. Мальчик замерз, сидя в снегу, и единственное, что грело его сейчас – мысли о новых брюках, которые ему должна была сшить бабушка к его дню рождения Читать далее

Ночь темная-темная

Мальчик из деревни восхищается рыбалкой с глубокого детства. Опытные рыбаки периодически соглашаются взять малого с собой и после нескольких походов обнаруживают, что тот странным образом приносит им удачу. Читать далее

Осенние грусти и радости

Осень горячая пора. Надо собрать и заготовить весь урожай. После всех выкопанных корнеплодов и распределения картофеля: одну часть на еду в подпол, а другую на посадку и продажу в подвал. Читать далее

Пастух и пастушка

Печальный детектив

Оперативник на пенсии по инвалидности Леонид Сошнин приходит в редакцию, где практически утвердили к печати его рукопись. Вот только главный редактор Октябрина (светоч местной литературной элиты, сыплющая цитатами известных писателей) в разговоре Читать далее

Последний поклон

Здесь идет о мальчике – сироте, Вите, которого воспитывает бабушка. Папа бросил его, уехав в город, а мама утонула в речке. Бабушка у него с характером, но при этом обо всех беспокоится, всех лелеет, хочет всем помочь Читать далее

Прокляты и убиты

События романа разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Зима, конец 1942 года, Сибирь. В карантинный лагерь близ Бердска поступает новая партия заключенных. Несколько дней новобранцев готовят к жизни Читать далее

Пролётный гусь

Закончилась Великая Отечественная война, и солдат Данила Солодовников возвращался из Пруссии в Россию. Ехал он в солдатском эшелоне. Возвращаться ему было некуда, родных у него не осталось Читать далее

Родные березы

Повествование в рассказе ведется от первого лица. Рассказчик после перенесенной болезни направляется на реабилитацию в южный санаторий, где в первые дни наслаждается теплым климатом Читать далее

Стрижонок Скрип

Стриженок Скрип вылупился в норе. Рядом была мама стрижиха и вылупливались его братья и сестры. Их воспитывала только мама, папу ребятишки подстрелили из рогатки, он упал в воду и был унесен течением. Читать далее

Трофейная пушка

Фотография, на которой меня нет

В деревню приезжает фотограф, все школьники мечтают попасть на общую фотографию. Главный герой Витя и его друг Санька обиделись, что их собираются посадить в конце и убежали на увал кататься на санках. Витя заболел и не смог сфотографироваться Читать далее

Хвостик

Царь рыба

Игнатьич — главный герой повести. Его ценят в селе за его ум, добрые дела. Он один из богатых людей, все у него получается, все он умеет. Не откажет и в помощи, но односельчане не чувствуют в нем открытости Читать далее

Яшка лось

Жизнь часто бывает не справедливой. Яшка – это маленький жеребенок, который был очень упертым, и даже в какой-то степени свободолюбивым. У него была мать – кобыла по имени Марианна Читать далее

Об авторе

1 мая 1924 года в Красноярском крае родился Виктор Петрович Астафьев. Его семья была крестьянской. Он был третьим ребенком. Когда мальчику было 7 лет, отец попал в тюрьму. Спустя пару лет он остался и без мамы, она погибла. Он стал жить с бабушкой и дедушкой. Вскоре отец вышел на свободу, женился и забрал сына к себе. Их семья попадает под раскулачивание. Их сослали на север Красноярского края.

Во время войны Виктор пошел на фронт добровольцем. Он был сразу и разведчиком и радистом. Он получил много опасных ранений, его наградили многочисленными медалями и орденами. Он освобождал Польшу и наступал на Германию. После окончания войны ему пришлось туго, он еле сводил концы с концами. Но даже в такой ситуации он не бросил литературную деятельность.

Сразу же после войны он женится на Маше Корякиной, она была медсестрой. Они прожили долгую и счастливую жизнь. Первый ребенок у них умер ещё грудничком. Потом у них родились ещё дочь и сын.

Семья Астафьевых жила то в Перми, то в Вологде. В 1987 году у них умирает вторая дочь, у которой остались двое детей. Они собрали внуков и уехали жить на родину писателя.

После смены правящей партии, он пишет много произведений. Получает Государственную премию Российской Федерации. В последние годы жизни у него обострились проблемы с сердцем. В 2001 году его увезли в больницу с инсультом. И 29 ноября 2001 года его не стало. Его жена прожила после его ухода 10 лет, и была похоронена рядом с ним. На их могиле стоит памятник, изображающий писателя сидящим на скамейке с любимой женой.


Бабушка отправила внука за ягодами, чтобы продать их и купить ему пряник. Хулиган надоумил его набить корзину травой, а сверху наложить ягод. Обнаружив обман, бабушка отругала внука, но пряник купила.


Мальчик-школьник потерялся в тайге и вышел к заповедному озеру, полному рыбы. Найдя дорогу домой, он привёл к новому месту рыболовную бригаду своего отца, и озеро назвали в честь мальчика.


Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость.


Рассказчик смотрит на школьную фотографию и вспоминает о друге детства, бабушке, родной избе, раскула­чивании, деревенском быте и семье молодых учителей, которые организовали школу в его глухом селе.

Рассказчик обещает своей старенькой бабушке быть на её похоронах, но нарушает обещание и всю жизнь жалеет об этом.

Все пересказы по алфавиту

Что ещё пересказать из Астафьева?

Напишите свой пересказ

…Рано потерявши мать – она утонула в Енисее весной 1931 года, я, естественно, тянулся ко второй моей и незаменимой матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой.

В 1934 году отец женился на бирюсинской женщине, и сначала мы жили в посёлке Лиственном, затопленным нынче Красноярским водохранилищем, затем переехали в посёлок Сосновку, что стоит вверх по Мане-реке, впадающей в Енисей в пяти верстах от нашего села. А летом 1935 года отчалили на заработки в Игарку.

Виктор Астафьев: быть добрым ко всем и ко всему

Пролежал я в больнице почти четыре месяца загипсованный, потом ещё полтора года не сгибалась схватившаяся в колене нога. Отец и мачеха сыскали меня и увезли, уверив, что без ихнего надзора я не только ноги, но и голову себе сверну.

Отец работал десятником на дровозаготовительном участке возле станка Карасино, по слухам ныне несуществующего. У отца с мачехой было нажито уже двое детей. Отец пьянствовал, мачеха шумела, голодные дети орали. Зачем понадобилось отцу с мачехой забирать меня из детдома, где я был сыт, одет и обут, – для меня до сего дня остаётся загадкой.

Я попробовал зарабатывать себе на хлеб – спускать дрова из штабелей. В ту пору многие пароходы ходили по Енисею на дровах. Делался лоток из плах, его смачивали водою, и вот по этому лотку с крутого яра торпедами летели поленья. Полутораметровые лиственничные поленья часто заседали в лотке. Бегать снизу вверх с поломанной ногой, высвобождая севшие поленья и таскать их от поленницы к лотку, оказалось непосильно. Я слёг. А когда поднялся, нашлась мне работа, которую я страстно обожаю до сих пор.

В трёх километрах от Енисея, на Маковском озере отец соорудил мне плотик, выложил на нём очаг из камней, принесённых с берега реки, и вот на этом плотике стал я жить и рыбачить. Вечная мерзлота. Спать на земле без подстилки нельзя. Да и страшновато спать одному на берегу озера, в тайге.

То ли дело на озере!


Заря с зарёй, как говорится, целуются. А между зорями накатывают тишина и туманы, и всё живое, как ему и полагается, засыпает. Только на берегу чёрный дятел-желна пускает длинные очереди, стуча по сухому дереву, пиликают кулички, изредка плеснётся в траве щука, и брызнет оттуда серебром рыбья мелочь. Словно человек, шлёпает по осоке и вязкому берегу выпь, выуживая из травы лягушат, жуков, корешки и забрасывая их из клюва вовнутрь небрежным кивком головы. Мрачная эта птица в глухой час сотрясает тишину лешачьим криком, из заозёрных болот ей хрипло откликается другая птица, должно быть, линяющий самец.

Я рыбачил на вечерней и утренней зорьке удочкой и жерлицей. Рыбы было так много, что за вечер я набрасывал почти полный мешок окунями, сорогой и щуками. На берегу я высыпал рыбу из мешка под большой пень, на желтоватую мерзлоту, и рыба сохранялась до прихода отца. Он оставлял мне хлеба, соли, иногда и сахарку под пнём, а рыбу уносил и продавал подешёвке на пароходы.

Учалив плотик посреди озера так, чтобы отдувало комаров, я подживлял огонёк и ложился спать на подстилку из осоки, укрывшись стареньким полушубком. Никакого страха и одиночества я не испытывал, перемог, пережил его в первые дни. Озеро и все, кто был на нём, приняли меня к себе, и дружба наша была взаимна и доверительна.

Час-два крепкого сана, пока поднимутся с озера туманы, заслонят ненадолго солнце, выкатывающееся из-за кособоких заполярных лесов. Затем из густой мари проступят ближние травянистые заостровки и острова, берег окажется реденьким ольшаником со вкось и вкривь стоящими на нём ёлками и берёзами. На берёзах сплошь чёрные заплаты. Но кедрачи, лиственницы и здесь стойки. Своей зеленью они латают провалы в тайге, прикрывают хилые деревца, ягельные поляны с красной брусникой и сизой голубикой.


Первыми у моего плотика возникали утки – нырки и свиязи. Вак-вак, – наговаривали они. Спит, дескать, кормилец, дрыхнет, а между тем утро началось, и пора бы и честь знать. Утки подныривали под плотик, собирали крошки, рыбьи потроха и всё, чем можно было возле меня поживиться. Затем появлялись гуси. Они хлопали по воде крыльями, разминались, обменивались новостями, а может, рассказывали о снах, им привидившихся. Уверенным строем гуси приближались к плотику и отгоняли уток.

Я садился на плотик, потягивался, зевал. Гуси, сбившись в кучу, смотрели на меня, погагивали, какое, мол, у тебя настроение?

Вечером, когда рыбачил, и попадалась мелкая рыбёшка, я не выбрасывал её, оставлял в котелке. Подкидывая рыбёшек гусям, я смотрел, как с криками, с шумом хватали они еду, и хохотал над ними, пробовал кормить с руки – и они выхватывали рыбёшек из пальцев. Утки шныряли тут же, пробками выпрыгивая из воды, и у зазевавшегося гуся выхватывали пищу, а он кружился на месте, гагакал, не понимая, что произошло.

Я уже и характеры иных уток и гусей знал: есть воришки, есть драчуны, есть проходимцы, простофили и смирные ребята-трудяги, и кокетливые невесты, особенно красноголовые свиязи. Вообще всё это хороший народ, весело с ним, свободно, и время летит совсем незаметно. Но надо же и рыбачить когда-то!

Я замахивался удилищем, и по озеру в разные стороны с криком и хлопаньем разлеталась пернатая публика. Гуси плавали в стороне, время от времени вздорно вскрикивали, будто сердились на меня. Утки характером просты, не злопамятны, булькали себе у плотика, норовя сорвать рыбу с крючка. Я кышкал, отгоняя их, и вроде как бы игра у нас шла.

Тем временем истаивали туманы, солнце заливало озеро, мрелость от болот шла, комары к берегу, в затишок и прель тучами отваливали. Стрекозы бились над травою, столбились подёнки, шастали по осоке водяные крысы и, нежно пиликнув, из-за травянистой стрелки выплывали лебеди. Их было двое в этом углу озера, и в траве они прятали уже чуть оперившихся лебедят. Они не обращали на меня никакого внимания. Полные величия и достоинства, бесшумно скользили они по чистой воде, тихо переговаривались между собой и начинали кормиться – подачек от меня они не принимали.

Я втыкал удочку меж брёвен и смотрел на лебедей. И всё вокруг: озеро, как бы осветившееся белизной птиц, травы, леса, кустарники делались нарядней, чище, святостью наполнялась округа, и было так хорошо, так девственно тихо в мире, что хотелось мне погладить этих райских птиц, перецеловать каждый тронутый росою лист, каждую смолистую хвоинку и каждую бабочку, благодаря за то, что они есть и я есть вместе с ними.

Иногда я плакал от умиления, охватившего меня, неосознанно сожалея, что нет моей мамы, и не видит она всего этого мира живого и не может радоваться ему вместе со мной.

Не было в моей жизни потом таких сладостных, таких чистых слёз, от которых оттаивала душа, и хотелось любить всё и быть добрым ко всем и ко всему.

Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою, и от него зависит лишь в какой-то степени управлять ею, а не плыть, куда понесёт. Если бы мне дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые помогают кстати обострённее видеть мир и глубже чувствовать доброту. И лишь одно я просил бы у своей судьбы – оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас, когда возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми, и нет уже в душе метания, наступает то усталое успокоение, которого терпеливо ждут матери, надеясь хоть бы в старости прислониться к дитю и умиротворить себя и его безбрежно добрым сердцем, всегда готовым к утешению, состраданию и ласке.

Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может – говорит это вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать на сорок уже с лишним лет.


Но хуже некуда было!

Я и без того сидел третий год в пятом классе. Пустили меня на третий год лишь потому, что у меня поломана была нога, и я пропустил зиму.

В число авторов этой книжки я не попал. Хоть и есть в ней В.Астафьев, и высказал он мысль, что мечтает стать поэтом – так это всё равно не я. Того В.Астафьева, то есть Васю, сколь мне известно, убили на войне. Я со своей школьной репутацией не мог быть представлен в книге, ибо туда отбирались авторы положительные, дисциплинированные.


Комментарий В.А. Гапеенко

Очень красочно описана северная природа, веришь, что именно в ней заложена основа писательского дара.

Теперь посмотрите: умчались те годы,

Теперь непреклонные большевики

Здесь строят театры, школы, заводы,

А на Маковском озере писателю удалось побывать в свой последний визит в Игарку в августе 1999 года. О чём он вспоминал, уехавший от сопровождавшей его киногруппы на средину озера? Может быть, о том самом лете, что столь красочно описал он впоследствии.

Читайте Астафьева!

Читайте также: