Травмы на физкультуре в школе

Обновлено: 30.06.2024

Меры безопасности, виды травм, причины травматизма на уроках физической культуры в школе. Первая помощь при травмах и несчастных случаях.

ВложениеРазмер
travmy_word.doc 72 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА : МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ, ВИДЫ ТРАВМ, ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ.

УЧИТЕЛЬ ФК ПОЛЯНСКАЯ Г.В.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев на занятиях физкультурой, являются одной из важнейших задач преподавателей образовательных учреждений. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно.

Безопасность трудовых и учебных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать лучшего. Несчастные случаи с учащимися и воспитанниками во время учебно-воспитательного процесса были и остаются огромной человеческой трагедией, они не только являются причиной серьезных экономических потерь, но и приносят горе родителям, педагогическим работникам. Каковы основные причины травматизма?

1. Организационные недостатки при проведении занятий и соревнований. Это нарушения инструкций и положений о проведении уроков физкультуры, соревнований, неквалифицированное составление программы соревнований, нарушение их правил; неправильное размещение участников, судей и зрителей при проведении соревнований.

2. Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенность увеличения нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников. Часто причиной повреждения является пренебрежительное отношение к вводной части урока, разминке; неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие необходимой страховки, самостраховки.

3. Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, тесные тренажерные комнаты, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, неровность футбольных и гандбольных полей, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причиной травм может явиться плохое снаряжение занимающихся (одежда, обувь, защитные приспособления), его несоответствие особенностям вида спорта.

4. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха и воды в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха; дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.

5. Низкий уровень воспитательной работы, который приводит к нарушению дисциплины, невнимательности, поспешности, несерьезному отношению к страховке. Зачастую этому способствуют либерализм или низкая квалификация учителей физкультуры, судей и тренеров.

6. Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований. Причинами травм, иногда даже со смертельным исходом, могут стать допуск к занятиям и участию в соревнованиях учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение преподавателем, тренером и спортсменом врачебных рекомендаций по срокам возобновления тренировок после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп в зависимости от степени подготовленности. В основе борьбы с травматизмом и заболеваниями лежит строгое выполнение этих требований учителем физкультуры, тренером, учащимися.

ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОГО ТРАВМАТИЗМА

Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом до 80% школьников получают травмы на переменах. Поскольку взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально-психологическими особенностями детей очевидна, профилактическую работу в школе целесообразно проводить с учетом этих особенностей. В Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" говорится, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. На первый взгляд, обеспечить безопасность обучающихся и воспитанников не сложно: пространство ограничено, достаточно поставить дежурных в каждую "зону риска" – и все в порядке. Однако на практике получается иначе.

Виды и особенности детского травматизма . Врачи-травматологи, психологи и другие специалисты, изучающие детский травматизм, подразделяют его на четыре основных вида: школьный, бытовой, уличный и спортивный.

Причины создания травмоопасных ситуаций. Риск возникновения травм у детей обусловлен:

  • их недисциплинированностью;
  • неумением распознавать травмоопасную ситуацию;
  • необученностью необходимым навыкам поведения;
  • недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;
  • физической слабостью;
  • определенными особенностями развития.

Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет. Большое количество травм приходится на критические возрастные периоды: 3 года, 7 и 11–12 лет. В эти периоды дети и подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими. У них может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выполнявшихся требований, доходящее до упрямства и негативизма, что приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. Дети, получающие травмы, как правило, имеют высокую склонность к риску, двигательно расторможены, реактивны, возбудимы, эмоционально неустойчивы, предрасположены к частым переменам настроения, неадекватно ведут себя в стрессовых ситуациях. Таких среди часто травмирующихся детей оказалось 77%, из них больше половины – дети, которые обвиняют в своих неудачах, болезнях, травмах других людей или обстоятельства. Как правило, такие дети несамокритичны, характеризуются переоценкой своих способностей и возможностей. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники. Характерно, что большинство таких детей имели по физкультуре оценку "3". . Еще об одной, важнейшей, причине травм – гипокинезии – необходимо сказать особо. В общеобразовательной школе более 70% детей страдают от последствий малоподвижного образа жизни (доклинические изменения, заболевания, травматизм). Малоподвижный образ жизни способствует развитию у учащихся различных отклонений в состоянии здоровья, таких как нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела. Наиболее распространенными недугами у школьников средних и старших классов являются хронические заболевания верхних дыхательных путей, бронхов, воспаление легких, бронхиальная астма. Часто встречаются и другие отклонения – неврозы, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, в обмене веществ, а также аллергия, дефекты зрения, нарушение осанки и заболевания позвоночника. Наблюдаемый контингент составлял 28–30% школьников, которые занимались физкультурой и спортом 6 часов и более в неделю, и 70–72% детей, организованная двигательная активность которых ограничивалась только уроками физкультуры. Наблюдения показали, что учащиеся с недостаточной двигательной активностью обладают плохой координацией движений, плохо ориентируются в пространстве в статике и в динамике. Для таких детей случайные падения во время игр в школе, в быту, на уроках физкультуры оборачивались травмами разной степени тяжести.

Причины детского травматизма

Причины травмирования детей и подростков можно условно объединить в три основные группы:

  1. Поведение самого ребенка, получившего травму.
  2. Действия окружающих сверстников.
  3. Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.

Травмы, обусловленные поведением пострадавшего. Свыше 40% всех травм происходят по причинам, относящимся к первой группе, которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы. Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия. Вторая – с отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий. Третья – с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей. Четвертая – с психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт и др. Более 70% травм, полученных детьми из-за своего поведения, обусловлены причинами, относящимися к четвертой подгруппе. Спешка – еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).

Травмы вследствие неправомерных действий сверстников. Вторая группа причин, обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников. Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая).

Травмы вследствие недосмотра взрослых. Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества), с действиями либо бездействием взрослых, в т. ч. родителей. В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением.

Раны — это открытые повреждения, при которых нарушается целостность кожи или слизистых, а иногда и глубже лежащих тканей. В зависимости от ранящего предмета они подразделяются на резаные, колотые, рубленые, ушибленные, рваные и другие. Раны с нарушением полости (грудной, брюшной, черепа или суставов) называются проникающими. Резаные раны больше других зияют и кровоточат. Колотые раны опасны возможностью повреждения внутренних органов (сердца, крупных сосудов, органов брюшной полости и т.д.) с последующим сильным кровотечением и тяжелым инфекционным осложнением. Рубленые раны бывают различной глубины и характеризуются ушибом мягких тканей, а иногда размозжением их и повреждением костей. Ушибленные раны имеют неровные пропитанные кровью края, которые являются благоприятной средой для развития инфекции. Рваные раны отличаются отслойкой лоскутов кожи, повреждением сосудов, сухожилий и мышц.

Первая помощь направлена на остановку кровотечения и защиту раны от вторичного заражения.

Кровотечение — выход крови из поврежденного сосуда. Различают артериальное, венозное и капиллярное кровотечения.

Артериальное кровотечение возникает при повреждении артерий. При нем кровь истекает пульсирующей струей алого цвета. Оно самое опасное, так как может быстро привести к большой потере крови и смерти.

Венозное кровотечение — это результат ранения вен и характеризуется медленной струей темно-вишневого цвета.

Капиллярное кровотечение возникает при поверхностном ранении капилляров и мелких сосудов. Оно, как правило, останавливается самопроизвольно. Остановка кровотечения и ликвидация его последствий является первейшей и основной задачей первой медицинской помощи при травмах.

Самым надежным методом временной остановки артериального кровотечения является наложение жгута. Если его нет, используются подручные средства, например, ремень, веревка. Кровоостанавливающий жгут накладывается только на конечности выше места кровотечения. Для того чтобы исключить ущемление кожи, под него необходимо подложить подкладку из бинта, мягкого материала, платка и т. д. Жгут накладывается на срок не более двух часов, иначе возможно омертвение тканей. При этом каждые полчаса его необходимо на несколько минут ослаблять, а потом снова затягивать. На коже конечности выше наложенного жгута или на лбу больного обязательно делается запись о сроке наложения жгута (часы, минуты).

Небольшие кровотечения останавливаются давящей повязкой.

При этом кожу вокруг раны смазывают настойкой йода. А саму рану накрывают несколькими стерильными марлевыми салфетками и туго прибинтовывают. Кровотечение из носа останавливают пальцевым прижатием или вводят в нос, смоченный перекисью водорода ватный (марлевый) тампон, причем он должен плотно прилегать к стенкам носа.

Ушиб — это закрытое повреждение мягких тканей и кровеносных сосудов с образованием кровоподтеков. Они возникают при ударе о твердый тупой предмет.

Признаки. Боль, обычно небольшая, возникает в момент удара или скорее после него, однако при ушибе живота или яичек она может быть выраженной вплоть до болевого шока. Отек образуется вскоре после удара, он бывает ограниченным или разлитым, в зависимости от свойств ткани и степени ее повреждения. Кровоподтек (синяк) появляется через несколько часов при поверхностном ушибе или через 2-3 дня при травме глубоких тканей.

Первая помощь направлена на уменьшение кровоизлияния и снятие боли. Для остановки внутреннего кровотечения накладывают давящую повязку, придают возвышенное положение и охлаждают место ушиба. Для охлаждения используют пузырь со льдом, холодный компресс и другие доступные средства местного охлаждения (мокрая салфетка, холодный предмет и т. д.); при большом подкожном кровоизлиянии продолжительность действия холода следует ограничить ввиду опасности омертвения кожи. При тяжелых ушибах особенно головы, груди и живота пострадавшему необходимо до приезда скорой помощи обеспечить покой.

Вывихи — стойкое ненормальное смещение концов костей, входящих в состав любого сустава, происходящее при разрыве суставной сумки. Вывихи происходят при падении, ударе, а иногда и при неловком движении в суставе.

Признаки. Жалобы на резкую боль в момент травмы и интенсивную в первые часы после нее. Функция конечности нарушена; обычные движения в суставе невозможны. Отмечается вынужденное типичное положение конечности: вывихнутая в плече рука согнута в локте и слегка отведена от туловища; нога при вывихе в тазобедренном суставе согнута и повернута носком внутрь (редко наружу).

Первая помощь направлена на уменьшение боли и на задержку развития отека. Для этого на поврежденный сустав кладут холод и фиксируют конечность — руку подвешивают на косынку или прибинтовывают к груди, а ногу обкладывают мягкими предметами в том положении, в котором она оказалась. В случае открытого вывиха (при наличии кровотечения) на рану накладывается стерильная повязка. Эвакуация в больницу срочная, причем с вывихом руки можно в сидячем положении, а при вывихе ноги, только лежа на хорошей мягкой подстилке с обложенной ногой.

Сын учитель физкультуры, получил травму проводя урок, в этот же день обратился в травм пункт, больничный травма на производстве, как он оплачивается и нужны ли еще какие-то документы, для подтверждения травмы?

Обязан ли ребенок (4 класс) писать реферат по физо, если он освобождён от урока по причине травмы? Травму получили на уроке физкультуры, на лыжах?

Я работаю учителем физкультуры. Около года назад на уроке была травма. Мальчик подучил сотрясение мозга. Родители написали отказ от претензий. Мальчик выздоровел через две недели. Он продолжает ходить на уроки физкультуры и тренировки. Сейчас родители подали заявление директору школы на расследование получения этой травмы. Так бывает?

3.12 на уроке физкультуры произошла травма, компресионный перелом двух позвонков. Все произошло на 2-ом уроке. Учитель не обратил на это внимание. Ребенок отсидел до 5-го урока. Когда мама пришла за ребенком, узнав о травме, сама вызвала скорую. Это произошло в 145 школе Калининского района. Что нам делать. Ребенок выбит из строя на очень длительный период, еще не известно, какие будут последствия травмы.

Ребенок получил травму на уроке физкультуры. В итоге трещина безымянного пальца левой руки, лангет. Учитель физкультуры обвинил самого ребёнка. Никакого расследования проводиться не будет, как стало понятно. в мед. учереждении записано, что травма на уроке.

Ребенок получил травму (перелом перегородки носа) на уроке физкультуры. В акте написано, что травма бытовая. Разве травма полученная во время занятий в школе может быть бытовой?

3 урок физкультуры организован на спортивном объекте, занятие проводит инструктор по спорту этого объекта, учитель физкультуры присутствует на занятии, но не ведет урок.

В случае получении травмы учеником на этом уроке, кто будет нести ответственность?

Мой ребенок получил травму на уроке физкультуры, был сдвоенный урок с старшим классом, в итоге сотрясение и ушиб позвоночника. Что делать?

На уроке физкультуры ребенок получил травму по неосторожности! В школе проводится расследование! Есть ли формулировка в законодательстве травма по неосторожности или что то похожее?

Вчера ученик ушел с урока физкультуры сам, на уроке происшествий не было, жалоб тоже. Сегодня администрация школы просит подписать акт травмы полученной на уроке со словами что у родителей претензий нет.

На уроке физкультуры произошла травма (учитель физкультуры не сообщил об этом руководству) , я как классный руководитель на уроке физкультуры не присутствовала, теперь мне тоже нужно писать объяснительную о том, что я не сообщила руководству надеясь на учителя физкультуры. Имею ли я право не писать объяснительную, ведь травма произошла не на моем уроке.

Ребёнок на уроке физкультуры получил серьезную травму есть справка о наличии нанесенную травмы Куда я могу обратиться с жалобой Подскажите адрес либо инстанцию.

Ребенок получил травму на уроке физкультуры, при этом учитель физкультуры проигнорировал жалобу ребенка, в кабинет медика в школе, не отводили, осмотра не было, ребенок просидел с травмой все уроки, после школы сами поехали в платный травмпунук, какие мои дальнейшие действия, как написать заявление на внутренних проверку, так как техника безопасности была нарушена на уроке физкультуры.

Ребенок получил травму глаза на уроке физкультуры при игре в баскетбол. Характер травмы пока не ясен. Из школы уехали в больницу обследуют. Что делать?

У меня на уроке физкультуры девочка сломала руку. Все требования по проведению урока были соблюдены. После травмы действовала согласно инструкции. Родители собираются подавать в суд. Мои действия?

Пож-та какие санкции можно применить к школе? На уроке физкультуры моя дочь 6-ого класса будучи освобождённой от физкультуры получила травму от удара мяча, сотрясение головного мозга и перелом носных костей. Освобожденные дети во время урока сидят в зале где проходят активные игры на уроке.

Т.к. школа переполнена, в физкультурном зале проходило одновременно 4-е урока, есть ли какие-то нормы?

Ребёнок получил травму позвоночника, на уроке физкультуры. Девочка напрыгнули на него сверху. Увезли на скорой помощи с урока. Родители девочки не хотят оплачивать карсет. КАК БЫТЬ? ПОДСКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА.

Ребенок на уроке физкультуры получил травму, выбил коленную чашечку. С урока его выгнали в травм пункте должной помощи не оказали, отправили домой и дома уже самостоятельно поехали в травму. Учитель физкультуры и классный руководитель разговаривать отказываются, директор школы угрожает отчислением школьника задним числом. В милиции предложили лишь выговор учителю и директору. На операцию и последующую реабилитацию ребенка нужно не менее 100 000 рублей. Что делать и куда обращаться?

На уроке физкультуры ребенок ученик 7 класса дважды падает, После второго падения появляется серьезная боль в колене. Подошел учитель с вопросом Чего валяешься? Ученик отвечает колено очень болит. Решение иучителя: Потом сходишь в мед кабинет, а сейчас урок. По окончанию урока необходимо быстро переодеться и дойти до следующего урока - Это при боли в колене-После уроков еле-еле дошел до дома-колено уже распухло и позвонил маме на работу. Мама отвезла в травму. Травма направила в больницу - Там из колена выкачали 65 мл крови, гипс и в палату.

Разве не учитель должен был известить медработника школы о травме и чтобы ребенку сразу оказали медпомощь? Как рассматривать действия учителя?

На уроке физкультуры мальчик получил травму, столкнувшись с другим учеником. Получит ли учитель физкультуры выговор.

Сегодня я проводила урок физкультуры в 5-м классе. В связи с низкой температурой в спортивном зале (урок длился 35 минут) - учащиеся после разминки получили задание (в парах играли в бадминтон через сетку). Жалоб от детей не поступало. Вечером от администрации я узнала, что родители одного из учеников класса сообщили, что у их сына перелом руки. Который он получил на уроке. В травмпункте они сказали, что травму получил на уроке. Хотя он играл до конца урока и был счастливым. Только через 3 урока он отпросился у классного руководителя и ушёл домой. Как правильно поступить?

Получили на уроке физкультуры травму что может быть с учителем?

Ребёнок 14 лет получил на уроке физкультуры травму. При опросе детей ПДН присутствовал учитель физкультуры. Это правомерно?

На уроке физкультуры ученик не послушал учителя слезть с брусьев, и при этом упал с них и получил травму двух позвонков, какое наказание понесет учитель? Время урока шло, но все ждали опоздавших.

Травма на уроке физкультуры (разрыв мениска) как в таких случаях поступить и куда нужно обратиться?

Ребёнок получил травму на уроке физкультуры как написать правильно объяснительную детектору?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основные травмы на уроках физической культуры

Повреждением, или травмой, называют воздействие на организм человека внешнего фактора (механического, физического, химического, радиоактивного, рентгеновских лучей, электричества и др.), нарушающего строение и целостность тканей, и нормальное течение физиологических процессов.

В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения.

Повреждения делятся на прямые и непрямые, в зависимости от точки приложения силы. Они могут быть одиночными (например, поперечный перелом бедренной кости), множественными (множественный перелом ребер), сочетанными (перелом костей таза с разрывом мочевого пузыря) и комбинированными (перелом бедра и отморожение стопы и т.п.).

Действие механического фактора, вызывающего повреждения, проявляется в виде сжатия, растяжения, разрыва, скручивания или противоудара, в результате которого травмируется участок ткани, противоположный месту приложения силы.

Травмы бывают открытые, с нарушением целостности, и закрытые, когда изменение тканей и органов происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.

По тяжести травмы делятся на тяжелые, средней степени тяжести и легкие. Тяжелые травмы – это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящей в потере учебной и спортивной трудоспособности сроком свыше 30 дней. Пострадавших госпитализируют или длительное время лечат у детских травматологов-ортопедов в специализированных отделениях или амбулаторно.

Травмы средней сложности тяжести – это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30 дней. Дети со спортивными травмами средней тяжести также должны лечиться у детских травматологов-ортопедов.

Легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потере общей и спортивной работоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжение 1-й степени и др., при которых учащаяся нуждаются в оказании первой врачебной помощи. Возможно сочетание назначенного врачом лечения (сроком до 10 дней) с тренировками и занятиями пониженной интенсивности.

Кроме того, выделяют острые и хронические травмы .

Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора.

Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела.

Существует еще один вид травм – микротравмы . Это повреждения, получаемые клетками тканей в результате однократного (или часто повреждающегося) воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающего нарушение их функций и структуры (длительные нагрузки на неокрепший организм детей и подростков).

Иногда выделяют очень легкие травмы (без потери спортивной трудоспособности) и очень тяжелые травмы (приводящие к спортивной инвалидности и смертельным исходам).

Среди видов спортивных повреждений ушибы наиболее часто встречаются в хоккее, футболе, боксе, спортивных играх, борьбе, конькобежном спорте. Повреждение мышц и сухожилий часто наблюдаются при занятиях штангой, легкой атлетикой и гимнастикой. Растяжение связок – преимущество при занятиях штангой, борьбой и легкой атлетикой и гимнастикой, спортивными играми и боксом. Переломы костей относительно часто возникают у борцов, конькобежцев, велосипедистов, хоккеистов, боксеров, горнолыжников, футболистов. Раны, ссадины, потертости преобладают при занятиях велосипедным, лыжным, конькобежным спортом, хоккеем, греблей. Сотрясение мозга наиболее часто встречаются у боксеров, велосипедистов, футболистов, представителей горнолыжного спорта.

По локализации повреждений у физкультурников и спортсменом чаще всего наблюдаются травмы конечностей, среди них преобладают повреждения суставов, особенно коленного и голеностопного. При занятиях спортивной гимнастикой чаще возникают повреждения верхней конечности (70% всех травм). Для большинства видов спорта характерны повреждения нижних конечностей, например в легкой атлетике и лыжном спорте (66%). Повреждения головы и лица характерны для боксеров (65%), пальцев кисти – для баскетболистов и волейболистов (80%), локтевого сустава для теннисистов (70%), коленного сустава – для футболистов (48%) и т.п. Среди спортивных травм, как правило, высокий процент травм в средней тяжелой степени.

Травмы – это для ребенка тяжелое испытание и психологического, и физического плана. Даже при благоприятном исходе тяжелая травма у многих детей и подростков отбивает желание заниматься физической культурой и спортом.

Травмы на уроке физкультуры. Что и как делать?

Фото: susanin.news

Разберёмся сначала с типичными травмами на уроках физкультуры. Это ссадины, ушибы, вывихи и растяжения. Всё вышеперечисленное составляет 99% всех травм на уроках. Бывают, конечно, и более неприятные травмы, но они редки (хотя я в своей практике успел получить 1 сотрясение мозга и три перелома).

Ссадина – это повреждение кожного покрова. Возникает от контакта с жёсткими поверхностями, например, при банальном падении в эстафете или приёме в падении в волейболе.

Ушиб – травматическое повреждение мягких тканей.

Вывих – травматическое повреждение сустава, связанное с выходом кости из суставной сумки.

Растяжение – травматическое повреждение суставных связок.

Вопрос: что же делать учителю физической культуры при травме ученика?

Это зависит от одного фактора: прошёл учитель физической культуры курсы по первой доврачебной помощи или нет.

В первом случае действия попроще для контролирующих, сложнее для учителя. Мы так же сообщаем о травме всем заинтересованным лицам (смотри выше), но и оказываем травмированному доврачебную помощь.

Ссадина – обрабатываем кровеостанавливающими и обеззараживающими средствами.

Читайте также: