Эссе моя инновация в образовательном менеджменте руководителя доу
Обновлено: 02.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Инновационный менеджмент в современном ДОУ
Для успешного осуществления процесса модернизации всей системы образования Россия нуждается в специалистах, владеющих современными методами управления педагогическими коллективами, исследованиями и разработками, способными эффективно работать на рынке нововведений. Внедрение инноваций трудный и болезненный процесс для любой организации. Но без нововведений невозможно функционировать и развиваться в современном обществе, для которого характерна конкуренция организаций, учреждений, фирм.
Современные инновационные процессы достаточно сложны и неизбежны. Они имеют место в любой области управления (совершенствование планирования, структуры и функций органов управления, системы работы с кадрами и др.).
Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее: постановка цели и выбор стратегии; планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.
Организация комплексного сопровождения индивидуального развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения требует разных подходов к образовательному процессу, его планированию и разработке программно-методического обеспечения деятельности детского сада. Изменяющиеся запросы российского общества к качеству дошкольного образования должны мотивировать дошкольное учреждение к использованию современных образовательных комплексных программ, технологий, методик.
Инновационный менеджмент в современном дошкольном образовательном учреждении предполагает:
разработку планов и программ инновационной деятельности;
наблюдение за ходом разработки инновационного продукта и его внедрением;
рассмотрение проектов создания новых продуктов;
проведение единой инновационной политики – координация деятельности всех структурных подразделений;
финансовое и материальное обеспечение инновационных процессов;
управление персоналом, осуществляющим инновации;
создание целевых групп для комплексного решения инновационных проблем.
Примерами управления инновациями в ДОУ могут быть:
1. Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: Программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.
2. Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.
3. Внедрение новых форм дифференциации специального образования: временной логопедической группы, логопункта.
4. Создание сети дополнительных бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ: кружки, студии, секции и др.
5. Расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих ДОУ: платные образовательные услуги, группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста (адаптационные, коррекционно-развивающие), группа предшкольной подготовки для старших дошкольников.
6. Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.
8. Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.
9. Научно-методические продукты инновационной деятельности – публикации методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.
10. Работа творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.
11. Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.
12. Переход на финансовую самостоятельность учреждения, привлечение внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг.
Таким образом, для эффективного и рационального руководства современным дошкольным образовательным учреждением менеджер образования – заведующий, директор, руководитель должен овладеть основами управления, разобраться в современных эффективных стратегиях и методах управления ДОУ, технологиях работы с коллективом, основанных на позитивном конструктивном подходе и лидерских функциях руководителя
Краткое описание документа:
Инновационный менеджмент в современном ДОУ
Для успешного осуществления процесса модернизации всей системы образования Россия нуждается в специалистах, владеющих современными методами управления педагогическими коллективами, исследованиями и разработками, способными эффективно работать на рынке нововведений. Внедрение инноваций трудный и болезненный процесс для любой организации. Но без нововведений невозможно функционировать и развиваться в современном обществе, для которого характерна конкуренция организаций, учреждений, фирм.
Современные инновационные процессы достаточно сложны и неизбежны. Они имеют место в любой области управления (совершенствование планирования, структуры и функций органов управления, системы работы с кадрами и др.).
Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее: постановка цели и выбор стратегии; планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.
Организация комплексного сопровождения индивидуального развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения требует разных подходов к образовательному процессу, его планированию и разработке программно-методического обеспечения деятельности детского сада. Изменяющиеся запросы российского общества к качеству дошкольного образования должны мотивировать дошкольное учреждение к использованию современных образовательных комплексных программ, технологий, методик.
Инновационный менеджмент в современном дошкольном образовательном учреждении предполагает:
· разработку планов и программ инновационной деятельности;
· наблюдение за ходом разработки инновационного продукта и его внедрением;
· рассмотрение проектов создания новых продуктов;
· проведение единой инновационной политики – координация деятельности всех структурных подразделений;
· финансовое и материальное обеспечение инновационных процессов;
· управление персоналом, осуществляющим инновации;
· создание целевых групп для комплексного решения инновационных проблем.
Примерами управления инновациями в ДОУ могут быть:
1. Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: Программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.
2. Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.
3. Внедрение новых форм дифференциации специального образования: временной логопедической группы, логопункта.
4. Создание сети дополнительных бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ: кружки, студии, секции и др.
5. Расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих ДОУ: платные образовательные услуги, группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста (адаптационные, коррекционно-развивающие), группа предшкольной подготовки для старших дошкольников.
6. Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.
8. Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.
9. Научно-методические продукты инновационной деятельности – публикации методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.
10. Работа творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.
11. Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.
12. Переход на финансовую самостоятельность учреждения, привлечение внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг.
Таким образом, для эффективного и рационального руководства современным дошкольным образовательным учреждением менеджер образования – заведующий, директор, руководитель должен овладеть основами управления, разобраться в современных эффективных стратегиях и методах управления ДОУ, технологиях работы с коллективом, основанных на позитивном конструктивном подходе и лидерских функциях руководителя
Актуальность данной темы состоит в том, происходящие изменения в сфере образования определяют необходимость обновления управленческой деятельности заведующего дошкольным образовательным учреждением посредством использования инноваций. Внедрение инноваций в сферу руководства учреждением предполагает постепенное обновление содержания, методов управления, что, в конечном итоге, оказывает влияние на воспитание и обучение детей. Повышение требований к качеству образовательных услуг, оказываемых дошкольными учреждениями, требует поиска методологически выверенных путей, средств, условий внедрения инновационных технологий, повышающих эффективность в управлении ДОУ.
Социально-экономический кризис российского образования отражается в первую очередь на кадрах дошкольных учреждений. Массовый отток молодых и перспективных специалистов в другие сферы, общее старение персонала требуют актуализации основных ресурсов управления образовательными учреждениями.
Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее: постановка цели и выбор стратегии; планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.
Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном ритме работы дошкольного учреждения, не позволяют достичь желаемых целей, актуальных для сегодняшнего дня. Нужны новые подходы к управлению, которые предусматривают организацию работы в инновационном режиме, только в этом случае возможно перевести дошкольное образовательное учреждение из функционирующего в развивающееся, которое сможет стать базой для внедрения новых форм работы.
Таким образом, для эффективного и рационального руководства современным дошкольным образовательным учреждением менеджер образования – заведующий должен овладеть основами управления, разобраться в современных эффективных стратегиях и методах управления ДОУ, технологиях работы с коллективом, основанных на позитивном конструктивном подходе и лидерских функциях руководителя.
От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения и его социальный статус.
Ура! У меня — публикация! Не могу не поделиться своей радостью. Сегодня в детский сад пришел журнал, который я очень ждала. Ведь в нем - моя публикация! Да не одна,.
Современные требования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, политики, социокультурной сферы, повышение открытости общества, его быстрой информатизации и динамичности побуждают претерпевать сегодня целый ряд изменений, в том числе и в современной системе образования. На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества. И несомненно огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОО, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами. Это требует от руководителя ДОО профессиональной и мотивационной готовности к инновационной управленческой деятельности, развития качеств руководителя-новатора.
Учреждение, работающее традиционно, стало лишь частично удовлетворять представлениям и требованиям родителей, являющихся основными потребителями образовательных услуг. В связи с этим многие дошкольные учреждения в настоящее время работают в поисковом режиме, осуществляют инновационную деятельность, участвуют в экспериментальной работе. Однако любой грамотный руководитель понимает, что при изменяющемся образовании не может быть устаревшей системы управления, но и обновление системы управления требует определенного времени. Поэтому внедрение инноваций в сферу управления не означает радикальных изменений, а предполагает постепенное обновление и совершенствование методов и средств управления, управленческих технологий, содержания управленческих функций.
Управленческие инновации руководителя ДОО – это целенаправленные изменения, внесение элементов нового в содержание управленческих функций, в средства, методы, технологию и организацию процесса управления с целью улучшения системы управления дошкольного учреждения в целом или частично. Управленческие инновации касаются, прежде всего, процесса управления ДОО, в частности управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения.
Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, старших воспитателей, научно-методических помощников, их профессиональные запросы и потребности. Не административная воля и нажим становятся движущей силой развития образовательного учреждения, а реальный творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности раскрыть потенциальные возможности своих воспитанников.
Поиск, инициатива и творчество – вот главные составляющие в инновационной деятельности. Избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания и умения — таким должно быть профессиональное кредо руководителя, навеянное требованиями времени.
Что такое инновация? Инновация - это нововведение, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышения их эффективности. Значит, инновации в обучение это внедрение современных образовательных технологий, направленных на проявление внутренней мотивации у воспитанников к обучению.
Ещё одна технология, которая вызывает у детей восторг - это технология детского экспериментирования, она способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. Ребёнок может моделировать в своем сознании настоящую картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах. Например, мы с воспитанниками с удовольствием наблюдаем за тем, как растения поглощают воду; формирование сосулек из воды и соды вызывает неподдельный интерес и удивление; зачарованно наблюдаем за процессом выращивания кристаллов из соли. Таким образом, технология детского экспериментирования побуждает воспитанников интересоваться неизвестным в окружающем мире и действовать самостоятельно.
Современный педагог должен идти в ногу со временем. А так как я являюсь современным педагогом, то в своей работе применяю информационно - коммуникационные технологии. Данные технологии позволяют мне существенно повысить мотивацию детей к обучению, воссоздать реальные предметы или явления в цвете, движение и звуки, что способствует наиболее широкому раскрытию способностей воспитанников и активизации умственной деятельности. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей, и повышают у них интерес к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Слайд - шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например рост цветка, вращение планет вокруг солнца, движение волн, дождь. С помощью виртуальных экскурсий можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными в зоне недосягаемости и в полной мере увидеть все красоты нашего мира.
Для обеспечения психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей, я использую инновационные технологии и в работе с семьями воспитанников. Каждое мероприятие с родителями сопровождаю презентациями, фотографиями из жизни группы, практическими занятиями, использую нетрадиционные формы взаимодействия такие как, мастер-класс, квест, гостиные, аукцион, общение в интернет-сообществах. Такое неформальное общение дает возможность высказать свои предположения, пожелания, несогласия по тем или иным вопросам, решить организационные моменты в жизни группы, улучшает обратную связь.
Используя в своей практике инновационные подходы позволяет мне сделать пребывание детей в дошкольном учреждении более интересным и познавательным и помогает выстроить педагогический процесс таким образом, что бы обеспечить непрерывное всестороннее развитие дошкольников с целью максимальной самореализации каждого воспитанника.
Самое главное достижение в работе с детьми - интерес в глазах детей, любознательность, готовность к принятию новых, необычных, удивительных знаний.
…Я буду работать в кузнице,
Только не в той, где молоты…
Возьму я себе в союзницы
Милую, светлую молодость…
…Предметы моей романтики
На солнышке ласково щурятся,
Носят на маковках бантики,
Парами ходят по улицам…
Автор: Дегтярева Екатерина Владимировна
Населенный пункт: п. Петропавловский
Автор: Шонин Максим Юрьевич
Населенный пункт: п. Петропавловский
Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, исполнительностью и распространению новшеств.
Сейчас стало модным употреблять красивые современные понятия. Многие мои коллеги охотно используют в своей профессиональной деятельности слово инновация, но при этом каждый вкладывает в это понятие совершенно неповторимое, своё значение, порой не имеющее ничего общего с действительным смыслом этого слова. И нельзя утверждать, что вина в этом полностью ложится на педагога. Если еще 6 - 7 лет назад инновацией были компьютерные, интерактивные технологии, то сегодня это уже обычное явление для образовательных учреждений. И вот тут встает множество вопросов: А что же такое инновация сейчас? Готовы ли педагоги к стремительным преобразованиям образовательной системы, которые, судя по всему, только начинаются? Что нужно предпринять педагогическому сообществу, чтобы попасть в такт преобразованиям?
Конечно, даже среди проработавших долгое время педагогов есть креативные, гибкие, ищущие, но таких - единицы. Моё личное мнение – для инновационного развития нужны молодые педагоги, знающие основные технологии и методики, но не перегруженные системой и способные ещё творить. Ведь педагог остаётся педагогом только до тех пор, пока сам учится.
Так что же такое инновация? И нужны ли инновационные технологии педагогам?
Инновации - это и НОВЫЙ учитель, с новыми взглядами и задачами, способный использовать современные технологии, методы, подходы и УЧИТЬСЯ вместе со своими учениками.
Для нашей школы инновации - это переход на новое качественное обучение, это использование всех современных методов оценки качества знаний учащихся. Для этого необходимо использовать современные разработки отслеживания и корректировки знаний, умений, навыков и компетенций наших учеников - мониторинга качества. Новые формы целеполагания, направленные на обучающегося, технологические карты уроков, нетрадиционные формы и методы учебных и практических занятий и т.д.
Что такое инновации в современной школе? Это, в первую очередь, новые образовательные технологии: информационно-коммуникационные, интернет-технологии, технологии деятельностные, игровые, компетентностные. Это современные подходы и методы проведения урока. Уроки-игры, уроки-диспуты, уроки-путешествия, уроки интерактивные и нестандартные, НО (!) которые основываются на традиционной российской образовательной базе.
Одно из нововведений последнего времени является ЕГЭ! А также предметом многочисленных споров. С одной стороны это кажется разумным, замена двух экзаменов одним. С другой стороны происходит процесс обезличивания образования. ЕГЭ не требует от учащихся ни творческих достижений, ни портфолио, только ответы на общие и единые для всех тесты.
Также одним из нововведений является профильное обучение. Предполагается, что профильная школа позволяет преодолеть разрыв между требованиями вуза и возможностями системы образования. Однако у учеников, выбравших профиль, не остается возможности общения с талантливыми учителями непрофильных предметов; например, на физико– математическом профиле не будут вести занятия талантливые историки или литераторы.
Нужны ли инновации? Безусловно, да! Так как общество постоянно развивается и не может стоять на месте. Нужен ли опыт? Да, но не закостенелый и без оглядки назад. А также необходимо учитывать, что каждое нововведение имеет свои достоинства и недостатки, требует время на внедрение его в практику. А для молодого учителя, чтобы осуществлять свою инновационную деятельность на уровне школы, нужна поддержка коллег и директора, а также огромный внутренний потенциал.
Читайте также: