Античная школа рассматривающая проблему вещественного первоначала

Обновлено: 07.07.2024

Милетская школа (город-государство Милеет, VII–VIвв. до н.э.), известна как первая философская школа. В ней впервые был поставлен вопрос о первоосновах сущего и началась космология (изучение Вселенной).Представители – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.Милетцы объясняют мир из него самого, на базе материальных начал. Фалес – считается первым настоящим философом, т.к. попытался объяснить мир в терминах реально наблюдаемой природы, а не в образах мифологии или религии. Это означало, что ᴇᴦο заключения можно было проверить на истинность с помощью рациональных рассуждений. Главное положение философии Фалеса˸ все в мире состоит из воды. По представлениям Фалеса Земля имеет форму диска и плавает в воде, но вещи, рожденные водой не мертвы, а одушевлены.

Гераклит. В городе Эфесе во 2-ой половине VIв. до н.э. возникает философская школа, связанная с именем Гераклита(ок.544–483 до н.э.), который принадлежал к царско-жреческому роду. Первоосновой мира Гераклит считал огонь. В ᴇᴦο понимании, огонь является наиболее адекватным символом развития, постоянных изменений. Гераклит угадывает основные черты диалектики. Он видит источник развития в борьбе противоположностей. Центральным мотивом всего ᴇᴦο учения был принцип˸ все течет. Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Гераклит одним из первых обращает внимание на характер человеческого познания. Познание, согласно ᴇᴦο взглядам, стремится постичь сущность, т. е. логос (закон). Кто ᴇᴦο не понимает, не может понять ничего в развитии мира.

Пифагор. Одной из известных школ Древней Греции стала школа Пифагора(ок.580–500 до н.э.). Пифагорейцы закладывают основы теории чисел и принципы арифметики, решают ряд геометрических задач. Именно Пифагор и ᴇᴦο ученики открыли связь между числом и музыкальной гармонией. Идеализм Пифагора и ᴇᴦο последователей проявлялся в общественно-политических и религиозных взглядах. Он многое взял из персидской и индийской мистики и считал, что душа бессмертна, а человек полностью подотчетен богам. Религию и мораль Пифагор полагал основанием гармонии общества. Пифагор считается изобретателем термина "философия".

У Элеатов субстанция – это бытие. Ксенофан видел основу всего сущего в земле. Якобы вся земля была покрыта морем, но потом поднялась и стала сушей, и тогда появилась жизнь.

Демокрит относится к атомистам. Первоначала атомистов – атомы (бытие) и пустота (небытие). Живое возникло из неживого по законам природы, без всякого творца и цели. Якобы когда земля была ещё мягкой, как глина, на ней образовались плёнки, похожие на гнойные нарывы. Днём солнце их нагревало, ночью их питала лунная влага. И из них в итоге появились люди и различные виды животных.

Классический этап античной философии: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

Яркие представители античной философии и их основополагающие идеи, рассматриваемые проблемы. Исследование первоначала у представителей материализма и идеализма в античности, их отличительные признаки, значение для развития философии и науки в целом.

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 25.10.2009
Размер файла 18,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в 6 веке до н.э. в Греции и просуществовала до 6 века н.э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 году последнюю греческую философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала 1200 лет. Однако ее невозможно определить только с помощью территориальных и хронологических определений. Философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которой объясняют лишь отдельные фрагменты реальности.

Философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которой объясняют лишь отдельные фрагменты реальности. По сути, философия созидается вопросом, обращенным к реальности в целом: что есть начало всех вещей? Предмет философии - бытие, реальность как целое. Бытие, в свою очередь, может открыться только через уяснение первоначала всех вещей.

Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они пытались научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движение, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений и т.д. главный вопрос древнегреческой философии - о первоначале мира. Здесь философия пересекается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику.

1. Проблема первоначала у представителей материализма в античности

Материализм (лат. materialis - вещественный) - научное философское направление, противоположное идеализму. Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие теории зрелости материализма. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, не сотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая знание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая о познаваемости природы. В истории философии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что в свою очередь, оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил. В процессе взаимодействия материализма и специальных наук изменялись вид и формы самого материализма. Первые учения материалистов появились вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китае и Греции - за несколько веков до н.э. - в связи с прогрессом в области астрономии, математики и другими естественнонаучными знаниями, а ее достижения были всегда связаны с конкретными философами. Этот период называют досократовским, а философов - досократиками. Исходной точкой развития античной философии был философский материализм к нему относится Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит при различиях между ними, полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного, начала. Материализм в античной философии развивали Анаксагор, Эмпедокл. Материализм состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего (Элемент). Заслугой древних материалистов было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Однако внутри этой наивно-материалистической основы рано наметились отдельные воззрения, которые в последствии привели к возникновению идеализма. Раскол на материалистические и идеалистические направления появились уже у самых ранних греческих мыслителей. Эти противоречия, превратились во второй половине 5 в до н.э. и в первой половине 4 в. до н.э. в противоположность материализма и идеализма.

Фалес (ок. 625 - ок. 547 гг. до н.э.) сочетал разностороннюю практическую деятельность с глубоким интересом к изучению природы и мироздания. Ученик вавилонских жрецов, занимавшихся астрономией, он сам сделал ряд открытий. Ему принадлежит год на 365 дней, и определил продолжительность в 30 дней, составил календарь. Имеются свидетельства практических достижений Фалеса: он был строителем мостов, изобретателем военных технических усовершенствований, гидротехником, создателем гидравлических часов.

Учение Фалеса о воде как о вечной, бесконечной, движущейся, вещественной первооснове, из которой происходят все вещи и в которую они превращаются вновь, уже содержало в себе диалектическое миропонимание. Но материализм Фалеса был еще наивен, и в нем оставалось еще немало мифологических представлений.

Анаксимен (ок. 588 - ок. 525 гг. до н.э.), который материальным первоначалом всего сущего считал воздух. Большое значение у Анаксимена приобрела идея о влиянии количественной степени плотности на качества вещей: различные степени разрежения и уплотнения воздуха приводят к возникновению всех разнообразных веществ. Так, разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь ветром, затем - облаками, водой, землей, камнями. Души людей так же родственны воздуху. Управление миром со стороны какой-либо сверхъестественной силы Анаксименом отвергалось.

Гераклит Эфесский (ок. 520 - 460 гг. до н.э.). В основу всего существующего Гераклит вещественной первоначало - огонь, оно же представляет собой первоначало и общественный образ всеобщего процесса. Выбор огня в качестве первоначала у Гераклита был не случаен: мир или природа, согласно Гераклиту, находится в процессе непрерывных изменений, а из всего, что есть в природе, наиболее способен к изменениям, наиболее подвижен именной огонь.

Анаксагор был сторонником атомизма и придерживался учения о неразрушимых элементах (атомах). Однако количество их он считал бесконечным и бесконечно делимым (а бесконечные множества, могут быть не только конечной, но и бесконечно малой).

Анаксагор был первым ученым, дающим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

2. Проблема первоначала у представителей идеализма в античности

Идеализм - философское направление, противоположное материализму. Идеализм рассматривает создание в отрыве от природы, в силу чего неизбежного мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму. Материалистическому детерминизму последовательный индетерминизм противопоставляет телеологическую теорию. Развитие теоретического мышления приводит к тому, что возможность индетерминизма - отрыв понятий от их объектов - дается уже в самой элементарной абстракции. Эта возможность становиться действительностью только в условиях классового общества, где индетерминизм возникает как наукообразное продолжение мифологических, религиозно-фантастических представлений. По своим социальным корням индетерминизм, выступает в качестве мировоззрения консервативных и реакционных слоев и классов, не заинтересованных в правильном отражении бытия, в коренной перестройке общественных отношений. Все разновидности индетерминизма подразделяются на две группы:

Объективный индетерминизм, принимающий за основу действительности личностный или безличный дух, некое сверхиндивидуальное познание.

Субъективный индетерминизм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания.

Однако различия субъективным и объективным индетерминизмом не абсолютно. Многие объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного индетерминизма; с другой стороны, субъективные идеалисты, нередко переходят на позиции объективного индетерминизма. В лице Сократа, Пифагора и особенно Платона сложилось учение философского идеализма, противопоставившего себя в первую очередь материализму атомистов. Колебавшийся между материализмом и идеализмом Аристотель также излагал свои идей в полемике с предшествующими и современными ему учения.

Сократ обратился к анализу человеческого сознания и мыслительной деятельности. Сократ объективный идеалист. Смысл его философского учения состоит в признании действия родовых сущностей в окружающей действительности, реальности универсального разума, разума вообще.

Основным для Сократа было стремление к непосредственному созерцанию закономерностей природы и жизни, высвобождению философии от мистицизма. Он признавал роль общего разума в практических целях - для объяснения наглядно видимой целесообразности, необъяснимой ссылки на случайность.

Нравственные позиции Сократа были далеки от старинного благочестия. Он считал, что добродетель есть знание или мудрость, что знающий доброе обязательно и поступит по-доброму, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро или творит зло в целях конечного торжества добра.

В области политики он критиковал все формы правления - монархию, тиранию, аристократию, плутократию, и демократию и демократию. Идеи Сократа получили свое дальнейшее развитие в философии Платона.

Платон (428/427 - 348/347 гг. до н.э.) его учение следует, что лишь мир идей представляет собой истинное бытие. Платон полагал, что мир чувствительных вещей не есть мир истинно сущего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, движутся и изменяются, в них нет ничего устойчивого, а значит, и истинного.

2. идеалистическая философия Пифагора сочеталась с ясно выраженными религиозными представлениями.

3. идеалистические и религиозные идеи сочетались у Пифагора с антидемократическими, аристократическими установками.

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) как мыслитель объединил и систематизировал весь философский опыт Греции. В своих философских взглядах Аристотель стремился обобщить развитие материалистической и идеалистической мысли, и у него материализм часто брал верх над идеализмом. общий опыт предшествующего развития наук, Аристотель пытался построить единую систему наук, разработав для этого их классификацию. согласно Аристотелю, все науки занимаются исследованием бытия и делятся на теоретические и практические и творческие.

2. материальная причина - субстрат, т.е. то, из чего что-либо состоит как из материала;

3. движущая действующая причина, источник, начало движения;

4. целевая причина-то, ради чего что-либо осуществляется.

Хотя Аристотель и называл материю одной из причин бытия, однако в материи он видел только пассивное начало (рассматривал материю лишь как субстрат она бескачественна и неопределенна, лишена всех свойств). Всю активность Аристотель приписывал остальным трем причинам.

3. Изложите учения о первоначале в философии античных атомистов? Какое значение имело это учение в истории развития философии и науки?

Атомы рассматривались как последние неделимые, предельно малые частицы, несотворимые и неуничтожимые. Различие в числе, и весе, скорости движения и взаимном расположении атомов в телах считалось причиной всего многообразия качеств в мире. Представителями античной философии атомистов являются Левкипп, Демокрит, Эпикура, Лукреция.

Даже боги согласно Демокриту, не являются исключением: они также состоят из атомов, но из особо прочных, однако не настолько, чтобы делать богов бессмертными.

Своеобразное учение Демокрита об умопостигаемых атомах как основе мира привело его к идее о существований, форм человеческого познания - чувственного и рассудочного. Причем предпочтение он отдавал истинному, рассудочному познанию.

Таким образом Демокрит впервые в истории античной философии разработал учение о познании, двух его основных формах.

Вместе с тем в философии Демокрита проявились и некоторые слабые стороны представляемого им материалистического направления. Наиболее серьезным недостатком был упрощенный, чисто количественный, механический подход к пониманию устройства мира.

Многие считали Демокрита лучшим из философов живших до Сократа. Для этого действительно были основания.

1. именно Демокрит успешнее других античных философов в своих произведениях решил вопрос о первооснове мира.

2. он узнал на какое важнейшее универсальное свойство мира, как движение, изменение, развитие, связывая это свойство с атомами.

3. он обнаружил стремление к атеизму, обосновывая мысль о смертности богов, которые, как и люди, состоят из атомов.

Философские учения Демокрита сыграли свою положительную роль в истории античной философии, укрепилось качественно новое направление - философский идеализм.

Список используемой литературы

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 3-е изд. - М.: Культура и спорт, Юнити-ДАНА, 2004. - 584 с.

2. Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд. - М.: Политиздат, 1999. - 690 с.

Подобные документы

Особенности развития античной философии. Проблема первоначала у представителей материализма, идеализма и атомистов. Атомистическая концепция античных философов. Основные проблемы зарождения греческой философии. Материализм и идеализм античной философии.

реферат [31,7 K], добавлен 18.04.2010

Специфические признаки и отличительные черты философии Возрождения, древнегреческого и средневекового учения. Яркие представители и основополагающие идеи философии Нового времени и Просвещения. Проблема бытия и истины в истории философии и юриспруденции.

контрольная работа [27,5 K], добавлен 25.07.2010

Этапы развития и характерные черты философской мысли. Основные особенности философии античного мира. Взгляды древнегреческих ученых Фалеса, Гераклита, Пифагора, Демокрита, Аристотеля, Сократа о проблемах универсального первоначала. Мир идей Платона.

реферат [27,3 K], добавлен 08.03.2013

Характеристика и яркие представители классического этапа развития античной философии. Творчество Платона и сущность его утопии, учение об идеях. Критика теории идеи и метафизика Аристотеля. Философские школы эллино-римского периода античной философии.

контрольная работа [33,0 K], добавлен 20.10.2009

Формы материализма и идеализма в философии античности. Развитие диалектических идей. Сравнительная характеристика философии Древнего Востока и Греции. Учения об универсальных принципах бытия, познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру.

реферат [39,7 K], добавлен 12.01.2015

Этапы развития и основные черты античной философии, направления и школы. Наиболее известные философские учения периода античности. Сократ, Платон, Аристотель – представители античной философии. Характеристика эпохи эллинизма, ее значение и возрождение.

реферат [23,5 K], добавлен 24.04.2009

Зарождение античной философии, "первоосновы" мира. Принципы философии и учение Анаксагора, осмысление им движущей силы возникновения мира. Атомы как начало мироздания. Причины возникновения жизни на земле по Демокриту. Основоположники античной диалектики.

Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.

Первую школу в греческой философии основал мыслитель Фалес, живший в городе Милет (на побережье Малой Азии). Школа получила название милетской. Учениками Фалеса и продолжателями его идей были Анаксимен и Анаксимандр.

Задумываясь об устройстве мироздания, милетские философы говорили следующее: нас окружают совершенно различные вещи (сущности), причем многообразие их бесконечно. Ни одна из них не похожа на любую другую: растение это не камень, животное – не растение, океан – не планета, воздух – не огонь и так далее до бесконечности. Но ведь несмотря на это разнообразие вещей, мы называем всё существующее окружающим миром или мирозданием, или Вселенной, тем самым предполагая единство всего сущего. Мир является все же единым и цельным, значит, у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех разных сущностей. Несмотря на разницу между вещами мира, он является все же единым и цельным, значит у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех различных предметов. За видимым разнообразием вещей кроется невидимое их единство. Подобно тому, как в алфавите всего три десятка букв, которые порождают путем всяческих комбинаций миллионы слов. В музыке всего семь нот, но различные их сочетания создают необъятный мир звуковой гармонии. Наконец, нам известно, что существует сравнительно небольшой набор элементарных частиц, а различные их комбинации приводят к бесконечному разнообразию вещей и предметов. Это примеры из современной жизни и их можно было бы продолжать; то, что разное имеет одну и ту же основу – очевидно. Милетские философы верно уловили данную закономерность мироздания и пытались найти эту основу или единство, к которому сводятся все мировые различия и которое разворачивается в бесконечное мировое многообразие. Они стремились вычислить основной принцип мира, все упорядочивающий и объясняющий и назвали его Архэ (первоначало).

Милетские философы первыми высказали очень важную философскую идею: то, что мы видим вокруг себя, и то, что действительно существует, – не одно и то же. Эта идея является одной из вечных философских проблем – какой мир сам по себе: такой, каким мы его видим, или же совершенно другой, но мы этого не видим и потому не знаем об этом? Фалес, например, говорит, что видим мы вокруг себя различные предметы: деревья, цветы, горы, реки и многое другое. На самом же деле все эти предметы являются разными состояниями одного мирового вещества – воды. Дерево – это одно состояние воды, гора – другое, птица – третье и так далее. Видим мы это единое мировое вещество? Нет, не видим; мы видим только его состояние, или порождения, или формы. Откуда же мы тогда знаем, что оно есть? Благодаря разуму, ибо то, что нельзя воспринять глазом, можно постичь мыслью.

Из мышления в рамках мифа (мифологического мышления) оно стало преобразовываться в мышление в рамках логоса (логическое мышление). Фалес освободил мышление как от пут мифологической традиции, так и от цепей, привязывавших его к непосредственным чувственным впечатлениям.

Именно грекам удалось разработать понятия рационального доказательства и теории как его средоточия. Теория претендует на получение обобщающей истины, которая не просто провозглашается, взявшись неизвестно откуда, а появляется путем аргументации. При этом и теория, и полученная с ее помощью истина должны выдержать публичные испытания контраргументами. У греков возникла гениальная идея, что следует искать не только собрания изолированных фрагментов знания, как это на мифической основе уже делалось в Вавилоне и Египте. Греки начали поиски всеобщих и систематических теорий, которые обосновывали отдельные фрагменты знания с точки зрения общезначимых свидетельств (или универсальных принципов) как оснований вывода конкретного знания.

Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена называют милетскими натурфилософами. Они принадлежали к первому поколению греческих философов.

Милет - один из греческих полисов, находившихся на восточной границе эллинской цивилизации, в Малой Азии. Именно здесь - переосмысление мифологических представлений о начале мира раньше всего приобрело характер философских рассуждений о том, как многообразие явлений, окружающих нас, возникло из одного источника - изначальной стихии, первоначала - архэ. Это была натурфилософия, или философия природы.

Мир неизменен, неделим и неподвижен, представляет собой вечную стабильность и абсолютную устойчивость.


ФАЛЕС (VII–VI вв. до н. э.)
1. Все начинается из воды и в нее возвращается, все вещи произошли из воды.
2. Вода представляет собой сущность каждой отдельной вещи, вода пребывает во всех вещах и даже Солнце и небесные тела питаются испарениями воды.
3. Разрушение мира по истечении "мирового цикла" будет означать погружение всего сущего в океан.

Фале́с (ок. 625–547 до н. э.) — родоначальник европейской науки и философии

Фалес выдвинув идею субстанции — первоосновы всего , обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в ВОДЕ (во влаге): ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду же обращается. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений.

Фалес считал основой всего сущего воду: есть только вода, а всё остальное – ее порождения, формы и модификации. Понятно, что его вода не совсем похожа на то, что мы сегодня разумеем под этим словом. У него она – некое мировое вещество, из которого все рождается и образуется.

Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма — воззрения, по которому жизнь — имманентное свойство материи, сущее само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звезды. И в этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки. Но он представлял порядок светил обратным тому, который существует в действительности: он полагал, что ближе всего к Земле находится так называемое небо неподвижных звезд, а дальше всего — Солнце. Эта ошибка была исправлена его продолжателями. Его философское представление о мире полно отзвуков мифологии.

«Считается, что Фалес жил между 624 и 546 г. до Р.Х. Частично это предположение основывается на утверждении Геродота (Herodotus, ок. 484–430/420 до Р.Х.), писавшего, что Фалес предсказал солнечное затмение 585 г. до Р.Х.
Другие источники сообщают о путешествии Фалеса по Египту, что было достаточно необычным для греков его времени. Сообщают также, что Фалес решил задачу исчисления высоты пирамид путем измерения длины тени от пирамиды, когда его собственная тень равнялась величине его роста. Рассказ о том, что Фалес предсказал солнечное затмение, указывает на то, что он владел астрономическими знаниями, которые, возможно, пришли из Вавилона. Он также обладал познаниями по геометрии — области математики, которая была развита греками.

Фалес, как утверждают, принимал участие в политической жизни Милета. Он использовал свои математические знания для улучшения навигационного оборудования. Он был первым, кто точно определял время по солнечным часам. И, наконец, Фалес разбогател, предсказав засушливый неурожайный год, в преддверии которого он заранее заготовил, а затем выгодно продал оливковое масло.

Мало что можно сказать о его работах, так как все они дошли до нас в переложениях. Поэтому мы вынуждены придерживаться в их изложении того, что сообщают о них другие авторы. Аристотель в Метафизике говорит, что Фалес был родоначальником такого рода философии, которая ставит вопросы о начале, из которого возникает все сущее, то есть то, что существует, и куда потом все возвращается. Аристотель также говорит, что Фалес полагал, что таким началом является вода (или жидкость).

Фалес, как и другие, наблюдал множество вещей, которые возникают из воды и которые исчезают в воде. Вода превращается в пар и лед. Рыбы рождаются в воде и затем в ней же умирают. Многие вещества, подобно соли и меду, растворяются в воде. Более того, вода необходима для жизни. Эти и подобные простые наблюдения могли подвести Фалеса к утверждению, что вода является фундаментальным элементом, который остается постоянным во всех изменениях и преобразованиях.

Из воды возникают все остальные объекты, и они же превращаются в воду.

Ставя вопрос о воде как единственной основе мира и начале всего сущего, Фалес тем самым решал и вопрос о сущности мира, все многообразие которого выводится (происходит) из единой основы (субстанции). Вода - это то, что в последующем многие философы стали называть материей, "матерью" всех вещей и явлений окружающего мира.

Анаксимандр (ок. 610 — 546 до н. э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон — неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли — ее конкретные массивы.

Апейрон не ассоциируется ни с каким конкретным веществом, порождает многообразие предметов, живых существ, людей. Апейрон беспределен, вечен, всегда активен и пребывает в движении. Будучи началом Космоса, апейрон выделяет из себя противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).

Анаксимандр решил не называть первооснову мира именем какой-либо стихии (воды, воздуха, огня или земли) и считал единственным свойством первоначального мирового вещества, все образующего, его бесконечность, всеобъемность и несводимость к какой-либо конкретной стихии, а потому – неопределенность. Оно стоит по ту сторону всех стихий, все их в себя включает и называется Апейроном (Беспредельным, бесконечным мировым веществом).

До наших времен сохранился только один фрагмент, приписываемый Анаксимандру. Кроме того, имеются комментарии других авторов, например, Аристотеля, который жил на два столетия позже.

В Космосе существует свой порядок, не созданный богами. Анаксимандр предполагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. От животных со временем произошел и человек, родившись и развившись до взрослого состояния из рыбы.


Самый разреженный воздух – это огонь, более густой – атмосферный, еще гуще – вода, далее – земля и, наконец, – камни.

От Анаксимена дошли только три небольших фрагмента, один из которых, вероятно, неподлинный.

Душа также состоит из воздуха. "Подобно тому, как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир". Воздух обладает свойством бесконечности. Его сгущение Анаксимен связывал с охлаждением, а разрежение - с нагреванием. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первиичен даже по отношению к богам. Не богами создан воздух, а они сами из воздуха, совсем как наша душа, воздух подддерживает все и управлет всем.

Обобщая взгляды представителей Милетской школы, отметим, что философия здесь возникает как рационализация мифа. Мир объясняется, исходя из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Милетцы были гилозоистами (греч.hyle и zoe - вещество и жизнь - философская позиция, в соответствии с которой любое материальное тело обладает душой), т.е. говорили об одушевленности материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами (греч. pan - все и theos - Бог - философское учение, в соответсвии с которым "Бог" и "природа" отождествляются) и пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы. В человеке милетцы усматривали, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды, воздуха, апейрона.

Рекомендованная литература:

Теперь же, о самой философии.

Философия, которую мы называем древнегреческой, возникла не в самой Греции, а в основанных реками городах-государствах на западном побережье Малой Азии (Ионии), затем в греческих городах Италии и только потом в самой Греции - в Афинах. В это время крупнейшим малоазиатским греческим городом был Милет (на территории нынешней Турции). Именно там жили и работали крупнейшие мыслители, такие как Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Они являются представителями милетской школы философии, или как их ещё называют, натурфилософами.

Сначала расскажу о Фалесе (640-562 до н.э.). Он являлся 1 ионийским философом и вместе с тем, европейским. Фалес происходил из аристократического рода и принимал участие в политической жизни Милета. Он учился у египетских жрецов астрономии и математике, сформулировал несколько геометрических теорий, предсказал солнечное затмения и открыл полярную звезду, определил продолжительность года и разделил его на месяцы.

Анаксимен является третьим выдающимся философом милетской школы (5 век до н.э.). По его мнению, первоосновой всего сущего является воздух. Душа состоит из воздуха, а огонь- это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух превращается в воду, затем в землю, ну и в конечном счёте, в камень.

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в Греции в 6 веке до нашей эры и просуществовала до 6 века нашей эры (когда император Юстиниан в 529 году закрыл последнюю греческую философскую школу, Платоновскую академию). Таким образом, античная философия просуществовала 1200 лет. Однако его нельзя определить только территориальными и временными определениями. Философия пытается объяснить всю совокупность реальности. Ее интересы далеки от более поздних интересов науки, отрасли которой объясняют лишь отдельные фрагменты реальности.

Философия пытается объяснить всю совокупность реальности. Ее интересы далеки от более поздних интересов науки, отрасли которой объясняют лишь отдельные фрагменты реальности. По сути, философия строится на вопросе, обращенном к реальности в целом: что является началом всех вещей? Объектом философии является бытие, реальность в целом. Бытие, в свою очередь, может быть раскрыто только через освещение происхождения всех вещей.

Первые греческие философы были также учеными-естествоиспытателями. Они пытались научно объяснить происхождение земли, солнца, звезд, животных, растений и человека. Они высказывали интересные идеи о движении, размере и форме небесных тел, причине солнечных затмений и т.д. Главным вопросом древнегреческой философии было происхождение мира. Здесь философия пересекается с мифологией, наследует ее мировоззренческие проблемы.

Представители материализма в античности

Материализм (лат. materialis — вещество) — научно-философское течение, противостоящее идеализму. Материализм можно выделить как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, которое является научным углублением и развитием теории созревания материализма. Философский материализм утверждает примат материального и вторичность духовного, идеального, что означает вечность, несотворенность мира, его бесконечность во времени и пространстве. Материализм рассматривает знание как продукт материи, видит в нем отражение внешнего мира и утверждает познаваемость природы. В истории философии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества, заинтересованных в правильном познании мира, в укреплении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, материализм способствовал росту научных знаний, совершенствованию научных методов, что, в свою очередь, положительно сказалось на успехах человеческой практики, развитии производительных сил. В процессе взаимодействия материализма и специальных наук изменились тип и форма самого материализма. Первые материалистические доктрины появились с появлением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китая и Греции — за несколько веков до Христа — в связи с достижениями в астрономии, математике и других научных знаниях, и их достижения всегда связывали с конкретными философами. Этот период называют досократическим, а философов — досократиками. Отправной точкой в развитии античной философии стал философский материализм, которому Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, с различиями между ними, верили, что все вещи произошли из одного, причем материального, начала. Материализм в античной философии развивали Анаксагор, Эмпедокл. Материализм — это признание материальности мира, его существования независимо от человеческого сознания. Его представители пытались найти в многообразии природы общее начало всего сущего и происходящего (стихию). Заслугой античных материалистов было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). В этих наивных материалистических рамках, однако, рано сформировались их собственные взгляды, которые впоследствии привели к возникновению идеализма. Раскол между материалистическим и идеалистическим направлениями был очевиден уже у самых первых греческих мыслителей. Эти противоречия переросли в противостояние материализма и идеализма во второй половине V века до н.э. и первой половине IV века до н.э.

Фалес (ок. 625 — ок. 547 гг. до н.э.) сочетал разнообразную практическую деятельность с глубоким интересом к изучению природы и Вселенной. Он был учеником вавилонских жрецов астрономии и сам сделал ряд открытий. Он написал год, состоящий из 365 дней, определил продолжительность 30 дней и составил календарь. Существуют свидетельства практических достижений Фалеса: он был строителем мостов, изобретателем военной техники, гидротехником и изобретателем гидравлических часов.

Учение Фалеса о воде как вечной, бесконечной, подвижной, материальной первооснове, из которой возникают все вещи и в которую они вновь превращаются, уже содержало диалектическое мировоззрение. Однако материализм Фалеса все еще был наивным и содержал много мифологических идей.

Анаксимен (ок. 588 — ок. 525 гг. до н.э.), который считал воздух материальным началом всех вещей. У Анаксимена большое значение приобрела идея влияния количественной степени плотности на свойства вещей: различные степени разбавления и сжатия воздуха приводят к образованию всевозможных веществ. Так разбавленный воздух превращается в огонь, сгущенный ветер, затем в облака, воду, землю, камни. Души людей также связаны с воздухом. Анаксимен отвергал управление миром какой-либо сверхъестественной силой.

Гераклит Эфесский (ок. 520 — 460 гг. до н.э.). В основу всего существующего Гераклит положил материальное первоначало — огонь, который также является первоначалом и социальным образом всеобщего процесса. Выбор огня в качестве первоосновы для Гераклита не был случайным: мир или природа, согласно Гераклиту, находится в процессе постоянного изменения, и из всего, что существует в природе, огонь является самым изменчивым, самым подвижным.

Анаксагор был последователем атомизма и придерживался учения о неразрушимых элементах (атомах). Однако он считал их количество бесконечным и бесконечно делимым (а бесконечные количества, могут быть не только конечными, но и бесконечно малыми).

Анаксагор был первым ученым, который дал правильное объяснение солнечным и лунным затмениям.

Проблема первоначала у представителей идеализма в античности

Идеализм — это философское направление, противоположное материализму. Идеализм рассматривает творение в отрыве от природы, что неизбежно мистифицирует его и процесс познания, часто приводя к скептицизму и агностицизму. Последовательный индетерминизм противопоставляет телеологическую теорию материалистическому детерминизму. Развитие теоретической мысли приводит к тому, что возможность индетерминизма — отрыва понятий от их объектов — уже дана в самой элементарной абстракции.

Все варианты индетерминизма делятся на две группы:

  1. Объективный детерминизм, предполагающий в качестве основы реальности личный или безличный разум, надличностное знание;
  2. Субъективный индетерминизм, который сводит знание о мире к содержанию индивидуального сознания.

Однако различие между субъективным и объективным индетерминизмом не является абсолютным. Многие объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного индетерминизма; субъективные идеалисты, в свою очередь, часто переходят на позиции объективного индетерминизма. У Сократа, Пифагора и особенно Платона возникло учение философского идеализма, которое в первую очередь противопоставлялось материализму атомистов. Аристотель, колебавшийся между материализмом и идеализмом, также представлял свои идеи в полемике с более ранними и современными доктринами.

Сократ обратился к анализу человеческого сознания и мыслительной деятельности. Сократ — объективный идеалист. Его философское учение основывалось на признании родовой сущности в окружающей действительности и реальности всеобщего разума, разума вообще.

Сократ был привержен непосредственному созерцанию законов природы и жизни и отделял философию от мистицизма. Он признавал роль универсального разума в практических целях — для объяснения кажущейся целесообразности, необъяснимой ссылки на случайность.

Моральные позиции Сократа были далеки от античной набожности. Он считал, что добродетель — это знание или мудрость, что тот, кто обладает хорошим знанием, будет поступать по-доброму, а тот, кто обладает плохим знанием, или не знает, что такое добро, или совершает зло, чтобы добиться окончательного торжества добра.

В области политики он критиковал все формы правления — монархию, тиранию, аристократию, плутократию, а также демократию и народовластие. Идеи Сократа получили дальнейшее развитие в философии Платона.

Платон (428/427 — 348/347 до н.э.) следует своему учению о том, что только мир идей представляет собой истинное бытие. Платон считал, что мир разумных вещей не является миром истинного бытия: разумные вещи постоянно возникают и исчезают, движутся и изменяются, в них нет ничего стабильного и, следовательно, истинного.

Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.), как мыслитель, объединил и систематизировал весь философский опыт Греции.

Первые философы и проблема первоначала

Первой философской школой была милетская школа. Название происходит от названия города Милет (полуостров Малазия). Наиболее ярким представителем, а по некоторым источникам и основателем, указанной школы был Фалес (640-545 гг. до н.э.). Фалес был не только философом, но и математиком, физиком и астрономом. Он установил, что в году 365 дней; разделил год на 12 месяцев, состоящих из 30 дней; предсказал солнечное затмение; открыл Полярную звезду и несколько других созвездий; показал, что звезды могут служить ориентиром для навигации.

Душа человека — это тонкая (бесплотная) субстанция, которая позволяет человеку чувствовать. Душа — это проводник разумности и справедливости.

  1. Человек, а не животное;
  2. Мужчина, а не женщина;
  3. Грек, а не варвар.

Аристотель считал, что Фалес взял за первооснову воду, основываясь на наблюдении, что пища влажная; тепло возникает из влаги и живет за счет нее. Идея о том, что вода является источником всего сущего, возможно, возникла из-за того, что вода претерпевает множество метаморфоз — она становится паром, льдом и обратно.

Последователем Фалеса Милетского был Анаксимен (585-525 гг. до н.э.), который считал, что первопричиной является воздух. Воздух вездесущ и наполняет все. Она способна разряжаться и сжиматься, порождая множество конкретных вещей.

Согласно Гераклиту, первопричиной всего сущего является огонь. Огонь конденсируется и превращается в воздух, воздух — в воду, вода — в землю (путь вверх) и превращается в другом порядке — путь вниз. По его словам, Земля когда-то была огненным шаром, который остыл и превратился в землю.

Гераклит считается одним из первых философов, заметивших единство и противоположность одних и тех же явлений. Все течет, все меняется, он считает, что невозможно дважды пройти по одной и той же воде, так как каждый раз она новая. Борьба или война — отец и царь всего. Гармония — это единство противоположностей. Всегда есть гармония и дисгармония. Лук может стрелять только тогда, когда противоположные стороны натянуты.

Чтобы проникнуть в основы вещей и мира, необходим разум и работа мышления. Истинное знание — это союз разума и органов чувств.

Душа должна быть мудрой и сухой. Влажность вредна для души. У пьяниц особенно мокрая душа. Когда душа человека сухая, она излучает свет, что подтверждает, что душа имеет огненную природу. Кажется, что идеи, которые существуют сегодня.

Заключение

  1. Проблемы первобытности;
  2. Проблемы человека, его место в этом мире;
  3. Проблемы наилучшей организации человеческого общества;
  4. Проблемы управления;
  5. Проблемы взаимоотношений человека и Бога;
  6. Проблемы познания мира.

Особенности греческой философии таковы:

  1. Сознательное отделение философии от мифа, религии, магии;
  2. Движение от мифа к логосу (специальный заказ);
  3. Все аргументы античного философа четко выстроены с помощью категорий и понятий. Например, в китайской философии много мифов, аллюзий, уподоблений. С другой стороны, античная философия старается ясно выразить свои мысли;
  4. Равенство учителя и ученика.

Обобщая изученные взгляды античных философов, можно сказать, что все огромное разнообразие и диапазон их интересов вращаются вокруг двух проблем: что есть мир и что есть человек.

Список литературы

  1. Алексеев П.В. Философия: учебник. — Алексеев П.В., Панин А.В., 3-е изд. — М., 2006 г. — 603 с.
  2. Данилян О.Г. Философия: учебник / О.Г. Данилян, В.М. Тараненко. М., 2007. — 510 с.
  3. Кочановский В.П. Философия. — В: В.П. Кохановский. 2-е изд. — Ростов-на-Дону, 2000 г. — 576 с.
  4. Философия: учебник. Ставрополь, 2001 [Электронный ресурс].

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: